Научная статья на тему 'ЛЕНИНГРАДСКИЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЛЕНИНГРАДСКИЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.В. Алексеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛЕНИНГРАДСКИЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Эта формула применима для прогнозирования значения ПДУ ЭМП, создаваемого излучением радиолокаторов обзорного типа, в том числе и радиолокаторов, работающих в режиме временной прерывистости (1-я группа). Пределы применимости уравнения по диапазону волн следует ограничить диапазоном 0,8^X^36 см. Вне этих пределов значения ПДУ могут значительно отличаться от реальных. Для оценки ПДУ ЭМП, создаваемого радиолокаторами 2-й группы, получена следующая формула:

Сравнение прогнозируемых и фактических ПДУ

_ 113.7 + 2.017Л—0,0142/1' + 2,72- IQ-'V» --J II;

BP-

(6)

Показатель

Расчет по формуле (5)

Расчет по формуле (6)

X. см 35 10 3,2 0.86 0.86 3,2 10

к 1 1 1 1

1.5 1 .5

Ппр 92 240 500 2000 — — —

ПВР 1 1 2 2 1 1 2

1. ч 24 24 12 12 12 12 12

ПДУ фактический 20

мк Вт/см1 25 15 60 140 10 10

ПДУ расчетный. 22

мк Вт/см" 25 15,01 60.17 139.79 9.62 10

Эта зависимость позволяет прогнозировать значения ПДУ ЭМП, создаваемого радиолокаторами при непрерывном (импульсном) облучении с временной прерывистостью, но без пространственной прерывистости.

Ввиду того что эта зависимость не имеет перегибов и проходит в пространстве координат более плавно, можно считать, что ее пределы применимости шире, чем формулы (5). Однако построена она по данным, лежащим в тех же пределах, что и у формулы (5). Следует отметить, что исследования по установлению зависимости ПДУ от времени малочисленны. Ввиду этого при прогнозировании значений ПДУ с помощью формул (5) и (6) при значении времени, отличающемся от того, при котором они установлены, необходимо соблюдать осторожность, особенно если экспозиция относительно кратко-временна.

Представляет интерес сравнение результатов, полученных по формулам (5) и (6), с действующими нормативами [2]. Как видно из таблицы, расчетные значения вполне удовлетворительно совпадают со значениями фактических ПДУ. Это позволяет считать, что установленные зависимости могут быть использованы для прогнозирования значений ПДУ.

Таким образом, анализ существующих ПДУ ЭМП и значений плотности потока энергии, соответствующих этим уровням, позволил выявить зависимости для прогнозирования значений ПДУ с учетом характеристик прерывистости излучения. Эти зависимости могут быть использованы для оценки полей, создаваемых радиолокаторами, нормирование которых еще не проведено.

Литература

1. Бронштейн И. #., Семендяев К■ А. Справочник по математике. — М„ 1964. — С. 608.

2. Временные санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами. — М., 1984.

3. Думанский Ю. Д., Иванов Д. С., Никитина Н. Г., То-машевская Л. А. // Гиг. и сан.— 1984. —№ 9. — С. 37— 40.

4. Пресман А. С. Электромагнитные поля и живая природа. — М., 1968.

Поступила 17.06.86

Summary. On the basis of the analysis of body responses to the electromagnetic field exposure and existing MACs mathematical correlations allowing to derive forecasted MAC values by calculations have been established. The derived equations are valid for radiolocation devices operating under the conditions of different time and space intermittence.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 378.661.3/.4(470.23-25):93

С. В. Алексеев

ЛЕНИНГРАДСКИЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Вся история развития Ленинградского сани- отечественной медицине. Созданный в 1911 г. тарно-гигиенического медицинского института по инициативе акад. В. М. Бехтерева медицин-связана с профилактическим направлением в ский факультет при Психоневрологическом ин-

ституте планировал подготовку специалистов в течение 6 лет обучения. В правилах приема в институт говорилось, что слушатели разделяются на студентов и вольнослушателей. Студентами могли стать лица обоего пола, без различия национальности и вероисповедания, окончившие курс высших или средних учебных заведений.

Демократический подход, обеспечивая широкий доступ желающим получить образование, создал предпосылки к тому, что студенты и преподаватели института принимали активное участие в революционном движении, о чем в 1912 г. сообщил в своем донесении Николаю II петербургский градоначальник.

Учебный план и программа обучения в целом полностью соответствовали тем, которые действовали в Военно-медицинской академии и на медицинских факультетах университетов.

Однако при открытии факультета большое значение придавалось общественной роли врача, поэтому на первых двух курсах читались такие предметы, как общая и экспериментальная психология, логика с теорией познания, социология, статистика.

Следует также подчеркнуть, что в учебный план медицинского факультета института были введены как самостоятельные дисциплины несколько предметов, весьма важных для полного медицинского образования, но не читаемых в университетах и Военно-медицинской академии. К ним прежде всего следует отнести такие дисциплины, как общественная медицина и фабричная гигиена, психотерапия и учение о гипнозе, нейрохирургия. В учебном плане предусматривалось также чтение лекций по вопросам умственной и школьной гигиены.

Профилактическая направленность определяла и развитие науки в институте. Так, например, было принято решение о создании при институте учреждения для изучения и воспитания человека со дня рождения и по возможности до совершеннолетия.

Активная революционная деятельность студентов и сотрудников Психоневрологического института послужила поводом для издания в феврале 1917 г. царским правительством указа о закрытии института. Это постановление не было выполнено, а после Великой Октябрьской социалистической революции акад. В. М. Бехтерев, создатель Психоневрологического института и его медицинского факультета, одним из первых русских ученых заявил, что отдаст все свои силы служению молодой Советской республике.

В последующие годы институт, сохраняя профилактическую направленность и в организации преподавания, и в развитии медицинской науки, претерпел ряд преобразований: так, постановлением Совета Народных Комиссаров от 3 мая 1918 г. было принято решение о реорганизации его во II Государственный университет при Психоневрологическом институте, а в 1919—

1920 гг. он был преобразован в самостоятельный Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ). В 1930 г. ГИМЗ переименован во II Ленинградский медицинский институт с открытием второго факультета — санитарно-профи-лактического. В период 1931 —1936 гг. в институте функционировали вечерний факультет (до 1936 г.), заочный факультет (до 1934 г.) и вра-чебно-физкультурный факультет (до 1935 г.).

50 лет назад приказом Народного комиссариата здравоохранения от 7 января 1936 г. было принято решение об объединении II Ленинградского медицинского института с существовавшим с 1932 г. медицинским вузом — больницей им. И. И. Мечникова, которое определило, таким образом, создание учебно-научно-производственного комплекса.

В годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде работа института не прекращалась ни на один день. Только в 1942 г. в институте состоялось 2 выпуска врачей и было проведено 2 набора студентов. Всего за годы войны институт подготовил более 1300 врачей. Не прекращалась и научная работа. Было выполнено свыше 300 научных работ, в том числе 35 диссертаций, 29 монографий и учебных руководств.

Созданный на основе клинической базы института сортировочно-эвакуационный госпиталь № 2222 Ленинградского фронта и клиники института в период блокады оказали квалифицированную медицинскую помощь более чем 340 000 раненых и больных, причем до 70% из них вернулись на фронт.

В послевоенные годы приказом министра высшего образования СССР и министра здравоохранения РСФСР от 25 января 1947 г. II Ленинградский медицинский институт был реорганизован в Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ). В приказе подчеркивалось большое значение тесного контакта учебного процесса, науки и практики и было определено, что наряду с учебными, клиническими, поликлиническими базами II Ленинградского медицинского института в качестве учебно-производственной базы за ЛСГМИ были закреплены Ленинградский институт гигиены труда и профзаболевании, Ленинградский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, Ленинградский городской научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт (в настоящее время НИИ радиационной гигиены) и Ленинградская областная санитарно-эпидемиологическая станция.

В настоящее время на 4 факультетах ЛСГМИ проводится подготовка врачей санитарно-гигиенического и лечебного профиля, работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и врачей. В течение 35 лет ЛСГМИ выполняет интернациональный долг в

подготовке кадров для стран Африки, Азии, Европы и Латинской Америки. За годы своей деятельности институт выпустил около 20 тыс. санитарных врачей и 7 тыс. врачей лечебного профиля. Только за последние 15 лет подготовлено 50 докторов и 600 кандидатов медицинских наук. В течение 18 лет институт оказывает помощь в переподготовке преподавателей и повышении их квалификации 81 медицинскому институту. За этот период курсы усовершенствования прошли уже свыше 9000 преподавателей. С 1986 г. начал функционировать факультет усовершенствования преподавателей но санитарно-гигиеническим специальностям.

В настоящее время ЛСГМИ, являясь головным методическим центром по санитарно-гигиеническому образованию для медицинских вузов Российской Федерации, проводит работу по совершенствованию традиционных и созданию новых форм и методов обучения.

Однако, рассматривая историческое развитие института, изучая материалы XXVII съезда КПСС, проект ЦК КПСС «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», а также материалы совещания заведующих кафедрами общественных наук в Москве, можно прийти к выводу, что в подготовке молодых специалистов имеются серьезные недостатки и неиспользованные резервы в совершенствовании образования во всех медицинских вузах.

Так, если анализировать преподавание на санитарно-гигиенических факультетах, следует отметить, что только с 1951 г. 6 раз рассматривались вопросы и принимались решения об изменении учебных планов и программ, однако к коренной перестройке высшего медицинского образования и повышению качества подготовки молодых специалистов они не приводили.

Учитывая накопленный опыт, задачи, поставленные Коммунистической партией перед высшей школой, и проанализировав состояние подготовки врсчей по специальности «гигиенист-эпидемиолог», считаем необходимым провести целенаправленную работу в основном в следующих направлениях. Прежде всего идеологическую работу в вузе следует нацелить на выполнение новых задач, направить на их решение под методическим руководством кафедр общественных наук энергию и творческий потенциал профессорско-преподавательского состава, помочь всем студентам осознать характер, роль и значение перестройки. Необходимо активизировать идейно-воспитательную работу среди студенчества, подчинить ее воспитанию у молодежи готовности к общественно-полезному труду, патриотизма и интернационализма, политического сознания, невосприимчивости к буржуазной идеологии, умения отстаивать свои идеалы и духовные ценности социализма.

Требует совершенствования работа по проф-

ориентации. С этой целью следует продолжать организацию малых медицинских факультетов для школьников и развивать их в подшефных областях, регулярно проводя выездные дни открытых дверей, конкурсы и олимпиады, шире привлекать медицинских работников для поступления в институты. По нашему мнению, имеющиеся предложения о приеме в медицинские вузы только молодежи, имеющей стаж 1 практической работы не менее 2 лет, следует считать нецелесообразными.

Необходимо пересмотреть учебные планы и программы для всех факультетов медицинских вузов, особенно на младших курсах. В частности, обращает на себя внимание, что программы по физике, химии, биологии создаются без учета «социального заказа» со стороны выпускающих кафедр. Их пересмотр позволит не только сконцентрировать внимание при преподавании фундаментальных дисциплин на требованиях современной медицинской науки и практики, но и шире раскрыть роль этих предметов для диагностики, лечения и профилактики заболеваний, тесную связь между состоянием внешней среды и здоровьем человека, необходимость преимущественного развития профилактического направления в медицине.

Недостатки существующих учебных планов и программ на младших курсах медицинских ву- , зов сказываются на слабой практической подготовке студентов в оказании медицинской помощи в пределах программ средних медицинских училищ. Изменение преподавания на кафедрах пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии и общей гигиены, увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов позволят совершенствовать медицинскую подготовку их, воспитать в них чувство уважения к труду среднего и младшего медицинского персонала и признание его значимости в эффективности лечебных и профилактических мероприятий. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о проведении после III курса переходного экзамена по практическим навыкам, по результатам которого можно не только определять качество подготовки, но в отдельных случаях принимать решение о нецелесообразности дальнейшей учебы отдельных студентов, выдаче им удостоверений о среднем медицинском образовании и распределении как молодых специалистов.

В ЛСГМИ начата работа по созданию сквозной программы врача по специальности «гигиенист-эпидемиолог». С этой целью проведена предварительная межкафедральная интеграция специальных дисциплин, которые в основном формируют знания и умения для практической деятельности молодого специалиста, базисных ' дисциплин, необходимых для достижения конечных целей обучения.

Учитывая указания Коммунистической партии, касающиеся дальнейшего развития профилакти-

ческой медицины, необходимо решить ряд вопросов кадрового обеспечения, в частности разработать программы интегрированного преподавания дисциплин с учетом предложений ЛСГМИ о расширении сферы деятельности выпускников санитарно-гигиенического факультета. Считаем возможным и целесообразным расширить круг номенклатурных должностей, на которых могут работать врачи санитарно-гигиенического профиля, включив в него должности участкового врача-терапевта цехового врачебного участка, подросткового врача-терапевта (в дошкольных и школьных учреждениях), врача-диетолога, врача-инфекциониста, врача соответствующих профильных специальностей в отделениях профпа-тологии и др.

Целесообразно рассмотреть вопрос о введении в общую подготовку врача по специальности «гигиенист-эпидемиолог» учебного курса по социальной психологии и педагогике.

На наш взгляд, чтобы направить профессиональное обучение на практическую деятель-

ность, сократить сроки адаптации выпускника на рабочем месте, проводить работу по закреплению молодых специалистов в районах, необходимы некоторые изменения в системе структуры и ориентации распределения. В частности, следует предоставить институту право заключать долгосрочные договоры с край- и облздравотде-лами и по их заявкам проводить распределение на V курсе, а также специализацию выпускников в зависимости от полученных заявок.

Перестройка высшей медицинской школы началась. Опыт Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, а также анализ предложений, высказанных представителями санитарно-гигиенических факультетов медицинских вузов Российской Федерации, показывают, что перед вузами стоят большие задачи, решение которых зависит от реализации предложений, выдвинутых каждым вузом, а также организационной подгруппой Министерства высшего и среднего образования СССР и Министерства здравоохранения СССР.

Поступила 10.12.86

УДК 614.4(470.12)« 1941—1945»

В. Б. Конасов, Б. В. Лимин

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ (1941 — 1945 гг.)

Вологодская областная санэпидстанция

К началу Великой Отечественной войны в Вологодскую область, образованную в 1937 г., входило 24 района бывшего Северного края и 18 районов, ранее относившихся к Ленинградской области. С первых дней войны она стала мощной госпитальной базой. Наличие в области значительного воинского контингента, расселение на ее территории эвакуированного населения и связанная с этим миграция огромных людских ресурсов создавали обстановку, требующую от санитарно-эпидемиологической службы высокой боеготовности. Уже на 21 июля 1941 г. на территории области было размещено 30 976 человек1. Осенью 1941 г. с исключительным напряжением работал Вологодский сортировочный эвакогоспиталь (ЭГ) № 1165. Принимая по 9—10 воекно-санитарных поездов в сутки 2, госпиталь выполнил свою задачу: не допустил вспышек эпидемий и инфекционных заболеваний при огромном потоке раненых.

С середины декабря в области складывается положение, способствующее распространению вспышек инфекционных заболеваний. Значитель-

1 Вологодская область в годы Великой Отечественной войны.— Вологда, Северо-Западное кн. изд-во, 1971.— С. 174.

2 Архив ВММ МО СССР, ф 308. оп. 4589, д. 5, л. 1.

но возрастает число раненых с Ленинградского фронта, находящихся в состоянии алиментарного истощения. Понятно, что такие раненые были особенно подвержены различного рода инфекциям. Среди хирургических больных участились случаи гнойной и анаэробной иифекции. Заместитель главного хирурга Красной Армии С. С. Гирголав и военврач Л. В. Либов3 отмечают, что повторные вмешательства, имеющие целью борьбу с осложнениями раневого процесса, стали основным видом операций. Главный хирург распределительного эвакуационного пункта (РЭП-95) М. И. Куслик в эти дни подготовил к печати работу «Диагностика и лечение анаэробной инфекции», основанную на материалах вологодских госпиталей. Положение еще больше осложнилось с прибытием в Вологду 26 января 1942 г. эвакуированного гражданского населения Ленинграда. Вологодский обл-здравотдел выделил для медицинского обслуживания ленинградцев 1 санитарного врача и 40 медсестер4, но встреча первого эшелона показала, что этих мер явно недостаточно. Необхо-

3 Гладких П. Ф. Здравоохранение блокадного Ленинграда. —Л., 1985. — С. 142.

* Архив Вологодского облздравотдела, д. 5, л. 21. Приказ № 11 от 26.01.42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.