Научная статья на тему 'Ассоциация сельских образовательных учреждений как ресурс развития образования в сельской (негородской) местности региона'

Ассоциация сельских образовательных учреждений как ресурс развития образования в сельской (негородской) местности региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / RURAL SCHOOL / DEVELOPMENT OF EDUCATION / NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефлова З. Б.

Анализируются особенности современных сельских школ, способствующих формированию на их базе механизмов сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSOCIATION OF RURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A RESOURCE FOR DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RURAL (NON-URBAN) AREA

The article analyses the peculiarities of modern rural schools, contributing to the formation on their basis of network interactions.

Текст научной работы на тему «Ассоциация сельских образовательных учреждений как ресурс развития образования в сельской (негородской) местности региона»

УДК 378.046.4

З. Б. Ефлова

АССОЦИАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ (НЕГОРОДСКОЙ) МЕСТНОСТИ РЕГИОНА1

Анализируются особенности современных сельских школ, способствующих формированию на их базе механизмов сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: сельская школа, развитие образования, сетевое взаимодействие.

Значительная часть отечественной системы образования располагается за чертой больших и малых городов России. Основным звеном этой системы является сельская школа, представляющая сегодня многообразие видов и моделей образовательных учреждений, различных по наполняемости, оснащенности, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и иными особенностями, но объединенными ответственностью за культуру и образование, за сохранение и развитие территорий России.

Каждой российской сельской (негородской) школе присущи неповторимые черты, обусловленные множественной спецификой природно-географических, экономико-производственных, социокультурных и иных факторов, определяющих уникальность образовательной ситуации в регионах. Собственно, единым для всех сельских (негородских) школ страны является один признак - это отдаленность от политических, экономических, культурных и образовательных центров. Разобщению сельских школ, особенно малочисленных, малокомплектных, расположенных в глубинке, способствует и традиционная для России вертикаль управления образованием: от центра - к окраинам. Органы управления большее внимание уделяют близлежащим образовательным учреждениям, более крупным и близким, чем меньшим и далеким. Современный этап модернизации отечественного образования, претендуя на социокультурный характер преобразований, в большей мере ориентирован на вызовы глобализации, чем регионализации.

Существуют и субъективные причины раздельности сельских школ: опасения или даже боязнь выхода сельских педагогов в широкую педагогическую общественность как следствия многолетней закрытости и распространенности мнения о некой «отсталости» образования на селе.

В современных условиях депривация сельской школы, следствием которой является пресловутое «отставание» от городских школ, может быть преодолена разными путями. В этом отношении свою

революционную роль сыграл Интернет, переломивший информационную изоляцию сельских педагогов, сельских детей, сельских жителей и открывший большие возможности для общения, обмена опытом, повышения квалификации и пр. Информатизация образования, появление новых средств коммуникации провоцируют, в лучшем смысле этого слова, разделенные расстояниями сельские образовательные учреждения на создание сетевых профессиональных объединений, поддерживающих сельскую школу в продвижении, в инновационном развитии [1].

Современная развивающаяся большая или маленькая сельская школа [2] - это школа продуктивной педагогики, школа формирования качеств жизнеспособной личности, школа социокультурных контекстов, школа гуманистических личност-но ориентированных технологий, открытая для построения как вертикальных, так и горизонтальных отношений с учреждениями разных уровней образования и разных ведомств, в том числе для системного сотрудничества с равными и подобными себе. Наиболее популярным форматом такого объединения является ассоциация - свободный союз учреждений и лиц, сплачивающий их общими целями в полезном взаимодействии на паритетных началах.

Примеров создания и функционирования ассоциаций в российской системе образования немало. Есть они и в Республике Карелия: ассоциации образовательных учреждений - ассоциация «Пушкинских школ», ассоциация школ личностно ориентированного образования (система ЛОО

И. С. Якиманской), движение общественно активных школ (ОАШ) и др.; профессиональные ассоциации педагогов - ассоциация учителей, работающих по системе Л. В. Занкова; ассоциация «Учитель года Карелии» и др.

24 августа 2012 г. августовское республиканское совещание приняло решение о создании ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия. Ассоциация -своеобразная коллективная трибуна сельской шко-

1 Работа выполнена в соответствии с проектом РГНФ № 12-16-10001 «Психолого-педагогический потенциал использования вариативных форм организации обучения в условиях малочисленной школы (на примере сельских школ Карелии)».

лы, с которой можно сказать свое слово, поднять и обсудить вопросы, понятные не всем, но многим, и быть услышанным. Это добровольный союз равных, обеспокоенных судьбой деревенского ребенка, родителей, учителей, сельских поселений [3]. Ассоциация на деле помогает маленькой школе в ее сохранении, развитии и внедрении инноваций. Современные средства коммуникации, ставшие доступными учителю карельской глубинки, позволяют в настоящее время создать такую среду, в которой информация доступна и контакты оперативны. Инициативу создания и организационной под-

держки ассоциации взяла на себя научно-исследовательская лаборатория теории и практики развития сельской школы Карелии ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия».

Самим фактом появления Ассоциации сельских школ предопределено быть ресурсом развития образования в сельской (негородской) местности региона. В близких планах и дальних замыслах ее участников наращивание ресурсоемкости профессионального педагогического сообщества - первоочередная задача.

Список литературы

1. Сартакова Е. Е. Теория и практика развития сельских муниципальных образовательных сетей (на примере Томской области) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 3 (77). С. 5-8.

2. Интернет-журнал «Лицей». Раздел «Малая школа». и^: http://gazeta-licey.ru/educ/primaryschool

3. Сайт Карельской государственной педагогической академии. Раздел «Ассоциация сельских школ РК». и^: http://kspu.karelia.ru/ru/ about/history/data_sob/19119/19161/19162/

Ефлова З. Б., зав. лабораторией.

Карельская государственная педагогическая академия.

Ул. Пушкинская, 17, Петрозаводск, Республика Карелия, 185680.

Материал поступил в редакцию 02.12.2013.

Z. B. Eflova

THE ASSOCIATION OF RURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A RESOURCE FOR DEVELOPMENT OF EDUCATION

IN RURAL (NON-URBAN) AREA

The article analyses the peculiarities of modem rural schools, contributing to the formation on their basis of network interactions.

Key words: rural school, development of education, network interaction.

References

1. Sartakova E. E. Country municipal educational system development: theory and practice (by the Tomsk region). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2008, vol. 3 (77), pp. 5-8 (in Russian).

2. Internet-magazine “Lyceum”. Section “Small school”. URL: http://gazeta-licey.ru/educ/primaryschool.

3. Site of Karelian State Pedagogical Academy. Section “Association of the RK Rural Schools”. URL: http://kspu.karelia.ru/ru/about/history/data_ sob/19119/19161/19162/

Karelian State Pedagogical Academy.

Ul. Pushkinskaya, 17, Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185680.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.