Научная статья на тему 'Личность специалиста социальной работы как важнейший ресурс профессиональной деятельности'

Личность специалиста социальной работы как важнейший ресурс профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
774
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSON / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL POTENTIAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипова Евгения Игоревна

В статье определено значение личности специалиста в решении профессиональных задач в области социальной работы, а также влияние стресс-факторов на его физическое и психическое здоровье. Эмоциональная устойчивость рассмотрена как важнейшее качество специалиста социальной работы. Сформулированы основные требования, предъявляемые к профессиональноличностным характеристикам специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY OF A SOCIAL WORKER AS THE MOST IMPORTANT RESOURCE OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article defines the significance of a specialist`s personality in solving professional tasks in the sphere of social working and the impact of stress-factors on his physiological and psychological health. The emotional steadiness is viewed as the most important quality of a social work specialist. The basic professional and personal specialist`s characteristic criteria are stated in the article.

Текст научной работы на тему «Личность специалиста социальной работы как важнейший ресурс профессиональной деятельности»

УДК 364.62

ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Антипова Евгения Игоревна,

Южно-Уральский государственный университет, преподаватель кафедры предпринимательства и менеджмента; Правительство Челябинской области, главный специалист государственно-правового управления, г. Челябинск, Россия. E-mail: antipova_evgeniy@mail.ru

Аннотация В статье определено значение личности специалиста в решении профессиональных задач в области социальной работы, а также влияние стресс-факторов на его физическое и психическое здоровье. Эмоциональная устойчивость рассмотрена как важнейшее качество специалиста социальной работы. Сформулированы основные требования, предъявляемые к профессионально-личностным характеристикам специалиста.

Ключевые понятия: личность, специалист, социальная работа, психофизиологический потенциал, профессиональная деятельность.

В условиях непрерывности социально-экономических и политических изменений, высокой динамичности развития общества возрастает необходимость и ценность специалистов социальной работы, являющихся важнейшими партнерами государства и проводниками его социальных реформ.

По своей природе социальная работа является одной из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Она направлена на мобилизацию ресурсов человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, на активизацию потенциала его возможностей для решения трудностей им самим.

В связи с возрастанием требований к профессиональным знаниям и навыкам работников социальных служб встает вопрос решения проблем профессиональной подготовки, насыщения специализированных учреждений квалифицированными кадрами, а также профессионального долголетия специалистов.

Утверждение, что «система социальной защиты населения может быть эффективной при условии ее взаимодействия с социальной работой как профессиональной деятельностью» [5, с. 18], подтверждает значимость вопросов профессионализма специалистов, обусловленную высокой ответственностью за качество предоставляемых социальных услуг населению.

Вместе с тем приходится констатировать, что при востребованности социальной работы в социуме, предъявлении высокого уровня требований к специалистам со стороны профессионального сообщества данная профессия имеет невысокий социальный статус, а материальное вознаграждение работников является неадекватным затраченным физическим и психологическим нагрузкам.

На сегодняшний день стартовала реформа оплаты труда специалистов социальной работы.

В Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [9], в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии социальной работы В.В. Путин определил к 2018 году решить вопрос повышения средней заработной платы специалистов до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Реализация данной правовой нормы уже началась. Распоряжением Правитель-

ства РФ от 26.11.2012 г. была утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 20122018 годы [13], а затем приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2012 г. - план мероприятий («дорожные карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» [10]. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.01.2013 г. утверждены методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ соответствующих планов мероприятий (региональных «дорожных карт») [11].

В «дорожной карте», утверждённой Постановлением Правительства Челябинской области от 26.02.2013 г., отмечено, что проблемы, сложившиеся в системе социального обслуживания населения Челябинской области, обусловлены сохранением очередности на предоставление социальных услуг, состоянием материально-технической базы учреждений социального обслуживания, недостаточной развитостью конкурентного рынка социальных услуг, а также дефицитом квалифицированных кадров, связанным с низким уровнем оплаты труда работников данной сферы, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда [12]. Преобладание человеческого фактора в решении ситуаций социальной работы требует усиления внимания к самому специалисту.

При изучении проблем эффективности профессиональной деятельности специалистов наряду с вопросом их материального обеспечения, важными аспектами проблемы являются личностные свойства, состояние физического и психологического здоровья специалистов.

Объем знаний, умений и навыков не может ограничиваться положениями, изложенными в должностном регламенте или должностной инструкции специалиста. Поэтому нередко личностные характеристики специалиста социальной работы становятся базисными в процессе выполнения им профессиональных задач.

Так, Е.И. Холостова подчеркивает высокую роль личностных качеств специалиста, подразделяя их на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические [14, с. 272].

Психофизиологические качества - это характеристики, от которых зависят способности к деятельности. К психологическим качествам относит самоконтроль, самокритичность, стрессоустойчивые качества. От психолого-педагогических качеств, как отмечает Е.И. Холостова, зависит эффект личного обаяния специалиста.

А.Б. Белинская употребляет понятие личностного потенциала специалиста социальной работы, в структуру которого входят следующие компоненты: профессиональные знания, умения и навыки (квалификационный потенциал); работоспособность (психофизиологический потенциал); интеллектуальные способности (творческий потенциал); способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникативный потенциал); ценностно-мотивационная сфера (нравственный потенциал) [3, с. 39].

Заметим, в структуру личностных характеристик специалиста входят психофизиологические качества, позволяющие определить степень его готовности к большим психоэмоциональным нагрузкам, соответственно, его пригодности к данной сфере.

Здоровый, эмоционально устойчивый специалист обладает высоким уровнем работоспособности, получает удовлетворение от своей деятельности. Но, взаимодействуя с клиентами - людьми, имеющими различные физические и психические отклонения, находящимися в разнообразных трудных жизненных ситуациях, специалист социальной работы подвергается воздействию различных стресс-факторов. На основе взаимопонимания и доверия к себе специалист, устанавливая деловые, эмоциональные контакты, меняя стиль общения в зависимости от ситуаций, «сопереживает» с клиентом негативные эмоциональные состояния. Поэтому важнейшим качеством специалиста социальной работы является эмоциональная устойчивость.

На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных вопросу эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Данный феномен рассматривался в отношении других представителей социономических профессий - психологов, врачей, педагогов и др.

В науке нет единого подхода к пониманию эмоциональной устойчивости. О.А. Ашихмина рассматривает проблему эмоциональной устойчивости в двух основных

аспектах: психофизиологическом и психологическом. При рассмотрении первого из указанных аспектов описывается роль физиологических предпосылок в становлении эмоциональной устойчивости. В физиологии и психогенетике взгляд на проблему эмоциональной устойчивости базируется на понимании ее как биологически детерминированного свойства личности [2, с. 10].

В психологии разработаны различные подходы к изучению эмоциональной устойчивости. Так, представители первого подхода рассматривают эмоциональную устойчивость в зависимости от силы, знака, лабильности и содержания эмоций [1].

Сторонники второго подхода определяют эмоциональную устойчивость как способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение при выполнении сложной деятельности, проявляя волевые усилия [8].

В рамках третьего подхода эмоциональная устойчивость понимается как интегра-тивное свойство личности, объединяющее ее различные качества, обеспечивающие в совокупности своей успешное достижение поставленной цели деятельности [4].

Согласно четвертому подходу эмоциональная устойчивость определяется особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижностью нервных процессов [7].

В области социальной работы некоторые ученые используют понятие психоэмоциональной устойчивости. Так, О.А. Казакова рассматривает психоэмоциональную устойчивость как интегративное свойство психики специалиста социальной работы, выражающееся в способности продуктивно функционировать, преодолевая состояние излишнего эмоционального возбуждения в напряженной ситуации. Психоэмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации [6, с. 124].

Анализ точек зрения на проблему понимания сущности эмоциональной устойчивости позволяет прийти к выводу о том, что эмоциональная устойчивость - это важнейшее качество специалиста социальной работы. Это интегральное свойство личности специалиста, способствующее профессиональному, личностному развитию, успешной адаптации и преодолению возникновения состояний профессиональной деформации личности.

Неспособность противостоять воздействию стрессогенных факторов объясняется несформированностью эмоциональной устойчивости, что приводит к возникновению профессиональных стрессов.

Ранними формами проявления стресса могут быть неспецифические признаки: головные боли, повышенная тревожность, нарушения сна. Длительный стресс провоцирует развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, нервной систем.

Таким образом, успех деятельности зависит не только от усвоенной системы знаний, умений и навыков, но и от личностных качеств специалиста, в том числе его психофизиологических данных.

В целях конструктивного решения профессиональных задач, повышения эффективности взаимодействия с клиентом актуальным является разработка психофизиологического подхода к личности специалиста социальной работы, который позволит установить причинно-следственную связь между утратой трудоспособности и процессами психофизиологической адаптации работника. Наряду с этим целесообразно сформулировать ряд основных требований, предъявляемых к профессионально-личностным характеристикам специалиста социальной работы:

1) высокий уровень развития профессиональных знаний, гибкость мышления, а соответственно, умение вырабатывать индивидуальный подход общения с каждым клиентом; определять возможные изменения жизненной ситуации и ожидаемые результаты; быстро переключаться с решения одной проблемы на другую;

2) развитые коммуникативные способности, позволяющие устанавливать контакты с коллегами и клиентами;

3) высокий уровень стрессоустойчи-вости и самоконтроль;

4) гуманистическая направленность личности;

5) внутренняя самодисциплина.

Специалист социальной работы, осознавая специфику деятельности, профессиональные возможности и риски, должен учитывать свой личностный, в том числе психофизиологический потенциал.

Итак, особенности профессиональной деятельности специалиста социальной работы в зависимости от должности (ставки), квалификации в совокупности с уровнем здоровья и личностными качествами де-

терминируют индивидуальную продолжительность его работоспособности.

Через особенности личности специалиста осуществляется процесс упорядоченного влияния субъективного фактора на протекающие в обществе социальные процессы, кроме того, личностные качества специалиста позволяют повысить действенность социальной политики при имеющихся для этого у государства экономических возможностей.

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной усталости человека: монография. Казань: Издательство Казанского университета, 1987. 320 с.; Ольшанникова А.Е. Соотношение некоторых особенностей эмоциональной сферы подростка с физиологическими показателями // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. Т. 9. С. 128-140; Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 3-13.

2. Ашихмина, О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: автореферат дис. ... канд. пси-хол. наук / О.А. Ашихмина. Москва, 2010. 26 с.

3. Белинская, А.Б. Человеческий фактор как параметр оптимизации взаимодействия специалистов и клиентов социальных служб / А.Б. Белинская // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 2. С. 39-44.

4. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,

1983. С. 542-543; Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. № 1; Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 138-172; Чебыкин А.Д. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал.

1984. № 4. С. 83-89.

5. Гончаренко В.Л. Совершенствование управления социальной работой и повышение эффективности медико-социальной помощи / В.Л. Гончаренко, А.В. Мартыненко, В.И. Стародубов // Здравоохранение РФ. 1998. № 3. С. 17-20.

6. Казакова, О.А. Психоэмоциональная устойчивость как основное качество будущих специалистов социальной работы / О.А. Казакова // Вестник СамГУ. 2008. № 5/1. С. 119-126.

7. Кириленко, Д.Н. Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД / Д.Н. Кириленко [Электронный ресурс]. URL: http: // teoria-practica.ru/-2-2008/psychology / kirilenko.pdf (дата обращения: 30.03.2013).

8. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. СПб.: Издательство «Сентябрь», 2001. 260 с.;

Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.

9. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.

10. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 № 650 // URL: www.rosmintrud.ru (дата обращения: 30.03.2013).

11. О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2013 №21 // URL: www.rosmintrud.ru (дата обращения: 30.03.2013)

12. О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013-2018 годы)»: Постановление Правительства Челябинской области от 26.02.2013 г. № 67-П // «Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области». 2013. № 1 (часть I), январь-март.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р // СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6909.

14. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2001. 334 с.

1. Abolin, L.M. Psihologicheskie mehanizmy jemocional'noj ustalosti cheloveka: monografija / L.M. Abolin. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1987. 320 s. (Russian); Ol'shannikova, A.E. Sootnoshenie nekotoryh osobennostej jemocional'noj sfery podrostka s fiziologicheskimi pokazateljami / A.E. Ol'shannikova // Problemy differencial'noj psihof iziologii. M.: Pedagogika, 1977. T. 9. S. 128-140 (Russian); Chernikova, O.A. Issledovanie jemocional'noj ustojchivosti kak vazhnejshego pokazatelja psihologicheskoj podgotovlennosti sportsmena k sorevnovanijam / O.A. Chernikova // Psihologicheskie voprosy sportivnoj trenirovki. M.: Fizkul'tura i sport, 1967. S. 3-13 (Russian).

2. Ashihmina, O.A. Jemocional'naja ustojchivost' psihologov sistemy obrazovanija na raznyh jetapah professionalizacii: avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk / O.A. Ashihmina. Moskva, 2010. 26 s. (Russian).

3. Belinskaja, A.B. Chelovecheskij faktor kak parametr optimizacii vzaimodejstvija specialistov i klientov social'nyh sluzhb / A.B. Belinskaja // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. - 2012. -№ 2. - S. 39-44 (Russian).

4. Vardanjan, B.H. Mehanizmy reguljacii jemocional'noj ustojchivosti / B.H. Vardanjan // Kategorii, principy i metody psihologii. Psihicheskie

processy. M., 1983. S. 542-543 (Russian); D'jachenko, M.I., Ponomarenko, V.A. O podhodah k izucheniju jemocional'noj ustojchivosti / M.I. D'jachenko, V.A. Ponomarenko // Voprosy psihologii. 1990. № 1 (Russian); Zil'berman, P.B. Jemocional'naja ustojchivost' operatora / P.B. Zil'berman // Ocherki psihologii truda operatora. M.: Nauka, 1974. S. 138-172 (Russian); Chebykin, A.D. Issledovanie jemocional'noj ustojchivosti i psihologicheskie sredstva ee formirovanija u sportsmenov / A.D. Chebykin // Psihologicheskij zhurnal. 1984. № 4. S. 83-89 (Russian).

5. Goncharenko, V.L. Sovershenstvovanie upravlenija social'noj rabotoj i povyshenie jeffektivnosti mediko-social'noj pomoshhi / V.L. Goncharenko, A.V. Martynenko, V.I. Starodubov // Zdravoohranenie RF. 1998. № 3. S. 17-20 (Russian).

6. Kazakova, O.A. Psihojemocional'naja ustojchivost' kak osnovnoe kachestvo budushhih specialistov social'noj raboty / O.A. Kazakova // Vestnik SamGU. 2008. № 5/1. S. 119-126 (Russian).

7. Kirilenko, D.N. Teoreticheskie podhody k izucheniju jemocional'noj ustojchivosti sotrudnikov OVD / D.N. Kirilenko [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: // teoria-practica.ru/-2-2008/ psychology/kirilenko.pdf (data obrashhenija 30.03.2013) (Russian).

8. Marishhuk, V.L. Povedenie i samoreguljacija cheloveka v uslovijah stressa / V.L. Marishhuk, V.I. Evdokimov. SPb.: Izdatel'stvo «Sentjabr'», 2001. 260 s. (Russian); Platonov, K.K. Struktura i razvitie lichnosti / K.K. Platonov. M.: Nauka, 1986. 255 s. (Russian).

9. O meroprijatijah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2012 № 597 // SZ RF. 2012. № 19. St. 2334 (Russian).

10. Ob utverzhdenii plana meroprijatij («dorozhnoj karty») «Povyshenie jeffektivnosti i kachestva uslug v sfere social'nogo obsluzhivanija naselenija (20132018 gody)»: Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 650 // www.rosmintrud.ru (data obrashhenija 30.03.2013) (Russian).

11. O metodicheskih rekomendacijah po razrabotke organami ispolnitel'noj vlasti sub#ektov RF planov meroprijatij (regional'nyh «dorozhnyh kart») «Povyshenie jeffektivnosti i kachestva uslug v sfere social'nogo obsluzhivanija naselenija (2013-2018 gody)»: Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18.01.2013 № 21 // www.rosmintrud.ru (data obrashhenija 30.03.2013) (Russian).

12. O plane meroprijatij («dorozhnoj karte») «Povyshenie jeffektivnosti i kachestva uslug v sfere social'nogo obsluzhivanija naselenija Cheljabinskoj oblasti (2013-2018 gody)»: Postanovlenie Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti ot 26.02.2013 g. № 67-P // «Sbornik normativnyh pravovyh aktov Gubernatora i Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti». 2013. № 1 (chast' I), janvar'-mart (Russian).

13. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.11.2012 № 2190-r // SZ RF. 2012. № 49. St. 6909 (Russian).

14. Teorija social'noj raboty: uchebnik / pod red. E.I. Holostovoj. M.: Jurist#, 2001. 334 s. (Russian).

UDC 364.62

THE PERSONALITY OF A SOCIAL WORKER AS THE MOST IMPORTANT RESOURCE OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY

Antipova Evgeniya Igorevna,

South Ural State University,

the Chair of Enterprise and Management;

Administration of Chelyabinsk Region,

Chief specialist of state-legal department,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: antipova_evgeniy@mail.ru

Annotation

The article defines the significance of a specialist's personality in solving professional tasks in the sphere of social working and the impact of stress-factors on his physiological and psychological health. The emotional steadiness is viewed as the most important quality of a social work specialist. The basic professional and personal specialist's characteristic criteria are stated in the article.

Key concepts: person, specialist, social work,

psychophysiological potential, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.