6. УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ
6.1. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ, НА ЭТАПЕ ЕГО ОКОНЧАНИЯ
Губин Сергей Анатольевич, заместитель прокурора Республики Адыгея
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. На основе практического опыта расследования уголовных дел о деятельности организованных преступных формирований в статье рассматриваются вопросы преодоления противодействия расследованию преступных организаций органам предварительного расследования. В частности, сделан вывод о необходимости эффективной организации и осуществлении надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на этапе окончания предварительного расследования дел исследуемой категории, с целью преодоления указанного противодействия. Ключевые слова: преодоление противодействия расследованию, надзор за оперативно-розыскной деятельностью, организованное преступное формирование
OVERCOMING OF COUNTERACTION TO INVESTIGATION OF THE CRIMES MADE BY ORGANIZED CRIMINAL FORMATIONS, AT THE STAGE OF ITS TERMINATION
Gubin Sergey Anatolevich, the assistant to the public prosecutor of Republic Adygea
Annotation: On the basis of practical experience of investigation of criminal cases about activity of the organized criminal formations in article questions of overcoming of counteraction to investigation of the criminal organizations to bodies of preliminary investigation are considered. In particular, the conclusion is drawn on necessity of the effective organization and realization of supervision of activity of the bodies which are carrying out operatively-rozyskknuju activity, at a termination stage anticipate-telnogo investigations of affairs investigated kate-gorii, for the purpose of overcoming specified protivodej-stvija.
Keywords: overcoming of counteraction to
investigation, supervision of the operatively-search activity, the organized criminal formation
Практика расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, показывает, что оставшиеся на свободе участники преступных группировок практически всегда угрожают свидетелям обвинения.1
На этапе окончания предварительного расследования по делам о деятельности организованных преступных формирований оказание воздействия на свидетелей и потерпевших, согласно нашим данным, отмечается в 94 % случаев.
Согласно материалам произведенного анкетирования прокуроско-следственных работников, отмечаются следующие виды воздействия на свидетелей и потерпевших со стороны членов организованных преступных формирований, на этапе окончания предварительного расследования по делам исследуемой категории:
- подкуп - 47, 7 %;
- физическое насилие - 22%;
- шантаж - 18, 3 %;
- уничтожение имущества - 1,8%;
- физическое устранение - 2,7%;
- оказания воздействия на родственников и иных близких лиц - 35,7%.
При этом 70,8 % анкетируемых отметили наличие потребности в применении значительных сил и средств для обеспечения безопасности и не расшифровки свидетелей и потерпевших при предъявлении материалов уголовного дела членам преступных сообществ и их защитникам, в ходе выполнения требований ст. 217 УПК РФ. Одновременно, 75, 2 % опрошенных констатировали слабую эффективность работы механизма защиты свидетелей и потерпевших.
Указанные выше данные свидетельствуют о наличии острой необходимости в выработке и применении на практике спланированного системного механизма преодоления противодействия следственным органам со стороны организованных преступных формирований с целью минимизации фактов направленных на уничтожение добытых доказательств, в том числе фактов оказания воздействия на свидетелей и потерпевших.
Противодействие расследованию представляет собой систему умышленных, противоправных действий (бездействия) лиц, направленных на воспрепятствование деятельности правоохранительных органов по собиранию, исследованию и использованию розыскной и доказательственной информации в процессе возбуждения, расследования уголовного дела и на этапе окончания предварительного расследования, в ходе выполнения требований ст. 217 УПК РФ, а в итоге - на воспрепятствование правосудию.
Противодействие расследованию с точки зрения элементарной логики может проявиться не иначе как в процессе расследования. Однако, как верно отмечает А.Ф. Волынский, организованные преступные группы, постоянно нацеленные на обеспечение своей безо-
1 См.: Зарипов Н.М. Организация работы следственной группы при расследовании преступлений, совершенных организованным преступным сообществом. Сборник статей ИПК РК ГП РФ М.,2006. С. 71.
пасности, противодействуют в целом деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, безотносительно факту возбуждения уголовного дела и начала процесса расследования. Их усилия в этом отношении проявляются и на более высоком уровне. Например, криминальное лобби блокирует принятие законодательных актов, необходимых для борьбы с преступностью, или, наоборот, инициирует принятие законов, их отдельных предписаний, затрудняющих осуществляемую в этих целях деятельность правоохранительных органов.2
Противодействие раскрытию и расследованию преступлений со стороны организованных преступных формирований стало одним из решающих элементов, обеспечивающих их безопасное существование и носящее характер закономерностей самой организованной преступной деятельности.
В организованной преступной деятельности применяются как общие способы (приемы) противодействия установлению истины - т.е. используемые в любой преступной деятельности, так и специфические, типичные для деятельности именно организованных преступных формирований. Их организаторы и руководители, а также лидеры входящих в них группировок не останавливаются перед убийством свидетелей, физической расправой с членами группировки, заподозренными в сотрудничестве с правоохранительными органами.
Типичными для организованной преступной деятельности являются также такие приемы противодействия установлению истины, как выделение денег из общей кассы, т.н. «общака» на подкуп работников правоохранительных органов; оказанием материальной помощи членам группы, отбывающим наказание, но не выдавшим соучастников; использование недобросовестных адвокатов для связи с содержащимися под стражей соучастниками.3
Противодействие расследованию по делам об организованных преступных группах выражается в первую очередь в оказании давления на свидетелей и обвиняемых, давших правдивые показания, в целях изменения их позиции на более выгодную для преступного сообщества. Недопущение такого воздействия, защита указанных лиц от угроз со стороны преступников, от прямых посягательств на жизнь и имущество их самих, а также членов их семьи есть важная задача следователя, в производстве которого находится дело об организованном преступном формировании.
Проблема защиты свидетелей, потерпевших, раскаявшихся обвиняемых неразрывно связана с обеспечением следственной тайны. Под следственной тайной понимаются имеющие значение для правильного разрешения дела, установленные в ходе расследования сведения, разглашение которых может привести к утрате доказательств, уклонению преступника от ответственности, воспрепятствовать возмещению ущерба, конфискации имущества, добытого преступным путем, или иным образом помешать осуществлению правосудия. Ее сохранение при расследовании организованной преступной деятельности особенно важно, поскольку может иметь особо тяжкие последствия как для лиц сообщивших эту информацию, так и для самого расследования. Стремление преступников проникнуть в тайну следствия многократно возрастает при
2 См.: Волынский А.Ф. Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф Волынского, В.П. Лаврова. С. 44-50.
3 См.: Волынский А.Ф. Там же.
расследовании преступлений о деятельности организованных преступных формирований. Однако, смысл сохранения следственной тайны по делам о деятельности организованных преступных формирований практически полностью теряется на этапе ознакомления руководителей и участников организованных преступных сообществ с материалами уголовного дела, в порядке ст. 217 УПК РФ. Возникает проблема противоречия двух институтов - института следственной тайны, с одной стороны, и института защиты от обвинения, с другой. Как следствие, после начала ознакомления данных лиц и их защитников с материалами уголовного дела, степень воздействия на свидетелей и потерпевших, обладающих доказательственной информацией, значительно возрастает.
В связи с этим, именно на этапе выполнения требований ст. 217 УПК РФ следователь обязан разработать комплекс системных мер по преодолению противодействия расследованию со стороны представителей организованных преступных формирований. Роль же прокурора на данной стадии заключается в усилении надзора за деятельностью следователя, а также сотрудников органа дознания, осуществляющих оперативное сопровождение по делу, с целью максимального обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Причем, по нашему мнению, приоритет должен быть отдан соблюдению прав свидетелей и потерпевших по делу на их личную безопасность.
Таким образом, прокурор обязан убедиться в том, что перед началом выполнения требований ст. 217 УПК РФ органами предварительного следствия и оперативными подразделениями принят необходимый и достаточный комплекс мер по защите указанных лиц, от предполагаемых посягательств на них, их близких, принадлежащее им имущество в связи с прогнозируемым оказанием воздействия со стороны преступной организации в связи с получением информации о имеющихся в деле доказательствах, в том числе показаниях свидетелей, потерпевших и сотрудничающих со следствием обвиняемых.
Одним из способов преодоления противодействия организованных преступных формирований органам предварительного расследования на этапе окончания предварительного следствия является эффективная организация работы прокурора в сфере надзора за деятельностью оперативных подразделений, осуществляющих оперативное сопровождение по делам данной категории.
По материалам произведенного анкетирования 24 % опрошенных прокурорско-следственных работников отметили утрату оперативных позиций, на заключительном этапе предварительного расследования - в ходе ознакомления обвиняемых и их защитников с материалами уголовного дела. Следует отметить, что по делам о деятельности организованных преступных формирований данный этап (процесс ознакомления с материалами уголовного дела) может продолжаться до 2 лет и более.4 Естественно, снижение интенсивности и эффективности оперативно-розыскной работы на данном этапе в течении достаточно продолжительного отрезка времени может привести к крайне негативным последствиям при переходе дела в судебную стадию.
4 См. например: Зарипов Н.М. Организация работы следственной группы при расследовании преступлений, совершенных организованным преступным сообществом. Сборник статей ИПК РК ГП РФ М.:2006. С. 73.
Руководители и аналитики организованных преступных формирований, анализируя складывающуюся ситуацию режима бездействия оперативно-розыскных подразделений, активизируют работу преступных организаций по противодействию органам предварительного расследования, а в дальнейшем и суду. Основная цель, преследуемая данными субъектами, -ослабление доказательственной базы по делу. Предпринимается комплекс мер, направленных на недопущение реализации в судебном заседании стороной обвинения доказательств, добытых в ходе предварительного расследования, с которыми сторона защиты ознакомилась, в ходе выполнения требований ст. 217 УПК РФ. Перечень данных мер нами был рассмотрен выше (подкуп, шантаж, физическое, психологическое воздействие на участников уголовного судопроизводства и др.).
Таким образом, усилия прокуроров здесь должны быть сконцентрированы на надзоре за исполнением требований Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности», Уголовно-процессуального кодекса РФ». При этом необходимо руководствоваться приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, в частности приказами от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».
Выявление и разоблачение преступной деятельности организованных преступных формирований, направленных на противодействие органам предварительного расследования и суду, с целью ухода от уголовной ответственности, порой невозможно без активного участия субъектов оперативно-розыскной деятельности. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут выступить в качестве повода к возбуждению уголовного дела. Возбуждение уголовного дела, задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности представителей организованных преступных формирований за преступления, связанные с оказанием воздействия на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса по основному уголовному делу являются эффективной профилактикой подобных акций со стороны противодействующей преступной организации.
Например, в ходе выполнения требований ст. 217 УПК РФ по делу о деятельности организованного преступного сообщества «общак», функционировавшего на территории Дальневосточного федерального округа Российской Федерации с 1992 г по 2005 г.г., на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, было возбужденно уголовное дело по ч. 2 ст. 309 УК РФ, по факту оказания воздействия на свидетелей. Из фабулы постановления о возбуждении уголовного дела следовало: «В период производства предварительного расследования на ряд лиц, которые были допрошены в качестве свидетелей по делу и изобличали преступную деятельность руководителей и активных членов организованного преступного сообщества «общак» было оказано воздействие, то есть данных свидетелей принуждали изменить показания и, соответственно, дать ложные показания, исключающие виновность привлеченных к уголовной ответственности обвиняемых по уголовному делу в отношении преступной организации «общак», при этом, данное принуждение было соединено с шантажом, угрозами убийством и
иными действиями».5 Расследование и принятие мер процессуального принуждения по названному делу в немалой степени способствовали профилактике подобных акций со стороны, как руководителей преступного сообщества, находящихся под стражей, так и со стороны его многочисленных участников, находящихся на свободе.
Надзирая за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности на этапе окончания предварительного расследования по делам о деятельности организованных преступных формирований, уполномоченный прокурор должен не только выявлять нарушения закона и требовать их устранения, но и принимать меры к повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление и разоблачение деятельности преступных организаций, осуществляющих активное противодействие органам предварительного расследования и суду, принимать законные меры к тому, чтобы доказательства, добытые в результате выполнения оперативно-розыскных мероприятий, впоследствии были признаны допустимыми в суде.
Помимо изложенного следует отметить, что ряд организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ обязывает прокуроров, при осуществлении указанной деятельности, сосредоточить усилия на следующих основных моментах.
В соответствии с п. 6.1 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 04.09.2006 №1 «О состоянии организованной преступности в Российской Федерации и дополнительных мерах по усилению борьбы с ней» Генеральной прокуратуре РФ и прокурорам субъектов Российской Федерации поручено обеспечить надзор за исполнением законодательства, направленного на выявление и пресечение деятельности организованных преступных формирований, определяющих состояние и развитие организованной преступности, а также организаторов и руководителей преступной среды. Полагаем, что исполнение данного пункта Решения может быть сосредоточено и на выявлении и пресечении деятельности отдельных преступных групп по противодействию органам предварительного расследования и суду в связи с расследованием и судебным разбирательством уголовного дела о деятельности организованного преступного формирования.
Таким образом, эффективная организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в немалой степени способствует преодолению противодействия, оказываемого организованными преступными формированиями органам предварительного следствия на этапе окончания предварительного расследования дел исследуемой категории.
Список литературы:
1 Волынский, А.Ф. Криминалистика: учебник для студентов вузов - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Волынский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 943 с.
2. Зарипов, Н.М. Организация работы следственной группы при расследовании преступлений, совершенных организованным преступным сообществом. Организация расследования преступлений следователями прокуратуры:
5 См.: архив суда г. Комсомольска-на-Амуре. Уголовное дело № 472112. 2007 г.
Сб. ст. / Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ. М., 2006. 160 с.
References:
1. Volynsky, A.F.criminalistics: the textbook for students of high schools - 2 изд., the reslave. And доп. / A.F.Volynsk. - М: it JUNITI-IS given: the Law and the right, 2008. - 943 with.
2. Zaripov, N. M.organization of investigation team work at investigation of the crimes made by organized criminal community. The organization of investigation of crimes inspectors of Office of Public Prosecutor: Сб. The item / In improvements of professional skill руковод. Shots of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation. М, 2006. 160 with
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Преодоление противодействия расследованию преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, на этапе его окончания», подготовленную аспирантом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Губиным С.А.
Угрожающие масштабы деструктивной деятельности организованных преступных формирований, распространенность фактов оказания воздействия на потерпевших и свидетелей по делам о деятельности организованных преступных сообществ обуславливают необходимость выработки комплекса мер по преодолению противодействия преступных организаций органам предварительного расследования и суду.
Автор статьи на основе личного опыта расследования и надзора за расследованием уголовных дел о деятельности организованных преступных формирований обосновывает вывод о том, что эффективная организация и осуществление прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в значительной степени способствует преодолению данного противодействия.
Данная статья весьма актуальна для практической деятельности, рекомендуется для публикации.
Заведующий кафедрой проблем прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и участия прокуроров в уголовном судопроизводстве, д.юн. О.Д. Жук