Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности участников уголовного процесса в системе мер преодоления противодействия расследованию должностных преступлений'

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса в системе мер преодоления противодействия расследованию должностных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противодействие расследованию / должностные преступления / безопасность / государственная защита / участники уголовного процесса. / counteraction to investigation / official crimes / security / state pro- tection / participants of criminal process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головина Елена Витальевна

Введение: в статье рассматриваются особенности обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях, специфика воздействия на таких участников со стороны субъектов указанных деяний и связанных с ними лиц, осуществляемого в целях противодействия предварительному расследованию. Отмечаются предусмотренные уголовно-процессуальным, антикоррупционным и другим законодательством Российской Федерации меры по обеспечению безопасности и защиты участников предварительного расследования и их близких лиц от посягательств такого рода, проблемные моменты их применения по уголовным делам рассматриваемой категории. В статье предлагаются пути совершенствования деятельности органов следствия по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в системе мер преодоления и предупреждения противодействия расследованию должностных преступлений. Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, другие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по расследованию должностных преступлений и обеспечению безопасности его участников. Методологической основой исследования выступают общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования: подтвердили предположения о распространенном характере осуществляемого различными способами и приемами воздействия на участников уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях, необходимости принятия тактически грамотных и своевременных мер по обеспечению их безопасности и государственной защите, позволили уточнить отдельные рекомендации по организации взаимодействия следователя с сотрудниками подразделений, осуществляющими оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования должностных преступлений, и подразделений государственной защиты. Выводы и заключения: проанализированные противодействие расследованию должностных преступлений и практика работы следственных и других подразделений правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства по этой категории дел приводит к выводу об имеющихся недостатках принятия и реализации соответствующих решений в ходе расследования, дальнейшего совершенствования системы криминалистических рекомендаций по повышению эффективности и результативности применения таких методов преодоления и предупреждения указанного противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEDURE IN THE SYSTEM OF MEASURES OF OVERCOMING COUNTERACTION TO INVESTIGATION OF CRIMES BY OFFICIALS

Introduction: the article discusses the features of ensuring safety of participants in criminal proceedings in cases of crimes of officials, the specific impact on such participants on the side of the subjects of these acts and related persons carried out in order to counter the preliminary investigation. The author notes the measures provided by the criminal procedure, anti-corruption and other legislation of the Russian Federation to ensure the safety and protection of the participants of the preliminary investigation and their relatives from attacks of this kind, the problematic aspects of their application in criminal cases of this category. The article suggests ways to improve the activities of the investigation bodies to ensure the safety of participants in the criminal process in the system of measures to overcome and prevent counteraction to the investigation of official crimes. Materials and methods: the normative basis of the research is formed by the Constitution of the Russian Federation, criminal procedure legislation, other legislative and subordinate normative legal acts regulating relations on investigation of official crimes and ensuring the safety of its participants. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, which is universal in nature, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and methods of observation, comparison, analysis, synthesis and description. Results: assumptions about the widespread nature of the carried out by various methods and techniques of influence on the participants of criminal proceedings in cases of crimes of officials, the need to take tactically competent and timely measures to ensure their safety and state protection were confirmed. The results allowed to clarify certain recommendations on the organization of interaction of the investigator with the employees of the units engaged in operational and investigative support of the preliminary investigation of crimes of officials, and of state protection units. Summary and conclusions: the analysis of the counteraction to the investigation of official crimes and the practice of investigative and other law enforcement agencies to ensure the safety of participants in criminal proceedings in this category of cases leads to the conclusion that there are shortcomings in the adoption and implementation of relevant decisions during the investigation, further improvement of the system of criminalistic recommendations to improve efficiency of the use of such methods of overcoming and preventing this counteraction.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности участников уголовного процесса в системе мер преодоления противодействия расследованию должностных преступлений»

УДК: 343.98

DOI: 10.24411/2312-3184-2019-10014

государственного университета E-mail: [email protected]

Головина Елена Витальевна

старший преподаватель кафедры правосудия и правоохранительной деятельности Тульского

Golovina Elena Vitalyevna

senior lecturer of

the Department of Justice and Law Enforcement of Tula State University E-mail: [email protected]

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАССЛЕДОВАНИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Введение: в статье рассматриваются особенности обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях, специфика воздействия на таких участников со стороны субъектов указанных деяний и связанных с ними лиц, осуществляемого в целях противодействия предварительному расследованию. Отмечаются предусмотренные уголовно-процессуальным, антикоррупционным и другим законодательством Российской Федерации меры по обеспечению безопасности и защиты участников предварительного расследования и их близких лиц от посягательств такого рода, проблемные моменты их применения по уголовным делам рассматриваемой категории. В статье предлагаются пути совершенствования деятельности органов следствия по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в системе мер преодоления и предупреждения противодействия расследованию должностных преступлений.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, другие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по расследованию должностных преступлений и обеспечению безопасности его участников. Методологической основой исследования выступают общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания.

Результаты исследования: подтвердили предположения о распространенном характере осуществляемого различными способами и приемами воздействия на участников уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях, необходимости принятия тактически грамотных и своевременных

мер по обеспечению их безопасности и государственной защите, позволили уточнить отдельные рекомендации по организации взаимодействия следователя с сотрудниками подразделений, осуществляющими оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования должностных преступлений, и подразделений государственной защиты.

Выводы и заключения: проанализированные противодействие расследованию должностных преступлений и практика работы следственных и других подразделений правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства по этой категории дел приводит к выводу об имеющихся недостатках принятия и реализации соответствующих решений в ходе расследования, дальнейшего совершенствования системы криминалистических рекомендаций по повышению эффективности и результативности применения таких методов преодоления и предупреждения указанного противодействия.

Ключевые слова: противодействие расследованию, должностные преступления, безопасность, государственная защита, участники уголовного процесса.

SECURITY OF PARTICIPANTS OF CRIMINAL PROCEDURE IN THE SYSTEM OF MEASURES OF OVERCOMING COUNTERACTION TO INVESTIGATION OF CRIMES BY OFFICIALS

Introduction: the article discusses the features of ensuring safety of participants in criminal proceedings in cases of crimes of officials, the specific impact on such participants on the side of the subjects of these acts and related persons carried out in order to counter the preliminary investigation. The author notes the measures provided by the criminal procedure, anti-corruption and other legislation of the Russian Federation to ensure the safety and protection of the participants of the preliminary investigation and their relatives from attacks of this kind, the problematic aspects of their application in criminal cases of this category. The article suggests ways to improve the activities of the investigation bodies to ensure the safety of participants in the criminal process in the system of measures to overcome and prevent counteraction to the investigation of official crimes.

Materials and methods: the normative basis of the research is formed by the Constitution of the Russian Federation, criminal procedure legislation, other legislative and subordinate normative legal acts regulating relations on investigation of official crimes and ensuring the safety of its participants. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, which is universal in nature, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and methods of observation, comparison, analysis, synthesis and description.

Results: assumptions about the widespread nature of the carried out by various methods and techniques of influence on the participants of criminal proceedings in cases of crimes of officials, the need to take tactically competent and timely measures to ensure their safety and state protection were confirmed. The results allowed to clarify certain recommendations on the organization of interaction of the investigator with the employees of the units engaged in operational and investigative support of the preliminary investigation of crimes of officials, and of state protection units.

Summary and conclusions: the analysis of the counteraction to the investigation of official crimes and the practice of investigative and other law enforcement agencies to ensure the safety of participants in criminal proceedings in this category of cases leads to the conclusion that there are shortcomings in the adoption and implementation of relevant decisions during the investigation, further improvement of the system of criminalistic recommendations to improve efficiency of the use of such methods of overcoming and preventing this counteraction.

Key words: counteraction to investigation, official crimes, security, state protection, participants of criminal process.

Расследование должностных преступлений зачастую осуществляется в сложной обстановке, сопровождается попытками разнообразного противодействия достижению его результата по установлению и привлечению к установи __U T-v

ленной законом ответственности лиц, виновных в совершении таких деяний. В его структуре особое место занимает реализуемое различными способами и приёмами воздействие со стороны субъектов должностных преступлений и связанных с ними лиц на свидетелей, потерпевших, следователя и других участников (потенциальных участников) уголовного судопроизводства по рассматриваемой категории дел. Указанное воздействие может сопровождаться различными угрозами, физическим насилием, посягательствами на жизнь и здоровье участников расследования и близких им лиц.

Действующее законодательство предусматривает комплекс различных процессуальных и материально-правовых мер, направленных на обеспечение безопасности и государственную защиту участников расследования, в том числе с учетом специфики выявления и расследования отдельных видов должностных преступлений. Однако их применение в следственной практике не всегда носит своевременный или комплексный характер, не создает, с одной стороны, эффективную защиту таких лиц от рассматриваемого воздействия, мести со стороны преступников, а, с другой стороны, не всегда способно обеспечить должное поведение защищаемых лиц в связи с принятием в отношении них мер по обеспечению безопасности.

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость специального криминалистического изучения практики обеспечения безопасности участников предварительного расследования по уголовным делам о должностных преступлениях, определение путей совершенствования тактики принятия и исполнения

решений органов расследования о принятии таких мер в системе деятельности по преодолению и предупреждению противодействия расследованию.

В юридических науках проводился ряд исследований, посвященных вопросам обеспечения безопасности и государственной защиты участников уголовного судопроизводства. В их числе монографические, диссертационные и другие научные работы О.А. Зайцева, С.П. Щербы, Л.В. Брусницына, И.В. Тишутиной, С.А. Янина, М.В. Новиковой, М.П. Фатеевой и ряда других авторов. Подчеркивая важное теоретическое и прикладное значение проводимых в науках правоохранительного цикла исследований рассматриваемой проблематики, отметим, что существует реальная потребность специальных криминалисти-

и и и 1 с»

ческих исследований особенностей такой формы противодействия расследованию, как воздействие на участников уголовного процесса, практики применения различных мер безопасности и государственной защиты к таким лицам с учетом особенностей раскрытия и расследования уголовных дел по должностным преступлениям.

Эмпирической базой исследования являются результаты опроса 150 следователей Следственного комитета Российской Федерации и сотрудников подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, участвовавших в раскрытии и расследовании должностных преступлений.

Методологической основой исследования выступают общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, познавательные методы и приемы наблюдения, анализа, обобщения и описания, также методы анкетирования, интервьюирования, обобщения судебно-следственной практики.

Своевременное и тактически грамотное обеспечение безопасности участников уголовного процесса по делам о должностных преступлениях имеет большое значение для предупреждения и нейтрализации негативных последствий противодействия их предварительному расследованию. Такое противодействие в целом представляет собой противоправную умышленную деятельность субъектов должностных преступлений и других связанных с ними или с расследуемым событием лиц, состоящую в воспрепятствовании выявлению преступного деяния, достижению общих целей и более частных задач предварительного расследования по уголовным делам этой категории.

Указанное противодействие реализуется в различных формах, многочисленными способами и приемами. Оно включает в себя, помимо прочего, разнообразное воздействие со стороны или в интересах лиц, совершивших должностное преступление, на участников (потенциальных участников) предварительного расследования по рассматриваемой категории уголовных дел. Способы воздействия на участников расследования по уголовным делам по должностным преступлениям достаточно разнообразны, могут включать в себя приемы психологического давления, эмоционального влияния, угроз и физического насилия, в том числе в отношении близких, а также различные комбинации таких способов и приемов. Подобное воздействие может иметь разовый или многократный, в том числе длящийся характер.

Так, проведенный в ходе исследования опрос следователей и сотрудников органов дознания, участвовавших в раскрытии и расследовании должностных преступлений, показывает, что 86 % респондентов встречали в своей практике попытки воздействия на свидетелей, потерпевших, на отдельных подозреваемых и обвиняемых (при совершении должностных преступлений в группе), других участников расследования с целью понудить их изменить или дать ложные показания, заключения, скрыться от органов следствия или уклониться от участия в уголовном судопроизводстве иным образом, сорвать проведение различных процессуальных действий, разгласить сведения о ходе и участниках расследования или судебного разбирательства и т.д. При этом практическими сотрудниками органов следствия и дознания в структуре такого воздействия выделяются угрозы жизни и здоровью участников предварительного расследования, их близких (отметили 42 % респондентов), отмечаются факты физического воздействия на таких лиц (34 %), уничтожения или повреждения их имущества (16 %). 52 % опрошенных отметили, что в их практике встречались случаи воздействия в интересах субъектов должностных преступлений непосредственно на следователя или других сотрудников правоохранительных органов, участвующих в расследовании деяний.

Как следствие, очевидна стоящая перед государством задача качественного обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в том числе по делам о должностных преступлениях, нередко совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов власти и управления, членами организованных преступных формирований, сотрудниками правоохранительных структур.

Современный подход к содержанию такого направления правоохранительной деятельности, как обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства активно формировался в постсоветский период в науках уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.], получил закрепление в нормах уголовно-процессуального законодательства, федеральном законе от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судо-производства»1, федеральном законе от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга-нов»2, принятых в их развитие подзаконных нормативных правовых актах.

В числе мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, закрепленных в нормах УПК РФ, которые могут быть применены в ходе предварительного расследования должностных преступлений, можно отметить:

- предусмотренное ч. 9 ст. 166 УПК РФ право следователя в случае необходимости обеспечения безопасности потерпевшего, его представителя, свидетеля или их близких лиц не приводить данные об их личности в протоколе следственного действия, в котором они участвуют;

1 СЗ РФ. - 2004. - № 34. Ст. 3534.

2 Там же. - № 17. Ст. 1455.

- возможность проведения предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);

- меры по сохранению в тайне источника информации при проверке сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

- запрет на разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия (ч. 3. ст. 161 УПК РФ);

- меры по обеспечению тайны досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым, предусмотренные ч. 3 ст. 317.4 УПК РФ, изъятие материалов уголовного дела, идентифицирующих его личность из возбужденного уголовного дела и их приобщение к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ.

Учитывая, что ряд должностных преступлений имеет коррупционную направленность, нельзя не отметить, что нормами международного права и принятыми в их развитие законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен ряд дополнительных гарантий безопасности лиц, сообщающих правоохранительным органам о фактах коррупционных деяний и лицах, их совершивших. В числе таких норм можно назвать, например, положения ст. ст. 32 и 33 Конвенции ООН против коррупции1, ратифицированной Российской Федерацией, согласно которым каждое государство-участник должно принять надлежащие меры:

- по обеспечению эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении свидетелей и экспертов, которые дают показания в связи с преступлениями коррупционной направленности, а также их родственников и других близких им лиц;

- по обеспечению защиты любых лиц, добросовестно и на разумных основаниях сообщающих компетентным органам о любых фактах, связанных с коррупционными деяниями, от любого несправедливого обращения.

Аналогичные нормы получили закрепление и в отечественном законодательстве о противодействии коррупции. Например, ч. 4 ст. 9 федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность защиты со стороны государства государственного или муниципального служащего, уведомившего правоохранительные или уполномоченные государственные органы о фактах коррупционных правонарушений другими государственными или муниципальными служащими, попытках склонения его к коррупционному поведению2.

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. - 2003. - № 26. - Ст. 2780.

2 Там же. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

Впрочем, несмотря на имеющуюся нормативную базу по вопросам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в том числе по делам о коррупционных и других должностных преступлениях, действующее законодательство пока еще сохраняет ряд пробелов в регулировании указанных отношений, требующих своего устранения. Так, в юридической литературе отмечается, что, например, имеющиеся уголовно-процессуальные механизмы обеспечения безопасности государственных и муниципальных служащих, сообщающих о фактах коррупционных деяний, практически не способны защитить от воздействия на них посредством административного давления [7, с. 38]. Выделяется вопрос о необходимости расширения круга лиц, которые могут обеспечиваться государственной защитой в связи с информированием компетентных органов о фактах коррупционных деяний [8, с. 97; 9, с. 14].

Устранение указанных выше и других нормативных пробелов, несомненно, имеет большое значение для повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях и, как следствие, работы по преодолению и предупреждению противодействия предварительному расследованию по уголовным делам этой категории. Видится, что при выработке таких мер, должны более активно учитываться рекомендации наук правоохранительной направленности, в числе которых особое место занимает криминалистика.

Криминалистические методы направлены прежде всего на выбор эффективной тактики обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства (потенциальных участников), правильную оценку обстановки расследования и своевременность принятия соответствующих тактических решений органами расследования.

Не ставя задачу анализировать все научные взгляды на криминалистическое определение деятельности по обеспечению безопасности в уголовном судопроизводстве, отметим, что наиболее точным нам видится подход И.В. Тишутиной, согласно которому такая деятельность характеризуется как «комплекс мер законодательного, организационного и тактико-психологического характера, применяемых уполномоченными на то должностными лицами в отношении участников уголовного судопроизводства и близких им лиц в целях обеспечения их личной неприкосновенности и защиты материального благосостояния, а соответственно, нормального функционирования правоприменительной системы государства» [10, с. 29]. Указанный подход в полной степени применим для реализации деятельности по обеспечению безопасности в уголовном судопроизводстве по делам о должностных преступлениях как важного элемента преодоления и предупреждения предварительному расследованию и последующему судебному разбирательству.

Как отмечается в криминалистической литературе, в том числе на основании результатов специальных исследований, большая часть следователей и сотрудников органов дознания (до 82 % респондентов) не считают применяемые в ходе предварительного расследования меры безопасности эффективными, спо-

собными в должной мере защитить участников уголовного судопроизводства [11, с. 2305; 12, с. 18].

Указанные выводы в определенной степени подтверждают результаты проведенного нами исследования. В частности, 48 % опрошенных в ходе проведенного исследования следователей и сотрудников органов дознания полагают, что меры по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, принимаемые по делам о должностных преступлениях, недостаточны для эффективного предупреждения противодействия расследованию и последующему судебному разбирательству (при том, что 32 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос).

В то же время в криминалистической литературе справедливо обращается внимание, что в ряде случаев решения о применении мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства принимаются органами расследования в отсутствие реального характера угроз оказания на таких лиц различного воздействия. По сути, такие решения следователей носят формализированный характер, принимаются без должного криминалистического анализа. Существуют проблемы и с качественной оценкой следователем фактов и обстоятельств нарушения защищаемым лицом условий договора о порядке применения мер безопасности, заключаемым с ним в соответствии с п. 6 ст. 18 федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[10, с. 33], а также попыток защищаемого лица скрыться от органов расследования [13, с. 100] или уклониться от участия в расследовании либо последующем судебном разбирательстве.

Как следствие, принятие решения о применении мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях должно, во-первых, основываться на комплексной оценке сложившейся следственной ситуации по делу, в том числе достоверности конкретных данных о фактах и результатах воздействия, оказанного на участников уголовного судопроизводства, прогнозах развития как ситуации расследовании, так и возможного поведения лиц, в отношении которых принимаются меры безопасности.

Во-вторых, требуется незамедлительная проверка как факта воздействия, так и реальности угроз, высказываемых либо демонстрируемых участникам уголовного судопроизводства (в том числе потенциальным). Указанная проверка может быть осуществлена как на основе доказательственной информации, получаемой в ходе следственных действий, так и вспомогательной информации, прежде всего данных, полученных оперативно-розыскным путем. Здесь можно согласиться с мнением авторов, полагающих, что реальность угроз, требующих применения мер безопасности в отношении конкретных лиц, может устанавливаться путем проведения оперативно-розыскных мероприятий по поручению лица, производящего расследование [14, с. 85].

В-третьих, учитывая специфику совершения и сокрытия должностных преступлений, решение о принятии мер государственной защиты может быть принято и реализовано еще до возбуждения уголовного дела в отношении заявите; ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ =

лей, очевидцев либо иных лиц, которые могут оказать содействие в раскрытии или предупреждении рассматриваемых деяний.

В-четвертых, создание условий оперативности и эффективности принятия мер по обеспечению такой безопасности в случае принятия соответствующего решения следователем по делам о должностных преступлениях предполагает активное взаимодействие как с сотрудниками подразделений, осуществляющими оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования должностных преступлений, так и сотрудниками подразделений государственной защиты. Так, И.В. Тишутина в качестве возможной формы подобного взаимодействия предлагает совместные совещания лица, производящего предварительное расследование, с сотрудниками таких подразделений [10, с. 37]. Очевидна практическая полезность таких совещаний, поскольку в ходе совместного обсуждения и консультаций может быть:

- всесторонне оценена потенциальность рисков исходя из установленных фактов оказанного воздействия, в том числе на других участников предварительного расследования по рассматриваемой категории дел, личности субъекта (субъектов), пытающегося оказывать такое воздействие, и других обстоятельств, указывающих на необходимость принятия мер безопасности к определённым лицам;

- обеспечена оперативность принятия и исполнения решения следователя о применении мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях;

- обсуждены конкретные меры безопасности, которые могут реализовы-ваться в конкретной ситуации.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов и предложений, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства по делам о должностных преступлениях:

1. Распространенность в системе противодействия расследованию должностных преступлений способов и приёмов различного воздействия на участников уголовного судопроизводства, включая угрозы и посягательства на жизнь и здоровье и их близких, обусловливает необходимость своевременного и тактически грамотного принятия и исполнения органами следствия и дознания мер по обеспечению безопасности таких лиц.

2. Указанные решения и их исполнение не должны носить формальный характер. Их принятие должно быть основано на тщательной и всесторонней оценке ситуации расследования по делу с учетом результатов проверки следственным и оперативно-розыскным путем сведений о фактах оказанного или возможного противоправного воздействия на участников расследования со стороны субъектов должностных преступлений или других связанных с ними лиц. Принимаемые меры безопасности должны полностью соответствовать характеру установленных угроз, учитывать возможные риски оказания подобных противоправных действий в дальнейшем, в том числе в ходе судебного разбирательства.

3. Применение мер по обеспечению безопасности участников расследования должностных преступлений должно носить комплексный характер и не ограничиваться применением лишь отдельных норм уголовно-процессуального законодательства. Реализация мер при необходимости может быть начата еще до возбуждения уголовного дела в отношении заявителей, очевидцев и других лиц, которые могут оказать содействие в раскрытии или предупреждении деяний, в том числе потенциальных потерпевших и свидетелей.

4. Тактически грамотно организованное взаимодействие следователя с сотрудниками подразделений государственной защиты предполагает своевременный обмен информацией о возможных рисках посягательств или иного воздействия на защищаемых лиц, оперативное принятие и исполнение решений о применении конкретных мер государственной защиты к участникам расследования, профилактику нарушений соглашений о применении мер безопасности со стороны защищаемых лиц и их качественное психологическое сопровождение.

5. Следователь, ведущий расследование по рассматриваемой категории дел, в особенности по резонансным преступлениям, совершенным высокопоставленными должностными лицами, сотрудниками правоохранительных структур, членами организованных преступных формирований, не должен пренебрегать применением мер государственной защиты в отношении себя и своих близких.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Щерба С.П., Зайцев О.А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса // Сов. юстиция. - 1992. - № 9-10. - С. 15-18.

2. Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1999. -446 с.

3. Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию. - М.: Спарк, 1999. - 108 с.

4. Янин С.А. Правовые и организационно-тактические проблемы государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, на стадии предварительного расследования: дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2005. -189 с.

5. Новикова М.В. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства как гарантия осуществления правосудия в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006. - 234 с.

6. Фатеева М.П. Теория и практика государственной защиты лиц, содействующих уголовному производству: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 192 с.

7. Сагдеев Р.Р. Правовые технологии защиты государственного служащего, уведомившего о факте коррупционного поведения // Практика исполнительного производства. - 2015. - № 6. - С. 35-42.

8. Макарова О.В. Обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений // Журнал российского права. - 2015. - № 7. - С. 97-105.

9. Антонов И.А. Правовые основы обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим раскрытие и расследование преступлений / И.А. Антонов, А.Г. Гурбанов, А.В. Шахматов // Рос. следователь. -2008. - № 17. - С. 14-17.

10. Тишутина И.В. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса - важная составляющая преодоления противодействия расследованию преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2018. - № 3-2. - С. 28-38.

11. Колосович М.С. Государственная защита участников уголовного судопроизводства как средство обеспечения их прав и законных интересов/ М.С. Колосович, О.С. Колосович, П.П. Смольяков // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 10. - С. 2303-2309.

12. Дмитриева А.А. Применение мер безопасности в отношении лиц, содействующих правосудию, на стадии возбуждения уголовного дела // Рос. следователь. - 2017. - № 4. - С. 16-19.

13. Брусницын Л.В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства (постатейный). - М.: Юсти-цинформ, 2009. - 464 с.

14. Бекетов М.Ю., Саморока В.А. Отмена мер безопасности, осуществляемых в отношении участников уголовного судопроизводства // Уголовное право. - 2015. - № 4. - С. 83-86.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Shcherba S. P., Zaitsev O. A. Ensuring the safety of participants in criminal procedure/ S. P. Shcherba,A. A. Zaitsev// Soviet justice. - 1992. - № 9-10. - PP. 15-18.

2. Zaytsev O.A.Theoretical and legal basis of the state protection of participants of criminal proceedings: dis. ... of doct. jurid. sciences. - M., 1999. - 446 p.

3. Brusnitsyn L. V. Legal security of persons facilitating criminal justice / L. V. Brusnitsyn. - M.: Spark, 1999. - 108 p.

4. Yanin S.A. Legal and organizational-tactical problems of state protection of persons assisting criminal proceedings at the stage of preliminary investigation: dis.

... of cand. of jurid. sciences. - Volgograd, 2005. - 189 p.

5. Novikova M.V. Security of participants of criminal proceedings as a guarantee of justice in modern conditions: dis. ... of cand. of jurid. sciences. - Ekaterinburg, 2006. - 234 p.

6. Fateeva M.P. Theory and practice of state protection of persons facilitating criminal proceedings: dis. ... of cand. of jurid. sciences. - M., 2006. - 192 p.

7. Sagdeev R.R. Legal technologies of protection of the civil servant who's notified on the fact of corruption behavior/ R. R. Sagdeev // Practice of executive production. - 2015. - No. 6. - PP. 35-42.

8. Makarova O.V. Ensuring the safety of persons contributing to the prevention and disclosure of corruption crimes/ // Russian law journal. - 2015. - No. 7. -PP. 97-105.

9. Antonov I. A., A. G. Gurbanov A.G., Shakhmatov A.V. The legal basis for ensuring the safety of persons providing assistance to the authorities in the detection and investigation of crimes/ I. A. Antonov, etc.// Russian investigator. - 2008. -No. 17. - PP. 14-17.

10. Tishutina I.V. The safety of participants of criminal process as an important component of overcoming counteraction to investigation of crimes/ I.V. Tishutina // Izvestiya of Tula State University. Economic and legal sciences. - 2018 - № 3-2. -PP. 28-38.

11. Kolosovich M.S., Kolosovich O.S., Smolyakov P.P. State protection of participants in criminal proceedings as a means of ensuring their rights and legitimate interests/ M. S. Kolosovich et al. // Actual problems of Russian law. - 2014. - No. 10.

- PP. 2303-2309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Dmitrieva A.A. Application of security measures against persons facilitating justice at the stage of initiation of criminal proceedings / A.A. Dmitrieva //Russian investigator. - 2017. - № 4. - PP. 16-19.

13. Brusnitsyn L.V. Comment on the legislation on ensuring the safety of participants in criminal proceedings (itemized) / L.V. Brusnitsyn. - M.: Justinform, 2009.

- 464 p.

14. Beketov M. Yu., Zamoroka V. A. Cancellation of security measures undertaken against participants in criminal proceedings / M. Y. Beketov, V. A. Zamoroka // Criminal law. - 2015. - No. 4. - PP. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.