Рис. 1. Д. К. Сивцев - Суорун Рис. 2. Спасо-Зашиверская
Омоллон - идейный шатровая церковь, вдохновитель и организатор создания музея.
ЛЕНСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ДРУЖБА»
И. Э. Васильев
но строить вУсть-Апданском районе, близ села Соттинцы, на прибрежной террасе Ой-Бэс (территория совхоза «Лена»). Создание музея в то время было актуальным для воспитания в молодом поколении патриотических и интернациональных чувств. Администрация района выделила для музея 40 гектаров земли, а Якутский ОК КПСС объявил строительство музейного комплекса «Дружба» интернациональной стройкой.
Основой комплекса в Соттин-цах стали деревянные архитектурные объекты, но, в отличие от Чер-кехского мемориального музея, большинство памятников было воссоздано заново. Строительство велось на пожертвования трудовых коллективов Якутии и личные взносы граждан республики.
Официальное открытие Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба» состоялось летом 1995 г. Взору гостей открылись вновь возведенные Спасо-Заши-верская шатровая церковь конца XVII в. (реконструирована на средства объединения «Востоктехмонтаж») (рис. 2), дом купца Басова, стоявший
Илья Эдуардович Васильев,
научный сотрудник Музея истории науки Якутии ИГИАНРС(Я)
В прошлом номере журнала мы ознакомили читателей с Черкех-ским мемориальным музеем «Якутская политическая ссылка XIX -начала XX вв.». Идея создания музея землепроходцев - Ленского истори-ко-архитектурного музея-заповедника «Дружба» - стала продолжением темы общности, неразрывности культур народов Якутии. Стремясь показать начало, исток единения народов Якутии, Д. К. Сивцев (рис. 1) в 1982 г., в канун празднования 350-летия г. Якутска, предложил создать «эстетическую зону» на месте основания Петром Бекетовым Ленского острога.
Большую роль в воплощении идеи Суорун Омоллона сыграла его работа над либретто балета «Абакаяда» (поставлен в 1980 г.) об истории любви великого русского землепроходца Семена Дежнева и якутской девушки Абакаяды Сючю. Дочь ботура Еникея Абакаяда выросла среди борогонских якутов, на земле которых П. Бекетовым и был поставлен «острожек», перенесенный позднее на место современного Якутска. Поэтому музей было реше-
Рис. 4. Ветряная мельница.
Рис. 3. Дом купца Басова.
Помимо церкви - архитектурной и идейной доминанты острога - были воссозданы по принципу типологии колокольня (рис. 9) и надвратная въездная башня. Вокруг острога - центра музея «Дружба» - располагаются, как в «посаде», образцы деревянного зодчества русского и якутского народов.
Среди уникальных объектов музея «Дружба» весьма примечательно реконструированное якутское кладбище, где в хронологическом порядке воссозданы деревянные могильные памятники, отразившие процесс христианизации якутов. Есть в музее и традиционное летнее жилище эвенов - чора, подаренное музею эвенским родом Чебэнькэи из с. Тополиного (рис. 10).
Историческая экспозиция, показанная в трапезной зашиверского храма и в шести комнатах Дома купца Басова, состоит из таких разделов, как «Выдающиеся русские землепроходцы XVII столетия», «Видные миссионеры - просветители Сибири и Дальнего Востока во главе со Святителем Иннокентием (Вениаминовым)», «Видные ученые и путешественники России - основатели научного изучения Восточной Сибири и Якутии», «Видные общественные и культурные деятели Якутии», «Материальная культура якутов».
в городе Якутске с начала XIX в. (АК «Золото Якутии») (рис. 3), действующая ветряная мельница (Минсельхоз) (рис. 4), коч -парусный корабль казаков-землепроходцев (Ленское речное пароходство) (рис. 5), ураса - летнее жилище якутов, юрта-балаган и ряд других объектов.
В день открытия состоялось театрализованное представление с участием народных ансамблей на сцене «зеленого театра» под открытым небом на фоне естественных «декораций» величественной реки Лены.
Воссоздание образа сибирского острога XVII века - задача не из легких. Однако удачное и, быть может, единственно верное решение все же было найдено (рис. 6). Одним из немногих деревянных памятни-
ков того времени, сохранившихся до наших дней, является чудом уцелевшая Спасо-Зашиверская шатровая церковь. Город Зашиверск когда-то был административно-торговым центром Индигирского края. Но после эпидемии оспы, случившейся здесь в 1830-х годах, Зашиверск был заброшен, а вскоре исчезли и все строения. Остался лишь этот прекрасный храм, построенный в 1700 году. Ввиду своей уникальности, в 1970-х годах он был перенесен в Новосибирск. По оценкам специалистов, церковь, при своих самобытных архитектурных особенностях типична и отличается чистотой стиля. Поэтому этот памятник, созданный рукой настоящего художника, как нельзя лучше отражает культуру русских землепроходцев (рис. 7, 8). К тому же, благодаря реконструкции Спасо-Зашиверской церкви в музее «Дружба», этот уникальный образец русского зодчества «остался» в Якутии и множество людей может теперь увидеть его.
Рис. 5. На таких кочах прибывали в Якольский край русские землепроходцы.
Принципиально новой особенностью экспозиции музея «Дружба» является его направленность не только на историческое прошлое Якутии, но и на современность. В отличие от Черкехского музея политической ссылки, где зритель полностью погружается в атмосферу царского времени, музей землепроходцев в Сот-тинцах является еще и новым осмыслением прошлого. Здесь уместно вспомнить французские «экомузеи», или музеи жизни [1]. Их основная отличительная черта - это идея создание музея самими членами местного сообщества, отражение в музее, помимо истории, и современной жизни. В музее «Дружба» местный житель присутствует и в строениях, экспозиции, созданных руками трудовых коллективов улуса и
Рис. 7. Шкаф в русском стиле.
Рис. 6. Панорама «Якутского острога».
Рис. 8. Христианское надгробие.
Рис. 10. Чора - летнее жилище эвенов.
ходцев в Восточной Сибири, является здесь не только «экспонатом» исторического раздела музея, но и придает комплексу «Дружба» особую светлую тональность, способствуя восприятию идеи мирного, свободного взаимодействия народов.
Несомненно, внимание будущих исследователей привлекут не только объекты музея, но и история его создания, описание которой не входит в задачи данной статьи. Необходимо лишь отметить, что в годы бурных перемен лучшие представители общественности Якутии стремились сохранить истинные ценности - вековые традиции дружбы и согласия.
Сегодня Соттинский музей по праву считается визитной карточкой Республики Саха, являя собой развернутую картину общей, неделимой истории и культуры многонациональной Якутии.
республики, и в самой жизни музея. Гостей республики, открывающих для себя Якутию в музее «Дружба», встречают борогонские якуты, первыми 370 лет назад узнавшие русских землепроходцев.
Одна из задач музея «Дружба» - экологическое воспитание молодого поколения, «воспитание красотой природы» [2]. Природа средней Лены с ее богатым раздольем, ставшей форпостом для русских землепро-
Литература
1. Ривьер Ж. Эволюционное определение экомузея// Музеум. -1985.-№ 148.-С. 15-17.
2. Сивцев-Суорун Омоллон Д. К. Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба»: Альбом-путеводитель. -Якутск, 1995. - 80 с.
ШШШшШШВШ
Рис. 9. Звонница зашиверской церкви.
Васильев А. В. Законодательство и правовая система дореволюционной России; Учебное пособие. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2003. - 268 с.
В книге излагаются вопросы истории законодательства России, раскрывается эволюция ее правовой системы, анализируются содержание и практика применения законодательных актов в период IX-начала XX в.
Учебное пособие предназначено студентам вузов для изучения дисциплины «История отечественного государства и права», аспирантам, научным работникам, преподавателям, а также всем тем, кто интересуется вопросами истории российской государственности.