УДК 343
Е.В. Демидова*
Личность беспризорного преступника и преступника - социального сироты
Статья посвящена проблеме личности беспризорного преступника и преступника социального сироты. Рассматриваются различные характеристики указанный видов личностей. В качестве иллюстративного материала представлена информация и статистические данные по проблеме беспризорности и социального сиротства по Республике Татарстан.
This article contents the information about the personality of criminal street urchin and criminal social orphan. The author shows a lot of descriptions of criminal street urchin and criminal social orphan. There is a lot of statistical information Republic of Tatarstan about street urchins and social orphans.
Ключевые слова: несовершеннолетний, личность, беспризорник, социальный сирота.
Проблема личности виновного относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных в уголовном праве и криминологии. Личность виновного была и остаётся одной из центральных проблем всех наук криминального профиля. Личность - это носитель причин и условий совершения преступлений1.
Межчеловеческие, личностные отношения возникают именно в детстве. Урок зла, выученный в нежном возрасте, открывает ворота во зло, а урок добра обучает добру и в ответ откроет добро2.
Дети - главный, определяющий элемент развития России. От их состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные качества: физическое и психологическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделён ребёнок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребёнка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счёте, - прогресс развития общества в целом.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет дальнейшую судьбу каждого человека, т.к. именно в подростковом возрасте преимущественно завершается формирование характера и становления личности.
Личностные качества несовершеннолетних преступников имеют свои возрастные особенности, которые хотя и присущи всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения. При определённых условиях они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния или облегчить возникновение криминогенной ситуации3. Например, такие определяемые возрастом особенности, как недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования социальных установок, повышенная внушаемость, исключительная ориентация на неформальную группу, а также стремление показать себя слишком взрослым, демонстрация независимости большей частью характерны для подростков.
* Адъюнкт кафедры уголовного права Казанского юридического института МВД России, старший лейтенант юстиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 1 (37) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Криминалистика, криминология, ОРД
И.С. Кон делит переход от детства к зрелости на три этапа: 1) подростковый, отроческий возраст - от 11-12 до 14-15 лет; 2) юношеский возраст - от 14-15 до 18 лет; 3) поздняя юность или начало взрослости - от 18 до 23-25 лет4.
В социальном плане беспризорные дети и социальные сироты занимают промежуточное положение между детством и миром взрослых. Именно в этот период формируется фундамент личности: получают развитие основные её формы - интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Происходит освоение и практическое применение норм, ценностей и типов поведения взрослого человека, дифференцируется самооценка.
В структуре несовершеннолетних преступников возраст 14-16 лет составляет 32,6%, 16-17 лет - 67,4%, а также наблюдается возрастание доли лиц в возрасте 14-16 лет5.
Поведение и поступки беспризорных детей и социальных сирот в этом возрасте носят уже сознательно-волевой характер, в связи с чем к ним предъявляются и более высокие требования. Однако физическое и нравственное развитие подростка ещё не завершено, и это отражается на характере его действий и поступков. Следовательно, причина противоправного или аморального поведения - не в слабости, а в отрицательной волевой направленности.
Эмоциональную неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространённым характерным чертам личности беспризорного преступника и преступника социального сироты.
Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения правового и нравственного сознания. Это, в частности, отношение к законодательным запретам как к формальным и необязательным «для себя лично»; непонимание социальной роли закона, противопоставление закона целесообразности, групповых норм нормам закона; искажённость представлений о правомерном и неправомерном поведении; отрицание справедливости правоприменительной практики, враждебнонедоверчивое отношение к правоохранительным органам; убеждённость в возможности избежать наказания за содеянное, неверие в то, что ответственность преступников неотвратима6. Для эмоционально-волевой сферы беспризорного преступника и преступника социальной сироты характерно ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, грубости, жестокости, отсутствие самокритики, а также отсутствие авторитета в лице своих родителей. В связи с этим в механизме преступного поведения зачастую значение имеет не слабоволие, а отрицательная волевая направленность.
Деформации подростка в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой - демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов7. Проведение досуга малолетними преступниками зачастую связано с употреблением алкогольных напитков, наркотических, психотропных средств, а также вступление в сексуальные связи и т.п.
Личность несовершеннолетних преступников имеет характерные особенности, изучение которых даёт возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но ещё не вставших на путь совершения преступлений.
Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, показало, что у 12% присутствует психопатия, у 50% - акцентуации характера. У 60% испытуемых диагностирована акцентуация по неустойчивому типу, характеризуемая расторможенностью, у 20% - по гипертимному типу, которая близка по своим поведенческим
характеристикам к неустойчивому типу8. Основное, что отличает данных подростков, - это ярко выраженные затруднения в самоконтроле, отсутствие «тормозов», чрезмерная подвижность, а также поведенческая неустойчивость.
Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники
- это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны:
1) постоянная демонстрация пренебрежения нормами общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);
2) следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;
3) бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
4) ранние половые связи, половая распущенность;
5) частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия;
6) умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
7) культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учёбе;
8) привычка к присвоению всего, что «плохо лежит», что можно безнаказанно отнять у более слабого человека9.
Мы полагаем, что к перечисленным выше характеристикам малолетних преступников необходимо также отнести, следующее: у подобного подростка, а также ребёнка, как правило, полностью отсутствует авторитет со стороны родителей; отношение к пожилым людям пронизано насмешками в их адрес и ярко выраженным презрением к ним.
Весьма важное значение для социальной характеристики личности несовершеннолетних преступников имеет выявление их общеобразовательного уровня. Известно, что уровень образования человека оказывает влияние на формирование его жизненных установок, ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, привычек, правил поведения, способов реагирования на конкретные жизненные ситуации. Чем выше уровень образования индивида, тем реже формируются у него антиобщественные взгляды, привычки и наблюдается их преступное проявление вовне10.
В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. Для тех подростков, которые остались в более или менее благополучных семьях, не порвали связей со школой, характерно как усиление отрицательного влияния традиционных, так и появление новых дефектов социализации в этих типах микросреды11, а именно: «чёрный рынок», приторговывание алкогольными напитками, наркотическими, а также психотропными средствами, порнографической продукцией; в семье - усиление алкоголизации, обострение конфликтных ситуаций как следствие перманентных жизненных неурядиц (страх потерять работу, остаться без средств к существованию).
Наши исследования показали, что за 2006 г. специальными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее СУН), в Республике Татарстан было обслужено 2757 человек, в т.ч. 2 590 детей стационарно. Из них 1697 несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, приняты на стационарное обслуживание в 2006 г.
За 2006 г. 1681 ребёнок выбыл из числа стационарно обслуживаемых в СУН Республики Татарстан, в т.ч.: 1212 (71,7%) детей возвращены в родные семьи; 97 (5,7%) человек переданы под опёку (попечительство); 111 (6,6%) человек устроены в приёмные семьи; 174 (10,3%) человек направлены в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Криминалистика, криминология, ОРД
родителей; 1 (0,1%) ребёнок усыновлён; у 96 (5,6%) человек иные формы жизнеустройства (учреждения системы ОВД, здравоохранения, перевозка и др.).
За I квартал 2007 г. в СУН Татарстана обслужены 1297 несовершеннолетних. По состоянию на 1 апреля 2007 г. в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах республики проживали 956 воспитанников, из них в приютах г. Казани - 96 человек. По состоянию на 1 мая 2007 г. - 973 воспитанника, из них - 97 человек в г. Казани.
Из числа проживающих в учреждениях по состоянию на 1 апреля 2007 г. туда поступили: по акту органов внутренних дел - 290 человек; по личному обращению - 62 человека; по заявлению родителей либо иных законных представителей несовершеннолетнего - 125 человек; по направлению органов системы социальной защиты - 184 человека; по постановлению муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - 169 человек; по ходатайству органов образования
- 42 человека; по ходатайству органов здравоохранения - 4 человека; по ходатайству органов опёки и попечительства - 80 человек.
Из них: девочек (всего) - 464 человека, в т.ч.: до 7 лет 168 человек; от 8 до 10 лет - 107 человек; от 11 до 14 лет - 113 человек; от 15 до 18 лет - 76 человек.
Мальчиков (всего) - 492 человека, из них: до 7 лет - 180 человек; от 8 до 10 лет - 135 человек; от 11 до 14 лет - 120 человек; от 15 до 18 лет - 57 человек.
В том числе: беспризорных - 66 человек (6,9%); из других субъектов Российской Федерации
- 7 человек; из государств - участников СНГ - 13 человек.
Итак, исходя из наших исследований, мы видим, что в основном беспризорными детьми и социальными сиротами в Республике Татарстан являются граждане из неблагополучных семей. Как правило, это выходцы из неполных семей, т.е. один из родителей ребёнка отсутствует либо ведёт асоциальный образ жизни, также семьи испытывают серьёзные материальные затруднения. Дети с раннего возраста начинают курить, употреблять крепкие спиртные напитки, наркотические, а также психотропные вещества. Питание беспризорных детей и социальных сирот крайне скудное, одеты они «как придётся». Если обратиться к половому признаку, то количество беспризорных, безнадзорных и социальных сирот - мальчиков преобладает над количеством девочек, но ненамного. Источники добычи средств для существования крайне разнообразны, но, к сожалению, зачастую это противоправные, преступные пути заработка. По национальному признаку преобладают русские и татары, меньше чуваши, удмурты, башкиры.
Таким образом, под личностью беспризорного преступника и преступника - социального сироты мы понимаем своеобразную систему социально-психологических свойств и качеств, которая ярко отражает взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие беспризорного и социального сироты с окружающей его микро- и макросредой. Личность беспризорного преступника и преступника -социального сироты включает в себя картину социальных ролей, статуса, а также нравственнопсихологических взглядов, установок, настроя, подходов к решению каких-либо сложных жизненных ситуаций, проблем исследуемых граждан.
1 См.: Мокосеева М.А. Личность виновного в преступлении и её значение для установления пределов ответственности по Уголовному Кодексу РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 3.
2 См.: Лиханов А. «И милость к падшим ...» // Известия. 2007. 27 июля (№ 132). С. 8.
3 См.: Криминология: учебник / Под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1988.
4 См.: Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С. 41.
5 См.: Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений. М., 2006. С. 131.
6 См. там же. С. 132.
7 См.: Баранов П.П. Юридическая психология. М., 2006. С. 365.
8 См. там же. С. 366.
9 См.: Баранов П.П. Указ. соч. С. 367.
10 См.: Ветров Н.И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодёжного возраста. М., 1981. С. 43-44.
11 См.: Алексеев А.И. Криминология. М., 1998. С. 212.