УДК 37; 37.018.523; 378.046.4
й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-115-123
ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КАК ФОРМАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГОВ
З. Б. Ефлова
Ассоциация сельских школ Республики Карелия, Петрозаводск
Аргументирована актуальность поиска и апробации новых форм дополнительного профессионального образования педагогов сельских малочисленных, малокомплектных образовательных организаций, в частности формата Летней педагогической школы (ЛПШ). Представлена обобщенная характеристика материалов и методов исследования. Обоснованы исторические предпосылки формата, истоки которого обнаружены в учительских съездах и курсах сельского учительства России в XIX в., а также принципиальные положения, обусловленные традициями отечественного образования. Определены теоретико-методологические и научно-практические основы содержания образовательной программы и ведущие образовательные модули. Отмечена центральная линия образовательной программы ЛПШ - непрерывное образование как путь профессионально-личностного становления и развития сельского педагога. Приведены примеры тематики и блочного структурирования образовательных программ из опыта летних школ разных лет. Представлены приоритетные образовательные технологии и особенности ЛПШ содержательно-организационного порядка. Сформулированы выводы о результативности формата ЛПШ.
Ключевые слова: сельская школа, сельский учитель, дополнительное профессиональное педагогическое образование, летняя педагогическая школа, непрерывное педагогическое образование.
Непрерывное образование - норма профессиональной жизнедеятельности современного педагога, его актуальность и востребованность ни у кого не вызывают сомнений. В настоящее время злободневны вопросы релевантности содержания, методов, форм и средств дополнительного профессионального педагогического образования современным требованиям государства, общества и личности. Они обостряются в отношении сельских педагогов, которые, как известно, ограничены в профессиональных контактах, в возможностях получения дополнительного профессионального образования в сравнении с городскими коллегами.
Прорывом в развитии системы непрерывного дополнительного образования стала повсеместная информатизация, внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику образования - сегодня учитель дальней окраины может стать участником программ повышения квалификации самого высокого, в том числе международного, уровня. В данной статье не ставится задача обсуждения достоинств и недостатков дистанционного образования и самообразования учителя, а предлагается одна из практик дополнительного образования в формате непосредственного контактного обучения особой категории сельских учителей из малочисленных малокомплектных школ - Летняя педагогическая школа (ЛПШ) для руководителей и педагогов сельских малокомплектных школ, апробированная в Республике Карелия в 2017-2019 гг.
Аргументы актуальности формата ЛПШ:
- наличие особых образовательных потребностей педагогов сельских малочисленных малокомплектных образовательных учреждений, обусловленных своеобразием социокуль-
турной образовательной ситуации небольшого отдаленного сельского поселения, особенностями функционирования малочисленной школы и спецификой профессионального труда и жизнедеятельности ее учителя, которые не учитываются, соответственно, не удовлетворяются типовыми унифицированными программами дополнительного профессионального педагогического образования;
- ограниченность профессиональных контактов педагогов сельских малокомплектных школ с коллегами, работающими в аналогичных условиях и решающих подобные проблемы, объясняемая малочисленностью педколлективов, отдаленностью и изолированностью школ, а также, как показывают наши многолетние наблюдения, отсутствием практики обмена опытом и непосредственного знакомства с успешными наработками малочисленных малокомплектных школ на уровнях выше муниципальной системы образования (причем, практикуемых в немногих муниципальных образованиях);
- необходимость в повышении статуса педагога сельской малочисленной малокомплектной школы в профессиональном сообществе, престижа его профессиональной деятельности в государстве и обществе, обычно отличающего профессиональной и личной скромностью и занимающего второстепенные «фоновые» позиции среди коллег.
В настоящее время выделенные аспекты переводятся в область задач, например, известной федеральной программы «Земский учитель».
Материалом исследования послужили: труды российских педагогов-просветителей XIX - начала XX в., заложивших теоретические основы отечественной сельской школы, профессиональной деятельности, подготовки и повышения квалификации сельского учителя; современных исследователей социокультурной образовательной ситуации в сельской местности России, сельской малочисленной малокомплектной образовательной организации, профессиональной деятельности сельского педагога; отечественных и зарубежных специалистов в области непрерывного педагогического образования; профессиональной подготовки, становления и развития учителя сельской школы.
В качестве источников принимаются результаты деятельности лаборатории теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета, Карельского института развития образования и Ассоциации сельских школ Республики Карелия, по инициативе и при поддержке которых происходила апробация ЛПШ. Соответственно, основными методами исследования стали историко-педагогический анализ, теоретический анализ, опытно-практическая работа.
Летняя педагогическая школа - инновационный формат дополнительного профессионального образования руководителей и учителей сельских малочисленных малокомплектных школ, предполагающий повышение их квалификации по образовательным программам, ориентированным, учитывающим и опирающимся на своеобразие социокультурной образовательной ситуации отдаленных от центров сельских территорий, на особенности функционирования сельских малочисленных малокомплектных организаций (школ) и специфику профессиональной деятельности сельского педагога. Обучение проводится в очной форме, в течение трех-четырехдневного выездного сбора специалистов и школьных педагогических команд на базе одной из сельских малочисленных школ республики. В системе непрерывного дополнительного образования сельских педагогов Республики Карелия ЛПШ заняла свою нишу уже после первого опыта 2017 г., стала ее устойчивым элементом.
Повышение квалификации сельских учителей в данной форме имеет исторические корни, его истоки в курсах и съездах народных (сельских) учителей, которые проводились по инициативе земств в большинстве губерний России XIX в. Теоретическое обоснование, описание методики реализации и иные аспекты этих форм представлены в сочинениях
Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и других сподвижников народного просвещения, деятелей науки и общественно-педагогического движения того времени.
Учительские съезды и курсы имели сложное многоаспектное, многоплановое содержание. В образовательную часть мероприятий входили: достижения современной педагогической науки и просветительской мысли; методика преподавания грамоты, письма, объяснительного чтения, письменного изложения; новейшие сведения из естественно-научного и гуманитарного знания, культуры и искусства. Теоретические занятия сочетались с практическими - образцовыми уроками, лабораторными занятиями, консультациями и обменом опытом. Обязательными были анализ и подведение итогов выполненной работы.
Активно практиковавшие на съездах и курсах Н. Ф. Бунаков и В. И. Водовозов отмечали, что здесь обсуждались актуальные вопросы и проблемы образования - функции сельского учителя, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение сельской школы, управление школьным делом [1-4].
Особое внимание уделялось повышению общей культуры сельского учителя и формированию профессионального педагогического сообщества. С этой целью, например, программы съездов и курсов под руководством Н. Ф. Бунакова включали экскурсии, музыкальные и поэтические вечера, занятия с «волшебным фонарем», дискуссии на острые социальные темы [1, 2].
Традиции тех учительских собраний стали ориентирами в определении принципиальных положений ЛIIIIТТ, к которым относятся многоаспектное и насыщенное содержание, верификация фундаментальности и практикоориентированности, демократичность и психологически комфортная атмосфера, активность и субъектная позиция обучающих и обучающихся, нацеленность на командообразование, сотрудничество ученых и педагогов-практиков.
Содержание образовательной программы ЛПШ представлено в нескольких модулях, в основание которых заложены теоретико-методологические и научно-практические исследования современных ученых:
- социокультурный подход, социокультурная модернизация российского образования, социокультурная образовательная ситуация в сельской местности (А. Г. Асмолов [5], М. П. Гурьянова [6], З. Б. Ефлова [7], Е. Е. Сартакова [8], А. М. Цирульников [9] и др.);
- образовательный процесс и актуальные образовательные технологии современной малочисленной малокомплектной школы (Л. В. Байбородова [10, 11], М. И. Зайкин [12], О. В. Коршунова [13], Г. Е. Котькова [14], Г. Ф. Суворова [15] и др.);
- профессиональная деятельность педагога в малочисленной малокомплектной школе и в сельском социуме (Г. Ф. Суворова [15], Г. А. Федотова [16], Р. М. Шерайзина [17, 18] и др.).
Отметим, что центральной линией образовательной программы ЛПШ является непрерывное образование как основной путь профессионально-личностного становления и развития сельского педагога (Р. М. Шерайзина [18]).
Образовательная программа ЛПШ направлена на формирование актуальных компетенций педагогов, обеспечивающих выполнение ими функций, определяемых профессиональным стандартом в «профессиональной (трудовой) деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, образования» [19]. Программа ЛПШ предусматривает существенное дополнение и расширение функций и востребованных компетенций современного сельского учителя, детерми-
нированных спецификой его труда и жизни в сельской местности Карелии, а также образовательными запросами участников, что находит отражение в тематике каждой летней школы:
2017 г. - «Вариативность организации обучения в сельской малочисленной школе». Сельские педагоги осваивали технологии: 1) совмещенного обучения в разновозрастной группе класса-комплекта; 2) неклассно-урочной системы обучения («Лента»); 3) коллективный способ обучения. Программа была сосредоточена на прогностических, проектировочных и рефлексивных компетенциях учителя.
2018 г. - «Развитие современной малокомплектной школы: от идеи - к технологии». Обогащался технологический инструментарий педагога: технологии индивидуализации и развивающего обучения, профориентации, информационно-коммуникационные технологии и др. Акцентуировались исследовательские, аналитические, рефлексивные, этнокультурные компетенции учителя.
2019 г. - «Малокомплектная школа: современные подходы к организации образовательного процесса». Программа знакомила с методами и технологиями организации обучения в условиях традиционного объединения школьников в разновозрастные группы совмещенного обучения в ракурсе личностно ориентированного и персонифицированного подходов. В эпицентре профессиональных компетенций были исследовательские, рефлексивные, профессионально-личностной саморегуляции.
Образовательная программа JIIIIТТ, рассчитанная на три-четыре дня активной совместной деятельности ее участников - преподавателей и сельских учителей, включает блоки:
1) учебный - теоретические и практические занятия, презентации успешных практик принимающей образовательной организации и школ-участниц;
2) культурно-образовательный - знакомство с местными достопримечательностями, с природой и культурой, с сообществом поселения;
3) досуговый - творческий, раскрывающий креативные способности участников школы в неформальном общении.
К принципиальным положениям JIIII ТТ также относятся идеи, почерпнутые в теории и практике современных образовательных технологий.
Так, принимается идея теории обучения американского этнокультуролога М. Мид о передаче культурных ценностей, смыслов, знаний, умений, навыков тремя способами [20]. В образовательном процессе JIIII ТТ представлены все три варианта: постфигуративный, когда происходит традиционная передача знаний и опыта от преподавателя обучающимся; кофигуративный - знания и опыт предаются от коллеги коллеге (технология «равный - равному»); префигуративный - наработки и опыт сельских учителей обогащают представления, знаний и умения преподавателей школы.
Технология «равный - равному» или «равный обучает равного» (peer-to-peer education) -способ обучения, получивший большую популярность в волонтерском движении молодежи. В ЛПШ ее применение предполагает профессионально-статусное равенство и партнерство участников школы. Учитывается потенциальность большей компетентности участников в определенных вопросах, поощряется и поддерживается взаимообучение, обмен успешным опытом.
В образовательном процессе ЛПШ приоритетны активные и интерактивные методы и образовательные технологии - диалоговые и практические (дискуссия, практикум, тренинг, организационно-деятельностная игра и др.). Культивируются разнообразные формы обучения - фронтальные, групповые (командные), индивидуальные (персонифицированные).
Активность, субъектная позиция участников ЛIIIIТТ обеспечивается предоставляемыми обучающимся возможностями выбора: индивидуального и(или) группового (командного) освоения образовательной программы; тематики, степени сложности, объема (глубины погружения) содержания обучения; вариантов организации образовательного процесса, рефлексии и контроля. Эти позиции при прохождении командного и(или) индивидуального образовательных маршрутов проявляются в непосредственном участии: в разработке программы ЛПШ на основе выявления и предъявления коллективных (от школы) и(или) индивидуальных (от отдельных участников) образовательных запросов; в планировании школы, обеспечивающем вариативность продвижения в программе (командное и индивидуальное); в рефлексии и оценке командных и личных результатов; в прогнозировании последействий - направлений развития своей школы и непрерывного образования педагогов.
Подчеркнем несколько важных, с нашей точки зрения, особенностей ЛПШ содержательно-организационного порядка. ЛПШ - формат дополнительного профессионального образования сельских педагогов, созданный на основе интеграции ресурсов различных структур разных уровней образования - вуза (лаборатория теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета), дополнительного профессионального образования (Карельский институт развития образования), общественного педагогического движения (Ассоциация сельских школ Республики Карелия) при поддержке Министерства образования РК и муниципальных образований республики. Сила ЛПШ в объединении и целесообразном распределении ресурсов - кадровых, организационных, коммуникационных, материально-технических.
Целевой группой обучения являются педагогические команды малочисленных малокомплектных школ в составе от трех до пяти человек во главе с руководителями образовательного учреждения. Педагогический коллектив принимающей школы - базы ЛПШ - участвует в полном составе. Командное представительство позволяет впоследствии осуществить «на местах» новые идеи и практики, с которыми знакомит образовательная программа. По отзывам директоров трех школ, принимавших летнюю школу, организация мероприятия и освоение программы полным составом педагогического коллектива стали стартом нового, более высокого уровня развития образовательных организаций.
Выбор времени проведения ЛПШ объясняется очевидными обстоятельствами: во время учебного года отъезд даже одного учителя малочисленной малокомплектной школы чреват срывом образовательного процесса. Проведение школы по завершении выпускных мероприятий в преддверии педагогических отпусков благоприятствует позитивному настрою и комфортному микроклимату.
Базой проведения ЛПШ является одна из дальних сельских малочисленных школ с пришкольным интернатом. Совместное проживание нескольких дней приближено к формату лагеря труда и отдыха; все виды непрерывного образования - формальное, неформальное и информальное - здесь реализуются естественным образом в режиме полного дня.
В заключение отметим три момента результативности ЛПШ как формата дополнительного педагогического образования педагогов сельских малочисленных малокомплектных школ, выявленных в ходе и по итогам нашей опытно-практической работы.
Во-первых, ЛПШ проводится с целью поддержки образования, реализуемого в сложных социокультурных образовательных ситуациях сельской местности карельской «глубинки», - летняя школа стимулирует сельских педагогов к профессиональному росту и самосовершенствованию, что, в свою очередь, укрепляет вероятность развития школы, повышения качества образования сельских детей, улучшения ситуации в сельском социуме.
Во-вторых, в условиях летней школы верификация отечественных традиций и современных инноваций происходит естественным путем и в динамике, комфортной для сельского учительства. Опыт ЛПШ показывает, что в этом формате инновации принимаются сельскими педагогами, а значит, усиливается потенциальность их реализации на практике.
В-третьих, объединение специалистов, представляющих различные сегменты региональной системы образования и разных уровней образования, дает синергетические эффекты, главный из которых - достижение большей устойчивости системы образования региона в целом и сельской малочисленной школы как ее первичного звена в частности. Успешность практики ЛПШ подтверждает данное положение.
Список литературы
1. Бунаков Н. Ф. Как я перестал быть «учителем учителей». СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1905. 159 с.
2. Бунаков Н. Ф. Школьное дело: учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за тридцать лет (1872-1902 гг.). СПб.: Изд. М. М. Гудзаца, 1906. 231 с.
3. Водовозов В. И. Какая нужна наука в народной школе // Избранные педагогические сочинения / ред.
B. З. Смирнов, сост. В. С. Аранский. М.: Изд-во АН РСФСР, 1958. С. 215-227.
4. Водовозов В. И. Новый план устройства народной школы. По поводу книги «Заметки о сельских школах»
C. Рачинского // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986. С. 218-228. (Педагогическая б-ка).
5. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М.: Фед. ин-т развития образования, 2011. 74 с.
6. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства. М.: ИИДСВ РАО, 2018. 155 с.
7. Ефлова З. Б. Особенности образовательной деятельности современной сельской школы: учеб.-метод. пособие. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. 140 с.
8. Сартакова Е. Е. Специфика социокультурной модернизации в условиях сельской местности России // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 865-869.
9. Цирульников А. М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 260-275.
10. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль: Академия развития, 2007. 336 с.
11. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 16-24.
12. Зайкин М. И., Фролов И. В., Шкильменская Н. А. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. Арзамас: АГПИ, 2008. 236 с.
13. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Проблемы дидактики сельской школы: концептуальные подходы, модели и технологии обучения. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2014. Вып. 16. 292 с. (Серия: Сельская школа.)
14. Котькова Г. Е. Педагогическое сопровождение как системное условие личностного развития ребенка в социокультурном пространстве села. Орел: ОГУ; ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2010. 304 с.
15. Суворова Г. Ф. Педагогическая поддержка и образовательная реабилитация учащихся малочисленной школы, находящихся в трудной жизненной ситуации: книга для учителя / под ред. Г. Ф. Суворовой. М.: ЦНСО, 2010. 288 с.
16. Федотова Г. А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2004. 48 с.
17. Шерайзина Р. М. Инновационные подходы к управлению образовательными системами // Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст: материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф., 14-15 мая 2007 г. Великий Новгород, 2007. С. 10-17.
18. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление сельского учителя. Великий Новгород: НовГУ, 1994. 203 с.
19. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001. pdf (дата обращения: 17.06.2020).
20. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 134 с.
Ефлова Зинаида Борисовна, кандидат педагогических наук, исполнительный директор общественного профессионального педагогического движения «Ассоциация сельских школ Республики Карелия»; старший методист, Центр развития образования Петрозаводского городского округа (ул. Краснофлотская, 31, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185001). E-mail: zeflova@onego.ru
Материал поступил в редакцию 10.08.2020
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-115-123
SUMMER PEDAGOGICAL SCHOOL AS A FORMAT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR RURAL TEACHERS
Z. B. Eflova
Association of rural schools of the Republic of Karelia, Petrozavodsk, Russian Federation
The urgency of the search and testing of new forms of additional professional education of teachers of small rural small-scale educational organizations, in particular, the format of the Summer Pedagogical School is proved. The generalized characteristics of materials and research methods are present. The historical prerequisites of the format, the origins of which were found in teachers' congresses and courses for rural teachers in Russia in the 19th century, are substantiated, as well as the fundamental provisions due to the traditions of Russian education. The theoretical-methodological and scientific-practical foundations of the content of the educational program and the main educational modules have been determined. The central line of the educational program of the summer pedagogical school is noted - this is continuous education as a way of professional and personal formation and development of a rural teacher. Examples of topics and block structuring of educational programs from the experience of summer schools in different years are given. The priority educational technologies and features of the content-organizational order of the summer pedagogical school are presented. Some conclusions about the effectiveness of the format of the summer pedagogical school are formulated. The material of the research was the works of: Russian educators of the 19th - early 20th centuries; modern researchers of the socio-cultural educational situation in rural areas of Russia, a rural small-numbered small educational organization, the professional activities of a rural teacher; domestic and foreign specialists in the field of continuing teacher education; professional training, formation and development of rural school teachers. The sources are the results of the laboratory of the theory and practice of rural school development at Petrozavodsk State University, the Karelian Institute for Education Development and the Association of Rural Schools of the Republic of Karelia, on the initiative and with the support of which the LPS was tested. Accordingly, the main research methods were historical and pedagogical analysis, theoretical analysis, experimental and practical work.
Keywords: rural school, rural teacher, additional professional pedagogical education, summer pedagogical school, continuing pedagogical education.
References
1. Bunakov N. F. Kakyaperestal byt' "uchitelem uchiteley" [How I stopped being a "Teacher of Teachers"]. Saint Petersburg, Tipografiya tovarishchestva "Obshchestvennaya pol'za" Publ., 1905. 159 p. (in Russian).
2. Bunakov N. F. Shkol'noye delo: uchebnyy material, prorabotannyy na uchitel 'skikh s"ezdakh i kursakh za tridtszat' let (1872-1902 gg.) [Schooling: educational material worked out at teachers' congresses and courses for thirty years (1872-1902)]. Saint Petersburg, Izdaniye M. M. Gudzatsza Publ., 1906. 231 p. (in Russian).
3. Vodovozov V. I. Kakaya nuzhna nauka v narodnoy shkole [What science is need in a folk school]. In: Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Eeditor V. Z. Smirnov, Compiled by V. S. Aransky. Moscow, Izdatel'stvo akademii nauk RSFSR Publ., 1958 Pp. 215-227 (in Russian).
4. Vodovozov V. I. Novyy plan ustroystva narodnoy shkoly. Po povodu knigi "Zametki o sel'skikh shkolakh" S. Rachinskogo [A new plan for the organization of a public school. Regarding the book "Notes on Rural Schools" by S. Rachinsky].In: Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Selected Pedagogical Writings]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. Pp. 218-228 (in Russian).
5. Asmolov A. G. Strategiya i metodologiya sotsiokul 'turnoy modernizatsii obrazovaniya [Strategy and methodology of sociocultural modernization of education]. Moscow, Federal Institute for Education Development Publ., 2011. 74 p. (in Russian).
6. Gur'yanova M. P. Razvitiye sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti s det'mi i sem'yami v prostranstve mesta zhitel'stva [Development of social and educational activities with children and families in the space of residence]. Moscow, IIDSV RAO Publ., 2018, 155 p. (in Russian).
7. Eflova Z. B. Osobennosti obrazovatel'noy deyatel'nosti sovremennoy sel'skoy shkoly': uchebno-metodicheskoye posobiye [Features of educational activities of a modern rural school]. Petrozavodsk, KGPA Publ., 2012. 140 p. (in Russian).
8. Sartakova E. E. Spetsifika sotsiokul'turnoy modernizatsii v usloviyakh sel'skoy mestnosti Rossii [Specificity of socio-cultural modernization in rural areas of Russia]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental Research, 2014, vol. 12, pp. 865-869 (in Russian).
9. Tsirul'nikov A. M. Fenomeny i kul'turnye praktiki: formal'noye i neformal'noye obrazovaniye v kontekste sotsiokul'turnogo podkhoda [Phenomena and cultural practices: formal and non-formal education in the context of a sociocultural approach]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2016, vol. 3, pp. 260-275 (in Russian).
10. Bayborodova L. V. Vzaimodeystviye v raznovozrastnykh gruppakh uchashchikhsya [Interaction in different age groups of students]. Yaroslavl, Akademiya razvitiya Publ., 2007. 336 p. (in Russian).
11. Bayborodova L. V. Nauchno-metodicheskoye obespecheniye razvitiya sel'skikh obrazovatel'nykh organizatsiy [Scientific and methodological support for the development of rural educational organizations]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, vol. 5 (110), pp. 16-24 (in Russian).
12. Zaykin M. I., Frolov I. V., Shkil'menskaya N. A. Tekhnologii differentsirovannogo obucheniya v sel'skoy shkole [Differentiated learning technologies in rural schools]. Arzamas, AGPI Publ., 2008. 236 p. (in Russian).
13. Korshunova O. V, Selivanova O.G. Problemy didaktiki sel'skoy shkoly: kontseptual'nye podkhody, modeli i tekhnologii obucheniya [Problems of didactics of rural school: Conceptual approaches, models and teaching technologies]. Kirov, Raduga-PRESS Publ., 2014. 292 p. (in Russian).
14. Kot'kova G. E. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye kak sistemnoye usloviye lichnostnogo razvitiya rebenka v sotsiokul 'turnom prostranstve sela [Pedagogical support as a systemic condition for the personal development of a child in the socio-cultural space of the village]. Orel, "Operativnaya poligrafiya" Publ., 2010, 304 p. (in Russian).
15. Suvorova G. F. Pedagogicheskayapodderzhka i obrazovatel'naya reabilitatsiya uchashchikhsya malochislennoy shkoly, nakhodyashchikhsya v trudnoy zhiznennoy situatsii: kniga dlya uchitelya [Pedagogical support and educational rehabilitation of students of a small school in difficult life situations: The book for a teacher]. Moscow, TsNSO Publ., 2010. 288 p. (in Russian).
16. Fedotova G. A. Tvorcheskoye samorazvitiye uchitelya v sel'skom sotsiume kak pedagogicheskaya problema. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Creative self-development of a teacher in rural society as a pedagogical problem. Abstract of thesis doct. ped. sci.]. Velikiy Novgorod, 2004. 48 p. (in Russian).
17. Sherayzina R. M. Innovatsionnye podkhody k upravleniyu obrazovatel'nymi sistemami [Innovative approaches to the management of educational systems]. Innovatsionnyy obrazovatel'nyy menedzhment: rossiyskiy i mezhdunarodnyy kontekst: materialy tret'yey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 14-15 maya
2007g. [Innovative educational management: Russian and international context: materials of the 3rd International scientific-practical conference, May 14-15, 2007]. Velikiy Novgorod, 2007. Pp. 10-17 (in Russian).
18. Sherayzina R. M. Professional'noyestanovleniyesel'skogouchitelya [Professional development of a rural teacher]. Veliky Novgorod, NovGU Publ., 1994, 203 p. (in Russian).
19. Professional'nyy standart "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel ', uchitel ') ". Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18.10.2013 № 544n (s izmeneniyami, vnesennymi Prikazom Mintruda Rossii ot 25.12.2014 No 1115n) [Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" Order of the Ministry of labor of the Russian Federation from 25 December 2014 No 1115n] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf. (accessed 17 June 2020).
20. Mid M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 134 p. (in Russian).
Eflova Z. B., Candidate of Pedagogical Sciences, Executive Director of the Public Professional Pedagogical Movement "Association of Rural Schools of the Republic of Karelia"; Senior Methodist of the Center for educational development of the Petrozavodsk city district (ul. Krasnoflotskaya, 31, Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russian Federation, 185001). E-mail: zeflova@onego.ru