Научная статья на тему 'Либеральный стандарт, права человека и нравственная ответственность'

Либеральный стандарт, права человека и нравственная ответственность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
9
Поделиться
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / LIBERAL STANDARD / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ / SECULAR HUMANISM / ЯЗЫЧЕСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / PAGAN ANTHROPOLOGICAL CENTRISM / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / RELIGIOUS VALUES / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / НОРМЫ ВЕРЫ / NORMS OF FAITH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитриев Владимир

Статья посвящена критическому анализу норм, принципов и ценностей, составляющих содержание так называемого «либерального стандарта» и основанного на нём соответствующего подхода к организации общества и государства. По мнению автора, образ жизни, сформировавшийся под влиянием постиндустриальной реальности и либеральных идей, насаждаемых в качестве единого для всех образца развития, экспансия чуждых и разрушительных социокультурных факторов несут в себе серьёзные угрозы безопасности духовного здоровья народов, их религиозно-исторической и культурной самобытности.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дмитриев Владимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LIBERAL STANDARD, HUMAN RIGHTS AND MORAL RESPONSIBILITY

The given article is devoted to analysis of norms, principles and values which form the content of the so called 'liberal standard' and the appropriate approach to organizitation of society and state based on it. According to the author's opinion the way of life which has been formed under impact of postindustrial reality and liberal ideas, which are ingrafted as the only way of development for all, expansion of alien and destroying social and cultural factors bring serious danger to safety of spiritual health of nations, their religious, historical and cultural originality.

Текст научной работы на тему «Либеральный стандарт, права человека и нравственная ответственность»

П О Л И Т И Ч Е С К И Е Н А У К И

УДК 32.019: 342.7+241

Владимир Дмитриев

(протоиерей, настоятель прихода храма в честь Мученика Меркурия Смоленского

(г. Смоленск, Россия) e-mail: Dmitriev250259@mail.ru

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация. Статья посвящена критическому анализу норм, принципов и ценностей, составляющих содержание так называемого «либерального стандарта» и основанного на нём соответствующего подхода к организации общества и государства. По мнению автора, образ жизни, сформировавшийся под влиянием постиндустриальной реальности и либеральных идей, насаждаемых в качестве единого для всех образца развития, экспансия чуждых и разрушительных социокультурных факторов несут в себе серьёзные угрозы безопасности духовного здоровья народов, их религиозно-исторической и культурной самобытности.

Ключевые слова: либеральный стандарт, права человека, секулярный гуманизм, языческий антропоцентризм, религиозные ценности, традиционная культура, Традиция, нормы веры.

В начале третьего тысячелетия перед человечеством встает угроза новых конфликтов, основанием которых являются вопросы о власти в мире и о ценностях. В этом конфликте сталкиваются две системы: секулярно-гуманистическая и религиозно-традиционалистская; либеральные взгляды на личность и общество - со взглядами, укорененными в традиционных культурах и религиях. Что касается либерального, светского гуманистического подхода к организации общества и государства, то он, как известно, являясь результатом западноевропейского развития, был воспринят, усвоен и развит в Западной Европе и Северной Америке и в XX веке лег в основу деятельности международных организаций.

Сегодня не существует преград, которые смогли бы обезопасить духовное здоровье народов, их религиозно-историческую самобытность от экспансии чуждых и разрушительных социокультурных факторов, от нового образа жизни, возникшего вне всякого Предания и формирующегося под влиянием постиндустриальной реальности. В основе этого образа жизни находятся либеральные идеи, соединившие в себе языческий антропоцентризм, пришедший в европейскую культуру в эпоху Возрождения, протестантское богословие и иудейскую философскую мысль. Эти идеи окончательно оформились на излете эпохи Просвещения в некий комплекс либеральных принципов. Французская революция явилась завершающим актом этой духовно-мировоззренческой революции, в основе которой лежит отказ от нормативного значения Традиции (Предания). Не случайно, что эта революция началась с Реформации, именно Реформация отказалась от нормативного значения Предания в сфере христианского вероучения. Предание в протестантизме переста-

ло быть критерием истины - таковым стали личное понимание изучающего Священное Писание и личный религиозный опыт. Протестантизм по своей сути является либеральным прочтением христианства. Значительная часть протестантских богословов не признает самого понятия нормы веры. Всякое соглашение в связи с этим может быть отменено или пересмотрено при появлении новых идей и новых аргументов. История с женским священством и признание гомосексуализма нормой является подтверждением тезиса о либеральной природе протестантизма. Внедрение женского священства и признание гомосексуализма произошло под влиянием либеральной идеи прав человека. В данном случае эти права радикально разошлись со Священным Преданием, и часть протестантов решила проблему в пользу прав человека, проигнорировав ясную норму Предания.

Новый постиндустриальный образ жизни основывается на личной свободе человека от каких-либо условностей и ограничений, кроме ограничений законодательства. Концепция либерализма основывается на идее освобождения человеческой личности от всего, что понимается ею как ограничение ее воли и ее прав. Либеральный стандарт исходит из презумпции свободы индивидуума как цели и средства человеческого существования, а также из утверждения абсолютной ценности личности. Этот тезис не оспаривается богословами, в том числе и православными. Так как Бог, сотворивший человека по образу и по подобию Своему, вложил в него Божественный дар свободы воли. Таким образом, свобода человека предопределена Божиим замыслом и нарушение ее есть грех.

Однако, идея свободы воли, развиваясь далее, вступает в область неправды диавольской. Ведь апостол Павел призывает нас к свободе во Христе, то есть к освобождению от греха. А либеральная идея не призывает к освобождению от греха, так как само понятие греха отсутствует в либерализме. Греховные проявления человека допускаются, если они не входят в противоречие с законом и не нарушают свободы другого человека. Либеральная доктрина заключает в себе идею раскрепощения греховного индивидуума, а значит, высвобождения потенциала греха в человеческой личности. Свободный человек вправе отбросить все, что сковывает его, препятствует ему в утверждении его греховного «я». Все это - внутреннее дело суверенной, автономной, ни от кого, кроме себя, не зависящей личности. В этой своей части либеральная идея диаметрально противоположна христианству.

Современная концепция либерализма давно вышла из младенческих одежд философской идеи, трактующей об эмансипации человеческой личности, получив развитие применительно ко всем сферам человеческой жизни, будь то экономика, политика, право, религия, общественные отношения, социальное устройство. Так, из либеральной идеи проистекает общепринятое понимание гражданских свобод, демократических институтов, рыночной экономики, свободной конкуренции, свободы слова. Всего того, что входит в понятие «современная цивилизация».

В настоящее время «либеральный стандарт» позиционирует себя в качестве универсального и претендует на то, чтобы определять образец социального и государственного устройства в масштабах планеты. Правовые и политические схемы, сформированные этим стандартом, объявляются нормой, отход от которой либо порицается, либо карается силой.

И то и другое весьма болезненно воспринимается народами, живущими вне Западной Европы и Северной Америки и продолжающими в своей повседневной жизни руководствоваться иными ценностями, проистекающими из их религиозной и культурной традиции. На интеллектуальном уровне столкновение этих взглядов

также вызывает большое напряжение. С одной стороны, представители либеральных идей чаще всего не допускают самой возможности переоценки их ценностей. Фундаментальный принцип либерализма - законность и допустимость разномыслия - игнорируется ими, как только речь заходит о вызове универсальному пониманию современного либерализма.

С другой стороны, представители традиционных ценностей нередко исключают саму возможность какого-либо соглашения с оппонентами, взгляды которых априори отрицаются как греховные и чуждые религиозному пониманию мира и человека. Последнее положение подкрепляется историей генезиса либеральных идей, которые возникли на Западе вне какого-либо реального влияния ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и Православия. Роль католического богословия в этом процессе под большим вопросом. Гораздо более определенным было участие протестантской мысли, ибо сам протестантизм возник как попытка либерального прочтения христианского послания.

С точки зрения большинства религиозных традиций очень трудно, а чаще невозможно согласиться с теми ценностями, которые провозглашает современный либеральный «стандарт»: приоритет земной жизни над вечной, личной свободы и прав над нравственными требованиями веры и ценностями религиозного образа жизни. Очень многих разочаровывает и практическое применение либеральных норм в экономике и политике: богатые становятся все богаче, а бедные - все беднее. Политика «управляемой глобализации» в экономике порождает и закрепляет бедность и безвластие народов «второго» и «третьего» мира. Однако сторонники неолиберализма продолжают утверждать, что их политика не имеет альтернативы. Так ли это?

Никакую экономическую модель развития нельзя считать успешной, если она не решает социальных проблем, не дает людям возможности распоряжаться своей судьбой. Экономические диспропорции в мире не только сохраняют, но и постоянно усиливают потенциал ненависти, порождая нестабильность и питая терроризм. Представители либеральной политической элиты обещали и обещают свободу всему миру, а на практике не останавливаются пред использованием весьма жестких мер, когда речь идет о «воспитании» и «вразумлении» тех сообществ, которые настаивают на ином общественном порядке.

Например: в государственных школах многих стран, включая Россию, материалистическая идеология и секулярный гуманизм входят в обязательную часть учебных программ, а религиозные ценности либо постепенно вытесняются, либо допускаются, но с большими ограничениями, что нередко лишает детей права на реальный выбор. При этом религиозное мировоззрение искусственно противопоставляется так называемому научному мировоззрению, которое якобы только и ведет к пользе общества. Проект конституции Европейского союза вообще замалчивает христианские ценности.

Однако христиане заявляют: без нравственных ценностей свобода, демократия, права человека, достоинство личности теряют смысл и способны превратиться в нечто противоположное. Европа сохраняет себя как некая духовная и культурная сила в современном мире не столько потому, что за последние два столетия она усвоила секулярный гуманизм, но во многом потому, что она сохранила многовековую христианскую традицию. Западное христианство существует не потому, что оно приспособилось к внешним для себя идеологиям, но потому, что оно сильно своим историческим наследием и живой верой миллионов простых людей. Распад

Советского Союза не превратился в кровавое месиво отнюдь не потому, что «просвещенные» люди в Москве или Вашингтоне смоделировали мирный процесс. Просто наш народ, даже после десятилетий государственного атеизма, сохранил в себе совесть и нравственность, ибо нравственные ценности, фундаментальные для христианства, являются во многом таковыми и для других традиционных религий. В пределах десяти заповедей основные религии мира согласны между собой. Мораль одна. С этими заповедями, как правило, согласуется и светская этика. И единство морали основано на таком свойстве человека, как совесть.

В эпоху Просвещения центром мироздания был объявлен человек, который мыслился безгрешным от рождения. Руссо, например, выдвинул теорию воспитания, подразумевавшую естественное, без влияния общественных институтов, развитие природных задатков человека, по определению лишенных какого-либо греховного начала. Ведь если человек рождается непорочным, нужно предоставить ему полную свободу для раскрытия его потенциала. Отсюда и произрастает доминирующая сейчас в либеральном западном обществе идея абсолютной ценности человеческих прав и свобод. Французская революция эту парадигму ввела в контекст политической логики, позже она стала определять политическое мышление европейских народов и в XX веке была положена в основу работы международных организаций. «Спросите у современных европейских бюрократов, - пишет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, - в чем они видят свою задачу. Они скажут: в первую очередь в защите человеческих прав и свобод. Так как все существующие беды, по их мнению, имеют причиной несоблюдение этих прав в тех или иных государствах» [1, с. 74].

«Я убежден, - пишет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, -что права и свободы человека нуждаются в защите. Но я убежден также и в том, что человек не рождается безгрешным. Даже если исключить богословский аспект, христианскую антропологию с ее учением о поврежденности человеческой природы как следствия первородного греха, мы можем, к сожалению, констатировать: каждый ребенок наследует не только физические, но и нравственные пороки своих родителей. Последние достижения генетики только подтверждают эту неутешительную истину. Вследствие этого, «раскрепощение» человеческой личности, ее свободное развитие без всякой коррекции со стороны общества приведет и к раскрепощению темного «дионисийского», как говорили греки, начала, которое есть в каждом человеке. И это тупиковый гибельный путь для нашей цивилизации» [2, с. 81]. В основе идеи прав и свобод человека лежит христианское понимание человека как образа Божия, чем и определяется высокое достоинство личности.

И если отделять задачу соблюдения и защиты человеческих прав от нравственной ответственности человека перед Богом и людьми, то мы обрекаем человечество на раскрепощение страстей, на такой взрыв инстинктов, который с легкостью превратит общество в волчью стаю.

Необходимо сочетание прав и свобод с традиционными нравственными ценностями, как они представлены в религии и национальном самосознании народа. Что происходит сейчас на Западе, где в настоящее время не учитываются нравственные ценности и где не присутствует понятие греха? В частности, для гомосексуальных пар требуют тех же прав, которые имеют нормальные семьи. Что можно противопоставить этой тенденции? Только абсолютную нравственную норму, закрепленную в этическом учении Церкви.

Но религию на Западе оттесняют в сферу частной жизни едва ли не более успешно, чем это было в нашей стране при советской власти. Вы можете быть верующим в храме или у себя дома. Ваши христианские убеждения не могут мотивировать ваши поступки в общественной жизни. Например - отказ европарламента-риев утвердить в должности комиссара Еврокомиссии итальянца Рокко Буттильоне лишь за то, что он, в соответствии со своими убеждениями доброго католика, назвал гомосексуализм грехом. Судебному преследованию подвергся мэр Иерусалима Ури Лупнянски за попытку запретить в Святом городе гей-парад, то есть, откровенную пропаганду греха. Одновременно с этим секулярный мир считает себя вправе вмешиваться во внутренние дела Церквей. В некоторых европейский странах поднимается вопрос о том, чтобы законодательно обязать Церкви рукополагать в священный сан открытых гомосексуалистов и венчать их. И все это ради соблюдения «права человека» на грех, разрушающий человеческую природу.

В Калифорнии было запрещено устанавливать в общественных местах рождественские ели. Этот запрет выглядит особенно удивительно в свете того, что в Израиле, государственной религией которого является иудаизм, в рамках специальной правительственной программы христианам бесплатно раздаются ели - эти символы Рождественского праздника. Даже любимый христианский праздник -Рождество - во многих западных странах потерял свое название: теперь представители власти поздравляют людей с сезонными праздниками.

В 2005 году Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Женщина и религия в Европе», в которой говорится: «Свобода вероисповедания ограничена правами человека». Это утверждение ставит религиозную жизнь в подчиненное положение по отношению к правам человека. Для верующего человека это звучит как призыв к нарушению воли Божией ради человеческих представлений. В данном случае правами человека прикрывается определенная философия, которую разделяет небольшой круг людей. Согласно этой философии, если женщин не рукополагают в священники и епископы в той или иной общине, то эта община должна подвергнуться государственному наказанию и общественному порицанию. Однако нормы религиозной традиции являются для верующего сознания более авторитетными, чем земные законы.

Наблюдается сильное влияние крайних феминистских взглядов и гомосексуальных воззрений на формулировки норм, рекомендаций, программ в сфере правозащитной деятельности, которые являются разрушительными для института семьи и воспроизводства населения. Не нам судить, какой образ жизни выбирают те или иные люди, но почему их взгляды должны через юридическую систему принудительно навязываться другим людям, их не разделяющим? Например, в Великобритании была запрещена деятельность католических агентств по усыновлению, которые отказывались рассматривать гомосексуальные пары в качестве возможных кандидатов в приемные родители.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе 2006 Европейский парламент принял резолюцию о гомофобии в Европе. В частности, в статье пятой страны ЕС призываются к борьбе с гомофобией в школах, университетах, СМИ, в том числе - административными, юридическими и законодательными средствами. На деле это привело к тому, что в публичной сфере некоторых стран люди не могут высказать отрицательного отношения к гомосексуализму. Из-за этого их могут лишить должности, как было в случае с Буттильоне, посадить в тюрьму, как это было в случае с пастором Грином в Швеции. Есть и другие случаи, когда люди подвергались давлению из-за своих взглядов на гомо-

сексуализм как на греховное явление. В этих случаях ценностные взгляды меньшинства навязываются большинству именно через публичное пространство и через международное право путем навязывания взглядов сексуальных и религиозных меньшинств большинству жителей планеты. Было бы правильно оставить свободу выбора своей половой жизни в частной сфере. Но нельзя норму таких половых отношений пропагандировать в публичном пространстве как естественную, так как большинство людей с этим не согласны.

В последнее время ассоциации, защищающие права сексуальных меньшинств, становятся все более агрессивными в своих лозунгах. Навязываются жителям большинства европейских городов гей-парады, которые вступают в противоречие с нравственностью большинства людей. Что дальше? На очереди уже стоит требование разрешить педофилию. Мы столкнемся с этим в ближайшем будущем, и нам скажут, что это - права человека. В Голландии уже существует политическая партия, которая выступает за такую свободу.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что, исключая понятие греха и личной ответственности, либеральные ценности и свободы не способны остановить нравственную деградацию общества, ибо объективно содействуют свободе падшего человека, свободе вне нравственной системы. Такая свобода оборачивается произволом, буйством раскрепощенных страстей, разрушением нравственности в личной, семейной и общественной жизни.

Права человека - это не единственная ценность в обществе. Если права человека оказываются единственной ценностью в обществе, то они оборачиваются диктатом, например требование сексуальных меньшинств. Механизм прав человека может быть эффективным только тогда, когда в обществе поддерживаются и другие ценности; да, он необходим, ибо он помогает выстраивать правильные отношения между государством и обществом, между человеком и человеком, внушает каждому уважать другую личность.

Ещё в 2006 году Всемирным русским народным собором была принята Декларация достоинства и прав человека. В ней говорится о необходимости развивать правозащитную деятельность, обращая внимание на проблемы и потребности простых людей. «Мы готовы к сотрудничеству с государствами, со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущения контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию». Права человека могут быть эффективны только тогда, когда в обществе поддерживаются и другие ценности, которые имеют не меньшее значение для большинства общества. В той же Декларации Всемирного русского народного собора говорится: «Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравст-

венную традицию, провоцировало бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества».

Права человека не должны противоречить нравственным нормам, которые признает большинство людей в качестве желательной нормы поведения. Если права человека будут поддерживать нравственный релятивизм в обществе, то они станут чуждыми для верующих людей. Права человека, как их понимают на Западе, в своем корпусе закрепляют определенные возможности, которыми человек может пользоваться по своему усмотрению. Другими словами, они защищают только свободу выбора, но ничего не говорят об ответственности человека. В результате без защиты остается свобода человека от зла. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, когда человек избирает добро. Если же человек выбирает зло, этот выбор ведет к саморазрушению, наносит урон достоинству человека и лишает его свободы. Вот почему потакание злу бесчеловечно по своей сути. Что такое свобода от зла? Она описана на языке нравственных норм. В своем выступлении в Парламентской ассамблее Совета Европы Патриарх Алексий предложил понимание нравственности как положительной свободы: «Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности и всего общества» [3, с. 195].

Мы знаем, что без нравственного воспитания невозможно становление человеческой личности. Нравственность есть способность человека определять, что есть добро и что есть зло? «Уклонись от зла и сотвори благо», - призывает Священное Писание. И для этого необходимо молодым людям духовное просвещение, которое и дает человеку необходимые знание в этой области с точки зрения нравственной традиции и веры.

«Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний, - говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, -Однако в наше время мы наблюдаем, что образование склонны трактовать неоправданно узко, исключая из него воспитательный момент. Попытка оторвать процесс получения знаний молодым человеком от формирования его этических ориентиров препятствует формированию духовно зрелой, гармонически развитой личности. Не по этой ли причине многие родители испытывают тревогу, отправляя в школы своих детей? С другой стороны, ухудшение психологической атмосферы в учебных заведениях, где дети зачастую приобщаются к сквернословию и курению, а подростки знакомятся с алкоголем и наркотиками, в конечном счете, влияет и на само качество образовательного процесса. В идеале вся система образования и воспитания молодежи должна исходить из традиционных духовно-нравственных координат. Соотнося этот идеал со сложившимся к настоящему моменту положением дел, можно сказать, что во многих курсах общественных и гуманитарных наук роль духовных ценностей в формировании общенациональной культуры народа России явно недооценивается» [4, с. 184].

Сотрудничество молодежных объединений, традиционных религиозных организаций, органов государственной власти призвано противодействовать проникновению в учебные заведения оккультных и экстремистских влияний, а также проводить работу по воспитанию молодежи через системный диалог Церкви, государства и общества. Сегодня в России введено в школах преподавание основ религиозной культуры. Эта практика основывается на принципе добровольности изучения любой из религиозных культур. Образование - высшее, среднее и начальное - ста-

новится полноценным и качественным тогда, когда базируется на фундаменте традиционных, вечных духовно-нравственных ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Митрополит Кирилл. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М., Отдел вешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. - 74 с.

2. Митрополит Кирилл. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. М., Отдел вешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. - 81 с.

3. Митрополит Кирилл. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. - М., Отдел вешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. Приложение. - 195 с. Декларация о правах и достоинстве человека.

4. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник. - Москва. 2009. - 184 с.

Vladimir Dmitriev

(archpriest, senior priest of church of martyr Mercury of Smolensk

(Smolensk, Russia) e-mail: Dmitriev250259@mail.ru

LIBERAL STANDARD, HUMAN RIGHTS AND MORAL RESPONSIBILITY

Annotation. The given article is devoted to analysis of norms, principles and values which form the content of the so called 'liberal standard' and the appropriate approach to organizitation of society and state based on it. According to the author's opinion the way of life which has been formed under impact of postindustrial reality and liberal ideas, which are ingrafted as the only way of development for all, expansion of alien and destroying social and cultural factors bring serious danger to safety of spiritual health of nations, their religious, historical and cultural originality.

Key words: liberal standard, human rights, secular humanism, pagan anthropological centrism, religious values, traditional culture, Tradition, norms of faith.

Поступила в редакцию 15.07.2015