Научная статья на тему 'Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности периода дошкольного детства'

Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности периода дошкольного детства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
766
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА / БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / PRINCIPALS OF CHOICE IN EDUCATIONAL CONTENT / SAFETY IN NATURAL AND MAN-MADE CRITICAL SITUATIONS / SAFETY IN ROUTINE HOME LIFE / SAFETY IN TRANSPORT / PRIVATE PROTECTION / FIRE SAFETY / HEALTH SAFETY / ECOLOGICAL SAFETY / LEGAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погодаева Маргарита Викторовна

Рассматривается содержание образования периода раннего детства, которое включает вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, безопасности в быту, на транспорте, личной безопасности, пожарной безопасности, здоровьесбережения, экологической безопасности, правовой защищенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Погодаева Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONTENT IN THE SPHERE OF SAFETY LIFE ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILD PERIOD

Educational content in early childhood period includes questions of safety in natural and man-made critical situations, safety in routine home life, in transport, in private life, fire safety, health saving technologies, ecology and legal protection.

Текст научной работы на тему «Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности периода дошкольного детства»

УДК 3 73.21

ББК 4410.059 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02

М. В. Погодаева

Иркутск

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРИОДА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: принципы подбора содержания образования; безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; безопасность в быту; безопасность на транспорте; личная безопасность; пожарная безопасность; здоровьесбережение; экологическая безопасность; правовая защищенность.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается содержание образования периода раннего детства, которое включает вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, безопасности в быту, на транспорте, личной безопасности, пожарной безопасности, здоровьесбереже-ния, экологической безопасности, правовой защищенности

М. V. Pogodaeva

Irkutsk

EDUCATIONAL CONTENT IN THE SPHERE OF SAFETY LIFE ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILD PERIOD

KEY WORDS: principals of choice in educational content; safety in natural and man-made critical situations; safety in routine home life; safety in transport; private protection; fire safety; health safety; ecological safety; legal protection.

ABSTRACT. Educational content in early childhood period includes questions of safety in natural and man-made critical situations, safety in routine home life, in transport, in private life, fire safety, health saving technologies, ecology and legal protection.

Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать условия для формирования у ребенка дошкольного возраста основ культуры безопасности, отвечать требованию его адаптации к имеющим место в обществе опасностям и рискам. Оно должно быть направлено не только на процесс получения знаний, но и на формирование личностных качеств, позволяющих не растеряться в экстремальной ситуации и активно действовать в случае появления опасности.

Построение содержания образования в области безопасности периода дошкольного детства должно быть научно обосновано и базироваться на принципах доступности, научности, системности, преемственности, наглядности, целостности картины мира и интегративности.

В содержание образования должны включаться понятия и ситуации из других областей знаний с целью формирования у ребенка целостной картины мира. Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями и активное включение знаний по безопасности во все виды деятельности позволяет сохранять логику воспитательнообразовательного процесса и целостность восприятия. Возможности интеграции образовательной области «Безопасность» с

другими образовательными областями представлены в табл. 1.

По задачам и содержанию психологопедагогической работы такая интеграция возможна с образовательными областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Для того чтобы научить безопасному поведению, целесообразно обсуждать с ребенком, проигрывать, зарисовывать опасные ситуации, с которыми он может встретиться в жизни: ситуации на дороге, ситуации при взаимодействии с незнакомыми людьми, взаимодействие со сверстниками, поведение в чрезвычайных ситуациях, поведение при пожаре, действия при нападении животных и укусе насекомых, поведение при выбросе химически опасных веществ и др.

Такой подбор ситуаций поможет осознанию детьми значимости знаний в этой области. При этом образовательный процесс должен включать уже имеющийся положительный практический и интуитивный опыт детей, расширять и обогащать его, помогать осознанию поведения в критических ситуациях. Сложность рассматриваемых вопросов и вырабатываемых навыков должна быть адекватна возрастным и индивидуальным возможностям и потребностям детей.

© Погодаева М. В., 2012

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими областями

223 Таблица 1

Образовательная область (поФГТ) Содержание психолого-педагогической работы

«Коммуникация» Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил коммуникации с другими детьми, способности управлять своим поведением и планировать свои действия

«Труд» Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности

«Познание» Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, безопасности окружающей среды

«Социализация» Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения, планирование своих действий

«Здоровье» Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека

«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для формирования основ безопасности жизнедеятельности и безопасности окружающего мира

«Художественное творчество» Рисование, лепка, аппликация по тематике «Безопасность в окружающем мире»

Образование в области безопасности - пожарная безопасность;

жизнедеятельности дошкольников должно - безопасность в быту;

быть направлено на обеспечение безопас- - безопасность на транспорте;

ности детей в различных направлениях и - экологическая безопасность;

содержать следующие разделы: - здоровьесбережение;

- личная безопасность; - правовая защищенность.

- психологическая безопасность;

- безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Личная безопасность

2

Психологическая безопасность

2

Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

____________________1

Пожарная безопасность

1

Безопасность в быту

1

Правовая защищенность

1

Здоровьесбережен ие

2

Экологическая безопасность

2

Безопасность на транспорте

Рис. Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности в период раннего детства

При освоении безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

изучаются правила поведения при землетрясении, наводнении, при аварийных вы-

бросах отравляющих веществ, при сильном морозе или жаре, отрабатывается порядок эвакуации, заучиваются номера телефонов аварийных и спасательных служб, адрес и телефон родителей, детей учат защищать

платком или другой подручной тканью органы дыхания.

Образование, направленное на здоро-вьесбережение, включает в себя вопросы, посвященные профилактике заболеваний: рассматривают роль правильного питания, закаливания и физической двигательной активности в сохранении здоровья, прививаются навыки личной гигиены, дети изучают строение и функции своего организма, им говорят о ценности здоровья. Обязательными условиями успешности образования в этой области является организация здоровьесберегающей среды, семейная психотерапия, организация «Школы здоровья для родителей».

В разделе «Транспортная безопасность» изучаются правила дорожного движения для пешеходов: как переходить проезжую часть дороги, сигналы светофора, пешеходный переход, где не следует играть, дорожные знаки для пешеходов; развиваются навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте, рассматриваются правила езды на велосипеде. Памятка родителям предостерегает мам и пап от ошибок при участии в дорожном движении, которые могут стать угрозой жизни и здоровью как родителей, так и детей [3; 5].

Содержание раздела «Пожарная безопасность» знакомит детей с огнем и его свойствами; причинами возникновения пожара и правилами поведения при пожаре: если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды, если огонь сразу не погас, немедленно убегать из дома в безопасное место. Если невозможно убежать из горящей квартиры, сразу же звонить по телефону 01 и сообщить пожарным точный адрес и номер своей квартиры. Необходимо научить детей набирать телефонный номер пожарной службы, формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации. В случае задымления опуститься на корточки или продвигаться к выходу ползком — внизу дыма меньше [4].

Раздел «Личная безопасность» посвящен разбору ситуаций, представляющих опасность для ребенка при общении с незнакомыми людьми, других ситуаций, в которых родителей нет рядом и они не могут защитить ребенка. Детей обучают тому, что общение с незнакомыми людьми должно ограничиваться только дружескими приветствиями. Нельзя уходить с незнакомцем, садиться с ним в машину. Если опасность возникла при отсутствии близких, нужно кричать, бежать и просить защиты и помощи у других взрослых, внушающих доверие

(полицейские, охранники, знакомые продавцы и др.). На все вопросы и просьбы незнакомца отвечать: «Нет». Обсуждаются

вопросы «Кому можно доверять?», «Что делать, если тебя трогают, а тебе это не нравится?», «Приятные и неприятные люди», «Один во дворе», «Кто мне всегда поможет?», «Как попросить помощь?». Детей учат, что нельзя открывать двери посторонним, выходить из квартиры без предупреждения, открывать дверь, если кто-то стоит на лестничной площадке, оставлять дверь открытой, покидая квартиру. Если незнакомый человек пытается открыть дверь, нужно сразу же позвонить в полицию по телефону 02. Ребенка учат правильно общаться по телефону: не называть своего имени при телефонном разговоре с посторонними, не говорить, что находится дома один, научить ребенка, если его пытаются втянуть в неприличный разговор, положить трубку и сообщить об этом родителям. Если ребенок потерял родителей в незнакомом месте, то стоять там, где потерялся; обратиться за помощью: на улице — к полицейскому, в магазине — к продавцу, охраннику. В процесс работы по этому направлению обязательно должны быть вовлечены родители, с которыми у ребенка должны формироваться открытые, доверительные отношения. Доверие родителям, откровенные разговоры между членами семьи, понимание чувств и переживаний ребенка со стороны взрослых — обязательные условия сохранения личной безопасности и неприкосновенности малыша.

В ходе знакомства с вопросами раздела «Психологическая безопасность» происходит формирование представлений о себе, своих особенностях, своей семье, своих товарищах, развитие уверенности в себе, адекватной самооценки, осознание своего «Я», освоение общепринятых норм и правил поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Детей учат доброжелательному, уважительному общению друг с другом и со взрослыми людьми, преодолению конфликтов во взаимоотношениях друг с другом, совместной деятельности, взаимопомощи, показывают преимущество коллективистских стратегий поведения. Необходимо обращать внимание ребенка на то, что чувствуют другие дети, учить его сопереживанию и отзывчивости, умению оказывать эмоциональную поддержку. Создание эмоционального комфорта, дружеские взаимоотношения со сверстниками дают ребенку уверенность и спокойствие.

Содержание раздела «Экологическая безопасность» должно быть направлено на формирование понимания взаимосвязей в природе, взаимообусловленности процес-

сов и явлений, ребенок должен почувствовать себя неотъемлемой составляющей этого мира. В ходе экскурсий и наблюдений изучаются явления живой и неживой природы, вода и воздух, времена года, дикорастущие и комнатные растения, их значение, полезные и опасные животные, ребенка предупреждают об опасностях природной среды. Обсуждаются взаимосвязи в сообществах леса, водоема; взаимодействие людей с природой: что она им дает, что дают люди природе; опасности в природе: опасные явления, животные, растения, грибы. Рассматривая деятельность человека на земле, педагог обращает внимание детей на то, какие последствия может иметь бездумное и безжалостное обращение с природными богатствами.

В разделе «Безопасность в быту» рассматриваются опасные и безопасные места в доме, опасные вещества. Следует научить ребенка не открывать упаковок с бытовой химией, обращению с электрическими приборами (они могут ударить током или стать причиной пожара), горячей водой: осторожно включать кран, сначала холодную воду, затем горячую, не приближаться к кипящим кастрюлям и чайнику. Акцентируется внимание ребенка на медицинских препаратах, на недопустимости их самостоятельного употребления. Детей учат аккуратно обращаться с колюще-режущими предметами [7].

Для обеспечения правовой защиты

ребенка необходим, в первую очередь, лекторий для родителей, которые являются законными представителями ребенка и обязаны отстаивать его интересы. Правовая безграмотность родителей не дает им возможности не только защитить своего ребенка, но и в полной мере воспользоваться своими правами. Обеспечение прав детей также зависит от уровня правовой культуры воспитателя. Проведение с педагогами просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

За годы пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении происходит непрерывное развитие содержательного компонента образования в области безопасности. На каждом возрастном этапе создается база для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления опыта взаимодействия с окружающим миром, развития и совершенствования стереотипов безопасного поведения, повторений, пропедевтики [6]. Преемственность содержания отчетливо прослеживается в тематике занятий, игр, экскурсий, выполнения режима дня и других форм организации деятельности, планируемых по различным разделам безопасности (табл. 2).

Таблица 2

Планирование обучения дошкольников безопасной жизнедеятельности

Раздел Примерная тематика 3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет

Здоровьесбережен ие Береги здоровье смолоду + + + +

О профилактике заболеваний + + +

Навыки личной гигиены + + + +

Что я ем + + +

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья + + + +

Доктор Айболит + + +

Изучаем свой организм + +

Экологическая Явления живой и неживой природы + + + +

безопасность Растения и грибы + + +

Природа наш дом + + +

Мир вокруг. Экосистема + + +

Животные и насекомые + + + +

Человек на планете Земля. Планета в опасности + + +

Дорожная Как вести себя на дороге + + + +

безопасность Дорожные знаки для пешеходов и водителей + + + +

Я велосипедист + +

Правила поведения в транспорте + + +

Психологическая В заимная забота и помощь в семье + + + +

безопасность Конфликты и ссоры между детьми + + + +

Я добрый, сильный, смелый + + + +

Личная Приятные и неприятные люди + + + +

безопасность Если ты потерялся. + +

Общение с незнакомцем + + +

Телефонные разговоры +

Один дома + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помогите! Кому я доверяю + + + +

Раздел Примерная тематика 3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет

Пожарная Правильное поведение при пожаре + + +

безопасность Огонь — это очень опасно! + + +

Осторожно! Электроприборы + + + +

Профессия — пожарный + +

Безопасность Эвакуация + + + +

в чрезвычайных Мороз и холод. День чудесный + +

ситуациях Землетрясение +

Наводнение +

Безопасность Опасные приборы. Опасные вещества + + + +

в быту Опасные и безопасные места + +

Использование разнообразных методов и форм организации деятельности при обучении детей безопасности позволит наиболее полно и эффективно реализовать содержание образовательной области «Безопасность» и транслировать совместную с педагогом деятельность ребенка по освоению правил безопасного взаимодействия со средой обитания в его самостоятельное безопасное поведение.

Таким образом, содержание обучения детей безопасной жизнедеятельности должно снижать риски от различных опасных факторов, обеспечивать сохранение здоровья, эмоционально-психологический комфорт, формирование личностных качеств, позволяющих успешно и гармонично адаптироваться к условиям изменяющейся среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕЛАЯ К. Ю. Я и моя безопасность : тематический словарь в картинках : мир человека. М. : Школьная Пресса, 2010.

2. КАК обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. 5-е изд. М.: Просвещение, 2005.

3. ОБУЧЕНИЕ детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах // Региональный стандарт Мин-ва образования Республики Татарстан / Л. А. Артемьева, Ю. Д. Мисянин и др. Казань, 1995.

4. ОСТОРОЖНО — огонь : метод. пособие / под ред. Е. И. Касаткиной. Вологда : Изд. центр ВИРО, 2008.

5. ПРОФИЛАКТИКА и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма : метод. материалы / сост. Ю. В. Басников. Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006.

6. СТЕРКИНА Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000.

7. ХРАМЦОВАТ. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста : учеб пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.

8. ШОРЫГИНА Т. А. Осторожные сказки : безопасность для малышей. М.: Книголюб, 2004.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Моисеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.