Научная статья на тему 'Либерализация национального рынка газа: проблемы реформирования российской экономики'

Либерализация национального рынка газа: проблемы реформирования российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Е. Л., Екутеч А. Д., Екутеч Т. Д.

Признанным лидером в российской газовой области выступает ОАО "Газпром", унаследовав в 1992 году большую часть прежней единой советской газовой системы. Оно контролирует львиную долю добычи и поставки природного газа как на внутреннем, так и на внешнем рынка России. Ресурсная база ОАО "Газпром" составляет более 60% всех запасов газа страны, в его распоряжении межрегиональная сеть газопроводов высокого давления и региональные распределительные сети низкого давления. Казалось бы, проблем быть не должно. Но они есть и их надо оперативно решать. Так, необходима новая государственная политика развития рынка газа, обеспечивающая надежное газоснабжение потребителей и развитие эффективных рыночных отношений. Она должна включать новую ценовую и налоговую политику государства и затронуть всю вертикаль отрасли от добычи до распределения. Основными целями ценовой политики должны являться обеспечение развития конкуренции в добыче и реализации газа и рационального регулирования потребления газа на внутреннем рынке. Государственное регулирование цен на газ и на транспортировку должно сохраняться при монопольной структуре рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Либерализация национального рынка газа: проблемы реформирования российской экономики»

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА ГАЗА: проблемы реформирования российской

экономики

Е.Л. ЛОГИНОВ, доктор экономических наук А. Д. ЕКУТЕЧ., Т.Д. ЕКУТЕЧ

Как известно, газовая отрасль является стратегически и социально важной и в то же время наиболее контролируемой отраслью народного хозяйства России. Она включает в себя добычу, поставку и транспортировку природного и сжиженного газа.

Признанным лидером здесь выступает ОАО «Газпром», унаследовав в 1992 г. большую часть прежней единой советской газовой системы, оно контролирует львиную долю добычи и поставки природного газа как на внутреннем, так и на внешнем рынка России. Ресурсная база ОАО «Газпром» составляет более 60% всех запасов газа страны, в его распоряжении — межрегиональная сеть газопроводов высокого давления и региональные распределительные сети низкого давления. С учетом собственного потенциала и потенциала аффилированных структур, ОАО «Газпром» обеспечивает себе практически полную монополию в газовой отрасли (рис. 1).

Однако, по оценкам специалистов ОАО «Газпром», продажа природного газа на внутреннем рынке приносит пока одни убытки, а дальнейшее развитие газовой отрасли страны зависит от конъюнктуры внешнего рынка. Особенностью реализации газа в данном случае является государственное вмешательство в ценообразование.

Таким образом, необходимыми условиями

Нефтяные компании и

другие независимые газодобытчики

повышения прибыльности торговли газом на внутреннем рынке, где действуют регулируемые цены, выступают два фактора: рост объемов продаж и рост экономически обоснованных цен.

Рассматривая первый фактор, выделяют два уровня потребителей — это население и промышленность. При газификации населения руководствуются в первую очередь величиной нагрузки на газопровод в зависимости от количества потребителей. На сегодняшний день все экономически выгодные проекты по газификации населения с относительно небольшим сроком окупаемости уже освоены. Оставшаяся часть не снабженного природным газом населения пользуется сжиженным баллонным газом и другими альтернативными видами топлива. Фактором роста потребления газа в промышленности является развитие самой промышленности.

Что касается цен на газ, то государство через ФСТ и РЭК регулирует цену на газ, устанавливая ее для каждой категории потребителей и для каждого региона на год, что не всегда является экономически обоснованным, так как не учитывает особенностей экономического развития. Кроме того, данный способ ценообразования не учитывает внутригодо-вых экономических изменений как на уровне государства и его субъектов, так и на уровне хозяйств. Возникает вопрос о необходимости регулирования цен и вообще о вмешательстве государства.

Либерализация рынка газа на настоящий момент является одной из наиболее важных и обсуждаемых тем. Рассматривая вопрос о расширении рынка газа и увеличении присутствующих в нем независимых поставщиков с равными условиями и возможностями, нельзя упускать из внимания тот факт, что в отличие от главного поставщика страны, ОАО «Газпром», независимые поставщики имеют право реализовывать газ на внутреннем рынке по свободным (коммерческим) ценам. То есть, в сфере их внимания оказывается лишь круп-

"ИТЕРА

ная промышленность. Есть единичные примеры обеспечения независимыми производителями всех потребителей целого субъекта Федерации («Итера» в Свердловской обл.). Но, как правило, в этих случаях продажа выгодна, так как зона реализации газа находится в непосредственной близости от месторождений. Такие компании не стремятся перекачивать свой газ далеко, предпочитая экономить на транспортировке.

Нельзя не учитывать, что рост самих цен может приобрести неконтролируемый характер и достигнуть нереально высоких планок, так как без отсутствия конкуренции поставщики не заинтересованы в сдерживании собственных цен. На этот процесс обязательно окажут влияние последствия 1990-х г., когда из-за регулирования розничных цен на региональном уровне заведомо ниже оптовых и огромного количества предоставляемых льгот населению, сформировалась «брешь» в экономике газовой отрасли, особенно затронувшая транспортную составляющую. Все это, конечно, не способствовало развитию отрасли, не способствует и сейчас: накопившиеся проблемы остаются актуальными. Резкий скачок цен может отразиться на платежеспособности потребителей, что неминуемо приведет к кризису все отрасли.

Помимо государственного механизма влияния на уровень цен на газ, единственным рычагом остается рынок. Рынок газа, конечно, существует, но он не конкурентоспособен, так как другие «игроки» обеспечивают лишь ничтожную долю потребителей, в основном внутри одного субъекта Федерации или даже внутри района. Однако их число растет, и рост их обусловлен изменениями на рынке нефти и добываемого попутного газа. Появление конкуренции на рынке газа и определение цен рынком обязательно подстегнут поставщиков к регулированию собственных затратных баз, что может стать залогом выявления внутренних резервов рентабельности.

Учитывая все «за» и «против», приходим к выводу — необходима новая государственная политика развития рынка газа, обеспечивающая надежное газоснабжение потребителей и развитие эффективных рыночных отношений. Она должна включать новую ценовую и налоговую политику государства и затронуть всю вертикаль отрасли от добычи до распределения. Основными целями ценовой политики должны являться обеспечение развития конкуренции в добыче и реализации газа и рациональное регулирование потребления газа на внутреннем рынке.

Государственное регулирование цен на газ и на транспортировку должно сохраняться при монопольной структуре рынка и постепенно сбавлять степень сдерживания по мере либерализации национального рынка.

В связи с большой социальной нагрузкой газа при поставках населению невозможно полностью уйти от административного контроля цен. По всей вероятности, уместно рассматривать два сегмента внутреннего рынка — регулируемый и нерегулируемый. Регулируемый рынокдолжен включать в себя объемы поставок на нужды населения и лимитируемые объемы для коммунально-бытовых объектов и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, а нерегулируемый — включать объемы независимых поставщиков, т.е. весь свободный (коммерческий) газ (рис. 2).

V -7

Свободный газ, включающий газ независимых поставщиков

/ \

Рис. 2. Структура рынка природного газа

Необходимо еще раз отметить, что при формировании свободного рынка газа необходимо, чтобы все поставщики находились в одинаковых внешних конкурентных условиях (речь идет об одинаково свободном доступе к транспортной сети). Кроме того, газотранспортные организации должны применять одинаковые тарифы за услуги для всех пользователей — то есть становится актуальным развитие политики единого тарифа на транспортировку. Но для соблюдения принципа повышения надежности и газосбережения необходимо увеличение доли транспортного тарифа в структуре розничной цены на газ. Еще одним важным условием развития газовой отрасли является изменение налоговой политики государства.

Из-за сезонной дифференцированности реализации газа, связанной в первую очередь с отопительным и сельскохозяйственным сезонами, в доходах газовых организаций, независимо от того, поставщик это или транспортировщик,

Население

\ /

Коммунально-бытовые

объекты, организации,

финансируемые из

бюджетов

\

является неравномерность внутригодовых доходов. Планово доходными являются I и IV кварталы, II и III являются убыточными. Текущий порядок налогообложения вынуждает отвлекать огромные финансовые средства на расчеты с бюджетом по налогам прибыльных кварталов и уплате авансов на следующий, заведомо убыточный. Таким образом, предприятия выходят «обескровленными» на тяжелые летние месяцы. Данный процесс особенно тяжело сказывается на небольших предприятиях, так как у них не хватает оборотных средств в летний период, не хватает обеспечения для емкой эффективной кредитной политики. Все это также сказывается на конкурентности рынка газа, так как в данных условиях легче выжить более крупной организации.

Зададим себе вопрос: возможно ли получить свободные цены на газ в скором будущем или это далекая перспектива? Безусловно, процесс либерализации внутреннего рынка займет определенный период, однако если учесть, что реальные шаги к этому уже предприняты, а на рынке существуют независимые поставщики, то можно с уверенностью говорить о скором появлении истинно рыночных отношений.

Первый шаг, что характерно, предпринят самим ОАО «Газпром» — им проводится реформа с целью повышения эффективности деятельности «Газпрома» как вертикально интегрированной компании. Одной из основ реформирования стало выделение в обособленные подразделений поставки и транспортировки, что и является необходимым условием для создания конкурентных условий для независимых поставщиков.

Второй шаг — это разработанная «Концепция развития рынка газа в Российской Федерации», которая также предполагает разделение инфраструктуры рынка газа на единого оператора по транспортировке, поставщиков газа и газовой биржи.

В обеих программах предполагается использовать новые принципы управления бизнес-процессами, решить новые задачи, такие как:

• либерализация рынков сжиженного и природного газа и повышение конкуренции между независимыми поставщиками;

• более «жесткое» регулирование естественных монополий;

• создание единых свободных условий доступа к транспортным ресурсам отрасли;

• создание поставщикам одинаковых тарифных условий для транспортировки продукта;

• новая ценовая политика, предусматривающая повышение цен на газ с учетом платежеспособности потребителей и адаптации к этому повышению национальной экономики, с последующей ценовой либерализацией;

• новая налоговая политика в газовой отрасли, направленная на стимулирование производственной деятельности, развитие конкурентных отношений и учитывающая особенности функционирования отрасли;

• стимулирование снижения издержек по всем бизнес-процессам с целью получения внутренних источников рентабельности и повышения конкурентоспособности организаций;

• повышение конкурентоспособности за счет внедрения новых совершенных технологий;

• совершенствование систем управления в целом.

Итак, можно сделать вывод, что «отпуск» цен на газ необходим, но требует выработки защитных механизмов, которые бы ограничивали возможные злоупотребления монопольным положением, в частности по транспортировке газа, и одновременно решали вопросы развития газовой отрасли. В связи с этим на повестке дня в Государственной Думе сейчас разработка новых федеральных законов по обеспечению равноправного доступа к газопроводам, развитию институтов биржевой торговли и продажи газа по рыночным ценам. Но и здесь, отметим, необходимо появление большего числа поставщиков для обеспечения антимонопольного уровня цен на газ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.