УДК 528 В.Н. Михальчук ОмГАУ, Омск
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ
Согласно данным единовременного государственного учета лесного фонда (ГУЛФ), по состоянию на 01.01.2003 г. в границах Омской области общая площадь лесов составляла 5943,2 тыс. га. В соответствии с Лесным кодексом РФ (1997 г.) леса России и в том числе Омской области разделены на леса, составляющие лесной фонд, и леса, не входящие в него (ст. 7). В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и населенных пунктов (поселений); в границах области их площадь составляет всего 22,4 тыс. га. Все остальные леса, произрастающие на территории области, образуют лесной фонд. В него входят леса, находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов России (в целях сокращения - гослеса) и бывшие колхозные и закрепленные за совхозами леса (сокращенно -агролеса).
На вышеуказанную дату учета по площади доля государственных лесов составляет 66,4 %, агролесов - 33,4 %; по общему запасу насаждений (всего
-5
588,6 млн. м ) соотношение соответственно - 62,5 и 37,3 %. Сведения о запасах приведены по материалам лесоустройства государственных лесов давностью 10...15 лет и агролесов - 15...30 лет. Учитывая непрерывную изменчивость лесов под воздействием естественных и антропогенных факторов, информация о лесном фонде области нуждается в срочном обновлении. Фактически за последнее десятилетие повторное лесоустройство проведено лишь на 294 тыс. га, что составляет менее 5 % площади лесов области.
С учетом экономического, экологического и социального значения леса области разделены на три группы. К первой группе отнесены леса особого назначения, которые по выполняемым функциям разделены на семь категорий защитности - орехово-промысловые зоны, степные колки, леса зеленых зон поселений и др. Ко второй группе отнесены леса, произрастающие в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, к третьей - остальные леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и произрастающие в основном в северной зоне. По состоянию на 01.01.2003 г. леса первой группы составляли 15,4 %, второй - 30,1 %, третьей - 54,5 %.
Особо следует подчеркнуть, что все леса области, и в первую очередь леса первой группы, выполняют важные защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие функции. И чем продуктивнее и здоровее леса, тем полнее и успешнее они выполняют большинство средостабилизирующих экологических и социальных функций. И хотя леса Омской области составляют всего 0,59 % площади лесопокрытых земель России [1], они также выполняют в определенной мере биосферные функции и, следовательно, нуждаются в улучшении породного состава, возрастной структуры и других показателей лесного фонда.
Собственно насаждениями занято 4562,5 тыс. га, или 76,7 % площади лесного фонда области. В его составе преобладают насаждения березы, занимающие 64,3 % площади покрытых лесом земель. На долю сосняков приходится 17,2 % площади покрытых лесом земель, на долю осинников -11,5 %, и насаждений других пород - 7,0 % , в том числе хвойных (кедр, ель, пихта, лиственница) - 6,7 %.
Как упоминалось выше, Омская область обладает значительными лесными ресурсами. Под этим термином подразумевают «запасы древесных и недревесных продуктов, которые можно получить на землях лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и землях, покрытых древеснокустарниковой растительностью. К древесным относятся продукты леса из древесины или сама древесина, к недревесным - все другие продукты недревесного происхождения» (ОСТ 56-108-98).
Остановимся лишь на главном продукте леса - древесине.
Сколько же можно заготавливать древесных продуктов в лесах Омской области? И сколько их фактически заготавливалось в течение последних 45 лет?
Установление научно обоснованных норм пользования лесом, именуемых расчетной лесосекой, производится в соответствии с действующей методикой [2]. Естественно, для промышленного строительства и множества других хозяйственных нужд требуется древесина определенных параметров и качества. Получить ее в максимальных размерах можно только в определенном возрасте, именуемом возрастом рубки. А сам процесс изъятия древесины (лесозаготовки) в данном возрасте носит название «рубка главного пользования». Получение древесины возможно и в порядке так называемых рубок промежуточного пользования, которые проводятся в основном в период от образования молодняка до возраста главной рубки, а также в порядке прочих рубок (разрубка просек, трасс под ЛЭП, коммуникации и т.д.).
Ранее нами уже поднимался вопрос о лесопользовании в государственных лесах Омской области [3]. В целом по области ныне действующая расчетная лесосека по главному пользованию составляет 7264,8
3 3
тыс. м , в том числе по гослесам - 5681,6 тыс. м и агролесам - 1583,2 тыс. м . По нашему мнению, действующая расчетная лесосека занижена минимум
3
на 2 млн. м3.
О фактических объемах ликвидной древесины, заготовляемой в лесах Омской области, можно судить по данным табл. 1, из которой видно, что фактический размер пользования по всем видам рубок в первые 30 лет анализируемого периода был достаточно стабильным. Резкое падение объемов лесозаготовок наступило в начале 90-ых годов прошлого века. По главному пользованию минимальных размеров оно достигло в 2002 г.: в целом по области объем лесозаготовок сократился в 4,3 раза, в том числе в гослесах - в 7,8 раза.
Причины резкого уменьшения объемов заготовок по главному пользованию связаны прежде всего с прекращением деятельности
лесозаготовительных предприятий из-за сокращения спроса на древесину со стороны основных потребителей ввиду нарушения экономических и хозяйственных связей вследствие распада СССР. Объемы древесины, заготовляемой в порядке рубок промежуточного пользования, в последние 10.12 лет, наоборот, стали возрастать, особенно в государственных лесах. Увеличение объемов заготовляемой древесины происходит в основном за счет так называемых рубок переформирования и обновления (РПО), которые проводятся в насаждениях, где запрещены рубки главного пользования [6]. В государственных лесах за период с 1994 по 2004 г. площадь РПО увеличилась в 35 раз, а общий вырубаемый запас - в 24 раза. Начиная с 1996 г., их доля в общем запасе рубок промежуточного пользования становится доминирующей.
-5
Таблица 1. Среднегодовые размеры заготовки древесины, тыс. м
Периоды и годы учета Главное пользование Промежуточное пользование Прочие рубки Итого
гослеса агролеса гослеса агролеса гослеса агролеса
1961.70 1530,5 600* 72,3 ** 26,2 ** 2229,0
1971.80 1474,4 600* 157,7 ** 25,5 ** 2257,6
1981.90 1603,7 525,4 133,8 52,7 47,5 17,7 2380,8
1991.2000 707,8 294,9 116,2 67,2 35,8 27,0 1248,9
2001 219,2 366,3 226,8 116,7 120,0 28,2 1077,2
2002 197,3 291,4 248,3 112,9 52,3 57,1 959,3
2003 282,4 353,6 288,9 118,3 27,5 95,5 1166,2
2004 220,5 283,7 333,9 99,9 33,9 123,1 1095,0
2005 237,3 211,5 358,5 156,2 48,5 148,5 1160,5
* Для удовлетворения нужд сельских потребителей в дровах и деловых сортиментах
3
в агролесах ежегодно заготавливалось 500.700 тыс. м древесины [5].
** Данные отсутствуют.
За последние 25 лет существенно изменилось соотношение объемов древесины, заготовляемой в порядке рубок главного и промежуточного пользования (табл. 2).
Основной причиной радикального изменения структуры рубок промежуточного пользования и увеличения доли их запаса в общем объеме лесопользования (особенно в последние 8.10 лет) является необходимость покрытия расходов на лесное хозяйство за счет мобилизации собственных средств. Однако такое наращивание объемов РПО нельзя признать обоснованным, так как в соответствии с действующими нормативно -техническими документами [4, 6] данные рубки должны проводиться с целью переформирования насаждений и создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, способных заменить перестойные древостои в возрасте естественной спелости.
Таблица 2. Динамика соотношения объемов древесины, заготовляемой в порядке рубок главного и промежуточного пользования. Запас в %
Гослеса Агролеса Все леса
Периоды и годы учета главное пользование промежуточное пользование соотношение главное пользование промежуточное пользование е и н е ше о н т о о с главное пользование промежуточное пользование е и н е ше о н т о о с
1981.90 92,3 7,7 12 : 1 90,9 9,1 10 : 1 91,9 8,1 11 : 1
1991.95 87,3 12,7 7 1 85,9 14,1 6 : 1 87,0 13,0 7 1
1996 83,9 16,1 5 1 74,8 25,2 3 : 1 80,6 19,4 4 1
1997 80,7 19,3 4 1 77,1 22,9 3 : 1 79,3 20,7 4 1
1998 72,5 27,5 3 1 79,3 20,7 4 : 1 76,9 23,1 3 1
1999 61,1 38,9 2 1 77,5 22,5 3 1 67,5 32,5 2 1
2000 61,6 38,4 2 1 77,6 22,4 3 1 68,3 31,7 2 1
2001 49,1 50,9 1 1 75,8 24,2 3 : 1 61,8 36,2 2 1
2002 44,3 55,7 1 1 72,1 27,9 3 : 1 57,5 42,5 1 1
2003 49,4 50,6 1 1 74,9 25,1 3 : 1 61,0 39,0 2 1
2004 39,8 60,2 1 2 74,0 26,0 3 : 1 53,8 46,2 1 1
2005 39,8 60,2 1 2 57,5 42,5 1 1 46,6 53,4 1 1
В действительности под видом РПО проводятся рубки реконструкции с частичной уборкой верхнего полога с целью осветления культур или даже сплошные рубки насаждений с последующей посадкой лесных культур. Вполне очевидно, что проводимые рубки не обеспечивают ни изменения возрастной структуры, ни состава и строения древостоев. Их основная цель -получение древесины, которую можно реализовать, и в лучшем случае -замена одной древесной породы другой, более ценной. Впрочем, такую же цель преследуют и другие виды рубок промежуточного пользования (прореживание, проходные, выборочные санитарные), проводимые в лесах нашей области. Однако совместить лесоводственные требования при проведении, например, рубок ухода и обеспечить при этом полный сбыт получаемой лесопродукции в реально существующих условиях практически
невозможно. Поэтому известный лозунг немецких лесоводов: «Рубить худшие, сохранять лучшие» у нас в настоящее время применяется с точностью до наоборот.
Еще 5-6 лет тому назад определенный выход из создававшегося положения был возможен в результате отступления от принятых норм лесопользования и предоставления государственным лесхозам права заготовки древесины в спелых древостоях на условиях промежуточного пользования [3]. Сейчас же неизвестна судьба и самих лесхозов.
На наш взгляд, проблема сохранения лесов и использования лесных ресурсов стала еще актуальнее в связи с решениями Правительства РФ о перераспределении функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесами [Федеральные законы РФ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ (ст. 7) и от 31.12.2005 г. № 199- ФЗ (ст. 15)]. Управление же лесами, как возобновляющимися природными ресурсами и сложными экосистемами, требует специальных методов, организации и знаний. Эти задачи могут осуществлять только специалисты лесного хозяйства. Исторический опыт свидетельствует, что поспешное и необдуманное реформирование структуры лесоуправления и отклонение от научно обоснованной системы ведения лесного хозяйства (в том числе и в России в последние 80- 90 лет) наносят ущерб лесам, что в первую очередь сказывается на их экологических функциях, социальной значимости и экономико-сырьевых показателях.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.
Омская область обладает значительными лесосырьевыми ресурсами.
-5
Общий запас древостоев составляет 588,6 млн. м , в том числе эксплуатационный фонд*- 258,7 млн. м3. В составе эксплуатационного фонда
-5
явно доминируют лиственные древостои- 229,2 млн. м (88,6 %), 78 % запаса эксплуатационного фонда сосредоточено в государственных лесах.
Утвержденная норма лесопользования в лесах Омской области по всем
-5
видам рубок составляет 8,75 млн. м3 (потенциально возможный объем - 12,37 млн. м3).
Фактический размер пользования древесиной по всем видам рубок в 1961. 1990 гг. был относительно стабильным и составлял в среднем 2,3 млн.
-5
м . От установленной нормы пользования фактический размер составлял
-5
26%, от ежегодно приростаемого объема древесины (10,4 млн. м )- 22%.
Резкое падение объемов заготовляемой древесины началось в начале 90-ых годов прошлого века. В 2004 - 2005 гг. объем лесозаготовок составил в среднем 1,13 млн. м3.
Коренным образом изменилась структура заготовляемой древесины. В 1991.95 гг. 87% древесины заготовлялось по главному пользованию и 13%-по промежуточному, в 2004.05 гг.- соответственно 50 и 50%.
За последние 15 лет доля древесины, заготовляемой в порядке рубок промежуточного пользования, увеличилась в 4 раза, а сами рубки носят преимущественно потребительский характер.
* К эксплуатационному фонду относятся спелые и перестойные древостои, в которых могут быть назначены рубки главного пользования.
Использование древесных ресурсов области находится на низком уровне. С одного гектара лесопокрытых земель в 2001.05 гг. изымалось
-5 -5
0,21.0,26 м древесины, а прирастало- 2,28 м . Сокращение объемов заготовок леса в порядке рубок главного пользования ведет к накоплению запаса спелых и перестойных древостоев и ухудшению технических качеств их древесины. Таково реальное состояние использования древесных ресурсов Омской области.
Безусловно, отрицательную тенденцию в лесопользовании, сложившуюся в последние 10.15 лет, необходимо переломить. Вопрос заключается в том, как, кем и в какие сроки может быть решена эта задача? В связи с вышеупомянутыми законами Правительства России о передаче осуществления полномочий РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации решение проблемы лесоуправления и эффективного использования лесосырьевых ресурсов на региональном уровне значительно усложнилось, требует не стандартных подходов (улучшить, увеличить, повысить и т.п.), а глубоко продуманных и обоснованных мер по управлению лесным фондом.
Нам представляется, что в Омской области решение всех вопросов, связанных с ведением лесного хозяйства и повышением доли лесного сектора в экономике региона, должно осуществляться поэтапно.
Учитывая уникальные свойства лесов (возобновляемость, долговечность, динамичность, экологичность) и выполняемые ими средостабилизирующие функции, в первую очередь следует принять радикальные меры по их охране от пожаров, незаконных рубок, вредителей и болезней леса. На следующем этапе необходимо выработать всесторонне взвешенную региональную лесную политику в пределах полномочий, делегируемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом природно-экономических условий и географического положения Омской области. Одновременно следует разработать основные нормативно-правовые документы, регулирующие лесные отношения в пределах области.
На завершающем этапе должны быть решены вопросы:
- Реорганизации структуры органов управления лесами и осуществляющих хозяйственную деятельность;
- Выбора приоритетных направлений развития лесного сектора с целью эффективного использования лесосырьевых ресурсов, обеспечения устойчивости и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.
При разработке конкретных программ (концепций) и выполнении прогнозных расчетов непременным условием должно стать обновление информации о лесном фонде. При этом должен соблюдаться баланс экономических, экологических и социальных целей. И не менее важным фактором успешного управления лесами является сохранение кадрового потенциала лесной отрасли, так как в известном Декрете Совнаркома от 5
апреля 1918 г. совершенно правильно отмечалось: ". лесных специалистов нельзя заменить другими без ущерба для леса и тем самым - для всего народа".
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лесной фонд России: справочник / МПР РФ, ВНИИЛМ.- М.: ВНИИЛМ, 2003. -637 с.
2. Методика определения расчетной лесосеки по рубкам главного пользования в лесах государственного значения СССР / Гослесхоз СССР.- М.: ЦБНТИлесхоз, 1987. - 24 с.
3. Михальчук, В.Н. О лесопользовании в Омской области / В.Н. Михальчук // Природа, природопользование и природообустройство Омского Прииртышья. - Омск, 2001. - С. 196-199.
4. Ненашев, Н.Н. Леса Омской области / Н.Н. Ненашев. - Омск: Омское кн. изд-во, 1958. - 44 с.
5. Наставление по рубкам ухода в лесах Западной Сибири/ Рослесхоз. - М.: ВНИИЦлесресурс, 1994. - 118 с.
6. Основные положения по рубкам ухода в лесах России/ Рослесхоз. - М.: ВНИИЦлесресурс, 1993. - 63 с.
© В.Н. Михальчук, 2007