Научная статья на тему 'Лесной потенциал России: вызовы XXI века и национальные приоритеты'

Лесной потенциал России: вызовы XXI века и национальные приоритеты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
203
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫЗОВЫ XXI В. / КОНКУРЕНЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ДОЛГОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макар С.В.

Национальный лесной потенциал является достоянием Российской Федерации и ее граждан. Он может стать точкой отсчета социально-экономического развития России во втором десятилетии XXI в. и на долгосрочную перспективу. В контексте основных внешних вызовов нашего века, а также ухода от сырьевой модели хозяйственного развития рассмотрены научно-практические подходы к реализации лесного потенциала России. Обозначен ряд проблем, связанных с развитием национального лесного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лесной потенциал России: вызовы XXI века и национальные приоритеты»

лесной потенциал России: вызовы xxi века и национальные приоритеты

с. В. макар,

кандидат географических наук,

доцент кафедры экономики и антикризисного управления E-mail: svetwn@maM. ш

Финансовая академия при Правительстве РФ

Национальный лесной потенциал является достоянием Российской Федерации и ее граждан. Он может стать точкой отсчета социально-экономического развития России во втором десятилетии XXI в. и на долгосрочную перспективу. В контексте основных внешних вызовов нашего века, а также ухода от сырьевой модели хозяйственного развития рассмотрены научно-практические подходы к реализации лесного потенциала России. Обозначен ряд проблем, связанных с развитием национального лесного потенциала.

Ключевые слова: национальный лесной потенциал, вызовы XXI века, конкуренция, инновация, гуманизация, национальный приоритет, долгосрочное социально-экономическое развитие.

Современное и будущее развитие национальной социально-экономической системы должно опираться на стабильную основу. Этой основой остается как природно-ресурсный, так и человеческий потенциал территории страны. Реально оценивая сегодняшнее положение России в мировой экономике, следует выделить необходимые и достаточные условия для экономико-культурного развития России на ближайшую перспективу. Именно таким условием — требованием стабильного развития территориальной социально-экономической системы России является, на взгляд автора, реализация национального лесного потенциала, который, без сомнения, представляет собой ее национальное достояние. Настоящий момент его развития характеризуется переходом к устойчивому управлению лесами. Отметим наиболее существенные направления анализа и реализации национального лесного потенциала через призму вызовов XXI в., которые коротко

можно выразить триадой: конкуренция — инновация — гуманизация. Предпосылкой предстоящей трансформации взглядов и отношений можно считать базовые стратегии отраслевого и регионального развития России.

Очевидно, что к концу текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов XXI в. — усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. К основным особенностям развития мировой экономики, оказывающим серьезное влияние на социально-экономические процессы в России в ближайшие 10—15 лет, относят усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами, дефицитом пресной воды и изменением климата. Это обстоятельство создает дополнительные возможности для России, связанные с реализацией ее лесного потенциала. При этом национальный лесной потенциал становится не только национальным, но и мировым достоянием.

Включение в сферу международных экономических отношений биосферных (экосистемных) функций лесов, в частности, понятия углеродного бюджета, предопределяет необходимость оценки ряда новых показателей, главнейшими из которых являются текущий прирост и фитомасса. В этой связи возникает проблема ориентации системы учета лесов в отношении лесных экосистем, ко-

торая имеет три аспекта. Первый связан с необходимостью количественной оценки экологических (социальных) функций лесов. Для этого необходима систематизация и развитие существующей нормативно-информационной базы. Второй аспект заключается в том, что оценка влияния лесов на качество природных ландшафтов, в том числе и за пределами лесных земель, является одной из главнейших задач системы учета лесов в России. Очевидно, что нужно разработать классификацию лесов по функциональному назначению и количественную оценку защитных функций лесов. Третий аспект проблемы связан с неизбежностью перевода процесса лесоуправления на природную основу (по бассейнам или водосборам).

Усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с ростом геополитического соперничества, в том числе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности при сохранении и развитии открытости российской экономики, ее активного участия в формировании и регулировании сырьевых рынков [3]. В этой связи развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы внутреннего использования лесов. В период 2020—2025 гг. доля использования расчетной лесосеки должна возрасти до 50 % (сегодня — 23 %), прогнозируется рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины до уровня стран-лидеров (США, Канада и др.).

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает ряд мероприятий по созданию мощностей по глубокой переработке древесины, обеспечению развития лесной инфраструктуры, развитию лесного машиностроения, а также увеличению вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны [8, с. 62—67]. Таким образом, вместе с задачей обеспечения устойчивого управления лесами, сохранения и повышения их ресурсо-экологического потенциала ответом на первый внешний вызов является удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства. Для исключения недобросовестной конкуренции на

10 -

региональных рынках должен быть разработан комплекс мероприятий по исключению сегмента «серого» рынка пиломатериалов, погонажных и столярных изделий, а также мер по совершенствованию статистического наблюдения за выпуском этой продукции.

Очевидна ответственность развитых стран за создание образцов добросовестной конкуренции. Современные попытки решить эту проблему путем введения сертификации для стран-экспортеров древесины не позволяют прийти к устойчивому развитию лесов мира. Для решения этой проблемы необходимо распространение иного — нового понимания лесов. Национальный совет по лесной сертификации, созданный в 2003 г., осуществляет работу по созданию национальной системы лесной сертификации. Разработан проект принципов, критериев и индикаторов устойчивого управления лесами для обеспечения функционирования национальной системы добровольной лесной сертификации Российской Федерации, адаптированной к требованиям PEFC. Осуществляется их апробация и гармонизация со стандартами Лесного попечительского совета (FSC). В связи с этим должна быть научно обоснована и принципиально изменена лесная политика с точки зрения отказа от идеи пользования лесом в пользу идеи ответственного управления лесом на всех уровнях — национальном, региональном и глобальном. Лесная сертификация является логическим развитием на локальном уровне государственной системы устойчивого управления лесами. Создание системы лесной сертификации сопряжено с трудностями, которые вызваны сложностью объекта сертификации, которым фактически являются результаты лесопользования на участках лесного фонда.

Необходимость обеспечения экономической безопасности национального лесного потенциала требует включения в нее экологической составляющей. Экологическая безопасность в лесопромышленном комплексе предусматривает совершенствование нормативной правовой базы природоохранной деятельности, а также создание государством условий и предпосылок для внедрения лесопромышленными предприятиями ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, что позволит минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду в зоне действия предприятий лесного комплекса.

Обеспечение эколого-экономической безопасности — одно из важнейших стратегических направлений развития национального лесного потенциала. Это относительно новая сфера деятельности

государственных органов исполнительной власти, которая связана в целом с деятельностью по обеспечению экономической и экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан России.

Второй вызов XXI в. — новая волна технологических изменений, в перспективе резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.

Новая стратегия развития лесного комплекса [8] ставит целью получение многоуровневого сине-ргетического эффекта за счет сбалансированного развития лесного хозяйства и промышленной переработки древесины. На основе внедрения инновационных технологий, обеспечивающих, с одной стороны, снижение материалоемкости в основном производстве и, с другой стороны, более широкое вовлечение мелкотоварной и низкосортной древесины и отходов деревообработки для выпуска плитной и целлюлозной продукции, а также развития производства биотоплива предусматривается повысить эффективность использования лесосырь-евой базы страны. Таким образом, эффективность использования ресурсной составляющей лесного потенциала повышается за счет более глубокой механической, химической и энергетической переработки заготавливаемой древесины. Стратегия предусматривает ряд направлений НИОКР, обеспечивающих инновационное развитие целлюлозно-бумажного и лесохимического производств, лесозаготовительного производства и лесного машиностроения, инновационное развитие в области лесопиления и производства листовых древесных материалов [8, с. 71—73].

Инновационность выражается также в пространственном аспекте — реализации идеи кластеризации на основе лесного потенциала. Многофункциональность лесного потенциала предполагает различные принципы кластеризации. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики на базе создания кластерных сетей, в том числе лесопромышленных кластеров, позволит реализовать конкурентный потенциал территорий, а кроме того, укрепить систему стратегического управления региональным развитием для повышения комплексности и сбалансированности развития регионов. С организационной точки зрения формируется новая модель регионального пространства — сетевая, принципиально отличная

от интегрированной модели. Именно наличие сетевых регионов начинало определять устойчивость национальной экономики и ее позиции на мировом рынке.

Инновационным направлением развития России, обеспечивающим эффективное решение региональных проблем лесоуправления и использования лесов через привлечение инвестиций в развитие не только лесоизбыточных территорий, использование международного опыта, экологическое просвещение, внедрение результатов научных исследований, современных технологий и инноваций, следует рассматривать создание в России репрезентативной сети модельных лесов, формирование которой предполагается завершить к 2020 г. Хотя первопричины создания модельных лесов различны, в своей деятельности они могут реализовать программы, направленные на достижение баланса основных составляющих устойчивого лесопользования (экологической, экономической, социально-культурной), а также на развитие образования и улучшение системы лесоуправления.

В настоящий момент, который можно условно назвать посткризисным периодом, и теоретикам, и практикам, и широкой общественности очевидна необходимость модернизации российской экономики и ухода от сырьевой модели хозяйственного развития. Это требование времени можно назвать внутренним вызовом XXI в. нашей стране, это необходимое условие желаемой формы интеграции России не только в мировое хозяйство, но и в мировую экономическую культуру. Сильная зависимость национальной экономики от сырьевого экспорта — один из макроэкономических факторов, усиливающих предрасположенность национального хозяйства к системным рискам [6]. Подтверждением этого служит следующее: доля нефти и газа в экспорте товаров из Российской Федерации составляла 62,8 % в 2006 г., (55 % — в 2003 г., 50—52 % — в 2000—2002 гг., 37,4 % — в 1994 г.), металла и древесины — 15 %, продукции машиностроения — всего 8—8,5 %. По данным Министерства экономического развития, на долю топливно-энергетического комплекса приходится более 30 % доходов консолидированного бюджета и более 50 % федерального [1, с. 10].

Кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики может быть значительно ускорен в случае замедления роста мирового спроса на углеводороды в связи с активным развитием альтернативных видов топлива и энергии и торможением роста экономик Китая и Индии. Российская Федерация имеет ограниченные возможности влияния

- 11

на динамику сырьевых цен, формирование которых является одной из самых спекулятивных сторон международных экономических отношений. Кроме того, центры ценообразования на основные товары российского экспорта расположены за пределами страны: на нефть — Нью-Йоркская товарная биржа (до 2006 г. — Международная нефтяная биржа в Лондоне), на металлы — Лондонская биржа металлов.

Как известно, Россия превосходит все страны мира по площади и запасам лесных ресурсов. На ее долю приходится почти четверть мировых запасов древесины всех пород и более половины запасов хвойной древесины. Россия входит в число ведущих стран — экспортеров лесной и деревообрабатывающей промышленности. Ей по праву должна принадлежать роль мирового центра ценообразования на круглый лес и продукцию деревообработки со штаб-квартирой, например, в Красноярске.

Третий вызов XXI в. — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения.

Особенностями сегодняшнего роста становятся инновационное предпринимательство и расширение доли наукоемких технологий, главным фактором развития которых является интеллектуальный капитал. В широком смысле он включает в себя совокупный научно-технический и образовательный потенциалы общества, информационные ресурсы нации, управленческую культуру. В узком значении его часто отождествляют с понятиями знания и информации. Русские ученые заложили теоретические основы современного экосистемного управления лесом: уместно вспомнить теорию лесного биогеоценоза или лесной экосистемы В. Н. Сукачева [7]. Другой выдающийся русский ученый-лесовод Г. Ф. Морозов одним из первых в мире отметил, что лес, будучи природным географическим явлением, представляет единое целое в динамике взаимодействия лесной растительности и среды ее обитания, взаимно изменяющих друг друга с течением времени [5]. Необходимо подчеркнуть, что русские ученые первыми в мире отметили главное глобальное свойство леса: он является основным планетарным аккумулятором живого вещества в биосфере.

На эффективность управления (пользования) лесами безусловное влияние оказывает информа-

12 -

ционно-аналитическое обеспечение, постоянное совершенствование которого требует мощного научного сопровождения [4]. В настоящее время принятие обоснованных и взвешенных решений по управлению лесным хозяйством осуществляется на основе ГИС-технологий. Авиационное лазерное сканирование и цифровая аэросъемка являются частью новейших методов и технологий геоинформатики, применяемых в решении задач информационного обеспечения инвентаризации и мониторинга лесов. Они созданы в России, и по показателям точности и экономической эффективности они превосходят известные на сегодняшний день дистанционные методы изучения и измерения параметров лесной растительности [2, с. 21—31]. Реализация инновационного сценария развития лесного комплекса предъявляет ряд требований к масштабам и качеству профессиональных кадров. Подготовка высококвалифицированных специалистов осуществляется путем формирования университетских комплексов, реализации принципов многоуровневой подготовки, модернизации материально-технической базы, повышения квалификации специалистов, осуществления мониторинга потребности в специалистах и уровня их подготовки.

Лесной потенциал выступает фактором гуманизации НТП в XXI в. Социально-гуманитарное направление развития лесного потенциала включает анализ и оценку санитарно-гигиеничекой и рекреационной роли лесов России, которые также являются частью культурно-исторической среды, под ее воздействием формируются культура и обычаи народов и этносов. Развитие лесного хозяйства России как одной из традиционных экономических, исторических и культурных основ российской государственности требует участия не только науки, но и общественности. Вовлечение общественности в период построения рыночной экономики является необходимой составной частью планирования и выработки решений на основе совместного обсуждения по существенным вопросам. Переход к устойчивому лесопользованию и управлению лесами возможен вместе с трансформацией общественного сознания, в котором лес является неотъемлемой частью природно-культурного наследия. Это необходимое условие для реализации долговременной стратегии, продуманного плана действий в целях рационального использования национального природного потенциала.

Российская Федерация обладает реальными возможностями для эффективного развития лесного хозяйства и для превращения лесной отрасти в одну из ведущих отраслей экономики страны. Однако настоящие позиции нашей страны на мировых рын-

ках глубокой переработки леса явно не отвечают ее ресурсному потенциалу. Государственная политика перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и, как следствие, организации устойчивого лесопользования сопряжена с преодолением значительного числа противоречий.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса следует назвать:

• создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;

• сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины;

• оптимизация структуры экспорта лесной продукции; стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;

• развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины;

• создание мощностей по глубокой переработке древесины.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. — Стратегия 2020 — предусматривает реализацию комплексных преобразований по переходу российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития. Переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, сбалансированного с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью. Основа такого баланса — соединение предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Главнейшая проблема заключается при этом не в том, чтобы сохранить и внедрить более совершенные механизмы принятия решений и технологии лесопользования. Необходимо, чтобы как можно больше людей осознало значение лесного потенциала в их жизни и благополучии.

Должны быть изменены фундаментальные основы отношения общества к лесам. Каждое поколение по существу является лишь временным пользователем лесных ресурсов и обязано передать их следующему поколению как историческое наследие, не лишая возможности использования. При этом основополагающими факторами развития лесного потенциала России и ее регионов следует назвать национальные традиции (приспособление этноса к

своему ландшафту), доходность (востребованность) лесных ресурсов, интеллектуальный капитал общества. В конечном итоге стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., с «привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» [3, с. 11].

Таким образом, современная стратегия России должна быть связана с идеей устойчивого многоцелевого использования национального лесного потенциала, который приобретает интегрирующее значение, позволяя идейно объединить разные направления национального развития и интересы главных субъектов: государства, частного бизнеса и общества. Цель стратегического развития — укрепление позиций России в мировой экономике, в частности, на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесных ресурсов страны. Реализация лесного потенциала обеспечит ей очевидные конкурентные преимущества на мировой арене.

Список литературы

1. Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 2002—2003 гг. и задачи на перспективу. М.: Министерство финансов РФ, 2004. Т. 1.

2. Информационно-аналитическое обеспечение управления: история и современность: материалы научно-практической конференции. Ч. I. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ; Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: Министерство экономического развития РФ, 2008.

4. Макар С. В. Формирование рациональной системы регионального управления лесопользованием современной России: монография. М.: Финакадемия, 2008.

5. Морозов Г. Ф. Учение о лесе. Изд. 7-е. М. -Л.: Гослесбумиздат, 1949.

6. Национальный доклад «Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия». М. : Финакадемия, 2008.

7. Основы лесной биоценологии / под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса. М., 1964.

8. О стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. М. : Минпромторг и Минсельхоз России, 2008.

- 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.