Научная статья на тему 'Лесопользование в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: проблемные аспекты и перспективы развития'

Лесопользование в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: проблемные аспекты и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
лесопользование / уголовно-исполнительная система Российской Федерации / лесопромышленный комплекс / лесозаготовка / лесовосстановление / деревообработка / forest management / penitentiary system of the Russian Federation / timber industry complex / logging / reforestation / woodworking

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алина Олеговна Каштанова

Статья посвящена лесопользованию в Российской Федерации в целом, а также деятельности в сфере лесопользования в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В рамках подготовки статьи использованы данные социологического опроса сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, профессиональная деятельность которых связана с лесопользованием. Данные опроса позволили составить социально-демографический портрет личности сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполняющего должностные обязанности в сфере лесопользования, выявить некоторые проблемные аспекты соответствующего направления. На основе сведений, представленных респондентами, предлагается реализовать комплекс правовых и организационных мероприятий, способных устранить или минимизировать существующие проблемные вопросы, связанные с лесопользованием в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алина Олеговна Каштанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forest management in the criminal executive system of the Russian Federation: problem aspects and development prospects

The article is devoted to forest management in the Russian Federation as a whole, as well as activities in the field of forest management in the penitentiary system of the Russian Federation. As part of the preparation of the article, data from a sociological survey of employees of the penitentiary system of the Russian Federation, whose professional activities are related to forest management, were used. The survey data made it possible to compile a socio-demographic portrait of the personality of an employee of the penitentiary system of the Russian Federation who performs official duties in the field of forest management, to identify some problematic aspects of the relevant direction. Based on the information provided by the respondents, it is proposed to implement a set of legal and organizational measures that can eliminate or minimize the existing problematic issues related to forest management in the penitentiary system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Лесопользование в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: проблемные аспекты и перспективы развития»

Закон и право. 2023. № 12. С. 46-49. Law and legislation. 2023;(12):46-49.

Научная статья УДК 232; 630.30

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-46-49 EDN: https://elibrary.ru/XRPKIM

NIION: 1997-0063-12/23-693 MOSURED: 77/27-001-2023-12-893

Лесопользование в уголовно-исполнительной

системе Российской Федерации: проблемные аспекты и перспективы развития

Алина Олеговна Каштанова

ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, alina-kashtan@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена лесопользованию в Российской Федерации в целом, а также деятельности в сфере лесопользования в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В рамках подготовки статьи использованы данные социологического опроса сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, профессиональная деятельность которых связана с лесопользованием. Данные опроса позволили составить социально-демографический портрет личности сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, выполняющего должностные обязанности в сфере лесопользования, выявить некоторые проблемные аспекты соответствующего направления. На основе сведений, представленных респондентами, предлагается реализовать комплекс правовых и организационных мероприятий, способных устранить или минимизировать существующие проблемные вопросы, связанные с лесопользованием в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

Ключевые слова: лесопользование, уголовно-исполнительная система Российской Федерации, лесопромышленный комплекс, лесозаготовка, лесовосстановление, деревообработка.

Для цитирования: Каштанова А.О. Лесопользование в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: проблемные аспекты и перспективы развития // Закон и право. 2023. № 12. С. 46—49. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-46-49 ББЫ: https://elibrary.ru/XRPKIM

Forest management in the criminal executive system of the Russian Federation: problem aspects and development prospects

Alina O. Kashtanova

FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, alina-kashtan@rambler.ru

Abstract. The article is devoted to forest management in the Russian Federation as a whole, as well as activities in the field of forest management in the penitentiary system of the Russian Federation. As part of the preparation of the article, data from a sociological survey of employees of the penitentiary system of the Russian Federation, whose professional activities are related to forest management, were used. The survey data made it possible to compile a socio-demographic portrait of the personality of an employee of the penitentiary system of the Russian Federation who performs official duties in the field of forest management, to identify some problematic aspects of the relevant direction. Based on the information provided by the respondents, it is proposed to implement a set of legal and organizational measures that can eliminate or minimize the existing problematic issues related to forest management in the penitentiary system of the Russian Federation.

Keywords: forest management, penitentiary system of the Russian Federation, timber industry complex, logging, reforestation, woodworking.

For citation: Kashtanova A.O. Forest management in the criminal executive system of the Russian Federation: problem aspects and development prospects // Law and legislation. 2023;(12):46—49. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-46-49 EDN: https://elibrary.ru/XRPKIM

© Каштанова А.О. М., 2023.

Original article

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

Правовую основу деятельности в сфере лесопользования в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее — УИС) составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, ведомственный механизм правового регулирования данного направления деятельности — отсутствует.

В настоящее время территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России), в деятельности которых осуществляется лесопользование, дислоцируются на территории 16 субъектов Российской Федерации: Забайкальского, Камчатского, Красноярского и Пермского краев, Республик Алтай, Башкортостан, Коми и Тыва, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Нижегородской, Магаданской, Свердловской и Челябинской областей [1, с. 17].

Правовой формой лесопользования в территориальных органах ФСИН России является аренда лесных участков и постоянное (бессрочное) пользование. Лесопромышленный комплекс УИС состоит из лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей, которые относятся к приносящей доход деятельности исправительных учреждений. Следует отметить, что производственные подразделения учреждений УИС могут привлекаться в качестве полноправных участников социально-экономической системы региона, в том числе при решении его экологических проблем. Одной из них является проблема лесовосстановления.

В процессе подготовки статьи учитывались мнения сотрудников УИС, профессиональная деятельность которых связана с лесопользованием, проанализированные методом анкетирования ФКУ НИИ ФСИН России в 2022 г. Количество респондентов в анкетировании составило 104 сотрудника УИС (из числа которых женщин — 19,2%, мужчин — 80,8%).

Подробнее рассмотрим количественные показатели кадрового потенциала территориальных органов ФСИН России, задействованных в ходе проведенного анкетирования. Наибольшее количество респондентов представлено в возрастном диапазоне от 31 до 45 лет. Наименьшее количество опрашиваемых сотрудников УИС — в возрасте до 25 лет — 1,92%.

11,53% — в возрасте от 25 до 30 лет, 4,8% сотрудников — от 46 до 50 лет, а также лиц, старше 50 лет — 3,84%.

Оценивая уровень образования опрошенных, отметим, что у подавляющего большинства

респондентов он весьма высок. Процент сотрудников УИС, имеющих одно, два или более высших образований, составляет 90,37%. Количество сотрудников, имеющих среднее профессиональное образование, — 10,57%.

Несмотря на высокий образовательный уровень сотрудников УИС, проходящих службу в отделах, деятельность которых связана с лесопользованием, необходимо обратить внимание на специальность полученного образования. По специальности (деятельность, связанная с лесопользованием) работает 26,9% сотрудников. 27,88% обладают экономической и сельскохозяйственной специальностью по образованию, количество лиц с технической специальностью по образованию — 12,5%, юридической специальностью по образованию обладают 24,03%, иные специальности — 5,76%.

Таким образом, численность сотрудников УИС, работающих по специальности (в сфере лесопользования), составляет менее одной трети от числа опрошенных. Данный факт может являться одним из факторов низкой квалификации сотрудников и работников, проходящих службу в отделах, деятельность которых связана с лесопользованием в УИС, что в дальнейшем может привести к правонарушениям в сфере лесного законодательства.

С целью качественного выполнения должностных обязанностей, повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений требуется повышение профессионального уровня сотрудников. Особую озабоченность вызывает сохраняющийся уровень повышения мастерства должностных лиц в исследуемой области, где 82,69% сотрудников УИС не проходили повышение квалификации за весь период их службы.

10,5% респондентов проходили повышение квалификации (профессиональную переподготовку) один раз за все время службы, 4,8% проходили повышение квалификации (профессиональную переподготовку) до трех раз, по 1 % проходили повышение квалификации (профессиональную переподготовку) до пяти раз и более пяти раз соответственно.

Основная масса сотрудников УИС проходит службу от 10 до 20 лет — 55,76%. Каждый четвертый сотрудник УИС проходит службу от 3 до 10 лет — 24,03%.

Достаточно небольшой процент опрошенных служит в УИС от 20 до 25 лет, а также свыше 25 лет — 11,53%. От 1 до 3 лет проходит службу 6,73% сотрудников, до 1 года — 1,92%.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2023

Таким образом, прослеживается социально-демографический портрет личности сотрудника УИС, выполняющего должностные обязанности в сфере лесопользования. Более 75% сотрудников находятся в активном трудоспособном возрасте от 31 до 45 лет. Значимой характеристикой является уровень образования, который достаточно высок. Так, среди сотрудников УИС количество лиц, имеющих одно и более высших образований, составляет 90,37%.

С целью всестороннего рассмотрения исследуемого вопроса предпринята попытка выявить проблемные аспекты в рамках проведенного анкетирования. По вопросу проведения мероприятий по лесовосстановлению выявлен ряд проблемных факторов, препятствующих проведению лесовосстановительных мероприятий: заболоченность местности, которая пагубно влияет на приживаемость посадочного материала; удаленность лесных участков и их неудовлетворительное состояние; горная местность; погодные условия; недостаточная численность, а также отсутствие достаточной квалификации осужденных, привлекаемых к выполнению мероприятий по лесовосстановлению; наступление пожароопасного периода; недостаточное обеспечение специализированной техникой. Помимо этого, в качестве фактора, препятствующего лесовос-становлению, были указаны высокая стоимость семян и возникающие трудности в их закупке.

Проблемными аспектами в сфере лесопользования в УИС, помимо вышеуказанных, целесообразно выделить следующие: незаконные рубки леса, захламление лесов отходами, лесные пожары, истощение запасов наиболее ценных пород древесины; отдаленность и труднодоступ-ность лесных участков; неразвитость транспортной инфраструктуры, что приводит к увеличению времени поставки древесины на склад для дальнейшей переработки; отсутствие дорог круглогодичного действия; проблемы декларирования (выписки) лесосечного фонда в связи с устаревшими материалами лесоустройства; длительная процедура закупки запасных частей и ремонта при поломках лесозаготовительной и лесовозной техники (в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ); отсутствие в некоторых территориальных органах ФСИН России лесосечного фонда для рубки в летний период; недостаточное количество лесозаготовительной техники и техники для транспортировки древесины, а также ее высокая стоимость для обновления материально-технической базы; низкий процент выхода деловой древесины; от-

сутствие и нехватка специалистов в сфере лесопользования из числа сотрудников УИС, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы; необходимость получения консультативной, методической помощи сотрудниками отделов, деятельность которых связана с лесопользованием; нестабильная работа программы ЛесЕГАИС и привязка системы к доступу в сеть Интернет.

Использование данной программы возможно исключительно в крупных населенных пунктах, где присутствует стабильный доступ в сеть Интернет. Кроме того, возникают проблемы с оформлением электронного сопроводительного документа, а именно, с отсутствием возможности его редактирования. Особенно проблематичным становится использование программы ЛесЕГАИС.шоЪаП — происходят частые сбои в работе программы.

В случае отсутствия доступа в сеть Интернет или сбоев в работе сайта невозможно получение ОЯ-кода, без которого невозможна вывозка древесины. Данная программа не рассчитана для использования в УИС — осужденным запрещено пользоваться мобильными телефонами и иными средствами связи. Возникают проблемы при возникновении одновременно нескольких точек отгрузки в ЕГАИС, так как на каждую точку отгрузки требуется человек, который внесет данные (дополнительная штатная единица).

С учетом вышеизложенного респондентами предлагается комплекс правовых и организационных мероприятий, способных устранить или минимизировать существующие проблемные вопросы, связанные с лесопользованием в УИС:

Правовые мероприятия — внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие ужесточение ответственности: для индивидуальных предпринимателей — за непроведение мероприятий по лесовосстановлению, а также для физических лиц — за незаконную вырубку лесов, разведение костров.

Организационные мероприятия — доработка ЛесЕГАИС, включающая: устранение проблем с частыми сбоями в работе программы, проблем с редактированием электронного сопроводительного документа, а также необходимо предусмотреть возможность заблаговременного получения учреждениями УИС ОЯ-кодов для транспортировки древесины; своевременное проведение лесоустройства, а также таксации лесных участков.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

В связи с серьезными материальными затратами на проведение вышеуказанных процедур учреждения УИС не в состоянии проводить их своевременно.

Следует рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета с целью оказания помощи учреждениям УИС, что позитивным образом отразится на уменьшении штрафных санкций; о возмещении части затрат на модернизацию техники, используемой в целях проведения лесовосстановления и противопожарных мероприятий, за счет средств федерального бюджета ввиду недостаточности денежных средств у учреждений УИС на ее приобретение

за счет прибыли выполнения мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов.

Список источников

1. Тогущаков В.В. Лесопромышленный комплекс УИС: реальность и перспективы // Преступление и наказание. 2020. № 7. С. 16—19.

References

1. Togushakov V. V. Timber industry complex of the penitentiary system of the Russian Federation: reality and prospects // Crime and punishment. 2020. № 7. Pp. 16—19.

Информация об авторе

Каштанова А.О. — научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности УИС центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе

Статья поступила в редакцию 27.09.2023; одобрена после рецензирования 08.1 1.2023; принята к публикации 14.1 1.2023.

Information about the author

Kashtanova A.O. — research associate of the department for improving the legal regulation of the criminal executive system of the center for the study of problems of management and organization of the execution of sentences in the criminal executive system

The article was submitted 27.09.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.1 1.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Правовое регулирование отбора иностранных специалистов высокой квалификации. Российский и зарубежный опыт / Под ред. А.С. Прудникова. 183 с.

ISBN: 978-5-238-03617-5

Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению правового регулирования отбора иностранных специалистов высокой квалификации. Раскрыты масштабы и основные направления, а также зарубежный опыт отбора высококвалифицированных специалистов: практика, критерии, проблемы.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

Правовое

регулирование отбора иностранных специалистов высокой квалификации

Российский! и зарубежный опыт

А

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.