Научная статья на тему 'ЛЕЦИТИН КАК СРЕДСТВО ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ КОЖАНЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ'

ЛЕЦИТИН КАК СРЕДСТВО ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ КОЖАНЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переплет / книга / кожа / переплетное покрытия / реставрация / восстановление / лецитин / смягчение / увлажнение / Book / leather / binding / restoration / lecithin / softening / moisturizing

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Цхай Анна Анатольевна

Реставрация старой кожи — одна из самых сложных задач, стоящих перед реставраторами. Особенно сложно дело обстоит с выбором материалов и методики при реставрации кожаных переплетов рукописей и книг. И связано это не только с особенностями свойств и химического состава кожи, но и с тем, что старыми книгами продолжают пользоваться и по сей день. Основной целью публикуемой работы является поиск новых материалов и методов для реставрации кожаных покрытий старых переплетов рукописей, старопечатных книг, инкунабул. В качестве такого материала нами был выбран лецитин. Опыт применения фосфолипидов для реставрации деструктированной масляной живописи, предметов ДПИ из ткани и кожи позволяет предположить, что они могут быть эффективно использованы и для восстановления кожаных покрытий переплетов. В ходе работы были изучены причины разрушения переплетной кожи, описаны методы ее восстановления. Прежде чем приступить к экспериментальной части исследования, мы ознакомились с физико-химическими свойствами лецитина и опытом его использования в реставрационной области. Чтобы оценить эффективность и стабильность во времени этого материала, мы провели испытания на опытных образцах старой кожи. В статье использованы материалы исследований сотрудников отдела реставрации рукописей и графики ГОСНИИР, проведенные при восстановлении кожаных переплетов рукописей и книг. А также данные, полученные при изучении архива отдела. Выражаем особую благодарность Татьяне Борисовне Рогозиной, реставратору переплетов высшей квалификации, за консультацию по использованию лецитина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECITHIN AS A MEANS OF SOFTENING LEATHER BINDINGS

Restoring old leather is one of the most difficult tasks facing restorers, especially when it comes to restoring leather bindings of manuscripts and books. This is not only due to the specific properties and chemical composition of the leather, but also because old books continue to be used to this day. The main goal of the work is to search for new materials and methods for restoring leather covers of old manuscript bindings, rare books, and incunabula. We have chosen lecithin as such a material. Experience in using phospholipids for the restoration of deteriorated oil paintings, DPI objects made of fabric and leather, suggests that they can be effectively used for the restoration of leather covers of bindings. The causes of the destruction of binding leather were studied, and methods for its restoration were described. Before starting the experimental part of the research, we familiarized ourselves with the physico-chemical properties of lecithin and its use in the field of restoration. To assess the effectiveness and stability over time of this material, we conducted tests on experimental samples of old leather. The work used materials from the research of employees of the Department of Restoration of Manuscripts and Graphics of the State Institute for Restoration, conducted during the restoration of leather bindings of manuscripts and books. We also used data obtained from studying the department's archives. We express special thanks to Tatiana B. Rogozina, a highly qualified binder restorer, for her consultation on the use of lecithin.

Текст научной работы на тему «ЛЕЦИТИН КАК СРЕДСТВО ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ КОЖАНЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ»

А. А. Цхай

ЛЕЦИТИН КАК СРЕДСТВО ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ КОЖАНЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ

Реставрация старой кожи — одна из самых сложных задач, стоящих перед реставраторами. Особенно сложно дело обстоит с выбором материалов и методики при реставрации кожаных переплетов рукописей и книг. И связано это не только с особенностями свойств и химического состава кожи, но и с тем, что старыми книгами продолжают пользоваться и по сей день. Основной целью публикуемой работы является поиск новых материалов и методов для реставрации кожаных покрытий старых переплетов рукописей, старопечатных книг, инкунабул. В качестве такого материала нами был выбран лецитин. Опыт применения фосфолипидов для реставрации деструктиро-ванной масляной живописи, предметов ДПИ из ткани и кожи позволяет предположить, что они могут быть эффективно использованы и для восстановления кожаных покрытий переплетов. В ходе работы были изучены причины разрушения переплетной кожи, описаны методы ее восстановления. Прежде чем приступить к экспериментальной части исследования, мы ознакомились с физико-химическими свойствами лецитина и опытом его использования в реставрационной области. Чтобы оценить эффективность и стабильность во времени этого материала, мы провели испытания на опытных образцах старой кожи. В статье использованы материалы исследований сотрудников отдела реставрации рукописей и графики ГОСНИИР, проведенные при восстановлении кожаных переплетов рукописей и книг. А также данные, полученные при изучении архива отдела. Выражаем особую благодарность Татьяне Борисовне Рогозиной, реставратору переплетов высшей квалификации, за консультацию по использованию лецитина.

Ключевые слова: переплет, книга, кожа, переплетное покрытия, реставрация, восстановление, лецитин, смягчение, увлажнение.

A. A. Tskhay

LECITHIN AS A MEANS OF SOFTENING LEATHER BINDINGS

Restoring old Leather is one of the most difficult tasks facing restorers, especially when it comes to restoring leather bindings of manuscripts and books. This is not only due to the specific properties and chemical composition of the leather, but also because old books continue to be used to this day. The main goal of the work is to search for new materials and methods for restoring leather covers of old manuscript bindings, rare books, and incunabula. We have chosen lecithin as such a material. Experience in using phospholipids for the restoration of deteriorated oil paintings, DPI objects made of fabric and leather, suggests that they can be effectively used for the restoration of leather covers of bindings. The causes of the destruction of binding leather were studied, and methods for its restoration were described. Before starting the experimental part of the research, we familiarized ourselves with the physico-chemical properties of lecithin and its use in the field of restoration. To assess the effectiveness and stability over time of this material, we conducted tests on experimental samples of old leather. The work used materials from the research of employees of the Department of Restoration of Manuscripts and Graphics of the State Institute for Restoration, conducted during the restoration of leather bindings of manuscripts and books. We also used data obtained from studying the department's archives. We express special thanks to Tatiana B. Rogozina, a highly qualified binder restorer, for her consultation on the use of lecithin.

Keywords: Book, leather, binding, restoration, lecithin, softening, moisturizing.

Впервые лецитин для смягчения кожи использовали в конце 8о-х годов для смягчения задубевшей кожи кареты из фондов музеев Московского Кремля. Реставрационные работы проводила реставратор переплетов высшей квалификационной категории Т.Б. Рогозина. Специалисты использовали гидролизованный соевый лецитин (Гидролизованный лецитин — лецитин, полученный методом гидролиза в присутствии фосфолипазы А, в них один из радикалов жирных кислот замещен на группу -ОН), который представлял собой густой крем цвета темной слоновой кости1.

Компресс с лецитином помещали на фрагмент задубевший кожи и накрывали полиэтиленом. Кожа кареты была сильно пересушена и деформирована, неравномерна по толщине и жесткости. Четкой методики проведения работ не было. Использовали лецитин как чистый, так и в смеси с глицерином. По словам Т. Б. Рогозиной, лецитин отлично справился с поставленной задачей по пластификации кожи. Кроме того, реставратор отмечает, что с помощью этого материала удалось хорошо удалить устойчивые загрязнения с кожаного покрытия.

О других случаях использования лицетина для реставрации экспонатов из кожи нам неизвестно. Для более подробного изучения свойств лецитина и его влияния на состояние переплетной кожи была проведена исследовательская работа на опытных образцах XVII - XIX вв. Для экспериментов использовали жидкий соевый лецитин и лецитин подсолнечника, а также сухой гранулированный лецитин и порошок.

Прежде чем приступить к обработке опытных образцов, проводили измерения толщины кожи электронным толщиномером SHAHE Digital Micrometer 5202 06. Эффективность материала определяли твердомером Durometer HBA 100-0, методом вдавливания, по шкале Шора (тип А) для «низкомодульных» материалов (ил. 1). Делали измерения до и после обработки (ил. 2).

Очень мягкий Мягкий Средней мягкости Средней твёрдости Твёрдый Очень твёрдый

Шор А 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

LlJopD 20 30 40 50 60 70 80 90

Эта таблица представлена только для сравнения и не должна использоваться в качестве таблицы преобразования

Ил. 1.

Шкала измерения по Шору

Изменение эластичности кожи после обработки определяли по возможности установить кожу на переплетную крышку, а точнее, загнуть кожаное покрытие на внутреннюю ее сторону, так как в процессе бытования на торцах крышки, корешке и шарнирных частях переплета кожа становится наиболее жесткой.

Первые испытания были проведены с жидким лецитином. Жидкий лецитин — желто-коричневое тягучее вещество, растворяется в эфирах и этаноле, набухает в воде2. В нем есть жиры, которые не смогли удалить в процессе производства, 13 - 15%.

Образцы старой кожи обрабатывали как чистым лецитином, так и водными суспензиями, а также его спиртовым экстрактом.

Шкала твердости гю Шору Стандартные изделия

00 А 0 с сопоставимой твердостью

10 Зефир

20 Гелевое велосипедное седло

25 Жевательная резинка

30 Гелевая стелька для обуви

40 Оконная замазка

50 10 Мяч для ракетбола

60 20 Эластичная резинка

65 30 Профессиональный ластик для художников

70 35 Обивка двери автомобиля

75 40 Резиновый садовый шланг

80 45 Карандашный ластик

85 50 Протектор автомобильной шины

90 60 Резиновая футеровка вибробункера

95 70 25 Кольцевое уплотнение для сантехники

100 75 30 Каблук модельной обуви

85 35 Кожаный ремень

90 40 Полиуретановая футеровка вибробункера

100 45 Хоккейная шайба

55 Шина магазинной тележки

60 Эбонитовый шар для боулинга

65 Покрытие мяча для игры в гольф

70 Защитный шлем

75 Футбольный шлем

Ил. 2.

Таблица твердости материалов (сравнение дюрометром)

Для приготовления водных суспензий смешивали в стеклянной емкости лецитин с теплой водой в соотношениях 1 : 1, 1 : 2. Затем перемешивали жесткой кистью до образования однородной суспензии цвета слоновой кости. В зависимости от количества добавленной воды цвет становился более или менее насыщенным. Жидкий лецитин — и подсолнечника, и соевый — представляет собой темно-коричневую вязкую жидкость, продается в бутылках из темного пластика.

Предварительно кожу очищали вспененным седельным мылом, смешанным с водой. Очистку проводили с помощью ватных тампонов.

Обработку образцов старой кожи проводили следующим образом:

— обработка лецитином, суспензией с лицевой стороны;

— обработка лецитином, суспензией с двух сторон;

— отдаленное увлажнение образца кожи, затем нанесение лецитина на лицевую сторону фрагмента кожаного покрытия;

— отдаленное увлажнение образца кожи, затем нанесение лецитина (суспензии) в двух сторон.

Обработанные образцы накрывали полиэтиленовой пленкой и оставляли на 8-12 часов (ил. 3). Результаты приведены в таблице 1 (табл. 1).

Ил. 3.

а) Обработка фрагмента кожи. Оборотная сторона;

б) Поместили в пленку;

в) Состояние после обработки кожи. Лицевая сторона: 1. Обработка суспензией с оборота (тв. 79-84

ед. Шора); 2. Обработка с обеих сторон (тв. 78-82 ед. Шора); 3. Не обработанный фрагмент; 4. Обработка с лицевой стороны (тв. 78-83 ед. Шора)

Таблица 1.. Обработка образцов старой кожи водной суспензией лецитина

№ пп Образец кожи Состав суспензии, лецитин : вода Способ обработки Толщина, мм Твердость до обработки, ед. Шора Твердость после обработки, ед. Шора

1 Фрагмент кожи XIX в. 1 : 1 С лицевой стороны 0,896-0,966 86-92 78-86

2 Фрагмент кожи XIX в. 1 : 2 С оборота 0,751-0,896 80-87 79-84

3 Фрагмент кожи XIX в. 1 : 2 С обеих сторон 0,751-0,896 80-87 78-82

4 Фрагмент кожи XIX в. 1 : 2 С лицевой стороны 0,751-0,896 80-87 78-83

5 Фрагмент кожи XVII в 1 : 1 Отдаленное увлажнение + лецитин с лицевой стороны 0,788-0,894 84-90 72-76

6 Фрагмент кожи XVIII в 3 : 1 С двух сторон 0,528-0,747 80-87 74-78

7 Фрагмент кожи XIX в 1 : 1 С двух сторон 0,522-0,671 82-88 74-80

Водными суспензиями лецитина с разными соотношениями воды и лецитина (1 : 1, 2:1, 3:1) обработали в общей сложности 20 образцов кожи, отличающихся по толщине и состоянию сохранности (ил. 4). По результатам экспериментов можно сказать, что лучший результат получается, если использовать комбинированные методы пластификации кожи: отдаленное увлажнение и нанесение суспензии лецитина (ил. 5).

Чтобы получить спиртовой экстракт, поместили в делительную воронку 50 мл лецитина и 50 мл спирта, тщательно перемешали. Лецитин хорошо растворяется в спирте, а жир в холодном спирте растворяется плохо. Спустя 2-3 часа фракции разделились. В нижней части воронки осталась темно-коричневая вязкая жидкость, а в верхней части — прозрачный желтоватый раствор лецитина в спирте. Другой способ: можно смешать лецитин со спиртом в равных долях в стеклянной емкости с крышкой. Тщательно перемешать. Через 2 часа жидкости разделятся на две фракции. Затем «надосадочную» жидкость — использовать. Верхнюю прозрачную фракцию — слить в стеклянную емкость (ил. 6).

Для эксперимента выбрали 10 образцов фрагментов кожаных переплетов XVIII - XIX вв. После очистки спиртовой экстракт наносили с помощью ватного диска с лицевой стороны. В результате обработки кожа стала менее твердая (уменьшилась на 5-7 единиц Шора) и более эластичная. Но лучшего результата удается достигнуть, если сразу после обработки провести отдаленное увлажнение фрагмента.

Ил. 4.

Образец кожи № 6 приложили к переплетной доске. До обработки. Согнуть его без сломов и утрат невозможно

61 91, ¿1 д 31 Р1 e^ 21 IV о: ь

Ил. 5.

Образец кожи № 6 после обработки. Приклеен к переплетной доске с помощью кроличьего клея

Именно эту методику использовали при реставрации переплета начала XX века книги «Триодь постная» (1904 г.), напечатанной в Синодальной типографии (ил. 7). Переплет покрыт светло-коричневой кожей со слепым тиснением, не однородной по толщине (табл. 2). Кожа потерта на углах и торцах. В верхней и нижней корешковой части кожа тоньше и потерта сильнее.

Таблица 2.. Параметры переплетной кожи

Загибки Сторонки Корешок

Толщина, мм 0,423-0,547 0,533-0,612 0,399-0,460

Твердость, ед. Шора 73-86 82-86 70-76

Верхняя крышка при поступлении на реставрацию находилась в удовлетворительном состоянии. Кожа переплета была прочно приклеена к ней. Нижняя крышка пострадала от намокания, деформировалась; были следы плесени. В результате кожа практически полностью отклеилась от картонной переплетной крышки, а на загибках кожа деформировалась и стала жесткой (ил. 8, 9). Было принято решение верхнюю крышку переплета не демонтировать, а нижнюю крышку заменить на новую из реставрационного картона.

Ил. 8.

Переплет книги «Триодь постная». 1904 г. Разворот. Состояние до реставрации

■ ы

Ил. 9.

Фрагмент

переплета

«Триодь

постная».

1904 г. Загибки.

Состояние

до реставрации

Переплетную кожу очистили с помощью вспененного седельного мыла. С внутренней стороны кожу очищали ватным тампоном и салфетками из микроволокна. Очищенную кожу обработали спиртовым экстрактом лецитина с лицевой стороны, а затем провели отдаленное увлажнение. Кожу оставили между двух сукон на 24 часа под местным грузом. После обработки кожа стала менее жесткой (твердость снизилась на 3-5 единиц Шора) и такой эластичной, что удалось ее без особых усилий установить на переплет (ил. 10,11).

Ил. 10.

Переплет книги «Триодь постная». 1904 г. Вид со стороны верхней крышки. Состояние в процессе реставрации, после

пластификации кожи

Ил. 11.

Переплет книги «Триодь постная». 1904 г. Разворот. Состояние в процессе реставрации, после пластификации кожи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самым чистым является сухой лецитин. Он практически не содержит примесей, 94 - 96% лецитина3. На сегодняшний день существуют два вида сухого лецитина: в виде порошка кремового цвета лецитин подсолнечника и гранулированный соевый лецитин желтоватого цвета. Сухой лецитин набухает в теплой воде. При смешивании с водой (в пропорции 1 : 1), после длительного перемешивания, получается густая дисперсия желтоватого цвета (гранулированный) и светло-коричневого цвета (при использовании порошка) (ил. 12). Приготовленным лецитиновым «кремом» были обработаны 8 фрагментов кожи XIX века. Толщина образцов: от 0,6 до 0,9 мм. Твердость: от 82 до 88 ед. Шора. Пластификацию проводили после очистки ватным тампоном с лицевой стороны, с оборота, с двух сторон. Образцы поместили в полиэтилен на 24 часа.

¥

Ил. 12.

Лецитиновый «крем»

Твердость образцов снизилась на 4-6 ед. Шора, но их эластичность изменилась несущественно. Поэтому мы решили провести их отдаленное увлажнение. Накрыли полиэтиленом и оставили на 6 часов, периодически проверяли состояние кожи. После обработки твердость образцов снизилась еще на 2-3 ед. Шора, и они стали более эластичными, удалось распрямить загибки на переплетной коже конца XIX века (ил. 13).

Ил. 13.

Переплетная кожа

коричневого

цвета со слепым

тиснением.

Фрагмент.

Состояние

после обработки

и отдаленного

увлажнения.

Удалось

распрямить

загибки

Лецитиновым кремом были обработаны полукожаные переплеты книг. Крем удобно наносить, после обработки кожа стала более мягкой, а ее цвет ярче. Таким образом, лецитиновый крем можно применять для профилактической обработки сухой кожи переплетов книг (ил. 14).

Ил. 14.

Переплет книги XIX века. Вид со стороны корешка: до обработки (слева) и после обработки (справа)

В результате проведенной исследовательской и экспериментальной работы можно сказать, что лецитин является одним из материалов для пластификации кожаных переплетов. В работе мы рассмотрели все известные на рынке виды лецитинов, а также провели испытания на образцах старой кожи.

Чистый лецитин — без добавления воды или спирта — не дает положительных результатов при реставрации переплетной кожи. Использование водных суспензий, спиртового экстракта («надосадочной» жидкости) позволяет улучшить состояние кожи.

Самым эффективным при пластификации кожи переплетов является использование комбинированных методов: обработка пластифицирующими средствами (в данном случае лецитина) и отдаленного увлажнения для восстановления водного баланса.

Как мы писали выше, одна из причин разрушения кожи — это реакции автоокисления жиров, которые были внесены в нее при обработке и при «поновлени-ях» в процессе бытования. Лецитин относится к фосфолипидам, в состав которого входят определенные жирные кислоты. Исследования антиокислительной способности лецитина показали, что его добавление к «жирному» сырью замедляет процессы окисления и гидролиза4.

В составе жидкого лецитина есть небольшое количество жира. Мы знаем, что кожа становится жесткой и теряет эластичность из-за потери влаги и жира. По результатам проведенных исследований водные эмульсии, приготовленные из жидкого лецитина, рекомендуется использовать при реставрации обезжиренной кожи.

Проведенное исследование показало: лецитин может быть эффективным материалом для восстановления кожаных переплетов. Состав смесей — лецитин: вода или лецитин : спирт — зависит от вида кожи и состояния ее сохранности.

Примечания

1. Жаркова И.М. и др. Лецитины в технологиях продуктов питания / И.М. Жаркова, О.Б. Рудаков, К.К. Полянский, Ю.Ф. Воронеж : Воронежский гос. ун-т инженерных технологий, 2015. С. 27.

2. Справочник химика 21. Химия и химическая технология. — URL: https://www. chem2l.info/page/038046l80l86082ll7026234209252l8l028065l87028l72/ (дата обращения: 02.12.2023).

3. Лисовая Е.В., Викторова Е.П. Анализ ассортимента лецитинов, представленных на российском рынке. — URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/ anaLiz-assortimenta-Letsitinov-predstavLennyh-na-rossiyskom-rynke/viewer (дата обращения: 01.12.2023)

4. Патшина М.В. и др. Изучение антиокислительной способности лецитина в составе белковой-жирной эмульсии на основе животных жиров / М.В. Патшина, Г.В. Гуринович, И.С. Патракова, С.А.Серегин, Н.С. Горюнова // Инновации и продовольственная безопасность. №1 (35). 2022. С. 18 - 24.

1. Zharkova I.M. i dr. Lecitiny' v texnoLogiyax produktov pitaniya / I.M. Zharkova, O.B. Rudakov, K.K. PoLyanskij, Yu.F. Voronezh : Voronezhskij gos. un-t inzhenernyx tex-noLogij, 2015. s. 27.

2. Spravochnik ximika 21. Ximiya i ximicheskaya texnoLogiya. — URL: https://www. Chem2l.info/page/038046l80l86082ll7026234209252l8l028065l87028l72/ (data obrashheniya: 02.12.2023).

3. Lisovaya E.V., Viktorova E.P. AnaLiz assortimenta Lecitinov, predstavLennyx na rossi-jskom rynke. — URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/anaLiz-assortimenta-Letsitinov-predstavLennyh-na-rossiyskom-rynke/viewer (data obrashheniya: 01.12.2023)

4. PatshinaM.V. idr. Izuchenie antiokisLiteLnoj sposobnosti Lecitina v sostave beLkovoj-zhirnoj emuLsii na osnove zhivotnyx zhirov / M.V. Patshina, G.V.Gurinovich, I.S. Patrako-va, S.A.Seregin, N.S. Goryunova // Innovacii i prodovoLstvennaya bezopasnost". №1 (35). 2022. s. 18 - 24.

Сведения об авторах

Цхай Анна Анатольевна — реставратор высшей квалификационной категории архивных и библиотечных материалов, ФГБНИУ «ГОСНИИР», научный сотрудник отдела научной реставрации рукописей и графики. Российская Федерация, 107014, Москва, ул. Гастелло, д. 44, стр. 1 E-mail: Tskhay_anna@maiL.ru

Tskhai Anna A. — a highLy quaLified restorer of archivaL and Library materiaLs, the State

Research Institute for Restoration, department of restoration of manuscripts

and graphics, research associate.

1-44, Gastello str., Moscow, 107014, Russian Federation

E-mail: Tskhay_anna@maiL.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.