Ммж к мтим
УСЛУГИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ
Кузьмина Ася Анатольевна,
психоаналитический терапевт Детского учебно-коррекционного развивающего центра «CLEVERKIDS», г. Новокузнецк, e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ РАССМОТРЕН ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМАТЕ «ГРУППЫ РОДИТЕЛЕЙ». ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОЗМОЖНОСТЯМ И ОСОБЕННОСТЯМ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С СДВГ МОЖЕТ БЫТЬ ОСНОВОЙ ДЛЯ БЛАГОПОЛУЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С СДВГ СО СВОИМИ СВЕРСТНИКАМИ И СОЦИУМОМ. АВТОР АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ФОРМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ, НА ВАЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ: ПРОДУКТИВНЫЕ ШАГИ, НАЙДЕННЫЕ УДАЧНЫЕ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ И Т.П.
• синдром дефицита внимания и гиперактивности • СДВГ • консультации • сопровождение
• взаимодействие
Как пример хронического состояния рассмотрим СДВГ - полиморфный клинический синдром дефицита внимания и гиперактивности. Синдром ДВГ - неврологиче-ско-поведенческое расстройство развития, но тем не менее особенности родительского воспитания, а также качество отношений между родителем/педагогом и ребёнком оказывают значительное влияние на его психоэмоциональное состояние и социальную адаптацию. Важно понимать: несмотря на то что СДВГ - медицинский диагноз, «проблема» детей с СДВГ не только психофизическая, но и психосоциальная. Поэтому организация квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям детей с СДВГ в школе может положительно влиять как на коррекцию трудностей в познавательной деятельности (например, на уменьшение количества случаев школьной дезадаптации, повышение уровня развития школьных навыков), так и на профилактику проблем при выстраивании межличностных отношений (ребёнок - ребёнок, ребёнок - педагог).
К сожалению, в некоторых случаях как семья, так и школа могут являться источником неблагоприятных, дискомфортных состояний ребёнка. У многих детей (и не толь-
ко с СДВГ) при неправильном психолого-педагогическом подходе семейного воспитания возникают вторичные эмоциональные расстройства реактивного характера в виде чувства неуверенности, страха коммуникации, пониженного фона настроения, чрезмерной обидчивости, тревожности и т.п. Все эти вторичные расстройства ослабляют нервную систему ребёнка с СДВГ и создают благоприятные условия для развития различных деструктивных состояний. Кроме того, к сожалению, не во всех школах педагогические работники обладают достаточным уровнем профессиональной подготовки по использованию психотехник взаимодействия с обучающимися, имеющими особенности развития (особенно хронических состояний, как СДВГ).
Поэтому популяризация информации о потребностях детей с СДВГ - информирование о проявлениях СДВГ (физических, психологических) и возможных вариантах социализации (особенностях воспитания, обучения) - важна не только для осведомлённости родителей и педагогов. Популяризация может быть стимулом для раннего выявления и коррекции медицинских, психологических и социальных проблем ребёнка-школьника с СДВГ. Низкая информатизация о СДВГ ро-
дителей и педагогов школьными психологическими службами влияет на редкое претворение в жизнь идей единого пространства взаимодействий как родителей и психологов, психологов и педагогов, так и групп родителей. Сотрудничество психолога, учителей, администрации школы, родителей (и других заинтересованных лиц), несомненно, поможет не только разработать меры политики школы в сфере мероприятий, направленных на улучшение условий обучения детей с СДВГ, но и положительно повлияет на разрешение вопросов коррекции состояний, которые оказывают влияние на обучение (к примеру, психогигиена воспитания в семье, подбор методов обучения в школе). Так, специалисты различных профилей, при поддержке администрации школы, могут прокомментировать актуальные вопросы воспитания, обучения, межличностного взаимодействия детей с СДВГ. Эффективны и практические занятия, на которых педагоги и родители имеют возможность приобрести актуальные знания по формированию функций, умений и навыков (психических, социальных и т.д.). Кроме вышеперечисленных форм работы, родители и педагоги имеют возможность оказать поддержку друг другу при организации круглых столов и тематических конференций.
Рассмотрим возможности такой формы сотрудничества родителей, педагогов и сотрудников психологической службы, как «группы родителей». Важной составляющей работы группы является формирование пространства родительских инициатив: продуктивные шаги сотрудничества, найденные удачные способы взаимодействия родителей/педагогов с ребёнком поддерживают и подкрепляют все позитивные сдвиги в поведении детей с СДВГ.
Создать и организовать работу подобной группы в школе может педагог-психолог. Но наиболее ценно, на наш взгляд, создание пилотного проекта сотрудничества специалистов: педагогов, классных руководителей, педагога-психолога, медицинского работника. Работа в группе ведётся как в обучающем, так и в консультирующем ключе и предусматривает следующие способы интервенций:
• Популяризация психолого-педагогических знаний.
• Групповая дискуссия.
• Реструктуризация ожиданий и убеждений, направленных на изменение поведения, а также освоение психотехник и педагогических приёмов.
• Релаксационные методики.
Группа родителей может проводиться в формате краткосрочного консультирования: 3-4 встречи, инициированные актуальными запросами родителей; серийных встреч: например, в начале каждой четверти, как элемент процесса сопровождения учащихся с хроническими состояниями; долгосрочного консультирования: в форме создания Клуба родителей детей с СДВГ при школе, с регулярными (ежемесячными) встречами в течение учебного года.
Далее рассмотрим способы интервенций более подробно. В начале статьи мы акцентировали внимание на том факте, что процесс воспитания и обучения ребёнка с СДВГ всегда требует от родителей/педагогов определённых знаний, понимания трудностей ребёнка, грамотного психологического подхода к нему.
К сожалению, родители, воспитывающие ребёнка с СДВГ, часто испытывают бессилие от осознания того, что всё происходит не так, «как им представлялось». Ощущая утрату собственной эффективности, родитель «не видит перспектив» в воспитании своего ребёнка, снижается удовлетворение от процесса общения с ним, утрачивается вера в свои родительские возможности. Многие родители испытывают не только эмоциональный, но и информационный стресс -не понимают причину проблемы и не знают, как её решить. Поэтому популяризация психолого-педагогических знаний может проходить в форме беседы с элементами лекций (например, как информирование и последующее обсуждение заданной темы: «Особенности эмоционально-волевого развития детей с СДВГ»; «Мифы о СДВГ»). Или, с целью психологического просвещения, можно предложить родителям печатные материалы: информационные проспекты, памятки, буклеты по интересующим их темам воспитания и обучения ребёнка с СДВГ. В помощь школьному педагогу-психологу при оформлении данного материала можно рекомендовать работы современных отечественных практиков по коррекции поведения (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Е.К. Люто-
Шшш.......у.......жжм
ва, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Осипенко, О.И. Политика) и по коррекции внимания (Н.Н. За-ваденко, В.Р. Кучма, Т.Ю. Успенская, Л.А. Ясюкова).
Кратко остановим внимание и на негативных убеждениях родителей - как ментальных ошибках, на основе которых выстраивается их взаимодействие с ребёнком. Некоторые социальные предубеждения относительно диагнозов, поведения, прогнозов и т.п. граничат с предрассудками и требуют, прежде всего, не психологической, а систематической просветительской работы. Например, мышление по типу «всё или ничего» (СДВГ - хроническое состояние, поэтому все психолого-педагогические усилия изначально напрасны), обесценивание позитивного (да, у ребёнка есть мотивация учиться, но повышенная отвлекаемость делает невозможным процесс успешного обучения), ложные предположения о последствиях заболевания (только медикаментозная коррекция поможет ребёнку «нормально» учиться).
Педагогу-психологу важно донести мысль о том, что хотя внешне всегда заметна избыточная подвижность ребёнка с СДВГ, его бурные реакции (которые часто интерпретируются как «невоспитанность»), но основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит функций познавательных способностей, необходимых для планирования, организации и выполнения задач:
• невозможность хранения информации в кратковременной памяти;
• нарушение навыков организации и планирования;
• трудности в установлении и использовании ориентиров поведения - таких как выбор стратегии и задач мониторинга;
• подавляющая неспособность справиться с эмоциями;
• неспособность эффективно переходить от одной умственной деятельности к другой.
Поэтому акцентом семейного воспитания детей с СДВГ будет не только коррекция «двигательного беспокойства», но и развитие навыков социализации (особенно способности к социальному прогнозированию: последствия собственных поступков, мотивы поведения окружающих). А также усиле-
ние способности к концентрации и устойчивости произвольного внимания, волевых качеств (организованности, дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, инициативности, ответственности за порученное дело) и формирования внутреннего контроля (планирование и самоорганизация деятельности). Важно напомнить родителям, что все вышеперечисленные направления развития - аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела, чувство ответственности за собственные поступки, а также навыки эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми -зависят не только от методов «воспитания и обучения», но и от собственного примера, который демонстрируют ежедневно ребёнку родители, взаимодействуя с социумом и занимаясь рутинными делами.
Также одним из главнейших правил как семейного воспитания, так и школьного обучения ребёнка с СДВГ является предупреждение у него дискомфортного состояния, общего возбуждения, реакций протеста. Родителям/педагогам следует иметь в виду, что многие дети с СДВГ не могут длительное время самостоятельно контролировать свои эмоции, поэтому они чаще испытывают чувство дискомфорта, проявляя при этом непослушание, склонность к бурному эмоциональному и двигательному поведению. Относиться к таким поведенческим реакциям детей следует спокойно, ровно, доброжелательно (без жёсткого подавления). А особенности поведения, выходящие за рамки привычных, должны своевременно замечаться взрослыми (родителями и педагогами) для согласования мер дальнейшего проведения учебного процесса или консультации психолога.
Особенно важно популяризировать идею о благополучной социальной интеграции детей с СДВГ со своими сверстниками и социумом. Поэтому нельзя относиться к ребёнку с СДВГ, как к «больному», и сосредоточиваться только на «ненормальном» поведении, игнорируя компенсаторные процессы, которые сопровождают синдром. Акцент при воспитании/обучении важно и нужно сделать на чётких правилах поведения (разъяснённых и доступных для его понимания), стабильном режиме дня, сис-
теме вознаграждений. Важно исключить родительскую придирчивость, переутомление ребёнка, сравнение со сверстниками.
Рассмотрим следующий способ интервенции - групповую дискуссию. Для родителей важны не только популяризация информации, но и обмен впечатлениями, опытом на заданную тему (например: обсуждение статей из журналов, личных историй, «домашних заданий» педагога-психолога). Групповая дискуссия даёт возможность больше узнать о различных аспектах компетентности других родителей, об их уникальном опыте, сфокусироваться на ресурсных сторонах семейного функционирования, поддерживать уважительное отношение к детям, лучше понять микрокультуру разных семей. Но ценность не только в том, что обмен впечатлениями и опытом позволяет членам группы увидеть, что другие сталкиваются с теми же трудностями, но и в том, что они могут совместно искать способы их преодоления, по-новому видеть ситуацию.
Наш опыт позволяет настаивать на том, что в группе важно формировать установку, когда родители не ждут готовых решений и советов, а, рассуждая о волнующих проблемах, могут самостоятельно аргументировать свою точку зрения, на основе которой сами принимают решения. Этот аспект важен, т.к., к сожалению, родителям иногда очень трудно адекватно оценить возможности ребёнка и ситуацию. Например: «мой ребёнок ведёт себя так, потому что не любит меня», «у него плохой характер», «мой муж/жена/учителя виноваты в том, что он так ведёт себя» и т.п. Педагог-психолог, анализируя и комментируя подобные высказывания родителей, должен понимать, что это проявления смысловых барьеров, преодоление которых предполагает не только полное уяснение процесса взаимодействия самых различных биопсихосоциальных факторов, обусловливающих развитие СДВГ у ребёнка (т.к. СДВГ - полиморфный синдром), но и прояснение возможностей индивидуально или совместно со специалистами и педагогами справиться с проявлениями СДВГ.
Важно подчеркнуть, что позиция семьи как объекта помощи (а не активного участника процесса воспитания/обучения) неэффек-
тивна, т.к. родители часто перекладывают ответственность за развитие/обучение ребёнка на педагогов/специалистов (обнаруженные «недостатки» ребёнка должны быть исправлены специалистом/педагогом). Например, родители рассчитывают, что педагог окажет влияние на поведение ребёнка, большое значение придают медикаментозному лечению и не осознают важность и первоочерёдность своей роли в помощи ребёнку. То есть модель внешней «помощи» лишает родителей инициативы, а ребёнка - социальной адаптации. Мы уверены, что родители способны и индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые педагогами и психологами методы воспитания, обучения и коррекции. Поэтому для семьи важно не воздействие, а взаимодействие и сотрудничество. Поэтому обмен опытом, контакт с семьями, имеющими аналогичные проблемы, моральная и информационная поддержка педагогов и психологов позволяют родителям избавиться от чувства дискомфорта, родительской «некомпетентности», безысходности и сосредоточиться на конструктивном опыте отношений. Примерами дискуссий могут быть разные темы, наиболее актуальные на текущий момент, но особое внимание важно уделить тому, как родители воспринимают ребёнка в целом, в чём видят причины его проблем в семье и школе, каким прогнозируют его будущее, будущее самих себя и своих отношений.
Третья интервенция - реструктуризация ожиданий и убеждений, направленных на изменение поведения, а также освоение психотехник и педагогических приёмов. Данное направление предполагает развитие активных стратегий проблемно-преодолевающего поведения, аффилиации. Например, дифференциация различных страхов родителей, определение ресурсов для достижения заведомо реальной цели; анализ качеств, помогающих уверенно действовать в ситуациях неопределённости. Или освоение навыков межличностного общения: стили поведения, способы эмоционального реагирования, принятие других и умение слушать другого, взаимодействие на основе доброжелательности и в атмосфере доверия.
Рассматривая особенности консультирования в этом направлении, подчеркнём, что
ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А
эта деятельность изначально носит непростой характер. Во-первых, отношения ребёнка с родителями, как правило, нарушены. Часто причинами нарушение семейной коммуникации является «несоответствие» ребёнка с СДВГ ожиданиям родителей. В коммуникации это может проявляться, например, как выраженное или срытое осуждение (отвержение, обвинение, критика) поведения и поступков ребёнка. Или как расхождение во мнениях, взглядах, оценках ситуаций при взаимодействии с ребёнком. Иными словами, родители в одностороннем порядке внедряются в мир ребёнка со своими стереотипами и убеждениями, не учитывая его особенности развития. Дети с СДВГ внешне не выглядят, как «больные», - это физически выносливые, подвижные и любознательные дети. Поэтому взрослые часто игнорируют их особенности психомоторной регуляции (особенности динамической интеграции и нейрохимических связей) и, не учитывая особенностей текущего состояния ребёнка, начинают требовать от него то, что он сейчас не может сделать. Например, любые ситуации с изменением чего-либо (пространства, мотивов, изменения социального окружения и проч.) могут вызвать у ребёнка с СДВГ сильную отрицательную реакцию. Также они часто сверхчувствительны к предметам, звукам и прикосновениям, поэтому могут жаловаться или негативно реагировать на раздражители, которые кажутся другим незначительными.
Во-вторых, родителю может быть важнее не благополучие ребёнка, а его личное удобство, поэтому он игнорирует (или наказывает) те детские потребности или особенности развития, которые идут вразрез с его представлением о семейном комфорте. Например, распространённая семейная манипуляция ребёнком посредством похвалы - хвалить за то, что он сидит (поэтому «хороший»), а не бегает (поэтому «плохой»). В итоге ребёнок тихо «сидит», чтобы стать хорошим для мамы - и таким образом получить её любовь... Но для ребёнка совершенно естественно играть, бегать и быть подвижным.
Поэтому родители должны осознать, что бесполезно «просить» ребёнка быть «как все» сверстники, но вполне возможно (и нужно) научить его ограничивать своё
деструктивное поведение, развивать и совершенствовать навыки социального прогнозирования; показать на своём примере и выучить алгоритмы общения с окружающими и т.п. (Более подробно о конфликто-генных и поддерживающих ситуациях, влияющих на психоэмоциональное состояние ребёнка с СДВГ, - в приложении). То есть педагогу-психологу необходимо вступить в такое взаимодействие с родителями, чтобы вместе найти новые способы действия, новые цели для дальнейшего продуктивного взаимодействия в семье. Новые «правила» коммуникации на первый взгляд просты, но требуют значительных волевых и коммуникационных умений взрослых.
• Детям с СДВГ трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой (например, отложить чтение книги и идти ужинать). Поэтому родителям важно сообщить ребёнку о своих намерениях заранее (за несколько минут до начала новой деятельности).
• Если ребёнок суетится, перескакивает с одного на другое, то родители могут помочь ему сконцентрировать внимание на том, что он делает (осознать деятельность). Например, можно задавать ребёнку простые вопросы для концентрации: «Что ты делаешь сейчас?» («Я сижу за столом и читаю домашнее задание»).
• Важно правильно давать инструкции: они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз даётся только одно задание. Помните, что каждое последующее задание даётся ребёнку только после того, как выполнено предыдущее.
Важно напомнить, что методики, психотехники в данном ключе взаимодействия индивидуально подбираются и адаптируются к эмоциональным, когнитивным, психологическим потребностям родителей конкретной группы (например, при научении способам преодоления сильных эмоций или при овладении навыком выбора альтернатив поведения с учётом интересах двух сторон взаимодействия, а не только личного мнения).
Четвёртая интервенция - релаксационные методики. В основе этого направления работы возможно применение широкого спектра методов, способствующих снятию психологического напряжения, развития навыков саморегуляции, рефлексии. Это важная составляющая взаимодействия педагога-психолога и родителей, т.к. воспитание ребёнка с СДВГ предъявляет особые требования к родителям (и педагогам), что часто приводит к развитию у взрослых стресса, переутомления, эмоционального выгорания, чувству бессилия и в некоторых случаях агрессии по отношению к ребёнку. Например, постоянное ожидание «плохого» поведения ребёнка для родителя может проявиться в виде хронической тревоги, истощённости (психастения), напряжения мышц лица и шеи, постоянных размышлений о будущем (навязчивые мысли) и т.д., что негативно сказывается как на физическом, так и на психическом благополучии. В некоторых семьях родители «замкнуты» в борьбе с СДВГ, что приводит к снижению качества жизни в целом. Эта ежедневная «борьба» мешает уделять должное внимание работе, семье, личностному развитию, отношениям с социумом. То есть эта стратегия не облегчает процесс воспитания и обучения ребёнка, а только мешает и в плане социализации, и в плане эмоционального благополучия и качества жизни.
Родители, воспитывающие ребёнка с СДВГ, к сожалению, должны знать, что результаты их усилий будут видны не сразу (и иногда может показаться, что их усилия потрачены впустую). Поэтому, не ощущая того результата, который хотели бы, многие родители начинают испытывать чувство вины, психическое напряжение, физическое переутомление, эмоциональное выгорание. Они могут концентрироваться только на ошибках (своих и ребёнка), видеть в себе, ребёнке, других людях и обстоятельствах только плохое (например: «мой сын никогда не сможет добиться в жизни чего-то значительного», «я не смогла воспитать ребёнка послушным и аккуратным» и т.п.). Это мировоззрение, во-первых, приводит лишь к тому, что родители теряют интерес к своей жизни и не решаются ничего в ней изменить. А во-вторых, эта семейная модель передаётся и ребёнку. Ребёнок усваивает, что поведение матери и отца - нормальная реакция на стрессовую ситуацию (например, раздражение или тре-
вога, чувство вины). Подражая поведению родителей, ребёнок воспроизводит паттерны семейного реагирования на стрессовые ситуации, что может способствовать формированию определённых особенностей личности, таких как повышенная тревожность, внутренняя противоречивость, неуверенность в себе и т.п. Но никогда не поздно научиться способам выхода из стрессовой ситуации и стать примером ребёнку - например, чередовать активность и отдых, планировать, применять практики релаксации.
В результате работы в группе родителей у её участников может сформироваться интерес к реализации воспитательной функции, появиться мотивация на реализацию успешного опыта родительства, что может найти своё проявление в следующих компетенциях:
• Понимание логики индивидуального развития ребёнка, возможности движения к усложнению взаимодействий, освоения новых возможностей теми средствами, которые соответствуют ситуации.
• Формирование активных стратегий поведения в различных ситуациях детско-родительского взаимодействия.
• Осознанное использование «проверенных» приёмов для снятия тревоги, страха, вины (психотехник).
• Применение психолого-педагогических приёмов воспитания и обучения, направленных не только на преодоление имеющихся отклонений в развитии, но и предупреждение возможных нарушений поведения. Например, использование в ежедневном процессе воспитания своего ребёнка поддерживающих ситуаций, которые положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребёнка с СДВГ. Это могут быть организация спокойной, заранее регламентированной деятельности, чередование активности и отдыха, посильные возрасту социальные задания и поручения, сотрудничество педагогов и родителей, заблаговременное объяснение ребёнку сути правил поведения, а также условий поощрений и наказаний (более подробно -см. приложение).
ЙМЖ.......У.......nPfl-H.TU-H.fl
• Формирование уверенности в своих силах и действиях (родительская самооценка).
Несомненно, работа родителей в группе психологической поддержки родителей важна. Понимание сути синдрома и его поведенческих, эмоциональных проявлений влияет на эффективность подобранных методов семейного воспитания, формирование адекватных родительских ожиданий, научение ставить конкретные цели и с ними соизмерять результат, сравнивать достижения ребёнка не с достижениями других детей, а только с его собственными. Подобные семейные поведенческие правила на первый взгляд просты, но требуют значительных волевых и коммуникативных умений взрослых, а также осознания необходимости единых принципов в отношении к ребёнку всеми членами семьи.
Кроме того, работая в группе, родители могут научиться не оценивать себя по тому, как «обстоят дела» у ребёнка. А обратить внимание на то, как хорошо они справляются в ситуациях, когда ресурсы ограничены. Или уважать свой родительский труд и ежедневные усилия по выполнению родительских обязанностей; признать и развивать позитивные стороны взаимоотношений, а также предпринимать активные действия и оценивать их в категориях «возможного» (а не «идеального») результата. Опыт общения не только взаимно обогащает родителей, но помогает расширить социальные контакты и коммуникацию и организовать досуг и отдых, взаимную поддержку.
Приложение
Важные моменты и нюансы воспитания и обучения детей с СДВГ
Обучение навыкам (в широком понимании - как навыков контроля, планирования, так и коммуникации) и приобретение практики социализации в повседневных ситуациях - первостепенная задача родителей при воспитании ребёнка с СДВГ. Но также необходимо знать, что не только «специальные» педагогические упражнения или психологические методы, но и ежедневное участие в жизни семьи (самообслуживание, посильная помощь по дому, самоорганиза-
ция досуга) положительно влияет как на формирование личностных качеств (ответственность, самостоятельность), так и на усиление волевых качеств, формирование внутреннего контроля.
Родителям необходимо помнить, что негативные методы воспитания (наказание) неэффективны у детей с СДВГ. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, и они не восприимчивы к выговорам и наказанию.
Это важно знать:
• Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребёнком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень чёткой и непреклонной форме. Доведите до сведения ребёнка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций. Если ребёнок нарушает правила, которые неизвестны ему, а взрослый его наказывает, то ребёнок чувствует искреннюю обиду и не понимает смысла наказания.
• Избегайте, запрещая что-либо ребёнку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребёнок с СДВГ - импульсивен и, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребёнку возможность выбора («или-или»).
• В разговоре с ребёнком, особенно когда вы даёте ему задания, избегайте директивных указаний, постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю».
• Исключите штампы-критики и штампы-обвинения («Опять ты.», «До каких пор!», «Другие уже давно.» и др.), а вместо них используйте доброжелательный тон и просьбы-предложения («После еды в нашей семье стол чистый. Убери за собой крошки со стола (ребёнок выполняет). Молодец, как чисто. Спасибо!»).
• Важно подобрать приемлемые формы индивидуального воздействия на ребён-
ка: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, поиск компромисса и т.п. Любые проблемы и вопросы старайтесь решать мирным путём: договаривайтесь, объясняйте ребёнку свою точку зрения и всегда выслушивайте его. Каждый раз убеждайтесь, что ребёнок действительно слышит и понимает то, что вы ему говорите.
Важно создать спокойную, доброжелательную атмосферу:
• Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
• Хвалите ребёнка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность также не слишком эмоционально (спокойно и сдержанно).
• Спокойно объясняйте ребёнку своё внутреннее состояние (эмоции), объясняйте не только то, почему вас что-то не устраивает, но и то, что вы хотели бы поменять. Когда ребёнок понимает, что взрослые настроены на диалог, то он охотнее идёт на взаимодействие (вместо: «Саша! Сколько тебе говорить! Почему ты такой бестолковый? Когда ты уже научишься убирать учебники на место!» - такой вариант: «Я сержусь, когда вижу, что учебники лежат не на месте. Поставь их на нижнюю полку шкафа»).
• Больше говорите о положительных поступках, замечайте достоинства ребёнка и его большие и маленькие успехи и победы. Обязательно используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны, которые можно обменять на «призы»). Всегда хвалите ребёнка за его успехи и достижения, например: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность.
Родителям важно знать и практиковать как уменьшение количества конфликтогенных ситуаций, которые обостряют психоэмоциональное состояние ребёнка с СДВГ, так и увеличение поддерживающих ситуаций, которые положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребёнка с СДВГ:
• Конфликтогенные ситуации: ситуации запрета с применением слов «нет», «нельзя»; ситуации прямой критики самого ребёнка или его поведения; ситуации сравнения (ребёнка или его поведения, или результатов его деятельности) с другими; ситуации длительных физических и психических перегрузок; ситуации участия в играх и соревнованиях, имеющих выраженный эмоциональный компонент (эстафеты, командные состязания, единоборства); ситуации перемен условий и образа жизни (разводы, переезды, рождение сиблингов); ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое; ситуации беспокойства или страха; ситуации мелочного контроля, директивных указаний («сиди!», «не болтай!», «успокойся!»), чрезмерной опеки, критики (с указания только на ошибки) взрослым; ситуации вербальной оценки (похвала/запрет) с ярким пантомимическим выражением эмоций.
• Поддерживающие ситуации: помощь в организации спокойной, заранее регламентированной деятельности; доброжелательное авансирование будущих успехов; поощрение реальных достижений; продуманный режим активности и отдыха;, чередование нагрузок, посильные возрасту социальные задания и поручения; заблаговременное объяснение ребёнку сути правил поведения, а так же условий поощрений и наказаний; демонстрация спокойного поведения и сдержанный тон взрослого при взаимодействии с ребёнком; поддержание единых принципов взаимодействия с ребёнком как дома, так и в учебном учреждении; сотрудничество педагогов и родителей. □
Литература
1. Боголюбова О.Н., Галимзянова М.В., Корнев А.Н. Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 78 с.
2. Кузьмина А.А. Информирование и просвещение родителей о СДВГ как форма психолого-педагогической помощи семьям // Вестник практической психологии образования. - 2017. - №4. -С.68-73.
Шшш.......у.......npflHTUHfl
3. Кузьмина А.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: рабочая тетрадь для родителей. - Казань: Изд-во «Бук», 2018. - 106 с.
4. Кузьмина А.А. Семья: родители, дети и их отношения. - Казань: Изд-во «Бук», 2018. - 108 с.
5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Институт психотерапии, 2003. - 320 с.
6. Петрановская Л. Если с ребёнком трудно. - М.: АСТ, 2016. - 144 с.
7. Платонова С.М. Родительская азбука взаимодействия с ребёнком.- Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 220 с.
8. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. - М.: Генезис, 2010. - 336 с.
9. Филоненко Е. Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности. -Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 189 с.
10. Хоментаускас Г. Семья глазами ребёнка: Дети и психологические проблемы в семье. - Екатеринбург: Рама Пабли-шинг, 2010. - 233 с.
References
1. Bogolyubova O.N., Galimzyanova M.V., Kornev A.N. Support and training for parents of children with attention deficit hyper-
activity disorder. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. Un-ta, 2009. - 78 p.
2. Kuzmina A.A. Informing and educating parents about ADHD as a form of psychological and pedagogical assistance to families // Bulletin of practical psychology of education. - 2017. - №4. - Pp. 68-73.
3. Kuzmina A.A. attention deficit hyperactivity disorder: workbook for parents. - Kazan: Publishing house "Beech", 2018. - 106 p.
4. Kuzmina A.A. Family: parents, children and their relationship. - Kazan: Publishing house "Beech", 2018. 108 p.
5. Ovcharova R.V. Psychological support of parenthood. - Moscow: Institute of psychotherapy, 2003. - 320 p.
6. Petranovskaya L. If the child is difficult. -M.: AST, 2016. 144 p.
7. Platonov, S.M. The ABCs of Parent interaction with the child. - Rostov n / A: Phoenix, 2010. - 220C.
8. Romanchuk O.I. attention deficit hyperactivity disorder in children. - Moscow: Genesis, 2010. - 336 p.
9. E. Children without a cage: 5 steps to the development of independence. - Rostov n / A: Phoenix, 2016. - 189 p -
10. Homentauskas Family through the eyes of a child: Children and psychological problems in the family. - Ekaterinburg: Rama Publishing, 2010. - 233 p.