Научная статья на тему 'ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ КАК УГРОЗА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ'

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ КАК УГРОЗА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНЫХНАСАЖДЕНИЙ / ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белов А. Н.

Обеспечение пожарной безопасности лесов является одной из одной изглобальных проблем, затрагивающих региональные, общенациональные и международные интересы. Представлен анализ лесных пожаров как комплексного негативного явления, представляющего угрозу пожарной и экологической безопасности. Исследуется уголовно-правовой аспект характеристики составов преступлений, предусмотренных статьями 219 и 261 Уголовного кодекса РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREST FIRES AS A THREAT TO FIRE SAFETY: CURRENT STATEAND WARNING

Ensuring forest fire safety is one of the global problems affecting regional, national andinternational interests. An analysis of forest fires as a complex negative phenomenon that poses a threatto fire and environmental safety is presented. The criminal-legal aspect of the characteristic of thecorpus delicti of crimes stipulated by articles 219 and 261 of the Criminal Code of the Russian Federationis investigated.

Текст научной работы на тему «ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ КАК УГРОЗА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»

Научная статья

УДК 343.3

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ КАК УГРОЗА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Андрей Николаевич Белов,

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова,

Казань, Российская Федерация, firesecurity. kzn@yandex. ru, https://orcid.org/0000-0003-4076-8076

Аннотация. Обеспечение пожарной безопасности лесов является одной из одной из глобальных проблем, затрагивающих региональные, общенациональные и международные интересы. Представлен анализ лесных пожаров как комплексного негативного явления, представляющего угрозу пожарной и экологической безопасности. Исследуется уголовно-правовой аспект характеристики составов преступлений, предусмотренных статьями 219 и 261 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: пожарная безопасность, требования пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности, уничтожение или повреждение лесных насаждений, природные пожары, лесные пожары, уголовная ответственность.

Original article

FOREST FIRES AS A THREAT TO FIRE SAFETY: CURRENT STATE AND WARNING

Andrey N.Belov,

Kazan Innovative University name after V. G. Timiryasov,

Kazan, Russian Federation, firesecurity.kzn@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4076-8076

Abstract. Ensuring forest fire safety is one of the global problems affecting regional, national and international interests. An analysis of forest fires as a complex negative phenomenon that poses a threat to fire and environmental safety is presented. The criminal-legal aspect of the characteristic of the corpus delicti of crimes stipulated by articles 219 and 261 ofthe Criminal Code ofthe Russian Federation is investigated.

Keywords: fire safety, fire safety requirements, violation of fire safety requirements, destruction or damage to forest plantations, natural fires, forest fires, criminal liability.

Введение

Сегодня обеспечение пожарной безопасности является одной из глобальных проблем, затрагивающих региональные, обще-

национальные и международные интересы. Вопросы всестороннего, в том числе и правового, обеспечения пожарной безопасности в России играют все более значимую

ЬА]¥

роль. Пожары как одно из самых разрушительных явлений влекут за собой человеческие жертвы, значительный и зачастую невосполнимый ущерб окружающей природной среде и материальным ценностям, экономике государства, интересам общества. Осложнение пожароопасной обстановки в современных условиях связано с развитием научно-технического прогресса, появлением новых технологий, техники и оборудования, широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов, повышением риска возникновения аварий и катастроф, массой политических проблем, экономическим кризисом, ростом преступности, социальными конфликтами и противоречиями. Эти и многие другие факторы представляют угрозу общественной, прежде всего пожарной, безопасности и зачастую приводят к возрастанию количества пожаров и увеличению социально-экономического ущерба от них.

Согласно Стратегии национальной безопасности РФ 2021 года1 защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из стратегических целей государственной и общественной безопасности. Базовым законодательным актом, специально регулирующим общественные отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2. В соответствии со ст. 1 данного закона чрезвычайная ситуация в самом общем виде представляет собой обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,

стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В целях обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям, уменьшения и ликвидации их негативных последствий уже без малого 10 лет реализуется Государственная программа РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на период до 2030 г., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 3003. На это нацелена также реализация мероприятий федеральных проектов, включенных в состав Национального проекта «Экология», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.4 во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»5.

В соответствии со ст. 4 и 41 указанного закона в Российской Федерации сформирована Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеющая территориальные подсистемы во всех регионах и основанная на постоянном совершенствовании органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, местного самоуправления и организаций по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данной системе отводится ключевая роль в проти-

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

2 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

3 СЗ РФ. 2014. № 18 (часть I). Ст. 2149.

4 СПС «Консультант Плюс».

5 СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

водействии чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям, поскольку она нацелена на предупреждение их возникновения и развития, снижение размеров ущерба и потерь от них и на их ликвидацию. С ее надлежащим функционированием напрямую связаны вопросы прогнозирования, подготовки и слаженного функционирования всех элементов системы в соответствующих условиях6.

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, избежать ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий природного характера не представляется возможным.

Одним из наиболее разрушительных негативных явлений в данной сфере являются природные (лесные, торфяные, степные и пр.) пожары. Данная проблема традиционно является предметом исследований ученых и практических работников [1; 4], однако в связи с постоянной динамикой правового регулирования и стабильным возникновением таких явлений не теряет своей актуальности7.

Результаты и обсуждения

С определенной цикличностью в стране возникают лесные пожары, имеющие как естественную, так и антропогенную природу. Ежегодно значительное количество российских регионов сталкиваются с этой проблемой. Особенно это характерно для Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов. При этом такие явления сопряжены с целым рядом последствий: значительный материальный ущерб

объектам инфраструктуры, жилым строениям, производственным зданиям, подсобным хозяйствам, вред здоровью и гибель людей, ущерб экологии. Соответственно, чрезвычайные ситуации, связанные с лесными пожарами, имеют комплексный характер и представляют существенную угрозу как для национальной безопасности в целом, так и для отдельных ее элементов (экологической, экономической, общественной, промышленной, пожарной безопасности).

Согласно официальным статистическим данным, крупные природные пожары составляют значительную долю среди чрезвычайных ситуаций природного характера. Это отнюдь не свидетельствует о том, что они являются основной причиной гибели людей, но тем не менее влекут значительные материальные потери. Так, например, в 2015 году природные пожары составили 15,5% от общего числа чрезвычайных ситуаций природного характера и стали причиной 95% гибели людей8.

По данным Счетной палаты РФ, например, за 2016-2018 гг. общий ущерб от лесных пожаров составил 68,9 млрд руб., количество таких пожаров возросло на 12%, а площадь возгораний увеличилась с 2,7 до 8,5 млн га. В 2022 г. ущерб от таких пожаров составил 14 млрд руб9.

Лесные пожары являются одной из основных и существенных угроз лесному фонду страны. По данным Рослесхоза, до 7 млрд руб. - это потеря древесины, обесценивается до 200 млн кубометров древесины10. Более того, лесные пожары приводят к на-

6 Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 2004. №2 2. Ст. 121.

7 См., напр.: Федеральный закон от 25.03.2022 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части усиления ответственности за лесные пожары) // СЗ РФ. 2022. №2 13. Ст. 1952.

8Данные Государственного доклада МЧС России «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в 2015 году // Официальный сайт МЧС России http://www.mchs.gov.ru/activities/results (дата обращения 15.01.2023)

9 По данным Официального сайта Счетной палаты России http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 13.01.2023).

10 Информация Рослесхоза о лесных пожарах // Официальный сайт Рослесхоза www.rosleshoz.gov.ru/stat (дата обращения: 13.04.2022 г.).

ЬА]¥

рушению экологического баланса в регионах (помимо прочего, выгорает почва, гибнут популяции животных и растений, загрязняется атмосферный воздух и т.д.).

Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. №17611, одним из приоритетных направлений решения основных задач в области обеспечения экологической безопасности является осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию лесных ресурсов, сохранению экологического потенциала лесов. Лесные ресурсы являются национальным достоянием России. Площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляет около 1,15 млрд га и занимает 65% территории страны. Общий запас лесных насаждений - 80 млрд куб. м, что составляет 1/5 мирового запаса лесов.

В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации пожароопасный период в лесах приобрел круглогодичный характер, что обусловлено как человеческим фактором (несанкционированный пал сухой травянистой растительности, поджоги), так и особенностями погодных условий (малоснежные зимы и засушливые весенние периоды, повышающие угрозу возникновения и распространения огня в лесах). Несмотря на принимаемые уполномоченными федеральными и региональными органами государственной власти меры, ситуация остается неудовлетворительной и проявляет стабильную тенденцию к ухудшению. Так, по данным МЧС России, число лесных пожаров в последние годы составило: в 2017 г. -10922, в 2018 г. - 12125, в 2019 г. - 13602, в 2020 г. - 14812, в 2021 г. - 15112 [5; 6].

Например, в 2021 году состояние пожарной безопасности и неблагоприятная пожарная обстановка в лесах вызвали весьма негативный общественный резонанс. В 79

регионах России огнем было поражено порядка 10,1 млн га лесов. В наибольшей степени лесные пожары затронули такие регионы, как Республика Саха (Якутия), Камчатский и Хабаровский края, Иркутскую, Магаданскую и Тюменскую области, Чукотский автономный округ, то есть наиболее лесные районы страны. При этом примечательно, что более половины площади пострадавших лесов (5,2 млн га) зарегистрировано в зонах контроля лесных пожаров.

В рамках прокурорского надзора в ходе ведомственных проверок исполнения требований пожарной безопасности в лесах было выявлено около 20 тыс. нарушений законодательства об охране лесного фонда от пожаров, по итогам которых прокурорами внесено 7,5 тыс. представлений, направлено 1,1 тыс. исковых заявлений, привлечено 5 тыс. чел. к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 19 уголовных дел12.

Существенную негативную роль в данных процессах играет бездействие и халатное отношение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления к реализации функций по обеспечению пожарного контроля и надзора в сфере соблюдения противопожарных требований и защиты лесного фонда. Так, нарушения требований пожарной безопасности заключаются прежде всего в необоснованной приостановке или прекращении тушения возгораний; непринятии мер к возобновлению тушения; отсутствии надлежащей информированности о термоточках, их динамике и площади распространения; несвоевременном привлечении сил и средств к тушению возгораний в лесах; недостаточной укомплектованности пожарных станций; ненадлажащей организации тушения лесных пожаров в темное время суток; формализме при проверках готовности к пожароопасному сезону и др.

11 СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.

12 Обзор состояния законности и практики прокурорского надзора в сфере охраны лесов от пожаров от 24.01.2022г. № 75-3-2022 // Документ опубликован не был.

Органы местного самоуправления, особенно в сельских районах, зачастую не в состоянии выполнять мероприятия по предупреждению лесных пожаров и их перехода на населенные пункты ввиду отсутствия финансовых средств, а также необходимой техники для обустройства минерализованных полос и проведения иных профилактических мероприятий, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 161413, Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 г. № 17414, и др. нормативными правовыми актами.

Непринятие уполномоченными органами и должностными лицами своевременных и достаточных мер по выполнению требований пожарной безопасности и необеспечение надлежащего функционирования единой системы оповещения формируют условия для возникновения и неблагоприятного развития чрезвычайных ситуаций природного характера и во многом определяют масштабы их последствий.

Вместе с тем основной причиной непосредственно самого возникновения лесных пожаров (в 74% случаев) являлся человеческий фактор. Это прежде всего неосторожное обращение с огнем, а также его переход с земель иных территорий в связи с умышленными поджогами сухой растительности. Чаще всего лесные пожары возникают вблизи населенных пунктов, вдоль автомобильных и железных дорог. В радиусе 5 км от жилых зон и населенных пунктов по вине человека возникает до 70% лесных пожаров [4].

Минимизировать угрозу наступления чрезвычайных ситуаций природного характера, включая причины и условия их возникновения, а также обеспечить преодоле-

13 СЗ РФ. 2020. № 42 (часть II). Ст. 658.

14 Российская газета. Спецвыпуск. 2014. 28 июля.

ние масштабности последствий в случае их возникновения можно только исключив бездействие, халатность и попустительство со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в части подготовки к пожароопасным периодам и нарушения требований противопожарной безопасности.

Безусловно, обеспечение пожарной безопасности в лесах напрямую зависит от своевременности и полноты действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Однако значительная роль в таких процессах отводится и самим субъектам лесопользования в части противопожарного обустройства лесов и примыкающих к ним населенных пунктов, своевременной локализации и ликвидации возгораний. Несмотря на то, что структуры и институты гражданского общества не могут и не должны подменять органы власти, они имеют все шансы проявить активность в деятельности, связанной с обеспечением пожарной безопасности в лесах. Очевидно, что взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества обусловлено общими задачами по обеспечению общественной безопасности в целом путем решения задач в области охраны окружающей среды.

Для предотвращения лесных пожаров необходимо прежде всего соблюдение специальных правил, норм и требований в соответствующей сфере всеми участниками таких общественных отношений, а также в эффективном обеспечении такого соблюдения. Существенную роль в решении данной задачи призваны выполнять императивные правовые средства, в первую очередь административно-правового и уголовно-правового характера, имеющиеся в распоряжении государства [3].

При этом важно понимать, что эффективно противодействовать лесным пожарам

лишь посредством ужесточения санкций за соответствующие административные правонарушения и престуления, как это предлагают некоторые авторы [7], невозможно. Применение санкций - это такая стадия воздействия, когда соответствующие правонарушения уже совершены и повлекли неблагоприятные последствия. Пресечение необходимо сочетать с предупреждением и профилактикой. Именно через сочетание этих направлений может быть обеспечено полноценное и эффективное предупреждение таких негативных явлений, как лесные пожары.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена в ст. 8.32 КоАП РФ, а уголовная - в ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности» и ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» УК РФ.

Если говорить непосредственно об уголовной ответственности, то основная проблема заключается в соотношении и разграничении положений указанных статей и признаков соответствующих составов преступлений. Это связано с тем, что зачастую, как уже было отмечено, лесные пожары происходят вследствие нарушения требований пожарной безопасности в лесах, а также из-за неосторожного обращения с огнем или поджогом. При этом налицо схожесть таких ситуаций и сопровождающих их событий.

Важно понимать, что данные статьи, а соответственно, и предусмотренные в них составы преступлений не являются конкурирующими или взаимоисключающими. Данные нормы дополняют друг друга.

Прежде всего определяющим направленность преступления объектом применительно к ст. 261 УК выступает экологичес-

кая безопасность, а применительно к ст. 219 УК пожарная безопасность.Применитель-но к ст. 219 УК РФ экологическая безопасность может выступать в качестве факультативного непосредственного объекта, поскольку в результате такой разновидности пожаров, как лесные пожары, может быть причинен вред окружающей природной среде (выгорание лесов, разрушение плодородного слоя почвы, задымление атмосферы, гибель животных и растений и пр.). Однако законодатель не связывает причинение вреда данным объектам с обязательными условиями наступления уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ.

В этой связи нельзя согласиться с мнением, что по своей направленности преступление, предусмотренное ст. 261 УК РФ, посягает на экологическую безопасность, однако по способу совершения (неосторожное обращение с огнем либо поджог) его следует отнести к преступлениям против пожарной безопасности и перенести в гл. 24 УК РФ [2].

Далее в ст. 261 УК предусмотрен специальный предмет преступления, который является обязательным и имеет кримино-образующее значение, - это «лесные насаждения». В соответствии с п. 26 ГОСТ 1848687. Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 10 декабря 1987 г. № 4445 под лесными насаждениями понимается «участок леса, состоящий из древостоя, а также, как правило, подроста, подлеска и живого напочвенного покрова»15. При этом Пленум Верховного Суда РФ, отталкиваясь от обратного, в п. 15 постановления от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей

15 ГОСТ 18486-87. Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987 N° 4445) // КонсультантПлюс: Законодательство (дата обращения: 16.10.2022).

16 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 12. URL: http://www. supcourt. ru/documents/newsletters/1826/ (дата обращения: 12.11.2022).

среды и природопользования»16 разъясняет, что не относятся к предмету данного преступления деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. В свою очередь, состав преступления, предусмотренного ст. 219 УК РФ, является беспредметным.

В-третьих, обязательным криминообра-зующим последствием преступления, предусмотренного ст. 261 УК РФ, является материальный вред в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений. В ст. 219 УК РФ речь идет исключительно о причинении физического вреда жизни и здоровью человека.

Таким образом, в случае уголовно-правовой оценки лесных пожаров как события и его последствий возможна квалификация по совокупности статей 219 и 261 УК РФ, если содеянное выразилось в нарушении требований пожарной безопасности в лесах и повлекло комплекс последствий материального и физического характера, предусмотренных диспозициями данных норм.

При этом следует учитывать, что как таковые нарушения требований пожарной безопасности в лесах не влекут наступление материальных и физических последствий, они ведут к возникновению такого природного явления, как лесные пожары, которые непосредственно и становятся причиной разрушительных последствий.

Соответственно, лесные пожары являются неотъемлемым элементом нарушений требований пожарной безопасности в лесах, поскольку негативные последствия в виде материального ущерба или физического вреда могут наступить либо непосредственно от пожара (его основных опасных факторов), либо в связи с пожаром (его вторичных факторов и сопутствующих проявлений). При этом сами лесные пожары могут возникнуть и не вследствие нарушения требований пожарной безопасности, а по иным причинам (например, в связи с такими природными факторами, как засуха, самовозгорание сушняка и пр.), но дальнейшее развитие ситуации и наступление соответствующих последствий становятся следствием именно нарушения противопожарных требований. Поэтому первопричиной наступления таких последствий всегда являются именно нарушения требований пожарной безопасности. Именно поэтому законодатель вполне обоснованно не включил указание на возникновение пожара как на обязательное следствие нарушения требований пожарной безопасности в диспозиции статей 219 и 261 УК РФ.

Заключение и выводы

Таким образом, в целом лесные пожары как угроза безопасности являются комплексным явлением и представляют угрозу, опасность не только пожарной, но и экологической, экономической, общественной и промышленной безопасности в стране. Разнообразный спектр нарушений и последствий в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах требует комплексного реагирования в целях предупреждения, пресечения и профилактики соответствующих правонарушений и связанных с ними явлений и процессов.

Лесные пожары являются неотъемлемым фактором, характеризующим составы преступлений, предусмотренных ст. 219 и 261 УК РФ. Полагаем, что соответствующее разъяснение должно иметь место в актах толкования нормативных положений соот-

ветствующих ведомств для правильного понимания и оценивания событий, связанных с лесными пожарами (Пленум Верховного Суда РФ, Рослесхоз, МЧС России, Генпрокуратура РФ и др.).

При этом системный подход и сочетание

различных инструментов, средств и методов позволят минимизировать лесные пожары как явление, прежде всего в части их антропологической природы происхождения, а также масштабы их негативных последствий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабушкин, М.Ю., Немченко, С.Б., Шеншин, В.М. Усиление уголовной ответственности за лесные пожары как мера укрепления национальной безопасности // Военно-юридический журнал. 2021. № 8. С. 12-16.

2. Булдакова, Н.Б., Силуянова, Н.М. Уничтожение или повреждение лесных насаждений как вид экологического преступления: проблемы понимания // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2020. № 4(49). С. 15-19.

3. Закомолдин, Р.В. Обеспечение специальных правил и требований безопасности уголовно-правовыми средствами: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 192 с.

4. Лесные пожары на территории России: состояние и проблемы / Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева; МЧС России. М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2004. 312 с.

5. Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: стат. сб. / П.В. Полехин, М.А. Чебу-ханов, А.А. Козлов, А.Г. Фирсов, В.И. Сибирко, В.С. Гончаренко, Т. А. Чечетина; под общ. ред. ДМ. Гордиенко; ВНИИПО МЧС России. М., 2021. 112 с.

6. Пожары и пожарная безопасность в 2021 году: стат. сб. / В.С. Гончаренко, Т.А. Чечетина, В.И. Сибирко, С.И. Мартемьянов, О.В. Надточий; ВНИИПО МЧС России. Балашиха, 2022. 114 с.

7. Шеншин, В.М., Кириленко, В.А., Сивец, А.С. Осуществление законодательного регулирования обеспечения пожарной безопасности в лесах // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2002. № 1(54). С. 57-63.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Babushkin, M.Yu., Nemchenko, S.B., Shenshin, V.M. Usilenie ugolovnoj otvetstvennosti za lesnye pozhary kak mera ukrepleniya nacional'noj bezopasnosti // Voenno-yuridicheskij zhurnal. 2021. No 8. pp. 12-16.

2. Buldakova, N.B., Siluyanova, N.M. Unichtozhenie ili povrezhdenie lesnyh nasazhdenij kak vid ekologicheskogo prestupleniya: problemy ponimaniya // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2020. No 4(49). pp. 15-19.

3. Zakomoldin, R.V. Obespechenie special'nyh pravil i trebovanij bezopasnosti ugolovno-pravovymi sredstvami: monografya. M.: Yurlitinform, 2017. 192 p.

4. Lesnye pozhary na territorii Rossii: sostoyanie i problemy / Yu.L. Vorob'ev, V.A. Akimov, Yu.I. Sokolov; pod obshch. red. Yu.L. Vorob'eva; MCHS Rossii. M.: DEKS-PRESS, 2004. 312 p.

5. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2020 godu: stat. sb. / P.V. Polekhin, M.A. Chebuhanov, A.A. Kozlov, A.G. Firsov, V.I. Sibirko, V.S. Goncharenko, T.A. Chechetina; pod obshch. red. D.M. Gordienko; VNIIPO MCHS Rossii. M., 2021. 112 p.

6. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2021 godu: stat. sb. / V.S. Goncharenko, T.A. Chechetina, V.I. Sibirko, S.I. Martem'yanov, O.V. Nadtochij; VNIIPO MCHS Rossii. Balashiha, 2022. 114 p.

7. Shenshin, V.M., Kirilenko, V.A., Sivec, A.S. Osushchestvlenie zakonodatel'nogo regulirovaniya obespecheniya pozharnoj bezopasnosti v lesah // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychajnye situacii. 2002. No 1(54). pp. 57-63.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белов Андрей Николаевич, аспирант кафедры уголовного права и процесса Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, Казань, Россия. E-mail: firesecurity.kzn@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4076-8076

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrey N.Belov, Postgraduate Student of the Department of Criminal Law and Procedure Kazan Innovative University name after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia. E-mail: firesecurity.kzn@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4076-8076

Дата поступления статьи / Received: 28.02.2023 Принята к публикации / Accepted: 10.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.