УДК 378
«ЛЕТНЯЯ ШКОЛА» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИК СТУДЕНТАМИ СФЕРЫ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И
ГОСТЕПРИИМСТВА
Новикова Светлана Андреевна
Преподаватель АНО ВО «Российский Новый Университет» колледж г. Москва, Российская Федерация expert_tourism@mail. ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальные проблемы подготовки кадров для сферы туризма, сервиса и гостеприимства. На основе анализа российского и зарубежного опыта образования в данной сфере, представлен проект «Летняя школа для студентов ВУЗов туризма, сервиса и гостеприимства».
На сегодняшний день индустрия туризма и гостеприимства испытывает недостаток в высококвалифицированных кадрах.
Причиной этому является наличие теоретической базы, и недостаток практических умений, а также отсутствие мотивации у студентов.
Во всех развитых европейских странах существуют современные школы, не просто специализирующиеся на подготовке кадров в сфере туризма и гостеприимства, а сочетающие в себе мощную теоретическую базу и практику.
Создание подобных площадок в России может стать сильным толчком в развитии и повышении уровня подготовки кадров индустрии туризма и гостеприимства. В целях получения профессиональных знаний и опыта подобная школа поможет не только повысить эффективность прохождения практик студентами сферы сервиса, туризма и гостеприимства, но также сможет объединить представителей бизнеса, студентов и преподавателей.
Ключевые слова: студенты, практика, учебное заведение, работодатель, профессиональные навыки, образовательная площадка, туризм, гостеприимство, профессиональные кадры.
В данной статье рассмотрены актуальные проблемы подготовки кадров для сферы туризма, сервиса и гостеприимства. На основе анализа российского и зарубежного опыта образования в данной сфере, представлен проект «Летняя школа» для студентов ВУЗов туризма, сервиса и гостеприимства.
Целью является: предложить новую форму организации практики для студентов, как средство повышения эффективности прохождения практик студентами ВУЗов туризма, сервиса и гостеприимства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить причины, по которым студентам непросто найти работу в сфере туризма, сервиса и гостеприимства.
2. Провести опрос работодателей и обозначить основные причины, по которым они неохотно принимают на работу студентов.
3. Провести анализ профессиональной подготовки кадров в России и за рубежом.
4. На основе представленного анализа, предложить вариант решения проблемы.
Туризм на современном этапе активно развивается во всем в мире. Россия со своими природными и историческими богатствами - не исключение. Возрастающий интерес населения России к туризму и путешествиям за последние десятилетия привел к расширению туристкой отрасли: появлению новых видов туризма, новых направлений путешествий, увеличению количества туристических предприятий и коллективных средств размещения, что, в свою очередь, привело к повышению спроса на высококвалифицированных специалистов этой сферы [1].
20-летний опыт работы автора в туризме и сфере образования, дает право делать выводы о недостаточной подготовке молодых кадров. В большей степени это относится к практическим навыкам, которых явно не достаточно в нынешней программе подготовки кадров сферы туризма и гостеприимства.
Как правило, у большинства выпускников большой багаж теоретических знаний, но в тоже время, и огромная боязнь практической работы. Порой, ребята даже не могут отправить резюме на вакансию из-за неуверенности в себе (рис.1). Есть и такие, которые, наоборот, слишком самоуверены, и считают, что их знаний достаточно, чтобы претендовать сразу на должность руководителя. Но «тишина» от работодателей занижает и их самооценку. А если таким новобранцам все же дали шанс, то они также очень быстро теряются в большом потоке информации и ответственности.
/ N Потому что...
-
Потому что. V У
Рисунок 1. Неуверенность студента при поиске работы Проблема всех выше описанных выпускников в недостатке практического опыта. «Везет» только единицам, которых действительно, допускают до работы с клиентом, будь турагентство или ресепшн в отеле. Чаще всего студентов, которые проходят производственную практику, сажают в уголок наблюдать за работой профессионалов или отправляют в архив перебирать документы. Не редки случаи, когда студент ездит по
поручениям в качестве курьера и совсем не видит работы с клиентом. Это все тоже опыт, но его не достаточно, прежде всего, для самого работодателя.
И не то, чтобы работодатель не осознавал важность приобретения практических навыков студентом. Осознает и берет на практику. Но многие просто не хотят рисковать своим бизнесом и репутацией из-за ошибок стажеров. А ошибки у начинающих сотрудников неминуемы.
В результате проведенного опроса среди работодателей, мною был выявлен ряд ключевых проблем, которые требуют решения. Наряду с очевидными причинами, например, отсутствие профессиональных навыков, у работодателей есть и неочевидные причины для критики профессиональных качеств стажеров.
К таким причинам относятся:
1) Недостаточный уровень обученности, пусть даже и теоретический.
Приведу, пример из туристской отрасли. Самое первое требование ко всем претендентам, проходящим собеседование в туристском агентстве - знание туристских продуктов, стран, курортов, отелей. И даже, если студент знает теорию продажи и географию, это еще не означает, что он знает сам турпродукт, а на восполнение данного пробела в образовании работодатель должен затратить определенное количество средств и времени.
2) Работодатели ценят тех, кто мотивирован и понимает свои цели. Можно ли это требовать от молодых людей? - Нет. Похвастаться тем, что ты знаешь, чего хочешь и нашел себя в своей профессии, может далеко не каждый взрослый человек с опытом.
3) У предпринимателя всегда ограничено время и он не может становится «нянькой» для стажера. По мнению большинства работодателей «в ВУЗе их вообще работать не учат, поэтому встает необходимость адаптировать начинающего работника к новым реалиям».
Молодые сотрудники еще не научились работать в команде, отвечать за свои поступки, часто опаздывают и не имеют опыта работы с клиентами.
4) Если в компании находятся менеджеры, которые готовы взять на себя опеку над студентом - это прекрасно. Но зачастую, и у них весь день распланирован. Поэтому, когда руководитель принудительно назначает менеджера наставником для стажера, то студент расценивается, как обуза. Кроме того у менеджера есть страх, что он «воспитает» себе конкурента.
5) Если, все-таки, работодатель разглядел в студенте перспективного работника, и взял на себя его практическое обучение, возникает следующая проблема. Студентам без опыта работы и знаний специфики отрасли, как правило, платят мало. Именно поэтому,
молодые и амбициозные сотрудники стараются искать место «получше». Получается, что работодатель «взращивает» его для конкурентов.
6) Еще одна проблема - короткий период времени самой практики. Многие ВУЗы проводят учебную практику в стенах учебного заведения, и на производственную практику остается чуть больше месяца, а этого недостаточно для овладения всех тонкостей профессии.
Это далеко не весь перечень проблем. Но, даже проанализировав их, можно сделать вывод, что студентов на работу берут с неохотой.
Таким образом, можно сделать вывод, что навыков, компетенций и знаний, особенно практических не хватает будущему специалисту. И для того, чтобы работодатели поменяли свое отношение к молодым специалистам, образованию в сфере туризма и гостеприимства просто необходим новый подход, это касается как системы образования в целом, подготовки кадров на начальном этапе, так и переподготовки уже имеющихся специалистов [4].
Данная подготовка должна быть ориентирована на постоянное развитие, повышение качества услуг, совершенствование знаний и применение их на практике.
Ни для кого не секрет, что европейский уровень сервиса в сфере туризма и гостеприимства признан первоклассным.
В XXI веке, обучением и подготовкой высококвалифицированных специалистов в сфере туризма и гостеприимства в развитых европейских странах занимаются, так называемые, специализированные школы.
Конечно первая страна, которая приходит на ум, это Швейцария и ее знаменитые:
- «César Ritz Colleges, Le Bouveret, Brig» - Легендарная школа, предлагающая профессиональные программы не только в гостиничном и туристическом бизнесе, но и в искусстве кулинарии, кондитерском деле и мастерстве сомелье. Это единственная школа в Швейцарии, получившая сертификат качества Всемирной туристической организации!
- «The Swiss Hotel Management School» - Флагман образовательной организации Swiss Education Group - мировой образец и ориентир для остальных учебных заведений, предлагающих образование в сфере гостеприимства, гостиничного и туристического менеджмента. Сотрудники ведущих мировых компаний посещают The Swiss Hotel Management School дважды в год: многие студенты получают предложения о стажировке или работе еще до момента получения диплома, имеют возможность завязать полезные деловые знакомства и связи [2].
Система обучения, представленная в европейских странах показывает, что сфере услуг, бесспорно, необходим теоретический базис, но самые ценные знания студенты получают именно на практике.
Абсолютно все университеты и бизнес школы Европы разрабатывают специальные программы сотрудничества с крупнейшими туроператорами или отелями.
В нашей же стране на сегодняшний день образовательными организациями, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства, являются:
- образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования (ВО)
- образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования (СПО)
- образовательные организации, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования (ДПО) [5].
Анализ перечня образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов для сферы туризма, показал, что в России представлен достаточно широкий спектр возможностей для получения высшего образования, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в сфере туризма. При этом конкуренция между образовательными организациями, конечно, существует, но различия в профилях подготовки позволяют им находить и привлекать именно своих абитуриентов и слушателей, тем более, что выбор предлагаемых специализаций и направленностей (профилей) достаточно большой.
Но несмотря на достаточно внушительный перечень данных образовательных организаций, зачастую полученных знаний на данном уровне обучения не достаточно для того, чтобы соответствовать динамично развивающейся туристической отрасли [4].
Российские ВУЗы ежегодно выпускают более 25 000 специалистов сферы туризма и гостеприимства. Но число выпускников туристских вузов превышает количество вакансий в данной сфере, несмотря на рост и развитие предприятий туристского бизнеса. Это также усиливает конкуренцию между выпускниками и повышает требования работодателей к уровню их профессиональной подготовки. Как уже было отмечено, главным требованием работодателей к выпускникам является наличие у них профессиональных навыков и опыта практической работы, полученных в ходе производственных практик, а это, в свою очередь, выдвигает требования к содержанию программам производственных практик, разрабатываемых ВУЗами, и к качеству их реализации [1].
В связи с этим, главной задачей на современном этапе в подготовке специалистов сферы туризма, отвечающих современным требованиям туристского рынка, является внедрение в российские образовательные программы практико-ориентированного обучения, основанного на сотрудничестве и взаимной заинтересованности между ВУЗами и работодателями. Подобное сотрудничество необходимо осуществлять, в том числе, и в рамках социального партнерства, которое подразумевает совместное с работодателями планирование направлений взаимодействия в подготовке специалистов, обеспечение возможностей прохождения производственных практик и гарантированное трудоустройство после окончания учебного заведения [3].
Одно из решений данной задачи - это создание общей площадки взаимодействия ВУЗов, работодателей и студентов.
Важно, что такую площадку должно организовать не отдельное образовательное учреждение, а сообщество ВУЗов, потому что основной целью данной площадки является помощь всем студентам найти себя в профессии.
Ярким примером такого сообщества является Ассоциация вузов туризма и сервиса совместно Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм [6].
Другими целями создания такой образовательной площадки являются:
- создание условий для профессионального развития молодых специалистов в сфере туризма и гостеприимства;
- распространение успешного профессионального опыта в сфере туризма, и гостеприимства;
- содействие развитию сферы туризма и гостеприимства;
- создание условий для профессионального общения, обмена опытом и решения острых вопросов образования и карьеры.
Такой площадкой может стать «летняя школа». Ведь, большинство студентов готовы стажироваться и в летний период, если видят перспективы.
Первым этапом работы «летней школы» должна стать учебная практика. И она будет намного эффективнее, нежели делать ее в стенах учебного заведения.
Как уже было отмечено, у студентов наблюдается недостаток знаний специфики туристского продукта. Для ликвидации такого недостатка, каждому менеджеру предписано посещать семинары и вебинары для изучения данного вопроса. То есть представители различных турфирм могут проводить со студентами семинары, мастер-классы и тренинги прямо на площадке (рис.2). Это могут быть представители и других
секторов сферы туризма: страховые, юридические и 1Т-компании. Для гостиничного дела тренинги могут проводить представители гостиничной индустрии.
Рисунок 2. Семинары для студентов Для работодателя - это также возможность выделить для себя наиболее перспективных стажеров и провести с ними собеседование прямо на площадке. В свою очередь, студенты приобретут навыки прохождения собеседований (рис.3).
в <:
Рисунок 3. Прохождение собеседования
Вторым этапом работы «летней школы» является организация производственной практики. Конечно же, большинство ВУЗов старается предоставить своим студентам места практик.
Как правило, студентам предлагается 2 варианта: найти место прохождения практики самостоятельно или место предоставит ВУЗ.
Будем откровенны: так ли уж все студенты, действительно, проходят практику? А все ли руководители практик от ВУЗов отслеживают качественное прохождение этой практики? Конечно, нет. Большинство руководителей и практикантов относится к этому вопросу чисто формально, и не предполагают получить никакой реальной пользы от практики.
Данная площадка поможет заинтересовать всех участников процесса и, самое важное, проконтролировать, чтобы практика проходила качественно и со стороны студента, и со стороны работодателя. Ведь, мы все заинтересованы в развитии индустрии сервиса, туризма и гостеприимства.
В этом ключе эффективно проводить организовывать площадки там, где больше всего работодателей. Например, в летний сезон большой спрос на сопровождающих гидов, трансфермеров, аниматоров и администраторов гостиниц на курортах. Гостиничные и туристские предприятия Крыма, Сочи и Подмосковья с удовольствием примут на производственную практику, обученных ими самими студентов.
Примером такой площадки может стать один из отелей Bregutta Hotel Group -Natalia, Christie Hotel или Центр спорта Эволюция в г.Евпатория (рис.4) [7].
А для «продающих» менеджеров больше перспектив будет в Москве, Санкт-Петербурге и области. После прохождения «летней школы» уже многие туроператоры и турагентства захотят взять стажеров со знанием турпродуктов.
Да, безусловно, такая площадка потребует инвестиций и потребуется бизнес-план для ее создания. Да, и сама программа участия, скорее всего, будет платной для студентов. Но эта стоимость должна быть «подъемной» для них и «отбиться» при первой же зарплате.
В любом случае студенты получат бесценный опыт и незабываемые впечатления. Такая «школа» расширит кругозор и поможет приобрести практические навыки, она разовьет и коммуникативные навыки. А работодатели убедятся, что российские ВУЗы учат и следят за качеством образования своих выпускников, не хуже европейских.
1. Брель О.А. Актуальные проблемы профессионального туристского образования на современном этапе развития туризма в России. - Казанский педагогический журнал -2016. - №4 (117).
2. Спатарь-Козаченко Т.И., Морозан О.В., Петриенко Н.С. Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом // Сервис Plus. 2018. Т.12. №3. С.44-51.
3. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И - СПб.: Невский фонд, 2014.-82с.
Рисунок 4. Bregutta Hotels в качестве площадок для «летней школы»
Литература
4. Шамсутдинов Р.А. Роль социального партнерства «Предприятие-ВУЗ» в условиях реализации ФГОС / Р.А. Шамсутдинов // Казанский педагогический журнал. -2015.- № 3.- С. 121-123.
5. Информация о профильных учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства (данные за 2018 год). - Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации: официальный сайт - [Электронный ресурс]: https://www.russiatourism.rU/content/7/section/141/detail/3775/ (дата обращения 18.10.2018).
6. ФУМО в системе СПО по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм - http://rguts.ru/umo/
7. Bregutta Hotel group - http://bregutta-hotels.ru/hotels/crimea-hotels/