ЛИЧНОСТЬ УКРЫВАТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАРАНЕЕ НЕ ОБЕЩАННЫХ УКРЫВАТЕЛЬСТВ УБИЙСТВ
© М. Е. Челобитчиков
Челобитчиков Максим Евгеньевич
соискатель кафедры уголовного процесса и криминалистики Волгоградский
государственный университет (г. Камышин,
Волгоградская область)
Статья посвяшена роли личности преступника в криминалистике на примере анализа личности укрывателя при расслеловании заранее не обещанных укрывательств убийств. Исслелование основано на анализе реальных уголовных лел по ланному вилу преступлений. Лелается вывол о том, что по указанной категории лел нелостаточное внимание улеляется характеристике личности преступника.
Ключевые слова: криминалистика, криминология, личность преступника, укрывательство преступлений, убийство.
Для раскрытия и качественного расследования обстоятельств преступления необходимо получить криминалистически важные сведения о лице, его совершившем, в ряде последних работ получившие название криминалистической модели личности преступника — искусственно созданного отображения личности, основные структурные психические компоненты которого выражены в определенных личностных свойствах лица, совершившего преступление, и имеют криминалистическое значение1.
В криминалистике изучение личности преступника носит комплексный характер. Изучаются признаки и свойства личности пре-
1 См., напр.: Ахмедшин Р. Л. Элементы криминалистической характеристики личности преступника (анализ содержания) // Криминалистическая характеристика личности преступника. Бюллетень оперативной научной информации. 2006. № 56.
ступника, которые указывают на ее закономерные связи с совершенным преступлением, проявляющиеся в многообразных следах (материальных и идеальных)2.
Кроме того, изучение личности обвиняемого в ходе расследования уголовного дела обусловлено требованиями закона, так как в силу п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ обстоятельства, характеризующие обвиняемого, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Изучение личности преступника в криминалистике традиционно идет по двум направлениям.
Первое — получение данных о личности неизвестного преступника по оставленным им материальным и идеальным следам на месте преступления и из других источников с целью определения направления его поиска. Чаще всего данная информация представляет собой сведения об общих признаках и свойствах группы лиц, среди которых может находиться преступник. Эта информация собирается из признаков способа совершения преступления, материальных следов, оставленных на месте преступления, обстановки совершения преступления.
Второе — изучение личности уже известного следствию обвиняемого или подозреваемого с целью ее оценки. Полученная информация помогает наладить с ним психологический контакт и либо получить правдивые показания, либо изобличить его во лжи. Данная информация собирается в процессе следствия во время общения с преступником, наблюдения за ним, истребования необходимых сведений о нем.
Следует отметить, что процесс изучения личности в ходе расследования преступления осложняется рядом факторов: ограниченность времени изучения личности процессуальными сроками, недостаток исходной информации, наличие конфликтной ситуации и т. д.
В зависимости от ситуации, в которой совершаются заранее не обещанные укрывательства убийств, укрывателей можно классифицировать на две основные группы:
—укрыватели — очевидцы убийства, которые непосредственно после совершения преступления оказывали помощь в его сокрытии;
—укрыватели, к которым спустя небольшой промежуток времени после совершения преступления обратился убийца за помощью в его сокрытии.
По отношению к субъективной стороне рассматриваемое преступление совершается исключительно с прямым умыслом. Содержание умысла укрывателя должно включать в себя, во-первых, сознание характера ранее совершенного преступления; во-вторых, сознание того, что своими действиями он способствует сокрытию преступника, орудий и средств совершения преступления, следов преступления, предметов, добытых преступным путем; в-третьих, желание оказать такое содействие.
2 См., напр.: Малъишна Н. И. Личность преступника как объект исследования в криминалистике // Следователь. 2004. № 8. С. 27—29.
Мотив преступления выражает определенные особенности личности преступника применительно к конкретной ситуации, в которой совершается преступление. Как указывает в связи с этим Ю. М. Антонян, «зная особенности личности, можно судить о мотивах, определяющих ее поведение»3.
Мотивы совершения укрывательств определяются воздействием внешних обстоятельств, в отличие от некоторых иных преступлений, мотивы которых более устойчивы и постоянны (кражи, изнасилования и т. п.).
Проведенный нами анализ уголовных дел об укрывательствах убийств, по которым лица, их совершившие, были установлены, показал, что заранее не обещанные укрывательства убийств совершаются по следующим мотивам:
— корыстные побуждения — 9%;
— родственные чувства — 9%;
— боязнь ответственности за факт присутствия на месте преступления, хотя участия в совершении этого преступления укрыватель не принимал при недоверии к работе правоохранительных органов — 11%;
— боязнь мести со стороны лица, совершившего убийство — 5%;
— чувство товарищества и солидарности с преступником — 42%;
— чувство жалости и сострадания к преступнику — 24%4.
Личность лиц, совершивших заранее не обещанные укрывательства
убийств, характеризуются следующими признаками, имеющими значение для расследования преступлений: пол, возраст, семейное положение, занятость, уровень образования, условия проживания, психологические характеристики, физиологическое состояние в момент совершения преступления, взаимоотношения с лицом, совершившим основное преступление.
Удельный вес женщин в общем числе лиц, совершивших заранее не обещанные укрывательства убийств, составляет 29 человек или около 18,8%. То обстоятельство, что большинство укрывательств убийств совершается мужчинами, объясняется как биологическими, так и социальными факторами. Это может быть объяснимо тем, что в общем количестве лиц, совершающих преступления, доля мужчин более высока по сравнению с количеством женщин, кроме того, выполнение ряда укрывательств, в частности, действий по сокрытию трупа, требует применения значительной физической силы и психологической устойчивости. Кроме того, женщина, как правило, больше времени проводит в семейной обстановке, что связано с ее социальной ролью: уходом за детьми, приготовлением пищи, выполнением работы по дому, поэтому она намного реже мужчины оказывается в местах, где совершаются подобные преступления.
3 Антонян Ю. М. Мотивация преступного поведения // Юридическая психология 2006. № 1. С 17.
4 Всего было исследовано 150 уголовных дел, которые были рассмотрены судами Волгоградской, Саратовской и Ростовской областей в период с 1999 по 2010 гг. По данным делам было выявлено 155 лиц-укрывателей Далее приводимые данные основаны на проведенном нами анализе.
116 или примерно 75% укрывателей не имели семьи. Известно, что семья как первичная ячейка общества, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, нередко оказывает положительное влияние на поведение человека, удерживая его от совершения преступлений. С другой стороны, отклонение от нормы в поведении членов семьи, их негативная установка на отношение к обществу оказывают прямое воздействие на формирование жизненных взглядов и установок личности. Определенную роль в том, что около 3/4 укрывателей являлись не женатыми, сыграл и образ жизни, который они вели — злоупотребление спиртным, не занятость, отсутствие постоянных источников дохода, аморальное поведение.
Преимущественно средний возраст укрывателей от 20 до 50 лет, что вновь подтверждает наш предыдущий тезис о необходимости наличия некоторых физических способностей к совершению укрывательских действий.
Уровень образования лиц, совершивших заранее не обещанные укрывательства убийств - неполное среднее или общее среднее, реже среднее специальное. Между уровнем образования и поведением лиц, совершающих общественно опасные деяния, имеется определенная взаимосвязь. Образовательный уровень оказывает существенное влияние на правосознание и способность выбора гражданами поведения в обществе. Образование имеет непосредственную связь с формами социальной деятельности людей, во многом определяет их социальное положение. Принято считать, что высокий уровень образования является антикриминогенным фактором при условии сформированности у личности соответствующих нравствен-но-психологических качеств. Однако это не исключает того, что человек, получивший довольно высокое образование, но не воспитанный в духе уважения закона, может совершить умышленное преступление. Кроме того, наличие высшего образования, культуры поведения в обществе, развитого интеллекта предполагает и осведомленность данного лица об уголовно-наказуемом характере такого деяния, как укрывательство, то есть оказание помощи преступнику в сокрытии преступления, и соответственно о его правовых последствиях, что также является сдерживающим от совершения таких преступлений фактором. Низкий уровень образования в определенной степени является показателем недостаточного нравственного и интеллектуального уровня развития личности укрывателя, слабо развитого у них чувства ответственности за свои поступки.
108 или 70% лиц, совершивших заранее не обещанные укрывательства убийств, в момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного, а 8 человек или немногим более 5% в состоянии наркотического опьянения. Примерно половина из них состояли на учете в соответствующих учреждениях и были больны алкоголизмом или наркоманией, что не исключало их вменяемости на момент совершения преступления.
Достаточно часто убийство, а затем последующее его укрывательство, совершаются после совместного распития спиртных напитков между жертвой, убийцей и укрывателем. Злоупотребление алкоголем и вызыва-
емое им состояние опьянения, является одним из условий, способствующим совершению укрывательства. Состояние опьянения способствует снижению контроля человека над своими действиями, при этом стираются грани между дозволенным и недозволенным, общепринятые нормы поведения становятся формальными обозначениями. Подтверждением этому является то, что большинство укрывателей, совершивших преступление в состоянии опьянения, впоследствии, в ходе допросов, утверждали, что если бы в такой ситуации они находились бы в трезвом состоянии, то никогда не совершили бы подобного преступления.
Проведенным исследованием установлено, что 128 преступлений или 80% от общего количества рассмотренных укрывательств убийств совершены в городах. Преимущественное совершение этих преступлений в городской местности объясняется теми условиями городского образа жизни, которые в определенной степени могут способствовать совершению этого вида преступлений. К ним можно отнести повышенную плотность населения, большую обособленность жителей, изолированность семей, трудности социального контроля. Жители сельской местности больше подвержены общественному контролю, так как сам уклад сельской жизни расположен к этому. Эти факторы оказывают влияние на поведение людей вообще и на антиобщественное, противоправное поведение в частности.
При этом необходимо также учитывать, что в настоящее время доля городского населения в общей численности населения Российской Федерации значительно превосходит долю сельского населения.
63 или 40% укрывателей не имели работы, а 32 или около 20% укрывателей не имели определенного места жительства, что свидетельствует о значительности доли среди укрывателей лиц, ведущих паразитический, антиобщественный образ жизни, перебивающихся случайными заработками, поддерживающих общение с лицами криминальной направленности.
Среди лиц, совершивших заранее не обещанные укрывательства убийств, количество лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, составляет 38, что равно приблизительно 24,5%. В основном, данные лица ранее были осуждены за преступления против собственности, что объясняется большим количеством данных преступлений в общей структуре преступности в России. Специальный рецидив практически отсутствует — это связано с тем, что укрывательство носит ситуационный, однократный характер.
Довольно значительное количество среди укрывателей лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, объясняется тем, что в ряде случаев лица, совершившие убийства, обращаются за помощью в их сокрытии к лицам, ранее уже нарушавшим закон и не вставшим на путь исправления и, в частности, к тем, с кем они ранее вместе совершали преступления или отбывали наказание в местах лишения свободы. Совершение укрывательства лицом, ранее судимым, несмотря на уже применявшиеся к нему меры изоляции от общества, свидетельствует о повышенной опасности его личности. Чем чаще им совершаются антиобще-
ственные действия, тем труднее ему психологически преодолеть устоявшиеся взгляды и привычки.
Не судимые ранее лица, как правило, таких устойчивых антиобщественных взглядов не имеют, а решающее воздействие на совершение ими укрывательства оказывают обстоятельства конкретной жизненной ситуации, то есть событие или состояние, вызвавшее решимость сокрыть преступление или преступника, а также обстоятельства его жизни. Описание подобной ситуации совершения преступления приводит М. И. Еникеев: «Иногда при стечении внезапно возникших экстремальных обстоятельств человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях называются «вынужденными мотивами. В связи с этим следует иметь в виду, что в экстремальных ситуациях мотивы действий человека являются свернутыми, совмещенными с внезапно сформированной целью»5.
Поводом для образования конкретной жизненной ситуации является совершение преступления другими лицами, в связи с чем и проявляется асоциальная направленность личности укрывателя.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подавляющее большинство заранее не обещанных укрывательств убийств совершается лицами, находившимися в приятельских отношениях с преступником.
Тот факт, что лицо, совершившее убийство, обращается к своим знакомым с просьбой помочь ему скрыть содеянное, свидетельствует о довольно низком моральном уровне укрывателей, о предрасположенности их сознания к невозможности отказать преступнику в оказании помощи по сокрытию преступления. В большей части они относятся к общему типу так называемых «случайных» преступников. Потенциально эти лица готовы совершить преступление, что понимают и те, кто обращается к ним за помощью. Сами они вряд ли будут инициаторами совершения преступления, но, при определенным образом сложившейся ситуации, не откажутся совершить преступление. Успех в совершении укрывательства может подтолкнуть их со временем на совершение более тяжких преступлений. По своему характеру они часто являются слабохарактерными, легко поддающимися чужому влиянию людьми. При совершении укрывательства молодыми людьми играет значительную роль отсутствие у них навыков разрешения конфликтных ситуаций, следствием чего является невозможность ответить отказом на просьбу знакомого помочь ему в сокрытии пр еступления.
В психологии укрывателей одновременно пересекаются положительные личные качества как дружба, любовь к родственникам, отзывчивость с такими отрицательными чертами, как безразличие к окружающим в лице потерпевших, эгоизм, жадность, озлобленность, оказывающие влияние на совершение ими преступления.
В ходе проведенного анализа мы пришли к выводу, что при расследовании преступлений указанной категории недостаточно изучается лич-
Б Еникеев М. И. Криминальная психология // Юридическая психология. 2006. № 1 С 18
ность преступника, его психологические характеристики, мотивы, побудившие его совершить преступное деяние, что, в свою очередь, препятствует эффективному противодействию данным преступным проявлениям.
СПИСОК ДИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедшип, Р. Л. Элементы криминалистической характеристики личности преступника (анализ содержания) / / Криминалистическая характеристика личности преступника. Бюллетень оперативной научной информации — 2006. — № 56.
2 Малыхина, Н. И. Личность преступника как объект исследования в криминалистике // Следователь. — 2004. — № &
3. Антонян, Ю. М. Мотивация преступного поведения // Юридическая психология. — 2006. — № 1.
4. Еникеев, М. И. Криминальная психология // Юридическая психология. — 2006. — № 4