Научная статья на тему 'Психо-эмоциональная устойчивость специалистов социальной работы как один из критериев профессиональной подготовки'

Психо-эмоциональная устойчивость специалистов социальной работы как один из критериев профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ольга Александровна

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Рассматриваются возможности профессионально-прикладной физической подготовки относительно формирования психо-эмоциональнойустойчивости как интегрального свойства личности специалиста в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психо-эмоциональная устойчивость специалистов социальной работы как один из критериев профессиональной подготовки»

Библиографический список

1. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие дня студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина -М.: Просвещение, 1991.-223 с.

2. Кравчино Е.О. Особенности авторитета педагога для разновозрастных и разностатус-

ных воспитанников закрытых образовательных учреждений (на материале детских домов-школ и школ-интернатов для реальных и социальных сирот; Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.О. Кравчино. - М„ 2004 -27 с.

3. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взиослых) / В.Л. Ситников. ■ СПб: Химиздат, 2001. - 228 с.

O.A. Казакова

ПСИХО-ЭМОЦИОВАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Преамбула. Статья посвящена проблеме профессиональной подг товки специалистов социальной работы Рассматриваются возможности профессионально-прикладной физической подготовки относительно формирования пси-хо-эмоциональнойустойчивости как интегрального свойства личности специалиста в данной области.

Понятия «социальная работа» и «социальная помощь» получили распространение в первом десятилегии XX века в США, когда & аготвори-тельность и филантропия начали обретать свой научный статус.

Первые школы подготовки профессиональных социальных работников появляются в США в конце XIX - начале XX века. В этот период разрабатывается теоретическая база социальной работы, при этом используются идеи психоанализа, гуманистической психологии, гештальтп-спхологии, структурно-функционального подхода.

В 1990-х гг. суть социальной работы по отношению к отдельному человеку определяется как формирование определенного равновесия всех психосоциальных уровней его существования [5].

В России только в конце XX в. социальная работа начинает рассматриваться как полноценная профессиональная деятельность. Становятся актуальными проблемы социального образования. Среди них. разработка критериев профессиональной подготовки специалистов; наличие профессиональных навыков и умений" развитие личности профессионалов; волевые качества, необходимые в ситуации решения трудных жизнен-

ных проблем клиентов.

Исторически так сложилось, что социальная оабота в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и станов-ле-ния личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. По сути, специалисты социальной работы исполняют роль экспертов по оискованным ситуациям. Это подтверждается и тем содержанием социа 1ьной работы, которое выделяет А.И. Панов в одной из своих статей, отмечая

1) оказание помощи отдельному человеку или группе, оказавшейся в трудной жизненной ситуации путем по вдержки, консультирования, коррекции, реабилитации, патронажа и других социальных форм;

2) актуализация потенциала самопомощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

3) целенаправленное влияние социальной работы на формирование и реализацию социально-экономической политики государства на всех уровнях с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания, жизнедеятельности человека, создания условий для поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [11, с. 18-19].

Учитывая инновационный для нашей страны характер специальности «Социальная работа». деятельность специалиста социальной работы подверглась тщатег-.ному изучению Так, извест-ны монографии Л.Г. Гусляковой, А.И. Панова, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, в которых

166

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова 2007, Том 13

©O.A. Казакова, 2007

рассматриваются методологические, теоретические, основы социальной работы; иссле хуют-ся ее различные технологии - социальная реабилитация, социальная профилактика и другие; раскрывается суть подготовки специалиста социальной работы. Однако отмечая важность и социальную значимость этой профессии, многие ученые обращают внимание на профессиональный риск, с которым встречается специалист социальной работы в процессе своей деятельности.

Сощ [альные работники встречаются с трудными ситуациями самого разного плана. Чаше всего - в общении с безработными, бывшими осужденными, пожилыми людьми, инвалидами (как взрослыми, так и детьми). При этом в ситуацию общения включается широкий спектр эмоциональных состояний клиентов Г5].

В результате специфика профессиональной деятельности приводит к различным нарушениям, деформациям и профессиональным болезням.

Неблагоприятные эмоциональные состояния клиентов (разочарование, отчаяние, апатия, фрустрация, страх, подавленность, тревога, одиночество, безнадежность и др.) пробуждают у социального работника собственные негатив-ные переживания. Общаясь с клиентами, помогая им преодолевать проблемные ситуации, соци-аль-ные оаботники сами испытывают ряд труц-нос-тей психо-эмоционального характера. В результате объективно трудная ситуация клиента становится субъективной трудностью специ-алис-та социальной работы, включенной в его профессиональное самосознание. Возникающий при этом сложный эмоциональный комплекс ( базовые эмоции и ситуативные эмоциональные состояния), побуждая профессионала к осоз-на-нию возможностей разрешения трудной ситуации, может оказаться причиной неблаго-приятного физического и психологического самочувствия человека, в том числе депривации его самосознания [5].

Кроме того, многие исследователи отмечают что профессиональная деятельность специалиста социальной работы являясь одной из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входящая в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной ха-

рак1врис-тике специалиста как стрессоустойчи-вость [3].

Понятие «стоесс» в настоящее время получило чрезвычайно широкое распространение. Впервые стресс был описан Г. Селье как неспе-ци-фическая генере шзованная реакция организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия (голод, усталость, холод, угроза, боль и чру-гие) [12].

На сегодняшний день исследователями однозначно доказано, что, по своей сути, стресс более сложное явление, чем его первоначально понимал Г. Селье, и в этой связи становится понятным безуспешность попыток объяснить адаптационное поведение (особенно социальную даптацию), основываясь только на анализе физиологических реакций.

В наше время в соответствии с системным подходом стресс изучается с позиций физиологического. психологического, и поведенческого уровней (Р. Лазарус). Стресс физиологического уровня представляет собой, по мнению автора, непосре (ственную реакцию ор! анизма, сопровождающуюся выраженными физиологи-чески-ми сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-хими-ческой природы При этом величина физио-логическо-го стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особен-ности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие, т.е., развитие психологического стресса возможно бе-1 материального присутствия его источника, но благодаря способности индивидов предвос-хищать предстоящие и даже чаще всего лишь возможные столкновения с какой-либо опасной для него ситуацией.

Отдельные подходы в исследовании стресса можно объединить в два направления - обьек-ти-вистского и субъективистского толка.

Представители первого, объективистского направления, рассматривают стресс как порождение внешней ситуации, или, как определяет Л.М. Аболин [1], эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Стресс воспри-ни-мается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия.

Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления N. ЕпсПег (19891. рассуждая о

Педагогика. Психология. Социальная работа. К гнология. Социокинетика, № 4, 2007

любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодеиствия субъекта с самим собой и с окружающей средой [14].

Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В.Э. Мильмана Г1980), который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [10].

Оба подхода наряду с недостатками имеют и свои достоинства, но с точки зрения управления стрессом, на взгляд A.A. Баранова [3], более продуктивным является субъективистское нап-равление, несущее то начало, которое можно использовать психокоррекционной практике.

Рассматривая сущность стресса, A.A. Баранов [3] вплотную подходит к понятию стрессоу-стойцчвости как необходимой характеристике целостного процесса адаптации. Анализ стрес-соустойчивости он начинает с конкретизации определения психической устойчивости в широком аспекте, ссылаясь на определение В.М. Геньков-ской. «закономерности индивидуального развития не могут быть полностью выявлены, если рассматривать данное понятие только как сохраняемость определенных состояний. Устойчивость, в отличие от сохранения, ноет активный характер, т.е. выражает, момент сопротивления, который проявляет данная система к внешним воздействиям. Когда воздействие кратковременно. единично, тогда устойчивость проявляется в том на сколько быстро система вернется к прежнему состоянию. Если воздействия продолжительны по времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняет основные внутренние взаимосвязи» [5, с. 39-41].

С точки зрения системно-структурного подхода, данная система пре ^полагает наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся, в некоторых пределах. среды. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, что не противоречит изменению состояния в границах некоторого допустимого диапазона.

Соответственно, устойчивость несводима только к поддержанию определенных состояний, она охватывает сохраняемость процесса в целом - последовательность состояний во време-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13

ни. Ее отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой частью развития, стороной процесса адаптации

По мнению A.A. Баранова, устойчивость в широком смысле нужно рассматривать как функцию двух переменных - окружающей среды и внутренней структуры системы. Можно определить устойчивость как особую организацию су-шествования личности как системы, которая обеспечивает максимально эффективное ее функционирование. Соответственно, стрессоу-стойчивость можно считать частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов. Специфичность же стресс-агентов будет определяться конкретным видом профессиональной деятельности, в том числе и социальной [3].

Необходимо отметить, что под термином «стрессоустойчивость» A.A. Баранов понимает такие частные его составляющие как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фру страционная толерантность

Ученые М.И. Дьяченко и J1.A. Кандыбович определяют психическую устойчивость (ПУ) «как сохранение продуктивного функционирования психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации. ПУ - предпосылка преодоления трудностей, активного и безошибочного выполнения задач в сложной обстановке. Психическая устойчивость позволяет сконцентрировать и распределить внимание, ориентироваться, использовать знания, навыки, умения, выдержать большие внешние и внутренние нагрузки. Психическая устойчивость может быть относительно постоянной характеристикой личности. В этом случае она обеспечивается равновесием психических процессов, состояний и свойств личности, такой организацией ее внутреннего мира, при которой в трудной ситуации доминирующими оказываются высшие чувства и мотивы, положительные черты "арактера. Психическая устойчивость может быть и ситуативной. В структуре ситуативной психической устойчивости важное место занимают положительные мотивы поведения, сознательное самоуправление, правильная оценка обстоятельств» [6, с 204].

По их же мнению, «эмоциональная устойчивость (ЭУ) - это интегральное свойство пси-

хики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает киаИний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Благодаря эмоциональной устойчивости, как качеств} личности, в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности» [6, с. 341].

Анализ имеющихся точек зрения на проблему толкования сущности понятия «психо-эмци-ональная устойчивость» позволил прийти к выводу о том, что психо-эмоциональная устойчивость — это интегральное свойство психики специалиста социальной работы, выражающееся в способности продуктивно функционировать, преодолевая состояние излишнего эмоционального возбуждения в напряженной ситуации. Психоэмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации.

Проблема психо-эмоциональной устойчивости специалиста социальной работы становиться актуальной с точки зрения решения проблем подготовки специалиста социальной работы и в этом отношении средства физической культуры могут сыграть заметную роль в формировании психоэмоциональной устойчивости будущих специалистов социальной работы.

Основным законодательным документом, определяющим содержание, обязательность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» во всех учеоных заведениях, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999), в коти-ром в ст. 14 '«Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» указывается, что на основе Закона Российской Федерации '<06 образовании» образовательные учреждения устанавливают формы занятий физи-

ческой культурой, методы и продолжительность учебных занятий, исходя из федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Для реализации указанных законодательных положений Министерством образования Россий ской Федерации был издан приказ «Об органи ,ации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования)' (1999), обязательный для всех государственных учебных заведений. Согласно этому приказу, ректоры образовательных учреждений высшего профессионального ооразования обязаны обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с дейсгвуюшими образовательными государственными стандартами, предусмотрел в учебных планах по всем направлениям и специальностям профессионального высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебную дисциплину «Физическая культура».

Одной из основных и трудных задач учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является задача формирования у всех студентов, достаточно взрослых молодых людей, осмысленной положительной жизненной установки на физическую культуру и спорт. При этом она должна иметь не сиюминутную направленность, но быть нацеленной на всю их последующую жизнь (на здоровый образ жизни, двигательную активность, занятия спортом, активный отдых, на обеспечение длительной активной жизни).

Следовательно, важным компонентом социальной работы является использование сречств физической культуры, сам процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности специалиста социальной оаботы.

О дин из основоположников теооии Физического воспитания профессор А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том. что любое .качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, тре-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенолош. Социокинегика. № 4, 2007

бующие проявления указанного качества» [8,-с. 221].

В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит nyieM естественного моделирования жизненных ситуации, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными снятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха), воспитывает волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе, помогает преодолевать эмоциональную усталость, развивает эмоциональную устойчивость.

Таким образом, было бы неправильным сводить использование средств физической культуры и спорта только к повышению уровня отдельных физических качеств. Воздействие такой подготовки гораздо многогранней, поскольку в процессе ее ненавязчиво, естественно происходит воспитание и самовоспитание целого ряда психических качеств, черт и свойств личности, уверенности в себе необходимых человеку в жизни, так неблагоприятное влияние внешней среды по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то. что естественная физиологическая адаптация человека не успевае-! за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний.

Однако, достаточно высокая общая физическая подготовленность час го не может обеспечить успеха в различных видах профессионального труда. В одних случаях может потребоваться повышенное развитие выносливости, в других -эмоциональной устойчивости и т.д., т.е. необходима дополнительная профессионально-прикладная физическая подготовка [4. с. 41-431.

Поэтому важным аспектом профессиональной деятельности специалиста социальной работы является профессионально- прикладная физическая подготовка (П11ФП). В высшей школе студентами уже выбрана их оудущая профессия. Учебная дисциплина «Физическая культура» призвана наряду с другими дисциплинами

внести свой вклад в профессиональное становление будуших специалистов. Поэтому весь учебный процесс физического воспитания студентов должен иметь определенную профессионально-прикладную направленность. Ее конкретная реализация осуществляется специальным подбором средств, обеспечивающих акцентированное развитие и формирование тех физических качеств, умений и навыков, которые в наибольшей степени необходимы студентам для их будущей профессиональной деятельности

Поэтому ППФП специалиста социальной работе это целенаправленная и осмысленная двигательная деятельность человека, результатом которой становится укрепление здоровья, подготовка к профессиональной деятельности, развитие (Ьизического потенциала и достижение физического совершенс гва, используется для решения социальных проолем «клиентов» или «группы клиентов». Знание особенностей физической активности на разных этапах жизнедеятельности индивида и условий ее формирования позволяет в процессе профессиональной деятельности специалиста по социальной работе сформировать у «клиента» устойчивую необходимость в физической культуре, которая является для него объективной жизненной потребностью, способом решения социальных проблем.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность специальной физической подготовки, которая направлена на развитие психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности.

Кроме того, по мере дальнейшего развития научно-технической мысли человека все больше окружает искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровье человека, но и его профессиональной работоспособности, а именно: цетре-нированность организма из-за недостатка мигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды.

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов эмоциональная устойчивость обеспечивается путем приоо-ретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов г чаптации к

170

вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, Том 13

стресс-факторам, выработки навыков, умений, привычек саморегуляции эмоциональной напряженности.

Для решения первой задачи наиболее эффективными средствами являются упражнения, моделирующие различные стрессовые ситуации и требующие мобилизации всех сил занимающихся для Эффективного выполнения поставленной двигательной задачи в заданных условиях.

Решение второй задачи осуществляется путем упражнений в приемах изменения соматических и вегетативных проявлений эмоций (контроля и регуляции мимических мышц, мышц скелетной му „кулатуры, специальных дыхательных упражнений) и способах отвлечения от эмоций, самовнушения - самоубеждения.

Таким образом, рассматривая психоэмоциональную устойчивость как один из основных критериев профессиональной подготовки специалистов социальной работы, приходим к выводу о необходимости разработки целостной системы профессионально-прикладной физической подготовки студентов, позволяющей последовательно и целенаправленно развивать способность к продуктивному функционированию, пре одолению излишнего эмоционального возбуждения, формировать готовность к действию в напряженной ситуации.

Библиографический список

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во КазГУ 1987.-С. 104 115.

2. Бальсевич В К, ЛубышеваЛ.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «Физическая культура и спорт» У Довузовская подготовка как тгап развития кадровой инфраструктуры в отрасли «Физическая культура и спорт»: Сб. науч. тр / Под ред. В.В Кушна, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быхов-ской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - С. 2841.

3. Баранов A.A. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкою профессионального мастерства Автореф. дисс.... канд. психол. наук - Ижевск, 1995.

4. Васельцова И.А. Контекстный подход к формированию психофизического потенциала профессионального развития студентг // Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее. - Самара: СфМГПУ, 2004. - С. 41-43.

5 .Денисов В. А. Сравнительный анализ операторской деятельности и ее срывов // Психологические проблемы деятельности в особых условиях 1 Отв.ред Б.Ф.Ломов, Ю М Забродик -М.,1985, — С. 39-41.

6.ДьяченкоМ.И., КандыбовичЛ.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование профессия. - Мн.: «Хэл-тон», 1998.-С. 204, 341.

7. Ильин Е.П. Оптимальные состоянии человека как психофизиологическая проблема /.' Психол. журнал. - 1981. -Т.2. - № 5 -С. 35-42.

8. Ильинич R M. Физическая куль тура студентов и жизнь. - М.: Гапдарики, 3005. - С. 221.

9 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс.-Л., 1970.-С 178-208.

10. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности /.' Стресс и тревога в спорте - М.: «ФиС», 1983 - С. 48 52.

И Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1995. -№ 1.-С. 18-19

12. Селье Г. Когда стресс не приносит горя / / Неизвестные силы в нас.- М.,1992 - С. 103— 159.

13. Breznitz Sn. The noble challenge of stress./' ,'Stressin Israel/ Sh. Breznitz. Van Nostrand Reinhold Co. N.Y., 1983.

14. Endler N.S. Tbr temperamental natur of personality // bur. I. Pers. Vol.3 #3. 1990.

Педагогика. Психологи- Социальная работа. Ювенолоп.я. Социокинетика №4, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.