УДК 069 (091)
Гармасар Ольга Геннадьевна
Младший научный сотрудник, ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник», Дом-музей А. П. Чехова в Ялте;
Российская Федерация, Ялта, e-mail: [email protected]
АРХИТЕКТОР Ф. О. ШЕХТЕЛЬ И СЕМЬЯ ЧЕХОВЫХ
В статье представлены факты биографии академика архитектуры, одного из основоположников «русского модерна» Фёдора Осиповича Шехтеля, связанные с его взаимоотношениями с семьей Чеховых, с членами которой он сблизился во время учёбы в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Дружба с Николаем Павловичем Чеховым продолжалась до самой смерти художника. Антона Павловича Чехова Шехтель считал своим лучшим другом. До последних лет жизни Фёдор Осипович поддерживал общение с сестрой писателя — Марией Павловной Чеховой. В статье представлены хранящиеся в доме-музее А. П. Чехова в Ялте предметы, напоминающие об их дружбе. Исследование было проведено на основе фондовых материалов ГБУК РК «Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника», писем А. П. Чехова к Ф. О. Шехтелю. В статье освещены также крымские страницы жизни великого зодчего. Выводы сделаны на основе писем 1916-1926 гг. Ф. О. Шехтеля к М. П. Чеховой, хранящихся в отделе рукописей РГБ.
Ключевые слова: Ф. О. Шехтель, архитектор, Ялта, А. П. Чехов, Н. П. Чехов, М. П. Чехова.
Olga G. Garmasar
Museum junior researcher associate, Crimean literary and artistic Memorial Museum, A. P. Chekhov house-museum in Yalta;
Russian Federation, Yalta,
ARCHITECT FYODOR SCHECHTEL AND CHEKHOV'S FAMILY
Abstract. The article presents facts about the biography of the academician of architecture, one of the founders of the "Russian Art Nouveau" Fyodor Osipovich Schechtel and his relationship with the Chekhov's family, with whom he became close
while studying at the School of Painting, Sculpture and Architecture in Moscow. Friendship with Nikolai Pavlovich Chekhov lasted until the death of the artist. Schechtel considered Anton Pavlovich Chekhov his best friend. What united these two great people? What were their relationships?
In the Yalta house-museum of A.P. Chekhov are still kept presents reminiscent of their friendship. Until the last years of his life, Fyodor Osipovich kept in touch with the writer's sister, Maria Pavlovna Chekhova.
The study was conducted on the basis of stock materials of the GBUK RK "Crimean Literary and Art Memorial Museum-Reserve", letters of A.P. Chekhov to F.O. Schechtel. The article also covers the Crimean pages of the life of the great architect. Conclusions are based on letters from F.O. Schechtel to M.P. Chekhova from 1916-1926, stored in the manuscript department of the RSL.
Key words: F. O. Schechtel, architect, Yalta, A. P. Chekhov, N. P. Chekhov, M. P. Chekhova.
Для цитирования:
Гармасар, О. Г. Архитектор Ф. О. Шехтель и семья Чеховых // Гуманитарная парадигма. 2020. № 2(13). С. 55-73.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Еврипид
Как известно, о характере человека, его устремлениях, моральных качествах, принципах можно многое сказать, если знать, с кем он дружит и с кем близок. Несомненно, на раскрытие гения А. П. Чехова оказали влияние не менее талантливые люди из его ближайшего окружения. Изучение же чеховского окружения является одним из важнейших источников для понимания личности великого русского писателя и драматурга.
Среди знакомых А. П. Чехова были известные писатели, художники, режиссёры и актёры, певцы и композиторы. Чехову посчастливилось общаться с Л. Н. Толстым, В. Г. Короленко, В. А. Гиляровским, К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, П. И. Чайковским, И. И. Левитаном, В. М. Васнецовым и др. Несмотря на широкий круг общения, Антон Павлович был довольно закрытым человеком и делился своими сокровенными мыслями только с самыми близкими людьми — братьями и сестрой Марией, а также друзьями юности: художником И. И. Левитаном и Ф. О. Шехтелем — академиком архитектуры, одним из крупнейших представителей стиля «модерн», о котором и пойдёт речь в данной статье.
«Талантливейший из всех архитекторов мира», — так называл Фёдора Осиповича Антон Павлович Чехов (П. 2, п. 237)1. Все современники отмечали талант, тонкий художественный вкус, яркую фантазию и творческую смелость зодчего. Совокупность всех этих качеств позволила Шехтелю по праву стать первым среди московских архитекторов, основоположником «русского модерна». В Москве он прожил 50 лет и оставил после себя огромное творческое наследие.
Ф. О. Шехтель по происхождению этнический немец, предки которого приехали в Саратовскую губернию из Баварии во времена правления Екатерины II. Но в память об исторической родине ему досталось только имя, католическая вера и некоторые семейные традиции. В остальном, он был человеком истинно русским. Уже в зрелом возрасте Франц-Альберт (таким было его настоящее имя) перешёл из католичества в православие и принял новое имя — Фёдор, с которым и вошёл в историю русской архитектуры.
В Москву Шехтель приехал в возрасте 16 лет. Его мать Дарья Карловна устроилась экономкой к меценату Павлу Михайловичу Третьякову. Третьяков заметил способности юноши, познакомил его со своим зятем, известным архитектором Каминским, и попросил взять помощником в свою мастерскую. Благодаря Каминскому Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но обучения так и не закончил, так как был отчислен за нерегулярное посещение занятий. Но, несмотря на отсутствие специального образования, Шехтель был феноменально талантлив и трудолюбив. Работал легко и весело, да и жил также — «между чертёжной доской и бутылкой шампанского» [10].
Ещё во время учёбы в Училище живописи, ваяния и зодчества Шехтель сблизился с семьёй Чеховых, обосновавшейся в Москве в 1876 году. Переезд их из Таганрога был связан с тем, что отец семейства Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов. Московский период жизни семьи был нелёгким, начались годы нужды и лишений. Сестра писателя Мария Павловна Чехова вспоминала: «Зимой покупать дрова было не на что, и я помню, как будущий академик архитектуры Франц Осипович Шехтель — приятель и соученик моего брата Николая по Училищу живописи, ваяния и зодчества — вместе с Колей таскали с подвод поленья и приносили их нам, чтобы затопить печку и согреться» [19, с. 23].
Младший брат А. П. Чехова Михаил писал об этом периоде: «Мы были знакомы с Ф. О. Шехтелем по крайней мере лет тридцать пять. Сын инженера технолога из Саратова, он приехал в Москву в 1875 г., поступил в Училище
1 Все письма А. П. Чехова цитируются по Полному собранию сочинений и писем в 30 томах [15]. В круглых скобках буквой «П.» указан номер тома и «п.» - номер письма.
живописи, ваяния и зодчества, где он и сошёлся близко с моим братом Николаем» [18, с. 263]. Их дружба продолжалась до самой смерти Николая Павловича, скончавшегося от туберкулеза в г. Сумы в 1889 году. После смерти Николая Шехтель связывала дружба с Антоном Павловичем. Братьев Чеховых и Шехтеля объединял общий круг общения — они вращались в кругах московской интеллигенции, талантливой молодёжи того времени. Училище живописи, ваяния и зодчества было центром художественной жизни Москвы. Их общими знакомыми были И. Левитан, К. Коровин, В. Серов, В. Васнецов и др.
Ф. О. Шехтель был творческой личностью, архитектура была не единственным его призванием. Архитектор также был прекрасным художником-оформителем, рисовальщиком и виньетистом. На картине Николая Чехова «Въезд Мессалины в Рим» Шехтель написал арку. В 1880-х годах Ф. О. Шехтель выступает как художник-иллюстратор в юмористических журналах под псевдонимами «Финь-Шампань» и «Ф. Ш.». В 1883 году, ещё во время учёбы, по его рисункам была осуществлена аллегорическая процессия «Весна-Красна» во время народного гулянья в Москве на Ходынском поле по случаю коронации императора Александра III. Шехтель выполнил в альбоме иллюстрации почти всех костюмов театрализованного шествия, над общим видом гулянья работал Николай Чехов. А. П. Чехов написал рецензию на альбом «Весна-красна» в газету «Осколки московской жизни» с интригующим ходом в представлении молодого художника: «Альбом со всех сторон русский, но дело, надо полагать, не обошлось без вмешательства западных держав. Великолепная виньетка и таковые же рисунки подписаны неким Ф. Шехтель. Кто сей? Знаю я всех московских художников, плохих и хороших, но про Ф. Шехтеля не слыхал. Держу пари на 5 руб. (кредитными бумажками), что он иностранец» [13, с. 46].
Уже будучи достаточно известным писателем Антон Чехов рекомендовал Фёдора Осиповича начинающим авторам как прекрасного оформителя. По протекции писателя Шехтель выполнил свой первый церковный проект — часовню Михайловской церкви в Таганроге (1887 г.), которая, к сожалению, не сохранилась.
Антона Чехова и Фёдора Шехтеля объединяла также любовь к театру. Фёдор Осипович начинал свою карьеру как художник театра и это, несомненно, отразилось на всей его творческой деятельности. Театральность стала определяющей чертой в оформлении интерьеров домов, созданных великим зодчим.
В начале 1880-х гг. архитектор поступил на службу к известному антрепренёру М. В. Лентовскому. Он создавал декорации и костюмы для
спектаклей, участвовал в строительстве и оформлении театров. К работе над театром «Антей» в саду «Эрмитаж», Шехтель привлёк художника Николая Павловича Чехова. Но тот подвёл его: получил гонорар и исчез. У него это часто бывало. Затем он объявился, попросил дополнительный гонорар и снова исчез: «Рву на себе волосы и зубы с отчаяния: Николай сгинул и замел за собою всякий след, — написал тогда Шехтель Чехову. — Что делать? Помогите Вы со своей стороны тоже, и раз он обрящется, внушите ему, что, взяв на себя обязательства, он должен же когда-нибудь привести их в исполнение <...>. Сегодня опять отправляюсь на поиски, может, будут удачнее» [13, с. 48-49Р. В итоге к проекту привлекли художника К. А. Коровина.
Но несмотря ни на что Шехтель оставался верным другом Николая Павловича, давал ему заказы и радовался, когда он работал без срывов: «Поцелуйте от меня Николаище за его хорошее поведение» [13, с. 49]. Искренне волновался, когда заметил у друга признаки лёгочного заболевания: «... его <Николая> настоящее положение заставляет сильно призадуматься, и должно быть нужно будет прибегнуть к какому-нибудь радикальному средству» [13, с. 49]. И Чехов, и Шехтель переживали за Николая Павловича и по возможности пытались ему помочь. Фёдор Осипович был одним из первых, кому Чехов сообщил о смерти Николая Павловича в письме: «Вчера, 17-го июня, умер от чахотки Николай. Лежит теперь в гробу с прекраснейшим выражением лица. Царство ему небесное, а Вам, его другу, здоровья и счастья... Ваш А. Чехов» (П. 3, п. 661). В ответном письме Шехтель сообщал: «Я его любил, как брата, и эта весть заставила меня бессознательно заплакать, что со мной редко бывает. <...> Теперь, когда его уже нет более, остаётся лишь вспомянуть, да и почаще вспоминать его по-детски чистую душу <...>» [13, с. 50].
После смерти Николая общение Шехтеля с Антоном Павловичем продолжилось. В ялтинском доме писателя до сих пор хранятся предметы, напоминающие об их дружбе. Например, среди фотокарточек, хранящихся в кабинете писателя, находится фотография Фёдора Осиповича с дарственной надписью: «Хорошему другу Антону Павловичу Чехову. Ф. Шехтель. 7 сент. 86 г.». «Другу и пациенту Францу Осиповичу Шехтель, такому же талантливому, как и я (?!?), на вечную память» — написал в ответ Чехов на сборнике рассказов «В сумерках» в сентябре 1887 года.
2 Здесь и далее письма Ф. О. Шехтеля цитируются по статье А. Н. Подорольского [12].
Портрет подарен в Москве в 1886 г. Упоминается в мемуарном каталоге-путеводителе Марии и Михаила Чеховых «Дом-музей А. П. Чехова в Ялте», Москва, 1963, стр. 63-64.
Состояние: фотография и паспарту загрязнены, в пятнах. Сверху 3 прокола. Крайний левый прокол с повреждением картона. Углы и срезы стерты. Автограф выгорел. На обороте внизу наклеен бумажный ярлык с инвентарным номером. В правом верхнем углу надпись простым карандашом. Размер:
14,0х9,7 см (фото) 16,2х10,7 см (паспарту) Д-М Ч Ялта КП 5 [7].
Ф. О. Шехтеля. 1886 г.
Фотопортрет
В фондах Дома-музея хранится также визитная карточка архитектора.
встречи в редакции «Русской мысли» 16.°2Л897 (см. Чехов А. П. Сочинения.
Т. 17, 198o, с. 516, 435 224).
Визитная карточка Фёдора (Франца) Осиповича Шехтеля, академика архитектуры.
В кабинете А. П. Чехова находится ещё один подарок Шехтеля — принадлежности к камину (совок для дров и подставка с лопаткой, щипцами и кочергой). Набор был подарен Антону Павловичу в Мелихове в 1894 г. и позже перевезён в Ялту.
Прибор для камина чугунный.
1. Подставка чёрная литая на ножках, украшена с 3 сторон декоративной фигурной решёткой. На дне — фигурные подставки в виде стилизованных мужских фигур с поднятыми руками.
2. Кочерга для камина с круглым стержнем, овальной фигурной рукояткой. Противоположный конец стержня 4-гранный, загибающийся в сплющенный с боков крючок.
3. Совок с длинным круглым стержнем, заканчивающимся овальной фигурной рукояткой.
4. Щипцы для камина в виде 2 круглых фигурных стержней с плоскими круглыми пластинами на концах, соединенных стержнем в круглой втулке так, что один стержень свободно двигается относительно другого в сторону. К втулке приделана рукоятка с овальным фигурным набалдашником.
Хранится в кабинете А. П. Чехова у камина.
ДМЧ. КП 931/1-4 [2].
Совок для дров металлический, на круглой воронкообразной подставке, с круглой дугой сверху и небольшой ручкой на задней стенке корпуса совка.
Хранится в кабинете А. П. Чехова у камина.
ДМЧ. КП 933 [3].
В письме Чехов благодарит за подарок: «По своим размерам и по виду камин вполне подходит к моей берлоге; вероятно, он уже готов и греет моих родственников и гостей» (П. 5, п. 1454).
В альбоме А. П. Чехова есть фотография, на которой Шехтель изображён вместе со своей женой, Натальей Тимофеевной. В 1887 г. Фёдор Осипович женился на Наталье Тимофеевне Жегиной, своей двоюродной племяннице. Антон Павлович поздравлял Шехтеля с намерением вступить в брак и писал, что охотно подражал бы, если бы была подходящая невеста. В письме от 17 декабря 1896 г. Фёдор Осипович рекомендовал Антону Павловичу последовать его примеру: «Я слышал, что Вы хвораете всё — Вам нужно жениться непременно на светской бедовой девушке, которая бы Вас растормошила хорошенько» [13, с. 54]. На это Антон Павлович ему ответил так: «Милый Франц Осипович, очевидно, у Вас есть невеста, которую Вам хочется поскорее сбыть с рук; но извините, жениться в настоящее время я не могу, потому что, во-первых, во мне сидят бациллы, жильцы весьма сомнительные; во-вторых, у меня ни гроша, и, в-третьих, мне всё ещё кажется, что я очень молод.
Камин в кабинете А. П. Чехова на Белой даче. Внизу прибор для камина - подарок Ф. О. Шехтеля.
Фото автора
Позвольте мне погулять ещё годика два-три, а там увидим — быть может, и в самом деле женюсь. Только зачем Вы хотите, чтобы жена меня „растормошила"? Ведь и без того тормошит сама жизнь, тормошит шибко» (П. 6, п. 1846).
Фотопортрет Ф. О. Шехтеля с женой Н.Т. Шехтель (Жегиной)
Фотография из альбома А. П. Чехова Размер: 9,4x5,6 см (фото) 10,5x6,4 см (паспарту)
Материал и техника: фотобумага, паспарту, краска, карандаш, фотопечать, наклеивание, печать типографская, рукопись.
Состояние: фотография пожелтела. У нижнего среза продольный перелом ^ —4,0 см). Паспарту загрязнено, с переломом у нижнего среза и следами клея у верхнего среза, углы и срезы потёрты. Оборот паспарту загрязнён, с рубцами. ДМЧ Ялта КП 4155 [6].
В альбоме сестры писателя Марии Павловны есть фотография матери Шехтеля — Дарьи Карловны.
Фотопортрет Д. К. Шехтель
Фотопортрет визитный М. Настюкова (Москва). Дарья Карловна Шехтель изображена в овале погрудно, поворот головы % вправо.
Размер: 10,5х6,з см.
Состояние: Края паспарту потерты, на фотографии под овалом — полустертая надпись зелеными чернилами «Дарья Карловна Шехтель».
Хранится в фондохранилище в альбоме КП 1951 в комнате М. П. Чеховой. ДМЧ. КП 141 [5].
В комнате сестры писателя Марии Павловны Чеховой хранятся подарки Шехтеля: его рисунок субретки Луи XV и тумбочка-столик в стиле модерн.
Столик ночной деревянный, светло-коричневый, полированный, на 4-х чуть выгнутых, расходящихся книзу овальных в сечении ножках. Под квадратной крышкой вставлена полочка. В нижней части ножек установлена ещё одна квадратная полка. С двух противоположных сторон между крышкой столика и полочкой вмонтированы деревянные пластины с четырьмя овальными отверстиями, расположенными в ряд над верхней полочкой.
ДМЧ. КП 1266 [4].
Тумбочка-столик
«Soubrette Louis XV». Рисунок Ф. О. Шехтеля. Изображена изящная женщина с декольте с пышными буфами, с высокой прической, локонами на плечах, в правой руке длинная трость с бантом.
В правом нижнем углу подпись «„Soubrette Louis XV". М. П. Чеховой. Ф. Шехтель». Окантован под стеклом.
Хранится в комнате М. П. Чеховой на стене над диваном. ДМЧ. КП 1133 [9].
«Soubrette Louis XV». Рисунок Ф. О. Шехтеля
О том, насколько доверительным и непринужденным было общение писателя и архитектора, говорит шутливый тон их переписки. Так, тётя Чехова, Федосья Яковлевна Долженко, пыталась уговорить католика Шехтеля принять православие, на что Антон Павлович в шутку напоминал в письме: «Милый Франц Осипович! <...> Отчего бы Вам не принять православие?» (П. 1, п. 170). В 1915 году Франц Шехтель всё-таки перешёл из католичества в православие и принял новое имя Фёдор, с которым и вошёл в историю русской архитектуры.
Чехов советовался с ним по разным вопросам, даже по таким: «Дорогой Франц Осипович, можете себе представить, я курю сигары. Бросил в прошлом году табак и папиросы и курю сигары. Нахожу, что это гораздо вкуснее, здоровее и чистоплотнее, хотя и дороже. Вы специалист по сигарной части, а я ещё неуч и дилетант. Будьте ласковы, научите меня: какие сигары курить мне и где в Москве я могу покупать их? <...> За 6 р. 50 к. хороших сигар не достанешь, правда, но что делать? Ich habe kein Geld. (У меня нет денег (нем.).
Пожалуй, я не прочь заплатить и десять рублей за сотню, но не дороже. Вообще дайте соответственный совет. Скажу большое спасибо» (П. 5, п. 1296). А. П. Чехов посвятил Ф. О. Шехтелю рассказ «Два скандала» (1882). Шехтель оформил обложку книги Чехова «Пёстрые рассказы» (1886). А. П. Чехов писал 28 апреля 1886 года издателю, Николаю Александровичу Лейкину: «Обложку для книги я беру на себя по той причине, что московский виньетист, мой приятель и пациент Шехтель, который теперь в Питере, хочет подарить меня виньеткой» (П. 1, п. 118). Одному из владельцев лучшего в дореволюционной России полиграфического предприятия «Голике и Вильборг» Р. Р. Голике Чехов сообщал: «...Ура! Ф. О. сжалился и показал виньетку. Виньетка восторг. Запьешь, на неё глядючи, как говорит один знакомый художник» (П. 1, п. 20). И в тот же день писал Н. А. Лейкину: «Виньетка для книги готова и отдана в цинкографию. Вышла она так хороша, что я ахнул и умилился...» (П. 1, п. 20). Такая книга с дарственной надписью А. П. Чехова своему отцу, Павлу Егоровичу, хранится в фондах Дома-музея писателя в Ялте.
Обложка книги
А. Чехонте (Ан. П. Чехова) «Пёстрые рассказы» (1886).
Дарственная надпись: «Глубокоуважаемому Павлу Егоровичу Чехову от любящего и преданного автора. 86, VI, 2».
ДМЧ. КП 1642 [8].
Чехов вспоминает о Шехтеле по дороге на Сахалин в июне 1890 года: «Вы никогда не получали писем с берегов Байкала. Так вот Вам. Пишу сие, сидя на берегу Байкала и ожидая, когда пароход смилостивится и повезет мою особу дальше. Приехал я сюда во вторник, а пароход пойдет в пятницу; идёт дождь, на озере туман, есть ничего не дают; тараканов и клопов сколько угодно. Вообще не жизнь, а оперетка. И скучно и смешно. До свиданья, дядя! Ваш А. Чехов» (П. 4, п. 836).
В 1891 году Чехов помогал собирать средства для голодающих Нижегородской губернии и обращался, в том числе и к Шехтелю, за помощью. Имевший коммерческую жилку, Шехтель оказался состоятельнее Антона Павловича, поэтому в письмах много чеховских шуток вроде: «<...> Фирма „Доктор А. П. Чехов и К°" переживает теперь финансовый кризис... Если Вы не дадите мне до 1-го числа 25-50 р. взаймы, то Вы безжалостный крокодил...» (П. 1, п. 196). Чехов уверял друга, что долг обязательно вернёт. Антон Павлович просил «похлопотать о бесплатном проезде в Таганрог и обратно» и даже одолжил у Шехтеля чемодан. Зато при необходимости доктор Чехов лечил товарища и членов его семьи.
Как и Чехов, Шехтель оказался страстным садоводом. Антон Павлович неоднократно приглашал Фёдора Осиповича к себе в гости и в Мелихово, и в Ялту — в Аутку на «Белую дачу». В июне 1892 года Антон Павлович благодарит Фёдора Осиповича за присланный им в Мелихово декоративный хвощ. Шехтель, отвечая на письмо, советует Чехову посадить в саду зимующие пионы и флоксы — «самые благодарные цветы» [13, с. 51]. «И писатель, и зодчий были удивительно талантливыми и работоспособными людьми. 15 марта 1893 года Фёдор Осипович писал Антону Павловичу: «Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно постоянно» [11].
Антон Павлович мечтал воплотить в жизнь проект устройства в Москве Народного дома и обратился за помощью к Фёдору Осиповичу: «Народный дом, по мысли Антона Павловича, должен был строиться на широких началах: библиотеки, читальни, лекции, музеи, театр. Предполагалось выполнить все это на акционерных началах с капиталом в полмиллиона рублей» [18, с. 265]. Шехтель незамедлительно откликнулся на его просьбу и выполнил этот проект, несмотря на то, что формального предложения ему не последовало. Чехов инициировал обсуждение проекта в редакции газеты «Русская мысль»: «16 февр. вечером собрались в редакции «Русской мысли», чтобы поговорить о народном театре, — записал Чехов в дневнике. — Проект Шехтеля всем нравится» (Т. 17, с. 224). Но планам не было суждено сбыться.
7 марта 1897 Чехов писал Шехтелю из Мелихова: «Милый Франц Осипович, в понедельник я был в Москве, был у Левитана; сей последний сообщил мне, что П. М. Третьяков уже сговорился насчёт моего портрета с художником Бразом3 и что теперь остановка за мной. Я должен написать
3 Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) Эммануилович (Менделович) (1873-1936) — русский живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской Академии художеств. Один из лучших портретистов своего времени.
Бразу, когда я приеду в Петербург, <...> но я не знаю адреса Браза и не знаю, как и у кого навести справки. Не знаете ли Вы или не можете узнать у кого-нибудь, где он живёт, как его имя и отчество и проч.? <...>» (П. 6, п. 1920). Шехтель сообщил Чехову адрес Браза и написал о нём: «Этот художник появился на выставках лишь с прошлого года и сразу зарекомендовал себя выдающимся портретистом, впрочем, выбор Третьякова достаточно говорит за него» [13].
Выполненный художником О. Э. Бразом портрет А. П. Чехова наиболее известный изображение писателя и единственное законченное при жизни писателя. Осип Эммануилович писал его два года, представив окончательный вариант осенью 1898 года в Ницце. Стоит отметить, что портрет получил неоднозначную оценку, негативным было отношение к нему и самого писателя. Антон Павлович шутил на этот счёт: «... если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой.» (П. 10, п. 3668). А в письме знакомой художнице А. А. Хотяинцевой Антон Павлович сообщал: «Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зелёной бархатной спинкой. En face. Белый галстук. Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену <...>» (П. 7, п. 2275).
В этом же письме он писал Шехтелю о состоянии здоровья их общего друга Исаака Левитана: «Я выслушивал Левитана: дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук. Это называется в медицине — „шум с первым временем"». Через 3 года, в августе 1900 года, художник скончался от туберкулёза, немного не дожив до своего 40-летия.
Портрет Антона Павловича Чехова. Художник И. Э. Браз (1897-1898)
102 х 80 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Весной 1897 года у самого Антона Павловича произошло обострение лёгочного процесса, он очень похудел, и, ему пришлось две недели находиться в больнице. Шехтель не оставил его без внимания — присылал продукты. Выйдя из больницы Чехов написал товарищу: «Дорогой Франц Осипович, меня выпустили на волю, и я уезжаю к себе в значительно исправленном виде. Благодарю Вас безгранично от всей души. Всё, что Вы присылали, я съедал исправно; съел всё, кроме книги, которую возвращаю при сем. Крепко жму Вам руку. Ваш А. Чехов» (П. 6, п. 1972).
В 1901 году в Шотландии в городе Глазго проводилась международная выставка. Россия принимала в ней официальное участие, главной задачей было увеличение экспорта российских товаров в Англию. Проект для строительства деревянных павильонов в русском стиле поручили Шехтелю. За эту работу Петербургской Академией художеств он был удостоен звания академика архитектуры. 30 октября 1902 года Чехов из Ялты телеграммой поздравил Фёдора Осиповича с присуждением ему этого звания: «Милого академика сердечно поздравляю. Чехов». Эта телеграмма оказалась последним известным посланием писателя Шехтелю. Чехов был уже очень болен, Фёдору Осиповичу, вероятно, было неудобно лишний раз его беспокоить.
В собрании писем А. П. Чехова есть два упоминания о встрече с Ф. О. Шехтелем в ялтинский период жизни писателя (с 1898 по 1904 год). В 1900 году состояние здоровья Антона Павловича резко ухудшилось, и, осенью он из Ялты отправился на лечение в Западную Европу: побывал в Вене, Пизе, Ницце, Риме. В письме будущей жене О. Л. Книппер от 10 января 1901 года упоминает встречу с Фёдором Осиповичем в Ницце: «Здесь Шехтель из Москвы. Выиграл чёртову гибель в рулетку и завтра уезжает» (П.9 , п. 3235 ). Антона Павловича азартная игра явно также увлекла, и в этом же письме он сообщает, что выиграл в рулетку 500 франков.
Вторая встреча с архитектором состоялась уже в Ялте. В письме жене О. Л. Книппер от 11 апреля 1903 года Чехов сообщает о его приезде: «Здесь Маклаков4, Шехтель. <...> Ну, дуся моя родная, пора нам в Швейцарию ехать, собирайся! Целую тебя, господь с тобой. Твой А.» (П. 11, п. 4063). Антон Павлович мечтал о поездке с женой в Швейцарию, но ему суждено было отправиться только в одно посмертное путешествие в Германию на курорт Баденвейлер, где писатель скончался с 14 на 15 июля 1904 года.
Нахождение Ф. О. Шехтеля в апреле 1903 года в Крыму может быть свидетельством в спорном на сегодняшний день факте, а именно одного
4 Маклаков Василий Алексееевич (1869-1957) — российский адвокат, политический деятель, знакомый А. П. Чехова.
ценного подарка, который архитектор мог преподнести сестре писателя Марии Павловне Чеховой по случаю её именин и последовавшего за ними 40-летия — золотого кулона с бриллиантами в виде цифры «31». Научные сотрудники Дома-музея А. П. Чехова в Ялте придерживаются мнения, что подарил этот кулон именно Ф. О. Шехтель. В то время он был человеком обеспеченным и вполне мог себе позволить делать такие дорогие подарки. Здесь мы полагаемся на мнение старейшего сотрудника дома-музея А. П. Чехова, ныне покойной Аллы Васильевны Ханило, более 70 лет проработавшей в музее и лично знавшей М. П. Чехову, которая 1946 году приняла её на работу. В своей статье «Чеховы и художники „серебряного века"» А. В. Ханило упоминает этот факт: «В 1903 г. Марии Павловне исполнилось 40 лет. В то время принято было отмечать именины, „день Ангела"; дни рождения отмечались только в кругу своей семьи или очень близких людей. Шехтель знал её ещё 13-летней девочкой, он был всегда желанным гостем в доме. Архитектор привёз Марии Павловне подарок, изготовленный по его эскизу — золотой кулон с бриллиантами в виде цифры «31». С этим подарком связан любопытный факт. Мария Павловна родилась 31 июля по старому стилю. После революции, когда был введён новый стиль, день её рождения пришёлся на 13 августа. Мария Павловна попросила ювелира поменять местами цифры. Она не очень любила цифру 13 и всячески старалась её избегать. Так, в паспорте днём её рождения стояла цифра 15. Разница между старым и новым стилем в XX в. составляет 13 дней, а в XIX в. составляла 12 дней. В 1947 г. была уточнена дата рождения Марии Павловны, получилось, что она родилась не 13 августа, а 12 августа. И вскоре Мария Павловна вторично меняет цифру на кулоне, снова на 31. В особо торжественных случаях сестра писателя надевала этот бриллиантовый кулон» [16]. А. В. Ханило опровергает версию племянницы М. П. Чеховой Евгении Михайловны Чеховой, свидетельствовавшей в своих воспоминаниях, что этот подарок — от И. А. Бунина. Однако, по воспоминаниям поэтессы М. И. Алигер (1915-1992), «к Бунину Мария Павловна относилась иронически. Никогда не говорила о нём, как о писателе, всё больше о человеческих его качествах. Подсмеивалась над тем, что был он скуповат, вспоминала время, когда он вроде бы ухаживал за ней и, тем не менее, обычно провожая её на извозчике, неизменно спохватывался, что у него нет мелочи, чтобы расплатиться: — Не найдется ли у вас, Мария Павловна?» [19].
То, что кулон — подарок Шехтеля, хорошо помнила актриса МХАТ Софья Станиславовна Пилявская, которая часто гостила у М. П. Чеховой в Ялте [16].
Сотрудники музея А. П. Чехова в Мелихово пишут, что спустя много лет Мария Павловна передала кулон Валентине Яковлевне Чеховой, жене своего племянника Сергея. Потом он достался их невестке, Евгении Филипповне Чеховой, которая подарила этот драгоценный предмет с очень интересной легендой Музею-заповеднику А. П. Чехова «Мелихово», где он хранится до сих пор [12].
Шехтель безвозмездно проектировал здание Московского художественного театра в Камергерском переулке и руководил его перестройкой. В письме актёру Л. А. Сулержицкому А. П. Чехов сообщал: «Новый театр очень хорош; просторно, свежо, нет дешёвой, бьющей в нос роскоши» (П. 11, п. 3884). Занавес театра с эмблемой «Чайки» также изготовлен по его эскизу. К. С. Станиславский по этому же эскизу заказал для Чехова золотой брелок в виде летящей чайки. После смерти Антона Павловича его постоянно носила на цепочке жена писателя, О. Л. Книппер-Чехова, на многих её фотографиях хорошо виден этот брелок. Сейчас он находится в музее МХАТ.
Данью памяти А. П. Чехову стали выстроенные в 1910 году по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в городе Таганроге, а также ограда на могиле А. П. Чехова, выполненная по его проекту. Франц Осипович возглавил выставочный комитет Общества друзей Музея им. Антона Павловича Чехова, в задачу которого входила организация выставки памяти писателя. Несмотря на то, что по экономическим причинам выставка не состоялась, Шехтель на протяжении ряда лет оставался членом Общества, участвовал в его заседаниях, работал над мемуарами о А. П. Чехове.
Здания, в проектировании которых участвовал Ф. О. Шехтель, есть и в Крыму. В Форосе в имении Г. К. Ушкова был сооружен винподвал по образцу винных подвалов, существовавших во французской Шампани. В Судаке, в усадьбе князя Л. С. Голицына, построен гостевой дом в виде замка.
В 1916-1917 годы Шехтелю пришлось заняться выполнением нескольких масштабных заказов для Крыма, связанных с устройством крупных комплексов, санаториев для раненых воинов Первой мировой войны: посёлка-курорта в Алупке-Саре (1916 г.), горного санатория (1916-1917 гг.) и санатория для выздоравливающих с сандеровским институтом (1917 г.). Зодчим было предусмотрено устройство круглой беседки-ротонды и парковых композиций, живописная рассадка деревьев и устройство альпийской горки. В санатории должны были быть бассейны для плавания, лечебные ванны, концертный зал, библиотека и т. д. Также при санатории был создан проект церкви в память «Великой битвы» [10]. Однако из-за революционных
событий эти проекты не были осуществлены, как и театр-курзал в Ялте, конный завод в имении Г. К. Ушкова, парк в Форосе.
После революции семью Шехтелей преследовали несчастья. Заказов не было, кругом была разруха. Архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы в Крым, просил Марию Павловну Чехову подыскать ему жильё. В Российской государственной библиотеке сохранилось 16 писем Ф. О. Шехтеля к М. П. Чеховой с 1916 по 1926 год, среди них 2 телеграммы от семьи Ф. О. Шехтеля. 13 мая 1917 года Фёдор Осипович пишет:
«Дорогая Марья Павловна,
<...> Помогите мне Вашим советом в моём трагикомическом положении: мне нужно в июле (в конце) устроиться где-то и как-то в Крыму месяца на три или, может быть, на всю зиму. Это может быть дача или один этаж или хороший пансион не очень высоко от моря (с печами) в Ялте, Алупке, Мисхоре и т. д. Пожалуй, лучше по нынешним грабительским временам в Ялте в хорошем пансионе. Как вы легко себе представляете — теперь не находится глупого человека, который стал бы строиться и переплачивать в 10 раз, и потому я не работаю и не могу нести тяготу моей квартиры, которая мне обходится до 20 тысяч в год и вот я был вынужден, со слезами на моих и моих домочадцев глазах, продать наш дом. Подходящую квартиру пока не могу выбрать, главным образом не хочу торопиться и думаю поселить пока на осень и может быть зиму всё семейство и себя на солнце.
Если Вы не очень меня браните и хотите мне помочь, то я приму Вашу дружескую помощь при условии наименьшего Вашего беспокойства. Вызовите комиссионера, израсходуйте заимообразно сколько хотите, телеграфируйте срочно.
Если дача — не менее 5 комнат, если пансион 3 комнаты. Главное в хорошей местности.
Неужели я никогда не сумею оказать Вам сотни услуг за Ваше милое отношение к такому несуразно дикому человеку — каким я Вам представляюсь <...>. Поклон Вашей матушке. Крепко жму Вашу руку и жду Вашей снисходительности. Преданный Вам
Ф. Шехтель 13 Мая 1917» [14].
Однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел. Деньги, которые были отложены на покупку имения в Крыму, обесценились. Пенсии в 75 рублей не хватало, семья бедствовала, голодала, из съёмной квартиры их выселили. Когда-то к великому зодчему стояла очередь из богатейших людей того времени, а свою жизнь он закончил в нищете.
Научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева Людмила Сайгина утверждает, что причина того, что после 1917 года архитектор остался без работы, была не в том, что вкусы новой власти отличались, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Фёдор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер тремя годами ранее [15].
Архитектор был смертельно болен (рак желудка), на попечении у него находились жена и больная туберкулёзом старшая дочь. Ф. О. Шехтель до конца своих дней поддерживал связь с чеховской семьей. После смерти А. П. Чехова, Фёдор Осипович вёл переписку с Марией Павловной Чеховой. О том, с каким уважением архитектор относился к сестре писателя можно судить по последним фразам его писем: «неизменно преданный Вам»; «душевно Вам преданный»; «неизменно Ваш». Он не раз передавал привет Евгении Яковлевне, матери Чехова. В неспокойное предреволюционное время свои письма из Москвы отправлял через брата писателя Ивана Павловича. Хорошо знал он и младшего брата А. П. Чехова Михаила Павловича. Бывая в Крыму, навещал М. П. Чехову на её собственной даче «Чайка» в Мисхоре. Последнее из сохранившихся писем Марии Павловне Шехтель написал за три месяца до своей смерти 12 апреля 1926 г. Это письмо он закончил так: «Мне очень хочется вас повидать — у меня осталось так мало друзей! Позвольте вас крепко обнять. Всегда ваш
Ф. Шехтель
Ответьте не откладывая. Мал. Дмитровка, 25. кв. 22» [14].
Фёдор Осипович скончался 7 июля 1926 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.
Когда-то великий Гиппократ сказал: «Жизнь коротка — искусство вечно». Как в мировой классической литературе ведущее место занимает слово Чехова, так и в архитектуре имя Шехтеля прославлено его творениями. Нас продолжают восторгать и здание Московского Художественного театра, и строение Ярославского вокзала, и неоготическая усадьба Зинаиды Морозовой (сейчас здание МИД), и особняк Степана Рябушинского (ныне музей А. М. Горького), и другие, не менее яркие проекты, без которых невозможно представить облик Москвы.
Источники
(материалы из собрания ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»)
1. Визитная карточка Фёдора (Франца) Осиповича Шехтеля, академика архитектуры. 1890-1904 Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 837/479
2. Прибор для камина чугунный // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 931/1-4
3. Совок для дров металлический // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 933
4. Тумбочка-столик в стиле модерн / / Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 1266/
5. Фотопортрет Д. К. Шехтель // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 141
6. Фотопортрет Ф. О. Шехтеля с женой // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ Ялта КП 4155
7. Фотопортрет Ф. О. Шехтеля. 1886 г. //Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 5
8. А. Чехонте (Ан. П. Чехов). Пёстрые рассказы. С.-Петербург : Издание журнала «Осколки», 1886 // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 1642
9. «Soubrette Louis XV». Рисунок Ф. О. Шехтеля // Фонды Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника. ДМЧ. КП 1133/
Литература
10. Кириченко, Е. И. Архитектурное наследие Фёдора Шехтеля в Москве. М. : Издательский дом Руденцовых. М., 2009. 316 с.
11. Кондратьева, С. 8 цитат из писем Федора Шехтеля [Электронный ресурс] // Arzamas. 7 августа 2019. URL: https://arzamas.academy/mag/711-shehtel
12. Памятник любви [Электронный ресурс] // Государственное автономное учреждение культуры Московской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово». URL: https://chekhovmuseum.com/museum/collection/the-monument-of-love/
13. Подорольский, А. Н. Ф. О. Шехтель — «Хорошему другу Антону Павловичу Чехову» // Продолжение Чехова: к 100-летию здания таганрогской городской библиотеки (проект Ф. О. Шехтеля): материалы IV научно-практическая конференция (15—16 мая 2014, Таганрог). Таганрог, 2014. С. 45—56.
14. Российская государственная библиотека: Отдел рукописей. Ф. 331. К. 99. Ед. хр. 12.
15. Сайгина, Л. Москва Шехтеля [Электронный ресурс] // Открывая Москву URL: https://2go2city.ru/articles/moskva_shehtelya
16. Ханило, А.В. Чеховы и художники «серебряного века» (По материалам Дома-музея А.П. Чехова в Ялте)// Чеховиана. Чехов и «серебряный век». - М.: Наука, 1996, с. 286-290.
17. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М. : Наука, 1974— 1983.
18. Чехов, М. П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. М. : Московский рабочий, 1959. 303 с.
19. Чехова, М. П. Из далекого прошлого. М. : Государственное Издательство художественной литературы, 1960. 290 с.