Научная статья на тему 'Личное банкротство'

Личное банкротство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ГРАЖДАНИН / СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / BANKRUPTCY / CITIZEN / COURT OF GENERAL JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баркалова Г.И.

Настоящая статья посвящена рассмотрению несостоятельности (банкротства) физических лиц. Существенное внимание уделяется необходимости принятия законопроекта о банкротстве физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баркалова Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личное банкротство»

Баркалова Г.И. ©

Доцент кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета кооперации, экономики и права, судья Арбитражного суда

Белгородской области в отставке

ЛИЧНОЕ БАНКРОТСТВО

Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению несостоятельности (банкротства) физических лиц. Существенное внимание уделяется необходимости принятия законопроекта о банкротстве физических лиц.

Ключевые слова: банкротство, гражданин, суд общей юрисдикции.

Keywords: bankruptcy, a citizen, a court of general jurisdiction.

В действующей редакции Закона о банкротстве [3] положения о банкротстве гражданина сосредоточены в главе X (ст. ст. 202 - 213).

Тем менее применение положений этого правового института искусственно сдерживалось пунктом 2 ст. 231 Закона о банкротстве, определяющим невозможность применения процедуры банкротства физических лиц вплоть до вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

При отсутствии необходимого нормативного акта арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями [7] Такая выжидательная позиция законодателя в итоге не позволяла рассматривать физических лиц как субъектов отношений несостоятельности (банкротства).

Работа над законопроектом о банкротстве физических лиц велась более восьми лет. За это время было подготовлено несколько его версий. И наконец, 14 ноября 2012 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении последнюю версию данного законопроекта. [4]

Цель принятия данного законопроекта - совершенствование законодательства, регулирующего «правовое положение граждан-должников». На сегодняшний день гражданами страны оформлено кредитов (кредиты наличными, ипотека) в различных кредитных и микрофинансовых организациях на сумму порядка 7 миллиардов рублей, но в отличие от юридических лиц, проблема дефолта граждан-должников до недавнего времени никак не регулировалась, что вызывало некую социальную напряжённость в обществе. Теперь же любой гражданин, признанный некредитоспособным, может самостоятельно подать заявление в суд с просьбой признать его банкротом и получить рассрочку по уплате задолженности сроком на пять лет. При этом сумма долга должна быть более 50 тысяч рублей, а срок просрочки - от трёх месяцев.

Первоначально предполагалось, что дела о банкротстве граждан будут рассматриваться арбитражными судами, имеющими соответствующий опыт.

Президент РФ В. Путин 22 марта 2013 года поручил разработать регламент об отнесении дел о банкротстве гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, к ведению судов общей юрисдикции.

Во исполнение поручения Президента РФ в целях устранения пробела в правовом регулировании отношений, возникающих в случае банкротства гражданина, Верховный Суд РФ предложил внести ряд изменений в Гражданский процессуальный кодекса РФ (Далее - ГПК РФ), [2]

Необходимость рассмотрения дел о банкротстве граждан в судах общей юрисдикции согласно их компетенции, а не в арбитражных судах обусловлена обстоятельствами как

©© Баркалова Г.И., 2014 г.

объективного характера, так и субъектным составом данных правоотношений в силу следующих причин.

Гражданин не являясь субъектом экономической деятельности, является участником семейных, жилищных, трудовых правоотношений.

В случае рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве гражданина разрешение вопросов определения размера долговых обязательств должника, установления объема конкурсной массы и т. п. будет связано с необходимостью исследования вопросов, вытекающих из семейных, гражданско-правовых, трудовых отношений, субъектом которых является гражданин-должник, что в силу характера и субъектного состава этих отношений предметом разрешения арбитражных судов быть не может.

Отнесение же дел о банкротстве граждан к ведению судов общей юрисдикции будет способствовать обеспечению реализации права граждан-должников на доступ к правосудию, поскольку иное, учитывая построение системы арбитражных судов, будет сопряжено с необходимостью участия граждан в делах, рассматриваемых судами, значительно удаленными от места их жительства. В связи с чем первоначально предполагалось для банкротства граждан создание судебных представительств в системе арбитражных судов.

Рассмотрение дел о банкротстве граждан судами общей юрисдикции не потребует никаких дополнительных расходов из средств федерального бюджета. В системе же арбитражных судов для банкротства граждан предполагалось создание судебных представительств.

Кроме того, исходя из накопленного судами общей юрисдикции опыта в обеспечении защиты экономически слабой стороны процесса, каковой в данном случае является гражданин-должник, рассмотрение таких дел именно судами общей юрисдикции будет способствовать усилению социальной защиты граждан в рамках дел о банкротстве.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в ГПК РФ»[5] предусматривается дополнение подраздела IV «Особое производство» раздела II ГПК РФ главой

32.1 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)», устанавливающей

процессуальный механизм и особенности рассмотрения судами указанной категории дел по правилам особого производства с распространением на них общих положений, сформулированных для данного вида судопроизводства в главе 27 Кодекса, включая правила о субъектном составе лиц, участвующих в деле, и порядке рассмотрения и разрешения дела.

Рассмотрение судами общей юрисдикции дел о признании гражданина банкротом предполагается осуществлять в порядке особого производства, при этом учитывая следующее.

Под банкротством в Законе о банкротстве понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, в делах о банкротстве судом устанавливается юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по осуществлению платежей своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются в рамках соответствующих процедур банкротства. В случае признания платежеспособности гражданина, а также в случае установления при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства наличия спора о праве, подведомственного суду, эти требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

Предлагаемые законопроектом особенности рассмотрения и разрешения дел о банкротстве граждан сводятся к следующему:

- устанавливается территориальная подсудность данной категории дел - по месту жительства гражданина-должника;

- правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина несостоятельным (банкротом) наделяются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы;

- помимо общих требований, установленных ГПК РФ, предусматриваются особые требования к содержанию заявления о признании гражданина банкротом и перечню прилагаемых к нему документов, подтверждающих заявленные требования.

- заявление о признании гражданина банкротом рассматривается судом по правилам, установленным ГПК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о банкротстве;

- предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации;

- устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходе рассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений, возможность обжалования которых предусмотрена как ГПК РФ, так и законодательством о банкротстве.

Текущей версией Законопроекта предусматривается участие прокурора в некоторых процессах о банкротстве граждан, в частности, в случаях их несовершеннолетия или недееспособности.

Предлагаемые для внесения в ГПК РФ изменения, предусматривающие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина банкротом, могут вступить в силу только после того, как будет введен в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, после вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в Федеральные законы от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, вводится в действие институт банкротства гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя.

Подтверждают востребованность института банкротства физических лиц и исследования. В частности, по оценкам Федеральной службы судебных приставов, в настоящее время число потенциальных физических лиц—банкротов превышает 2 млн. А по прогнозам Высшего арбитражного суда и Федеральной налоговой службы, в первый год действия закона процедурой банкротства могут воспользоваться более 200 тыс. граждан.[8]

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от

02.11.2013) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - ст. 3301.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от

28.12.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - ст. 4532.

3. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от

28.12.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 43. - ст. 4190.

4. Проект Федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.11.2012) // СПС КонсультантПлюс.

5. Проект Федерального закона № 263730-6 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС КонсультантПлюс

6. Постановление Пленума ВС РФ от 16.04.2013 №12 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»// Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации http://www.supcourt.ru/

7. Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ».- № 12, 2005.- № 12.

8. СПС «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.