ДМИНИСТРАТИВНОЕ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОХРАНОЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
THE PERSONAL SECURITY OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES DURING THE PERFORMANCE OF OFFICIAL DUTIES RELATED TO PUBLIC ORDER
PROTECTION
УДК 342.9:351.74
П.А. ВОЛКОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
С.В. ЦВЕТОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
PAVEL A. VOLKOV,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
SERGEY V. TSVETOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: статья посвящена вопросам деятельности органов внутренних дел в условиях применения мер принуждения. Особое место среди мер принуждения занимают применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Эти полномочия органов внутренних дел вторгаются в сферу основных прав и свобод граждан, а также сопряжены с высоким риском наступления тяжких последствий, вплоть до лишения человека жизни. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел - это действенное, а иногда единственное средство защиты интересов законопослушных граждан, государства и, безусловно, сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, которые сознательно и грубо нарушают закон. В статье рассматриваются вопросы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел во время выполнения служебных обязанностей, связанных с охраной общественного порядка, обеспечением общественной безопасности и порядком управления при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Рассматривается общий алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел в условиях нападения на них или отказа выполнить их законные требования.
Ключевые слова: физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие, нападение, сопротивление, личная безопасность.
Для цитирования: Волков П.А., Цветов С.В. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел во время выполнения служебных обязанностей, связанных с охраной общественного порядка // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 2. С. 58-61.
Abstract: this article is devoted to the issues of the activity of internal Affairs bodies in the context of the use of coercive measures. A special place among coercive measures is occupied by the use of physical force, special means and firearms. These powers of internal Affairs bodies encroach on the sphere of fundamental rights and freedoms of citizens, and are also associated with a high risk of serious consequences, including the loss of a person's life. The use of physical force, special means and firearms by internal Affairs agencies is an effective and sometimes the only means of protecting the interests of law - abiding citizens, the state and, of course, employees of internal Affairs agencies from socially dangerous attacks by persons who knowingly and grossly violate the law. The article deals with the issues of personal security of employees of internal Affairs bodies during the performance of official duties related to the protection of public order, public safety and management order when using physical force, special means and firearms. The General algorithm of actions of employees of internal Affairs bodies in the conditions of attack on them or refusal to fulfill their legal requirements is considered.
Keywords: physical force, special means, firearms, assault, resistance, personal security.
For citation: Volkov P.A., Tsvetov S.V. The personal security of employees of internal Affairs bodies during the performance of official duties related to public order protection // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 2. P. 58-61.
Законопослушному гражданину сложно себе представить более недальновидный поступок, чем нападение на сотрудника полиции. Наказание за такое преступление чаще всего связано с длительным лишением свободы, а шансы на помилование в суде сведены к нулю. В последнее время все чаще наблюдается тенденция вооруженного нападения на сотрудников полиции при исполнении служебных обязанностей и осуществлении обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Так, в г. Москве 2 марта 2020 года произошли два вооруженных нападения на сотрудников полиции. В одном из случаев сотрудники уголовного розыска совместно с сотрудниками Росгвар-дии задерживали подозреваемого в совершении особо тяжкого преступления. При задержании подозреваемый оказал активное сопротивление и совершил нападение с применением холодного оружия на одного из сотрудников полиции. В ответ на противоправные действия подозреваемого сотрудники полиции применили огнестрельное оружие, в результате чего правонарушитель получил ранение, неопасное для жизни и здоровья1.
В другом случае наряд сотрудников патрульно-постовой службы полиции прибыл на место происшествия по сообщению о том, что неизвестный мужчина причиняет себе ножевые ранения. При виде сотрудников патрульно-постовой службы мужчина бросился на них, то есть совершил нападение с применением холодного оружия (нож). В результате применения сотрудниками патрульно-постовой службы полиции
1 http: ria/ru/20200303/15567998189.html
табельного огнестрельного оружия нападавший получил два пулевых ранения и был госпитализирован в медицинское учреждение. Один из сотрудников патрульно-постовой службы полиции во время произошедшего осуществлял видеосъемку.
С учетом современных тенденций количество нападений на сотрудников полиции, вероятнее всего, будет только увеличиваться. Об этом свидетельствуют реалии, а также опыт зарубежных стран, где вышеуказанные процессы, переживаемые в данное время нашим обществом, начались намного раньше. Ситуация меняется не только в нашем обществе, но и во всем мире [1]. Все чаще граждане, находящиеся в состояниях, идущих вразрез с принятыми в обществе правилами, нормами морали, пытаются оказать сопротивление сотрудникам полиции при задержании или пресечении их противоправных действий. В указанных случаях сотрудникам полиции ничего другого не остается делать, как быть готовыми незамедлительно отреагировать на противоправные, а порой и неадекватные действия граждан, зачастую находящихся в состоянии опьянения. В этом состоянии граждане далеко не всегда понимают, что их конфликт с сотрудниками полиции по факту их задержания может повлечь тяжелые, а в некоторых случаях и летальные последствия. В таких ситуациях опасности подвергаются не только сами сотрудники полиции, но и обычные граждане, которые могут быть вовлечены в конфликт с правонарушителями и просто находиться поблизости, если действие происходит в общественном месте (парк или улица).
При разрешении подобных ситуаций сотрудникам полиции необходимо твердо помнить обо
всех мерах для обеспечения личной безопасности. Если есть возможность получить и использовать бронежилет во время несения службы, то обязательно необходимо это делать. Выезжая пусть на самый рядовой вызов, быть готовым к самым непредсказуемым событиям и не ослаблять внимания ни на секунду. Необходимо четко помнить о том, что ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О полиции» позволяет обнажить и привести в готовность огнестрельное оружие, если того требуют обстоятельства, происходящие на месте происшествия [2]. Правонарушители должны знать, что на их противоправные действия они получат должный отпор. Всегда необходимо высказывать четкие требования в адрес правонарушителя: «Полиция! Стой!», «Не двигайся! Ты задержан!», «Стой! Буду стрелять!», «Брось нож! Буду стрелять!» и другие. Четкие, конкретные, короткие, простые для восприятия правонарушителем фразы помогут избежать сотрудникам полиции необоснованного уголовного преследования, если дело дойдет до оценки следственными органами правомерности действий сотрудника полиции, а также помогут в том случае, когда правонарушитель будет утверждать, что не понимал подаваемых сотрудниками полиции команд. При этом вышеуказанные фразы не являются безупречными. Каждый сотрудник полиции может подобрать удобные для себя фразы, понятные для оппонента, по смыслу совпадающие с законом, тем самым обеспечив юридическую защиту сотрудника полиции от максимального количества вопросов при проведении проверки по факту применения огнестрельного оружия.
Также необходимо уточнить, что во время произнесения «Полиция! Стой!», «Не двигайся! Ты задержан!» и тому подобных команд выполняется требование ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О полиции», в которой закреплено, что сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции [3].
В тех случаях, когда правонарушителю подается команда «Не двигаться! Вы задержаны!», правонарушитель, по сути, уведомляется о том, что он приобретает статус задержанного, а также в данном случае сотрудником полиции выполняются условия, которые необходимы для применения огнестрельного оружия в целях обе-
спечения гарантий личной безопасности вооруженного сотрудника полиции на основании ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О полиции», то есть в случае попытки лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию. Сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции». Команда «Не двигаться!» подается для того, чтобы человек замер на месте, и в том числе не предпринимал попыток делать шаги в сторону сотрудника полиции. В такой ситуации любой шаг в сторону сотрудника полиции может быть расценен как сокращение указанного сотрудником полиции расстояния.
Возможны ситуации, когда одновременно имеются несколько оснований для применения огнестрельного оружия. Подается команда «Брось оружие!» или «Брось нож!». В случае нападения на сотрудника полиции с ножом огнестрельное оружие применяется на основании п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции», а также если до начала нападения сотрудник полиции обнажил огнестрельное оружие, привел его в готовность и указал расстояние, то начинают действовать и вышеописанные положения ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О полиции». В тех случаях, когда сотрудник полиции уже потребовал бросить оружие, начинает действовать основание применения огнестрельного оружия в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции», то есть для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ. Исходя из вышеизложенного, у сотрудника полиции одновременно имеются три основания для применения огнестрельного оружия, а именно: защита себя от посягательства, опасного для жизни и здоровья, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции и задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление и отказывающегося сдать находящееся при нем оружие [5]. В том случае, когда будет даваться правовая оценка действиям сотрудника полиции и одно из оснований будет отсутствовать, останутся еще два, которые будут на стороне сотрудника полиции. Сотрудникам полиции необходимо помнить о том, что законодатель предоставил такие возможности и ими обязательно необходимо пользоваться. Это имеет важное юридическое значение.
Можно говорить о том, что у сотрудника полиции в случае возникновения оснований для применения огнестрельного оружия нет времени сказать несколько фраз. С этой позицией можно не согласиться. Во-первых, произнесение вышеуказанных фраз требует времени не более 2-3 секунд, и необходимо предоставить возможность и время для их выполнения. Во-вторых, произнесение этих фраз регламентировано Федеральным законом «О полиции», и это, безусловно, должно соблюдаться. Если просмотреть существующие видеоролики, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками полиции, то в подавляющем большинстве случаев у сотрудников полиции имеется достаточно времени, чтобы произнести эти необходимые фразы, а в некоторых случаях они их произносят неоднократно. Примером и доказательством этого является случай, произошедший в г. Москве 2 марта 2020 года.
В рассматриваемой нами сфере необходимость четкой и детальной регламентации применения силы полицией в первую очередь обусловлена созданием арсенала правовых и организационных средств, соразмерных законным целям, которых нужно достичь, адекватных современным угрозам личной, общественной и государственной безопасности.
Неоспоримым фактом является и то, что в вышеуказанных обстоятельствах серьезным юридическим подспорьем в доказывании правомерности действий сотрудников полиции является носимый видеорегистратор. Сотрудникам полиции, осуществляющим функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на постах и маршрутах патрулирования, необходимо взять за правило использовать носимый видеорегистратор. Это может стать единственным и безоговорочным источником защиты сотрудников полиции от необоснованного уголовного преследования.
Литература
1. Литвин Д.В. Формирование профессиональной компетенции сотрудников полиции в области применения физическои силы, специальных средств и огнестрельного оружия в процессе профессионального обучения. - Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2015. 114 с.
2. Каплунов А.И. О правомерности применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия для остановки транспортного средства // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 36-41.
3. Каплунов А.И. О правомерности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия / Административное право: развитие теоретических основ и модернизация законодательства. Серия: Юбилеи, конференции, форумы. Вып. 8 / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. С. 242-248.
4. Комментарии к Федеральному закону «О полиции» (поглавный) / Ю.Е. Аврутин [и др.]. - Москва: Проспект, 2011. 352 с.
5. Петракова Л.В., Гааг И.А. Проблемы правового регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-3 (60). С. 298-303.
References
1. Litvin D.V. Formirovanie professional'noi kompetentsii sotrudnikov politsii v oblasti primeneniya fizicheskoi sily, spetsial'nykh sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya v protsesse professional'nogo obucheniya. - Krasnodar: Krasnodarskii un-t MVD Rossii, 2015. 114 s.
2. KaplunovA.I. O pravomernosti primeneniya sotrudnikami politsii ognestrel'nogo oruzhiya dlya ostanovki transportnogo sredstva // Administrativnoe pravo i protsess. 2015. № 4. S. 36-41.
3. Kaplunov A.I. O pravomernosti primeneniya sotrudnikami politsii fizicheskoi sily, spetsial'nykh sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya / Administrativnoe pravo: razvitie teoreticheskikh osnov i modernizatsiya zakonodatel'stva. Seriya: Yubilei, konferentsii, forumy. Vyp. 8 / pod red. Yu.N. Starilova. - Voronezh: Voronezhskii gosudarstvennyi universitet, 2013. S. 242-248.
4. Kommentarii k Federal'nomu zakonu «O politsii» (poglavnyi) / Yu.E. Avrutin [i dr.]. - Moskva: Prospekt, 2011. 352 s.
5. Petrakova L.V., GaagI.A. Problemy pravovogo regulirovaniya primeneniya ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami politsii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4-3 (60). S. 298-303.
(статья сдана в редакцию 08.04.2020)