2018, 12(3), 44—51 Spatar'-Kozachenko, T. I., Morozan, O. V., & Petrienko, N. S.
Current problems of staff training in the sphere of tourism
and hospitality in Russia and abroad
ТУРИЗМ / TOURISM
УДК 37
ЭС!: 10.24411/2413-693Х-2018-10305
Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом
СПАТАРЬ-КОЗАЧЕНКО Татьяна Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма старший преподаватель, [email protected] МОРОЗАН Ольга Валерьевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма студент
ПЕТРИЕНКО Наталья Сергеевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма студент
Аннотация. Туризм в России испытывает недостаток в высококвалифицированных кадрах. Причиной этому является недостаточный уровень образования и отсутствие мотивации. В основном в гостиницах работают кадры, которые не имеют образования в сфере туризма и гостеприимства, а также отсутствуют знания иностранных языков, что недопустимо в данной сфере. Это приводит к низкому уровню сервиса и качества предоставляемых услуг. Практика в данной сфере является важным фактором, но не единственным важным. Наличие теоретической базы также является важным аспектом.
Европейский уровень сервиса с каждым днем доказывает свое превосходство, сочетая в себе мощную теоретическую базу и практику, которая совершенствуется годами. В большей степени таким методам и уровню профессионализма способствует наличие во всех развитых странах Европы школ, специализирующихся на подготовке кадров в сфере туризма и гостеприимства. Такие школы отличаются от государственных учебных заведений наличием обширной профильно-тренировочной базы, которая способствует оттачиванию уровня мастерства будущих специалистов.
Открытие данных школ в России может дать сильный толчок в развитии и повышении уровня сервиса. Их открытие необходимо обеспечить в крупных туристских центрах, например Москва и Санкт-Петербург, где нехватка высококвалифицированного персонала ощущается наиболее остро. В целях получения профессиональных знаний и опыта должны быть приглашены европейские специалисты, которые за время своей деятельности по-настоящему смогли узнать и создать первоклассный уровень сервиса. Только учась у лучших, можно стать лучшими. Именно тогда Россия сможет стать достойной конкурентоспособной страной на туристском рынке.
Ключевые слова: туризм, гостеприимство, профессионализм, специалист, уровень сервиса, опыт, туристский рынок, уровень сервиса, зарубежная практика, конкурентоспособность
Для цитирования: Спатарь-Козаченко Т.И., Морозан О.В., Петриенко Н.С. Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом // Сервис Plus. 2018. Т.12. №3. С. 44-51. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10305.
Статья поступила в редакцию: 24.07.2018.
Статья принята к публикации: 24.08.2018.
2018 Vol. 12 Iss. 3 SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru
и сервиса», Москва, Российская Федерация, и сервиса», Москва, Российская Федерация, и сервиса», Москва, Российская Федерация,
Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом
Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad
Tat yana I. SPATAR -KOZACHENKO
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Senior Lecturer Olga V. MOROZAN
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, student Natalya S. PETRIENKO
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, student
Abstract. Tourism in Russia lacks highly qualified staff. It is caused with insufficient level of education and lack of motivation. In general, the hotels employ staffs who have no education in the sphere of tourism and hospitality, as well as lack of knowledge of foreign languages, which is unacceptable in this sphere. It provides low level and quality of service. Practice in this sphere is an important factor, but not the only important one. Theoretical base is also an important aspect. The European level of service proves each day its superiority, combining a powerful theoretical base and practice, which has been perfected over the years. This level of professionalism is increasingly promoted by schools specializing in training in tourism and hospitality which exist in all developed European countries. Such schools differ from state educational institutions by the presence of an extensive profile-training base, which helps to improve the professional level of future specialists. The opening of these schools in Russia can stimulate the development and improvement of the service level. Their opening should be provided in major tourist centers, for example, Moscow and St. Petersburg, where the shortage of highly qualified staff is felt most strongly. European specialists, who have really been able to learn and create a first-class level of service, should be invited in order to get professional knowledge and experience. Only learning from the best you can become the best. Then Russia can become a worthy competitive country in the tourist market.
Keywords: tourism, hospitality, professionalism, specialist, service level, experience, tourist market, service level, foreign practice, competitiveness
For citation: Spatar'-Kozachenko, T. I., Morozan, O. V., & Petrienko, N. S. (2018). Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad. Servis plus, 12(3), 44-51. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10305. (In Russ.).
Submitted: 2018/07/24.
Accepted: 2018/08/24.
Данная статья посвящена актуальной на наш взгляд проблеме в сфере туризма и гостеприимства в России. А именно это проблема заключается в профессиональной подготовке кадров для работы в данной сфере. В статье будут освещены основные проблемы и недостатки, для которых мы предложим решение. При написании статьи мы руководствовались как личным мнением, так и мнением различных издательств, что и привело нас к выводу о том, что проблема есть и её надо решать.
Целями являются:
1. Показать существующее положение дел - как на сегодняшний день мыслят студенты, обучаясь в сфере туризма и гостеприимства и то, чего не хватает
для решения такой непростой задачи как повышение уровня сервиса в Российской Федерации.
2. Провести параллель между образованием в сфере туризма и гостеприимства в Российской Федерации и за рубежом, в частности Европы.
3. В качестве примера привести страну с высоким уровнем сервиса и профессионализма в области подготовки кадров в сфере туризма.
Задачи:
1. Проанализировать в чём же действительно недостаток в профессиональной подготовке кадров на сегодняшний день в Российской Федерации.
2. Предложить оптимальное решение для повышения уровня сервиса в сфере туризма и гостепри-
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad
имства, применяя европейский метод обучения.
Таким образом, пройдя через все этапы анализа и существующих фактов, мы постараемся изложить реальную картину того, каков сегодня сервис в России и о том, какой же путь нужно пройти студентам для того, чтобы стать исключительным профессионалом в сфере туризма и гостеприимства. И что для этого должны сделать мы. Ведь готовить настоящих специалистов нужно сейчас, чтобы через время мы смогли увидеть Российскую Федерацию на одной из первых строчек в статистике по уровню сервиса и стали достойной конкурентоспособной туристической страной.
Туризм на современном этапе активно развивается во всем в мире. Россия со своими природными и историческими богатствами- не исключение. Возрастающий интерес населения России к туризму и путешествиям за последние десятилетия привел к расширению туристкой отрасли: появлению новых видов туризма, новых направлений путешествий, увеличению количества туристических предприятий и коллективных средств размещения, что, в свою очередь, привело к повышению спроса на высококвалифицированных специалистов этой сферы.
На сегодняшний день основной задачей в сфере туризма в России является развитие внутреннего туризма, так как есть куда ехать и что смотреть, ресурсная база Российской Федерации огромная, многие даже не подозревают, какие красоты можно увидеть, отправляясь в другой город. Но так же не нужно забывать о восстановлении въездного туризма, который за последнее время несколько снизил свои показатели по политическим и экономическим причинам.
Развитие туризма как отрасли на сегодняшний день является не единственным направлением, которое нужно развивать. Кадры, первоклассный уровень сервиса, вот что хотят увидеть отечественные и зарубежные туристы. Поэтому развитие высококвалифицированного персонала является первым шагом на пути становления Российской Федерации как достойного конкурента на туристическом рынке.
На сегодняшний день в нашей стране образование в сфере туризма и гостеприимства можно получить, обучаясь в высших учебных заведениях, а так же получая среднее специальное образование в данной сфере. Однако зачастую полученных знаний на данном уровне обучения не достаточно для того, чтобы соответствовать динамично развивающейся туристической отрасли [1].
Программа вузов часто не согласована с потребностями рынка и как результат мы видим, что количе-
ственные показатели подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства преобладают над качественными, что в свою очередь неблагоприятно отражается на уровне сервиса на предприятиях предоставляющие туристские услуги.
На данный момент туризм в России набирает обороты и стремительно развивается. В связи с этим образованию в сфере туризма и гостеприимства просто необходим новый подход, это касается как системы образования в целом, подготовки кадров на начальном этапе, так и переподготовки уже имеющихся специалистов.
Данная подготовка должна быть ориентирована на постоянное развитие, повышение качества услуг, совершенствование знаний и применение их на практике.
Так же одна из проблем, является то, что большинство выпускников по окончанию учёбы и дальнейшему устройству на работу просто не соответствуют нынешним требованиям на туристическом рынке.[1] По большей степени это относится к практическим навыкам, которых явно не достаточно в нынешней программе подготовки кадров сферы туризма и гостеприимства.
Все мы знаем, что любой сотрудник отеля, хорошего отеля, будь то администратор, который является главным звеном, или работник службы housekeeping обязаны владеть иностранным языком, а именно английским. Это главное требование, которое не должно нарушаться, это должно стать обязательным правилом для всех коллективных средств размещения. Но, к сожалению, сегодня многие пренебрегают этим фактом.
Учитывая сложившуюся тенденцию того, что большинство работников в сферу туризма и гостеприимства приходят изначально без профессионального образования в данной сфере. А специалисты данной области уходят работать в другие сферы деятельности.
Возможно, появление данной проблемы связано с недостаточной мотивацией, а так же неуверенностью студентов в своих знаниях данной сферы, так как в некоторых образовательных учреждениях направление подготовки кадров туризма и гостеприимства не является основным, таким образом, количество полученных знаний является недостаточным для того, чтоб реализовать себя в данной сфере.
Заблуждением сегодня является то, что, для того, чтобы работать в сфере туризма и гостеприимства достаточно иметь грамотную речь и знание иностранного языка. Но для того, чтобы выйти на новый уровень предоставления первоклассного сервиса не
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом
достаточно лишь этих качеств, хотя и иностранный язык является обязательным условием при устройстве на работу в гостиничном предприятии.[1]
Если говорить о теоретических знаниях, то каждое из образовательных учреждений в сфере туризма и гостеприимства может обеспечить их получение. Это просто, достаточно лишь наличие аудитории, столов и стульев. А что касается практических навыков и умений, с этим сложнее, так как необходимы специально оборудованные помещения, которые позволят студентам на практике отработать свои знания полученные в теории. К сожалению, большинство образовательных учреждений не обладают такими ресурсами. По окончании определенного времени обучения студентов направляют на практику в гостиницы, но этого не достаточно, так как срок прохождения данной практики является ограниченным и не всегда практикантам могут доверить выполнение профессиональных обязанно-стей.[2]
Таким образом, мы пришли к выводу, что навыков, компетенций и знаний, особенно практических не хватает для будущего специалиста в сфере туризма и гостеприимства.
Ни для кого не является секретом, что европейский уровень сервиса в сфере туризма и гостеприимства признан первоклассным. Главными принципом европейского сервиса является наличие «золотого» правила обслуживания, которое гласит: гостей следует обслуживать так, как бы вы хотели, чтобы обслужили вас.
Именно в этом и состоит отличие, в Европе сотрудники гостиницы работают на впечатление гостя, и именно это должно быть основополагающим, ведь хорошее впечатление, залог успеха, а так же лояльности гостя.
Так почему же европейский уровень сервиса является первоклассным?!
Потому что его первоклассность заключается в следовании международным стандартам, а именно:[6]
1. Быстрое обслуживание:
• служащие гостиницы должны быть всегда готовы предложить помощь гостям;
• требованиями гостей надо заниматься немедленно, не отсылая их в другой отдел;
• все просьбы и жалобы разрешаются до того, как гости покинут отель.
2. Точность исполнения пожеланий гостя: гостям следует предлагать точную и полную информацию, исполнять каждую просьбу.
3. Превосходнейшее желание гостя:
• необходимо предугадывать потребности гостей и предлагать им помощь прежде, чем они
обратятся к вам;
• сотрудники должны быть знакомы с особыми пожеланиями гостей, чтобы автоматически ускорить их выполнение.
4. Дружелюбие и вежливость:
• с любым гостем, находящимся от вас в радиусе 2 м, надо первым начинать беседу;
• всегда, когда возможно, используйте титулы перед фамилией гостя (г-н, сэр, доктор и т.п.);
• следует устанавливать хороший зрительный контакт с каждым гостем, всегда улыбаться, если гость находится в радиусе 8-10 м; за любое неудобство, гостю приносятся извинения.
5. Внимательность:
• дайте гостю понять, что он замечен, даже если вы заняты;
• следует быть предельно внимательным.
6. Стандарты внешнего вида предъявляются к форме одежды, прическе и гигиене сотрудников.
7. Конфиденциальность информации: соблюдается конфиденциальность любой информации, связанной с гостем, включая номера комнат, сроки проживания, личную информацию и т.п.
8. Знание работы: любому сотруднику необходимо знать отель, помещения, часы работы и общую информацию.
9. Терпение:
• жалобы и комментарии надо выслуживать вежливо, внимательно и передавать руководству для принятия соответствующих мер;
• никогда не следует спорить с гостем и демонстрировать оборонительную позицию.
10. Ответственность: необходимо чувство ответственности и гордости?
• при поддержании порядка в отеле;
• в случае жалобы гостя нельзя обвинять другие отделы или лица;
• брать ответственность за решение проблемы следует на себя.
11.Численность персонала должна быть такой, чтобы обеспечить эффективное и непрерывное обслуживание гостей.
Сложившееся мнение о том, что в Европе предоставляется первоклассный уровень сервиса, было не всегда. Для того, чтобы заработать такое впечатление, был пройден сложный путь.
А началось всё с XX века, когда «король отелье-ров, и отельер королей» объявил всему миру о том, что «Клиент всегда прав!», и не ошибся, создав сеть самых роскошных отелей XX века, эталонных в премиальном сегменте рынка гостеприимства. [2]
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad
В XXI веке, обучением и подготовкой высококвалифицированных специалистов в сфере туризма и гостеприимства в развитых европейских странах занимаются так называемые специализированные школы. Конечно первая страна, которая приходит на ум, это Швейцария и ее знаменитые:
- «César Ritz Colleges, Le Bouveret, Brig» - Легендарная школа, предлагающая профессиональные программы не только в гостиничном и туристическом бизнесе, но и в искусстве кулинарии, кондитерском деле и мастерстве сомелье. Это единственная школа в Швейцарии, получившая сертификат качества Всемирной туристической организации! [4]
- «The Swiss Hotel Management School» - Флагман образовательной организации Swiss Education Group - мировой образец и ориентир для остальных учебных заведений, предлагающих образование в сфере гостеприимства, гостиничного и туристического менеджмента. Сотрудники ведущих мировых компаний посещают The Swiss Hotel Management School дважды в год: многие студенты получают предложения о стажировке или работе еще до момента получения диплома, имеют возможность завязать полезные деловые знакомства и связи.[5]
Такие школы есть во многих развитых городах Европы и Испания не исключение. Хотелось бы сделать акцент именно на образовании в сфере туризма и гостеприимства на примере данной страны. Так как на сегодняшний день Испания занимает достойное место на рынке туристических услуг и подготовки кадров данной области.
По статистическим данным сегодня Испания занимает 3 место в мире по въезжающему турпотоку, а Барселона занимает первое место по посещаемости в Испании. [3]
Так же немаловажный факт, что Испания занимает 2 место в мире по количеству учебных заведений, готовящих будущих специалистов в сфере туризма, ресторанного и отельного бизнеса всего их 28.
Учиться по данным направлениям можно в государственных и частных университетах, а также в многочисленных бизнес школах. Можно выбрать и уровень образования: профессионально-техническое (что-то вроде наших техникумов), высшее образование, куда входят три цикла - бакалавриат, магистратура, в том числе и МВА, или даже докторат (аспирантура), а также последипломное образование или курсы повышения квалификации. Следует также отметить, что система образования в сфере туризма отличается в Испании обширным предложением различных специализаций, и
все они востребованы на современном рынке труда.[3]
Помимо цикла образования и разнообразия учебных заведений, Испания радует также и возможностью выбора языков обучения: испанский, английский или двуязычные программы обучения. Лучшие вузы данного профиля, как правило, располагают собственной отельно-ресторанной базой.[6]
Такой важной сфере услуг, бесспорно, нужен теоретический базис, но самые ценные знания студенты получают именно на практике. Но если вы все же предпочитаете небольшие учебные заведения, не переживайте, у вас тоже будет шанс пройти практику, и не только в самой Испании.
Абсолютно все университеты и бизнес школы, независимо от их формы собственности, разрабатывают специальные программы сотрудничества с крупнейшими туроператорами или отелями, а также предоставляют своим студентам возможность получить опыт и во время программ студенческого обмена. А некоторые престижные университеты даже предлагают своим студентам уникальную возможность получения двойных дипломов.
Как и во многих европейских странах, в Испании так же есть учреждение, осуществляющее профессиональную подготовку кадров, а именно - Les Roches International School of Hotel Management- является одним из лидеров среди учебных заведений в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса в Испании. Поговорим немного о ней. Располагается она в престижном районе Lomas de Rio Verde в пригороде Marbella, в районе так называемой «золотой мили», в 2 км от побережья Средиземного моря. [7]
Программа называется Post-Graduate Diploma in Hospitality Management. Уникальность этой программы состоит в том, что она состоит из одного семестра обучения и одного семестра практики (стажировки). Обучение очень интенсивное. Длительность данной программы - 1 год, включая 6-месячную оплачиваемую стажировку, во время которой студенты развивают свои профессиональные навыки, работая в ресторанах, гостиницах и многих других компаниях, как в Испании, так и в других странах мира. Обучение ведется на английском языке.
Школы Les Roches имеют престижную аккредитацию NEASC (USA), а так же является членом IHA (International Hotels Association), CHRIE (Council on Hotel, Restaurant and Institutional Education), EUHOFA (International Association of Hotel Schools) и других.[7]
В течение пяти месяцев студенты изучают семнадцать предметов, включая дисциплины,
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом
имеющие прямое отношение к сфере питания и ресторанному бизнесу: Beverage, Bar and Wine Service, СЫшгу Restaurant and Banquet Operations, Service Banquet & Restaurant Operations, Advanced Culinary Concepts, Food Science & Sanitation, Food and Beverage Management, а также предметы, относящиеся к сфере гостиничного бизнеса и управления: Hospitality Marketing, Hospitality Accounting and Financial Management, Facilities Management, Rooms Division Operations and Management и другие. [10]
Дополнительно студенты изучают испанский язык. Второй семестр - практика. Выбор мест стажировки неограниченный, во время первого семестра студенты участвуют в ярмарках вакансий и проходят собеседования с потенциальными работодателями. Учитывается опыт работы, владение английским и испанским языком, личные качества студента. Студенты Les Roches Marbella проходят практику в отелях и ресторанах Мадрида, Марбельи, Барселоны, Тенерифе и других испанских городов. Обучение на английском языке.[10]
Выпускники, успешно закончившие данную программу, занимают руководящие должности в сфере гостеприимства и ресторанного бизнеса по всему миру.
Таким образом, мы видим, что обучение в образовательных учреждениях такого типа является первоклассным, оттуда выпускаются действительные профессионалы такого дела.
И если проводить параллель между образованием в сфере туризма и гостеприимства здесь в России и Испании, то можно увидеть, что практическим навыкам в Испании уделяется намного больше времени и это входит напрямую в учебный процесс.
Каждое высшее учебное заведение, которое осуществляют подготовку кадров в сфере туризма и гостеприимства обладает своего рода собственной тренировочной базой, где студенты немедля могут испытать знания на практике, это является огромным плюсом. Чего не может сказать о ВУЗах в России, больше половины студентов осваивают практические знания и навыки, лишь проходя практику по истечению полугода обучения, и то она не несет тех функций, которые должна.
Как известно на практике, даже обладая знанием иностранного языка, студенту вряд ли смогут доверить осуществлять профессиональные функции, сначала это будет Back office, а до стойки reception они не успевают дойти, так как срок заканчивается.
Обучаясь на таких тренировочных базах, отрабатывая полученные на лекции знания, студент приходит на практику в реальную гостиницу, уже обладая пусть не большим, но опытом работы.
Но так же не стоит упускать того, что обучению специальности в сфере туризма и гостеприимства в Испании уделяется больше внимания, да, в основном это, потому что это туристическая страна, но почему Россия не может стать такой страной?! Почему мы не можем, имея такие богатые ресурсы и историю стать достойной туристической страной, в которую так же будут приезжать туристы и что самое главное возвращаться снова и снова.
Но самое главное к чему мы должны стремиться - чтобы по приезду на родину даже европейские туристы рассказывали о безупречном гостиничном сервисе и высококвалифицированных сотрудниках, которые работают в России. Чтобы о нас говорили как о стране с высоким уровнем сервиса.
Таким образом, как бы то ни было, мы должны брать пример у лучших, для того чтобы потом стать лучшими. Значит необходимо предпринимать какие-то действия для этого. В связи с этим у нас есть предложение, которое может поспособствовать профессиональному развитию кадров в одной из самых востребованных областей на сегодняшний день.
Открытие школы по профессиональной подготовке кадров в сфере туризма и гостеприимства может стать первым шагом на пути становления России в качестве достойного конкурента на туристском рынке.
Для начала мы предлагаем создание таких школ в одних из главных туристских центрах страны - в Москве и Санкт-Петербурге. Эти города ежегодно принимают миллионы туристов и особо нуждаются в профессионалах в сфере туризма.
В первую очередь, школы такого типа будут ориентированы на практические навыки и умения студентов наряду с теоретическими знаниями. Поэтому они должны быть оснащены обширной тренировочной базой со всем необходимым оборудованием. Это позволит студентам после изучения теоретического материала ознакомиться с ним на практике. Например, студенты, обучающиеся в ВУЗах по туристскому профилю, изучают правила и нормы проведения уборки в гостиничных номерах: с чего начинать, чем заканчивать, сколько времени длится тот или иной вид уборки, как комплектовать тележку, как правильно общаться с гостем. Однако, когда это лишь оговаривается в аудитории, информация не так четко и ясно усваивается. Другое дело, когда студенты сами берутся за «уборку», в процессе у них возникают различные вопросы, они на практике запоминают, как это нужно делать по стандартам. И совсем не обязательно, чтобы студент по окончанию школы будет работать в службе номерного фонда. Грамотный руководитель сам должен пройти через все отделы гостиницы, чтобы знать, чего
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad
требовать от своих подчиненных.
Следующей важной составляющей школы по подготовке профессионалов в сфере туризма является знание иностранных языков. В России проблема со знанием иностранных языков довольно актуальна. А для того, чтобы предоставить высокий уровень сервиса, понимать и общаться с иностранными гостями, необходимо знать иностранные языки. Безусловно, это английский, который считается мировым языком общения, и большинство иностранцев, приезжающих в нашу страну, говорят на нем. Поэтому в таких школам обязательно необходимо изучение английского языка. Более того, некоторые дисциплины должны преподавать на английском языке, как это делается в европейских школах.
Помимо знания английского языка, также желательно изучение и других иностранных языков. На сегодняшний день «красный туризм» набирает обороты. Китайские туристы уже на протяжении десятков лет приезжают изучать русскую культуру и страну в целом. Поэтому знание китайского языка становится необходимостью, чтобы понимать, а также предоставлять восточным гостям услуги на высшем уровне. В целом, обслуживание китайских туристов - это целая наука, которая помимо языка предполагает изучение и самой культуры, менталитета и традиций. Поэтому мы считаем, что в условиях заинтересованности китайских туристов в России, просто необходимо уделить им особое место в школах по подготовке профессионалов в сфере туризма.
Третьим особо важным условием создания таких школ является привлечение профессионалов в сфере туризма и гостеприимства, в том числе из-за границы. Так как именно в Европе появились первые такие школы, которые уже много лет успешно выпускают профессионалов в своей сфере, то привлечение некоторых их них стало бы настоящей удачей для студентов таких школ. Будучи профессионалами в своём деле, они могли бы научить российских студентов таких школ, что это действительно такое блестящий уровень сервиса.
Ну и после получения теоретических и практических знаний и навыков в рамках школы студенты должны будут пройти практику в гостиницах и ресторанах, также с возможностью прохождения практики за рубежом, где они бы переняли опыт зарубежных специалистов.
Таким образом, выпускники школ по подготовке профессионалов в сфере туризма и гостеприимства смогут стать достойными, а самое главное компетентными и профессиональными специалистами в своей сфере. Главная их перспектива - открытие собственного бизнеса в туристской сфере. Важным является то, чтобы эти профессионалы смогли внедрить на российский туристский рынок новую усовершенствованную систему предоставления услуг, которая бы основывалась на качестве, а также первоклассном сервисе, которого так не хватает нынешним гостиницам и ресторанам.
Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы. Уровень предоставления туристских услуг в России не соответствует динамично развивающимся потребностям туристского рынка, что приводит к снижению уровня оценки сервиса со стороны потребителя туристских услуг. Недостаток высококвалифицированных специалистов является главной тому причиной.
Мы же предлагаем внедрение в нынешнюю образовательную систему с сфере туризма и гостеприимства внедрение профессиональных школ по подготовке специалистов в данной области. Главным преимуществом которых будет являться обширная тренировочная база. Создаваться они будут по прототипу европейских школ, например, Les Roches (Испания). А это значит, что учиться мы будем у лучших. Их обучение основывается на практике, а практика - это главный шаг к блестящей карьере!
Таким образом, каким будет успех развития российского туризма зависит, в первую очередь, от наличия высококвалифицированных, конкурентоспособных, мобильных специалистов, подготовленных на уровне международных стандартов. Именно в этом и будет заключаться главная миссия школ по подготовке профессионалов в сфере туризма и гостеприимства.
Литература
1. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И -СПб.: Невский фонд, 2014.-82с.
2. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015.-416с.
3. Кнодель Л.В. Система образования в сфере туризма в Испани
4. http://espanarusa.com/ru/pedia/article/541383 (дата обращения 24.05.2018)
5. http://tourlib.net/statti_tourism/knodel.htm (дата обращения 24.05.2018)
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России и за рубежом
6. http://prohotelia.com (дата обращения 24.05.2018)
7. http://smapse.ru/top-10-shkol-gostinichnogo-biznesa-za-rubeshom-luchshie-shkoly-turizma/ (дата обращения 24.05.2018)
8. https://www.kommersant.ru/doc/2955302 (дата обращения 24.05.2018)
9. World Tourism Organization (WTO). Educating the Educators in Tourism. Instituto de Turismo, Empresa y Sociedad y Universidad Politecnica de Valencia. - Madrid: WTO, 2000. - P. 34-45.
10. Morey A. Changing higher education curricula for a global and multicultural world // Higher education in europe. - april 2000. - no. 1. - P.25-41.
References
1. Birzhakov M.B., Nikifirov V.I., Analytical note. Status and problems of tourism in the Russian Federation. St. Petersburg: Nevskij fond, 2014, 82 p. (In Russ.)
2. Chudnovskij A.D., Zhukova M.A., Management of tourism industry in Russia in modern conditions: manual. Moscow: KNORUS, 2015, 416 p. (In Russ.)
3. Knodel' L.V., The system of tourism education in Spain. (In Russ.)
4. Electronic resource. (In Russ.) Available at: http://espanarusa.com/ru/pedia/article/541383 (Accessed on May 24, 2018)
5. Electronic resource. (In Russ.) Available at: http://tourlib.net/statti_tourism/knodel.htm (Accessed on May 24, 2018)Electronic resource. (In Russ.) Available at: http://prohotelia.com (Accessed on May 24, 2018)
6. Electronic resource. (In Russ.) Available at: http://smapse.ru/top-10-shkol-gostinichnogo-biznesa-za-rubeshom-luchshie-shkoly-turizma/ (Accessed on May 24, 2018)
7. Electronic resource. (In Russ.) Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2955302 (Accessed on May 24, 2018)
8. World Tourism Organization (WTO). Educating the Educators in Tourism. Instituto de Turismo, Empresa y Sociedad y Universidad Politecnica de Valencia. Madrid: WTO, 2000, pp. 34-45.
9. Morey A., Changing higher education curricula for a global and multicultural world. Higher education in Europe, no. 1, 2000, pp. 25-41.
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ