Научная статья на тему 'Перспективы развития Подольского муниципального района как фактор развития туристской дестинации'

Перспективы развития Подольского муниципального района как фактор развития туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
520
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / TOURIST DESTINATION / REGULATORY AND LEGAL ACTS / INDUSTRY OF HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Макарова Дарья Дмитриевна

Статья посвящена перспективам развития туристской дестинации в Подольском муници­пальном районе. Город Подольск входит в двадцатку крупнейших культурно-исторических мест Подмосковья. Кроме основных объектов индустрии гостеприимства, дополнительным толчком для развития новой туристской среды выступают смежные сферы, такие как сель­ское хозяйство (сельский туризм), образование (подготовка специалистов в сфере социальнокультурного сервиса и туризма), физическая культура и спорт (спортивный туризм, рекреа­ционный туризм), благоустройство и улучшение экологии (экологический туризм), дорожная инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF PODOLSKY MUNICIPAL DISTRICT DEVELOPMENT AS A FACTOR OF TOURIST DESTINATION PROMOTION

The article evaluates the tourist-destination-development prospects for Podolsky Municipal District. The city of Podolsk is on the top-20 list of Moscow region greatest cultural and historical centres. In addition to the major contributors to the industry of hospitality, added incentive is provided by related spheres, such as the agricultural sector (rural tourism), education (professional training in service and tourism), physical culture and sports (sports tourism, recreational tourism), general beautification and ecological improvement (ecotourism), traffic infrastructure.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Подольского муниципального района как фактор развития туристской дестинации»

ТУРИЗМ

References

1. Karlof B. Delovaia strategiia: kontseptsiia, soderzhanie, simvoly [The A-Z of Management Concepts and Models]. Moscow: Ekonomika Publ., 1991.

2. Koshliakova, M.O. Sotsial’naia imidzhelogiia kak sotsial’noe znanie [Social Image Studies as Social Knowledge]. Servis plus [Service plus]. 2013. № 2. pp. 16—20.

3. Rosen, E. Anatomiia slukhov: marketingovye priemy [The Anatomy of Buss Revisited: Real-Life Lessons in Word-of-Mouth Marketing]. St.Petersburg: Piter Publ., 2006.

4. Ul’ianovskii, A. V. Korporativnyi imidzh: tekhnologii formirovaniia dlia maksimal’nogo rosta biznesa [Corporate Image: image building technologies as optimizing business growth]. Moscow: Eksmo Publ., 2008.

5. Kharitonova, T.V., Krivosheeva, T.M., Golikova, O.M. Puteshetvie po neizvestnoi Kostrome (po itogam uchastiia v reklamnom ture “Kostromskoi krai — puteshestvui s russkim koloritom” [Kostroma: a revelation (review of the on-the-road advertising “Kostroma and its suburbs — travel to experience the spirit of Russia]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes of Tourism and Service]. 2013. № 3 (26). pp. 87-94.

6. Chechulin, A.V. Deiatel’nost’ rossiiskikh vuzov po formirovaniiu effektivnykh obshchestvennykh sviazei [HE Institutions building effective public relations]. Sviazi s obshchestvennost’iu vysshego uchebnogo zavedeniia: Materialy 1i mezhregional’noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Sankt-Peterburg, 16-17 marta 2005 g.) [HE PR: Proceedings of the 1st Interregional Research-to-Practice Conference (St.Petersburg, march, 16-17, 2005). St.Petersburg: Aste-rion Publ., 2005.

УДК 338.28 DOI: 10.12737/2803

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

I Макарова Дарья Дмитриевна, аспирант, зав. лабораторией практического маркетинга I и туризма, Rbd6@mail.ru,

НОУ ВПО «Российский новый университет», Москва, Российская Федерация

Статья посвящена перспективам развития туристской дестинации в Подольском муниципальном районе. Город Подольск входит в двадцатку крупнейших культурно-исторических мест Подмосковья. Кроме основных объектов индустрии гостеприимства, дополнительным толчком для развития новой туристской среды выступают смежные сферы, такие как сельское хозяйство (сельский туризм), образование (подготовка специалистов в сфере социальнокультурного сервиса и туризма), физическая культура и спорт (спортивный туризм, рекреационный туризм), благоустройство и улучшение экологии (экологический туризм), дорожная инфраструктура.

Ключевые слова: туристская дестинация, нормативно-правовые документы, индустрия гостеприимства

96

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Перспективы развития Подольского муниципального района как фактор развития туристской дестинации

В 2011 году от Президента РФ Д.А. Медведева поступило предложение об изменении границ Москвы и Московской области, увеличивающее площадь столицы. Территориальный вопрос затронул такие регионы, как Подольский муниципальный и Наро-Фоминский муниципальный районы.

Изменение границ происходило на основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 июля 2011 г. № 347-СФ «Об утверждении изменения границы между городом федерального значения Москвой и Московской областью».

В связи с названной территориальной реформой площадь Подольского муниципального района уменьшилась, сохранив только 3 сельских поселения и 1 городское, что привело к ухудшению обеспечения жителей района и туристов услугами туризма, культуры и спорта.

Для восстановления благоприятной и комфортной среды обитания жителей, гостей, туристов была разработана концепция социально-экономического развития Подольского района от 19 октября 2012 г., которая определяет среднесрочные цели, приоритеты и задачи, в том числе развитие туризма, культуры и спорта. Названный документ определяет общую направленность мероприятий, достигая ожидаемые результаты от реализованных программ. Развитие туристской дестинации в Подольском муниципальном районе является одним из приоритетных направлений до 2015 г.

Актуальность и значимость развития туристской дестинации и туристского кластера на всей территории Российской Федерации также подтверждается федеральными законодательными документами в сфере туризма и культуры. Такими документами являются ФЦП «Культура России (2012—2018)», ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018)», «Развитие культуры и туризма (2013—2020)».

Подольская концепция социально-эко -номического развития района существует в рамках федеральных целевых программ, увеличивая шанс на реализацию неповторимых и удивительных мероприятий в сфере туризма и культуры.

Развивая сферу туризма, администрация Подольского муниципального района в буду-

щем может решить многие проблемы в этой сфере и в смежных отраслях. Очень значимым показателем является получение дополнительного дохода в бюджет города и района. Увеличивая доход, появляется возможность восстановления и сохранения памятников культурного наследия в регионе, увеличивается количество рабочих мест не только в туристской индустрии, но и в смежных отраслях, сферах. Формируется новая туристская среда в регионе, у города и региона появляется фирменный стиль и имидж, что ведет к разработке и внедрению стандартов обслуживания и улучшению предоставления услуг туристской дестинации.

Развитие туристской дестинации предполагает перспективное управление всеми объектами индустрии гостеприимства и смежными сферами деятельности. Сформировать и повысить конкурентоспособность туристской дестинации можно только при условии создания взаимосвязанного комплекса всех туристских услуг, базирующегося на современной туристской инфраструктуре [2]. К объектам индустрии гостеприимства относятся туризм, гостиничный бизнес, сфера общественного питания, развлечения, организация экскурсий, трансферное обслуживание, страхование, услуги гидов и гидов-пере-водчиков.

Для работы всех рычагов стратегии централизации, которая предусматривает концентрацию финансовых и персональных средств, перевоплотив географическую точку в дестинацию, необходимо продумать следующие пункты.

1. Входящие ресурсы для развития туризма.

Под входящими ресурсами понимаются инвестиции (местные или внешние), предпринимательская инициатива в сфере туризма и среди местных жителей, подготовка и обучение людей, желающих работать в туристской индустрии.

Привлечение внешних инвестиций на территорию Подольского района может происходить в сфере гостиничного бизнеса. Подольский район в настоящее время является соседом-партнером Новой Москвы, и это является хорошей предпосылкой для привлечения инвестиций в строительство гостиничных комплексов, ориентированных на деловой туризм и гостей категории бизнес-гости. Обслуживание таких гостиничных предприя-

97

ТУРИЗМ

тий должно происходить на соответствующем уровне.

Местное население может выступать инициаторами для открытия собственного бизнеса, что позволит привлекать местные инвестиции для развития туризма и отдельных видов дестинации — сельский, селитебный, промысловый, заповедный, мемориальный, рекреационный.

Разработка программ по развитию сельской дестинации поможет улучшить и наладить работу такой сферы, как сельское хозяйство. Благоустроив и организовав работу по приему и размещению гостей — туристов, можно привлекать и показывать эту сферу «изнутри». Ежегодными должны стать конференции, которые будут направлены на состояние и перспективы развития сельского направления в сфере туризма, необходимо также привлекать к развитию дестинации местное население.

Улучшение садово-паркого искусства (селитебная дестинация) поможет благоустроить территорию района (скверы, парки, усадьбы), выявляя и развивая таланты в сфере ландшафтного дизайна и озеленения.

Инвестиции, поступающие в промысловую дестинацию, помогут возродить забытые промыслы (бабенская игрушка, подольское кружевоплетение), используя их в дальнейшем как сувенирную продукцию, а также наладить деловые и партнерские отношений с соседними поселками.

Инвестиции, направленные на мероприятия для развития заповедной, мемориальной, рекреационной дестинаций, будут поступать из бюджета района, можно также использовать частные инвестиции.

Очень большой инвестицией нематериального характера является образование. Подготовка кадров в сфере туризма — забота и проблема государства и самих предприятий индустрии гостеприимства. Государству необходимо создавать условия для подготовки будущих специалистов в сфере туристской индустрии, а предприятия должны разрабатывать и внедрять программы с учетом всех плюсов и минусов в данной сфере.

2. Местная среда, благоприятствующая туризму. Местная среда Подольского муниципального района — благоприятная, но более точно об этом можно будет говорить, когда начнут поступать инвестиции.

На теоретическом уровне на территории Подольского района сохранились достопримечательности, на которых и строится развитие района. Здесь же можно упомянуть и заинтересованность глав поселений в развитии той или иной дестинации: огромный вклад в развитие туризма, подавая пример, делает глава Подольского муниципального района Н.П. Москалев. Заинтересованность властей является половиной успеха в любом начатом деле.

3. Соответствующая международная среда.

По замыслу московских властей, на присоединенные территории будут «перенесены» все административно -го сударственные учрежде -ния Москвы, что позволяет развивать международно-деловые направления в регионе.

Строительство гостиничных комплексов и предоставление услуг должно соответствовать гостиницам категории бизнес-отели, начиная от функциональности и расположения, заканчивая подготовкой кадров по стандартам гостиниц 5*.

4. Привлекательный туристский продукт

отсутствует, потому что каждое предприятие туристской индустрии работает «на себя». Не существует пока хорошего полноценного тура по Подольскому району. Для формирования туристского продукта этот пункт должен стать первоначальной задачей для развития туристской дестинации.

5. Конкретные положительные результаты существования туристской дестинации. Для

оценки эффективности мероприятий, предпринятых для развития, необходимо контролировать все необходимые действия [1, с. 11—12].

Для регулирования развития туристской дестинации администрацией района были подписаны дополнительные документы к уже существующей концепции социально-экономического развития. Такими документами являются ДЦП «Сохранение, использование и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в городе Подольске на 2013—2015 гг.», ДЦП «Создание условий для эффективного развития туризма в городе Подольске на 2013—2015 гг.».

Пока, к сожалению, финансирование всех этих программ отсутствует. Из бюджета городского округа Подольска на финансирование долгосрочной целевой программы «Создание

98

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Перспективы развития Подольского муниципального района как фактор развития туристской дестинации

условий для эффективного развития туризма в городе Подольске на 2013—2015 гг.» в 2013 году было выделено 1000 рублей для решения следующих задач:

1) развитие и совершенствование туристской отрасли города Подольска;

2) формирование положительного имиджа города Подольска как туристского объекта;

3) совершенствование используемых и формирование новых объектов экскурсионного показа;

4) продвижение туристского продукта, предоставляемого на территории города Подольска.

Выделенные денежные средства на данную программу не смогли решить долгосрочных сложных поставленных задач. Без внешних инвестиций сложно будет реализовать мероприятия, а также находить пути решения в сфере туристской индустрии.

Программа «Сохранение, использование и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в

городе Подольске на 2013—2015 гг.» утверждена главой города Подольска, а заказчиком выступает администрация города. Под эту программу попадают все 90 объектов культурного наследия, и объем финансирования из бюджетных средств составляет 15 579 тыс. рублей:

• 9 объектов культурного наследия федерального значения;

• 16 объектов культурного наследия регионального значения;

• 19 выявленных объектов культурного наследия;

• 46 памятников градостроительства и архитектуры местного (городского) значения. Процесс формирования и развития туристской дестинации — достаточно сложный и длительный процесс. Автор предлагает систематизировать работу по формированию туристской дестинации и упорядочить действия, направленные на ее развитие. В таблице 1 представлен систематизированный перечень основных этапов формирования туристской дестинации.

Систематизированный подход для формирования туристской дестинации в регионе

Таблица 1

Этапы формирования туристской дестинации Мероприятия для развития туристской дестинации

1. Изучение региона с точки зрения развития туристской дестинации Анализ туристических и природных ресурсов

2. Выбор стратегии развития туристской дестинации Изучение туристской привлекательности и состояния региона для развития туристской дестинации

3. Цепочка согласованности услуг Установление и улучшение партнерских деловых отношений между объектами индустрии туризма и гостеприимства

4. Изучение видов туризма в регионе Разработка мероприятий для развития определенных видов туризма, взаимодействие со смежными сферами и отраслями

5. Формирование имиджа региона Разработка и продвижение бренда туристской дестинации

6. Информирование потенциального туриста об услуге или комплексе услуг Продвижение туристской дестинации, размещение информации о достопримечательностях и объектах индустрии гостеприимства

7. Формирование туристского кластера в регионе Стратегия развития + имидж региона + виды туризма

99

ТУРИЗМ

Развитие туристской дестинации в регионе ведет к единому стилю ведения бизнеса, появляется четкая ориентированность, поддерживающая торговую марку туризма и туристического имиджа в данном регионе. Гостиницам, ресторанам, магазинам сувенирной продукции, транспортному, экскурсионному обслуживанию необходимо работать «под одной идеей». Перспективы развития туристской дестинации в Подольском муниципальном районе существуют, но есть и проблемы с фи-

нансированием, без которого нельзя реализовать поставленные задачи.

Формирование туристской дестинации в Подольском муниципальном районе предполагает не только решение задач на уровне туристического бизнеса, но и решение многих социальных задач, в частности, создание новых рабочих мест, усиление заинтересованности местного населения в развитии бизнеса, использование эффекта экономики участия [3].

Литература

1. Макарова Д.Д. Теория, методика и формирование туристской дестинации (на примере Подольского муниципального района) // Конкурс «Наше Подмосковье». М., 2013.

2. Морозова Н.С., Морозов М.А. Предпринимательство и конкуренция в туризме. Монография. М.: РосНОУ, 2010. 136 с.

3. Морозова Н.С. Расширение модели конкурентных сил в туризме // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 3 (22). С. 68-71.

THE PROSPECTS OF PODOLSKY MUNICIPAL DISTRICT DEVELOPMENT AS A FACTOR OF TOURIST DESTINATION PROMOTION

Makarova Dar’ia Dmitrievna, post-graduate student, Chief of the Laboratory of Applied Marketing and Tourism,

Rbd6@mail.ru, Russian New University, Moscow, Russian Federation

The article evaluates the tourist-destination-development prospects for Podolsky Municipal District. The city of Podolsk is on the top-20 list of Moscow region greatest cultural and historical centres. In addition to the major contributors to the industry of hospitality, added incentive is provided by related spheres, such as the agricultural sector (rural tourism), education (professional training in service and tourism), physical culture and sports (sports tourism, recreational tourism), general beautification and ecological improvement (ecotourism), traffic infrastructure.

Keywords: tourist destination, regulatory and legal acts, industry of hospitality

References:

1. Makarovam, D.D. Teoiiia, metodika i foimirovanie tuiistskoi destinatsii (na piimere Podol’skogo munitsipal’nogo raiona) [Theory, methods and creation of a tourist destination (Case study: Podolsky municipal district)]. Konkyrs “Nashe Podmoskov’e” [‘Our Moscow Region’ contest]. Moscow, 2013.

2. Morozova, N.S., Morozov, M.A. Predprinimatel’stvo i konkurentsiia v turizme [Entrepreneurship and Competition in Tourism]. Monografiia [Monograph]. Moscow: RosNOU [Russian New University] Publ., 2010. 136 p.

3. Morozova, N.S. Rasshirenie modeli konkurentnykh sil v turizme [Extending the model of competitive forces in tourism]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin ofThe Association of the Institutes ofTourism and Service]. 2012. № 3 (22). P. 68-71.

100

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.