Научная статья на тему 'Либеральная идеология в швейцарской прессе (на примере газеты «Тан»)'

Либеральная идеология в швейцарской прессе (на примере газеты «Тан») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
371
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / LIBERAL IDEOLOGY / ШВЕЙЦАРСКАЯ ПРЕССА / SWISS PRESS / ПОЛЕМИКА / POLEMIC / "ТАН" / "LE TEMPS"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тимошенко Е. Д.

Автор исследует постулирование либеральных тезисов в полемике на страницах швейцарской газеты «Тан». В статье рассматривается обусловленность позиций полемистов либеральной идеологией, а также форма, в которой эти идеи высказываются. Рассматривается влияние либерального мировоззрения на ценностный инструментарий полемистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberal Ideology in Swiss Press (Le Temps as the Case)

The author studies the postulation process of the liberal statements used in the polemic on the web-site of the Swiss newspaper Le Temps. The article handles the qualified positions of the polemists who support the liberal ideology and the form in which these ideas are posed. The influence of the liberal ideology on the evaluative tools of the polemists is studied as well.

Текст научной работы на тему «Либеральная идеология в швейцарской прессе (на примере газеты «Тан»)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2011. № 3

ВЕДЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ

Е.Д. Тимошенко, аспирантка кафедры зарубежной журналистики

и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: [email protected]

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ШВЕЙЦАРСКОЙ ПРЕССЕ

(на примере газеты «Тан»)

Автор исследует постулирование либеральных тезисов в полемике на страницах швейцарской газеты «Тан». В статье рассматривается обусловленность позиций полемистов либеральной идеологией, а также форма, в которой эти идеи высказываются. Рассматривается влияние либерального мировоззрения на ценностный инструментарий полемистов.

Ключевые слова: либеральная идеология, швейцарская пресса, полемика, «Тан».

The author studies the postulation process of the liberal statements used in the polemic on the web-site of the Swiss newspaper "Le Temps". The article handles the qualified positions of the polemists who support the liberal ideology and the form in which these ideas are posed. The influence of the liberal ideology on the evaluative tools of the polemists is studied as well.

Key words: liberal ideology, Swiss press, polemic, "Le Temps".

Качественная газета «Тан» — одно из самых влиятельных политических изданий франкоязычной Швейцарии Газета начала выходить в 1998 г. в результате слияния ежедневных изданий «Журналь де Женев» и «Нуво Котидьен». «Тан» издается в Женеве медиакон-цернами «Ринье» и «Эдипресс» («Тамедиа»), тираж 44 500 экз1.

В сфере печатной прессы страны выделяют три наиболее развитых рынка. Первый из них — Швейцария немецкоязычная с центрами распространения прессы в Цюрихе, Базеле, Берне и Люцерне. Именно в этих городах тиражи ежедневной прессы особенно высоки. Наиболее высокий рейтинг у газет «Блик» (215 тыс. экз.) и «Нойе Цюрхер Цайтунг» (140 тыс. экз.).

Самый маленький из трех рынков — Швейцария италоязычная. Здесь издаются лишь три ежедневные газеты («Коррьере дель Ти-чино», «Жиорнале дель пополо», «Режионе Тичино»).

Во франкоязычной Швейцарии выходит порядка двух десятков ежедневных изданий («Трибюн де Женев», «Тан» и др.), несколько специализированных журналов («Иллюстре», «Танданс Деко», «Телетоп» и др.) и один политический еженедельник («Эбдо»).

1 Сайт швейцарской Ассоциации «Исследование и изучение рекламных СМИ» 2010 // http://www.wemf.ch/

Аудитория франкоязычной прессы страны — около миллиона читателей. Здесь доминируют 2 центра распространения печатных изданий — Женева и Лозанна.

Газета «Тан» сразу стала одним из лидирующих ежедневных изданий на рынке франкоязычной прессы страны. На 80% издание распространяется по подписке.

Выбор самого издания как показательного в аспекте выражения либеральной идеологии обусловлен тем, что редакционная политика газеты выделяет «Тан» среди других швейцарских СМИ. Именно «Тан» последовательно отстаивает либеральную позицию на протяжении долгих лет: она остается неизменной со дня основания газеты. Считается, что издание симпатизирует Женевской либеральной партии, которая является очень влиятельной в кантоне Женева, где находится редакция «Тан».

Прежде чем приступить к анализу полемических материалов данного издания, мы изучили более 300 публикаций «Тан». Охват тем, которым уделяется внимание в газете, весьма широк — это, в частности, международные отношения, экология, социальные проблемы и многое другое. Одной из особенностей издания является то, что значительная часть материалов каждого номера являются полемическими. Именно в них привлекается внимание к той или иной проблеме, высказываются различные позиции, призывы.

Авторы полемических материалов газеты — это не только журналисты «Тан», но и приглашенные социологи, политологи, политики, ученые и др. Присутствие известных имен в газете вызывает больше откликов со стороны читателей. Среди авторов, популярных у постоянной аудитории издания: колумнистка Сильвен Рош, специалист в вопросах этикета; колумнистка Жоэль Кунтц, историк, автор книги «Швейцарская история за одно мгновение»; публицист Бэат Каппелер, специалист по финансам; Мари-Элен Мьятон, директор института изучения общественного мнения "М.1.8"; социолог Кристин фон Гарнье; адвокат Жан Рюссотто и многие другие.

«Тан» считают «газетой мнения» (в противовес «газетам информации»). Это находит отражение в тоне статей, который подчас далек от нейтральности и политкорректности большинства качественных изданий страны. В газете много авторских колонок, журналисты избегают совершенно отстраненной подачи информации. Это также выделяет издание и помогает ему завоевать аудиторию, уставшую от однообразия.

В настоящее время газета считается весьма авторитетной, на нее часто ссылаются как на бренд. Издание завоевало аудиторию как во «французской», так и в «немецкой» Швейцарии, где его часто читают, чтобы понять происходящее в Романдии (так называют франкоязычную часть страны). Минусом газеты является то, что

у нее мало шансов выйти на международный рынок, отмечают исследователи.

Научная новизна поставленной проблемы заключается в том, что впервые в научный оборот отечественных медиаисследований вводится анализ полемических материалов данного издания. Анализ идеологически окрашенных тезисов с целью показать механизм аргументации в полемике, ценностные ориентиры авторов также относится к малоисследованным проблемам. Наша цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать, в каком виде либеральное мировоззрение отражается в актуальных политических материалах и каким образом эти идеи преподносятся в полемике, цель которой — убеждение оппонента и аудитории [Windsich, 2010, p. 25].

Как утверждает А.А. Ивин, интерес к полемике «возникает в обществе, в котором существует потребность в убеждении посредством речи, а не путем принуждения, насилия, угроз и т.п.» [Ивин, 2002, с. 9]. В демократическом обществе без обсуждения невозможно сформировать общественное мнение, отсюда очевидна роль полемики как одного из наиболее эффективных средств массовой коммуникации. В среде исследователей существует убеждение, что действие публицистического текста более эффективно, если этот текст — полемический. Основные правила ведения публицистического диалога сформировались еще в античности. С позиций риторики теория полемики рассматривается в работах ряда отечественных исследователей (Л.А. Введенская, С.Ф. Иванова, Н.В. Ко-шанский, Л.Г. Павлова и др.). Психологические особенности полемического текста отражены в книге «Психология журналистики» [Пронина, 2002].

В современном полемическом тексте проблема рассматривается через личностное ее видение, через утверждение собственного мнения по конкретному вопросу. Цель такого текста — привлечение внимания к проблеме, но также и к персоналии автора, провокация эмоций, призыв к тем или иным действиям. Как указывает А.А. Тертычный, цель полемической статьи двояка. Во-первых, автор старается обосновать свое мнение, свой взгляд на проблему и сделать это достаточно убедительно. Во-вторых, автору необходимо опровергнуть доводы своего оппонента. «Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора» [Тертычный, 2000, с. 163]. Это необходимо, чтобы избежать обвинений в противоречивости собственных тезисов, выносящихся на обсуждение. То есть факты преподносятся во многом тенденциозно: выгодные гиперболизируются, становятся отправными для умозаключений, а значение неугодных фактов, напротив, умаляется.

Анализируя публикации в «Тан» с точки зрения постулирования тех или иных либеральных идей, мы руководствовались такими исследованиями по либеральной идеологии, как основополагающие в данной области работы Гарольда Ласки [Laski, 1936], Гюнтера Рормозера [Рормозер, 1996], исследованием по современной европейской политической мысли Фредерика Лордона [Lordon, 2010], научной работой отечественного автора Павла Ушанова [Ушанов, 2004] и другими научными трудами. Как справедливо указывает отечественный исследователь П. Ушанов, «либерализм в указанных исследованиях понимается как продукт европейской цивилизации. Его философская основа — философия свободы воли <...> Объединяющими являются вопросы о природе человека, о природе общества и отношения к нему человека, о природе знания и истины. Либералы считают человека разумным существом. Счастье и благосостояние личности является целью общества. Человек способен к самоорганизации. Человек способен думать, пользоваться опытом и приходить к самостоятельным умозаключениям, направленным на практическое преобразование жизни. Таким образом, самореализация, самоосуществление индивида становится целью человека, общества и государства» [там же, 2004].

Вышеописанные методы анализа приводят к логическому выводу о наличии в нашей работе междисциплинарного подхода, так как данное исследование осуществлялось на стыке социологического, лингвистического и политологического анализа.

Далее мы переходим к анализу полемических материалов в «Тан» с точки зрения присутствия в тексте публикаций тезисов, транслирующих либеральные идеи. Всего для анализа было выбрано 183 полемических материала «Тан», появившихся в печати с 2007 по 2010 г. В данной таблице приведены не все примеры, а основные, самые показательные и интересные для раскрытия темы.

В левой колонке представлены кратко сформулированные тезисы, в правой объясняется, как они связаны с либеральным мировоззрением. К тексту левой колонки даются сноски на одну из статей, где встречается данный тезис, при этом в большинстве случаев та же идея в той или иной форме повторяется в других публикациях на схожую тематику.

Полемические материалы, транслирующие либеральные идеи (по материалам газеты «Тан»)

Тезис Комментарий

Необходимо снять запрет на распространение легких наркотиков (марихуаны)2 За легализацию наркотиков выступают многие либеральные партии во всем мире, в частности, известным пропагандистом легализации является основатель фонда Сороса Джордж Сорос, вложивший не менее 15 млн долл. в Фонд политики в области сильнодействующих лекарственных средств (DPF), деятельность которого заключается в борьбе за разрешение наркотиков. Другие примеры либеральных движений, выступающих за легализацию: Партия либеральных демократов Великобритании, Христианско-демократический призыв Голландии, Либеральная партия Дании. Кроме того, значительная часть демократического электората в США поддерживает идею легализации легких наркотиков для индивидуального потребления3

Инициатива по запрещению минаретов нетолерантна, так как ущемляет права религиозного меньшинства4 «Многие либеральные идеи отталкиваются именно от защиты прав меньшинств»5, — считает польский и британский историк и политолог, профессор европейской истории Оксфордского университета Ян Зелонка, специалист по истории идеологий. Как известно, государственный строй, к которому стремятся либералы, — либеральная демократия, при которой воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан6. Критики либерализма, однако, считают, что защита прав меньшинств осуществляется в интересах правящих элит и людей, контролирующих финансовые потоки, с целью обеспечить себе лояльный электорат за счет маргинальных слоев общества

2 Müller D. Loi sur les stupéfiants: les quatre piliers de la sagesse. 2008. 19 nov. http:// www.letemps.ch

3 Молчанов С.М. Политические партии США на современном этапе. 2009. http://zhurnal.lib.rU/m/molchanov_s_m/uspoliticalpartiesatpresent.shtml

4 Grisel E. Les minarets et le droit international. 2009. 26 juin. http://www.letemps.ch

5 Зелонка Я. Во всем мира либералы не во власти // Русский журнал. 2009. 25 июня. http://www.russ.ru

6 Przeworski A., Limongi F. Modernization: Theories and Facts // World Politics 1997. Vol. 49. N 2. P. 155.

Тезис Комментарий

Швейцарцы проголосовали за запрещение минаретов, так как возобладала не рациональная логика, а эмоции, что неправильно7 Философским основанием доктрины либерализма является позитивизм, продолжающий традицию рационализма эпохи Просвещения и близкий прагматизму. В этой философской парадигме утверждается примат разума (рацио) над нематериальной сферой или субстанцией. Так, у Декарта разум — это способность правильно судить и отличать истинное от ложного. Европейская цивилизация построена на римском праве и рассудочном подходе, где интеллектуальная деятельность является ведущим двигателем общества, а экономический прогресс — задачей его развития. Наука превозносится в ущерб философии и другим формам духовной деятельно-сти8. Расхождение в ценностях является краеугольным камнем для либералов и представителей левых и правых партий и движений

Неполиткорректные темы должны стать табу в приличном обществе, считает колумнист «Тан» Сильвэн Рош9 Политическая корректность является практикой прямого или опосредованного запрета на употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для определенных, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации и т.п. [Ellis, 2004]. Идея политкорректности находит поддержку у левых и либеральных политиков и вызывает возражение в консервативных и религиозных кругах, а также в националистических, шовинистических ультраправых организациях

Государственный советник от Либерал-радикальной партии Дидье Буркхальтер считает, что государство должно адаптировать свои решения к экономической реальности (когда речь идет о мерах по преодолению кризиса)10 В Европе понятие либерализма связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику. Классический либерализм выступает за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке

7 Lathion S. Les minarets de la discorde: un résultat salutaire? 2009. 1 décembre. http://www.letemps.ch

8 «Модель религиозного либерализма, в котором роль общественного или морального регулятора играют Божественные установки, невозможна, это несовместимые вещи. Либералы никогда не согласятся на то, чтобы религиозный орган определял правила, по которым будет жить общество» (Зелонка Я. Указ. соч.).

9 Roche S. La politesse ne justifie pas la lâcheté. 2009. 26 février. http://www.letemps.ch

10 Burkhalter D. Une vision d'ensemble de la crise. 2009. 25 mars. http://www.letemps.ch

Тезис Комментарий

Новые технологии должны создаваться с учетом потребности в экономии электро-энергии11 Одна из задач либеральной экономики — организовать эффективное использование природных богатств. Формально нефть, газ, земля не принадлежат частным предприятиям, но являются собственностью народа, которую бизнес берет в аренду. Поэтому общественность выражает озабоченность последствиями функционирования глобальной экономики, в частности, экологический баланс уже несколько десятилетий является проблемной точкой дискуссий о потреблении энергии. Изначально снизить потребление энергии в мировом масштабе призывали левые и экологические движения, но сегодня популярность данной темы привела к тому, что практически все партии признают важность защиты окружающей среды. В частности, «надежда неолиберализма» Барак Обама на протяжении своей избирательной кампании также призывал предприятия к снижению потребления электроэнергии

Возвращение этатизма как мера борьбы с кризисом опасно для экономики12 Этатизм — политика активного вмешательства государства во все сферы государственной и частной жизни [Коновалов, 2001, с. 263]. Концепция этатизма прямо противоположна тезисам либерализма как идеологии (минимальное вмешательство государства в экономику, функционирующую по принципам свободного рынка и конкуренции)

Представители правых движений называются «ксенофобами» и «популистами»13 — в том числе в заголовках14 («Ислам- Авторы «Тан», выступая против инициативы по запрещению строительства минаретов, выдвинутой правыми партиями, используют в качестве характеристики этого предложения

11 Piguet C. Les technologies de l'information devraient réduire leur besoin d'énergie. 2009. 16 avril. http://www.letemps.ch

12 Garçon F. Au secours, l'Etat revient! 2009. 19 janvier. http://www.letemps.ch

13 Modoux F. Aux racines du populisme européen. 2010. 16 octobre. http://www.letemps.ch

14 То, что авторы убеждающих материалов предпочитают прямые, бесхитростные заголовки, говорит, на наш взгляд, о том, что они избегают форм изложения, которые можно счесть манипулятивными. Это не значит, что авторы не склонны к приемам субъективно-эмоционального убеждения, но они предпочитают действовать открыто и заявлять свою позицию, которая зачастую подается как «беспристрастная». Это подтверждает наш тезис, что приемы манипулирования себя дискредитировали, и автор не достигнет своей цели, если у читателя создастся впечатление, что им пытаются манипулировать. Открытое заявление позиции (prise de position) снимает ответственность с редакции за содержание материала, так как полную ответственность за высказанные идеи несет автор и никто иной.

Тезис Комментарий

ские стереотипы стойки»; «Минареты: за инициативой UDC скрывается болезнь»; «Холодный разум популистов»). Применительно к «Движению Граждан Женевы» (правая организация) употребляются, в основном, характеристики, выраженные прилагательными с негативной смысловой коннотацией, такие как «агрессивный», «бушующий», «грубый» (о тоне деклараций), «скользкий» (дорога, выбранная «ДГЖ»), «упрощенный» как прилагательное «популистский», так и «народный» (во французском языке слова "populiste" и "populaire" имеют один корень). Очевидно, что мы имеем дело с эвфемизмом, который, однако, никого не может ввести в заблуждение, так как смысл этой замены весьма прозрачен и очевиден любому читателю. В целом, издание-рупор либеральной идеологии формирует крайне негативный образ политических оппонентов, что влияет на выбор манеры освещения газетой политически значимых событий (как, например, выборы в Федеральный Совет 11 октября 2009 г., на которых неожиданно хороший результат получило «ГДЖ» с 15% голосов)

Согласно концепциям А.Г. Бочарова, В.И. Здоровеги, Д.М. При-люка, а также Л.А. Кропотова и Г.В. Лазутиной [Лазутина, 2001], публицистика (а каждая из статей, выбранных для анализа, является публицистической) — особый вид деятельности, предназначенный для выражения собственного мнения по актуальным и общественно значимым вопросам и служащий, помимо прочего, средством привлечения сторонников. Анализ данных полемических материалов показал, что автор при помощи аргументов доказывает правильность своей точки зрения, а также — в ряде случаев — побуждает аудиторию к определенному действию («За голосование по Интернету» (29.05.2007)15, «Да свободному перемещению» (13.01.2009), «Минареты — нет непоправимому оскорблению!» (21.11.2009), чаще всего — в период развертывания информационной кампании по голосованию на очередном референдуме (Швейцария является страной так называемой «прямой демократии», где важнейшие вопросы, такие, как внесения изменений в Конституцию, голосуются по инициативе партий и общественных движений на референдумах). В некоторых случаях партийная принадлежность автора явствует из его подписи (например, Люк Бартасса, национальный советник от Демократической христианской партии Швейцарии в кантоне Женева; Эмили Фляман, депутат от Партии зеленых в Большом совете кантона Женева; Ги Меттан, депутат от Демократической христианской партии в Большом совете кантона Женева), но в подавляющем большинстве материалов автор является либо журналистом «Тан», либо приглашенным экспертом (Оливье

15 Все материалы взяты с официального сайта газеты «Тан». 2007—2010. http:// www.letemps.ch/

Мевли, политолог; Франсуа Гарсон, доцент университета Париж-1 — Сорбонна; Ян Крепелка, научный сотрудник института Константен де Ребек), иногда — представителем фирмы или предприятия (Эрве Претр, «Кредит Суисс»).

Анализ материалов «Тан» наглядно демонстрирует примеры популяризации либерального мировоззрения на страницах издания. Мы считаем, что в строго научном смысле этот процесс не является пропагандой, так как выражение мнения, расходящегося с либеральным, возможно на страницах газеты. Однако носители либерального мировоззрения наиболее активно представляют свою позицию в издании. Кроме того, авторы «Тан» создают негативный образ оппонентов либеральных идей в информационных материалах, выстраивая дискурс при помощи мнений экспертов, что призвано создать видимость «неангажированности» материала («Женева, география популистской фронды», 14.10.2009). Газета освещает события с позитивным отношением к европейской интеграции и во многом солидаризируется с Евросоюзом.

Из наших комментариев к наиболее отчетливо звучащим в статьях «Тан» либеральным тезисам следует, что столкновение идеологий является основой и подтекстом полемики в «Тан». Повестка дня каждый раз формируется под влиянием аргументов различных действующих лиц публичного дискурса, наиболее острые столкновения между которыми обусловлены различиями идеологии и мировоззрения. Эти различия касаются наиболее фундаментальных понятий, которые все время фигурируют в дискурсе сторон, таких, как «демократия», «ценности», «идентичность», «национальная безопасность» и др. Выбрав для высказывания своих суждений медийную площадку, стороны преследуют цель убеждения аудитории в своей правоте, что влияет на специфику полемики. Именно роль «аудитории-свидетеля» (термин швейцарского исследователя У. Вин-диша) оказывается решающей в процессе борьбы за «определение ситуации», где стороны демонстрируют преимущества своей идеологии, применяя в полемике различные приемы аргументации для навязывания своей интерпретации не просто отдельной ситуации, фактов или явлений, но и определяющих фундаментальных понятий, таких, как «защита демократии» или «путь прогресса».

Конкретно борьба за «определение ситуации» проявляется в том, что стороны пытаются наполнить понятия, однозначно считающиеся краеугольными вопросами в общественном сознании, смыслом, подтверждающим правоту защищаемой ими концепции. В медийном пространстве современного постиндустриального общества, по замечанию Г. Маркузе, слова и понятия публичного дискурса «утрачивают всякое содержание, кроме обозначаемого словом в его публичном и стандартизированном употреблении» [Маркузе, 2009, с. 125]. Это значит, что аргументы сторон направ-

лены на убеждение аудитории в том, что истинные сторонники «позитивных» ценностей как либеральных, так и национальных, — это именно данная сторона, а не ее оппоненты. Каждый из участников полемики стремится убедить аудиторию в том, что истинная демократия, истинный патриотизм или истинная экономическая целесообразность заключаются в поддержке их позиции, т.е. имеется тенденция к идеологизации понятийного пространства общественной дискуссии, что является, на наш взгляд, одной из ярких черт медийной дискуссии в современных европейских демократиях.

Само введение в пространство публичной дискуссии таких понятий, как «политкорректность», «толерантность» — свидетельство влиятельности либеральной идеологии в медийном пространстве обсуждения. При этом аксиомы либерализма (такие, как «Сильная роль государства тормозит развитие свободной экономики») преподносятся как общеизвестные, а значит, доказавшие свою справедливость (апелляция к коллективному опыту). Интерактивность полемических текстов обусловливает нацеленность на опровержение доводов оппонента, чем объясняется то, что большинство материалов используют арсенал приемов конфликтной аргументации, в том числе «магически-ритуальные формулы» (термин Г. Маркузе), такие как «табу в приличном обществе», «преобладание эмоций» (с негативной коннотацией). Авторы-полемисты, проводящие в своих материалах либеральные идеи, стремятся к формированию герметичного восприятия этих и иных понятий [там же, с. 127] таким образом, чтобы при их упоминании всплывал специфический и ограниченный набор свойств (экономия электроэнергии — общественное благо, задача ответственного члена общества, мера, направленная на защиту окружающей среды).

Этот анализ также позволяет прийти к заключению, что полемика в «Тан» всегда полифонична, такие понятия, как «демократия», «терпимость», «национальные ценности» могут наполняться разным смыслом в зависимости от цели сообщения. Каждая из сторон, используя свою систему аргументации, способна убедить общественность в своей правоте.

Представители либерального мировоззрения апеллируют к исторически сложившимся постулатам либеральной доктрины, к философским и экономическим основам современного европейского общества, пробуждая в сознании аудитории глубинные пласты подсознательных ассоциаций. Таким образом, конкретные понятия и факты, служащие предметом для полемики, помещаются в особый идейный контекст, где они уже не рассматриваются сами по себе, а являются частью сложной системы цельного мировоззрения, подчиненного либеральной доктрине.

Список литературы

Ивин А.А. Риторика. Искусство убеждать. М., 2002.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2009.

Пронина Е.Е. Психология журналистики. М., 2002.

Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.

Сарна А.Я. Анализ дискурса // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.

Ушанов П.В. Взаимовлияние либеральной периодической печати и либеральной идеологии в России в конце XX — начале XXI века: Дисс. ... канд. полит. наук. Владивосток, 2004.

Ellis F. Political correctness and the theoretical struggle. Auckland, 2004.

Laski, H.J. The Rise of European Liberalism. L., 1936.

Lordon F. Capitalisme, désir et servitude. Marx et Spinoza. Paris, 2010

Windisch U. Le K.-O. verbal. La communication conflictuelle. Lausanne, 2007.

Поступила в редакцию 12.01.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.