Научная статья на тему 'Личностная характеристика младших школьников будущими учителями с разным типом отношения к учащимся'

Личностная характеристика младших школьников будущими учителями с разным типом отношения к учащимся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧАЩИМСЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ / ЗНАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ О МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКАХ / TEACHERS' TO BE AWARENESS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN / VALUE TYPE OF RELATION TO LEARNERS / PERSONALITY ESTIMATION SCALES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна

Приведены результаты эмпирического исследования особенностей оценочных шкал, используемых будущими учителями начальных классов с формальным, положительным недифференцированным, познавательным и ценностным типами отношений к учащимся при характеристике личностных особенностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personal characteristic of younger schoolboys by teachers to be who have different relations with learners

Employing the method of personality construction the author of the article reveals the peculiarities of estimation scales, which are used by primary school teachers to be who have formal, positive undifferentiated, cognitive and value types of relations to primary schoolchildren while describing their personality features.

Текст научной работы на тему «Личностная характеристика младших школьников будущими учителями с разным типом отношения к учащимся»

ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТНОШЕНИЯ К УЧАЩИМСЯ

С.В. Пазухина

Кафедра педагогики, психологии и дисциплин начального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого пр-т Ленина, 125, Тула, Россия, 300026

Приведены результаты эмпирического исследования особенностей оценочных шкал, используемых будущими учителями начальных классов с формальным, положительным недифференцированным, познавательным и ценностным типами отношений к учащимся при характеристике личностных особенностей младших школьников.

Ключевые слова: ценностное отношение к учащимся, личностные оценочные шкалы, знания будущих учителей о младших школьниках.

Эффективным способом исследования отношений личности является метод личностных конструктов, разработанный в рамках теории личности Дж. Келли [4]. Данный метод выступает адекватным инструментом анализа структуры отношений человека, описываемых на его собственном языке, в системе его собственных личностных смыслов, а понятие конструкта является эвристичным и полезным [3; 5].

В исследовании мы придерживались смыслового подхода к объяснению психологической природы ценностей, согласно которому в индивидуальном сознании ценностные объекты и особое отношение к ним реализуются в виде личностных смыслов [1; 2].

В исследовании приняли участие 60 студентов старших курсов — будущих учителей начальных классов.

Используемая методика позволяла косвенным путем определить состав характеристик, которыми пользуются будущие педагоги при описании учеников. Студенты сами конструировали шкалы оценок, сравнивая реальных учащихся. Это позволяло выявить личностные оценочные шкалы будущих учителей с разным типом отношения к воспитанникам.

Испытуемым предлагалась схема тройного сочетания ролевых позиций учащихся, на основе которой проводилось сравнение. Ролевой список состоял из описания шести основных позиций учащихся по отношению к успеваемости (высокая, средняя, низкая) и дисциплине (хорошая, средняя, плохая). Для каждого ролевого стимула будущий учитель должен был подобрать соответствующих заданным параметрам двух учеников, достаточно хорошо ему знакомых. На основе предложенной схемы тройного сочетания заданных ролевых позиций студенты по отношению к выбранным ими для оценки учащимся определяли, по какому качеству двое из них похожи друг на друга и отличаются от третьего. В опросных листах фиксировались обе полярные психологические характеристики, на основе которых осуществлялась дифференциация детей.

Качественный анализ полученных результатов позволил выявить ряд специфических особенностей в оценке различных проявлений детей у будущих учителей с разным типом отношения к учащимся.

Студенты первой группы (17%) с формальным (безличным) отношением к будущим воспитанникам в процессе характеристики учащихся выделили ограниченное число оценочных шкал (от 2 до 10). Они проявили слабое знание специфических особенностей младших школьников, бедность психологического словаря, узкую направленность используемых оценочных шкал, неадекватные, односторонние представления о личности ученика. Большинство из используемых ими шкал свидетельствовало об общем недифференцированном восприятии младших школьников. Некоторые шкалы отражали явно субъективную оценку ученика (например, симпатичный-несимпатичный, приятный-неприятный). В ответах студентов данной группы часто встречались негативные сужения общего характера об учащихся (плохой-хороший, умный-глупый, продвинутый-отсталый). У большинства испытуемых отмечались нерасчлененные представления об определенных качествах личности младших школьников. Некоторые студенты, вошедшие в эту группу, не всегда семантически правильно фиксировали антонимичные качества личности (например, дисциплинированный-подвижный, пассивный-гипер-активный).

Для будущих педагогов с общим положительным недифференцированным отношением к воспитанникам (25%) была характерна достаточно расчлененная, но вместе с тем недостаточно структурированная модель представления о личности ученика. Используемые ими параметры сравнения носили обобщенный характер и в то же время раскрывали специфические особенности учащихся несколько поверхностно. Наиболее широко у студентов данной группы использовался набор шкал, характеризующих общее недифференцированное представление о личности ребенка. Помимо самых общих оценок в их ответах присутствовали и такие, которые отражали субъективное впечатление об ученике. Оценивая личностные особенности воспитанников, будущие учителя этой группы особое внимание уделяли нравственным качествам. При этом доминировали в основном оценочные шкалы, характеризующие поведение учащихся (тактичный, скромный, вежливый, доброжелательный и т.д.). Используемые параметры оценок отличались узостью и однообразием. Оценочные шкалы, касающиеся познавательной сферы младших школьников, характеризовали самый общий, поверхностный уровень оценки интеллектуального развития детей (сообразительный-несообразитель-ный, способный-неспособный, высокие интеллектуальные возможности — сниженные интеллектуальные возможности). Характеристика эмоционально-волевых качеств была представлена главным образом через описание поведения ученика в школе (усидчивый-неусидчивый, волевой-слабовольный, терпеливый-нетерпели-вый, уравновешенный-неуравновешенный, решительный-нерешительный). Набор параметров оценки мотивационно-потребностной сферы и индивидуальностилевых особенностей учащихся также был невелик.

Студенты со сформированным положительным познавательным отношением к учащимся (25%) продемонстрировали большую количество используемых шкал, а также широту и глубину фиксируемых качеств личности. В ответах испытуемых данной группы реже встречались общие недифференцированные характеристики тех или иных особенностей детей. Будущие учителя с положительным познавательным отношением к учащимся раскрывали характерные особенности личности младших школьников через фиксацию их конкретных психологических

качеств, свойств и состояний (скромность, неуверенность в себе, капризность, раздражительность, обидчивость, наивность и пр.). При этом особое внимание уделялось качествам, отражающим отношение учеников к себе, характеристике волевых свойств. Так, характеристика воли раскрывалась через оценочные шкалы решительный-робкий, настойчивый-непоследовательный; сдержанный-вспыль-чивый и т.п. Сравнение учащихся по критерию трудолюбивый-ленивый подкреплялось фиксацией таких качеств личности, как добросовестность, исполнительность, инициативность, ответственность, творческое отношение к делу, чувство долга и т.п. Доминирующими у студентов этой группы были оценочные шкалы, раскрывающие нравственные и познавательные качества личности учащегося. В оценочных шкалах, характеризующих индивидуально-стилевые особенности младших школьников, внимание уделялось главным образом особенностям темперамента учащихся.

Отличительными особенностями ответов студентов четвертой группы (33%), у которых в ходе обучения в вузе сформировалось ценностное отношение к учащимся, явились оценочные шкалы, отражающие характеристики общей направленности личности учащихся, отношение младших школьников к себе и окружающим людям, к выполняемой деятельности, особенности познавательной активности учеников, своеобразие волевых качеств и эмоциональной сферы и др. При характеристике учеников подчеркивалось не только общее и типичное для детей младшего школьного возраста, но выделялись и специфические интересы и умения современных детей (увлекается компьютерными играми, мало читает, хорошо разбирается в мобильных телефонах и др.). Сравнение учащихся основывалось на фиксации индивидуальных качеств, свойств и состояний личности (импульсивность, чувствительность, тревожность, агрессивность, застенчивость, конформность, впечатлительность, категоричность, ранимость, упрямство, хвастливость и др.). Среди нравственных качеств студенты с ценностным отношением к учащимся в отличие от других фиксировали не только отношения, которые являются значимыми для установления учителем контактов с учащимися или непосредственно связаны с процессом обучения и воспитания, но и качества личности, которые определяют отношение учащихся к учителю, родителям, одноклассникам (добрый-жадный, драчун — не задира, умеет дружить — часто ссорится с товарищами, отзывчивый-равнодушный). При сравнении оценок интеллектуальных качеств учащихся у будущих педагогов этой группы был отмечен больший вес оценочных шкал, характеризующих познавательную деятельность младших школьников, более дифференцированный подход при оценке ее сторон. При характеристике мотивационно-потребностной сферы, эмоциональных и волевых качеств учащихся оценочные шкалы оказались довольно схожими с оценочными критериями, используемыми студентами предыдущей группы и в то же время они были более глубокими, дифференцированными и индивидуализированными по сравнению с оценочными шкалами студентов предыдущих групп. Наиболее разнообразными у студентов с ценностным отношением к детям были оценочные шкалы, характеризующие индивидуально-стилевые особенности учащихся, что, на наш взгляд, свидетельствует об ориентации будущих учителей на различные стороны проявления выделенных особенностей детей в учебной деятельности. Оценочные шкалы, описывающие индивидуально-стилевые особенности личности

учащихся, у студентов этой группы по сравнению со студентами с другими типами отношений к детям включали в себя гораздо более разнообразные характеристики учащихся (экстраверт-интроверт, начитанный — мало читает, физически выносливый — недостаточно физически выносливый, легко адаптируется — с трудом адаптируется).

Анализ шкал позволил выявить наличие существенных различий в строении категориальных систем студентов с разным типом отношения к детям: различия в дифференцированности качеств, используемых для описания учеников, в направленности, полноте, соподчиненности, уровне осмысленности психологических понятий, с помощью которых проводилась оценка качеств личности младших школьников. Сделан вывод о том, что переход от формального к ценностному типу отношения будущих учителей к воспитанникам сопровождается развитием ориентации на ученика как на субъекта учебной деятельности и изменением оценочных шкал в сторону расширения и углубления психологических понятий, описывающих своеобразие поведения, отношений, психологического склада учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.

[2] Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999.

[3] Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.

[4] Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987.

[5] Шмелёв А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.

THE PERSONAL CHARACTERISTIC OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN BY TEACHERS TO BE WHO HAVE DIFFERENT RELATIONS WITH LEARNERS

S.V. Pazukhina

Subdepartment of Pedagogics, Psychology and Primary Education L. Tolstoy Tula State Pedagogical University

Lenin Avenue, 125, Tula, Russia, 300026

Employing the method of personality construction the author of the article reveals the peculiarities of estimation scales, which are used by primary school teachers to be who have formal, positive undifferentiated, cognitive and value types of relations to primary schoolchildren while describing their personality features.

Key words: value type of relation to learners, personality estimation scales, teachers’ to be awareness of primary schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.