Научная статья на тему 'Личность Плужникова в романе А. Проханова «Крейсерова соната»'

Личность Плужникова в романе А. Проханова «Крейсерова соната» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
197
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ПРОХАНОВ / РОМАН "КРЕЙСЕРОВА СОНАТА" / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗ ПЛУЖНИКОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евдокимова М. П.

Образ Плужникова вводится А. Прохановым в текст эпизодически, поэтому рассматривается критиками как «побочная тема». Личность главного героя, представленного «русским праведником», характеризуется автором с православных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность Плужникова в романе А. Проханова «Крейсерова соната»»

№ 3 (28), 2008

"Культурная жизнь Юга России"

В сатирических произведениях представлена жизнь в многообразии ее социально-исторических, философско-психологических, нравственно-этических, эстетических проявлений. Это придает сатире особую значимость. Она способствует более успешному освоению действительности и в различных пространственно-временных координатах логически верно характеризует не только внешние причинно-следственные связи и отношения, но и внутренние, эмоционально-смысловые. Подобная характеристика может быть краткой, но зримой. Сатира точно выявляет особенности той или иной общественно-экономической, социально-политической формации, воссоздает ее существенные индивидуальные признаки. Раскрывая мысли и чувства героя, его мировоззрение в разные эпохи, сатира и юмор отображают эволюцию сознания народа.

Социальная острота адыгского фольклора специфически проявляется не только в тематике, но и в системе образов. Злейшими врагами трудового народа выступают князья и дворяне, муллы, судьи, хаджи, эфенди.

В сатирико-юмористических произведениях адыгского фольклора, как и в фольклоре других народов, присутствует единство образов, тем, идей. В них четко определена идейно-эстетическая позиция народа по отношению к тому или иному явлению, событию, случаю в жизни. Суровость исторической эпохи определяет остроту общественного конфликта.

Таким образом, сатира позволяет художественно отразить состояние государства в конкретный период, раскрывает особенности социального конфликта в обществе и недостатки в народном быту, определяет жизненные приоритеты и систему ценностей народа, специфику темперамента и характер противоборствующих сторон. Народная сатира, будучи социальной, конфликтной, оформляет сюжет произведения и способствует его логическому завершению. Она является благодатным средством воплощения демократических воззрений народа, отображает, как зеркало, его нравственные идеалы, раскрывает классовые отношения в обществе, выступает против всего ложного, косного, мешающего соблюдению миропорядка в обществе.

N. M. CHUYAKOVA. ROLE, PLACE AND IMPORTANCE OF SATIRE IN THE FOLKLORE OF THE ADYGS

This article sums up author's observations concerning the great number of satiric works in the folklore of the Adygs. The author stipulates that in these works one can see the aesthetic-ideological position of people. These works show the democratic character of people's views and the system of values.

Key words: satire, conflict, laughter, classes, characters, humor, style, specific character.

М. П. ЕВДОКИМОВА

ЛИЧНОСТЬ ПЛУЖНИКОВА В РОМАНЕ А. ПРОХАНОВА «КРЕЙСЕРОВА СОНАТА»

Образ Плужникова вводится А. Прохановым в текст эпизодически, поэтому рассматривается критиками как «побочная тема». Личность главного героя, представленного «русским праведником», характеризуется автором с православных позиций.

Ключевые слова: А. Проханов, роман «Крейсерова соната», концепция личности, образ Плужникова.

Произведения А. Проханова XXI века посвящены современной России с ее политическими заговорами и интригами. Писателем не было пропущено ни одно крупное событие постсоветского периода: август 1991-го («Последний солдат Империи»), октябрь 1993-го («Красно-коричневый»), таинственная смерть генерала Рохлина («Сон о Кабуле»), приход к власти Путина («Господин Гексоген»).

Новый роман А. Проханова «Крейсерова соната» повествует о гибели подлодки «Курск», именуемой им крейсер «Москва», пожаре на Останкинской телебашне, предвыборной кампании мэра Москвы Ю. Лужкова, захвате террористами зрителей мюзикла «Норд-ост». Произведение выдержано в сюрреалистическом, фантастико-мистическом стиле. Фантасмагорические превращения, используемые автором, - жесткие и амо-

ральные. По этому поводу справедливо высказался критик А. Фанталов: «Описание истеблишмента выдержано в типичном квазифантастическом стиле, с явно утраченным чувством меры» (1).

На страницах романа изображена политическая элита, легко узнаваемая и небрежно законспирированная под прозвищами Счастливчика, Модельера, Мэра, Плинтуса. В повествовании писатель прибегает к приему узнавания.

М. Замшев в статье «По воле русского Бога» делит всех персонажей в романе на две категории: естественные (реалистические) и неестественные (мистические). К первым он относит Аню, Ивана Ивановича, моряков крейсера «Москва», Нинель. Среди неестественных называет Мэра, Плинтуса, Счастливчика, Модельера, Томаса Доу. «Любопытно то, что неестественные персонажи почти все имеют реальных прототи-

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (28), 2008

96 —

пов, а естественные - нет», - заключает исследователь (2). Но в представленной классификации героев у М. Замшева не находится места для фигуры центрального героя - акустика подводного крейсера «Москва» капитан-лейтенанта Сергея Плужникова. Как и все герои А. Проханова, он лично «знаком» с войной в Афганистане, Никарагуа, Кампучии, Мозамбике. Другую завесу его прошлого автор не открывает. Сергей сильно отличается от других образов, созданных писателем. У него адекватная самооценка, он сдержан и немногословен. Плужников вводится автором в текст эпизодически, лишь на несколько страниц «разрывая» своим появлением политическую текучку.

Несмотря на то, что Плужников - главный герой, некоторые критики (например, М. Замшев, А. Фанталов) справедливо рассматривают его как «побочную тему» (там же), либо называют его личность «бледной и натужной» (3). Действительно, описание капитан-лейтенанта занимает наименьшую часть повествования в сравнении со столкновениями Счастливчика и Модельера с Мэром и Плинтусом. Связующим звеном в этой цепи является образ обреченной Империи, судьба которой всегда волновала писателя.

Среди обилия представленных автором отрицательных героев, изображенных им гротескно, ярко, нередко бесстыдно, образ Плужникова видится нам размытым. В начале романа перенесенный ангелом из тонущей подлодки Сергей долго не мог не только говорить и осознавать случившееся с ним, но и самостоятельно передвигаться. К жизни его возвращает добрая русская песня «В деревне мы жили, я в роще гулял...», звучащая из уст Ани. А. Проханов в своем творчестве отдает должное место русской песне. И. Ильин говорит: «Богатство этих песен неисчерпаемо, их возраст порой нельзя установить; их мелодика, ритм, выразительность просто пленяют» (4). В этих песнях русский человек выражает лучшее, что скрыто в глубинах его души. Так, у многих героев А. Проханова есть своя любимая песня. Например, у Волкова - «Где кони, кони.» («Дерево в центре Кабула»), у Кириллова - «В островах охотник целый день гулял.» («В островах охотник») и т. д. Песня помогает Сергею вернуть человеческое обличье и и восстановить речь, сознание и память.

А. Проханов представил главного героя в образе ангела. Если Белосельцева («Господин Гексоген») он называл «последним рыцарем Империи», то теперь его герой - «русский Праведник». Действительно, Плужников во второй половине повествования, словно ангел, совершает божественные деяния: спасает солдата в Чечне, воскрешает девочку, принимает боль Империи на себя. В ином свете раскрывается герой в отношениях к женщине. Автор наделяет его новыми качествами, свойственными беззащитному маленькому ребенку: «Он постоянно был рядом с Аней, испытывая к ней почти сыновние чувства. Боялся на шаг от нее отступить. Чувствовал свою от нее зависимость» (5). Картина «семейных» отношений в произведении кардинально меняется по сравне-

нию со всеми предыдущими романами писателя. Теперь Сергей нуждается в женской заботе, и Ане решать - быть ей с этим «неведомым пришельцем», подобранным на улице, или, наоборот, бросить его на произвол судьбы.

Плужников, в свою очередь, стремится преодолеть разрушающие его душу эгоцентрические качества, которые становятся уже стереотипными для героев А. Проханова. Если в начале он не чурается того комфорта, который создает вокруг него слабая одинокая женщина, а, наоборот, с легкостью принимает его, то во второй половине романа Сергей помогает ей на работе, волнуется за нее и просит Господа защитить любимую: «Боже, пощади Москву!.. Сбереги Аню!.. А если нужно, возьми мою жизнь!..» (там же, с. 361). На наш взгляд, герой в итоге способен на самопожертвование и преданность Империи.

А. Проханов в одном из интервью говорит о романе как об «ощущениях ангела, попавшего в ад» (6). Но ангела (Плужникова) он не «спускает» с небес на землю, как сказано в Библии, а «поднимает» его с пучины морского дна. Описания в начале повествования чувств Сергея: «В них не было ни боли, ни радости, ни целей, ни воспоминаний» (7) - заставляют думать, что перед нами не ангел, а некий персонаж из современных блок-бастеров. Например, А. Фанталов сравнивает его с героем «Властелина колец» Фродо, который «идет и идет с не до конца очищенным микрочипом, заменяющим сознание и реагирующим на такие остаточные моменты, как голубь и православный собор, которые рождают в груди Сергея необъяснимую теплоту» (8). В третьей и четвертой частях романа автор все же «очеловечивает» героя: он чувствует, любит и сострадает.

Вслед за А. Прохановым, назвавшим своего героя «русским праведником», в критических отзывах наблюдается дискуссия по поводу религиозности самого романа. Мнения критиков разделились: М. Замшев считает Плужникова «посланником русского рая», В. Бондаренко говорит об «огненном православии» произведения, Г. Юзефович и К. Кокшенева размышляют о надуманной «лубочной религиозности» повествования.

А. Фефелов в статье «Отблеск русского рая» определяет новый роман писателя как «пример религиозной православной прозы Последних времен» (9), а В. Бондаренко обращает этот «пример» к молодежи: «он (роман. - М. Е.) откровенно молодежен и по языку, и по образам, и по героям. Пасха России - как воскрешение ее уже с новыми героями, по сути, с новым русским народом, прошедшим, как в сказке, сквозь мертвую и живую воду» (10).

Комментируя данные высказывания, мы приведем слова К. Кокшеневой из статьи «Как измерить себя человеку?»: «Православными образами, символами и смыслами "украшают" литературу» (11). В произведении же А. Проханова, вторя словам критика, мы не находим этой красоты. Писатель использует православие как «некое новое оружие - идеологическое - в борьбе с кремлевскими схемами управляемой демокра-

№ 3 (28), 2008

"Культурная жизнь Юга России" ^

тии» (там же, с. 180). Текст повествования изобилует сценами ужаса, тления, разложения и извращения падшего мира. Беря во внимания «и море крови, и мат, и извращения», К. Кокшенева справедливо, с нашей точки зрения, недоумевает, как «проза, изображающая "нечто адовое", может быть отнесена критиками в разряд "православной прозы"»?

Среди обилия жестких, нередко аморальных превращений, сравнений и метафор М. Замшев находит некоторые из них «просто великолепными», но сам их не цитирует. Завершая разговор о романе А. Проханова «Крейсерова соната», мы, в некоторой степени противореча самим себе, приведем слова М. Замшева о произведении: «Человек - творец жизни. Автор - творец текста» (12).

Литература

1. Фанталов А. «Крейсерова соната» Александра Проханова // http: // fox.ivlim.ru/showarticle. asp?id=2908.

2. Замшев М. По воле русского Бога // http: // www.moswriter.ru/proza/archiv/02_2004/proza2.htm.

3. Фанталов А. «Крейсерова соната» Александра Проханова...

4. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 1. С. 179.

5. Проханов А. Крейсерова соната: роман. М.,

2003. С. 215-216.

6. Проханов А. «Личность - это экспансия.» / Беседу записал Ю. Курьянов // http: // www.opt-kniga.ru/kv/interview.asp?id=154.

7. Проханов А. Крейсерова соната. С. 134.

8. Фанталов А. «Крейсерова соната» Александра Проханова.

9. Фефелов А. Отблеск русского рая // Завтра.

2004. № 1. С. 2.

10. Бондаренко В. Литература как восстание, или Партийность и модная игра в антибуржуазность // Независимая газета. 2004. 6 окт. С. 7.

11. Кокшенева К. Как измерить себя человеку? // Москва. 2005. № 1. С. 178.

12. Замшев М. По воле русского Бога.

M. P. YEVD0KIM0VA. PLUZHNIKOV'S IMAGE IN THE NOVEL «THE CRUISER'S SONATA» BY A. PR0HAN0V

A. Prohanov introduces Pluzhnikov's image into the text episodically, that's why critics examine this character as a «secondary theme». The main character's personality represents «Russian righteous man» and is characterized by the author from orthodoxial positions.

Key words: A. Prohanov, the novel «The cruiser's sonata», the concept of the personality, Pluzhnikov's image.

Г. Д. БАЗИЕВА

ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

В статье рассматриваются проблемы развития современной литературы Кабардино-Балкарии в контексте влияния постмодернизма. В центре внимания автора - творчество прозаиков «новой волны».

Ключевые слова: постмодернизм, литература, мифологизм, цитирование, интертекст, современный герой.

Современный этап развития культуры (начиная с 80-х годов ХХ века) принято определять как «постмодернизм». Если несколько лет тому назад это направление в культуре воспринималось как дань литературно-художественной моде, то сегодня оно стало уже академической классикой. Модернизм в целом характеризуется «аутизмом мышления», стремлением абсолютизировать мир своего внутреннего бытия (1). Постмодернизму, напротив, присуще стремление стать частью общего мира, разомкнуть себя «вовне». Если вектор модернизма - центростремительный, то вектор постмодернизма - центробежный (2). «Разомкнутость» пространства в эпоху постмодернизма позволила виртуальное воспринимать как реальное и наоборот. Человек становится психологически, эмоционально и интеллектуально вовлеченным в различные культурные пласты. Ценность личности в эпоху постмодернизма определяется не только ее интеллектом и самодостаточностью, что характерно

для модернизма, но и гибкостью мышления, «ра-зомкнутостью в мир», способностью быстрого и немедленного реагирования.

Постмодернизм на Западе стал развиваться в 20-30-е годы ХХ века. Первым литературным произведением постмодернизма считают роман Дж. Джойса «Улисс» (1922), в котором широко используются приемы цитирования, иронии, пародии. В одном ряду с ним стоят также романы Ф. Фаулза, романы и повести Х. Кортасара, новеллы Х. Борхеса и позднего англоязычного В. Набокова. В советский период произведения этих писателей были неизвестны широкому кругу читателей. В 80-е годы ХХ века, в период перестройки, выходят в русском переводе собрания сочинений ведущих писателей постмодернизма. Одновременно начинается перестройка стилистики литературных произведений на территории СССР.

В данной статье нас интересует проблема проявления характерных черт постмодернизма в ли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.