УДК 3 73.21
ББК 4410.059 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02
М. В. Погодаева
Иркутск
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИОДА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: принципы подбора содержания образования; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; безопасность в быту; безопасность на транспорте; личная безопасность; пожарная безопасность; здоровьесбережение; экологическая безопасность; правовая защищенность.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается содержание образования периода раннего детства, которое включает вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, безопасности в быту, на транспорте, личной безопасности, пожарной безопасности, здоровьесбереже-ния, экологической безопасности, правовой защищенности
М. V. Pogodaeva
Irkutsk
EDUCATIONAL CONTENT IN THE SPHERE OF SAFETY LIFE ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILD PERIOD
KEY WORDS: principals of choice in educational content; safety in natural and man-made critical situations; safety in routine home life; safety in transport; private protection; fire safety; health safety; ecological safety; legal protection.
ABSTRACT. Educational content in early childhood period includes questions of safety in natural and man-made critical situations, safety in routine home life, in transport, in private life, fire safety, health saving technologies, ecology and legal protection.
Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать условия для формирования у ребенка дошкольного возраста основ культуры безопасности, отвечать требованию его адаптации к имеющим место в обществе опасностям и рискам. Оно должно быть направлено не только на процесс получения знаний, но и на формирование личностных качеств, позволяющих не растеряться в экстремальной ситуации и активно действовать в случае появления опасности.
Построение содержания образования в области безопасности периода дошкольного детства должно быть научно обосновано и базироваться на принципах доступности, научности, системности, преемственности, наглядности, целостности картины мира и интегративности.
В содержание образования должны включаться понятия и ситуации из других областей знаний с целью формирования у ребенка целостной картины мира. Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями и активное включение знаний по безопасности во все виды деятельности позволяет сохранять логику воспитательнообразовательного процесса и целостность восприятия. Возможности интеграции образовательной области «Безопасность» с
другими образовательными областями представлены в табл. 1.
По задачам и содержанию психологопедагогической работы такая интеграция возможна с образовательными областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».
Для того чтобы научить безопасному поведению, целесообразно обсуждать с ребенком, проигрывать, зарисовывать опасные ситуации, с которыми он может встретиться в жизни: ситуации на дороге, ситуации при взаимодействии с незнакомыми людьми, взаимодействие со сверстниками, поведение в чрезвычайных ситуациях, поведение при пожаре, действия при нападении животных и укусе насекомых, поведение при выбросе химически опасных веществ и др.
Такой подбор ситуаций поможет осознанию детьми значимости знаний в этой области. При этом образовательный процесс должен включать уже имеющийся положительный практический и интуитивный опыт детей, расширять и обогащать его, помогать осознанию поведения в критических ситуациях. Сложность рассматриваемых вопросов и вырабатываемых навыков должна быть адекватна возрастным и индивидуальным возможностям и потребностям детей.
© Погодаева М. В., 2012
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими областями
223 Таблица 1
Образовательная область (поФГТ) Содержание психолого-педагогической работы
«Коммуникация» Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил коммуникации с другими детьми, способности управлять своим поведением и планировать свои действия
«Труд» Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности
«Познание» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, безопасности окружающей среды
«Социализация» Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения, планирование своих действий
«Здоровье» Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека
«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для формирования основ безопасности жизнедеятельности и безопасности окружающего мира
«Художественное творчество» Рисование, лепка, аппликация по тематике «Безопасность в окружающем мире»
Образование в области безопасности - пожарная безопасность;
жизнедеятельности дошкольников должно - безопасность в быту;
быть направлено на обеспечение безопас- - безопасность на транспорте;
ности детей в различных направлениях и - экологическая безопасность;
содержать следующие разделы: - здоровьесбережение;
- личная безопасность; - правовая защищенность.
- психологическая безопасность;
- безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Личная безопасность
2
Психологическая безопасность
2
Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
____________________1
Пожарная безопасность
1
Безопасность в быту
1
Правовая защищенность
1
Здоровьесбережен ие
2
Экологическая безопасность
2
Безопасность на транспорте
Рис. Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности в период раннего детства
При освоении безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
изучаются правила поведения при землетрясении, наводнении, при аварийных вы-
бросах отравляющих веществ, при сильном морозе или жаре, отрабатывается порядок эвакуации, заучиваются номера телефонов аварийных и спасательных служб, адрес и телефон родителей, детей учат защищать
платком или другой подручной тканью органы дыхания.
Образование, направленное на здоро-вьесбережение, включает в себя вопросы, посвященные профилактике заболеваний: рассматривают роль правильного питания, закаливания и физической двигательной активности в сохранении здоровья, прививаются навыки личной гигиены, дети изучают строение и функции своего организма, им говорят о ценности здоровья. Обязательными условиями успешности образования в этой области является организация здоровьесберегающей среды, семейная психотерапия, организация «Школы здоровья для родителей».
В разделе «Транспортная безопасность» изучаются правила дорожного движения для пешеходов: как переходить проезжую часть дороги, сигналы светофора, пешеходный переход, где не следует играть, дорожные знаки для пешеходов; развиваются навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте, рассматриваются правила езды на велосипеде. Памятка родителям предостерегает мам и пап от ошибок при участии в дорожном движении, которые могут стать угрозой жизни и здоровью как родителей, так и детей [3; 5].
Содержание раздела «Пожарная безопасность» знакомит детей с огнем и его свойствами; причинами возникновения пожара и правилами поведения при пожаре: если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды, если огонь сразу не погас, немедленно убегать из дома в безопасное место. Если невозможно убежать из горящей квартиры, сразу же звонить по телефону 01 и сообщить пожарным точный адрес и номер своей квартиры. Необходимо научить детей набирать телефонный номер пожарной службы, формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации. В случае задымления опуститься на корточки или продвигаться к выходу ползком — внизу дыма меньше [4].
Раздел «Личная безопасность» посвящен разбору ситуаций, представляющих опасность для ребенка при общении с незнакомыми людьми, других ситуаций, в которых родителей нет рядом и они не могут защитить ребенка. Детей обучают тому, что общение с незнакомыми людьми должно ограничиваться только дружескими приветствиями. Нельзя уходить с незнакомцем, садиться с ним в машину. Если опасность возникла при отсутствии близких, нужно кричать, бежать и просить защиты и помощи у других взрослых, внушающих доверие
(полицейские, охранники, знакомые продавцы и др.). На все вопросы и просьбы незнакомца отвечать: «Нет». Обсуждаются
вопросы «Кому можно доверять?», «Что делать, если тебя трогают, а тебе это не нравится?», «Приятные и неприятные люди», «Один во дворе», «Кто мне всегда поможет?», «Как попросить помощь?». Детей учат, что нельзя открывать двери посторонним, выходить из квартиры без предупреждения, открывать дверь, если кто-то стоит на лестничной площадке, оставлять дверь открытой, покидая квартиру. Если незнакомый человек пытается открыть дверь, нужно сразу же позвонить в полицию по телефону 02. Ребенка учат правильно общаться по телефону: не называть своего имени при телефонном разговоре с посторонними, не говорить, что находится дома один, научить ребенка, если его пытаются втянуть в неприличный разговор, положить трубку и сообщить об этом родителям. Если ребенок потерял родителей в незнакомом месте, то стоять там, где потерялся; обратиться за помощью: на улице — к полицейскому, в магазине — к продавцу, охраннику. В процесс работы по этому направлению обязательно должны быть вовлечены родители, с которыми у ребенка должны формироваться открытые, доверительные отношения. Доверие родителям, откровенные разговоры между членами семьи, понимание чувств и переживаний ребенка со стороны взрослых — обязательные условия сохранения личной безопасности и неприкосновенности малыша.
В ходе знакомства с вопросами раздела «Психологическая безопасность» происходит формирование представлений о себе, своих особенностях, своей семье, своих товарищах, развитие уверенности в себе, адекватной самооценки, осознание своего «Я», освоение общепринятых норм и правил поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Детей учат доброжелательному, уважительному общению друг с другом и со взрослыми людьми, преодолению конфликтов во взаимоотношениях друг с другом, совместной деятельности, взаимопомощи, показывают преимущество коллективистских стратегий поведения. Необходимо обращать внимание ребенка на то, что чувствуют другие дети, учить его сопереживанию и отзывчивости, умению оказывать эмоциональную поддержку. Создание эмоционального комфорта, дружеские взаимоотношения со сверстниками дают ребенку уверенность и спокойствие.
Содержание раздела «Экологическая безопасность» должно быть направлено на формирование понимания взаимосвязей в природе, взаимообусловленности процес-
сов и явлений, ребенок должен почувствовать себя неотъемлемой составляющей этого мира. В ходе экскурсий и наблюдений изучаются явления живой и неживой природы, вода и воздух, времена года, дикорастущие и комнатные растения, их значение, полезные и опасные животные, ребенка предупреждают об опасностях природной среды. Обсуждаются взаимосвязи в сообществах леса, водоема; взаимодействие людей с природой: что она им дает, что дают люди природе; опасности в природе: опасные явления, животные, растения, грибы. Рассматривая деятельность человека на земле, педагог обращает внимание детей на то, какие последствия может иметь бездумное и безжалостное обращение с природными богатствами.
В разделе «Безопасность в быту» рассматриваются опасные и безопасные места в доме, опасные вещества. Следует научить ребенка не открывать упаковок с бытовой химией, обращению с электрическими приборами (они могут ударить током или стать причиной пожара), горячей водой: осторожно включать кран, сначала холодную воду, затем горячую, не приближаться к кипящим кастрюлям и чайнику. Акцентируется внимание ребенка на медицинских препаратах, на недопустимости их самостоятельного употребления. Детей учат аккуратно обращаться с колюще-режущими предметами [7].
Для обеспечения правовой защиты
ребенка необходим, в первую очередь, лекторий для родителей, которые являются законными представителями ребенка и обязаны отстаивать его интересы. Правовая безграмотность родителей не дает им возможности не только защитить своего ребенка, но и в полной мере воспользоваться своими правами. Обеспечение прав детей также зависит от уровня правовой культуры воспитателя. Проведение с педагогами просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.
За годы пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении происходит непрерывное развитие содержательного компонента образования в области безопасности. На каждом возрастном этапе создается база для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления опыта взаимодействия с окружающим миром, развития и совершенствования стереотипов безопасного поведения, повторений, пропедевтики [6]. Преемственность содержания отчетливо прослеживается в тематике занятий, игр, экскурсий, выполнения режима дня и других форм организации деятельности, планируемых по различным разделам безопасности (табл. 2).
Таблица 2
Планирование обучения дошкольников безопасной жизнедеятельности
Раздел Примерная тематика 3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет
Здоровьесбережен ие Береги здоровье смолоду + + + +
О профилактике заболеваний + + +
Навыки личной гигиены + + + +
Что я ем + + +
Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья + + + +
Доктор Айболит + + +
Изучаем свой организм + +
Экологическая Явления живой и неживой природы + + + +
безопасность Растения и грибы + + +
Природа наш дом + + +
Мир вокруг. Экосистема + + +
Животные и насекомые + + + +
Человек на планете Земля. Планета в опасности + + +
Дорожная Как вести себя на дороге + + + +
безопасность Дорожные знаки для пешеходов и водителей + + + +
Я велосипедист + +
Правила поведения в транспорте + + +
Психологическая В заимная забота и помощь в семье + + + +
безопасность Конфликты и ссоры между детьми + + + +
Я добрый, сильный, смелый + + + +
Личная Приятные и неприятные люди + + + +
безопасность Если ты потерялся. + +
Общение с незнакомцем + + +
Телефонные разговоры +
Один дома + + +
Помогите! Кому я доверяю + + + +
Раздел Примерная тематика 3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет
Пожарная Правильное поведение при пожаре + + +
безопасность Огонь — это очень опасно! + + +
Осторожно! Электроприборы + + + +
Профессия — пожарный + +
Безопасность Эвакуация + + + +
в чрезвычайных Мороз и холод. День чудесный + +
ситуациях Землетрясение +
Наводнение +
Безопасность Опасные приборы. Опасные вещества + + + +
в быту Опасные и безопасные места + +
Использование разнообразных методов и форм организации деятельности при обучении детей безопасности позволит наиболее полно и эффективно реализовать содержание образовательной области «Безопасность» и транслировать совместную с педагогом деятельность ребенка по освоению правил безопасного взаимодействия со средой обитания в его самостоятельное безопасное поведение.
Таким образом, содержание обучения детей безопасной жизнедеятельности должно снижать риски от различных опасных факторов, обеспечивать сохранение здоровья, эмоционально-психологический комфорт, формирование личностных качеств, позволяющих успешно и гармонично адаптироваться к условиям изменяющейся среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕЛАЯ К. Ю. Я и моя безопасность : тематический словарь в картинках : мир человека. М. : Школьная Пресса, 2010.
2. КАК обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. 5-е изд. М.: Просвещение, 2005.
3. ОБУЧЕНИЕ детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах // Региональный стандарт Мин-ва образования Республики Татарстан / Л. А. Артемьева, Ю. Д. Мисянин и др. Казань, 1995.
4. ОСТОРОЖНО — огонь : метод. пособие / под ред. Е. И. Касаткиной. Вологда : Изд. центр ВИРО, 2008.
5. ПРОФИЛАКТИКА и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма : метод. материалы / сост. Ю. В. Басников. Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006.
6. СТЕРКИНА Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000.
7. ХРАМЦОВАТ. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста : учеб пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. ШОРЫГИНА Т. А. Осторожные сказки : безопасность для малышей. М.: Книголюб, 2004.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева