Научная статья на тему 'КРЫМСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА (К 120-ЛЕТИЮ ПЕРВЫХ ГАСТРОЛЕЙ МХТ)'

КРЫМСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА (К 120-ЛЕТИЮ ПЕРВЫХ ГАСТРОЛЕЙ МХТ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. П. ЧЕХОВ / МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР / КРЫМ / ГАСТРОЛИ / ЯЛТА / СЕВАСТОПОЛЬ / В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД / К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ / О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВА / A. P. CHEKHOV / MOSCOW ART THEATER / CRIMEA / TOURS / YALTA / SEVASTOPOL / V. E. MEYERHOLD / K. S. STANISLAVSKY / O. L. KNIPPER-CHEKHOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долгополова Юлия Георгиевна

В статье рассматривается история взаимоотношений драматурга А. П. Чехова с режиссёрами и артистами Московского Художественного театра. Подлинное начало их дружбе было положено в Крыму, в апреле 1900 года, во время «крымских», первых гастролей МХТ, которые получили в истории отечественного искусства название «Весна Художественного театра». После смерти Чехова связи Московского Художественного театра с Крымом не прерывались вплоть до конца ХХ века: их продолжала вдова писателя, О. Л. Книппер-Чехова, а затем Дом-музей А. П. Чехова в Ялте. В фондовом собрании Дома-музея А. П. Чехова в Ялте хранится значительное количество предметов, связанных с этой темой. В статье приводится описание ряда реликвий и история их происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMEAN PAGES OF THE HISTORY OF THE MOSCOW ART THEATER (TO THE 120TH ANNIVERSARY OF THE FIRST TOUR OF THE MOSCOW ART THEATER)

The article discusses the history of the relationship between the playwright A.P. Chekhov and the directors and artists of the Moscow Art Theater. The true beginning of their friendship was laid in the Crimea, in April 1900, during the “Crimean”, the first tour of the Moscow Art Theater, which received the name “Spring of the Art Theater” in the history of Russian art. After Chekhov’s death, relations with the Moscow Art Theater were not interrupted until the end of the 20th century: they were continued by the widow of the writer, O. L. Knipper-Chekhov, and then the A. P. Chekhov House-Museum in Yalta. The stock collection of the A. P. Chekhov House-Museum in Yalta contains a significant number of items related to this topic. The article describes a number of relics and the history of their origin.

Текст научной работы на тему «КРЫМСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА (К 120-ЛЕТИЮ ПЕРВЫХ ГАСТРОЛЕЙ МХТ)»

Московский Художественный театр: 120 лет первым гастролям УДК 069 (091)

Долгополова Юлия Георгиевна

Старший научный сотрудник музея, ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник», Дом-музей А. П. Чехова в Ялте;

Российская Федерация, Ялта, e-mail: [email protected]

КРЫМСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА (К 120-ЛЕТИЮ ПЕРВЫХ ГАСТРОЛЕЙ МХТ)

В статье рассматривается история взаимоотношений драматурга А. П. Чехова с режиссёрами и артистами Московского Художественного театра. Подлинное начало их дружбе было положено в Крыму, в апреле 1900 года, во время «крымских», первых гастролей МХТ, которые получили в истории отечественного искусства название «<Весна Художественного театра». После смерти Чехова связи Московского Художественного театра с Крытом не прерывались вплоть до конца ХХ века: их продолжала вдова писателя, О. Л. Книппер-Чехова, а затем Дом-музей А. П. Чехова в Ялте. В фондовом собрании Дома-музея А. П. Чехова в Ялте хранится значительное количество предметов, связанных с этой темой. В статье приводится описание ряда реликвий и история их происхождения.

Ключевые слова: А. П. Чехов, Московский Художественный театр, Крым., гастроли, Ялта, Севастополь, В. Э. Мейерхольд, К. С. Станиславский, О. Л. Книппер-Чехова.

Julia G. Dolgopolova

Museum Senior Researcher associate, Crimean literary and artistic Memorial Museum, A. P. Chekhov house-museum in Yalta;

Russian Federation, Yalta

CRIMEAN PAGES OF THE HISTORY OF THE MOSCOW ART THEATER (to

the 120 th anniversary of the first tour of the Moscow Art Theater)

Abstract. The article discusses the history of the relationship between the playwright A.P. Chekhov and the directors and artists of the Moscow Art Theater. The true beginning of their friendship was laid in the Crimea, in April 1900, during the "Crimean", the first tour of the Moscow Art Theater, which received the name "Spring of the Art Theater" in the history of Russian art. After Chekhov's death, relations with the Moscow Art Theater were not interrupted until the end of the 20th century: they were continued by the widow of the writer, O. L. Knipper-Chekhov, and then the A. P. Chekhov House-Museum in Yalta. The stock collection of the A. P. Chekhov House-Museum in Yalta contains a significant number of items related to this topic. The article describes a number of relics and the history of their origin.

Key words: A. P. Chekhov, Moscow Art Theater, Crimea, tours, Yalta, Sevastopol, V. E. Meyerhold, K. S. Stanislavsky, O. L. Knipper-Chekhov.

Для цитирования:

Долгополова, Ю. Г. Крымские страницы истории Московского Художественного театра (к 120-летию первых гастролей МХТ) // Гуманитарная парадигма. 2020. № 2 (13). С. 74-83.

В апреле 2020 года отмечается 120-летие первых «крымских» гастролей Московского Художественного театра, сыгравших огромную роль в истории взаимоотношений А. П. Чехова и МХТ. Дружба, возникшая на заре ХХ века между великим драматургом и молодым творческим коллективом, сделала Художественный театр единственным в России «театром Чехова» и в дальнейшем стала фундаментом его мирового признания. Фондовое собрание Дома-музея А. П. Чехова в Ялте располагает значительным количеством подлинных материалов, связанных с этим периодом биографии А. П. Чехова, а также с крымскими страницами истории Московского Художественного театра.

Чехов побывал в Московском Художественном театре, незадолго до этого успешно поставившем его пьесу «Чайка», 1 мая 1899 года. Специально для автора был организовано закрытое представление. Хотя писатель уже бывал на репетициях осенью 1898 года, его впечатление оставалось неполным, пока он не увидел готовый спектакль. 9 мая Чехов написал М. Горькому: «„Чайку" видел без декораций; судить о пьесе не могу хладнокровно, потому что сама Чайка играла навзрыд, а Тригорин

(беллетрист) ходил по сцене и говорил, как паралитик (...) Но в общем, ничего, захватило. Местами даже не верилось, что это я написал» [17]5 Из этого отзыва видно, что, несмотря на критическое отношение к актёрским работам М. Л. Роксановой и К. С. Станиславского, в целом постановка Чехову понравилась. 7 мая Антон Павлович вместе с участниками «Чайки» фотографировался в московском ателье. Одна из фотографий в раме была подарена писателю на память. В наше время этот известный фотоснимок (ДМЧ КП 888/1-2) [1] по-прежнему висит в ялтинском рабочем кабинете, где позднее были написаны «Три сестры» и «Вишневый сад». На фото Чехов как будто читает рукопись своей пьесы артистам и режиссёрам МХТ. Автор сидит в центре, рядом с ним - режиссёры К. С. Станиславский (также исполнявший в спектакле роль Тригорина) и В. И. Немирович-Данченко, актёры — О. Л. Книппер (Аркадина), М. Л. Роксанова (Заречная), В. Э. Мейерхольд (Треплев) и др.

А. П. Чехов читает пьесу «Чайка» артистам МХТ. Фотография. Москва, 1899 г.

К сожалению, Антон Павлович не присутствовал на премьере пьесы «Чайка» в МХТ 17 декабря 1898 года, которая восстановила его репутацию успешного драматурга в глазах театральных критиков и зрителей. Известно, что чеховская драматургия непросто прокладывала себе путь на сцену: 17

5 Здесь и далее цитаты А. П. Чехова приводятся по изданию: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М. : Наука, 1974-1982.

октября 1896 г. «Чайка» в постановке Императорского Александринского театра «шлёпнулась и провалилась», по выражению самого автора. «Отсюда мораль: не следует писать пьес» [17], — с горечью сказал тогда Чехов. Очевидно, что «новые формы» требовались не только в драматургии, но и в самом театре. Только в 1898 году давний знакомый Чехова, драматург и режиссёр В. И. Немирович-Данченко, уговорил его предоставить «Чайку» для только что открытого и ещё почти никому не известного Московского Художественного театра. 17 декабря, на премьерном спектакле МХТ присутствовала только сестра писателя, Мария Павловна, Чехов тогда находился в Ялте. Вечером после триумфальной премьеры, по требованию публики, В. И. Немирович-Данченко послал в Ялту телеграмму, где были такие слова: «Только что сыграли «Чайку», успех колоссальный. (...) Мы сумасшедшие от счастья» [16]. Успех рос от спектакля к спектаклю, но Чехов продолжал жить в Ялте, активно занимаясь в этот период постройкой своего дома. Поэтому «Чайку» сыграли специально для автора в следующий его приезд, но. без публики и декораций, поскольку театральный сезон в Москве уже завершился. Постановка покорила драматурга: он назвал её «изумительной», а Художественный театр — «лучшей страницей книги, которая будет написана о современном русском театре» [17]. Следующий сезон 1899/1900 гг. Художественный театр открывал другой пьесой А. П. Чехова — «Дядя Ваня», которую до этого момента уже ставили другие театры и режиссёры, но без большого успеха. Снова последовал огромный успех. Актрисе МХТ О. Л. Книппер, игравшей Елену Андреевну, Чехов пишет: «Телеграммы стали приходить 27-го вечером, когда я был уже в постели. Их мне передают по телефону. Я просыпался всякий раз и бегал к телефону в потёмках, босиком, озяб очень; потом едва засыпал, как опять и опять звонок. Первый случай, когда мне не давала спать моя собственная слава. На другой день, ложась, я положил около постели и туфли и халат, но телеграмм уже не было» [17]. Тогда же в письме Чеховым была высказана идея «крымских» гастролей театра: «Увидимся, вероятно, не раньше апреля. Если бы вы все приехали весной в Ялту, играли бы здесь и отдыхали. Это было бы удивительно художественно» [Там же]. И вот 15 января 1900 года К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко сообщили Антону Павловичу о принятом решении ехать весной в Крым на гастроли. Для того чтобы Антон Павлович увидел свои пьесы вместе со зрителями, в апреле 1900 года «гора двинулась к Магомету», по выражению К. С. Станиславского. На Фоминой неделе вся труппа МХТ выехала на первые в своей истории гастроли. Спектакли проходили в Севастополе и Ялте с триумфальным успехом. В гастрольном репертуаре Художественного театра были 4 пьесы.

С 10 по 13 апреля в Севастопольском городском театре давали чеховские «Чайку» и «Дядю Ваню», а также пьесы «Одинокие» Г. Гауптмана и «Гедда Габлер» Г. Ибсена.

Затем труппа в полном составе переехала в Ялту. Здесь Художественный театр дал 8 представлений. Гастроли завершились 23 апреля 1900 года спектаклем «Чайка». В свободное от репетиций и спектаклей время артисты собирались на Белой даче. Антон Павлович со всеми познакомился и даже подружился. Он очень опекал старого артиста А. Р. Артёма и восхищался индивидуальностью В. Э. Мейерхольда. Его, единственного из всей труппы, писатель пригласил на время гастролей пожить в своём доме. На память осталась дарственная фотография с автографом (хранится в комнате М. П. Чеховой): «Благодарный за ласку Всеволод Мейерхольд» (ДМЧ КП 1140) [2] (см. подробнее [15]).

СЖ4У .

В. Э. Мейерхольд. Фотография с автографом. Апрель 1900 г. Ялта.

В Ялте находились в этот период лучшие русские писатели — И. А. Бунин, А. М. Горький, А. И. Куприн, композитор С. В. Рахманинов. Последний спектакль «Чайки» в Ялте сопровождался чествованием, в ходе которого Чехову вручили памятный адрес от имени зрителей и пальмовые ветви, перевитые алыми лентами с надписью «Антону Павловичу Чехову -глубокому истолкователю русской действительности» (хранятся в гостиной Дома-музея А. П. Чехова) (ДМЧ КП 318/1-2) [3]. Хотя пафосный подарок и вызвал у писателя некоторое раздражение, Антон Павлович был счастлив. Он, по словам К. С. Станиславского, «напоминал... дом, который простоял всю зиму с заколоченными ставнями, закрытыми дверями. И вдруг весной его открыли, и все комнаты засветились, стали улыбаться, искриться светом» [13]. Перед окончанием гастролей артисты труппы МХТ несколько раз снялись на общей фотографии с Чеховым в Городском саду Ялты и во время прощального банкета на плоской крыше дома, принадлежавшего ялтинской меценатке Ф. К. Татариновой (ДМЧ КП 7252) [4]. Также на память Чехову участники гастролей оставили в саду ялтинского дома качели и скамейку — декорации к пьесе «Дядя Ваня»; к сожалению, эти предметы не сохранились до нашего времени.

В Ялте Антон Павлович получил от Художественного театра заказ на новую пьесу. Он был увлечён работой над этим замыслом, но писал с трудом и больше года. В основе новой пьесы «Три сестры» лежали ялтинские впечатления. Учительская среда была хорошо знакома писателю ещё и потому, что он был избран попечителем Ялтинской женской гимназии, дружил с семьей начальницы В. К. Харкеевич. Кроме того, в чеховской семье были два профессиональных педагога: брат Иван Павлович и сестра Мария Павловна. Но самое главное, что в этой пьесе Чехов большинство ролей написал специально для артистов МХТ, учитывая их творческую индивидуальность. Например, В. Э. Мейерхольд — Тузенбах, О. Л. Книппер — Маша, А. Л. Вишневский — Кулыгин, К. С. Станиславский — Вершинин. Спектакль «Три сестры» — несомненный и большой успех режиссёров К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и актёров МХТ. В репертуаре О. Л. Книппер-Чеховой роль Маши Прозоровой считается самой успешной.

Задумана и написана в Ялте и последняя пьеса Чехова. В феврале 1903 года А. П. Чехов сообщает К. С. Станиславскому: «В голове она (пьеса) у меня уже готова. Называется „Вишневый сад", четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях» [17]. Писателя волновал не только общий тон постановки, но и её сценография. Он познакомился с главным художником МХТ В. А. Симовым,

который оформлял все чеховские спектакли и прослужил в Художественном театре вплоть до 1930-х гг. На память художник подарил Чехову репродукцию своей большой картины «Опальный митрополит Филипп», написанной в 1887—1888 гг. (ДМЧ КП 375) [5].

Готовили премьеру пьесы «Вишнёвый сад» в МХТ к 29 января 1904 г., дню рождения писателя, когда ему исполнялось 44 года. Антон Павлович был уже очень болен, но, тем не менее, выстоял на сцене МХТ после премьеры длинное чествование, приуроченное также к 25-летию его творческой деятельности. В Ялту он привёз большое количество подарков от московских друзей и знакомых. Часть из них и поныне стоит в его рабочем кабинете: например, деревянные ларцы — подарок К. С. Станиславского (ДМЧ КП 7155; КП 7154/ 1-2; КП 1108) [6, 7, 8], макет древнерусского городка [9], гобелен «Зимний пейзаж» [10] (автор Н. Я. Давыдова) — дары меценатки М. Ф. Якунчиковой (ДМЧ КП 907, КП 989). Но постановка в целом огорчила писателя, так как режиссёры не поняли пьесу и, по признанию К. С. Станиславского, смогли найти к ней верный ключ лишь после смерти Чехова. В «Вишнёвом саде» главную роль помещицы Раневской на премьере исполняла О. Л. Книппер-Чехова. Впоследствии она играла Раневскую до конца 1930-х годов. Это самая долговечная чеховская роль в её репертуаре.

Ларец деревянный. Подарок А. П. Чехову от К. С. Станиславского. 1904 г.

Крымская история Художественного театра не прекратилась со смертью Чехова. На гурзуфской даче, принадлежавшей вдове писателя, О. Л. Книппер-Чеховой, в 1919-м году остановилась на время гастролей часть труппы МХТ во главе с В. И. Качаловым, так называемая «качаловская группа». В Ялте,

Севастополе, Евпатории выступали со спектаклями и концертами. Ольга Леонардовна на концертах читала чеховские рассказы. Затем, в советское время, в Гурзуфе и в ялтинском доме гостили артисты МХАТ, друзья О. Л. Книппер-Чеховой. Ольга Леонардовна в Гурзуфе завела оригинальную скатерть: на ней расписывались все, кто бывал в гостях, и затем эти автографы были вышиты разноцветными нитками. На скатерти более 80-ти автографов, сделанных гостями дома в 1940-50-е годы. Это артисты МХАТ разных поколений: В. Качалов, Н. Литовцева, А. Тарасова, К. Еланская, О. Андровская, Б. Ливанов, А. Степанова, Н. Грибов и другие, а также выдающиеся деятели советской культуры: писатель Б. Лавренёв, художник Ник. Соколов, певица Н. Дорлиак, театровед М. Туровская, актриса Алиса Коонен и многие другие. Сохранился также автограф Марии Павловны Чеховой (Ма-Па). Скатерть подарена музею секретарём и помощницей Ольги Леонардовны С. И. Баклановой в 1960-е гг. (ДМЧ КП 636) [11].

В 1980-е годы благодаря великому режиссёру О. Н. Ефремову, возглавлявшему в тот период МХАТ, сложилась традиция апрельских приездов в Ялту Московского Художественного театра. Спектакли шли на сцене Ялтинского городского театра им. А. П. Чехова, в том числе и в рамках ежегодного театрального фестиваля «Дни А. П. Чехова в Ялте». В постановках принимали участие лучшие советские артисты: А. Степанова, В. Давыдов, И. Смоктуновский, Е. Евстигнеев, С. Любшин, А. Калягин, О. Борисов, А. Мягков, И. Мирошниченко, Т. Лаврова, А. Вертинская и другие, а также художественный руководитель театра — О. Н. Ефремов. Интересно, что после реконструкции здания МХАТ в Камергерском переулке в 1988 г. известному московскому художнику Д. Д. Жилинскому была заказана оригинальная художественная работа, посвящённая историческим «крымским гастролям» 1900 года. Художник выбрал эпизод прощального обеда на крыше дома Ф. К. Татариновой в Ялте и, поскольку дом не сохранился, искал похожую «натуру» среди уцелевших ялтинских особняков. За помощью он обратился в Дом-музей А. П. Чехова. Тогда старейшая сотрудница музея А. В. Ханило вместе с автором этих строк предложили художнику проехать по Южному берегу и выбрать какой-нибудь другой объект чеховского времени, подходящий по описанию. Путешествовали до Симеиза: Д. Д. Жилинский сделал множество фотографий, но выбор свой остановил на тогда ещё не перестроенной вилле «Елена» в Ялте. Именно это место он запечатлел на групповом портрете «Весна Художественного театра», цифровая копия которого в натуральную величину украшает сейчас здание литературной экспозиции в ялтинском музее (ДМЧ НВ 3247) [12]. К сожалению, эта

репродукция стала прощальным подарком замечательного художника Дому-музею А. П. Чехова: Д. Д. Жилинский ушел из жизни в том же 2015 году.

«Весна Художественного театра». Художник Д. Д. Жилинский. 1988 г. Репродукция.

Нужно надеяться, что история взаимоотношений чеховского Дома-музея в Ялте и Московского Художественного театра ещё далеко не закончена и будет продолжаться в XXI столетии.

Источники

(материалы из собрания ГБУК РК «Крымский литературно-художественный

мемориальный музей-заповедник»)

1. Фотография в раме. А. П. Чехов читает рукопись пьесы «Чайка» артистам МХТ. 1899 г. // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 888/1-2.

2. Фотография В. Э. Мейерхольда с автографом // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 1140.

3. Пальмовые ветви с лентами. Подарок А. П. Чехову от ялтинских зрителей. Апрель 1900 г. // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 318/1-2.

4. Фотография групповая. Прощальный обед МХТ на крыше дома Ф. К. Татариновой. Апрель 1900 г. // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 7252.

5. Репродукция. Опальный митрополит Филипп. Художник В.А.Симов. // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 375.

6. Ларец деревянный. Дар К. С. Станиславского // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея- заповедника. ДМЧ КП 7155.

7. Ларец деревянный. Дар К. С. Станиславского // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея- заповедника. ДМЧ

кп 7154/1-2.

8. Ларец деревянный. Дар К. С. Станиславского // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 1108.

9. Макет древнерусского городка. Художник Н.Я.Давыдова // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 907.

10. Гобелен «Зимний пейзаж». Художник Н. Я. Давыдова // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 989.

11. Скатерть с вышитыми автографами // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП 636.

12. Репродукция. Художник Д. Д. Жилинский. «Весна Художественного театра» // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ КП НВ 3247.

Литература

13. А. П. Чехов в воспоминаниях современников / Подгот. текста и примеч. Н. И Гитович и И. В. Фёдорова. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960. 833 с.

14. Долгополова, Ю. Г. Проект «Чеховская карта мира» — Крым // Гуманитарная парадигма. 2018. № 4 (7). С. 85—90.

15. Долгополова, Ю. Г. «Вы сумеете прочитать между строк ...»: Чехов и Мейерхольд // Чеховские чтения в Ялте. Белая дача: первое столетие: сб. науч. тр. / Дом-музей А. П. Чехова в Ялте. Симферополь : Доля, 2009. Вып. 13. С. 301-308.

16. Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра. М. : Правда, 1989.

575 с.

17. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М. : Наука, 1974-1982. ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.