Научная статья на тему 'Особенности профессионального сознания будущих учителей начальных классов'

Особенности профессионального сознания будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENTS' AWARENESS OF TEACHER'S PROFESSION / PROFESSIONAL AWARENESS / PROFESSIONAL SELFSTUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пазухина С. В., Шайденкова Т. Н.

В статье изложены результаты исследования профессионального сознания будущих учителей начальных классов. Полученные данные позволяют говорить об актуальности проведения целенаправленной работы по управлению процессом формирования профессионального сознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пазухина С. В., Шайденкова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of professional awareness of future primary school teachers

The article recounts the results of the study of professional awareness of future primary school teachers. The findings show the urgency of activities dedicated to planning and controlling the formation of teacher's professional awareness among students.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального сознания будущих учителей начальных классов»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (1)

С.В. Пазухина, Т.Н. Шайденкова

Кафедра педагогики, психологии и дисциплин начального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Пр-т Ленина, 125, Тула, Россия, 300026

В статье изложены результаты исследования профессионального сознания будущих учителей начальных классов. Полученные данные позволяют говорить об актуальности проведения целенаправленной работы по управлению процессом формирования профессионального сознания студентов.

Ключевые слова: педагогическое сознание, профессиональное самопознание, представления студентов о педагогической деятельности.

Важным показателем профессионализма современного учителя является сформированность педагогического сознания. Оно представляет собой многоуровневое интегральное психологическое образование, которое включает в себя систему взаимосвязанных профессионально-педагогических ценностей, идеалов, норм, сознательных и бессознательных установок и представлений; отношение к профессии, ее представителям, к себе как профессионалу, своим воспитанникам; оперативные знания о функционировании педагогической системы и ее элементов, программ педагогических действий и т.д. Одним из первых процессов, который начинает определять становление профессионального педагогического сознания первокурсников, становится профессиональное самопознание.

Впервые проблема профессионального самопознания педагога была затронута в работах Г.И. Метельского. Он показал, что самопознание педагога — это процесс решения определенной совокупности задач, способствующих адекватному восприятию и пониманию учителем различных сторон своей личности и деятельности [4]. Н.Г. Рукавишникова считает, что профессиональное самопознание основано на процессе познания личностью себя как субъекта профессиональной деятельности, результативную сторону которого составляют профессиональные аспекты образа Я. Профессиональное самопознание аккумулирует не только понимание и принятие условий и требований конкретной деятельности, определенного образца профессионального поведения и отношений, но также познание и осмысление своей роли в сфере социальных взаимоотношений [5].

На констатирующем этапе эксперимента нами была составлена диагностическая программа для изучения особенностей развития педагогического сознания у студентов. Она включила в себя анкету Г.В. Акопова по изучению профессионального сознания у будущих педагогов [2], авторскую методику незаконченных предложений, методику исследования Я-концепции как обоснования воздействия на другого [1], методику изучения личностных конструктов Дж. Келли [3], опросник Н.Г. Рукавишниковой [5].

Анкета состояла из 20 вопросов открытого и открыто-закрытого типов, что позволяло собрать максимально полную информацию об интересующих нас особенностях педагогического сознания. Вторая методика включала 30 незаконченных предложений, которые студенты должны были дополнить по своему усмотрению. Третья методика содержала 60 утверждений, каждое из которых будущие педагоги должны были оценить по 10-балльной шкале. В качестве конструктов в методике Дж. Келли использовались вызванные вербальные конструкты. Четвертая методика представляла собой опросник из 78 утверждений и шести вариантов ответов, из которых студенты должны были выбрать один вариант на каждое утверждение.

В процессе анализа эмпирических данных было установлено, что содержание представлений будущих учителей о педагогической деятельности касается прежде всего ее привлекательных сторон и различается у первокурсников и выпускников. Студенты младших курсов подчеркивают ее отдельные характеристики, внешние стороны (31 %), особый психологический климат, атмосферу (27%), возможность общения с воспитанниками (14%), возможность влияния на людей (8%), значение психолого-педагогических знаний для себя как будущего родителя (6%).

Выпускники делают акцент на возможности самоактуализации в профессии (20%), самосовершенствования (17%), особых психических состояниях учителей (15%) («педагоги не стареют душой, так как их профессия дает ощущение вечной молодости», «с детьми всегда весело»), признании другими (12%), общении с различными людьми (11%), познании людей (10%), возможности влияния на будущее (9%). В целом представления выпускников о педагогической деятельности более разнообразные, глубокие, дифференцированные, конкретные.

Образ ребенка в сознании большинства студентов младших курсов является достаточно расплывчатым (90%), в ряде случаев идеализированным (40%). Часть респондентов (60%) испытывает определенную тревожность при мысли о будущих учениках, представляя их совершенно иными, нежели предыдущие поколения («современные дети слишком продвинуты, намного продвинутей нас»). Своих будущих воспитанников первокурсники видят тяжелыми, неуправляемыми, непослушными, избалованными, не готовыми к жизни, агрессивными детьми, способными поставить их в тупик. Современные школьники, по их мнению, «слишком сложны в общении», «не сильно заинтересованы в знаниях», «не очень любят ходить в школу», «это люди, которых надо учить уважению». В большинстве ответов (80%) на вопрос, что они считают самым главным, ценным в ребенке, респонденты младших курсов указывают его «загадочный внутренний мир» и «чистую душу». Свои пожелания в отношении будущих учеников первокурсники связывают в основном с их интересом к конкретным предметам (80%), а также любовью и уважением к учителю (92%), проявляя при этом эгоцентрическую позицию. Будущие учителя начальных классов (20%) и воспитатели ДОУ (18%) хотят, чтобы воспитанники «видели во мне вторую маму». Часть первокурсников (37%) делает акцент на поведенческих аспектах (послушание, дисциплинированность и др.). Представления о том, что учитель должен развивать в детях, у них абстрактные

и достаточно расплывчатые. Понять ребенка для первокурсников означает «смотреть на мир детскими глазами».

Проведенное исследование показало, что представления выпускников о современных детях во многом отличаются от представлений студентов младших курсов. Они выделяют и положительные, и отрицательные качества школьников. Их представления более широкие, глубокие, конкретные, дифференцированные, отличаются когнитивной сложностью, богатством критериев. Выпускники видят современных детей образованными, прогрессивными, находчивыми, самостоятельными, раскрепощенными, более свободными в плане мышления, чем прежние поколения, целеустремленными, но в то же время самоуверенными, прагматичными, с узким кругозором, загруженными, мало читающими, не желающими учиться, невоспитанными, неуважительными и пр. Используемые ими понятия характеризуют различные сферы личности школьника: эмоционально-волевую, познавательную и др. В большинстве случаев (90%) их представления не являются односторонними, как это было у первокурсников, которые видели детей в черно-белых красках. Большинство старшекурсников (60%) представляют, какие методы обучения и воспитания следует использовать в тех или иных ситуациях, демонстрируя готовность к взаимодействию с детьми. Главным в ребенке выпускники считают его активность, любознательность, доверчивость, открытость всему новому, непосредственность, эмоциональность, детскую наивность, искренность, доброту. У большинства будущих учителей остается доминирующей эгоцентрическая позиция, хотя в отличие от первокурсников в их ответах появляется осознание необходимости обратной связи с ребенком, учета его потребностей и состояний, понимание собственной ответственности за процесс и результаты обучения. В ответах некоторых выпускников (40%) больше внимания начинает уделяться личностным характеристикам учащихся, взаимоотношениям между педагогом и ребенком (36%). Еще часть старшекурсников (20%) делает акцент на перспективное развитие школьников, проявление результатов обучения и воспитания в будущем. В отличие от первокурсников, которые демонстрируют абстрактные и достаточно расплывчатые представления о том, что должен развивать учитель в детях, выпускники выражают свои мысли более конкретно. Понимание ребенка они связывают с механизмами обратной связи, идентификации, эмпатии, рефлексии.

Исследование Я-концепции и позиций будущих учителей по отношению к детям позволило выявить особенности их профессионального сознания по ряду факторов. По первому фактору сложные и неоднозначные критерии развития человека были обнаружены у 20% первокурсников и 45% выпускников. Ребенка эти студенты воспринимали как целостную многостороннюю личность. Низкие значения встречались у 40% первокурсников и 25% выпускников. Эти студенты были склонны к однозначной оценке учащихся в категориях «хороший-плохой». Высокие значения по второму фактору были отмечены у 5% первокурсников и 15% выпускников, что говорило о наличии в их сознании сложного представления о механизмах развития человека. Значения ниже среднего, свидетельствовавшие об относительной простоте представлений о механизмах развития человека,

диагностировались у 20% студентов младших курсов и 5% студентов старших курсов. Эти студенты либо были склонны соотносить развитие человека с его наследственно обусловленными задатками, либо считали, что в человеке все можно сформировать прижизненно, независимо от биологического фактора. Третий фактор позволял выявить представления будущих педагогов о норме психического развития. При этом только 5% первокурсников и 15% выпускников использовали научные критерии. Большинство же студентов при затруднениях в педагогической деятельности следовало житейским стереотипам. Относительно высокие показатели по четвертому фактору (воздействие на другого человека в плане ответственности/безответственности) отмечались у 10% студентов старших курсов и не встречались у первокурсников. Большинство студентов набирало среднее количество баллов. По пятому фактору (воздействие на меня другого человека: значимость других — незначимость других) у студентов всех курсов отмечались средние значения и значения выше средних. При этом высокие и низкие показатели отсутствовали. Шестой фактор позволил узнать представления студентов о собственном развитии. Высокие показатели, которые говорили о признании автономности личности и механизмов самоактуализации, не были зарегистрированы. Показатели выше средних встречались у 10% студентов старших курсов. Большинство обучаемых показывали средние результаты по этому фактору.

Диагностика профессионального самопознания студентов позволила выявить, что имеет место значительный разброс количества положительных ответов по блокам опросника среди студентов различных курсов. При этом более высокий процент положительных ответов наблюдается почти по всем выборкам у студентов 1-го курса (от 68,2% до 81,4%), менее высокий — у студентов 5-го курса (от 62,1% до 71,8%).

Многие студенты в достаточной степени осознают цели педагогической деятельности. Это студенты 2-го, 3-го и 4-го курсов: количество положительных ответов составляет здесь соответственно 73,8%, 81,3% и 80,6%, что является приоритетным по отношению к проценту положительных ответов по другим блокам среди этих категорий студентов. Для первокурсников наиболее важным является осознание социальной значимости педагогической профессии (81,4% положительных ответов), а для студентов-выпускников — осознание профессионального эталона (71,8%). Скорее всего, это не случайно. Студенты 1-го курса, избравшие для себя профессию учителя и совсем недавно реализовавшие этот выбор, поступив в педагогический вуз, серьезно относятся к своей будущей профессиональной роли, которую они видят в огромной ответственности перед обществом за обучение и воспитание подрастающего поколения. Для выпускников же, находящихся на пороге самостоятельной деятельности, более важным становится гуманное отношение учителя к детям, понимание их, создание обстановки доверия и психологической безопасности, что достигается постоянным совершенствованием имеющихся знаний, опыта, собственной личности и деятельности. Что касается блока «осознание целей педагогической деятельности» то количество положительных ответов здесь у студентов 1-го курса составляет 77,4%, что практически совпада-

ет с количеством положительных ответов по блоку «осознание профессионального эталона» (77,5%). Это свидетельствует о том, что, обучаясь на 1-м курсе, студенты тем не менее отчетливо представляют важность стремления учителя стать профессионалом, мастером своего дела и видят главный результат труда педагога в развитии личности каждого ребенка, формировании его индивидуальности. У пятикурсников также отмечается более высокий процент положительных ответов (70,1%) по блоку «осознание целей педагогической деятельности» в сравнении с другими блоками.

В меньшей степени для всех студентов характерно осознание мотивов выбора педагогической деятельности и стремление к профессиональному самопознанию и развитию. Количество положительных ответов по этим блокам составляет соответственно от 61,8% до 68,3% и от 65,1% до 72,1%. Следовательно, далеко не для всех студентов мотивом поступления в педвуз было то, что им нравится профессия учителя, любовь к детям, и не все из них постоянно стремятся к самопознанию и к продвижению на пути овладения профессией педагога.

Наименьшее количество положительных ответов было дано по седьмому блоку «удовлетворенность успехами в овладении педагогической профессией», причем наименьший процент положительных ответов у студентов 2-го (56,3%) и 3-го курсов (58,2%). Из этого следует, что некоторые из них недостаточно убеждены в правильности выбора будущей профессии, в том, что они смогут стать успешными учителями.

Анализ эмпирических материалов показал, что профессиональные представления выпускников более осознанные, конкретные, дифференцированные. Однако в ряде случаев в их сознании отсутствуют представления о целостных программах педагогических действий. Они с трудом представляют себе модели поведения учителя в сложных, конфликтных, неоднозначных ситуациях. В условиях самоопределения у них преобладают эгоцентричные профессиональные позиции. Их профессиональные знания остаются абстрактными и малооперативными. В этой связи актуальным становится проведение целенаправленной работы по управлению процессом формирования профессионального сознания студентов, т.к. только при правильном руководстве можно избежать ошибок в становлении адекватных представлений о профессиональной деятельности, ценностного отношения к детям, образа «Я-профессиональное» у будущих педагогов.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 08-06-00624а).

ЛИТЕРАТУРА

[1] АбрамоваГ.С. Практическая психология. — М.: Академия, 1997.

[2] Диагностика профессионального сознания: Метод. разраб. диагн. анкеты проф. сознания студентов / Подгот. Г.В. Акопов. — Куйбышев: Изд-во Куйбышевского гос. пед. ин-та им. В.В. Куйбышева, 1989.

[3] Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. — СПб.: Речь, 2000.

[4] Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. — Л., 1979.

[5] Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1999.

SPECIAL FEATURES OF PROFESSIONAL AWARENESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

S.V. Pazuchina, T.N. Shaydenckova

Subdepartment of Pedagogics, Psychology and Primary Education Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy

Lenin Avenue, 125, Tula, Russia, 300026

The article recounts the results of the study of professional awareness of future primary school teachers. The findings show the urgency of activities dedicated to planning and controlling the formation of teacher’s professional awareness among students.

Key words: professional awareness, professional selfstudy, students’ awareness of teacher’s profession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.