182
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Ло бачевского, 2019, № 1, с. 182-186
УДК 347
ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ © 2019 г. И.А. Фаст
Адвокатская контора «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов, Н. Новгород
fast_irina@sila-zakona.ru
Поступила в редакцию 20.12.2018
Личная неприкосновенность рассматривается с точки зрения гражданского правового регулирования. Делается вывод о том, что личная неприкосновенность является системообразующим гражданско-правовым понятием. Ее функциональной направленностью является обеспечение и защита и других личных нематериальных благ, в частности перечисленных в статье 150 ГК РФ.
Ключевые слова: личная неприкосновенность, нематериальное благо, личные неимущественные права, личный, лицо, личность.
В юридической литературе закрепилась точка зрения, в соответствии с которой проблема личной неприкосновенности является проблемой прав человека [1, с. 3-6], а также человеческой личности. При этом понятие личности подчас используется в одном смысловом ряду с такими терминами, как «субъект правоотношений», «гражданин», «участник», «лицо». Зачастую цивилисты не разводят понятия «личность» и «человек» (гражданин), выводя юридических лиц за рамки понятия «личность». Так, проф. Покровский убеждён, что понятие человека и личности не должны расходиться [2, с. 117], примерно так же рассуждают и современные ученые [3; 4, с. 175-182].
ГК РФ понятие личности использует в различных значениях: личность как конкретное лицо, участвующее в гражданских правоотношениях, когда лицо при совершении сделки с представителем другого лица может удостовериться в его личности (п. 3 ст. 185 ГК РФ) как носителе особого состояния (личность должника, личность кредитора, личность наследника и пр.). В п. 1 ст. 1064 ГК РФ разводятся понятия личности и юридического лица, указывается, что вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Закон предоставляет возможность восстановления срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с состоянием личности истца (тяжёлая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность (ст. 205 ГК РФ)); или запрещает переход прав, неразрывно связанных с личностью кредитора (ст. 383 ГК РФ), что применяется и в судебной практике [5, с. 3-6].
Таким образом, для целей гражданско-правового регулирования понятие «личность»
используется для обозначения внутренних личных качеств, а также особых правовых состояний лица. А также для обозначения личности в качестве обособленного лица, индивида или, иными словами, субъекта гражданского права. Обратим внимание, что термины «личность» и «личный» прозводны от термина «лицо», которое может быть личностью и может не быть личностью, а личной неприкосновенностью обладает любое лицо - и то, которое личность, и то, которое не личность.
Личная неприкосновенность отнесена ГК РФ к нематериальным благам наряду с такими, как жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, деловая репутация. Однако сущность личной неприкосновенности как нематериального блага остаётся нераскрытой, хотя в юридической литературе и отмечается, что личная неприкосновенность прежде всего правовое понятие [6, с. 14]. Не менее ценным, - отмечает А.В. Ива-щенко, - является исследование практики применения норм, направленных на обеспечение личной неприкосновенности [7, с. 45-49]. Нетрудно обнаружить, что речь идёт о правах и интересах сферы гражданско-правового регулирования, где личная неприкосновенность наряду с другими нематериальными благами является объектом неимущественного субъективного гражданского права [8].
Понятие «личный» в гражданском праве используется активно: говорится о личных неимущественных правах (ст. 2 ГК РФ), о личном интересе, о личных качествах (п. 3 ст. 35 ГК РФ), о личном участии (ст. 86.1 ГК РФ), о лично совершаемых действиях в обязательствах и др. «Личный» означает - осуществляемый лично; касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-либо лицу
[9, с. 40-42]. В цивилистической науке слово «личный» употребляется применительно к субъективным правам — личным правам.
В русском гражданском праве термин «личный» употреблялся в качестве обозначения субъективных гражданских прав [7, с. 45-49]. А уже, например, М.М. Агарков предлагает называть личным субъективное право, только если оно имеет своим объектом блага, характеризующие субъекта как личность и потому от него неотделимые [10, с. 26-28]. Также Е.А. Флейшиц обращает внимание на то, что среди прав выделяется особая группа «личных» прав в собственном смысле, во главе которых «в качестве своего рода логической и юридической предпосылки ставят права на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и на личную свободу» [11, с. 90]. В.А. Рясенцев права на неимущественные блага характеризует как права на неотделимые от человеческой личности блага [12, с. 26].
Отсюда можно сделать вывод, что в правовом значении слово «личный» употребляется для обозначения принадлежности или обращения к лицу (субъекту права). Причём следует различать понятие «личность» как некую субъективно-оценочную совокупность характеристик лица, влияющих на механизм правоприменения, и понятие «личный», означающее неразрывную правовую связь с конкретным лицом - физическим, юридическим или публично-правовым образованием, т.е. относящееся к лицу.
Небезынтересен и анализ основополагающего понятия «неприкосновенность». В толковом словаре слово «неприкосновенный» означает: «сохраняемый в целости, защищённый от всякого посягательства со стороны кого-нибудь» [13, с. 302; 5, с. 3-6]. Признание за лицом неприкосновенности означает наделение лица возможностью предотвращать посягательства, способные нарушить любую его целостность и умалить ценность личных свойств и качеств, и возможностью защищаться от состоявшегося посягательства с нарушением указанных выше благ. В современной юридической науке личную неприкосновенность принято делить на два вида: физическую и психическую. А.П. Морозов указывает, что «право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность сводится не только к гарантиям от незаконных арестов и задержаний, а также от судебного произвола, но и к защите физической (телесной), духовной (нравственной) и психической неприкосновенности личности» [6, с. 14]. К физической неприкосновенности относят защиту от какого-либо физического контакта; психическая же неприкосновенность предполагает отсутствие контакта, подавляющего сознание,
мысли, волю человека и оказывающего принудительное воздействие на его поведение [14, с. 22]. Обеспечение физической неприкосновенности личности, отмечает О.М. Сенин, «предполагает создание достаточных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных людей. Обеспечение морально-духовной неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств на нравственное и психическое здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека» [15, с. 67].
Такое понимание стало традиционным, и в настоящее время разделение личной неприкосновенности подтверждается Конституционным судом РФ, который характеризует право на личную неприкосновенность как право, «исключающее незаконное воздействие на человека как в физическом, так и в психическом смысле», и считает, что «понятием «физическая неприкосновенность» охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека» [16, с. 8-15].
Сказанное приводит к выводу, что личная неприкосновенность направлена на обеспечение и защиту и других личных нематериальных благ, в частности перечисленных в статье 150 ГК РФ. А.П. Морозов по этому поводу отмечает, что «право на свободу и личную неприкосновенность - это общее родовое понятие...» [6, с. 14]. Все это, по мнению А.В. Кротова, «показывает прочную взаимосвязь права на свободу и личную неприкосновенность с правом на частную жизнь. Но такая взаимосвязь строится на основе подчинённости права на частную жизнь праву на свободу и личную неприкосновенность». И называет право на личную неприкосновенность доминантым [17, с. 14]. Другие авторы также признают, что личная неприкосновенность включает в себя ряд самостоятельных прав личности [18, с. 13-20; 9, с. 40-42]. Следовательно, личная неприкосновенность, с одной стороны, выделена законодателем в обособленное нематериальное благо, сохранность которого подлежит обеспечению нормами гражданского права, с другой стороны, с соблюдением личной неприкосновенности обеспечивается соблюдение иных нематериальных благ, указанных в статье 150 ГК РФ.
Личная неприкосновенность является системообразующим гражданско-правовым понятием. Её системообразующий характер проявляет-
184
И.А. Фаст
ся в том, что нарушение физической и (или) психической неприкосновенности лица может приводить к нарушению как данного обособленно закрепленного нематериального блага, так и иных нематериальных благ - жизни, здоровья, деловой репутации и др. Обеспечение личной неприкосновенности ведет к обеспечению всех иных нематериальных благ лица. При этом личная неприкосновенность, будучи производным понятием от терминов «лицо», «личный», не зависит от понятия «личность» и не определяется названной категорией. Личной неприкосновенностью обладают и те лица, которые в силу возраста, низкого социального статуса либо тяжёлых заболеваний не обладают характеристиками, которые принято относить к статусу личности. Например, ребёнок в утробе матери либо тяжело больной человек или психически нездоровый человек, не осознающие происходящего.
Поэтому личную неприкосновенность следует рассматривать как системообразующее нематериальное благо, заключающее в себе возможности беспрепятственной реализации и защиты иных нематериальных благ, таких как жизнь, здоровье, деловая репутация, честь, достоинство и др. Именно личная неприкосновенность характеризует принадлежность лицу других нематериальных благ, нарушение которых невозможно без нарушения личной неприкосновенности. Личная неприкосновенность присуща всем без исключения субъектам гражданского права. В связи с этим следует не согласиться, что понятия «личная неприкосновенность» и «неприкосновенность личности» являются однородными понятиями: неприкосновенность личности предполагает свои особенности правового статуса лиц, на которых распространяется этот статус (депутаты, судьи, прокуроры и т.д.). Неприкосновенность личности относится к публичному праву, а не к частному. В свою очередь, любой субъект гражданского права обладает личной неприкосновенностью, при этом нарушить особо установленную (специальную) неприкосновенность личности невозможно, не нарушив при этом неприкосновенность лица как такового, то есть его личную неприкосновенность. Неприкосновенность личности - понятие более узкое по своему содержанию, нежели понятие личной неприкосновенности.
Поэтому п. 1 статьи 150 ГК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Личная неприкосновенность жизни и здоровья, достоинства личности, чести и доброго имени, деловой репутации, частной жизни, жилища, офиса, личной и семейной тайны, свободы передвижения, свободы выбора места пребывания и жи-
тельства, имени гражданина, авторства, иных нематериальных благ, принадлежащих лицу, обеспечивается как неотчуждаемое и непередаваемое иным способом нематериальное благо».
Также необходимо дополнить п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК РФ, изложив их следующим образом. П. 1 ст. 1 ГК: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности и личной неприкосновенности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты»; п. 1 ст. 2 ГК: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности и личной неприкосновенности участников».
Список литературы
1. Мейер Д.И. Русское гражданское право в 2 частях / Под ред. Ем В.С., Козлова Н.В. и др. М.: Статут, 1997.
2. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 2001.
3. Определение Верховного Суда РФ от 28.04.2018 г. № 302-ЭС17-19710 по делу № А19-5204/2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=ARB002 ;п=537037#08546416788695663. (дата обращения: 20.04.2018).
4. Тарасов О.В. Правовое лицо как персонативная правовая форма: теоретико-методологический и международно-правовой аспекты // Проблемы законности. Харков, 2011. С. 175-182.
5. Опалева А.А. Реализация прав и свобод личности: формально-юридический аспект // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 6. С. 3-6.
6. Морозов А.П. Личная неприкосновенность в Российской Федерации: конституционный аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4. С. 14.
7. Иващенко А.В. О диагностике личной неприкосновенности // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 2. С. 45-49.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 459-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46 696/. (дата обращения: 20.04.2018).
9. Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004.
10. Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002.
11. Флейшиц Е.А. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2015.
12. Рясенцев В.А. Неимущественный интерес в советском гражданском праве // Учёные записки Московского юридического института. 1939. № 1. С. 26.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987.
14. Писарев А.В. Производство следственных действий, ограничивающих право граждан на лич-
ную неприкосновенность: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002.
15. Сенин О.М. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность: Дис ... канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2009.
16. Опалева А.А. Развитие института личной неприкосновенности в России // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 2. С. 8-15.
17. Кротов А.В. Соотношение права на частную жизнь с правом на жизнь, свободу и личную неприкосновенность // Адвокат. 2011. № 1. С. 14.
18. Фарбер И.Е. Конституционное право на неприкосновенность личности советских граждан // Правоведение. 1973. № 3. С. 13-20.
19. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 226.
20. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность. М.: Дело, 2000. С. 546.
PERSONAL INVIOLABILITY I.A. Fast
In this article, personal inviolability is considered from the point of view of civil legal regulation. As a result of reasoning, the author comes to the conclusion that personal integrity is a system-forming civil law concept. Its functional focus is to ensure and protect other personal intangible benefits, in particular those listed in Article 150 of the Civil Code of the Russian Federation.
Keywords: personal inviolability, intangible benefit, personal non-property rights, personal, person, personality.
References
1. Mejer D.I. Russkoe grazhdanskoe pravo v 2 chas-tyah / Pod red. Em V.S., Kozlova N.V. i dr. M.: Statut, 1997.
2. Pokrovskij I.A. Osnovnye problemy grazh-danskogo prava. M.: Statut, 2001.
3. Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 28.04.2018 g. № 302-EhS17-19710 po delu № A19-5204/2016 [Eh-lektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB002;n=537037#0 8546416788695663. (data obrashcheniya: 20.04.2018).
4. Tarasov O.V. Pravovoe lico kak personativnaya pravovaya forma: teoretiko-metodologicheskij i mezhdunarodno-pravovoj aspekty // Problemy zakonnos-ti. Harkov, 2011. S. 175-182.
5. Opaleva A.A. Realizaciya prav i svobod lichnosti: formal'no-yuridicheskij aspekt // Vestnik Akademii Gen-eral'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 2012. № 6. S. 3-6.
6. Morozov A.P. Lichnaya neprikosnovennost' v Rossijskoj Federacii: konstitucionnyj aspekt // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2014. № 4. S. 14.
7. Ivashchenko A.V. O diagnostike lichnoj neprikos-novennosti // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. 2017. № 2. S. 45-49.
8. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 4 dek-abrya 2003 g. № 459-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmo-
treniyu zaprosa Saratovskogo oblastnogo suda o proverke konstitucionnosti stat'i 8 Zakona Rossijskoj Federacii «O transplantacii organov i (ili) tkanej cheloveka» [Ehlek-tronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_46696/. (data obrashcheniya: 20.04.2018).
9. Kutafin O.E. Neprikosnovennost' v konstitucion-nom prave Rossijskoj Federacii. M.: Yurist", 2004.
10. Agarkov M.M. Izbrannye trudy po grazh-danskomu pravu. M.: Centr YurInfoR, 2002.
11. Flejshic E.A. Izbrannye trudy po grazh-danskomu pravu. M.: Statut, 2015.
12. Ryasencev V.A. Neimushchestvennyj interes v so-vetskom grazhdanskom prave // Uchyonye zapiski Mos-kovskogo yuridicheskogo instituta. 1939. № 1. S. 26.
13. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka / Pod red. N.Yu. Shvedovoj. M.: Rus. yaz., 1987.
14. Pisarev A.V. Proizvodstvo sledstvennyh dejstvij, ogranichivayushchih pravo grazhdan na lichnuyu neprikosnovennost': Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2002.
15. Senin O.M. Konstitucionnoe pravo na svobodu i lichnuyu neprikosnovennost': Dis ... kand. yurid. nauk. M.: Moskovskij universitet MVD Rossii, 2009.
16. Opaleva A.A. Razvitie instituta lichnoj neprikosnovennosti v Rossii // Vestnik Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 2012. № 2. S. 8-15.
186
H.A. 0acm
17. Krotov A.V. Sootnoshenie prava na chastnuyu zhizn' s pravom na zhizn', svobodu i lichnuyu neprikos-novennost' // Advokat. 2011. № 1. S. 14.
18. Farber I.E. Konstitucionnoe pravo na neprikos-novennost' lichnosti sovetskih grazhdan // Pravovedenie. 1973. № 3. S. 13-20.
19. Vitruk N.V. Obshchaya teoriya pravovogo po-lozheniya lichnosti. M.: Norma, 2008. S. 226.
20. Stecovskij Yu.I. Pravo na svobodu i lichnuyu neprikosnovennost': normy i dejstvitel'nost'. M.: Delo, 2000. S. 546.