ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2020. № 3
Владимиров Андрей Александрович
аспирант кафедры геополитики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.
Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США
Vladimirov Andrey A.
Postgraduate student, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University.
Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B)
LIBERAL IDEOLOGY AS A FACTOR OF FOREIGN POLICY ON THE EXAMPLE OF WESTERN EUROPE AND USA
Введение. Обосновав актуальность исследования, автор указывает на то, что либеральная идеология в современных западных странах является важнейшим фактором их внешней политики. Говорится об особой роли, которую играет либерализм в странах Запада, и описываются некоторые трансформации в ходе развития либерализма в западных странах.
Материалы и методы. Автор опирается на аналитические статьи и иные источники как отечественных, так и зарубежных авторов. Активно применяются аналитический и сравнительно-исторический методы.
Результаты исследования. Выявляется основной характер и тенденции влияния либеральной идеологии на внешнеполитическую активность западных стран. Описываются трансформации либерализма в ходе его развития, говорится о феномене постлиберализма.
Обсуждение. Современная внешняя политика западных государств указывает на преобладание в ней именно либеральной ценностной ориентации. При этом либерализм представляет собой не просто идеологию как одну из опций ценностного оформления западного внешнеполитического поведения, но неотъемлемый фактор развития политики западных стран.
Заключение. Автор утверждает, что характер влияния идеологии либерализма на западные страны позволяет говорить о его роли имманентного фактора развития западноевропейских стран и США.
Ключевые слова: идеология, либерализм, Западная Европа, США, внешняя политика, фактор развития, постлиберализм.
Introduction. In the introduction of the article, justifying the relevance of the research, the author points out that the liberal ideology in modern Western countries is the most important factor in their foreign policy. It is said about the special role played by liberalism in Western countries and about some transformations in liberalism development in western countries.
Materials and methods. The author relies on analytical articles and other sources of both domestic and foreign authors. Analytical and comparative-historical methods are actively used.
Results of the study. The article reveals the main character and trends of the influence of liberal ideology on the foreign policy activity of Western countries. The transformations of liberalism in the course of its development are described, the phenomenon of post-liberalism is discussed.
Discussion. The modern foreign policy of Western States indicates the predominance of a liberal value orientation in it. At the same time, liberalism is not just an ideology as one of the options for the value design of Western foreign policy behavior, but an integral factor in the development of Western countries policies.
Conclusion. The author argues that the nature of the influence of the ideology of liberalism on Western countries allows us to speak about its role as an immanent factor in the development of Western European countries and the United States.
Key words: ideology, liberalism, Western Europe, USA, foreign policy, development factor, postliberalism.
Введение
Идеологии выступают неотъемлемой составляющей внешней политики государств, а также международных отношений как таковых. Несмотря на то что развал СССР и интенсификация процессов глобализации на рубеже XX—XXI вв. способствовали усилению дискурса о прекращении идеологических разногласий, вопрос о связи идеологического дискурса и международных отношений становится все более актуальным, особенно на фоне укрепления новых полюсов силы глобальной политики, таких как Россия и Китай. Сегодня сложно опровергать суждение, что идеологии оказывают значительное воздействие на развитие и характер международного взаимодействия между странами, формируя смыслы и направления внешнеполитических действий государств на мировой арене. Понимая систему международных отношений как глобальную взаимную зависимость ее субъектов, когда действия и международный статус одних государств зависят от действий остальных, образуя тем самым международный порядок, можно утверждать, что роль идеологии в таких отношениях становится еще ощутимее.
На сегодняшний день западные государства, не имея альтернативы либеральному мировоззрению как во внутренней политике, так и на уровне внешнеполитического поведения, являются движущей силой укрепления влияния либерализма в качестве фактора международных отношений. Именно либерализм во многом определяет характер связей и отношений в межгосударственном взаимодействии Запада, что связано в первую оче-
редь с продолжающимся доминированием западных стран, и в первую очередь США, на мировой арене.
Сочетание социально-политического, экономического и культурного влияния западных стран в мире влечет за собой укрепление положения либерализма в качестве ключевой теории в объяснении происходящих в мире процессов. В то же время такая ситуация вызывает все больше противоречий и споров о роли и значении Запада в развитии мировых процессов, а также идеологии либерализма в них. При этом следует понимать, что несмотря на то, что западные страны не являются единственными акторами международных отношений, их совокупный потенциал был и остается основой для распространения норм либерализма в мире. Это связано с тем, что сотрудничество с западными странами и институтами, включая получение финансовой помощи, всегда было связано в той или иной степени с готовностью принять западные ценности, которые четко ассоциируются именно с либеральными ценностями.
Примечательно также, что существует мнение будто либерализм на Западе логически завершил свою внутреннюю программу развития, что нашло выражение в повсеместном принятии в западных странах ключевых либеральных ценностей в качестве общепринятых. Даже если допустить подобную диспозицию, очевидно, что применительно к развивающимся странам, таким как Россия или Китай, либерализм никогда не был завершенным проектом, оставаясь и по сей день объектом политического выбора и идеологической конкуренции [10].
Анализ влияния либеральной идеологии на внешнюю политику западных стран позволит нам не только подойти к объяснению логики их внешнеполитического поведения, но также поможет лучше понять некоторые происходящие в мире социально-политические проблемы, учитывая большую роль, которую играют в них западные страны.
Материалы и методы
В статье используются различные отечественные и зарубежные источники. Аргументация подкреплена экспертными мнениями. В научном плане материал статьи опирается на исследования развития идеологий [11, 12, 14,15], а также непосредственно либерализма [6,9]. Автор придерживается точки зрения, что влияние либерализма как фактора внешней политики остается значительным. Либеральная идеология продолжает оказывать серьезное воздействие на характер внешнеполитической активности западных стран, проявляясь при этом как фактор развития Запада в целом.
Результаты исследования
Либерализм своим появлением обязан ряду социально-политических процессов, происходивших на Западе в XVI—XVII вв., и связан с развитием буржуазии и первых капиталистических отношений. В его основании находятся такие ценности, как свобода, права человека, демократия
и прогресс. В ходе своего развития либерализм достиг положения наиболее влиятельной идеологии в странах Запада, особенно в США и Западной Европе. Либерализм, влияя на развитие западных обществ, не мог не оказывать существенного влияния на развитие внешней политики Запада. По мере развития идеология либерализма начала претерпевать существенные изменения, и на современном этапе можно говорить о таком этапе ее развития, как постлиберализм. Под последним понимается разновидность либерализма, ценностная основа которого, понимаемая как индивидуальная свобода, постепенно трансформирует остальные ценности либерализма, подчиняя их логике расширения свободы индивида. На практике во внешней политике западных стран постлиберализм проявляется в защите прав и свобод таких социальных меньшинств, как национальные и сексуальные.
Обсуждение
Всякое рассуждение о роли либерализма в том или ином процессе или сфере общественной жизни необходимо начинать с описания его генезиса. Подобный подход важен не только для придания последующим выводам исторической обоснованности, но и позволяет показать, что вопрос о влиянии либерализма на западные общества не является частью исключительно современного дискурса, а уходит корнями в историю развития Запада в целом.
Даже при первом приближении становится понятно, что либерализм — западное политическое явление. Рассуждая о возникновении данной идеологии, политолог В. Согрин утверждал, что эта «идейно-политическая традиция, которая обрела свое название только в XIX в., зародилась на много веков раньше, а свою зрелую, завершенную форму приобрела уже в XVП—XVШ вв... Идейные истоки либерализма, прообразы ряда его классических концепций уходят корнями еще в античность» [6, ^ 3]. В целом либерализм можно понимать как идеологию, в основе которой лежат ценности индивидуальной свободы, прогресса, демократии и прав человека. При этом ценностный подход в данной статье будет преобладающим, так как мы исходим из ключевой значимости ценностей, под которой понимаем конечное основание целеполагания субъекта идеологии.
С момента своего возникновения либерализм на Западе проделал длинный путь развития, что выразилось не только в появлении различных его разновидностей — от классического Дж. Локка и А. Смита до современного либертарианства Ф. Хайека и Л. Мизеса. Несмотря на множество изменений, западный либерализм достиг состояния, позволяющего определить его в качестве важнейшего фактора развития государств Западной Европы и Северной Америки [3]. Объясняется это тем, что к началу XXI в. либерализм как идеология стал внеконкурентным феноменом на Западе. Более того, постепенно он начал заполнять образовавшийся идеологический вакуум, возникший в результате развала СССР и резкой трансформации
условий миропорядка. Либеральная система, обеспеченная огромными военно-политическими, финансовыми и культурными ресурсами коллективного Запада, получила возможность влиять на идеологический облик всех стран мира посредством политики, которая, в силу сложившегося особого положения либерализма, по определению была либеральной. Результатом первых попыток осмысления новой ситуации стала идея «конца истории», выдвинутая Ф. Фукуямой [7], который, однако, вскоре отказался от скоропалительного суждения о завершении исторического развития и становлении безальтернативного либерализму мирового устройства [8].
Вхождение в число «цивилизованных» государств после исчезновения СССР предполагало принятие комплекса обязательств, затрагивающих вопросы военно-политического, экономического и политического сотрудничества, в том числе и аспекты идеологического развития. Либерализм таким образом стал единственной легитимной мировой идеологией, имеющей все возможности для воздействия на массовое сознание западного общества.
Говоря о либерализме как о факторе организации общественных процессов, можно добавить, что на исходе XX в. он оказался единственным политическим языком взаимодействия западных обществ, в которых либерализм укрепился на всех институциональных уровнях [5]. Впоследствии он начал укореняться и в бывших странах социалистической системы, которые приняли язык модернизации, глобализации и вестернизации, грамматику которого определяет либеральная идеология.
Возникший идеологический консенсус на Западе не был должным образом проанализирован, что способствовало позднему осмыслению изменений, произошедших в самой либеральной идеологии. Неудивительно, что европейские партии, называющие себя консервативными или центристскими, в реальности демонстрируют приверженность либеральным ценностям и «каковы бы ни были предпочтения избирателей, ни в современной Европе, ни тем более в США, ни одна партия, рассчитывающая на прочную и долговременную перспективу участия в "большой политике", не рискует сколько-нибудь далеко выходить за пределы концептуального и ценностного поля либеральной идеологии» [4, с. 15]. Подобное положение либерализма в западных странах не могло не затронуть политическую сферу и такую важную ее часть, как внешняя политика.
Если говорить о США, то можно отметить, что, будучи страной, основанной на либеральных ценностях, данная идеология изначально была заложена в качестве нравственной основы внешней политики государства. В этой связи справедливо замечание, что «ни один американский государственный деятель никогда не занимался международными отношениями без учета либеральных идеологических соображений» [1, с. 346]. Либеральные ценности, тесно связанные в том числе с протестантизмом, применительно к американской политике проявлялись в представлениях о США как о «граде на холме», иначе говоря, как о мессии, призванном «указать человечеству в каждом уголке мира путь к справедливости, независимости и свободе» [2, с. 57].
Что касается стран Европы, и в первую очередь западной ее части, то либерализм в ее внешней политике, хотя и имеет давние корни, но как полноценная программа слаженных внешнеполитических действий начал складываться только после создания Европейского союза. В настоящий момент ЕС позиционируется как сообщество либеральных государств. На практике это отчетливо проявляется, к примеру, в политике «открытых границ», которая соответствует представлениям о правах и свободах человека как важнейшей либеральной ценности [13]. При этом, даже несмотря на то, что такая политика зачастую вызывает негативную реакцию внутри европейских стран, ЕС стремится ограничить негативную реакцию. Так, когда в 2015 г. в Германии в Кельне произошел громкий скандал, связанный с нападениями прибывших в страну иммигрантов на местных женщин, федеральные СМИ долгое время стремились не придавать этим событиям широкую огласку. Проблема иммиграции в европейские страны обусловлена не только подобными социальными издержками, но и вопросами национальной безопасности, учитывая возможность попадания на территорию ЕС радикальных исламистов под видом иммигрантов, а также аспектами политической стабильности и целостности европейского культурного пространства, что имеет важное значение в деле европейской интеграции.
Вместе с тем стоит отметить, что современный либерализм на Западе претерпевает существенные изменения. Автор полагает, что современную разновидность западного либерализма следует понимать как постлиберализм, рассматриваемый главным образом как особое состояние современной либеральной идеологии. Особенность постлиберализма заключается в том, что он представляет собой противоречивое состояние развития либерализма, показывающее, с одной стороны, его безусловное доминирование в странах Западной Европы и США, а с другой — свидетельствующее о наличии глубокого внутреннего противоречия в логике идеологического развития этих стран, обусловленного достижением либерализмом определенного рубежа своего развития.
Суть постлиберализма заключается в происходящих в нем трансформациях классических либеральных ценностей и их подчинении необходимости расширения и углубления индивидуализированной свободы. В реальной политике, в том числе и внешней, это проявляется в активной линии по международной защите различных социальных меньшинств. Они воспринимаются как реальные субъекты общественных отношений, защита прав и свобод которых представляет собой наиболее концентрированное выражение сути постлиберализма. Их положение рассматривается как недостаточно обеспеченное в правовом отношении, при этом актуализируется представление о социальных меньшинствах как группах, испытывающих притеснение со стороны социального большинства.
Недостаточная репрезентация прав и свобод в обществе видится постлиберализмом как причина необходимости определенных социальных преобразований и внешнеполитических действий. Применительно к кон-
кретным внешним инициативам можно вспомнить о шестом пункте Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1728 от 2010 г., который напрямую связывает развитие демократии со степенью защищенности прав сексуального меньшинства, тем самым вплетая постлиберальную интерпретацию либеральной демократии как демократии меньшинств в нормативно-правовое пространство Запада. Пункт 16.3 той же резолюции и вовсе можно интерпретировать как признание существования гендер-ного насилия со стороны социального большинства.
В США постлиберальная внешнеполитическая практика проявилась, например, в ходе политической активности Б. Обамы, который в 2011 г. объявил защиту меньшинств приоритетом внешней политики США, издав соответствующую директиву. Данная тема хотя и носит деликатный характер, однако в силу своего значения для западного либерального дискурса не может оставаться в стороне от рассмотрения и анализа. Защита прав сексуальных меньшинств, несмотря на кажущуюся отвлеченность от наиболее важных вопросов идеологического развития, напрямую связана с тематикой становления постлиберализма в западных странах, так как данная тема затрагивает вопросы развития всех основных ценностей либерализма, раскрывая логику их трансформации в рамках постлиберализма.
Заключение
В статье проанализированы важные аспекты развития либеральной идеологии на Западе, раскрыты определенные тенденции в развитии либеральной системы ценностей, показано, что ценность индивидуальной свободы постепенно изменяет характер либеральной идеологии. Постлиберализм в качестве основной цели ставит максимально широкое расширение индивидуальной свободы. Применительно к внешней политике это проявляется главным образом в развитии прав и свобод национальных и сексуальных меньшинств. Либерализм всегда был частью политики западных государств, однако в ходе изменения самого либерализма меняется и характер внешней политики, на которую он оказывает влияние. Состояние постлиберализма изменяет содержательную направленность либеральной политики западных стран, делая ее, с одной стороны, более ориентированной на вопросы защиты прав, в первую очередь социальных меньшинств как основного субъекта постлиберализма, а с другой — демонстрируя постепенный отход от более масштабной трактовки либеральных ценностей. Ориентация на защиту прав и свобод национальных и сексуальных меньшинств во внешнеполитической деятельности демонстрирует, что изменения в либерализме приводят к дроблению самих внешнеполитических задач. Постлиберализм, представляя собой абсолютизацию ценностного основания либерализма, сужает рамки его развития в качестве моральной основы внешней политики западных стран. Более того, активная деятельность по защите прав и свобод социальных меньшинств и придание этому вопросу первостепенного значения может негативно отразиться на вос-
приятии подобной политики остальным мировым сообществом, особенно принимая во внимание деликатный характер данной темы и тот факт, что нормы постлиберального понимания таких ценностей, как права и свободы человека, могут существенно отличаться в странах, где постлиберализм не получил такого развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Т. А. Современная политическая мысль (XX—XXI вв.). М.: Аспект Пресс, 2015.
2. Баталов Э.Я. Американская политическая мысль XX века. М.: Прогресс-Традиция, 2014.
3. Нурмеев Ю.Р. Идейные основы и базовые принципы либерализма // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, кн.7. С. 209—218.
4. Партийно-политические системы и политические идеологии в странах Запада в начале XXI века: Факторы эволюции и направления трансформации / Отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2016.
5. Сморгунова В.Ю. Англо-американский либерализм как основание западной модели гражданского общества: Теоретико-правовой анализ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. Т. 6, № 16. С. 139—152.
6. Согрин В.В. Либерализм Запада. М.: ИВИ РАН, 1995.
7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. M.: ACT: Ермак, 2004.
8. Фукуяма Ф. Америка на распутье. Демократия, власть и неоконсервативное наследие. М.: АСТ, 2008.
9. Харц Л. Либеральная традиция в XX веке. М.: Прогресс, 1993.
10. Шнейдер К.И. Либерализм в России: История возникновения отечественной либеральной традиции // Вестник Пермского университета. История. 2017. Вып. 3(38). С. 64—71.
11. Bernhagen P. Liberty // Political Concepts. A Reader and Guide / Ed. by I. MacKenzie. Edinburg: Edinburgh University Press, 2005.
12. Birch A.H. The Concepts and Theories of Modern Democracy. L.: Wiley, 2007.
13. Boudon R. Local vs General Ideologies a normal Ingredient of Modern political Life // Journal of Political Ideologies. 1999.Vol. 4, N 5. P. 141—161.
14. Hafner P. The Varying Degrees of Liberalism in Migration and Immigration Policy Within the European Union: Causes, Consequences and Clashes // Conspectus Borealis. 2016. Vol. 1, Iss. 1, article 12.
15. Held D. Democracy // The Oxford Companion to the Politics of the World. Oxford: Oxford University Press, 1993.
16. Heywood A. Political ideologies: An introduction. Cambridge: Palgrave Mac-millan, 2012.
17. Heywood A. Essentials of Political Ideas. L.: Macmillan Education, 2018.
18. Hoffman J., Graham P. Introduction to Political Theory. L.: Routledge, 2009.
19. Kenny M. Political Ideologies. ОхйМ: Oxford University Press, 2005.
20. Kettler D. Ideology // The Blackwell Encyclopedia of Political Thought / Ed. by D. Miller et al. Oxford: Blackwell, 1995.
21. Knight K. Transformations of the Concept of Ideology in the Twentieth Century // American Political Science Review. 2006. Vol. 100, N 4. P. 619—626.
REFERENCES
1. Alekseeva T. A. 2015. Modern political thought (XX—XXI). Moscow, Aspect-Press. (In Russ.)
2. Batalov Je.Ja. 2014. American political thought. Moscow, Progress-Tradition. (In Russ.)
3. Nurmeev Ju.R. 2008. "Idea basis and key principals of liberalism". Scientific notes of Kazan State University. Humanitarian science, vol.150, book 7, pp.209—218 (In Russ.)
4. Solov'ev Je.G. (ed.) 2016. Party-political system and political ideologies in western countries in the beginning of the XXI century: revolutionary factors and transformation direction. Moscow, IMEMO RAS. (In Russ.)
5. Smorgunova V.Ju. 2006. "Anglo-American liberalism as a Western civil society basis: legal analysis". Izvestija of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen,vol. 6, no. 16, pp. 139—152 (In Russ.)
6. Sogrin VV. 1995. Liberalism of the West. Moscow, IWH RAS (In Russ.)
7. Fukuyama F. 2004. The End of History and the Last Man. Trans. from Eng. Moscow, AST, Ermak. (In Russ.)
8. Fukuyama F. 2008. America at the Crossroads: Democracy, Power, and theNeo-conservative Legacy. Moscow, AST. (In Russ.)
9. Hartz L. 1993. The liberal tradition in theXXcentury. Moscow, Progress (In Russ.)
10. Shnejder K.I. 2017. "History of liberalism in Russia: history of the development of domestic liberal tradition". Bulletin of Perm University. History, vol. 3 (38), pp. 64—71 (In Russ.)
11. Bernhagen P. 2005. "Liberty". In MacKenzie I. (ed.) Political Concepts. A Reader and Guide. Edinburg, Edinburgh University Press, 2005.
12. Birch A.H. 2007. The Concepts and Theories of Modern Democracy. London, Wiley.
13. Boudon R. 1999. "Local vs General Ideologies a normal Ingredient of Modern political Life". Journal of Political Ideologies, vol. 4, no. 5, pp. 141—161.
14. Hafner P. 2016. "The Varying Degrees of Liberalism in Migration and Immigration Policy Within the European Union: Causes, Consequences and Clashes". Conspectus Borealis, vol. 1, issue 1, article 12.
15. Held D. 1993. "Democracy". In The Oxford Companion to the Politics of the World. Oxford, Oxford University Press.
16. Heywood A. 2012. Political ideologies: an introduction. Cambridge, Palgrave Macmillan.
17. Heywood A. 2018. Essentials of Political Ideas. London, Macmillan Education.
18. Hoffman J., Graham P. 2009. Introduction to Political Theory. London, Ro-utledge.
19. Kenny M. 2005. Political Ideologies. Oxford, Oxford University Press.
20. Kettler D. 1995. "Ideology". In Miller D. (ed.). The Blackwell Encyclopedia of Political Thought. Oxford, Blackwell.
21. Knight K. 2006. Transformations of the Concept of Ideology in the Twentieth Century. American Political Science Review, vol. 100, no. 4, pp. 619—626.
ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ
1. Alekseeva T.A. Sovremennaja politicheskaja mysl' (XX—XXI vv.). M.: Aspect-Press, 2015.
2. Batalov Je.Ja. Amerikanskaja politicheskaja mysl' XX veka. M.: Progress-Tra-dicija, 2014.
3. Nurmeev Ju.R. Idejnye osnovy i bazovye principy liberalizma // Uchenye za-piski Kazanskogouniversiteta. Ser.Gumanitarnyenauki.2008.T. 150.Kn.7. S.209—218.
4. Partijno-politicheskie sistemy i politicheskie ideologii v stranah Zapada v nachale XXI veka: Faktory jevoljucii i napravlenija transformacii / Otv. red. Je.G. Solov'ev. M.: IMJeMO RAN, 2016.
5. Smorgunova VJu. Anglo-amerikanskij liberalizm kak osnovanie zapadnoj mode-li grazhdanskogo obshhestva: Teoretiko-pravovoj analiz // Izvestija RGPU im. A.I. Ger-cena. 2006. T. 6, № 16. S. 139—152.
6. Sogrin VV. Liberalizm Zapada. M.: IVI RAN, 1995.
7. Fukujama F. Konec istorii i poslednij chelovek / Per. s angl. M.: AST: Ermak, 2004.
8. Fukujama F. Amerika na rasput'e. Demokratija, vlast' i neokonservativnoe nas-ledie. M.: AST, 2008.
9. Harc L. Liberal'naja tradicija v XX veke. M.: Progress, 1993.
10. Shnejder K.I. Liberalizm v Rossii: Istorija vozniknovenija otechestvennoj libe-ral'noj tradicii //Vestnik Permskogo universiteta. Istorija. 2017. Vyp. 3(38). S. 64—71.