Научная статья на тему 'Личное поручительство за призывников как средство предупреждения преступлений военнослужащих'

Личное поручительство за призывников как средство предупреждения преступлений военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1656
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА ПРИЗЫВНИКОВ / РОДОЛЮБИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закомолдин Руслан Валериевич

В армейской среде стабильно высоко число выявляемых преступлений и иных правонарушений, обострились межнациональные конфликты. Институт поручительства за призывников может стать действенной мерой противодействия преступлениям военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личное поручительство за призывников как средство предупреждения преступлений военнослужащих»

Р.В. Закомолдин. ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА ПРИЗЫВНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

51

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

УДК 343.9 ББК 67.51

Р.В. Закомолдин* 1

ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА ПРИЗЫВНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Выжимка: В армейской среде стабильно высоко число выявляемых преступлений и иных правонарушений, обострились межнациональные конфликты. Институт поручительства за призывников может стать действенной мерой противодействия преступлениям военнослужащих.

Ключевые слова: военная служба; преступления военнослужащих; межнациональные конфликты; поручительство за призывников; родолюбие.

R.V. Zakomoldin

PERSONAL SURETY FOR ARMY DRAFTEES AS A METHOD OF CRIME PREVENTION IN THE MILITARY

Summary: The number of reported crimes and other offences in the army is stably high, inter-ethnic conflicts are on the rise. The institute of surety for army draftees can become an effective measure for crime prevention in the military.

Key words: military service; crimes in the military;inter-ethnic conflicts; surety for army draftees; love for homeland.

В последнее время отмечается значительное ухудшение статистики правонарушений и преступлений в армии и на флоте. По данным Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ, за январь-май 2012 г. было рассмотрено свыше 10,5 тыс. сообщений о преступлениях, то есть каждый день фиксировалось не менее 70 таких сообщений, при этом было зарегистрировано свыше 4,1 тыс. преступлений. Почти половину из них (более 1,8 тыс.) составили преступления против военной службы (в том числе, самовольное оставление части, неуставные взаимоотношения, неисполнение приказов, повреждение или утрата военного имущества). В оставшейся части отмечается значительный рост количества преступлений в сфере незаконного оборота

* Руслан Валериевич Закомолдин - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса филиала Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти, член Российской криминологической ассоциации (Тольятти, Россия). E-mail: us.zackomoldin@yandex.ru.

© Р.В. Закомолдин, 2014

наркотических средств или психотропных веществ, убийств и покушений на убийство, а также преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.1

Кроме того, как и в любой иной социальной сфере, в армейской среде в последнее время обострился национальный вопрос, систематически стали возникать конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве. Это весьма тревожная тенденция, которая вызывает беспокойство и озабоченность и требует адекватного реагирования. Как отмечают специалисты, межнациональные противоречия - одна из ключевых детерминант современной преступности.2 * * Безусловно, учитывая возложенные на государственную военную организацию задачи, армию

1 Независимая газета. - 2012. - 7 ноября.

2 См., напр.: Данилов А.П. Родолюбие спасёт мир // URL: http://www.criminologyclub.ru/index.php?

option=com_content&view=article&id=116:2012-12-

27-09-03-02&catid=14:kriminologiya-nacionalnyh-otnoshenii&Itemid=24 (дата обращения: 10.10.2013).

1 (32) 2014

52

1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

необходимо ограждать от межнациональных и межконфессиональных проблем, поскольку они действуют разлагающе и ослабляют её боеготовность и боеспособность, что, в конечном итоге, негативно отражается на национальной безопасности в целом.

Наибольший общественный резонанс вызвали такого рода конфликты с участием военнослужащих с Северного Кавказа, прежде всего, из Дагестана. Как отметил заместитель военного прокурора Южного военного округа Д. Костин, статистики относительно преступлений, совершаемых в армии по национальному признаку, не ведётся, однако не секрет, что проблемы, связанные с неуставными взаимоотношениями на межнациональной почве в период прохождения военной службы, возникают, прежде всего, у призывников из Дагестана, Кабардино-Балкарии и Ингушетии.3

По данным Комитета солдатских матерей Республики Дагестан, в воинских частях отмечаются случаи массового саботажа, когда десятки военнослужащих-дагестанцев отказываются выполнять приказы командиров, мотивируя это национальными причинами. В Комитет постоянно поступают жалобы от командования воинских частей на факты отказа военнослужащих-выходцев с Северного Кавказа выполнять приказы командиров и свои непосредственные служебные обязанности. Так, в 2012 году такие обращения поступили из 80 воинских частей. Например, в одной из воинских частей Нижегородской области отказались выполнять приказы командиров сразу 110 человек. По данным обращениям Комитет проводил селекторные совещания, подключал родственников и родителей призывников, представителей республиканских органов военного управления. Однако, как констатировала председатель Комитета

З. Магомедова, несмотря на предпринимаемые усилия, данные факты продолжают повторяться.4

3 Комсомольская правда. Красноярск. - 2013. -20 апреля.

4 Портал Информационного агентства «REG-NUM». URL: http://www.regnum.ru/news/accidents/ 1576593.html#ixzz2RHGTOHls (дата обращения:

10.10.2013).

Криминология_______________________________

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Более того, в сети Интернет сегодня можно найти множество видеороликов, запечатлевших сцены издевательств солдат-кавказцев над сослуживцами иных национальностей.

Такие факты неадекватного, агрессивного, вызывающего, а в целом преступного поведения потребовали от государства и общественности принятия неотложных мер.

Проблема межнациональных конфликтов в Вооружённых Силах РФ обсуждалась на заседании Общественного совета при Минобороны России, которое состоялось 14 апреля 2011 г. В целом Совет пришёл к выводу, что ключевым инструментом в гармонизации межнациональных отношений в армейской среде должен стать институт профессиональных сержантов. Однако данный институт - весьма отдалённая перспектива. Как заметил начальник Центра военного прогнозирования А. Цыганок, ставка на профессиональных сержантов вполне могла бы себя оправдать, но проблема в том, что таковых в нашей армии пока нет, и появятся они ещё очень нескоро. По расчётам Минобороны России, специально подготовленных в качестве полноценных младших командиров - сержантов в войсках должно быть не менее 100 тысяч. Реально же набор в специальные сержантские училища не превышает 500 человек в год, причём первый такой набор был объявлен только осенью 2009 года.5

Однако, по мнению отдельных экспертов, есть и более простые и менее затратные способы недопущения межнациональных конфликтов в армейской среде. Так, по мнению А. Доронина, призывники с Северного Кавказа создают проблемы лишь в тех случаях, когда их набирается более десятка на роту, соответственно, их просто не следует концентрировать в большом количестве в одном воинском подразделении.6

5 Призывникам из Дагестана объявили «дембель». URL: http://www.trud.ru/article/15-04-2011/ 261742_prizyvnikam_iz_dagestana_objavili_dembel. html (дата обращения: 15.04.2013).

6 Призывникам из Дагестана объявили «дембель».

Р.В. Закомолдин. ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА ПРИЗЫВНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

53

В связи с этим военные начальники решили вопрос сурово, просто и кардинально - было решено сократить призыв из республик Северного Кавказа. В первую очередь, было принято решение относительно прекращения призыва из Чеченской Республики, где военную службу теперь проходят только на контрактной основе и только в пределах региона. По отношению к Дагестану призывная квота была существенно сокращена. Так, если до 2008 года из Дагестана в Российскую Армию призывалось ежегодно 15-20 тыс. человек, то, начиная с 2009 года, план по призыву ежегодно существенно сокращался.

В последние годы при разнарядке в несколько тысяч призывников, реально призывается и направляется в войска лишь несколько сотен, остальные призывники остаются в резерве. Так, весной 2011 года из Дагестана было призвано лишь 400 человек, осенью - 121, осенью 2012 года -609, весной 2013 года - 734 человека. Кроме того, призыв с Северного Кавказа был ограничен и по родам войск: сначала перестали призывать в Пограничные войска, затем в Воздушно-десантные войска, а в 2011 году дагестанцы были призваны лишь во Внутренние войска МВД России.7

Как отмечает военный комиссар Дагестана Д. Мустафаев, призываются в первую очередь граждане старших возрастов, граждане, имеющие высшее профессиональное образование и подготовку по военной или флотской специальности.7 8

Однако реально в Дагестане готовы служить порядка 20 тыс. юношей ежегодно. В 2013 году, по данным военного комиссариата республики, с учётом отсрочек, состояния здоровья и других обстоятельств на военную службу могли быть призваны порядка 25-30 тыс. юношей.9

Такой подход вызвал в обществе и государственных структурах неоднозначную реакцию, последовала бурная дискуссия.

7 Вестник Кавказа. - 2013. - 1 апреля; Дагестанская правда. Республиканская общественнополитическая газета. - 2013. - № 131-132.

8 Информационный портал «Военные новости». URL: http://voennovosti.ru (дата обращения:

19.04.2013).

9 См.: URL: http://www.realarmy.org (дата обра-

щения: 13.04.2013).

Нашлись как сторонники, так и противники такого решения проблемы.

По мнению сторонников, выходцев с Северного Кавказа нельзя допускать на службу в Российскую Армию, так как, во-первых, они разлагают воинскую дисциплину, а, во-вторых, призыв кавказцев в армию - это фактически подготовка потенциальных экстремистов, террористов и членов бандформирований силами самой же Российской Армии при использовании военного бюджета.

Аргументы противников сводятся к следующему. Во-первых, кавказцы - такие же граждане России, поэтому нужно соблюдать Конституцию РФ и давать возможность выполнять воинский долг любому российскому гражданину мужского пола. Во-вторых, именно те представители кавказской молодёжи, которым закрыт путь в армию и, соответственно, к дальнейшим перспективам в регионе, могут отправиться в горы в поисках «лучшей жизни». В связи с этим полный отказ от призыва с Северного Кавказа провоцирует рост экстремизма и коррупции в данных регионах и, отнюдь, не решает проблем командиров, которые не могут справиться с подчинёнными и навести порядок в подразделениях.10 И наконец, в-третьих, сегодня в Российской Армии некомплект личного состава. Как отмечают военные эксперты, при штатной численности армии и флота в 1 млн. человек, по контракту сегодня служит порядка 400 тысяч, по призыву - порядка 350 тысяч. Таким образом, недостача в личном составе составляет около 15 %.

При этом порядка 35 % призывников ежегодно признаются негодными к военной службе, столько же - годными с ограничениями, около 200 тыс. призывников уклоняются от призыва, отказываясь от вручения им повесток, игнорируя призывные комиссии и скрываясь от военкоматов.11

Безусловно, с одной стороны, призывники-кавказцы прославились в армии «неуставщиной» и «землячеством»,

10 Военное обозрение. - 2013. - 22 апреля.

11 Независимое военное обозрение. - 2011. -28 декабря.

1 (32) 2014

54

1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

однако, с другой - оставлять молодёжь в регионах, из которых почти каждую неделю приходят сообщения о новых терактах или спецоперациях по обезвреживанию бандформирований, неразумно и опасно. Именно неокрепшие ещё юнцы, как правило, легче всего подвержены ваххабитской пропаганде, и бандиты вербуют их, превращая в своих подручных.

Для многих жителей Северного Кавказа срочная служба - это почётно, это возможность вырваться, шанс на трудоустройство и успешную карьеру. Именно поэтому молодёжь Северного Кавказа просто рвётся на военную службу. И если в других субъектах РФ приходится стимулировать юношей призывного возраста для службы в рядах Российской Армии, то в северокавказских республиках наблюдается обратная тенденция - огромный конкурс среди призывников. Доходит до того, что родители некоторых призывников готовы давать взятки работникам военкоматов за содействие призыву их детей на военную службу.12

В итоге противниками снижения квот на призыв из Северного Кавказа в 2012 году был предпринят ряд кардинальных шагов. Так, министру обороны С. Шойгу было направлено письмо за подписью одиннадцати депутатов Госдумы РФ от Дагестана с просьбой увеличить призыв на военную службу из Республики Дагестан. Народные избранники просили, в частности, призвать в армию в 2013 году не менее 3-5 тыс. человек.

В итоге в марте 2013 года заместитель начальника Генштаба Вооружённых Сил РФ В. Смирнов сообщил, что принято решение об увеличении призывной квоты с Северного Кавказа и в ходе призыва 2013 года на срочную службу в Российскую Армию на общих основаниях будут призваны несколько тысяч молодых людей из соответствующих регионов.13

В связи с таким решением остро стоит вопрос о принятии мер, направленных на обеспечение соответствующего призыва, а также на соблюдение в дальнейшем призывниками требований воинской дисци-

плины и действующего законодательства.

При этом в современных условиях необходим поиск действенных средств и методов разрешения межнациональных и межконфессиональных противоречий. В качестве одного из таковых предлагается использовать родолюбие - осознание принадлежности к своему народу, его культуре, земле и основанное на нём глубокое уважение и почитание родителей, народа, Родины.14 А.П. Данилов отмечает, что ро-долюбие по своей духовной, моральной, нравственной и социальной сущности может быть положено в основу духовнонравственного воспитания и выступать в качестве антикриминогенного фактора.

Автор подчеркивает, что антикри-миногенность родолюбия заключается в естественном формировании у человека душевного состояния, когда совершение противоправных поступков становится противным его внутреннему духовному мировоззрению, основанному на осознанном понимании невозможности и недопустимости преступного, которое претит ему, как уважающему себя, свой народ, культуру, понимающему, что всё это он предаёт, совершая запретное деяние.15

Таким образом, развитие духовнонравственной сферы и опора на неё, по мнению криминологов, может стать эффективным средством противодействия преступности, в том числе в армейской среде.16 В данном родолюбивом ключе находится предложение по введению в армии института личного поручительства за призывников на военную службу, так называемых, армейских поручителей.17 Сегодня

14 Данное определение предлагается А.П. Даниловым взамен такого дискредитированного понятия, как «национализм», а также понятия «патриотизм».

15 Данилов А.П. Указ. соч.

16 См., напр.: Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминогенное законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире. - СПб., 2006. - С. 209; Закомол-дин Р.В. О духовно-нравственном воспитании военнослужащих // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2012. - № 2. - С. 85-88.

17 См.: Закомолдин Р.В. Преступления против военной службы и военные преступления: словарь-справочник (500 терминов, понятий и определений) / авт.-сост. Р.В. Закомолдин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: NOTA BENE, 2013. - С. 8-9.

12 Военное обозрение. - 2013. - 22 апреля.

13 Вестник Кавказа. - 2013. - 28 марта.

Криминология________________________

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

Р.В. Закомолдин. ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА ПРИЗЫВНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

55

данный институт в качестве эксперимента практикуется в ряде субъектов Северного Кавказа - республиках Дагестан, Северная Осетия и Кабардино-Балкария. Природа института личного поручительства, в большинстве своём, есть именно родолю-бие, поскольку он основан на вековой традиции кавказских народов особо почитать старших.

Суть нововведения заключается в том, что за каждым призывником на военную службу закрепляется не менее двух поручителей, при этом один поручитель вправе поручиться за нескольких призывников. В качестве поручителей выступают лица, пользующиеся авторитетом и уважением в обществе (старейшины, духовные лица, педагоги, представители общественных организаций, политические деятели, ветераны, представители комитетов солдатских отцов и др.), которые поручаются за призывника и несут личную моральную ответственность за его дальнейшее поведение в период прохождения военной службы. Поручитель гарантирует военному ведомству, что его подопечные не будут уклоняться от призыва и воздержатся от неуставных взаимоотношений и прочих нарушений воинских уставов. При необходимости поручители выезжают в воинскую часть или на место службы для содействия в разрешении возникших конфликтов.

При отборе призывников, помимо уже принятых характеристик и качеств (хорошее здоровье, наличие высшего образования и др.), военкоматами теперь также учитываются рекомендации поручителей.

Поручители принимают активное участие в судьбе призывников уже с момента их прибытия в военкомат для прохождения военно-врачебной комиссии. Они сопровождают подопечных призывников, проводят с ними профилактические беседы, следят за прохождением медицинского обследования, присутствуют при отправке призывников к месту службы.

На сборном пункте перед отправкой на службу призывник в присутствии поручителей даёт клятву руководству региона, родным и близким о своём достойном поведении на службе. Оригинал клятвы, подписанный призывником, приобщается к его личному делу и направляется по ме-

сту службы, копия документа хранится в военкомате. Призывникам также зачитывается обращение региональных органов власти и военного управления (главы республики, правительства, представительного органа, военкома республики).

Для реализации института поручительства при каждом военкомате на Северном Кавказе планируется создать общественную комиссию (попечительский совет), в которую войдут почитаемые и уважаемые в обществе люди, которые будут ручаться за призывников с Северного Кавказа.

Безусловно, от введения данного института ожидается положительный эффект, поскольку личное поручительство заключает в себе определённые факторы морально-личностного воздействия поручителя на военнослужащего, рекомендованного им к призыву на военную службу. Осознание рекомендованным военнослужащим зависимости авторитета поручителя от качества прохождения им военной службы служит дополнительным стимулирующим фактором добросовестной службы рекомендованного лица. Взаимодействие данного института с вековыми традициями и обычаями Северного Кавказа должно привести к желаемому результату.

В самом общем виде личное поручительство, как таковое, сегодня не является абсолютной новеллой для воинских отношений. Так, например, активно обсуждается необходимость введения личного поручительства в подведомственной Минобороны России сфере при решении кадровых вопросов, связанных с назначением на воинские должности.18

На наш взгляд, эффективность экспериментального института поручителей за призывников зависит, не в последнюю очередь, от его должной правовой регламентации. Полагаем, необходимо принять Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию института поручительства за призывников на военную службу», в котором распространить данный эксперимент на ряд регионов РФ.

18 См., напр.: Корякин В.М. Личное поручительство как средство минимизации кадровых ошибок // Право в Вооружённых Силах - Военно-правовое обозрение. - 2012. - № 7.

1 (32) 2014

56

1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представляется, что это должны быть Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Ставропольский край.

Минобороны России необходимо поручить координацию и регулирование данной работы, Минрегионразвития России - оказывать содействие в данной работе, рекомендовать органам исполнительной власти соответствующих субъектов оказывать содействие в решении вопросов, связанных с экспериментом. Также следует разработать положение, содержащее организационные аспекты данного института. Кроме того, необходимо поручить Минобороны России по истечении определённого времени (представляется, двух лет) обобщить и доложить результаты работы данного института.

При практическом внедрении института личного поручительства за призывников в систему поступления и прохождения военной службы следует иметь в виду и возможные факторы неоднозначных и негативных проявлений.

Во-первых, неясен вопрос об ответственности поручителя в случае нарушения его подопечным воинской дисциплины. Безусловно, моральная ответственность подразумевается изначально, но она не лежит в сфере действия правовых норм. Полагаем, что неоднократное нарушение подопечным закона и воинской дисциплины должно лишать его поручителя в дальнейшем возможности выступать в данном качестве.

Во-вторых, необходимо продумать меры, направленные на недопущение

сокрытия фактов нарушения военнослужащими воинской дисциплины, что, безусловно, возможно в связи с ложными представлениями о сохранении авторитета поручителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, введение данного института может спровоцировать непотизм и кумовство, попытки самих поручителей покрывать неблаговидные поступки своих подопечных.

В-четвёртых, имеющий место в отдельных регионах огромный конкурс при призыве на военную службу может спровоцировать коррупционные проявления в среде поручителей.

Данные факторы необходимо учитывать при введении института личного поручительства за призывников и при дальнейшей разработке проектов правовых актов, направленных на его регламентацию.

В дальнейшем, в случае эффективности данного института, его не следует ограничивать лишь сферой ответственности Минобороны России и Вооружёнными Силами РФ, а распространить и на иные министерства и ведомства, в которых предусмотрена военная служба (МВД, МЧС, ФСБ и др.), в связи с чем необходимо будет внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство о военной службе.

Однако важно понимать, что личное поручительство не должно стать определяющим фактором при решении вопроса о призыве юношей на военную службу, оно должно применяться в комплексе с иными, уже отработанными, а также с вновь вводимыми средствами, механизмами и институтами.19

19 Так, например, последние несколько лет ведётся работа по возрождению в армии института военного духовенства (подробнее см., напр.: Зако-молдин Р.В. О правовом обеспечении воссоздания и функционирования института военных священников // Проблемы российского законодательства: история и современность. - Самара: Изд. Самар. гу-манит. акад., 2012. - С. 179-184).

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.