Научная статья на тему 'ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1235
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ВИДЫ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрипник Оксана Богдановна, Петросян Давид Семенович, Боташева Лейла Султановна, Петросян Александр Давидович

В статье отобраны, систематизированы и описаны основные положения по многим видам современного менеджмента, охватывающим большинство функциональных обязанностей менеджеров в их реальной трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF MODERN MANAGEMENT

The article selects, systematizes and describes the main provisions for many types of modern management, covering most of the functional duties of managers in their real work activity.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_7_647 УДК 005.9

ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Скрипник Оксана Богдановна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва, Россия, е-mail: rn07@yandex.ru

Петросян Давид Семенович,

доктор экономических наук, профессор, начальник отдела стратегических исследований инновационного развития, Институт региональных экономических исследований, г. Москва, Россия, e-mail: pet_dav@mail.ru

Боташева Лейла Султановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск, Россия, е-mail: leilushka@bk.ru

Петросян Александр Давидович,

кандидат экономических наук, заместитель директора института социальной инженерии, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва, Россия, е-mail: pad10806@yandex.ru

В статье отобраны, систематизированы и описаны основные положения по многим видам современного менеджмента, охватывающим большинство функциональных обязанностей менеджеров в их реальной трудовой деятельности.

Ключевые слова: современный менеджмент; комплексный подход; виды; управление; систематизация; менеджер.

UDC 005.9

TYPES OF MODERN MANAGEMENT

Skripnik Oksana Bogdanovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Moscow University of Finance and Law (MFLA), Moscow, Russia, е-mail: rn07@yandex.ru

Petrosyan David Semyonovich,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Strategic Research of Innovative Development, Institute for Regional Economic Research, Moscow, Russia, e-mail: pet_dav@mail.ru

Botasheva Leyla Sultanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting North Caucasian State Academy, Cherkessk, Russia, e-mail: lei-lushka@bk.ru

Petrosyan Alexander Davidovich,

PhD in Economics, Deputy Director of the Institute of Social Engineering, named

after A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: pad10806@yandex.ru

The article selects, systematizes and describes the main provisions for many types of modern management, covering most of the functional duties of managers in their real work activity.

Keywords: modern management; A complex approach; kinds; control; systematization; manager.

В настоящее время отсутствует комплексный подход к рассмотрению различных видов менеджмента. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руково -дителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида экономической деятельности. Таким образом, менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Менеджмент как наука и практика управления имеет свои видовые характеристики, которые определяются специфическими условиями конкретного производства, административно-территориального образования, выполняемыми функциями и используемыми ресурсами и определяют традиционные и современные модели менеджмента и управленческий потенциал использования принципов, методов и инструментов этих моделей.

Управленческий потенциал играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и развития страны и определяется как способность системы управления разрешать текущие и перспективные задачи функционирования согласно заданным критериям эффективности. Управленческий потенциал образует системный результат взаимодействия управленческих потенциалов различных видов менеджмента.

Главная цель статьи - познакомить читателей с содержанием многочисленных видов современного менеджмента, систематизированных на основе анализа многочисленных публикаций [1-4]. Разнообразные виды менеджмента отражают своеобразный портфель современных подходов, методов и инструментов менеджера, который в зависимости от потребности и актуальности хозяйственной ситуации поможет выбрать

адекватный ей инструмент управления. Краткое описание видов менеджмента приводится ниже.

Адаптивный менеджмент - такой вид управления, при котором основной целью является адаптация к изменениям внешней среды. В результате происходит соответствующее изменение структуры и параметров регулятора управления с целью обеспечения стабильности функционирования объекта. Адаптивные системы функционируют в соответствии с определенными принципами необходимого разнообразия, дуального управления и обратной связи.

Антикризисный менеджмент - реорганизационные процедуры, направленные на оздоровление предприятия, находящегося в состоянии кризиса, поскольку результатом таких процедур является вывод предприятия из состояния кризиса на новый этап развития, а также комплексная система, включающая мониторинг кризисов, планирование, организацию и проведение мероприятий по сохранению базисных характеристик компании, ее эффективному функционированию.

Банковский менеджмент охватывает методы анализа и управления всеми сферами деятельности банка, включая два элемента банковского менеджмента: управление кредитным портфелем банка и банковский маркетинг. Функции: выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности; координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления; организация технологического цикла банковской деятельности.

Бренд-менеджмент. Основные задачи: создание функциональных и эмоциональных преимуществ бренда; создание ценности бренда и ДНК бренда; поддержание индивидуальности бренда; позиционирование и дифференциация бренда; управление иерархией брендов; создание устойчивости и целостности бренда; развитие бренда. Бренд-менеджер играет ключевую роль в

процессе координации деятельности всех подразделений фирмы и всех ее сотрудников, вовлеченных в разные операции и мероприятия брендинга.

Вирусный менеджмент - отражает концепцию «заражения» организации естественным способом той или иной «болезнью». Например, какая-нибудь организация «заболевает» идеей глобализма и каждый управляющий территориальным подразделением стремится расширить сферу своего рыночного влияния, раскинуть сети как можно шире. От этого зависит его статус, денежное вознаграждение и, самое главное, внутренняя самореализация. Можно заболеть идеей опережения всех конкурентов по какому-нибудь продукту или идеей достижения сверхрезультата по прорывному показателю качества и т.д.

Гендерный менеджмент. Мужчины чаще используют командно-административный стиль управления. Для женщин-руководителей характерна большая демократичность, готовность к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений при умелом делегировании полномочий и отказе от мелочной опеки подчиненных. Мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях.

Глобальный менеджмент. Современное планетарное сообщество должно быть способным объединить усилия по планированию и управлению ради безопасности и развития всех людей. Речь идет о системе глобального менеджмента, пригодной для периода перехода от экономического человека ХХ века к геоэкономическому человеку XXI века. Глобальное управление по своей природе является политическим и стратегическим менеджментом. В его функции входит выработка и реализация наиболее общих всемирных стратегических решений.

Государственный менеджмент представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти. Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления: выработка стратегии, доктрины и концепции социального, экономического и политического развития страны; подбор кадров, способ-

ных реализовать эту стратегию; создание организационных структур власти; принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны.

Инвестиционный менеджмент - совокупность принципов и методов управления инвестиционным процессом в целях получения дохода в будущем при минимизации затрат. Инвестиционный менеджмент может осуществляться на различных уровнях управления и предполагает анализ, выбор и оценку инвестиционных объектов с учетом риска и доходности.

Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, который заключается в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновациями.

Институциональный менеджмент решает основные задачи: разработка стратегий развития институциональной системы национальной экономики, выявление конкретных институциональных проблем и путей их решения; планирование мероприятий для решения институциональных проблем с учетом имеющихся ресурсов, выполнение этих мероприятий; мониторинг эффективности функционирования институциональной системы и уровня ее социальной справедливости.

Информационный менеджмент. Главной задачей является информационная поддержка основной деятельности организации: интегрировать созданные сотрудниками индивидуальные информационные структуры системы на основе объединяющей программы поиска и на базе предложений через Интернет и соответствующего маркетинга используемых информационных ресурсов.

Карьерный менеджмент представляет собой научно обоснованное рациональное определение сроков занятия должностей с учетом пожеланий и возможностей работников на основе планирования карьеры, характеризующееся составлением плана горизонтального и вертикального продвижения работника, начиная с момента принятия ра-

ботника в организацию и заканчивая предполагаемым увольнением.

Командный менеджмент основан на процессе делегирования полномочий и предполагает наличие мероприятий по формированию и укреплению производственных команд, управлению их функционированием и стимулированию эффективности их труда путем самоорганизации и самоуправления совместной деятельностью, взаимопомощи и коллективной ответственности, повышающей индивидуальную ответственность за результаты труда.

Коммуникационный менеджмент - теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой, с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, формирования и поддержания имиджа и общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания, а также повышения эффективности информационного сотрудничества людей в электронной среде их общения.

Контроллинг как комплексная концепция менеджмента, которая охватывает все сферы деятельности предприятия. Концепция основана на представлении предприятия как сложной открытой социально-технической системы, основной целью которой считается обеспечение долгосрочного существования организации и рост благосостояния собственника фирмы.

Корпоративный менеджмент - управление организационно-правовым оформлением бизнеса; деятельность, связанная с функционированием корпорации, которая обусловлена отношениями собственности между субъектами собственности, а также отношениями между этими субъектами и другими заинтересованными группами.

Креативный менеджмент - управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного), а также менеджмент, ориентированный на креативный результат, который реализуется с использованием креативных методов и технологий, нестандартно используя информацию, технологию и другие виды ресурсов, путем принятия новых, оригинальных решений.

Кросс-культурный менеджмент включает: умение провести переговоры с представителем другой культуры; способность быстро

уладить конфликт в команде, умение постро -ить систему мотивации и определить необходимые характеристики лидерства в компаниях, где работают представители разных культур.

Логистический менеджмент решает такие задачи: организация интегрированного адаптивного управления снабжением, производством, сбытом на предприятии в сферах материального производства и сервиса; анализ и синтез логистических систем, цепей и каналов; разработка современных форм и методов логистического менеджмента закупок, производства, распределения и продвижения, организации транспортно-складской и информационной логистической инфраструктуры и т.д.

Маркетинг-менеджмент - философия управления компанией, основанная на принципах маркетинга, предполагающая целенаправленную координацию и формирование всех мероприятий фирмы на уровне рынка и общества в целом. Эта философия определяется как система основных идей, инструментария и анализа предпринимательской деятельности и окружающей среды, формирования стратегий и контроля.

Международный менеджмент. Главные цели: формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Менеджмент безопасности предпринимательства нацелен на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей, стратегических объектов государственной важности; охрану опасных производств, авария на которых может привести к тяжелейшим экологическим катастрофам; защиту имени, имиджа, имущества, собственности, в том числе охрану коммерческих объектов.

Менеджмент в малом предпринимательстве характеризуется, прежде всего, ориентацией на человека; вниманием к покупателю, клиенту; созданием и поддержанием определенной культурной среды фирмы, что дает всем занятым на ней чувство единства и причастности к важному и полезному делу, которым они занимаются.

Менеджмент внешнеэкономической деятельности фирмы включает следующие основные направления: выход на внешний рынок; экспортно-импортные поставки товаров, услуг, капитала; валютно-финансовые и кредитные операции; создание и участие в деятельности совместных предприятий; международный маркетинг; мониторинг национальной экономической политики и экономики мирохозяйственных связей.

Менеджмент знаний - систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость в интересах получения конкурентных преимуществ.

Менеджмент качества, стандартизации и сертификации продукции и услуг закладывает: основы знаний по управлению качеством продукции с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; практические навыки по использованию методов решения задач на определение оптимальных соотношений параметров качества и надежности различных техногенных систем.

Менеджмент конкурентоспособности предприятия включает в себя анализ конкретных шагов и действий, для очередного рывка в борьбе за лидерство, относящихся к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, его эффективности, снижению всех видов издержек.

Менеджмент конкурентоспособности товара. Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может: выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке; отыскать новое применение выпускаемым товарам; своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия.

Менеджмент конфликтов включает несколько групп методов: воздействия на от-

дельную личность - заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека; структурные - методы по устранению организационных конфликтов, координационные механизмы, системы вознаграждения; межличностные методы -уклонение, сглаживание, компромисс, принуждение, решение проблем, переговоры и

др.

Менеджмент производительности труда: измерение и оценка уровня производительности на исходном этапе создания программно-целевого механизма управления ее ростом; стратегическое и оперативное планирование мероприятий, повышающих производительность; постоянный и действенный контроль за внедрением программ производительности; корректировка, в случае необходимости, реализуемых программ; измерение и оценка результативности программ.

Менеджмент ресурсов включает в себя концепцию MRP (планирование материальных ресурсов), рассматривавшей планирование материалов для производства; концепцию MRP II (планирование производственных ресурсов); концепцию ERP (планирование ресурсов предприятия), называемую иногда также планированием ресурсов в масштабе предприятия.

Менеджмент транснациональных компаний. Существуют две основные концепции: этноцентризма и полицентризма. Этноцентрический метод управления предполагает усиление процессов централизации, при которой руководящий центр компании находится в одной стране - штаб-квартире материнского общества. При полицентрическом методе управления такой руководящий центр перемещается в ряд стран, зарубежные дочерние общества получают право самостоятельно решать большинство вопросов с учетом специфических условий их деятельности.

Менеджмент труда. Объекты управления: трудовая деятельность, ее организация, условия и результаты, воспроизводство рабочей силы, социально-трудовые отношения. Задачи управления: повышение эффективности и качества работы, сокращение социально-экономических различий в труде, создание условий для всестороннего развития

человека, развитие трудовых коллективов.

Менеджмент человеческих ресурсов. Признание человеческих ресурсов как ключевого ресурса организации позволяет применять стратегический подход к формированию, освоению и развитию способностей работников для достижения устойчивых конкурентных преимуществ в сложной рыночной среде, что устанавливает социальное партнерство, способствует гуманизации труда.

Микроменеджмент - тотальный контроль за каждым действием работников, ситуация, когда один человек контролирует все сферы жизни компании. Главная причина применения - низкое доверие к сотрудникам. Микроменеджмент может приносить пользу компании, если его не доводить до крайности.

Мотивационный менеджмент. Формируется механизм заинтересованности предприятия и его работников, в том числе собственников и менеджеров в достижении максимальных экономических и социальных результатов деятельности. Эффективный механизм мотивационного менеджмента может быть создан в условиях свободы выбора каждым человеком нужных ему видов и форм деятельности, свободного развития всех форм собственности.

Муниципальный менеджмент - регулирование социально-экономических и общественно-политических процессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетенции в территориальной системе управления.

Налоговый менеджмент можно рассматривать как систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу; деятельность налогоплательщика, по его взаимодействию с налоговыми органами.

Национальные модели менеджмента:

- американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления и стремлением к формализации управленческих отношений, а также представлением о персональной ответственности работника. Успех фирмы зависит прежде всего от внутренних факторов;

- британский менеджмент. Работники не считают нужным и приемлемым, чтобы руководители принимали участие в их личных де-

лах. Менеджеры склонны меньше опираться на свои властные полномочия, а их подчиненные редко опасаются выражать свое несогласие;

- исламский менеджмент поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ;

- в китайскую модель менеджмента принято включать: личное доверие (семейные связи); деловую репутацию; авторитарное и жесткое управление одним начальником; бдительный контроль за подчиненными;

- немецкий менеджмент. Отличительные черты: дальновидность; высокая дисциплина; более длительный процесс внедрения новшеств, модернизации производства, техническая подготовленность менеджеров;

- российский менеджмент. Характерные черты: отчужденность работников от участия в управлении производством, отсутствие требований оптимизации, становится не нужна информационная база о затратах и результатах, и руководители лишаются важного инструмента выявления «болевых точек»;

- скандинавский менеджмент: неторопливое решение вопросов; чтобы преуспеть в жизни, не обязательно руководить людьми; сильные бренды;

- французский менеджмент рассматривается скорее как состояние души и чувство принадлежности человека к управленческой элите, нежели как совокупность управленческих навыков и технологий;

- японский менеджмент основывается на философии «Мы все одна семья» и включает в себя систему «канбан» («точно вовремя»), комплексное управление качеством, ориентацию только на потребителя, гибкую оргструктуру, систему управленческого контроля и др.

Оперативный менеджмент охватывает круг задач по обеспечению функционирования производства в короткие планово-учетные периоды. Конечная цель: обеспечить выполнение в установленные сроки плана производства и поставки продукции согласно заданным объемам, номенклатуре и качеству при рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов. Различают три уровня оперативного планирования: заводской (межцеховой), цеховой, участковый.

Организационный (административный) менеджмент - формирование и усиление организационного потенциала компании как составляющей части ресурсов управления, обеспечивающих воздействие на факторы производства. Методы: организационное нормирование, организационное планирование, организационный инструктаж, организационное распорядительство, организационный контроль.

Офис-менеджмент. Функции: административная (организационно-управленческая и координационная); регулятивная (планово-отчетная); контрольная (оценочно-учетная); информационная (коммуникационно-доку-ментационная); маркетинговая; хозяйственная (организация жизнеобеспечения офиса). Кроме того, в качестве самостоятельного направления деятельности офиса следует выделить руководство персоналом (подчиненными).

Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса, а руководитель образовательного учреждения - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом. Результат труда менеджера учебно-воспитательного процесса - степень обучен-ности, воспитанности и развития учащихся.

Политический менеджмент. Основные виды: имиджмейкинг; корпоративный политический имиджмейкинг; электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании; политический брендинг; технологии политических союзов; технологии регулирования и разрешения политических конфликтов; технологии лоббизма.

Правовой менеджмент - механизм правового регулирования как система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Проджект-менеджмент (управление проектами) направлен на достижение четко обозначенных целей проекта и получение того или иного продукта, с соответствующим планированием, распределением и использованием работ и ресурсов, рисков и качества, а

также сроков реализации проекта. Существует две наиболее популярные методологии: Project Management Institute - американская методология и европейский подход IPMA.

Производственный менеджмент - комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого продукта на конкретном рынке. Эффективность во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.

Рекламный менеджмент охватывает весь рекламный процесс: определение потребности в рекламе товара, услуги или идеи, предложений и заказов на рекламу, а также формирование этих заказов при заключении контрактов; проведение исследований потребителей, товаров и услуги, рынка продавцов; разработка тактических и стратегических планов проведения рекламной кампании; создание рекламного обращения; определение эффективности использования СМИ для размещения рекламного обращения.

Репутационный менеджмент переходит с уровня задач национального масштаба на уровень регионов, территорий, организаций и конкретных персон и подразумевает: наличие стандартных процедур принятия решений по вопросам управления репутацией; оценки репутационных рисков, особенно в ситуациях, когда риск утраты репутации особенно велик.

Риск-менеджмент - процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияния случайных или злонамеренных событий, наносящих в итоге существенный материальный ущерб фирме; целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Самоменеджмент. Основная цель - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Предполагается применение методов индивидуального самосовершенствования на основе самоорганизации огромного скры-

того потенциала человека и его внешнего окружения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервисный менеджмент исходит из того, что функция использования приносит потребителю больше удовлетворения, чем факт владения товаром. Материальный продукт превращается в носителя (условие оказания) услуги. Усиливается роль неосязаемых атрибутов (комфорта, внимания, доброжелательности) как стимулов к совершению покупки.

Сетевой менеджмент нацелен на высокие результаты в сфере расширенного воспроизводства самих сетевых знаний; на рыночную модификацию и соответствующую востребованность продуктов, полученных на основе произведенных новейших знаний. В сетевой системе действует не сила административного приказа или указания, а сила уважи -тельного отношения к власти разума интеллектуала соответствующего уровня.

Сигнальный менеджмент. Главная цель системы сигнальных показателей - создать набор индикаторов для топ-менеджмента компании, которые не требуют серьезных усилий на подготовку, позволяют оперативно отслеживать текущую ситуацию в бизнесе, не вдаваясь во все тонкости и нюансы.

Ситуационный менеджмент ориентирует одни и те же функции управления реализо-вывать по-разному в различных ситуациях. Задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие приемы. Основными ситуационными теориями и моделями управления являются: теория «7^», модели Фидлера, Херси и Бланшара, Стинсона-Джонсона, Хауза и Митчелла.

Софт-менеджмент позволяет предложить несколько новых для отечественных условий хозяйствования стратегических принципов управления, среди которых принцип мотива-ционно-ценностного управления или управления посредством усвоения работниками философии организации. Построенные на этом принципе модели менеджмента обладают высокой эффективностью и огромным мотивационным потенциалом.

Социальный менеджмент - вид менеджмента, предметом которого являются процессы, отражающие мотивации человеческого поведения, социальные отношения и их закономерности, анализ социальных по-

следствий экономических и других решений, принимаемых на различных уровнях управления персоналом и другими областями, связанными с деятельностью организации.

Стратегический менеджмент - разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов; сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации; процесс формирования менеджментом стратегического видения, постановки целей, выработки и реализации стратегии, своевременной корректировки видения, целей, стратегии и реализации.

Страховой менеджмент как система управления страховой компанией строится на использовании принципов: ориентация любой страховой компании на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких продуктов и услуг; постоянное стремление к повышению эффективности деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных резервов; корректировка целей и задач компании в зависимости от состояния рынка.

Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя: создание благоприятного организационного климата; специальные программы управления стрессами. Способы борьбы со стрессом: техника выполнения ритмического дыхания, физические упражнения, релаксация и медитация, аутогенная тренировка, медитационные техники, прогрессивная мышечная релаксация, цигун, йога, управление временем, противо-стрессовая «переделка» дня и др.

Тайм-менеджмент состоит в том, чтобы де -лать в текущий момент именно то, что было запланировано, и в отведенные для этого сроки. Незапланированное действие отнимает время у запланированного, что приводит либо к невыполнению (или плохому выполнению) задуманного, либо к нарушению расписания дня. Проблемы тайм-менеджмента часто обусловлены низким уровнем самодисциплины и помехоустойчивости.

Технологический менеджмент. Основные функции: выявление и коммерческая оценка технологических возможностей; управление исследованиями и разработками; интеграция технологии в общую деятельность компании;

оптимизация использования технологического потенциала; наращивание технологического потенциала; защита технологического потенциала.

Торговый менеджмент решает такие задачи, как: формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка; обеспечение высокого уровня торгового обслуживания; обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процесса на предприятии; максимизация торговой прибыли и минимизация уровня рисков.

Финансовый менеджмент. Основная задача - разработка и реализация управленческих решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между предприятием и источниками его финансирования (как внешними, так и внутренними) в условиях неопределенности с тем, чтобы риск от возможных негативных последствий таких решений был сведен до минимума.

Целевой менеджмент состоит в том, что лицо, наиболее тесно связанное с решением этой проблемы, несет всю ответственность за нахождение путей, ведущих к ее достижению. Это метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения. Различают управление: простое целевое; программно-целевое и регламентное.

Ценностно-ориентированный менеджмент. Создание ценности означает, по существу, увеличение ценности фирмы, иными словами, увеличение богатства ее владельцев. Важным преимуществом систем ценностно-ориентированного менеджмента является возможность использовать для оценки потенциальных проектов, предполагающих будущие доходы, и для контроля эффективности деятельности фирм и их подразделений за прошедший период критерии, построенные на одних и тех же принципах.

Эволюционный менеджмент. Суть этого нового направления заключается в распознавании и поддержании самоорганизующих свойств системы, в построении систем управления, способных менять внутреннюю структуру в целях сохранения организации.

Подобные системы, основной чертой которых является самосохранение и самовоспроизводство, полностью определяющее все многообразие их поведения, известны в биологии и социологии как автопоэтические.

Эккаунтинг-менеджмент - искусство планирования, учета (толкования, измерения и отражения на счетах) и анализа экономической активности (деятельности и развития) коммерческой организации. Эккаунтинг, модель бухгалтерского учета, нацелен на задачи управления бизнесом, а основные правила его определяются независимыми от государства профессиональными объединениями.

Экологический менеджмент. Цели: сокращение количества отходов и экономия ресурсов; снижение или исключение выбросов, сбросов загрязняющих веществ; управление уровнем воздействия на окружающую среду сырья и готовой продукции, проектирование изменений с минимальным воздействием на окружающую среду при производстве; использование и утилизация производимой продукции; формирование экологического сознания.

Этический (социально-этический) менеджмент - это, прежде всего, диалог по поводу ценностей между компанией и сотрудниками и по поводу общих правил и норм взаимодей -ствия, ценностей и принципов развития, который становится условием формирования сильной внутренней корпоративной идентичности.

Change management (управление изменениями) - управление теми явлениями, которые сопутствуют процессу изменения, будучи связанными с человеческим фактором. Необходимые изменения могут саботироваться, игнорироваться, выполняться сугубо формально, либо в организации могут возникать конфликты. Преодоление такого сопротивления как раз и является важнейшей задачей управления изменениями.

Cost management (управление затратами). Задачи: выявление роли затрат как фактора повышения экономических результатов деятельности; определение затрат по основным функциям управления; расчет затрат по отдельным подразделениям предприятия; исчисление необходимых затрат на единицу продукции (услуг); подготовка информационной базы оценки и контроля затрат при выбо -

ре и принятии решений; поиск резервов снижения затрат на всех этапах хозяйственного процесса; выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

Event management (событийный менеджмент) - полный комплекс мероприятий по созданию корпоративных и массовых событий. Причем если первые направлены в основном на укрепление внутрикорпоративного духа, то вторые оказывают мощную под -держку рекламным и PR-кампаниям. В целом же задача событийного менеджмента - сделать из банального мероприятия настоящее событие, которое будут вспоминать и после его окончания.

Yield management (управление доходами). Предприятия, на которых в первую очередь применяется этот метод, имеют следующие характерные особенности: наличие скоропортящихся запасов; колебания спроса и

фиксированные производственные мощности; продажи путем предварительного бронирования (продажа запасов или производственных мощностей за некоторое время до настоящей даты производства услуг).

В заключение отметим, что в настоящее время возможности менеджеров реализуются по множеству причин далеко не полностью. Только осознанная потребность в применении своих способностей, стремление к общественному признанию естественным образом побуждает их к пополнению своих знаний и умений, накоплению опыта. Поэтому с позиций развития теории и методологии менеджмента нами был предложен научный подход в области менеджмента, изучение и практическое применение принципов и методов которого обеспечит дополнительный системный эффект в результате интеграции потенциала отдельных видов менеджмента.

Список литературы_

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент / пер с англ. М.: Питер, 2009. 344 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014. 573 с.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Вильямс, 2016. 665 с.

4. Семенова В.В., Боташева Л.С., Петросян Д.С. Основы менеджмента: учеб. пособие. М.: Русайнс, 2017. 240 с.

References _

1. Ansoff I. Strategic management / translated from English M.: Peter, 2009. 344 p.

2. Vihansky O.S., Naumov A.I. Management: textbook. 6th ed., reprint. and additional M.: Master; INFRA-M, 2014. 573 p.

3. Mescon M.H., Albert M., Hedouri F. Fundamentals of management / translated from English M.: Williams, 2016. 665 p.

4. Semenova V.V., Botasheva L.S., Petrosyan D.S. Fundamentals of Management: studies. manual. Moscow: Rusains, 2017. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.