Научная статья на тему 'Неучтённые ресурсы воспитания'

Неучтённые ресурсы воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫЕЗДНОЙ ШКОЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / МОДУЛИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ / VISITING SCHOOL CAMP / INFORMAL COMMUNICATION / DEVELOPMENT OF SOCIALIZATION / RECOVERY / MODULES / THEMATIC PROGRAMS / RESEARCH PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любезнова Людмила Васильевна

Выездной школьный лагерь. Условия самореализации детей в неформальной обстановке. Тематические творческие смены. Организация исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любезнова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неучтённые ресурсы воспитания»

НЕ УЧТЕННЫЕ РЕСУРСЫ ВОСПИТАНИЯ

Людмила Васильевна Аюбезнова,

заместитель директора гимназии «Российская школа», г. Королёв, Московская область

• выездной школьный лагерь • неформальное общение •

• оздоровление • модули • тематические программы •

развитие социализации исследовательские проекты

п

роблемы отдыха начинают беспокоить родителей задолго до летних каникул. Куда отправить ребёнка отдыхать, если газеты и журналы без устали печатают страшные истории про педофилов, беспредел «привольной лагерной жизни»? Как организовать время, если ребёнок остался в городе, с пользой для души, тела, интеллекта, чтобы он отдохнул, укрепил здоровье, не забыл прочитать заданные на каникулы книги? Оставить ребёнка в городе — значит предоставить его самому себе, обречь на бездумное времяпрепровождение у телевизора, компьютера. Улица сегодня полна неожиданностей. Гулять одному — скучно, а в компании — тоже не лучшее решение вопроса. Хотелось, чтобы дети были рядом, но и под присмотром в школьном лагере.

Практика работы летних лагерей дневного пребывания на базе образовательных учреждений даёт хорошие результаты. Но, во-первых,

как правило, они работают только в июне, а во-вторых, расположение в здании школы сохраняет психологические стереотипы, память о событиях школьной жизни, не всегда приятных для учащегося. Вот и получается, что для детей лето — это освобождение от обязанностей, забот, ответственности, а для родителей — трудный вопрос. И, конечно, зная учителей, понимая детское окружение класса, родители со спокойной душой могут доверить своего ребёнка со всеми особенностями характера только «родной» школе. Замысел выездного школьного лагеря возник у педагогов «Российской школы» как ответ на запрос родителей: «Что делать с детьми летом? Нельзя ли педагогически организовать каникулярное время?» Понимая, какие трудности ложатся на коллектив (материально-технические, нормативно-правовые, кадровые), мы начали разрабатывать модель школьного лагеря, соединяя свои представления о летнем отдыхе учащихся, свой позитивный опыт лагерной жизни в советское время в «Артеке», «Орлёнке», других пионерских лагерях. Эпиграфом идеи стала перефразированная строчка песни: «Лагерь — это маленькая жизнь».

Философия школьного лагеря складывалась из таких ценностей:

• лагерь — это дополнительное пространство неформального общения, воспитания, развития социализации, оздоровления учащихся;

• располагается в новом для учащихся месте;

• имеет элемент «дачного» отдыха;

• строится на принципах со-дружества, свободного творчества, уважения, милосердия, интереса, успешности;

• создаёт особый уклад жизни, атмосферу новизны и неожиданности, эмоциональный фон искренней заинтересованности, защищённости от комплексов, внутренней нацеленности на созидание;

• включает в воспитание фактор природы;

• входит в единую образовательную систему гимназии.

Мы понимали, что лагерь должен помочь «проблемному» ребёнку сбросить груз школьных неудач, найти сферу успешности, создать свой новый позитивный образ; «среднему» ребёнку, не выделяющемуся из общей среды, — нравственно окрепнуть, проявить и позиционировать себя в обществе; ребёнку с особыми задатками — сформировать позицию лидера, способного отвечать за других, проявлять инициативу, увлекать на реализацию общего дела. Но всем вместе нашим детям нужно было просто отдохнуть, поиграть, почувствовать романтику вечернего костра, укрепить здоровье, получить навыки коммуникации, наработать свой практический социальный опыт. Так определилась основная педагогическая цель — создать условия для максимальной самореализации детей в неформальной обстановке школьного выездного лагеря. Её достижение стало возможным при психофизической поддержке учащегося, стимулировании инициативы творчества, доброжелательности, «заряда успешности», развитии личности в овладении творческим опытом, социальном становлении нравственности, получении практического жизненного опыта. Таким образом, лагерь стал ресурсом развития школы и отношений в школе, средством расширения образовательного пространства, максимально приближенного к жизни ребёнка, его личностного развития: духовного-нравственного, творческого, физического, социального. За время работы гимназии менялась география выездных лагерей — Подмосковье, Алушта, Геленджик, Кабардинка, Варна и подходы к организации

летних смен — для учащихся разных возрастных групп: начальной, средней, старшей школы, разновозрастные смены, смены для детей-инвалидов; тематическое содержание: музыкальные, спортивные, туристско-краеведческие, языковые, оздоровительные, творческие смены. Но за этим разнообразием оставалось главное — те отношения, которые складывались между детьми и взрослыми, тот уклад, который «держал и держит» коллектив на протяжении многих лет, создавая основу «гимназического братства».

Первый опыт работы школьного выездного лагеря коллектив «Российской школы» получил в 1995 году, когда в оздоровительном комплексе «Сосны» были сняты на лето три деревянных двухэтажных домика. Имея в штате поваров, медицинских работников, воспитателей — освобождённых классных руководителей, педагогов дополнительного образования, психологов, группа педагогов-энтузиастов вместе с детьми на три месяца выехала на летний отдых. Так началась наша «педагогическая поэма». Июньская смена была организована для учащихся основной (5 — 8-е классы) школы, и неофициальную часть выпускного вечера одиннадцатиклассники провели на природе, в гостях у лагеря. Для «лагерников» это было событием — провожать во взрослую жизнь старшеклассников, невольно «примеривая» эту роль на себя. Искренние поздравления, песни у костра, романтическая почта остались в памяти навсегда. Встречаясь на вечерах выпускников, уже взрослые люди с теплотой вспоминают об этом. Молва о лагере разнеслась быстро, и те, кто не попал в смену, начали проситься хотя бы приходить в лагерь на день. Это был неофициальный срез, подтвердивший эффективность и положительный результат работы лагеря. А вот смена для детей-инвалидов, несмотря на присутствие родителей, комплексы реабилитационных мероприятий, разнообразную творческую

и досуговую программу, не принесла ожидаемого удовлетворения. Выразив слова благодарности, и родители и дети пожелали на будущий год отдыхать вместе со своими сверстниками. Для педагогов высветилась проблема социализации детей-инвалидов, приобретения жизненного опыта общения со здоровыми детьми, установления духовных контактов, которые для этой группы учащихся выходят на первый план.

Ценности лагерной жизни проявились в установлении дружеских отношений между детьми и взрослыми. Получив на практике положительный и отрицательный опыт, педагоги составили алгоритм компонентов-модулей, обязательных для всех программ. К ним относились материально-технические, кадровые и нравственно-содержательные модули. Материально-технический блок включал систему обеспечения жизнедеятельности лагеря: безопасность, размещение, питание, медицинское обслуживание. Кадровый — отбор сотрудников, способных к со-дружеству, со-творчеству с детьми, к демократическим формам общения в отличие от авторитарных, к «домашним» отношениям со своими вчерашними учениками, психолого-педагогической поддержке, эмоциональной устойчивости. Нравственно-содержательный блок содержал тематическую программу, психолого-педагогические основы взаимоотношения детей (ком-муникативность,толерантность, направленность на успешную созидательную деятельность), спортивно-оздоровительную работу, досуговую и экскурсионную деятельность, рефлексию учащихся, презентацию результатов пребывания в лагере.

Обязательная часть выполнения программы — подведение итогов работы детей и взрослых. Это мог быть концерт духовой музыки, «Певческая поляна», «Музыкальная культура языческой Руси», спектакль на английском языке «Петрушка и Коломбина», выставки «Деревянная скульптура», Галерея пейзажей «Лесное озеро», Город мастеров, конкурс корабликов «Алые паруса», проложенная «тропа здоровья», проведённые ис-

следования «Качество воды в Лесном озере», «Флора и фауна Литвиновского леса», выполненные спортивные нормативы, полученные навыки в освоении таких предметов, как резьба и роспись по дереву, деревянное зодчество, гобелен и батик, судомоделирование и т.д.

В разные годы тематические программы разрабатывались с учётом уровня подготовки учащихся: для начинающих, подготовленных детей, продвинутых учащихся. Постепенно, от лета к лету, выстраивался образ выездного школьного лагеря. Концептуальные идеи обрастали практикой. Понимая эффективность смены разных видов деятельности, педагоги гимназии не стремились к «чистому виду» только оздоровительного, творческого, тематического или профильного лагеря. Школьный выездной лагерь, на наш взгляд, — это лагерь комбинированного типа, в котором присутствуют все признаки перечисленных видов. Личностно-ориентированный подход в воспитании позволяет учитывать потребности разных психологических типов детей: тихих, домашних, старающихся отсидеться в сторонке, «сибаритов», желающих отдохнуть от школьной суеты, остаться в одиночестве, «нигилистов» — «Я имею право, вы — не имеете права», суперактивных.

Разделение на небольшие группы (10—12) позволяет уделять больше внимания интересам и проблемам каждого ребёнка, тем самым создавая условия для установления душевного контакта, искренности, откровения. Стараясь, чтобы уклад лагеря с его бытом, структурой, взаимоотношениями соответствовал внутреннему миру ребёнка, воспитатели строили режим дня с учётом разнообразия деятельности: оздоровительные и спортивные мероприятия, творческие и познавательные занятия в кружках, мастерских, творческих лабораториях под открытым небом, откровенные разговоры у костра, общелагерные традиции и события.

Мероприятия-события, проводимые в лагере, только в том случае эффективны,

когда они социально и личностно значимы для всех. Таких мероприятий, как правило, немного, но цель их — всколыхнуть эмоции, проникнуть в глубинный мир ребёнка через исторические события и социальные явления. Среди них — день Памяти, посвящённый началу войны: дети были разбужены в 4 часа утра, по утреннему лесу шли 1,5 км к памятнику погибших воинов, слушая рассказы вожатых о войне, собирая полевые цветы, чтобы положить их к обелиску. Кульминацией стала минута молчания, во время которой шло внутреннее осмысление события, случившегося много лет назад. На обратной дороге в лагерь уже ребята говорили о своих дедушках и бабушках, о памяти, живущей в семьях, о своих мыслях по поводу войны и мира. Целый день в лагере был посвящён этой теме: прошли военно-спортивная игра «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях», просмотр и обсуждение видеофильмов о войне, открылась картинная галерея «Война и мир», были встречи с воинами-десантниками, костёр, на котором исполнялись песни военных лет. Меню тоже было составлено с учётом военного времени: из полевой кухни ребята получали кашу, чай. Для воспитателей главным был не набор форм по единой тематике, а те чувства, которые возникли у детей во время обращения к этому историческому событию. Ожидаемым результатом стало формирование патриотического отношения к Родине, становление чувства сопричастности с Отечеством, желание защищать его.

Событиями, проникающими в дальние культурно-исторические пласты, стали «Певческая поляна», «День славянской культуры», которые моделировали условия жизни славянских племён, фестиваль «Дети разных народов», показывающий культурные традиции (костюмы, пищу, быт, праздники, народное творчество, сказки, предания, игры) русских, украинцев, татар, азербайджанцев, армян, грузин, всех национальностей, проживающих в лагере, путешествие по странам «Единый мир культур» (Россия, Англия, Франция, Германия), языки которых изучаются в школе, День Петра и Павла, отражающий связь явлений природы с православием, «Гимн солнцу» (встреча восхода солнца и купание на заре) и многие другие.

Как правило, мероприятия были кульминацией или итогом работы тематических смен. Так, празднику Ивана Купалы (7 июля) в этнографической смене «Лето красное, прекрасное» предшествовал день Аграфены Купальницы. С утра домики украшались венками из цветов и трав, предохраняющих от неудач. Причём, чтобы не наносить урон природе, можно было изготовить искусственные цветы, символы (конкурс на лучшее оформление домика, идею, современное видение оберега). Ребята собирали и складывали горкой сорные травы, крапиву. По поверьям, перепрыгнув через них, можно освободиться от недугов и невзгод.

Во второй половине дня готовились к чудесам Ивановой ночи, беседовали о гаданиях, преданиях, плели венки, «добывали живой огонь». После ужина, с наступлением сумерек начиналось театрализованное представление «Дивы дивные Ивановой ночи». Каждый отряд представлял свой образ волшебного цветка, а затем получал от цветка папоротника лепесток, в котором содержалось задание на следующий, Иванов день, первым из которых было купание на заре. Оставив «караульных» ожидать восход солнца, все шли спать.

Пробуждение ранним утром начиналось с народной песни «Ой, вставала я ранёшенько». После слов «Заря, заряница, красная девица, по небу ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало» собравшиеся у озера дети и взрослые обращались к солнцу: «Солнцу красному слава, слава в небе у нас! Сине озеру слава, слава у нас на Руси!» На плоту в центре озера сверкал всеми цветами радуги большой цветок папоротника. В это время с противоположного берега озера отчаливала лодка со сказочными персонажами Лешим, Русалкой, Бабой Ягой, Кикиморой, Водяным, которые звали детей купаться, иначе они заберут цветок, нашлют непогоду, дождь, холод.

По преданиям, цветы, собранные в день Рождества Иоанна Крестителя, обладают особой силой. О народных традициях, песнях, играх, народных праздниках и преданиях древней Руси рассказывали детям вожатые. В этот день желательным было обращаться друг к другу в древнерусском стиле: «Красна девица, добрый молодец, ой ты, гой еси» и т.д. Естественно, что без предварительной подготовки дети не могли воспринять это серьёзно. Поэтому на занятиях, посиделках у костра мы готовили детей.

К вечернему костру каждый отряд сочинял былину об историческом событии своего отряд, самом добром молодце и его подвигах, самой красной девице и её добродетелях и т.д. Погружение в историю своего народа в культурно-бытовых формах формировало чувство патриотизма, самоидентификации средствами народной этики и эстетики. Но всегда мероприятия были лишь частью длительного проекта, соединявшего разные предметные области (историю, этнографию, прикладные ремёсла, фольклор), различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, преобразующую, эстетическую), право выбора ребёнком своего направления работы.

Иногда проведение мероприятий диктовалось обстоятельствами, стихийно. День под девизом «У природы нет плохой погоды» предусматривал конкурс на лучшую песню дождя, презентацию проектов «Как развеять плохое настроение или сохранить хорошее?», капустник «Вопреки всему» и т.д. Чаще всего, эти действа требовали определённой подготовки, но всегда содержали элемент неожиданности для детей. Поэтому дети стремились приобщиться к со-бытию, участвовать в нём, т.е. создавали условия для инициативы со-причастности, со-творчества. Так, своим примером воспитатели лагеря подтверждали принципы народной педагогики: делай как я, делай лучше меня. Личный пример стал лучшим приёмом для выработки инициативы, свободного творчества детей, их успешности в совместной деятельности, обще-

ственное признание (непризнание), саморефлексия и самооценка — методом ненасильственного самоконтроля.

Особое место в лагерных сменах занимали исследовательские проекты. Введение лагеря в общеобразовательную систему гимназии позволило рассматривать его как постоянно действующую опытно-экспериментальную базу в течение всего учебного года. Тематика проектов касалась непосредственной жизни в лагере и могла быть продолжена в течение года. Проект «Лесное озеро — уникальный уголок Подмосковья» (рук. А.Н. Семёнова, И.А. Плотникова), кроме традиционных ботанических, орнитологических, энтомологических исследований природы, включал изучение проблемы качества воды в Лесном озере, состояния древостоя в окружении Лесного озера, биоиндикацию атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны и др.

Организация исследовательской деятельности соединялась с краеведческой работой. У каждой группы было своё задание, прикреплённый эксперт, который инструктировал и контролировал ход исследования. В ходе исследования устанавливались явления, происходящие с растениями летом, определялся вид, более подверженный изменениям, параллельно усваивались правила поведения в лесу, формировалось умение обобщить знания по пройденному материалу, проводить исследования под открытым небом. Дети учились слушать и воспринимать живую музыку природы: шум листва, пение птиц, шелест трав. Перед экспериментом следовала небольшая «настройка». На лесной поляне воспитанники определяли вместе с руководителем проекта (учителем), какие изменения произошли с деревьями летом (в сравнении с весной). Как изменилась окраска листьев, с чем это связано, какие ягоды созревают в лесу? Детям предлагалось придумать правила природной жизни в игровой форме: не сорить, не рвать растения, не шуметь, не разводить костры, ходить по тропинкам. В лагере ребята эти

правила отражали на плакатах с помощью художественных образов и символов.

Затем группы получали задания: оценка состояния древостоя с помощью шкалы (1-я группа), фенологические (сезонные) изменения (2-я группа), определение обилия видов (3-я группа), определение жизненности растений (4-я группа). Исследования проводились с помощью специально разработанных таблиц и шкал. Ребята с удовольствием занимались изучением природного материала, каждое замеченное явление становилось открытием. Финальным заданием стало «Найди своё любимое дерево и расскажи о нём».

Туристско-краеведческий проект «Храмовое окружение Лесного озера» решал задачи нравственного и физического оздоровления школьников. Разрабатывая маршруты одно-, двух-, трёхдневных походов для старшеклассников, руководитель проекта С.А. Данилова выбирала конечными точками сёла, где были действующие или разрушенные церкви Гребнево, Каб-луково, Сабурово, Богослово. Дорога к храму была сопряжена с преодолением физических трудностей. И, достигая одну цель, ребята оказывались перед другой: собрать информацию, фото- и видеоматериалы о храме, определить форму своего участия (помощь в уборке территории, привлечение внимания общественности к восстановлению церквей, создание методического материала для предмета «Духовное краеведение Подмосковья»).

В селе Богослово ребята осматривали усадебный парк помещицы Астафьевой с церковью Казанской иконы Божьей Матери 1795 — 1801 гг., в селе Каблуково — восстанавливаемую Спасскую церковь 1785 года постройки, деревянную церковь Матроны Московской и надкладезную часовню «Неупивае-мая чаша». На обратной дороге или в лагере у костра обсуждались нравственные ценности в современном мире, их значимость для молодого человека XXI века, актуальность религии и атеизма, веротерпимость.

Разговоры в непринуждённой, неформальной обстановке проходили искренне и заинтересованно потому, что касались проблем, волнующих молодёжь: любви, верности, семьи, достоинства, милосердия, заботе о ближнем, уваже-

ния. Потом начиналась вторая часть программы по обработке полученного материала: моделирование фрагментов в единое целое с учётом законов драматургии, подбор музыкального сопровождения, обработка информационного текста. Результатом проекта становился видеофильм.

Таким образом, физическое оздоровление подростков «перетекало» в их нравственное становление. И делалось это не нарочито, фронтально, а как бы между прочим, так как основная цель — поход, сохраняла всю туристскую романтику: освоение новых путей, продвижение по карте с использованием знаний по спортивному ориентированию, выбор удобного места для остановки, походную кухню, песни у костра, ночёвку в палатках. Но в этой «робинзоновской» жизни в конце пути возникал храм и будил в душах ребят иные мысли: «Есть ли моё место в церкви?» Так с помощью спортивно-оздоровительной, туристской работы по изучению краеведения шло осмысление старшеклассниками философских, нравственно-этических проблем нелёгкой современной жизни. Туристское краеведение расширяло своё пространство за счёт экологического и исторического краеведения.

Наша педагогическая практика и тактика проведения летних выездных творческих смен зависели от многих объективных и субъективных факторов, но во всех случаях неизменны оставались позиции уважения и поддержки ребёнка, совместного проживания творчества ребёнок — взрослый, создания ситуации успеха, необходимые для свободного развития личности. Летний школьный лагерь — это дополнительное ресурсное поле для обновления и развития современной школы, где могут быть проверены на практике альтернативные способы и средства воспитания, ведущие к становлению ответственной личности, способной к самореализации. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.