Андреев в искусстве
УДК 7.041.2: 351.852.1
Романов Николай Юрьевич
Хранитель музейных предметов, научно-фондовый отдел,
Дом-музей А. П. Чехова в Ялте, Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник; Российская Федерация, Ялта, e-mail: [email protected]
ЛЕОНИД АНДРЕЕВ НА КАРТИНЕ Д. Д. ЖИЛИНСКОГО «ВЕСНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА» (1988 г.)
В статье рассматривается фигура Леонида Андреева на картине Д. Жилинского «Весна Художественного театра», принцип изображения которого, по мнению автора, специфичен. Кратко проанализированы особенности творческой манеры художника, нашедшие отражение в анализируемом многофигурном панно. Обозначены основные аспекты живописного образа Андреева: портрет, расположение фигуры в общей композиции, жест.
Ключевые слова: Леонид Андреев, художник Д. Д. Жилинский, картина «<Весна Художественного театра», многофигурная картина, психологический жест, композиция.
Nikolay Yu. Romanov
Keeper,
A. P. Chekhov house-museum in Yalta Crimean literary and artistic Memorial Museum;
Russian Federation, Yalta
LEONID ANDREEV IN THE PAINTING "SPRING OF THE ARTISTIC THEATRE" (1988) BY D. ZHILINSKY
Abstract. The article considers the figure of Leonid Andreev in the painting "Spring of the Artistic Theatre" by D. Zhilinsky, the principle of the image of which,
according to the author, is specific. The peculiarities of the artist's creative manner are briefly analyzed and reflected in the analyzed multi-figure panel. The main aspects of Andreev's painting are outlined: the portrait, the location of the figure in the overall composition, the gesture.
Key words: Leonid Andreev, artist D.D. Zhilinsky, "Spring of the Artistic Theatre" painting, multi-figure painting, psychological gesture, composition.
Для цитирования:
Романов, Н. Ю. Леонид Андреев на картине Д. Д. Жилинского «Весна художественного театра» (1988 г.) // Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 101-108.
Посетители Дома-музея А. П. Чехова в Ялте имеют прекрасную возможность познакомиться с жизнью, бытом, окружением одного из величайших мировых мастеров прозы и драмы в период его вынужденного переезда в Крым. Уникальный архив документов и фотографий, аутентичные предметы и обстановка того времени погружают гостей в мир творческой интеллигенции России начала прошлого века. Одной из точек экскурсионного маршрута по музейному комплексу чеховского дома является литературная экспозиция, расположенная в соседнем здании. В её центре располагается репродукция картины Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Весна Художественного театра», которую художник создал в 1988 году к90-летнему юбилею Московского художественного академического театра [1; 5]. Панно принесено в дар музею самим автором, проведшим много времени в Ялте в период подготовительной работы к созданию картины [4].
Репродукция занимает видное место в экспозиции не только благодаря своим внушительным размерам (160 х 350 см) и центральному расположению среди прочих экспонатов: на полотне изображено знаменательное событие — завтрак, устроенный 24 апреля 1900 года Фанни Карловной Татариновой (ялтинской почитательницей Чехова1) для руководителей и артистов Художественного театра. В апреле 1900 года МХТ привёз в Крым спектакли «Чайка» и «Дядя Ваня», чтобы показать их А. П. Чехову.
1 О Ф. К. Татариновой см. ст. бывшего директора Дома-музея А. П. Чехова в Ялте Г. А. Шалюгина [9].
102
Актёры МХТ с Антоном Чеховым и Максимом Горьким в Ялте. Неиз. автор. 1900.
К. С. Станиславский, И. А. Бунин [2], О. Л. Книппер-Чехова [5] вспоминали чудесный завтрак-„феерию" на громадной плоской крыше виллы Татариновых, которым театр закончил свои крымские гастроли.
Приём, устроенный Ф. К. Татариновой в честь МХТ. Ялта, 1900. Фото Гусева из книги [6].
Следует сказать несколько слов о художнике, создателе картины. Дмитрий Жилинский (1927-2015) интересен своим подходом к живописи, удивительным образом сочетая в своих полотнах и поствоенный соцреализм, и чувственный символизм прерафаэлитов, и живопись раннего Возрождения. В его работах несложно увидеть полемику с традициями древнерусской иконописи. К концу 1980-х годов в творчестве Жилинского появляется новый для него жанр исторического портрета, в рамках которого решено сложно выстроенное панно «Весна Художественного театра». В целом, люди культуры, носители духовного начала — наиболее частые персонажи Жилинского-художника.
Характерными для творческой манеры этого мастера является, во-первых, «идеально точный рисунок, придающий ей черты строгой классичности, профессионального качества, присущего старым мастерам» [7]. Отсюда выразительные, говорящие со зрителем позы и жесты персонажей, красноречиво их раскрывающие. Во-вторых, «редкий дар передачи сходства. И портреты родных, близких художника, и заказные „парадные" портреты..., и портреты великих музыкантов. узнаваемы и достоверны в каждой черте, почти пугают своим невероятным сходством с моделью» [Там же]. Такими же, «как бы написанными „с натуры", предстают и масштабные многофигурные полотна» [Там же] этого художника. Не исключение и картина «Весна Художественного театра».
На крыше дома, где происходило реальное событие, к которому апеллирует создатель панно, и ведущей на неё лестнице в тесном дружественном общении представлены широко известные писатели и артисты, деятели и покровители искусства: И. А. Бунин, А. И. Куприн,
A. М. Горький, Н. Д. Телешов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Л. А. Сулержицкий, К. А. Коровин, С. Т. Морозов, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов,
B. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, О. Л. Книппер, М. Ф. Андреева, В. И. Качалов, В. Э. Мейерхольд и многие другие — всего 43 фигуры. Каждый персонаж, по воле живописца, активно общается со зрителем; своим местоположением, позой, цветом одежды и настроением сообщает определённую информацию о себе на этом удивительном празднике, об отношении к Чехову — центральной фигуре композиции — и к происходящему.
Тем заметнее на фоне оживленных участников праздника выделяется «тёмная» фигура Леонида Андреева — писателя, чья значимость в становлении Серебряного века русской культуры вырисовывается лишь спустя десятилетия, чьи произведения до сих пор открывают свою глубину,
поражая как тревогой и драматизмом, так и чувственностью и экспрессией сопереживающего современности человека.
Д. Жилинский. Весна Художественного театра (Авторская репродукция).
Холст, темпера. 160x350. Дом-музей А. П. Чехова в Ялте.
Его появление на картине неслучайно. Находясь в дружеских отношениях с Антоном Павловичем, они находили время для встреч, интересовались творчеством друг друга. В последние годы жизни Чехов проживал в приморском городе практически безвыездно, и Леонид Андреев был одним из тех, кто навещал писателя в его ялтинском доме, «Белой даче», останавливался там. В фондах музея хранится его фотография с автографом. Известны положительные отзывы Чехова о работах Андреева. По свидетельству Антона Павловича, он в определённом роде «свёл» своего молодого коллегу с театром Станиславского и Немировича-Данченко: «Всех лучших писателей я подбиваю писать пьесы для Худож<ественного> театра. Горький уже написал; Бальмонт, Леонид Андреев, Телешов и др. уже пишут. Было бы
Д. Жилинский. Весна Художественного театра. 1988. Фрагмент
уместно назначить мне жалованье, хотя бы по 1 р. с человека» — писал Антон Павлович своей супруге, Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой в 1901 году из Ялты [8]. И верно, судьба надолго связала судьбы Леонида Николаевича и МХТ. Как и Чехов, Андреев-драматург многим был обязан этому театру, став одним из постоянных, хотя и не бесспорных, его авторов [3].
Фигура Леонида Андреева расположена в левой части картины, условно в третьей линии трёхуровнего расположения персонажей (первую линию составляют фигуры, поднимающихся по лестнице театральных деятелей, вторую — сидящих возле стола, в частности М. П. Чехова и В. И. Немирович-Данченко). С фигурами, наиболее близко расположенных к нему лиц, Андреев образует группу писателей, представляющих разные направления реалистической (весьма относительной для нашего героя) литературы.
Образ Леонида Андреева на картине необыкновенно выразителен. Писатель изображён молодым, соответственно дате события. Если взглянуть на фотографии начала 1900-х, а именно к ним прибегал, по собственным признаниям, художник в момент работы над картиной, то заметна «фотографическая» точность воспроизведения облика писателя тех лет. Характерная причёска коротких убранных назад волос, чёрная застёгнутая на все пуговицы поддёвка. Относительно последней много говорили те, кому посчастливилось знать Андреева в те годы, и отмечали ношение крестьянской одежды как особую моду у писателей новой волны на «неевропейский» стиль, дабы манерой одеваться отрицать буржуазность.
Фотографии Леонида Андреева начала 1900-х гг.
Но художник на то и художник в широком смысле этого слова, чтобы переосмыслить и... воссоздать образ в свете своих впечатлений от исторической фигуры. В связи с этим удивительный эффект производит изображённая на этом полотне фигура Леонида Андреева. Он фактически единственный, кто помещён в свободное пространство. Весьма непросто достичь этого в столь многочисленном по объектам изображении, а значит не случайно и с высокой степенью вероятности знаково. Самость и творческая инаковость Андреева в общем потоке искусства начала ХХ века, действительно, стоявшего особняком, таким расположением фигуры в общей композиции картины хорошо акцентирована. Ближайшее окружение Андреева — М. П. Чехова (сестра писателя) и В. И. Немирович-Данченко композиционно отстранены от него: пространственно — линией стола и расположением с противоположной писателю его стороны, а также контактно — отсутствием зрительного взаимодействия. Д. Н. Мамин-Сибиряк не привлекает его к себе, как изображённого рядом Бунина, а словно удерживает на расстоянии — между ними визуальный разрыв.
Увы, художник покинул мир в 2015-м году и остаётся только предполагать, чем обусловлены эти акценты. Почему поддёвка напоминает скорее одеяние священнослужителя, а ладони открыты зрителю буквально в иконографическом жесте? У большинства изображённых жесты пластичны, но выразительны лишь у немногих. Наиболее интересны они у актёров Александра Артёма, Василия Качалова, певца Фёдора Шаляпина и Антона Чехова. Но все они соответствуют общему праздничному настроению картины. И лишь андреевский — мечтательно-задумчивый. Определённо можно сказать, что Жилинский хотел выделить Леонида Андреева среди таких земных и жизнерадостных гостей Ялты.
Андреев далеко не единственный персонаж, чей образ способен вызвать целый ряд интереснейших предположений и трактовок. Сейчас доподлинно сложно сказать, все ли изображённые на полотне персоны действительно присутствовали в апреле 1900 года на ялтинском празднике МХТ, но все они не случайны здесь (например, племянник Чехова Михаил как символ будущего театра). И совершенно точно можно сказать, что все они, в том числе и оригинальный дар Леонида Андреева-драматурга сыграли значимую роль в расцвете Московского художественного театра, в его яркой и многообещающей весне.
Литература
1. «Весна Художественного театра»: Интерактивная экскурсия по картине [Электронный ресурс] //URL: https://yandex.fг/search/?text=весна%20худ0жественн0г0%20театра%20к0нце пция&1г=143&сШ=9582#/^е0^?й1тЫ=П5271250719378б2345
2. Бунин, И. А. О Чехове : Незаконч. рукоп. / Предисл. М. А. Алданова. Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1955. 412 с.
3. Егошина, О.Леонид Николаевич Андреев [Электронный ресурс]// МХАТ: официальный сайт. URL: https://mxat.ru/history/persons/landreev_l_n/
4. Жилинский, Д. Д. Весна Художественного театра : картина [авторская репродукция, 1988] // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ НВ 3247.
5. Книппер, О. Л. Об А. П. Чехове. Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер: в 2 т. / Сост. и коммент. З. П. Удальцовой. Т. 1 : 16 июня 1899 года — 13 апреля 1902 года. М. : Искусство, 2004. 462 с.
6. Пьесы А. П. Чехова: Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад, Иванов / Московский худ. театр ; предисл. В. Немирович-Данченко. [СПб. : Типография Т-ва Издательского Дела «Копейка», 1914]. [72] с. : ил., фот., портр.
7. Чегодаева, М. Выставка Дмитрия Жилинского [Электронный ресурс]// Третьяковская галерея: журнал. 2007. № 4 (17). URL: https://www.tg-m.ru/ articles/4-2007-17/vystavka-dmitriya-zhilinskogo
8. Чехов, А. П. Письмо О. Л. Книппер-Чеховой, 9 ноября 1901 г. Ялта // Чехов,А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М. : Наука, 1974-1983. Т. 10 : Письма, Апрель 1901 — июль 1902.М. : Наука, 1981. С. 108-109.
9. Шалюгин, Г. А. Ялтинские антоновки. Фанни Татаринова [Электронный ресурс] // Проза.ру. 2016. URL: https://www.proza.ru/2016/05/22/128