Научная статья на тему '«ЛЕСТНИЦА» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

«ЛЕСТНИЦА» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / непрерывная педагогическая практика / ознакомительная практика / производственная практика / дневник педагогической практики / практика-демоэкзамен / professional competence / continuous pedagogical practice / introductory practice / industrial practice / diary of pedagogical practice / practice-demo exam

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Татьяна Вячеславовна

В статье раскрываются особенности подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в ходе непрерывной педагогической практики, включающей студента в педагогическую реальность с младших курсов от пассивного наблюдения до активной самостоятельной практики. Описывается «лестница» практик: цели, содержание, формы и методы её организации в ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет». Рассредоточенная практика осуществляется параллельно изучению теоретического материала педагогической направленности, осваиваемого в рамках лекций, семинарских и практических занятий дисциплин педагогического цикла, таких как Педагогика, Особенности работы с одаренными детьми в образовательной организации, Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, Технология и организация воспитательных практик (классное руководство), Основы вожатской деятельности и дисциплин специализации. Это дает возможность закреплять полученные знания в условиях конкретной школы и делает обучение практико-ориентированным. Сопровождение непрерывной практики преподавателями кафедры педагогики на всем ее протяжении позволяет быстро вносить коррективы в работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of preparing students for professional pedagogical activity in the course of continuous pedagogical practice, which includes students in real pedagogical activity fromjunior courses from passive observation to active independent practice. The "ladder" of practices is described through goals, content, forms and methods of its organization in the State Social and Humanitarian University. The dispersed practice is carried out in parallel with the study of theoretical material of pedagogical orientation studied in the framework of lectures, seminars and practical classes of disciplines of the pedagogical cycle, such as Pedagogy, Features of working with gifted children in an educational organization, Training of persons with disabilities and special educational needs, Technology and organization of educational practices (classroom management), the Basics of leadership activities. This makes it possible to consolidate the acquired knowledge in the conditions of a particular school and makes the training practice-oriented. The support of continuous practice by teachers of the Department of Pedagogy throughout its entire course allows you to quickly make adjustments to the work.

Текст научной работы на тему ««ЛЕСТНИЦА» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Яковлева Татьяна Вячеславовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна)

«ЛЕСТНИЦА» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье раскрываются особенности подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в ходе непрерывной педагогической практики, включающей студента в педагогическую реальность с младших курсов от пассивного наблюдения до активной самостоятельной практики. Описывается «лестница» практик: цели, содержание, формы и методы её организации в ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет». Рассредоточенная практика осуществляется параллельно изучению теоретического материала педагогической направленности, осваиваемого в рамках лекций, семинарских и практических занятий дисциплин педагогического цикла, таких как Педагогика, Особенности работы с одаренными детьми в образовательной организации, Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, Технология и организация воспитательных практик (классное руководство), Основы вожатской деятельности и дисциплин специализации. Это дает возможность закреплять полученные знания в условиях конкретной школы и делает обучение практико-ориентированным. Сопровождение непрерывной практики преподавателями кафедры педагогики на всем ее протяжении позволяет быстро вносить коррективы в работу.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, непрерывная педагогическая практика, ознакомительная практика, производственная практика, дневник педагогической практики, практика-демоэкзамен.

Annotation. The article reveals the peculiarities of preparing students for professional pedagogical activity in the course of continuous pedagogical practice, which includes students in real pedagogical activity fromjunior courses from passive observation to active independent practice. The "ladder" of practices is described through goals, content, forms and methods of its organization in the State Social and Humanitarian University. The dispersed practice is carried out in parallel with the study of theoretical material of pedagogical orientation studied in the framework of lectures, seminars and practical classes of disciplines of the pedagogical cycle, such as Pedagogy, Features of working with gifted children in an educational organization, Training of persons with disabilities and special educational needs, Technology and organization of educational practices (classroom management), the Basics of leadership activities. This makes it possible to consolidate the acquired knowledge in the conditions of a particular school and makes the training practice-oriented. The support of continuous practice by teachers of the Department ofPedagogy throughout its entire course allows you to quickly make adjustments to the work.

Key words: professional competence, continuous pedagogical practice, introductory practice, industrial practice, diary of pedagogical practice, practice-demo exam.

Введение. Качество подготовки выпускников педагогических вузов в последние годы достаточно часто вызывает нарекание со стороны работодателей. Причем теоретическая подготовка молодых специалистов в области владения образовательными технологиями в меньшей степени подвергается критике, как и методические умения. Наибольшие проблемы возникают с пониманием последними тонкостей ежедневного педагогического труда (выполнение непрямых функций, ненормированный рабочий день, коллективный характер труда, общение с родителями, детьми, большой документооборот). Студенты, только что покинувшие школьную парту, видят работу педагога глазами ученика, то есть сводят ее суть к урокодательству и подготовке к ВГЭ, что только на треть является функционалом учителя. Поэтому, приходя на практику на старших курсах, многие обнаруживает свое незнание школьной жизни и даже сомнение в правильности выбранного пути. И причина этих проблем скрыта в устаревших формах профессиональной ориентации, а также формах и методах профессиональной подготовки будущих педагогов. Огромным потенциалом для решения проблем повышения профессиональной компетентности и закрепления выпускников в системе образования обладает раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики», который «является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся» [1]. На протяжении последнего столетия роль педагогической практики в подготовке будущего учителя претерпевала много кардинальных изменений: от сопровождения студента педвуза с первого по выпускной курс до полного забвения так называемых «пассивных» практик. В настоящий момент педагогическая практика разных уровней является предметом пристального внимания Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, вузов и колледжей, а также работодателей. В контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта, в том числе и советского прошлого.

Изложение основного материала статьи. В 1984-85 учебном году на всех факультетах педвузов была введена непрерывная педагогическая практика, предусматривавшая овладение студентами младших курсов разнообразными умениями и навыками общественной работы и привлечение старшекурсников к практическому участию в учебно-воспитательном процессе школы по 4 часа в неделю. В 90-х годах практика на 1-3 курсах опять была незаслуженно забыта.

В 2017 году ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» в качестве эксперимента возродил систему непрерывных практик студентов младших курсов с учетом специфики профиля подготовки. В 2022 году в университете была разработана «лестница» практик, охватывающая все курсы и семестры учебного процесса.

Апробация различных видов профессиональной деятельности, в которые выпускник будет включен по окончании вуза, потребовала насыщения образовательной программы системой практик и заданий в условиях образовательных организаций (общего и дополнительного образования) города и региона, посредством сетевого взаимодействия на принципах школьно-университетского партнерства. Это партнерство было создано в контексте вступления в силу профессионального стандарта педагога с целью усиления практической подготовки будущих педагогов.

Начинают «лестницу» учебные ознакомительные практики по психологии и педагогике. Цель практик - формирование основ профессиональной идентичности у студентов 1 курса. В содержание работы входит знакомство с одной из Коломенских школ, самоанализ и построение программы профессионального развития на период практики. Закрепленный за факультетом преподаватели кафедр педагогики и психологии осуществляют общее руководство. Для ориентации студента во всех видах работ, с которыми он должен будет справиться, был разработан Дневник педагогической практики, где помимо подробного алгоритма выполнения каждого задания есть место для письменного отчета о выполнении, рефлексии и оценки проверяющего. Имея персональный дневник, студент может самостоятельно определить индивидуальную траекторию выполнения заданий, выбрать порядок действий и время, если речь не идет о мероприятиях, проводимых коллективно под руководством куратора. Каждое задание проверяется по мере выполнения, что позволяет

избежать ошибок в будущем и способствует регулярной работе студентов. Среди заданий дневника есть те, которые заставляют по-новому взглянуть на школу. К таким относятся знакомство со стендами школы, оценка их достоинств и недостатков; анализ эргономических параметров кабинетов: интерьера, соответствия мебели возрасту обучающихся, освещения в классах, материально-технического оснащения, эстетизации среды (картины, цветы, шторы и т.п.).

В качестве важной составляющей первой практики выступает знакомство с педагогом-мастером и молодым специалистом. Интервью с ними, зафиксированное в дневнике, дает представление о секретах профессиональной эффективности учителя и трудностях, с которыми начинающий учитель может столкнуться в школе.

При посещении уроков и воспитательных мероприятий практикант определяет способы организации работы учащихся на уроке (индивидуальной, групповой, коллективной), указывает примеры использования каждой из форм. При посещении уроков студент обращает внимание на соблюдение учителем принципов обучения (наглядности, научности, активности, систематичности и последовательности и др.), указывает, в чем они проявляются. На протяжении всей учебной ознакомительной практики осуществляется тьюторская деятельность и заполняется Дневник тьютора, где фиксируются запрос учителя и конкретные формы работы. Такими формами выступает помощь в изучении наиболее сложных тем по профилю подготовки студента, проверка теоретических знаний освобожденных от занятий по физкультуре по причине болезни детей, совместная с учащимися деятельность по подготовке разнообразных воспитательных мероприятий и другое. Обобщение практики проходит в форме защиты проекта «Современная школа», где студенты представляют теоретический и эмпирический этапы работы. В презентации отражаются критерии эффективности школы, результаты интервью с педагогами и изучения нормативно-правовых документов, сайта образовательной организации и другие аспекты. Практиканты анализируют контингент учащихся и преподавательский состав (диаграмма учета категорий, стажа и уровня образования), материально-техническое оснащение, академические, спортивные и другие достижения школы, основные вехи ее развития, режим работы, количество смен, органы управления и соуправления, наличие профилей в старших класса, направления внеурочной деятельности.

Практика «Я - классный руководитель» позволяет решить проблему отсутствия у студента представления о работе классного руководителя. К видам работ в рамках практики относятся знакомство с планом учебно-воспитательной и внеурочной деятельности класса, проведение диагностики класса, выявление проблем для обсуждения с родителями, проведение тематических классных часов, создание видеоролика-презентации о работе классного руководителя. Обязательным элементом практики является знакомство со списком документации, на которую опирается классный руководитель при организации воспитательной работы. К их числу относятся программа воспитания школы, план воспитательной работы школы, план учебно-воспитательной и внеурочной деятельности класса, документация классного руководителя (должностная инструкция классного руководителя, социальный паспорт класса, материалы диагностик, анкетирования, оценочных листов и др.).

Студенты изучают опыт работы классного руководителя, учатся составить перспективный план работы, проводят диагностику класса (уровень взаимоотношений и сплоченность коллектива, изучение личных качеств учащихся, диагностика психологического неблагополучия подростков). Составив психолого-педагогический портрет класса, выявив проблему, студенты записывают видеообращение к родителям перед предполагаемым родительским собранием. В соответствии с планом учебно-воспитательной и внеурочной работы класса практиканты проводят классные часы и воспитательные мероприятия. Завершается практика проектом «Я - классный руководитель». Он представляет собой видеоролик или презентацию на тему по выбору:

- Классный руководитель в современном образовательном пространстве.

- Взаимодействие классного руководителя с детьми и родителями.

- Ребенок в классе.

Практика «Я-вожатый» решает задачи формирования основ вожатского мастерства у студентов третьего курса. В соответствии с ФГОС ВО по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в ГОУ ВО МО «Государственном социально-гуманитарном университете» реализуется учебная практика - учебно-инструктивный лагерный сбор (УИЛС). Именно УИЛС за счет своей интенсивности, погруженности в профессию и эмоциональности играет важную роль в становлении личности будущего педагога и закреплении его в профессии. УИЛС проводится на базе одного из загородных лагерей юго-востока Подмосковья. Инструктивный лагерь дает шанс попробовать все элементы жизнедеятельности в лагере, примерить профессию вожатого на себя. Ежегодно в апреле на учебно-инструктивный лагерный сбор выезжают студенты третьих курсов педагогических направлений подготовки. Работу сбора обеспечивают преподаватели кафедры педагогики ГСГУ и комиссары педагогического отряда университета «Вожатские огни Коломны».

В процессе прохождения такой практики у студентов формируются умения и навыки организации воспитательного воздействия и участия в реальном воспитательном процессе, а также опыт применения разнообразных методик воспитания; способы командной работы, установления и поддержки конструктивных деловых и личных отношений с коллегами [2, С. 18].

Практика «Я-вожатый» имеет продолжение в работе студентов в летний период в детских оздоровительных лагерях -уникальных социальных институтах, ориентированных на формирование и развитие детей и подростков в условиях, отличающихся от обычной схемы «семья-друзья-школа». Однако лагерь является своеобразным институтом не только детства. Он естественным образом ориентирован на развитие настоящего и будущего всего общества, включая те педагогические кадры, которые организовывают деятельность на базе ДОЛ, в том числе и вожатых [3, С. 8].

Продолжают восхождение по «лестнице» практики производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и производственная педагогическая практика, охватывающие два последних года обучения в вузе. Переход к активной самостоятельной педагогической деятельности проходит эффективно благодаря предшествующим практикам и освоению теоретических курсов по педагогике, психологии и профильным предметам. Практики включают изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах школ, знакомство с передовым педагогическим опытом в рамках избранной специальности, приобретение практических навыков планирования учебно-воспитательного процесса, разработки и проведения уроков и внеклассных занятий. В процессе профессиональной деятельности студенты посещают уроки и внеурочные занятия, проводимые однокурсниками, фиксируют в дневниках свои наблюдения и замечания, участвуют в педсоветах, совещаниях, заседаниях предметных методических объединений, общешкольных мероприятиях.

Лестница практик завершается практикой-демоэкзаменом. Эта практика находится еще в стадии апробации и про результат говорить еще рано, но потенциал решаемых ею задач огромен. Эта практика включает в себя несколько результирующих мероприятий. Во время преддипломной практики разрабатывается и проводится учебное занятие, видеозапись которого отправляется в банк видео-занятий, которые можно использовать со студентами младших курсов в процессе изучения методики преподавания профильного предмета. Заполняется карта саморефлексии, ее результаты

сравниваются с картой, заполняемой на первом курсе. В рамках практики создаются и используются средства обучения (интерактивные презентации, индивидуальные разноуровневые задания, чек-листы, тренажеры, технологические карты, игры на интерактивном оборудовании, аудио- и видеоматериалы). Электронная папка «Банк средств обучения» становится доступна для других студентов-практикантов, которые могут позаимствовать для своих занятий наиболее эффективные ресурсы. Еще одним из результатов практики-демоэкзамена можно считать разработку сценария метапредметного мастер-класса для потенциальных коллег. Видеозапись мастер-класса на 5-10 мин тоже становится доступной для повышения квалификации выпускников педагогических направлений. Ноу-хау вуза является и разработка профессионального резюме, которое будет размещено на сайте вуза в разделе Работодателям, что даст возможность директорам школ рекрутировать наиболее квалифицированные кадры.

Выводы. Росту профессиональной компетентности и закреплению в системе образования будущих учителей будет способствовать активное участие студентов в непрерывной практике, начиная с первого курса, при создании оптимальных условий в рамках партнерства «Школа-Вуз».

Литература:

1. ФГОС. 44.03.01. Педагогическое образование. ФГОСы [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html (дата обращения: 11.02.2022)

2. Яковлева, Т.В. Динамика формирования коммуникативных умений студентов спортивного факультета в условиях непрерывной педагогической практики / Т.В. Яковлева, Н.В. Андрианова, Т.Г. Климанова, Т.Н. Полунина // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6 (972). - С. 18-19

3. Яковлева, Т.В. Непрерывная педагогическая практика студентов факультета физической культуры как фактор развития профессиональной компетентности и закрепления выпускников в системе образования / Т.В. Яковлева, Н.В. Андрианова, Т.Н. Полунина, М.С. Веселкин, Г.В. Швец // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 7 (963). -С. 8-10

Педагогика

УДК 378.14.014.13

старший преподаватель Ясюкевич Евгения Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОТНОШЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ STEM-ПОДХОДА В

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей отношения будущих учителей начальных классов к использованию STEM-подхода в проектной деятельности. Автор кратко раскрывает основные положения STEM-подхода. В контексте рассмотрения основных содержательных векторов STEM-подхода раскрываются особенности организации проектной деятельности будущих педагогов начальных классов. Автор приводит данные исследования, направленного на изучение отношения будущих учителей начальных классов к использованию STEM-подхода в процессе собственной профессиональной деятельности и в работе с обучающимися. Исследование проводилось на базе Академии психологии и педагогики Южного федерального университета. К участию в исследовании были привлечены более 70 студентов бакалавриата и магистратуры очной формы обучения. Автором предложен опросник, включающий открытые и закрытые вопросы, позволяющие сделать выводы о понимании студентами сути STEM-подхода, его возможностей в работе с обучающимися и в совершенствовании собственной деятельности. Раскрывается взгляд будущих учителей начальных классов на риски и угрозы, связанные с использованием STEM-подхода в работе с обучающимися начальных классов. Определены вариативные направленности STEM-подхода, обозначенные студентами как оптимальные для использования в рамках педагогической деятельности. Результаты исследования позволили автору сделать вывод о потребности студентов в дополнительном изучении практических инструментов STEM-подхода.

Ключевые слова: STEM-подход, проектная деятельность будущего учителя начальных классов, подготовка учителя начальной школы, вариативность проектной деятельности будущего учителя.

Annotation. The article is dedicated to the consideration of the features of future primary teachers attitude towards using STEM-approach in project activity. The author briefly discloses the main points of this approach. In the context of considering main content directions of the STEM-approach, peculiarities of organizing future primary school teachers project activities are disclosed. The author cites research data aimed at studying the attitude of future primary school teachers towards using STEM-approach in their professional activities and while working with pupils. The study was conducted at the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University. More than 70 undergraduates and graduates of intramural studies have taken part in this study. A questionnaire, including open and closed questions, allowing to make conclusions about students understanding the essence of the STEM-approach, its possibilities for working with pupils and improving their own activities, has been proposed by the author. The view of future primary school teachers on the risks and threaintra-muralts of using the STEM approach while working with primary school pupils is revealed. The article identifies STEM-approach variable directions, defined by students as optimal ones to use in the framework of pedagogical activity. The study results allowed the author to come to the conclusion that students need additional study of STEM-approach practical tools.

Key words: STEM-approach, future primary school teacher project activity, training primary school teachers, variability future teachers project activity

Введение. В настоящее время подготовка будущих педагогов в целом и учителей начальных классов, в частности, к проектной деятельности является одной из задач, зафиксированных в виде компетентностных результатов будущих выпускников высших учебных заведений, получающих педагогическое образование. Как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры осваиваются академический дисциплины и модули, направленные на формирование компетенций будущих учителей в сфере проектирования образовательного процесса, управления собственной проектной деятельностью и аналогичной деятельностью обучающихся. Набирающий популярность в образовании STEM-подход на сегодняшний день недостаточно активно используется педагогами на уровне начальной школы, что, с одной стороны, обусловлено низкой осведомленностью о специфике данного подхода среди уже работающих педагогов начальных классов. С другой стороны, будущие учителя начальных классов, которые только готовятся к выполнению задач профессиональной деятельности, также мало осведомлены о том, каким образом можно использовать STEM-подход как в работе с детьми, так и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.