Научная статья на тему 'Лето-2010'

Лето-2010 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТЫ / СОРЕВНОВАНИЯ / ЛАГЕРЯ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ / ЛАГЕРЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ЛАГЕРЯ / ИННОВАЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левитская Алина Афакоевна

Жизнь давно сформулировала основную задачу организации отдыха детей: летний отдых должен быть интересным и полезным. Конечно, при этом речь идёт и о социально значимых приоритетах: формировании здорового образа жизни, обеспечении занятости детей как эффективного средства профилактики правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summer$2010

Foreground lines. Camps for gifted children. Military sports camps. The camps for children in difficult situations. Personnel training.

Текст научной работы на тему «Лето-2010»



УШткл

Жизнь давно сформулировала основную задачу организации отдыха детей: летний отдых должен быть интересным и полезным. Конечно, при этом речь идёт и о социально значимых приоритетах: формировании здорового образа жизни, обеспечении занятости детей как эффективного средства профилактики правонарушений.

Лето-2010

Алина Афакоевна Левитская,

директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и

науки РФ

• приоритеты • соревнования • лагеря для одарённых детей • лагеря для детей в трудной жизненной ситуации • военно-спортивные лагеря • инновации • подготовка кадров

Значимая педагогическая задача — развить индивидуальные способности детей, дополнить школьное образование, дать ребятам возможность проявить себя в новой сфере, найти дело по душе. Важно обеспечить эту возможность как можно большему количеству детей через различные организационные формы отдыха и оздоровления, в первоочередном порядке создать условия социально не защищённым категориям детей, детям «группы риска».

Можно сделать ряд выводов по результатам обобщения информации, которую Ми-нобрнауки России получило из субъектов РФ по итогам летней оздоровительной кампании 2009 года.

-е-

Приоритетные направления

Многие регионы активно развивают ставшие традиционными массовые спортивные мероприятия и соревнования в каникулярное время.

ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА

Например, в Чувашской Республике в этом году состоялась Республиканская спартакиада летних загородных детских лагерей и V ежегодная спартакиада школьников, отдыхающих в пришкольных оздоровительных лагерях. В Кемеровской области, помимо лагерных учебно-тренировочных площадок и сборов для спортивных соревнований, были сформированы дворовые команды. В Ярославской области проведена областная спартакиада детей, отдыхающих в детских оздоровительных центрах.

Другое направление работы, которое регионы определяют как приоритетное, — выявление и поддержка одарённых и талантливых детей: это направление реализуется в профильных лагерях, профильных сменах, деятельности отрядов технического и художественного творчества, историко-краеведческих, экологических.

Например, в Сахалинской области работал областной профильный лагерь для одарённых детей «Эврика». В Ивановской области были организованы областные профильные смены для одарённых детей — победителей международных, всероссийских, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов и фестивалей. В Саратовской области на базе оздоровительно-образовательного центра «Дубки» работала XXI летняя школа для одарённых учащихся. В Ставропольском крае популярны профильные интеллектуальные отряды для одарённых детей, созданные на базе образовательных учреждений («Юный лингвист», «Математик», «Эколог»).

По экспертным оценкам, в 2009 году число отдохнувших детей и занимающихся по образовательным программам, развивающих способности детей, их таланты, выросло приблизительно на 25%.

Важное направление — создание условий для летнего отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «трудных» подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья).

Радует, что в системе организации отдыха, оздоровления и занятости ребят в этом направлении за последние годы произошли качественные изменения, и во многих регионах такая работа уже стала приоритетной.

Заслуживает внимания опыт ряда субъектов РФ:

Оренбургская область — 750 ребят, оказавшихся в трудной ситуации, и 373 ребёнка-инвалида отдохнули в санаториях и загородных оздоровительных лагерях области и за её пределами;

Самарская область — на базе образовательных учреждений был организован отдых 450 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Вологодская область — Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий совместно с Вологодской областной общест-

А.А. Левитская. Лето-2010

венной организацией инвалидов уже второй год проводит областной лагерь для детей с ограниченными возможностями;

В Еврейской автономной области при районной библиотеке г.Об-лучья работал лагерь с дневным пребыванием «Лучики добра» для детей, нуждающихся в особой заботе;

Смоленская область — в течение летнего периода в рамках оздоровительно-развивающей программы «Радуга» были оздоровлены 230 детей с ограниченными возможностями;

В Орловской, Воронежской областях, Республике Коми на базе районных социально-реабилитационных центров были созданы лагеря дневного пребывания, в которых обеспечивался отдых, оздоровление и профилактика безнадзорности, комплекс коррекционно-реа-билитационных услуг.

Можно отметить также опыт ряда регионов по организации совместного отдыха родителей (законных представителей) с детьми из малообеспеченных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, семей, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения:

В Свердловской области в августе 2009 года десятилетие отметил палаточный лагерь «Оленьи ручьи», в котором отдыхают и трудятся дети-инвалиды и их родители.

В Калининградской области в летний период 2009 года этим видом отдыха воспользовались 489 семей.

В Воронежской области 140 семей отдохнули в 120 лагерях семейного отдыха.

Военно-спортивные лагеря

Министерство считает особенно актуальной тему гражданско-пат-риотического воспитания, организацию военно-спортивных лагерей (в том числе для «трудных» подростков).

Как одна из инновационных форм допризывной подготовки молодёжи заслуживает внимания опыт Свердловской области, где для ребят был организован областной оборонно-спортивный оздоровительный лагерь «Юный моряк», Еврейской автономной области — на базе Центра детского творчества создан городской военно-спортивный лагерь «Спартанец», Орловской области — военно-спортивный палаточный лагерь «Разведчик ВДВ», Рязанской области — спортивно-оздоровительный лагерь «Зарница», Калининградской обасти — специализированный лагерь «Компас».

В Чувашской Республике для 850 детей из социально неблагополучных семей организован профильный военно-спортивный лагерь «Сыны России», где был реализован проект «Юный спецназовец — достойная смена».

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

Задача очередной летней оздоровительной кампании — развитие направлений, ставших традиционными, поиск новых форм отдыха (в том числе и малозатратных), которые привлекут ещё больше ребят. Вот только несколько инновационных проектов, реализованных в ходе летней оздоровительной кампании 2009 года:

В Орловской области за трудовыми объединениями школьников закреплено 308 га земельных угодий, 6 мини-ферм, 300 голов птицы. Общий доход составил 3,14 млн руб. В экологических отрядах более 6,7 тыс. подростков ухаживают за лесом на площади 227 га, за 338 воинскими захоронениями, 29 памятниками природы.

В Санкт-Петербурге по дополнительным образовательным программам проведено более 600 туристических мероприятий различной направленности (туристско-краеведческой, эколого-биологической, естественно-научной, военно-патриотической и.т.д.). В них приняли участие около 10 тыс. ребят.

В Калининградской области около 12 тыс. несовершеннолетних участвовали в трудовых акциях и десантах. Почти 27 тыс. ребят совершили летние увлекательные путешествия в рамках различных программ («Волшебный автобус», «Весёлый выходной» и т.д.).

В Республике Мордовия работал палаточный лагерь «Школа при-ключений-2009», палаточные лагеря «Школа выживания» и «Юный спасатель».

Подготовка кадров

В регионах обновляются содержание и формы деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления. Задача Минобрнауки России — выявить положительный опыт (включая инновационные формы работы с детьми) и подготовить методические рекомендации для использования его в регионах.

Традиционно сложилось так, что подготовка кадров к новой оздоровительной кампании в регионах начинается уже с начала года: проводятся курсы; установочные и обучающие семинары (с приглашением преподавателей вузов и специалистов различных служб и ведомств); организуется работа школ и центров вожатского мастерства и межрегиональных инструктивно-творческих лагерей профессионального развития вожатых; проводятся инструктивно-методические сборы, издаётся методическая литература.

Федеральная академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), Федеральный институт развития образования (ФИРО), федеральные центры «Орлёнок», «Океан», «Смена» также проводят курсы повышения квалификации для руководящих работников и специалистов сферы отдыха и оздоровления детей и молодёжи; школы во-

А.А. Левитская. Лето-2010

жатского мастерства, конкурсы профессионального мастерства в этой сфере. Федеральные детские центры («Океан», «Орлёнок», «Смена») ежегодно обновляют свои программы и становятся площадками инновационного опыта, методическими центрами по новым проектам и новым идеям.

Для кадрового обеспечения летнего отдыха детей возрождается старая традиция участия в детской летней оздоровительной кампании студентов педагогических вузов.

В сложные 90-е годы, проблемные и для организации летнего отдыха детей, снизилась потребность в педагогических кадрах для этой сферы, практически исчезла база для летней педагогической практики студентов. В этот период летняя практика на базе учреждений отдыха и оздоровления детей не была обязательной (за исключением лишь специальностей: педагогика и методика начального образования; педагогика и психология; социальная педагогика).

В проектах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения учтено предложение о включении в качестве одного из требований к учебной и производственной практике — проведение в детских оздоровительных лагерях летней психолого-педагогической практики для всех студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

-Ф- -Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.