УДК 364.62
ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Антипова Евгения Игоревна,
Южно-Уральский государственный университет, преподаватель кафедры предпринимательства и менеджмента; Правительство Челябинской области, главный специалист государственно-правового управления, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация В статье определено значение личности специалиста в решении профессиональных задач в области социальной работы, а также влияние стресс-факторов на его физическое и психическое здоровье. Эмоциональная устойчивость рассмотрена как важнейшее качество специалиста социальной работы. Сформулированы основные требования, предъявляемые к профессионально-личностным характеристикам специалиста.
Ключевые понятия: личность, специалист, социальная работа, психофизиологический потенциал, профессиональная деятельность.
В условиях непрерывности социально-экономических и политических изменений, высокой динамичности развития общества возрастает необходимость и ценность специалистов социальной работы, являющихся важнейшими партнерами государства и проводниками его социальных реформ.
По своей природе социальная работа является одной из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности. Она направлена на мобилизацию ресурсов человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, на активизацию потенциала его возможностей для решения трудностей им самим.
В связи с возрастанием требований к профессиональным знаниям и навыкам работников социальных служб встает вопрос решения проблем профессиональной подготовки, насыщения специализированных учреждений квалифицированными кадрами, а также профессионального долголетия специалистов.
Утверждение, что «система социальной защиты населения может быть эффективной при условии ее взаимодействия с социальной работой как профессиональной деятельностью» [5, с. 18], подтверждает значимость вопросов профессионализма специалистов, обусловленную высокой ответственностью за качество предоставляемых социальных услуг населению.
Вместе с тем приходится констатировать, что при востребованности социальной работы в социуме, предъявлении высокого уровня требований к специалистам со стороны профессионального сообщества данная профессия имеет невысокий социальный статус, а материальное вознаграждение работников является неадекватным затраченным физическим и психологическим нагрузкам.
На сегодняшний день стартовала реформа оплаты труда специалистов социальной работы.
В Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [9], в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессии социальной работы В.В. Путин определил к 2018 году решить вопрос повышения средней заработной платы специалистов до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Реализация данной правовой нормы уже началась. Распоряжением Правитель-
ства РФ от 26.11.2012 г. была утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 20122018 годы [13], а затем приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2012 г. - план мероприятий («дорожные карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» [10]. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.01.2013 г. утверждены методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ соответствующих планов мероприятий (региональных «дорожных карт») [11].
В «дорожной карте», утверждённой Постановлением Правительства Челябинской области от 26.02.2013 г., отмечено, что проблемы, сложившиеся в системе социального обслуживания населения Челябинской области, обусловлены сохранением очередности на предоставление социальных услуг, состоянием материально-технической базы учреждений социального обслуживания, недостаточной развитостью конкурентного рынка социальных услуг, а также дефицитом квалифицированных кадров, связанным с низким уровнем оплаты труда работников данной сферы, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда [12]. Преобладание человеческого фактора в решении ситуаций социальной работы требует усиления внимания к самому специалисту.
При изучении проблем эффективности профессиональной деятельности специалистов наряду с вопросом их материального обеспечения, важными аспектами проблемы являются личностные свойства, состояние физического и психологического здоровья специалистов.
Объем знаний, умений и навыков не может ограничиваться положениями, изложенными в должностном регламенте или должностной инструкции специалиста. Поэтому нередко личностные характеристики специалиста социальной работы становятся базисными в процессе выполнения им профессиональных задач.
Так, Е.И. Холостова подчеркивает высокую роль личностных качеств специалиста, подразделяя их на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические [14, с. 272].
Психофизиологические качества - это характеристики, от которых зависят способности к деятельности. К психологическим качествам относит самоконтроль, самокритичность, стрессоустойчивые качества. От психолого-педагогических качеств, как отмечает Е.И. Холостова, зависит эффект личного обаяния специалиста.
А.Б. Белинская употребляет понятие личностного потенциала специалиста социальной работы, в структуру которого входят следующие компоненты: профессиональные знания, умения и навыки (квалификационный потенциал); работоспособность (психофизиологический потенциал); интеллектуальные способности (творческий потенциал); способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникативный потенциал); ценностно-мотивационная сфера (нравственный потенциал) [3, с. 39].
Заметим, в структуру личностных характеристик специалиста входят психофизиологические качества, позволяющие определить степень его готовности к большим психоэмоциональным нагрузкам, соответственно, его пригодности к данной сфере.
Здоровый, эмоционально устойчивый специалист обладает высоким уровнем работоспособности, получает удовлетворение от своей деятельности. Но, взаимодействуя с клиентами - людьми, имеющими различные физические и психические отклонения, находящимися в разнообразных трудных жизненных ситуациях, специалист социальной работы подвергается воздействию различных стресс-факторов. На основе взаимопонимания и доверия к себе специалист, устанавливая деловые, эмоциональные контакты, меняя стиль общения в зависимости от ситуаций, «сопереживает» с клиентом негативные эмоциональные состояния. Поэтому важнейшим качеством специалиста социальной работы является эмоциональная устойчивость.
На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных вопросу эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Данный феномен рассматривался в отношении других представителей социономических профессий - психологов, врачей, педагогов и др.
В науке нет единого подхода к пониманию эмоциональной устойчивости. О.А. Ашихмина рассматривает проблему эмоциональной устойчивости в двух основных
аспектах: психофизиологическом и психологическом. При рассмотрении первого из указанных аспектов описывается роль физиологических предпосылок в становлении эмоциональной устойчивости. В физиологии и психогенетике взгляд на проблему эмоциональной устойчивости базируется на понимании ее как биологически детерминированного свойства личности [2, с. 10].
В психологии разработаны различные подходы к изучению эмоциональной устойчивости. Так, представители первого подхода рассматривают эмоциональную устойчивость в зависимости от силы, знака, лабильности и содержания эмоций [1].
Сторонники второго подхода определяют эмоциональную устойчивость как способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение при выполнении сложной деятельности, проявляя волевые усилия [8].
В рамках третьего подхода эмоциональная устойчивость понимается как интегра-тивное свойство личности, объединяющее ее различные качества, обеспечивающие в совокупности своей успешное достижение поставленной цели деятельности [4].
Согласно четвертому подходу эмоциональная устойчивость определяется особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижностью нервных процессов [7].
В области социальной работы некоторые ученые используют понятие психоэмоциональной устойчивости. Так, О.А. Казакова рассматривает психоэмоциональную устойчивость как интегративное свойство психики специалиста социальной работы, выражающееся в способности продуктивно функционировать, преодолевая состояние излишнего эмоционального возбуждения в напряженной ситуации. Психоэмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации [6, с. 124].
Анализ точек зрения на проблему понимания сущности эмоциональной устойчивости позволяет прийти к выводу о том, что эмоциональная устойчивость - это важнейшее качество специалиста социальной работы. Это интегральное свойство личности специалиста, способствующее профессиональному, личностному развитию, успешной адаптации и преодолению возникновения состояний профессиональной деформации личности.
Неспособность противостоять воздействию стрессогенных факторов объясняется несформированностью эмоциональной устойчивости, что приводит к возникновению профессиональных стрессов.
Ранними формами проявления стресса могут быть неспецифические признаки: головные боли, повышенная тревожность, нарушения сна. Длительный стресс провоцирует развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, нервной систем.
Таким образом, успех деятельности зависит не только от усвоенной системы знаний, умений и навыков, но и от личностных качеств специалиста, в том числе его психофизиологических данных.
В целях конструктивного решения профессиональных задач, повышения эффективности взаимодействия с клиентом актуальным является разработка психофизиологического подхода к личности специалиста социальной работы, который позволит установить причинно-следственную связь между утратой трудоспособности и процессами психофизиологической адаптации работника. Наряду с этим целесообразно сформулировать ряд основных требований, предъявляемых к профессионально-личностным характеристикам специалиста социальной работы:
1) высокий уровень развития профессиональных знаний, гибкость мышления, а соответственно, умение вырабатывать индивидуальный подход общения с каждым клиентом; определять возможные изменения жизненной ситуации и ожидаемые результаты; быстро переключаться с решения одной проблемы на другую;
2) развитые коммуникативные способности, позволяющие устанавливать контакты с коллегами и клиентами;
3) высокий уровень стрессоустойчи-вости и самоконтроль;
4) гуманистическая направленность личности;
5) внутренняя самодисциплина.
Специалист социальной работы, осознавая специфику деятельности, профессиональные возможности и риски, должен учитывать свой личностный, в том числе психофизиологический потенциал.
Итак, особенности профессиональной деятельности специалиста социальной работы в зависимости от должности (ставки), квалификации в совокупности с уровнем здоровья и личностными качествами де-
терминируют индивидуальную продолжительность его работоспособности.
Через особенности личности специалиста осуществляется процесс упорядоченного влияния субъективного фактора на протекающие в обществе социальные процессы, кроме того, личностные качества специалиста позволяют повысить действенность социальной политики при имеющихся для этого у государства экономических возможностей.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной усталости человека: монография. Казань: Издательство Казанского университета, 1987. 320 с.; Ольшанникова А.Е. Соотношение некоторых особенностей эмоциональной сферы подростка с физиологическими показателями // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. Т. 9. С. 128-140; Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 3-13.
2. Ашихмина, О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: автореферат дис. ... канд. пси-хол. наук / О.А. Ашихмина. Москва, 2010. 26 с.
3. Белинская, А.Б. Человеческий фактор как параметр оптимизации взаимодействия специалистов и клиентов социальных служб / А.Б. Белинская // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 2. С. 39-44.
4. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,
1983. С. 542-543; Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. № 1; Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 138-172; Чебыкин А.Д. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал.
1984. № 4. С. 83-89.
5. Гончаренко В.Л. Совершенствование управления социальной работой и повышение эффективности медико-социальной помощи / В.Л. Гончаренко, А.В. Мартыненко, В.И. Стародубов // Здравоохранение РФ. 1998. № 3. С. 17-20.
6. Казакова, О.А. Психоэмоциональная устойчивость как основное качество будущих специалистов социальной работы / О.А. Казакова // Вестник СамГУ. 2008. № 5/1. С. 119-126.
7. Кириленко, Д.Н. Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости сотрудников ОВД / Д.Н. Кириленко [Электронный ресурс]. URL: http: // teoria-practica.ru/-2-2008/psychology / kirilenko.pdf (дата обращения: 30.03.2013).
8. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. СПб.: Издательство «Сентябрь», 2001. 260 с.;
Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
9. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2334.
10. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 № 650 // URL: www.rosmintrud.ru (дата обращения: 30.03.2013).
11. О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2013 №21 // URL: www.rosmintrud.ru (дата обращения: 30.03.2013)
12. О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013-2018 годы)»: Постановление Правительства Челябинской области от 26.02.2013 г. № 67-П // «Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области». 2013. № 1 (часть I), январь-март.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р // СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6909.
14. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2001. 334 с.
1. Abolin, L.M. Psihologicheskie mehanizmy jemocional'noj ustalosti cheloveka: monografija / L.M. Abolin. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1987. 320 s. (Russian); Ol'shannikova, A.E. Sootnoshenie nekotoryh osobennostej jemocional'noj sfery podrostka s fiziologicheskimi pokazateljami / A.E. Ol'shannikova // Problemy differencial'noj psihof iziologii. M.: Pedagogika, 1977. T. 9. S. 128-140 (Russian); Chernikova, O.A. Issledovanie jemocional'noj ustojchivosti kak vazhnejshego pokazatelja psihologicheskoj podgotovlennosti sportsmena k sorevnovanijam / O.A. Chernikova // Psihologicheskie voprosy sportivnoj trenirovki. M.: Fizkul'tura i sport, 1967. S. 3-13 (Russian).
2. Ashihmina, O.A. Jemocional'naja ustojchivost' psihologov sistemy obrazovanija na raznyh jetapah professionalizacii: avtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk / O.A. Ashihmina. Moskva, 2010. 26 s. (Russian).
3. Belinskaja, A.B. Chelovecheskij faktor kak parametr optimizacii vzaimodejstvija specialistov i klientov social'nyh sluzhb / A.B. Belinskaja // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. - 2012. -№ 2. - S. 39-44 (Russian).
4. Vardanjan, B.H. Mehanizmy reguljacii jemocional'noj ustojchivosti / B.H. Vardanjan // Kategorii, principy i metody psihologii. Psihicheskie
processy. M., 1983. S. 542-543 (Russian); D'jachenko, M.I., Ponomarenko, V.A. O podhodah k izucheniju jemocional'noj ustojchivosti / M.I. D'jachenko, V.A. Ponomarenko // Voprosy psihologii. 1990. № 1 (Russian); Zil'berman, P.B. Jemocional'naja ustojchivost' operatora / P.B. Zil'berman // Ocherki psihologii truda operatora. M.: Nauka, 1974. S. 138-172 (Russian); Chebykin, A.D. Issledovanie jemocional'noj ustojchivosti i psihologicheskie sredstva ee formirovanija u sportsmenov / A.D. Chebykin // Psihologicheskij zhurnal. 1984. № 4. S. 83-89 (Russian).
5. Goncharenko, V.L. Sovershenstvovanie upravlenija social'noj rabotoj i povyshenie jeffektivnosti mediko-social'noj pomoshhi / V.L. Goncharenko, A.V. Martynenko, V.I. Starodubov // Zdravoohranenie RF. 1998. № 3. S. 17-20 (Russian).
6. Kazakova, O.A. Psihojemocional'naja ustojchivost' kak osnovnoe kachestvo budushhih specialistov social'noj raboty / O.A. Kazakova // Vestnik SamGU. 2008. № 5/1. S. 119-126 (Russian).
7. Kirilenko, D.N. Teoreticheskie podhody k izucheniju jemocional'noj ustojchivosti sotrudnikov OVD / D.N. Kirilenko [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: // teoria-practica.ru/-2-2008/ psychology/kirilenko.pdf (data obrashhenija 30.03.2013) (Russian).
8. Marishhuk, V.L. Povedenie i samoreguljacija cheloveka v uslovijah stressa / V.L. Marishhuk, V.I. Evdokimov. SPb.: Izdatel'stvo «Sentjabr'», 2001. 260 s. (Russian); Platonov, K.K. Struktura i razvitie lichnosti / K.K. Platonov. M.: Nauka, 1986. 255 s. (Russian).
9. O meroprijatijah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2012 № 597 // SZ RF. 2012. № 19. St. 2334 (Russian).
10. Ob utverzhdenii plana meroprijatij («dorozhnoj karty») «Povyshenie jeffektivnosti i kachestva uslug v sfere social'nogo obsluzhivanija naselenija (20132018 gody)»: Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 650 // www.rosmintrud.ru (data obrashhenija 30.03.2013) (Russian).
11. O metodicheskih rekomendacijah po razrabotke organami ispolnitel'noj vlasti sub#ektov RF planov meroprijatij (regional'nyh «dorozhnyh kart») «Povyshenie jeffektivnosti i kachestva uslug v sfere social'nogo obsluzhivanija naselenija (2013-2018 gody)»: Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18.01.2013 № 21 // www.rosmintrud.ru (data obrashhenija 30.03.2013) (Russian).
12. O plane meroprijatij («dorozhnoj karte») «Povyshenie jeffektivnosti i kachestva uslug v sfere social'nogo obsluzhivanija naselenija Cheljabinskoj oblasti (2013-2018 gody)»: Postanovlenie Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti ot 26.02.2013 g. № 67-P // «Sbornik normativnyh pravovyh aktov Gubernatora i Pravitel'stva Cheljabinskoj oblasti». 2013. № 1 (chast' I), janvar'-mart (Russian).
13. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.11.2012 № 2190-r // SZ RF. 2012. № 49. St. 6909 (Russian).
14. Teorija social'noj raboty: uchebnik / pod red. E.I. Holostovoj. M.: Jurist#, 2001. 334 s. (Russian).
UDC 364.62
THE PERSONALITY OF A SOCIAL WORKER AS THE MOST IMPORTANT RESOURCE OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY
Antipova Evgeniya Igorevna,
South Ural State University,
the Chair of Enterprise and Management;
Administration of Chelyabinsk Region,
Chief specialist of state-legal department,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The article defines the significance of a specialist's personality in solving professional tasks in the sphere of social working and the impact of stress-factors on his physiological and psychological health. The emotional steadiness is viewed as the most important quality of a social work specialist. The basic professional and personal specialist's characteristic criteria are stated in the article.
Key concepts: person, specialist, social work,
psychophysiological potential, professional activity.