Научная статья на тему 'Личная безопасность ребёнка: проблемы, мифы и практические рекомендации'

Личная безопасность ребёнка: проблемы, мифы и практические рекомендации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1797
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PERSONAL SAFETY / СОЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЖАНИЕ / SOCIAL LEARNING / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY UPBRINGING / ОТВЕТСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESPONSIBLE LIFE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Ася Анатольевна

Проблема обеспечения детской безопасности одна из самых актуальных тем исследований и дискуссий. Дети одна из самых уязвимых категорией населения: их подстерегает множество опасностей угрожающих их жизни и здоровью (как дома, в быту, на улице, так и в виртуальном интернет-пространстве). Но понимание важности соблюдения мер своей личной безопасности это не «характерная особенность возрастного созревания», а продукт социального научения, основным механизмом которого является социальное подражание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal Safety Of The Child: Problems, Myths And Practical Advice

The problem of ensuring children's security is one of the most urgent topics of research and discussion. Children are one of the most vulnerable categories of the population: they face many set of dangers threatening their lives and health (both at home, at home, on the street, and in the virtual Internet space). But understanding the importance of safety one's personal security is not a «characteristic feature of age maturation», but a product of social learning, the main mechanism of which is social learning.

Текст научной работы на тему «Личная безопасность ребёнка: проблемы, мифы и практические рекомендации»

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА: ПРОБЛЕМЫ, МИФЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Ася Анатольевна Кузьмина,

психоаналитический терапевт Детского учебно-коррекционного развивающего центра «CLEVERKШS», г. Новокузнецк

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ОДНА ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ТЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ И ДИСКУССИЙ. ДЕТИ, ПОЖАЛУЙ, САМАЯ УЯЗВИМАЯ КАТЕГОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ПОДСТЕРЕГАЕТ МНОЖЕСТВО ОПАСНОСТЕЙ, УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ (КАК ДОМА, В БЫТУ, НА УЛИЦЕ, ТАК И В ВИРТУАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ). НО ПОНИМАНИЕ ВАЖНОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ МЕР СВОЕЙ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - ЭТО НЕ «ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВОЗРАСТНОГО СОЗРЕВАНИЯ», А ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ, ОСНОВНЫМ МЕХАНИЗМОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЖАНИЕ.

• личная безопасность • социальное подражание • семейное воспитание • ответственная модель жизнедеятельности

Актуальность заявленной темы связана с особенностями современного семейного воспитания: у каждого родителя свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность. В статье автор делает акцент на психологическом противоречии между желанием и стремлением ребёнка к безопасному стилю жизнедеятельности и психологической неготовности родителей принять и поддержать эту форму поведения своих детей. Материалы статьи могут быть использованы как для планирования и проведения методической работы в школе (заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителем методического объединения школы), так и для организации классных часов и внеклассных мероприятий, родительских собраний (классным руководителем), а также для развития творческой активности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности (учителем ОБЖ).

С позиции формирования культуры безопасного поведения одним из важных условий успешного развития навыков личной безопасности ребёнка являются «рамки», которые родители осознанно ставят ему и в которых он может чувствовать свою безопасность. Разумные «рамки» помогают: например, родители разрешают гулять самостоятельно, но в определённом периметре и в определённое время. Подобные семейные правила, предъявляе-

мые родителями детям, - хорошая основа формирования ответственного и безопасного поведения. Следовательно, если навыки «безопасных поступков» не смогли сформироваться, то ребёнок не сможет начать использовать эту модель поведения, даже с наступлением возраста, наиболее подходящего, по мнению родителей, для проявления навыков личной безопасности.

В статье безопасность будет пониматься как отсутствие недопустимого риска (включая такой фактор, как поведение человека), позволяющее понизить до приемлемого уровня возможность нанесения ущерба здоровью ребёнка. Кратко перечислю исследователей и авторов книг по данной теме: В.И. Андрейчук, В.Г. Волович, В.М. Губанов, Г.Я. Гуров, А.А. Ильин, Б.К. Леонтьев, Е.Н. Литвинов, В.А. Макашев, Р.В. Ма-ранов, Л.А. Михайлов, А.Н. Разумов,

B.П. Соломин, С.К. Шойгу, Л.Г. Шокина,

C.Н. Федоткин, М.П. Фролов. Исследования по безопасности и защите человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, где присутствует угроза жизни и здоровью, а также требуется мобилизация сил, умений и навыков, являются основой для разработок соответствующих эффективных способов защиты. Данной теме посвящено множество книг и пособий с основными разделами по безопасности: «безопасное дорожное движение», «путешествие в лесу», «правила поведения в опасных ситуациях», «личная безопасность

ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А

школьника» и т.п. Кроме того, рекомендации по соблюдению правил безопасности доступны для населения на специализированных сайтах служб безопасности (ГИБДД, МЧС, Скорая помощь и проч.), в виде памяток и визуальных правил размещены как в холлах учебных учреждений, так и на виртуальных интернет-площадках и т.д.

Но в данной статье сделан акцент не на самих правилах (алгоритмах), а на современных проблемах формирования культуры семейного безопасного поведения как стиля жизни. Вот недавний случай из жизни: указанная тема обсуждалась в администрации г. Новокузнецка, когда сотрудники ГИБДД, пожарной службы, представители комитета социальной защиты, психологи, общественники, бизнесмены, депутаты и журналисты собрались за круглым столом на дискуссионной площадке «По SUщест-ву», чтобы обсудить проблему «Как защитить наших детей» [2]. Неоднократно участники круглого стола приводили парадоксальные примеры из профессионального опыта, когда мероприятия по формированию культуры безопасного поведения у школьников не только не закреплялись в семейной среде, но и не поддерживались и даже осуждались родителями (как ненужные и неважные для воспитания и развития). Например:

• Если почти все решения принимают за ребёнка родители, то они не только не способствуют развитию навыков его личной безопасности, но часто формируют чувство неполноценности и неуверенности в себе.

• Родители могут только декларировать своё желание в «безопасном поведении» ребёнка, но сами же не дают ему возможность эти паттерны проявить (несоответствие между желанием родителей и реальными моделями поведения, не позволяющими развиваться желаемым формам поведения у детей).

• Родители также могут недооценивать своё влияние на детей. Воспитание - это всегда двусторонний процесс, который накладывает и на родителей определённые требования, в нашем случае - соответствие образцам культуры безопасного поведения (т. е. дети копируют и положительные и отрицательные ментальные и поведенческие модели родителей).

Для более наглядного понимания ситуации приведу примеры сотрудников центра «Стоп-Угроза» [13].

• 19 из 20 первоклашек-второклашек и примерно половина детей 10-14-летнего возраста уверены, что без труда узнают на улице преступника (в чёрной одежде, жутковатый, «странно смотрит», идёт с большой сумкой, хитро неестественно улыбается, заманивает конфетой, неопрятный мужчина лет 30-35, похожий на бомжа или на уголовника).

• 19 из 20 детей пойдут с любым человеком, который назовёт их по имени, куда тот укажет.

• 19 из 20 детей всех возрастов постесняются громко закричать «Помогите! Я не знаю этого человека!», если кто-то возьмёт их за руку и куда-то поведёт.

Поразмышляем, почему современные дети именно так представляют себе преступника. Почему они будут действовать неэффективно в случае опасности? Как автор статьи, так и эксперты дискуссионной площадки «По SUществу» и сотрудники центра «Стоп-Угроза» в проводимых дискуссиях и публикациях затрагивают самый важный и главный вопрос - выполняют ли родители свои обязанности в сфере безопасности детей?

Для лучшего понимания сути данного вопроса рассмотрим самые распространённые в семейном воспитании мифы «о безопасности».

1. Безопасность - это сумма усвоенных знаний («знание» правил), т. е. правила безопасности важно выучить.

Многие родители уверены, что чем чаще они напоминают ребёнку правила поведения в определённых ситуациях, тем больше вероятность, что он их запомнит и, конечно же, будет применять. Разумеется, само объяснение правил в доступной форме - очень важная информация для ребёнка. Однако гораздо важнее (это, пожалуй, самое главное правило безопасности) не только регулярно повторять, но и проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания действительно будут служить надёжной защитой от любых неприятностей.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний (знание правил), а умение

правильно себя вести в различных ситуациях. Это поведенческие навыки, которыми пользуются дети в повседневной жизни. То есть воспитание культуры безопасности в семье должно быть построено таким образом, чтобы дети не только «запомнили» информацию по безопасности, но и воспользовались ею.

2. Ответственность родителя - требовать соблюдения правил детьми.

Любое правило безопасности должно быть осознано и принято ребёнком - только тогда оно станет действенным регулятором его поведения («Это (правило) должно выполняться неукоснительно, так как от этого зависит моё и их здоровье и безопасность»). Главными приёмами формирования навыков безопасного поведения у детей являются тренировка и практическое обучение правилам целесообразных действий, а также ежедневный пример родителей. Поэтому прямолинейное, декларативное требование «соблюдать правила» безопасности чаще всего оказывается малоэффективным.

Кроме этого, ещё одно важное условие безопасности ребёнка - качество его взаимоотношений с родителями. Именно родители должны своим детям подавать пример безопасного поведения: от того, как они ежедневно показывают навыки личной безопасности, насколько они компетентны в вопросах воспитания культуры безопасности, и будет зависеть уровень культуры личной безопасности ребёнка. Поэтому все усилия «по морализированию» о безопасности будут сведены на нет, если родители сами в повседневной жизни пренебрегают правилами безопасного поведения.

3. Предупреждать детей об опасности -обязанность родителей.

Ещё одна негативная современная семейная тенденция заключается в том, что, к сожалению, многие родители, чтобы обезопасить ребёнка, начинают запрещать всё подряд: «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не отставай», «не открывай дверь, когда один дома». В результате ребёнок прекрасно обучен тому, чего делать нельзя. А что делать, чтобы быть в безопасности без родительского

тотального контроля? Ответа на этот вопрос родительские инструкции в большинстве случаев не дают.

Поэтому родителям нужно помнить, что чрезмерная опека вредит ребёнку, т.к. подавляет в нём самостоятельность и способность действовать в случае критической ситуации. Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребёнка ни на шаг вплоть до подросткового возраста, полагая, что ребёнок «повзрослеет» («наберётся ума»), тогда и можно будет освободить его от постоянной опеки. Но практика показывает, что именно такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей.

4. Соблюдение правил безопасности обеспечит «беспроблемные будни».

Родителям необходимо помнить, что важно обучить ребёнка максимальному набору компетенций безопасного поведения. Но они также должны понимать, что, к сожалению, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице или дома. Поэтому родители обязаны обучить ребёнка действовать без паники. Умение не растеряться в критической ситуации - важный навык, который может уберечь от беды.

Например, всем известно, что нужно делать при пожаре, - вызвать пожарную службу по телефону «101» (или по единому номеру «112»). Это действие очевидно, но сможет ли ваш ребёнок сделать это в реальности? Владеет ли он навыком вызова экстренных служб (набрать номер и сообщить информацию - фамилию, адрес, кратко и ёмко описать ситуацию? и знает ли номера служб?). Спокойствие сохранять гораздо легче, когда чётко знаешь, что ты владеешь не только знаниями, но и практическими навыками. Психологическая выдержка поможет ребёнку объективно оценить ситуацию и действовать адекватно условиям.

5. Более подробно, с примерами, хотелось бы рассмотреть последний «миф» о безопасности, а именно - «понимание правил» безопасности. К сожалению, многие опасные ситуации возникают ещё и потому, что дети (и взрослые в первую

ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А

очередь) нечётко представляют себе, что значит декларируемое правило.

Например - «незнакомый человек». Это понятие весьма расплывчато. Взрослым необходимо помнить, что дети доверчивы. Скажем, если взрослый назовёт ребёнка по имени, то ребёнок может подумать, что этот взрослый его знает, следовательно, он -знакомый. Дети при «инструктаже» родителей могут обращать внимание на окончание «-ый» в слове «знакомый», рисуя в своём воображении именно мужчину. Поэтому любая девочка, а также женщина, бабушка при этом исключаются из числа потенциально опасных «незнакомых» собеседников. На этом важно сделать акцент, т. к. большинство детей (и даже взрослых) наивно верят, что «опасные» незнакомцы бывают страшными и с самого начала, конечно же, кажутся подозрительными [2].

Ребёнку важно понимать, что «незнакомый человек» - это человек, которого он не знает. То есть в эту категорию попадают: девочки, мальчики, девушки, юноши, женщины, мужчины, пожилые женщины и пожилые мужчины. Поэтому на любые попытки незнакомого человека завести разговор дети должны отвечать: «Сейчас спрошу у родителей», отойти на безопасное расстояние (более 1 метра, то есть дальше вытянутой руки взрослого) и/или позвать взрослых.

Ещё одно распространённое правило, связанное с незнакомцами, - никогда и никуда не ходить с незнакомыми людьми. К примеру, если новый мальчик на детской площадке рассказывает, что в соседнем дворе веселее, и предлагает сходить посмотреть, -необходимо отказаться (и никуда, и никогда, даже если это и кажется очень привлекательным вариантом времяпровождения!).

Важно также рассказать ребёнку, что он не обязан помогать незнакомому человеку, даже если этого требует общественная мораль. Например: милая старушка просит помочь ей донести сумку в соседний подъезд. Конечно, воспитанный ребёнок захочет помочь бабушке. Но безопаснее будет посоветовать пожилой женщине попросить помощи у кого-либо из взрослых и позвонить/позвать родителей, отойдя на безопасное расстояние.

Ещё одна распространённая ситуация, связанная с личной безопасностью: как только дети начинают вместе с родителями посещать общественные места (торговые центры, магазины, концерты), риск потерять друг друга из виду возрастает. Поэтому рассмотрим ещё одно правило - правило безопасности в общественных местах: «Я всегда должна знать, что ты находишься рядом».

Правило распространённое и вроде бы понятное. Но «рядом» - это как близко? И как ребёнку и родителю понять, что правило безопасности соблюдается? Суть данного навыка - ребёнок должен быть всегда на виду, а при большом скоплении народа держаться за руку родителя. «Рядом» - это на расстоянии не более вытянутой руки (чтобы сразу уверенно взять за руку). Повторюсь, что важно не знать правила, а владеть навыками данных правил. Поэтому рассмотрим, как этому правилу научить ребёнка. Родителям необходимо «проигрывать» ситуацию постоянно, когда они в магазине или общественном месте (и вскоре ребёнок будет осознанно это делать). То есть выполнять (а не только напоминать): «Ты рядом? Проверим?» и протягивать руки друг другу, проверяя расстояние между вами.

Кроме этого, родитель должен помнить (и выполнять данную меру безопасности), что в общественных местах ребёнок должен идти впереди родителя. То есть, подходя к прилавку или пробираясь к нужному месту в толпе, всегда располагайте ребёнка впереди себя. Не разрешайте ему держать вас не за руку (а за полу куртки, рукав, ручку сумки и т.д.), поскольку, попав в толпу, вы рискуете потерять друг друга. Родителям в данном случае всегда стоит помнить о приоритетах: сначала - ребёнок, а уже потом - покупки и развлечения.

Подводя итог «мифов о безопасности», которые мы здесь рассмотрели, ещё раз сделаем акцент на том, что важно проводить просветительскую работу не только с детьми, но и с родителями, популяризовать данную информацию и повышать компетентности родителей в сфере личной безопасности посредством включения в активные формы работы (рассмотрены ниже). То есть одним из направлений работы педагога с родителями может быть формирование

культуры семейного безопасного поведения (способствовать формированию у родителей умений организовывать процесс воспитания детей в соответствии с требованиями безопасности, стимулировать самообразование родителей в этой области).

Таким образом, обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определённому образу жизни, поэтому родители должны быть примером для своих детей. Взрослые должны помнить, что их неравнодушие к правилам безопасности и обучение ребёнка навыкам самопомощи может спасти ему жизнь, т. к. в процессе жизнедеятельности любой ребёнок рискует оказаться в опасной ситуации (получить травму, подвергнуться нападению хулиганов, потеряться в торговом центре и т.д.). Педагогам в качестве поляризационного «минимума» по личной безопасности могу посоветовать книги по теме личной безопасности, которые возможно рекомендовать родителям или обсуждать совместно:

• Галина Мурсалиева - Дети в сети.

• Людмила Петрановская - Что делать, если...

• Михаил Филимонов - Безопасность вашего ребёнка.

Кроме этих популярных у родителей книг по личной безопасности, написанных доступно о сложном и важном, возможно использовать источники, приведённые в списке литературы в конце статьи.

Ещё раз напишу о том, что взрослым важно не потерять контакт с ребёнком. Он должен знать, что со своими проблемами, вопросами, сомнениями, размышлениями может прийти к родителям или педагогам. Но если это невозможно по каким-то причинам, то выход есть - обратиться к специалистам и профессионалам. Например, позвонить на «Детский телефон доверия», где окажут экстренную психологическую помощь и дадут необходимые рекомендации (работает под единым общероссийским номером: 8-800-2000-122). Данный телефон важно разместить на общедоступном месте - дома на холодильнике, к примеру, или в учебном заведении на информационном стенде.

Популяризировать информацию о личной безопасности возможно и иными, активны-

ми формами работы с родителями учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

• Тематические родительские собрания, тренинги, мастер-классы, семинары-практикумы с приглашёнными экспертами.

Эта форма работы включает в себя взаимодействие родителей и представителей служб, обеспечивающих безопасность. Особое внимание уделяется практическим навыкам, что позволяет не только обеспечить родителей знаниями, но и актуализировать эти знания, проигрывать и включать в дальнейшую совместную творческую деятельность детьми.

Как было сказано ранее, многие родители уверены, что чем чаще они напоминают ребёнку правила поведения в определённых ситуациях, тем больше вероятность, что он их запомнит (и предполагается, что, запомнив, конечно же, будет применять). Но самое главное правило безопасности - это не только регулярно повторять, но и проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания действительно будут служить надёжной защитой от любых неприятностей. Поэтому, обладая знаниями и необходимыми навыками, полученными от экспертов, родители могут смоделировать ситуации в домашних условиях. К примеру, проигрывается ситуация «Что делать, если подошёл незнакомец или ты потерялся?» Для самых младших школьников это могут быть игры с куклами, мульт-героями (например, персонаж потерялся, его зовёт с собой незнакомец или приглашает поиграть на соседней детской площадке и т.д.). Для детей постарше - дополнительно поиск вариантов выхода из опасной ситуации (самопомощь), а также рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации (чтение книг), рассуждения по вопросам: «А как ты поступишь, если.» (моделирование вариантов ситуаций).

• Студия «Моя безопасность» (занятия семейных групп в творческой студии).

Работа в студии может быть направлена, например, на создание продуктов творчества по теме безопасности: рисунки, коллажи, стихи, рассказы, поделки, фликеры. Кроме реализации творческих начинаний, можно стимулировать обмен опытом среди

ЙМЖ.......У.......nPfl-H.TU-H.fl

родителей (например, обсудить такие темы: безопасное поведение в домашних условиях; моя здоровая еда; фликер мой помощник на дороге).

Семейное выполнение замысла, участие в выставках студии, обмен мнениями - всё это приводит к закреплению «теории и практики» по теме безопасности. Работы могут быть как семейные, так и общестудийные: например, создание папки-передвижки «дети за безопасность», где возможно в стихотворной форме создать рассказ на тему личной безопасности, сопроводив его рисунками, шаржами:

Не беру у незнакомца ни игрушек, ни конфет; На чужие предложенья отвечаю смело «нет»! Адрес свой и имя наизусть я знаю. Незнакомым людям их не называю! Обходить учите ноги Крышки люков на дороге.

• Проведение конкурсов, квестов, викторин, игротек, которые помогут в игровой форме закрепить с детьми и их родителями основные знания о безопасности, а также научить поиску выхода в нестандартных ситуациях.

Напомню, что важно обучить ребёнка максимальному набору компетенций безопасного поведения, но, к сожалению, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Нестандартные ситуации, созданные в игровой форме ведущим, позволяют оценить как владение навыками, так и посмотреть участникам мероприятия на ситуацию с иного ракурса и заметить возможности, которые могут быть не видны в «стандартной» ситуации.

Участие родителей в данных мероприятиях, несомненно, будет способствовать воспитанию семейной культуры безопасности:

• формированию мотивации к безопасности (моё поведение оберегает меня от опасности);

• готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности (усвоение норм и ценностей, включая моральные и нравственные ценности и планирование своей деятельности на их основе);

• психологической подготовке к безопасному поведению (развитие таких интег-

ративных качеств личности, как любознательность, активность, самостоятельность).

Резюмируя вышеизложенное, считаю важным помнить, что формирование культуры безопасного поведения - длительный и постепенный процесс, требующий от родителей создания условий для проявления самостоятельности в зависимости от возможностей и в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Поэтому ответственная модель жизнедеятельности должна стать нормой поведения всех членов семьи, в которой воспитывается ребёнок.

Ниже, в заключительной части статьи приведены примеры навыков личной безопасности, наиболее актуальные в определённых возрастах. Эти данные могут послужить базой для формирования семейных правил и «рамок», развития таких качеств личности, как самостоятельность и ответственность. Навыки даны начиная с младшего дошкольного возраста, т. к. формирование основ личной безопасности - непрерывный процесс, и умения самопомощи, полученные ранее (в дошкольном возрасте), являются базой для вырабатывания более сложных навыков и расширения поведенческого репертуара в школьном возрасте. Поэтому, если какой-то навык не сформирован вовремя, родителям вдвойне важно сконцентрировать внимание на нём и тем самым уменьшить потенциальную опасность чрезвычайных ситуаций.

Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет):

• Ребёнок должен уметь сказать или даже крикнуть «нет!» любому взрослому. Родители могут дома тренировать этот навык с ребёнком в игровой форме.

• Приучите вашего ребёнка, чтобы он всегда спрашивал разрешения у вас принять подарок от взрослого.

• Научите ребёнка идентифицирующей информации о себе: домашний адрес, телефон имена и фамилии родителей, телефоны родственников и т.п.

• Сохраняйте и поддерживайте доверие ребёнка к вам. Родители, общаясь с ребёнком, должны знать, чем он увлечён, что он любит делать на досуге, есть ли у

него друзья и что является основой их дружбы. Только доверие является основой для открытого разговора о том, что его беспокоит.

• И главное, что необходимо знать детям (и не забывать в дальнейшем): никто не имеет права заставлять ребёнка хранить что-либо втайне от родителей.

Старший дошкольный (6-7 лет) и младший школьный возраст (7-10 лот):

• Научите ребёнка, к кому он может обратиться за помощью (милиция, охранники, продавцы в магазине, соседи и т.д.). Попрактикуйтесь в формировании этого навыка.

• Если ребёнок уже сам гуляет во дворе дома, приучите его, чтобы он всё время оставался с приятелем.

• Объясните ребёнку, что в нашем мире существуют взрослые, которые совершают противоправные действия (например, воруют детей с целью выкупа), и что такие люди находятся вне закона. Расскажите ребёнку, что злоумышленники могут внушать доверие. Поэтому выучите правила:

- взрослые никогда не обращаются к чужим детям - ни за помощью, ни с какими-то предложениями;

- ребёнок имеет право игнорировать всех посторонних и, конечно же, отказывать им в просьбе «донести сумку до машины», «помочь найти потерявшегося котёнка»;

- ребёнок должен при любых просьбах или видах подкупа со стороны незнакомцев (конфеты, подарки) обязательно оповещать об этом родителей.

• Научите ребёнка специальным словам, например: «Отпусти меня, я тебя не знаю!», «Помогите! Я не знаю этого человека!», - и действиям самопомощи, например убегать.

• Если ребёнок уходит из дома в ваше отсутствие, приучите его оставлять информацию о том, куда и к кому он идёт и когда намеревается вернуться. Вы должны знать адреса и телефоны его друзей, чтобы при необходимости быстро с ними связаться. Хорошо, если у ребёнка есть свой сотовый телефон.

• Объясните ему, что ради спасения жизни можно нарушить все правила приличия и нормы поведения и применить все

приёмы самообороны, доступные в конкретной ситуации. Покажите наиболее уязвимые места (глаза, пах, уши, гортань), на которые можно воздействовать при самообороне, и разъясните, как и куда бежать в случае угрозы (по направлению к скоплению людей).

• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения (например, время нахождения за компьютером, «белые» сайты, не выдавать личную информацию чатов, регистрационных форм, личных профилей и т.п.). В этом возрасте ребёнку не рекомендуется иметь свой собственный электронный почтовый ящик, достаточно пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Подростковый возраст (11-18 лет):

В этом возрасте психологи рекомендуют

родителям разделить все требования по

безопасности на три группы.

• К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (например, возвращаться домой к определённому времени; звонить, когда задерживаешься; всегда оставлять информацию о том, куда и к кому идёшь и когда намереваешься вернуться; не соглашаться на личные встречи с друзьями по Интернету, не уведомив родителей об этом, и проч.).

• Ко второй группе относятся требования, выполнение которых родители готовы обсуждать (например, сколько времени проводить за компьютером; как распоряжаться своими деньгами; в какой форме выражать свои убеждения и мировоззренческие позиции).

• К третьей группе относится то, что ребёнок решает самостоятельно, но родители готовы оказать ему помощь советом, если потребуется (например, с кем дружить, какие кружки посещать, как планировать свободное время). □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Авдеева Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие / Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина. - Издательство: Детство-Пресс, 2017. - 144 с.

Шшш.......у.......жжм

2. «Все идёт из семьи»: защитить своих детей можем только мы сами [Электронный ресурс] // Городская электронная газета. 2017. 28 февраля. URL: http://novokuznetsk.su/news/city/ 1488239773/vsyo-idyot-iz-semi-zashitit-svoih-detei-mojem-tolko-mi-sami.

3. Губанов В. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учебное пособие / В. Губанов, Л. Михайлов,

B. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 288 с.

4. Кузьмина А.А. Примеры правил и принципы обучения личной безопасности в повседневной жизни [Электронный ресурс] // Персональная страница Кузьминой A.URL: http://kuzminaa.ru/o-roditelyax/ primery-pravil-i-principy-obucheniya-lichnoj-bezopasnosti-v-povsednevnoj-zhizni.

5. Латкин В.Н. Личная безопасность школьника: памятка / В.Н. Латкин, Б.И. Мишин,

C.В. Петров. - М.: ЭНАС, 2009. - 64 с.

6. Мурсалиева Г. Дети в сети. Шлем безопасности ребёнку в интернете/ Г. Мурсалиева. - М.: АСТ, 2017. - 320 с.

7. Петрановская Л. Что делать, если... / Л. Петрановская. - М.: АСТ, 2015. - 144 с.

8. Петрановская Л. Что делать, если.2 / Л. Петрановская. - М.: АСТ, 2017. -144 с.

9. Радзиевская Л.И. Азбука безопасности / Л.И. Радзиевская.-- М.: Оникс, 2008. -95 с.

10. Соколова О. Правила поведения в опасных ситуациях / О. Соколова. - СПб.: Литера, 2011. - 64 с.

11. Филимонов М. Безопасность вашего ребёнка. Уверенность, осторожность, самооборона / М. Филимонов. - Издательство: Вектор, 2008. - 244 с.

12. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: книга для детей и родителей / Г. Е. Цвилюк -М.: Просвещение, 1994. - 63 с.

13. Шарова Л. Стоп-Угроза. Дети в безопасности / Л. Шарова. - Издательство: «Издательские решения», 2015. - 60 с.

14. Шинкарчук С. Правила безопасности дома и на улице / С. Шинкарчук. - СПб.: Литера, 2008. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.