Научная статья на тему 'Лев Шейнин - человек с необычной биографией и судьбой'

Лев Шейнин - человек с необычной биографией и судьбой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лев Шейнин - человек с необычной биографией и судьбой»

ПРАВО В ИСТОР ИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

Портрет на фоне истории

ЛЕВ ШЕЙНИН — ЧЕЛОВЕК С НЕОБЫЧНОЙ БИОГРАФИЕЙ И СУДЬБОЙ

Всякому настоящему криминалисту хорошо известно: то, что слишком хорошо пахнет, — пахнет плохо; то, что слишком правдоподобно выглядит, — обычно не согласно с истиной; там, где человек очень точно рассказывает, — он рассказывает неправду.

Л. Шейнин

Лев Романович Шейнин был человеком незаурядным. Многое успел сделать, многое пережил. На работу в прокуратуру после Гражданской войны его, семнадцатилетнего студента литинститута, просто мобилизовали по комсомольской путевке только потому, что там некому было работать. И он, пылкий провинциальный юноша, мечтающий о литературной славе в столице, без всякой подготовки становится следователем, получает право арестовывать людей, отдавать их под суд, распоряжаться судьбами человеческими. И одновременно сталкивается с самыми темными и грязными сторонами жизни, с пороками и жестокостью, превосходящей порой все фантазии, доступные молодому человеку. И все это в условиях «обострения классовой борьбы», когда любые собственные промахи и даже проступки ничего не стоит оправдать «классовым чутьем» и «революционным сознанием».

И в этой ситуации сообразительный, умеющий мыслить и сопоставлять факты Шейнин, скорострельно закончивший юрфак МГУ, становится настоящим профессионалом следствия. Это замечают и достаточно быстро назначают его следователем по особо важным делам. Мало того, он не забывает о литературных пристрастиях и начинает публиковать в журналах рассказы, написанные на основе тех конкретных дел, которые он вел. Уже через несколько лет появляется ставшая знаменитой книга «Записки следователя». Было ему тогда 24 года. А спустя год Шейнин пишет... учебник по криминалистике.

Его жизнь складывается на редкость удачно — карьера, литературная слава... Чего еще желать? Но у каждого времени свои законы. В 1934 г. его привлекают для участия в расследовании убийства Кирова. Шейнин становится помощником Прокурора СССР Вышинского, он работает на всех процессах того времени, Т участвует в разоблачении бесчисленных «врагов народа», руководствуясь порой ^ совсем не теми методами следствия, которые сам описывал в учебнике крими- ^

налистики. Это, надо полагать, спасло его самого от участи многих прокуроров, немалая часть которых в те годы тоже попала под каток репрессий. Именно тогда он понял, что есть вещи, о которых ему лучше не говорить никому и никогда.

р т

р

истории

>

58 ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ *ш^р)МШп1&й1К

58 ПРЕЛОМЛЕНИИ и=>)\

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Шейнин возглавил следственный отдел Прокуратуры Союза ССР в 1935 г. и руководил им более 12 лет. Работа на высоком посту в прокуратуре, книги, фильмы, Сталинская премия за фильм «Встреча на Эльбе». Однако жизнь в это время закручивает сюжет, который даже он, мастер драматургических ходов, не мог предусмотреть. Его нюрнбергский знакомый Лихачев становится заместителем начальника Следственной части по особо важным делам МГБ СССР и начинает заниматься делом Еврейского антифашистского комитета, намечая возможные жертвы. В 1949 г. Шейнина неожиданно освободили от должности, не объяснив причин. Сказали, что назначат директором Института криминалистики, но не назначили.

Накануне увольнения Шейнин был командирован в Минск в связи с загадочной гибелью знаменитого артиста Михоэлса. Для многоопытного Шейнина не представило никакого труда установить, что никакой автомобильной аварии, о которой официально было объявлено, не произошло, а имело место подготовленное убийство, следы которого вели куда-то очень высоко... Видимо, от авторитетного следователя ожидали, что он подтвердит факт случайной гибели Михоэлса. Но факты подсказывали Шейнину другую версию, и его немедленно отстранили от дела, а вскоре и уволили. И дело было не только в Михоэлсе. Тогда уже раскручивался так называемый «еврейский вопрос». Нужны были «заговорщики», которые могли сойти за организаторов заговора. Шейнин был для Лихачева находкой. Прокурорский работник, литератор, имевший обширные связи, особенно в еврейской среде, как нельзя лучше подходил на активную роль. К тому же было известно, что Шейнин, осторожный и хитрый, обладавший удивительной изворотливостью, был очень боязлив. Многие его знакомые знали, что он панически боялся допросов с пристрастием и признавался, что он их не выдержит. После истории с Михоэлсом его никто из высокопоставленных знакомых не мог защитить.

Шейнина арестовали 19 октября 1951 г. Прокуратура даже не пыталась вступиться за своего бывшего сотрудника, отдавшего следственной работе более 27 лет жизни. Маховик был запущен с такой силой, что все попытки были бы бесполезны. Шейнин связывал свой арест с происками главы МГБ Абакумова. Когда в январе 1949 г. сгорела дача Ворошилова, Шейнин занимался расследованием. Была установлена халатность органов госбезопасности, охранявших объект, виновные были отданы под суд. После этого, встретившись с Шейниным, Абакумов обронил: «Все ищешь недостатки в моем хозяйстве, роешься... Ну, старайся, старайся...»

В постановлении на арест Шейнина указывалось: «...изобличается в том, что, будучи антисоветски настроен, проводил подрывную работу против ВКП(б) и Советского государства. Как установлено показаниями разоблаченных особо опасных государственных преступников, Шейнин находился с ними во вражеской связи и как сообщник совершил преступления, направленные против партии и Советского правительства».

Почему-то дело Шейнина «тянулось» два года, хотя другие, куда более сложные и запутанные, заканчивались быстро. Видимо, «умная голова» умел тянуть время. Профессионал, он тонко чувствовал, чего от него хотят, высчитывал, пытался угадать по течению допросов, как меняется политика на самом верху.

73

L-—^ Ii

ЕСТНИК Ищенко П. П.

УНИВЕРСИТЕТА Лев Шейнин — человек с необычной биографией и судьбой

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

После смерти Сталина, когда многие дела стали прекращаться, Шейнина держали в тюрьме еще более восьми месяцев. Он не мог не видеть, как меняется ситуация, узнал, что его личный враг Лихачев арестован, и резко изменил свои показания, многое из того, о чем говорил, стал отрицать. Кстати, Лихачев в декабре 1954 г. вместе с другими руководителями МГБ СССР за допущенные злоупотребления будет осужден и расстрелян.

21 ноября 1953 г. дело Шейнина было прекращено, его освободили.

В последние годы своей жизни Шейнин работал заместителем главного редактора журнала «Знамя», затем редактором на киностудии «Мосфильм», принимал активное участие в создании знаменитого сериала «Следствие ведут знатоки». По его сценариям в это время были сняты фильмы «Ночной патруль», «Цепная реакция», «Игра без правил», поставлена пьеса «Тяжкое обвинение». Завершена трилогия «Военная тайна».

Льва Шейнина нет в этом мире более сорока лет, и мало кто сейчас вспоминает о его былых делах, а вот книги его всё издаются. И имя его у абсолютного большинства поклонников ассоциируется исключительно с творчеством. С той деятельностью, которая, по признанию самого Шейнина, лечила ему душу и помогала жить. «Только в творчестве, — говорил выдающийся русский юрист и писатель Анатолий Федорович Кони, — есть радость — всё остальное прах и суета».

В настоящем выпуске мы представляем статью начальника Следственного отдела Прокуратуры СССР государственного советника юстиции 2 класса Л. Р Шейнина «Улучшить качество следствия», которая была опубликована в журнале «Следственная практика» за 1945 год и посвящена проблеме повышения качества предварительного следствия. Этот старейший прокурорский журнал в то время издавался в «карманном» формате, для того чтобы любой следователь или прокурор всегда имел возможность обратиться к передовому опыту работы.

В те далекие годы после Великой Отечественной войны органами прокуратуры поднимались и по сей день актуальные вопросы о необходимости повышения мастерства следователей и качества предварительного следствия, планирования расследования и соблюдения стандартов доказывания, принципиального отношения к результатам расследования. Статья дает редкую возможность посмотреть на работу органов прокуратуры того периода без искажений и тенденциозных оценок нашего времени.

Материал представлен старшим преподавателем □

кафедры организации судебной Р

и прокурорско-следственной деятельности,

П. П. Ищенко

кандидатом юридических наук m

I >

в

i m

истории

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.