Научная статья на тему 'Личность и секреты личности в толковании Алишера Навои'

Личность и секреты личности в толковании Алишера Навои Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СЕКРЕТЫ ЛИЧНОСТИ / ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ “РУҳ УЛ-қУДС” / МИЛОСЕРДИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эгамбердиева Нафиса Мустафаевна

В данной статье даётся философское толкование личности, обращено внимание на вопросы художественного толкования секретов личности в произведениях Алишера Навои. Также раскрывается своеобразие образа поэта-мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность и секреты личности в толковании Алишера Навои»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ЛИЧНОСТЬ И СЕКРЕТЫ ЛИЧНОСТИ В ТОЛКОВАНИИ АЛИШЕРА

НАВОИ Эгамбердиева Н.М.

Эгамбердиева Нафиса Мустафаевна — преподаватель, кафедра национальной идеологии, основ духовности и правового воспитания, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навойи, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье даётся философское толкование личности, обращено внимание на вопросы художественного толкования секретов личности в произведениях Алишера Навои. Также раскрывается своеобразие образа поэта-мыслителя.

Ключевые слова: личность, секреты личности, осознание себя, произведение "Ру% ул-цудс", милосердие.

В связи с тем, что проблемы личности основными темами полемики философских учений, появились различные взгляды по этому вопросу. Согласно истории философии, особенно учений суфизма, человек загадочное живое существо и необходимо его понять и осознать. Узнавание личностью себя, осознание себя в первую очередь показывает сущность человека. Это проявляется посредством духовности личности, достоинства, ценности, уважения, чести и совести. Осознание себя помогает человеку понять смысл жизни, её цель. В первую очередь человек ища ответы на вопросы «Ктог я?» , «Для чего и пришёл в этот мир?», «Как я должен применить данные мне великие блага жизни?», должен осознать себя и найти своё место в обществе.

Человек отличается от животного мира своим сознанием, способностью мыслить, говорить, умением работать и создавать орудия труда, способностью к творчеству. Отличие человека от животного начинается состоит именно с его человечности, самосознания, то есть кто или что он, что он может и к какому труду приспособлен.

В процессе осознания себя человек полностью отделяя себя от действительности, смотрить на себя «другими глазами», смотрит со стороны, даёт отчёт каждому проделанному делу, прошедшей каждой минуте. В процессе осознания себя человек знает себе цену, в нём появляется доверие к себе, формируется характер. Если человек осознает себя, он будет активным, потому что он будет на «своём месте».

В процессе осознания себя и объектом познания, и субъектом познания будет сам человек. Существуют следующие формы процесса осознания себя:

Во-первых, первая форма - чувствовать себя, то есть человек знает разницу его и его тела существующих в мире предметов.

Во-вторых, вторая форма - знание человеком своего места в обществе, что он является членом этого общества, владетелем точной деятельности, принадлежностью к определённой социальной группе.

В-третьих, высшая форма - достижения уровня личности осознающей себя как гражданина, ответственным за выполняемую работу, контролирующей свою деятельность, умеющей оценивать себя, умеющей давать себе отчёт.

Каждое произведение Алишера Навои помогает понять сущность человека, знать тайны и секреты личности. Такими назиданиями поэта как «Чтобы я не найду моё, я сам найду », «Осмысли своё существование, чтобы ты не желал, желай от себя» поэт призывает человека к осознанию себя. В произведениях Навои восхваляется возвышение человека до высокого уровня, что человек высшее живое существо. В произведении поэта "Рух, ул-;удс" (Святой дух) давая описание человеку, он так описывает великую силу Творца: "Ты создал тело человека из разных частей. Поставив на место члена из земли, красиво и бесценно создал. Лицо с уважением и почётом поднял с земли, и усадил на высокий трон. На часть сотворённую из земли ты ниспослал дождь милости. Поэтому в характере появилась мягкость... Четыре противоречащих друг другу элемента ты совместил (тело человека), это были земля, огонь, вода и воздух ... После появления в прекрасном обличие (человеку) Ты дал начало из своей обители "[1]

Из вышеуказанных взглядов известно, что человек является воплощением в себе материальный и духовный мир божественной действительности. Его характер, его покупатель

и благодетель исходит их соразмерности этих двух миров. Навои показывает, что мягкость человеческой природы пришла под воздействием дождя милости.

В «Хамсе» Навои очень широко освещены сборники тем. Перу были приданы все стороны связанные с жизненными явлениями, жизнью человека, внутренними переживаниями. Поэт обращает внимание читателя на самые важные понятия. На каждое из них ставится отдельное ударение: душа, совесть, щедрость, воспитанность, удовлетворение, преданность, любовь, честность, ученость. В произведении обозначение человека, человечности, «личность среди личностей», то есть одним словом сегодняшнего языка о совершенной личности встречается много мыслей. Наряду с возвышением человека Навои повторно и повторно утверждает что свята и его душа. В настоящее время каждый человек стремится оставить доброе имя, делать в жизни добро. Если в одном бейте наряду с его утверждениями что целью создания всех вещей в мире является человек «Однако он был жадным человеком», в другом бейте он говорит:

Он существует в этом цветнике,

Был желанным цветком человек,[2].

По мнению Навои, все прелести мира направлены на служение человеку и все тонкости и поприща прекрасного отражены в милости бога. Алишер Навои говорит, что определение человека обозначается не только ценностью человека, его благосостоянием, богатством, должностью, социальной принадлежностью, но и его духовным обликом, нравственными качествами, какую пользу он приносит окружающим. Превыше всего он ставит оказание милосердия людям, исполнение праведных деяний, умеренность в желаниях, жертвовать бедным, быть снисходительным и милосердным, всегда жить проблемами народа, призывать людей к добру. Одамий эрсанг демагил одами,

Оники йук хал; гамидин гами[3].

"Найти добрых людей и накормить их простить их вину. Подаренные к месту чапан и халат - щедрость и данное не к месту златошвейная одежда - негодна. Если не хочешь чтобы еда пропала - накорми, если не хочешь чтобы одежда устарела- одень. Осознай путь щедрости, однако образы добра и потребности осознай по другому"[3] утверждает он.

Именно жизненный опыт Навои, уровень его учёности отражены в вышеприведённых произведениях и они являются важным источником ответов на вечные вопросы. Также как и Навои трудности жизни совершенной личности в несовершенном обществе очевидно переданы в произведении "Мах,буб ул-кулуб" следующими словами: «Если кому протянешь чашу с вином, он заставить тебя испить не одну чашу вина, от человека который выпил чашу твоего мёда ты должен быть готовым испить не одну кассу яда»[4]. Этот крик души для человека, который поставил целью достичь совершенства, означает необходимость быть готовым к преодолению многих трудностей на пути к достижению совершенства. Причину такой ситуации он описывает так: «или мир изменится, точки изменения, или из-за ущерба

человечности и уму людей времени......кроме как награда доброте - грубость, вместо вежливого

отношения презрительность, надменность мы не увидим ничего» [4]. Эти слова поэта своей правильностью относятся не только к людям того времени, но и к людям последующих эпох. Здесь бросается в глаза одна ситуация - люди каждого периода знают своих предков как людей совестливых, человечных. Причина этому в том, что в памяти человека и человечества добро, добрые люди сохраняются чаще, они стремятся забыть всё плохое. Каждый прочитавший 8-2 замечание произведения "Мах,буб ул-кулуб" (независимо от того добрый он или злой) принимает его как слова от сердца: «Выполнив любую службу, получив за это притеснения и угнетения, от тебя будут ждать ещё услужения. Как бы ни был та предан, будучи обиженным и униженным, от тебя будут требовать благодарности. Если за каждую верность ты не получишь оплеуху по лицу, ты виновен и если оказанное каждое милосердие не принесёт тебе боль и огорчение, ты пропал"[4]. Из этого видно, что зло и угнетение относительное состояние, относительно кого-то зло-угнетение, другим же угнетение-зло. Ни в одном своём произведение Навои не считал угнетателями богачей, чиновников, властителей (представителей высшего класса). Он считал злыми невежд, эгоистов, скряг. Таких людей можно встретить у представителей различных слоёв, между обладателями разных профессий и он утверждает, что они наносят вред не только окружающим, но прежде всего и себе.

Человеческая природа такова, что ни один тиран или деспот не считает себя притеснителем. Возникновение вопроса как различить в нём зло или угнетение, справедливость или несправедливость вполне естественно. Вышеуказанные мысли поэта являются ответом на этот вопрос:

Ты сказал среди народа лучше, кто?

Послушай и отбрось сомненья[5].

На протяжении своей жизни поэт придерживался хадиса «самый лучший из людей это тот, кто приносит больше пользы людям». Поэтому он стремился делать добро людям, от которых исходила польза народу (независимо от того богач он или бедняк).

Быть простительным, делать добро даже тем, от кого исходит зло и не требовать за это благодарности - вот достоинство. Говоря словами Навои: « Поднять тяжёлую ношу одного мученика и поднять эту ношу от её тяжести. Мука - колючее страдание поднять тяжёлую ношу кого-то и раскрыться словно цветок от укола колючки и больше не говорить о сделанной работе, не делать одолжения, никогда не бросать в лицо» [4]. Мучение великое благородство, щедрость, гуманность и другие черты свойственны человеку. Только лишь милосердный человек будет мучеником. Человек может быть милосердным, но не щедрым, или может помогать только тому кого знает, то есть может быть не великодушным. Причина различного проявления этого чувства кроется в существовании «выгоды». Каждый человек по своему в чём-то заинтересован. Выгода является препятствием на пути проявления, чистых, светлых чувств. В произведениях Навои понятия выгоды не применяется, так как это понятие внесено в науку как философский термин в более поздний период. Однако Навои показывает в качестве вредителя благой добродетели эгоизм. Эгоизм является корыстолюбием, эгоистический человек свои личные интересы ставит выше интересов других, стремится подчинить своим интересам других. Эгоизм приводит к надменности и заносчивости, эгоистичный человек становится рабом алчности.

В третьей части "Мах,буб ул-;улуб" собраны 118 замечаний отражающие жизненный опыт поэта, его высокую веру, как и другие произведения Навои они ключ секретам человека. Навои приходит к выводу, что в каком-бы времени и в каком -бы мире человек не жил, он должен в своей жизни постоянно совершать добро, дать в своём сердце место добру.

Список литературы

1. АлишерНавоий. Ситтаи зарурия / Ру^ ул-;удс. Тошкент: Фан, 2005. 10-11 б.

2. Рахматов У. Цветник вечности. Т.: "Шар;" , 2013 й. 16-б.

3. Алишер Навоий. Х,айратул-аброр. Т.: Издательство Литературы и искусства им. Гафура Гуляма. 1989.139-б. 217-б.

4. Алишер Навоий. Мах,буб ул-;улуб. Т.: Еафур.Еулом., 1983. 60-. 59-60-.62-б.

5. Арбаъин. (Алишер Навоий назм ила баён этган хадислар) Т.: Мехцат, 1991. б.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.