Научная статья на тему 'Летний лагерь - это всегда встреча с прекрасным'

Летний лагерь - это всегда встреча с прекрасным Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
187
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юриков Анатолий Алексеевич

Социальная терапия, в основе которой искусство, эстетика, красота. Эстетическое воспитание в плане работы лагеря. Воспитание музыкой. Педсовет о нравственно-этической значимости общения детей со взрослыми. Значение первого дня. «Погружение» детей в атмосферу прекрасного. «Эмоциональный взрыв» яркий, общий для всех праздник. Эстетическое чувство трудно и «дозированно» формируется. Тяга к красоте. Возможности детского лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летний лагерь - это всегда встреча с прекрасным»

ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ - ЭТО ВСЕГДА встреча с прекрасным

Анатолий Алексеевич Юриков,

директор геленджикского оздоровительного Центра «Рассвет», заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук

В

нынешнем образовании наших детей есть очень существенный недостаток, о котором сегодня не говорят: это отсутствие социальной терапии, в основе которой — искусство, эстетика, красота. В не столь давшие времена практически в каждой школе были художественные кружки — танцевальные, рисования, драматические и хоровые коллективы. К каждому празднику школьники готовили концерты художественной самодеятельности, с которыми выступали не только в школе, но и в рабочих коллективах в городе и перед сельчанами в сельской местности.

Эти детские увлечения входили в душу, оставаясь там надолго, часто на всю жизнь, формируя отношение к жизни, к людям, к музыке и литературе. Это называлось тогда эстетическим воспитанием молодёжи. Была ещё эстетика героизма, подвига, совершённого во имя Родины, своего народа. Всё это воспитывало нравственно-этические качества личности, закладывало её мировоззренческие основы. Сегодня это понятие — эстетическое воспитание — если и не ушло из жизни школы,

то отодвинулось куда-то на задний план, съёжилось, его заменили мёртворождён-ные сериалы, попсовые концерты, фанерные герои криминальных «братковых разборок»...

В такой «эстетической» атмосфере живут, растут и взрослеют наши дети.

Свой вклад в решение этой проблемы может внести летний детский лагерь. Три недели пребывания в нём, конечно же, срок небольшой. Но в силах коллектива воспитателей лагеря сделать так, чтобы «погрузить» детей в атмосферу эстетических дел, восприятий, отношений.

Начнём с того, что при разработке плана деятельности лагеря продумаем, какие дела, мероприятия предусмотреть, чтобы каждый день пребывания детей в лагере стал встречей с прекрасным.

Для эстетического воспитания детворы в любом лагере немало возможностей, независимо от того, где он расположен — в курортном месте или в обычной сельской местности. Всюду есть неисчерпаемый источник эстетического воспитания детей — природа. В каждом плане есть такие мероприятия, как походы, экскурсии. Планируя их, включите некий мета-экскурсионный аспект: рассказ о реке,

1ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

с которой втретятся дети, или об особенностях леса, ландшафта, растительности. Уверен: среди детей любой смены немало тех, кто любит природу, чувствует её красоту, сможет рассказать о живописном дереве, красивой опушке, музыкальном пейзаже. На территории нашего Центра, например, растут несколько дубов — огромных, развесистых, с самозалеченными ранами. Каждый дуб — это произведение искусства, автор которого наша матушка-природа. Они просятся на полотно, вдохновили московскую художницу Ольгу Котову на создание трогательного, выразительного графического рисунка. Беседа об этом дереве ляжет в пласт эстетической культуры детей, поможет развить наблюдательность, способность наслаждаться разнообразными творениями природы. По мнению английского культуролога и философа Джона Рескина, любовь к природе — самое здоровое чувство, не совместимое со злыми страстями: «...наличие этого чувства — обязательный признак доброго сердца и справедливого нравственного чувства. Степень глубины этого чувства определяет и степень благородства, и красоты характера».

А если лагерь расположен на море, как наш, или на реке, — то возможностей для эстетического воспитания хоть отбавляй: восход солнца, его закат, море штормовое или тихое, спокойное, словно затянутое шёлком. Показать всё это детям, обратить их внимание на детали, на краски в разное время дня — это станет прекрасной книгой, эмоционально прочитанной детьми.

Дети проводят в лагере больше двадцати дней, оставаясь с вожатыми и воспитателями, общаясь с ними с утра до вечера. Эту ситуацию интенсивного общения можно умело использовать для эстетического воспитания детей, ибо ничто так не убеждает ребёнка, как мнение значимого взрослого. Сфера эта очень тонкая, не любого воспитателя дети захотят слушать, не каждому раскроют свою душу. Поэтому лучше всего выстраивать пространство доверия детей и взрослых в совместном деле.

Мне уже приходилось писать в журнале о том, как мы проводили вечера, посвящённые юбилейным датам рождения гения русской литературы А.С. Пушкина, приобщая детей к чтению. Но у этих юбилейных мероприя-

тий — самые разные аспекты воспитательного воздействия на детей. Во время подготовки к этому празднику вожатый, человек не намного старше подростков, очень умело построил с ними беседу, привлёк их внимание к такой теме, как влияние творчества поэта на музыкальную культуру России. Спросил у ребят: знают ли они, какие произведения Пушкина переложены на музыку. Кто-то из девочек вспомнил романс «Я помню чудное мгновенье.» На том познания ребят и кончились. Но в нашей фонотеке собрано более двух тысяч записей разного жанра, в том числе — многие произведения на стихпи А.С. Пушкина. Ребята узнали, что на сюжеты поэта написано десять всемирно известных опер, десятки романсов. И весь вечер звучала на лагерном мероприятии классическая музыка — фрагменты из «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Руслана и Людмилы», «Русалки», «Бориса Годунова». Именно этот музыкальный вечер вызвал интерес не только к творчеству великого поэта, но и к судьбе его семьи после дуэли на Чёрной речке. В этот вечер ребята узнали, что дочь Пушкина Мария Гартунг (по мужу) послужила внешним прообразом Анны Карениной, а его старший сын Александр был военным и во время русско-турецкой войны стал национальным героем Болгарии.

Эти сведения так заинтересовали ребят, что они спрашивали: где об этом можно прочитать, кто автор книг о семье А.С. Пушкина? А девочки предложили посвятить вечер романсам, написанным на стихи поэта и его современников.

Вообще воспитание музыкой в лагере занимает особое место. Дети увлекаются современными эстрадными и авторскими песнями, у них есть свои музыкальные кумиры. Но, к сожалению они знают лишь самый поверхностный слой сведений о своих любимых звёздах, хотя многие дети являются фанатами различных вокальных групп. Они часто спорят

A.A. Юриков. Летний лагерь — это всегда встреча с прекрасным

по этому поводу, даже ссорятся, если сверстники не разделяют их увлечений. Когда мы однажды решили провести вечер современной музыки «Поговорим о своих кумирах», то уже на этапе подготовки поняли, что для многих это увлечение — дань моде. Истинных знатоков современной эстрадной музыки, её исполнителей — единицы. А желание узнать больше — огромно. Мы поняли, какой это прекрасный повод для воспитания музыкального вкуса, музыкальной культуры, как важно научить ребят понимать, где искусство, талант, а где «раскрученная» попсовая бездарность. И, скорректировав план лагерной смены, организовали музыкально-танцевальный всеобуч, как назвали вожатые этот цикл работы с детьми. В программу вошло изучение популярной рок-музыки, современных танцев, истории отечественных и зарубежных рок-групп. Руководить этой просветительской деятельностью, в основе которой — эстетическое воспитание, пригласили профессиональных музыкантов из творческих коллективов города и профессиональных танцоров. Все вечера были посвящены коротким занятиям и практике — прослушиванию концертов рок-групп, отдельных певцов, дискотекам, танцевальным конкурсам. Ребята с гордостью называли себя членами Объединения знатоков современной музыки. Общение в этом объединении стало теснее, теплее, содержательнее. Зародилась тесная дружба, совершенно прекратились пустые споры о том, «кто лучше поёт».

По итогам этой смены мы провели с коллективом воспитателей и вожатых педсовет о нравственно-этической значимости общения детей со взрослыми, о способах эстетического воспитания в условиях летнего лагеря.

За долгие годы работы с детьми я убедился в том, что очень важно в первые же дни «погрузить» детей в атмосферу прекрасного, вызвать «эмоциональный взрыв» — подготовить яркий, общий для всех праздник. За один-полтора дня вожатые определяют наиболее креативных, как теперь говорят, ре-

бят, готовят с ними сценарий выявляют исполнителей музыкальных, песенных, танцевальных номеров. В этот вечер допоздна звучит музыка, песни, яркое освещение среди зелени создаёт феерический эффект, танцы сменяются цирковыми фокусами (артисты есть в каждой смене) — всё это весело, ярко, звонко. Камертон всей смене задан, можно вносить в проект подготовленного плана новые виды творче-ско-эстетической деятельности. Назавтра тонус лагеря уже совсем иной, чем в первый день приезда: одни скучали по дому (были и слёзы!), другие скептически цедили сквозь зубы: «делать здесь нечего».

А оказалось — дел хоть отбавляй! И вообще — «здесь прикольно!» Правда, некоторые девочки не хотели участвовать в общих плановых делах, хотя по опыту знаю: девочки активнее мальчиков. Вскоре поняли причину такого поведения: сидят подружки — вышивают гладью. Вот и ещё один вид деятельности в плане работы смены! Открыли кружок художественной вышивки, желающих оказалось немало — даже несколько мальчиков записались и стали заниматься в нём. Самая активная вышивальщица стала руководить кружком, обучала своих сверстников различным техникам вышивания. Перед закрытием смены устроили лагерную выставку работ юных вышивальщиц. Она имела большой успех: ребята фотографировали сюжеты вышивок на подушках, салфетках, на скатерти.

Эстетическое чувство присутствующее в человеке, очень сложно и многообразно проявляется, трудно и очень «дозировано» формируется. У человека с развитым эстетическим чувством, как правило, развиты нравственно-этические качества, он обладает культурой общения (а лагерь — уникальное пространство для реализации потребности подростков в общении со сверстниками и со взрослыми). Я много раз наблюдал, что дети, увлечённые каким-то видом искусства — театром, музыкой, танцем, изготовлением сувениров — отличаются манерой, разговором,

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

даже одеждой. Они не размахивают руками, как ветряные мельницы, громно-истерично не смеются на улице при разговоре с собеседником, не повторяют через каждое слово «короче», «блин» и другие выражения из лексикона Эллочки Щукиной. Они даже одеваются по-иному — так же модно, современно, но без цветовых нелепостей и кричащих форм. Из этого всего делаю вывод о том, что эстетическое воспитание — составная часть воспитания духовно-нравственного, основа хорошего вкуса, социально приемлемых норм поведения. У детей эстетически воспитанных есть внутренний и довольно строгий регулятор поведения, отношений и действий. И ещё такие дети ярко проявляют эмоциональную культуру.

Из этого делаю вывод: в программе деятельности каждой лагерной смены должны быть мероприятия, дела, беседы, посвящённые эстетическому воспитанию детей. Уверен: возможности для этого у каждого лагеря безграничны. Что мешает коллективу вожатых и воспитателей организовать театральную студию? И готовить спектакли — не длинные трудные пьесы, а короткие, весёлые постановки.

По опыту знаю, какое это увлекательное занятие для многих ребят — подготовка к спектаклю. Это не только творческая забота группы лагерных артистов, но и «обслуги» — работников сцены, музыкантов, осветителей, мастеров звука. Мальчики готовят сцену, девочки шьют костюмы, осветители экспериментируют с наиболее оптимальной постановкой света. Вся эта суета наполнена не только чувством ожидания прекрасного, но и радостью совместной деятельности, общей целью. В общелагерных делах рождаются самые крепкие дружеские контакты, зреют самые прочные умения, причём у действующих лиц «обоего пола» — и у мальчиков, и у девочек.

Лагерные смены, кстати, сильно поколебали наши представления о занятиях «девчоночьих» и «мальчишечьих». В одной из смен для выявления детских увлечений, пристрастий решили провести творческое соревнование в «городе мастеров». Тему не стали определять, сказали: «Делайте, что хотите, покажите, на что способны!» Думали, что участниками будут несколько мальчиков. Но мы ошиблись: в «город масте-

ров» «съехались» практически все участники смены и большинство — девочки! Сколько талантов, умельцев открыло это творческое состязание! Мы устроили ярмарку детских поделок, открыли несколько художественных кружков.

А однажды лагерная смена «заболела» танцами. При обсуждении плана ребята то и дело предлагали дискотеку, вечер танцев, танцевальный кружок.. Но в первый же вечер мы убедились, как неумело, неэстетично танцевали наши «танцелюбы». Пригласили специалиста, открыли студию танца — некие мини-курсы танцевального искусства. Думали, что девочкам придётся танцевать «шерочка с машерочкой». Не тут-то было! Всё «мужское население» старших отрядов стало участником студии.

Одна из родительниц, приехавшая навестить сына, не поверила своим ушам, когда ей сказали, что Ахмет (так звали мальчика) занимается в танцевальной студии. Я думал, что женщина лишится дара речи, когда она увидела, как её сын лихо отплясывал твист под руководством инструктора-педагога.

Дети всей душой тянутся к красоте — в природе, в быту, в одежде. Удовлетворить эту потребность можно в каждом лагере. Начиная с порядка в палатах: здесь дети живут, это их дом на двадцать дней. Наши воспитатели и вожатые строго следили не только за порядком, но и за эстетическим оформлением детского жилища — картины на стенах, цветы на тумбочках, аккуратно сложенная одежда детей.

Подумали мы и о том, как украсить столовую — закупили яркие пластиковые столы и стулья, украсили зал живописными полотнами. Всё это, конечно, детали. Но в совокупности с воспитательной деятельностью они создают то лагерное пространство, которое способствует встрече детей с прекрасным. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.