Научная статья на тему 'Черкехский мемориальный музей "Якутская политическая ссылка XIX - начала ХХ вв. "'

Черкехский мемориальный музей "Якутская политическая ссылка XIX - начала ХХ вв. " Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТТИНСКИЙ УЛУС / ЧЕРКЕХСКИЙ МУЗЕЙ / АЛЕКСЕЕВСКИЙ НАСЛЕГ / МУЗЕИ ЯКУТИИ / СУОРУН ОМОЛЛООН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черкехский мемориальный музей "Якутская политическая ссылка XIX - начала ХХ вв. "»

черкежшй НЕте^лиьиый ттШ штс^ш потитачшекАЯ] ееыикА

ЖОЖ = ШтИД Ж @@„»

И. Э. Васильев

Илья Эдуардович Васильев,

научный сотрудник Музея истории науки Якутии при ИГИАНРС(Я).

Начиная с 70-х годов XX века, исследователи музейного дела констатируют так называемый «музейный бум», т. е. повышение интереса общества к музеям, появление большого количества новых структур, а также развитие самой науки о музее, выработавшей новые принципы и приоритеты музейной практики. С этого времени «музейные храмы» становятся все более демократичными, а в их работе важное место начинает занимать проблема «музей и посетитель». Так, появившаяся в конце 1960-х годов теория музейной коммуникации канадского музееведа Д. Камерона перевернула представления о музее [1-3]. Укоренившийся в современном музееведении коммуникационный подход делает музей открытой для социума информационной системой, в основе которой лежит проводимый на разных уровнях диалог [4]. Таким образом, музейный предмет отчасти утрачивает свою ценность и рассматривается как акт передачи информации. Смыслом музейной деятельности становится, в широком смысле слова, общение между людьми. С этим связан и процесс универсализации музеев, расширения их социальных функций. Музей стремится заинтересовать как можно больше категорий посетителей, предлагая различные специализированные программы, развивает сервис, включается в сферу туризма. «Создается новая модель музея с целью адекватного ответа на запросы общества... Музеи становятся исследовательскими, образовательными, культурными, и даже развлекательными центрами» [5, стр. 47].

В отечественном музейном деле эти тенденции получили наиболее отчетливое отражение в появлении большого количества музеев под открытым небом. Для такого типа музеев характерны актуальность тематики, максимальный визуальный эффект (использование природной среды и архитектурных памятников), универсальность и многофункциональность экспозиции, широкое вовлечение общественности, значительный рекреационный потенциал (работа с туристами, проведение народных гуляний и т. д.).

В нашей республике музеи под открытым небом особенно ярко представлены тремя комплексами, построенными силами широкой общественности по инициативе аксакала якутской культуры, народного писателя Якутии Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллона (рис. 1): Черкехский мемориальный музей «Якутская политическая ссылка XIX - начала XX вв.», Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» и Ытык-Кельский литературно-художественный музей-заповедник «Татта». Эти музеи представляют огромный пласт истории Якутии с XVII по XXI век. Неслучайно все они сегодня имеют республиканский статус. Подробный анализ этих музеев можно провести на основе развернутого историко-культурологического исследования.

Рис. 1.Д.К. Сивцев-Суорун Омоллон -инициатор и руководитель создания музея.

ценность. Строительство музея имело характер широкого общественного движения. Жители республики, в том числе многие видные деятели культуры, искусства и науки, внесли свою лепту в виде денежных отчислений, предметов музейного значения, работы в музее на общественных началах. Директором-организатором выступила талантливый историк-энтузиаст Л. Н. Григорьева (19431987). Благодаря активному участию общественности, все работы были завершены в рекордно короткий срок- за шесть с половиной месяцев. Быстрое возведение такого большого комплекса Суо-рун Омоллон объясняет тем, что в душе народа давно уже зрела идея создания музея. «Мемориальный музейный комплекс в селе Черкех является своеобразным памятником, воздвигнутым общественностью Алексеевского района ЯАССР... Музей ставит своей целью... показать благотворное влияние культуры великого русского народа на все сферы материальной и духовной жизни якутов, влияние, оказанное политссыльными и передовыми представителями русского и других народов» [6, стр. 52].

За идейную основу музея взят интереснейший феномен истории нашей республики - Якутская политическая ссылка. Выдворение преступников в отдаленнейшие места Восточной Сибири началось еще в XVII веке. Население якутского края должно было обеспечивать землей и средствами ссыльных, причем не только политических, но и уголовных. Последних к 1880 году в Якутии насчитывалось 4470, а к концу 1890-х годов -

Первым опытом создания в Якутии музея под открытым небом явился созданный в 1977 г. Черкехский истори-ко-этнографический комплекс «Якутская политическая ссылка XIX- начала XX вв.» (рис. 2). Этот музей, построенный в селе Черкех на живописном берегу речки Татты, примечателен во многих отношениях. Мемориал якутской ссылки был создан силами общественности Алексеевского района ЯАССР (ныне Таттинский улус РС(Я)). Он состоит из 20 объектов - памятников деревянной архитектуры, в основном перевезенных из разных уголков республики трудовыми коллективами района. Таким образом, таттинцами были спасены фактически обреченные на гибель строения, имеющие культурную, историческую и художественную

Рис. 2. Панорама Черкехского музея.

6192 человека [7]. Именно из-за ссылки на отдаленной северной окраине Российской Империи оказалось несколько поколений передовых и высокообразованных людей России, объединенных стремлением принести пользу обществу. Достаточно вспомнить декабристов: А. А. Бестужева-Марлинского и М. И. Муравьева-Апостола; выдающегося ученого, писателя, вождя революционного движения 60-х годовXIX века Н. Г. Чернышевского; великого писателя-гуманиста В. Г. Короленко, наиболее полно раскрывшего якутскую тему в русской литературе; первого крупного собирателя и пропагандиста якутского фольклора И. А. Худякова. Э. К. Пекарский посвятил 45 лет своей жизни созданию «Словаря якутского языка», который до сих пор является наиболее полным. В. Л. Серо-шевский - автор знаменитого фундаментального этнографического труда «Якуты». Выдающийся этнограф, фольклорист и лингвист В. М. Ионов учил в своей частной школе якутских детей. Для этого он составил букварь на якутском языке. В. Ф. Тро-щанский своим трудом «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» положил начало научному исследованию якутского шаманства.

Помимо научной и просветительной деятельности, ссыльные оказывали населению юридическую и медицинскую помощь, знакомили с новыми способами ведения сельского хозяйства и, самое главное, непредвзято, на равных относились к «инородцам», способствуя росту их гражданского сознания.

Д. К. Сивцевым и Л. Н. Григорьевой собран обширнейший материал о жизни и деятельности политссыльных в Якутии-от А. Н. Радищева до большевиков. Весь этот материал показан в экспозиции в историко-бытовом плане (рис. 3). Посетители имеют возможность не просто узнать о судьбах «государственных преступников», но и погрузиться в атмосферу жизни дореволюционной Якутии. В музее «хранятся» дома Э. К. Пекарского, В. Ф. Трощан-ского, М. Н. Андросовой-Ионовой, школа В. М. Ионова. По точным обмерам восстановлена юрта известного революционера Петра Алексеева. По рисунку В. Г. Короленко типологически воссоздан дом Захара Цыкунова - «объяку-тившегося» русского крестьянина, который поселил у себя великого гуманиста и побудил его напи-

сать рассказ «Сон Макара». Мемориальные дома ссыльных, их интерьер ярко показывают жизнь ссыльных в Якутии.

Не меньшего внимания заслуживает и собранный в музее архитектурно-этнографический материал. Именно здесь впервые были представлены, как памятники культуры, якутская юрта-балаган и летнее жилище саха - берестяная ураса. Совершенно уникальна перевезенная из Сыланского наслега Чурапчинского района и полностью восстановленная мельница-топчанка, приводимая в движение быком. Осадный амбар мегинского богача Марковича, построенный для защиты от набегов Василия Манчары, отражает влияние стиля архитектуры русских деревянных крепостей. Об оригинальности и разнообразии якутских строений свидетельствуют семиугольная

летняя изба «бабаарына» (поварня) и деревянная ураса «о восьми углах» (рис. 4). С кузнечным делом якутов можно ознакомиться в юрте-кузнице, оснащенной всеми инструментами. Весь этот материал раскрывает жизнь края, в котором оказались ссыльные революционеры.

Основной и самый большой объект - это Тат-тинская Николаевская церковь, построенная в 1912 году. Ко времени создания музея церковь находилась в полуразрушенном состоянии и была отреставрирована местными народными умельцами под руководством мастера-кузнеца Н. А. Ефре-мова-Табытала. По всей видимости, это первый в Якутии случай, когда церковная постройка была музеефицирована и взята под охрану государства.

Рис. 3. В юрте политссыльных.

Рис. 4. Якутская берестяная ураса.

Довершают же картину дореволюционной Якутии привезенные из разных краев республики действующие старинные колокола, звон которых разливается над Таттой.

Черкехский музей политической ссылки продемонстрировал преимущество комплексного, интегрированного подхода к историческому материалу, который в единстве с природой и архитектурно-художественной средой «зазвучал» здесь в полную силу, с удивительной ясностью представляя зрителю мирный и плодотворный диалог культур, являясь при этом памятником уважительного отношения якутян к истории своей Родины.

Удачно найденные в ходе создания музея принципы экспозиции были в дальнейшем развиты в музеях-заповедниках «Дружба» и «Татта», о которых речь пойдет в следующих номерах журнала.

Список литературы

Рис. 5. Один из участников создания музея. На заднем плане - храмы музея.

В Николаевском храме расположена основная историко-этнографическая экспозиция музея -стенды, посвященные политссыльным, и этнографические разделы «Черная вера (шаманство) у якутов» и «Традиционный уклад жизни якутов - охота, рыболовство, скотоводство, земледелие».

Другая церковь - Владимирская (XVIII в.) -перевезена из селаУолба. Интерьер церкви, включая иконостас, был реконструирован в 1978 году. Оба храма придают всему природно-архитек-турному ансамблю музея законченный вид (рис. 5).

1. Сивцев-Суорун Омоллон Д. К. Черкехский мемориальный музей «Якутская политическая ссылка». -Якутск, 1999,- 144 с.

2. Сивцев-Суорун Омоллон Д. К. Ытык-Кельский литературно-художественный музей-заповедник «Татта»: Альбом-буклет. - Якутск, 2002.

3. Шляхтина Л. М., Фокин С. В. Основы музейного дела. - Спб., 2000. -160с.

4. Гчедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб.

научных трудов. - М., 1989. - С. 27-34.

5. Коссова И. М. Музей в современных условиях // Музеи российской глубинки: Материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург, 1998. -С. 45-49

6. Сивцев-Суорун Омоллон Д. К. Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба»: Альбом-путеводитель.-Якутск, 1995,- 120 с.

7. Тишина Т. П. Рождение музея (О Черкехском мемориальном музее «Якутская ссылка» // Северные вернисажи: Сборник статей. - Якутск, 1990.-С. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.