Научная статья на тему 'Лекции. Система национальных счетов'

Лекции. Система национальных счетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1250
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко А. Н.

Журнал продолжает публикацию цикла лекций по национальным счетам сложной макроэкономической модели, составляющей основу экономической статистики большинства стран с рыночной экономикой. Система национальных счетов внедряется и в России. В лекциях затрагиваются методологические проблемы построения национальных счетов, а также некоторые практические вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лекции. Система национальных счетов»

ЛЕКЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система национальных счетов Пономаренко А.Н.

Журнал продолжает публикацию цикла лекций по национальным счетам - сложной макроэкономической модели, составляющей основу экономической статистики большинства стран с рыночной экономикой. Система национальных счетов внедряется и в России. В лекциях затрагиваются методологические проблемы построения национальных счетов, а также некоторые практические вопросы.

Лекция 4. Институциональные секторы.

Секторы и субсекторы. Сектор производственных корпораций. Сектор финансовых посредников. Сектор государственных учреждений. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Сектор домашних хозяйств. Остальной мир.

В предыдущей лекции мы ввели понятия институциональной единицы и институционального сектора. Напомним, что институциональная единица может быть определена как экономическое лицо, способное самостоятельно владеть активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами. Таким образом, институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности. Институциональная единица - это фирма, организация, домашнее хозяйство. В зависимости от типа экономического поведения институциональные единицы объединяются в институциональные секторы. Всего в составе экономики страны выделяется пять секторов: сектор производственных корпораций, сектор финансовых посредников, сектор государственных учреждений, сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, и сектор домашних хозяйств. Помимо этого, в рамках СНС рассматривается еще один институциональный сектор - сектор «остальной мир». Внутри каждого из секторов могут выделяться субсекторы, с помощью которых можно анализировать более тонкие нюансы экономического поведения. Если перечень институциональных секторов является стандартным, практически обязательным для современной СНС, и вызвано это вовсе не стремлением к самоутверждению авторов СНС-93, а во многом - особенностью методологии счета показателей, то перечень субсекторов может варьироваться в зависимости от конкретных

практических задач, национальных особенностей и т.д. Группировка по секторам является основной в современной СНС.

Если в ранних версиях системы во главу угла ставилась задача правильного расчета макроэкономических показателей, прежде всего - ВВП, то теперь большее внимание уделяют необходимости статистического моделирования функционирования экономики. Но недостаточно сказать, что экономика обладает такими-то параметрами. Помимо этого надо ответить, каким образом, за счет чего эти параметры формируются, как работает экономика, какие потоки активов установились между секторами, кто, кому и сколько платит и что в результате имеет.

Некоторые очень важные экономические процессы вообще нет особого смысла рассматривать на уровне макроэкономики. Например, обмен вторичными доходами в виде налогов, трансфертов и т.п. На макроэкономическом уровне суммарные чистые вторичные доходы (то есть доходы за вычетом выплат) должны равняться нулю, потому что если один из секторов, например домашние хозяйства, платит налог, другой сектор - государство - его получает. Это означает, что национальный доход (сумма первичных доходов) для экономики в целом численно будет очень близок суммарному располагаемому доходу (сумме располагаемых доходов каждого из секторов). Правда, остаются еще внешние платежи, например взносы в международные организации или гуманитарная помощь, по сравнению с внутренними перераспределительньми операциями вопрос о внешних имеет относительно небольшой интерес. Для такой страны, как Россия, внешняя гуманитарная помощь просто несоизмерима с проблемой сбора налогов или выплаты пенсий. А дать адекватную картину распределения вторичных доходов можно, только показав как тех, кто эти доходы получает, так и тех, кто их выплачивает. А это означает, что надо строить счета в разрезе институциональных секторов.

Распределение институциональных единиц по секторам связано с определенными проблемами. Возьмем, например, некоммерческие организации. Некоммерческие организации (НКО) - это институциональные единицы, созданные с целью производства продуктов и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или иной финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют. Мотивы, побуждающие институциональные единицы, будь то конкретные люди, корпорации, или государство, создавать НКО, разнообразны. Например, НКО может быть создана для предоставления услуг на благо определенных групп людей или корпораций, которые ее организуют и финансируют. Это могут быть клубы собаководов или отраслевые фонды, финансирующие научные разработки в интересах отрасли. Также они могут быть созданы по благотворительным, филантропическим или социальным причинам для предоставления продуктов и услуг иным, нуждающимся в них людям, для предоставления услуг здравоохранения или образования без получения прибыли, или для обеспечения интересов групп давления в бизнесе и политике и т.д. Они часто освобождены от различных видов налогов, но это не является определяющим критерием НКО. Мало того, НКО не обязательно заняты в нерыночном производстве.

Многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т.д., относимые к НКО, являются чисто рыночными производителями, так как они берут плату, часто очень высокую, основанную на производственных затратах. Их производственная деятельность может приносить прибыль или убыток. Но прибыль, если она есть, не долж-

на распределяться между учредителями, а может использоваться исключительно на нужды развития данной институциональной единицы.

С развитием инфраструктуры бизнеса развиваются НКО, обслуживающие предпринимателей. Большинство таких НКО создано ассоциациями предпринимателей и обеспечивают их интересы. Они включают торговые палаты, сельскохозяйственные, промышленные или торговые ассоциации, организации работодателей, институты. НКО, о которых здесь идет речь, часто занимаются общественными связями от имени группы, политического лобби или дают консультации и оказывают помощь отдельным членам, попавшим в затруднительное положение или по иной причине. НКО обычно финансируются отчислениями или взносами группы заинтересованных предпринимателей. Взносы при этом рассматриваются не как трансферты, а как плата за услуги, поэтому такие НКО рассматриваются как рыночные производители.

Однако большинство НКО действуют в нерыночной сфере. Они делятся на две основные группы - НКО, которые контролируются и преимущественно финансируются государством, и НКО, предоставляющие нерыночные продукты и услуги домашним хозяйствам, которые финансируются в основном трансфертами из негосударственных источников: взносов домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов. Только последняя группа НКО относится к институциональному сектору, который называется «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства». Прочие НКО, о которых шла речь выше, распределяются между сектором производственных корпораций и государственных учреждений. Таким образом, и политическая партия, и бюджетный детский сад, и ассоциация производителей велосипедов, если таковая существует, являются НКО. Но первая из них должна быть отнесена к сектору НКО, вторая - к сектору государственных учреждений, а третья - к сектору производственных корпораций.

Сектор производственных корпораций правильно называть сектором нефинансовых корпораций. Он включает единицы, при создании которых преследовалась цель получения прибыли или другой финансовой деятельности от операций по производству товаров или оказанию любых услуг, кроме услуг финансового посредничества, а также все резидентные НКО, основной деятельностью которых является производство товаров или оказание услуг на рыночной основе. Предприятие может быть какое-то время убыточным, но если оно в принципе было создано для того, чтобы приносить прибыль, значит, мы должны отнести данную институциональную единицу к этому сектору.

Сектор нефинансовых производственных корпораций играет доминирующую роль на стадии производства, но его роль также очень важна и на других стадиях. На его долю в экономике России приходится примерно 80% стоимости произведенных товаров и услуг, он выплачивает почти 80% налогов, принимает 85% всех инвестиций. Можно с уверенностью сказать, что данный сектор является основой экономики, причем не только российской. Правда, конечное потребление не типично для этого сектора.

В зависимости от цели исследования внутри институционального сектора могут вьщелятся субсекторы. Стандартная СНС предлагает выделять три субсектора, а именно:

1. Государственные нефинансовые корпорации.

2. Национальные частные нефинансовые корпорации.

3. Нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

Очень важно уяснить следующее: группировка по институциональным секторам - это не группировка по формам собственности. Институциональные единицы, контролируемые государством, могут относится не только к сектору государственных учреждений, но также и к секторам нефинансовых корпораций и НКО. Речь, напомним, идет о типе экономического поведения. Если промышленное предприятие, например, завод по производству боевых самолетов, полностью контролируется государством, но при этом производит самолеты для продажи, по госзаказу или на экспорт, предприятие будет отнесено к сектору нефинансовых корпораций, к субсектору государственных нефинансовых корпораций. Контроль со стороны государства понимается как возможность определять политику корпорации путем подбора соответствующих директоров или другими методами. Государство может обеспечивать контроль над корпорацией, например, обладая контрольным пакетом акций данной корпорации или в результате принятия законов, оговаривающих специальные права государства в отдельных отраслях или для определенных групп предприятий. В этот же субсектор включаются государственные квазикорпорации, то есть предприятия, целиком принадлежащие государству, если они занимаются выпуском рыночных продуктов и услуг. Значение этого субсектора в экономике России за последние годы значительно упало, что связано, конечно, с приватизацией. Тем не менее, степень его влияния не стоит недооценивать ни у нас, ни во многих других странах, включая традиционно рыночные.

Значение субсектора нефинансовых корпораций, находящихся под иностранным контролем, напротив, возрастает. Этот субсектор включает:

- все дочерние компании нерезидентных корпораций;

- все корпорации, контролируемые нерезидентной институциональной единицей, которая сама не является корпорацией, например, частным лицом или государством;

- все отделения или другие некорпорированные агентства нерезидентных корпораций, которые заняты в производстве на экономической территории на долгосрочной основе и которые в силу этого рассматриваются как резидентные квазикорпорации.

Субсектор национальных частных нефинансовых корпораций включает все резидентные нефинансовые корпорации и квазикорпорации, не контролируемые государством или нерезидентными институциональными единицами. Такие корпорации могут контролироваться другими резидентными институциональными единицами, а могут и не контролироваться. Для них характерно, что они не подлежат контролю государства или из-за границы. Этот субсектор включает все рыночные НКО, относящиеся к сектору нефинансовых корпораций.

Сектор финансовых корпораций состоит из всех резидентных корпораций, преимущественно занятых финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью, тесно связанной с финансовым посредничеством.

Финансовое посредничество, в свою очередь, может быть определено как производственная деятельность, в которой институциональная единица принимает на себя обязательства с целью приобретения финансовых активов посредством участия в финансовых операциях на рынке. Это означает следующее. Есть институциональная единица, например домашнее хозяйство, которая имеет в настоящее время некоторый остаток денежных средств и хотела бы их инвестировать. Но она не имеет в достаточном

количестве ни времени, ни информации, ни квалификации для того, чтобы инвестировать свои средства достаточно эффективно. С другой стороны, существует промышленное предприятие, которое ищет деньги для осуществления некоторого проекта, сулящего прибыль. Взаимная заинтересованность обеих единиц высока, но трудно предположить, что сделка все же состоится, потому что обе эти институциональные единицы не специализируются на финансовых операциях и попросту не найдут друг друга. Тогда на сцене появляется финансовый посредник, который находит на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулирует их, переводит в форму, удобную для инвесторов и предоставляет средства инвесторам по ценам, складывающимся на рынке. Другими словами, основная функция финансовых корпораций заключается в том, чтобы быть посредником между теми, кто сберегает и теми, кто инвестирует. Финансовые организации покрывают свои издержки и получают прибыль, главным образом, за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Финансовый посредник не только выступает как агент для других институциональных единиц, но сам подвергает себя риску, принимая обязательства от своего имени. То есть финансовые посредники, как правило, принимая вклады или продавая свои собственные ценные бумаги, принимают на себя обязательства и рискуют привлеченными активами, как будто они являются их собственными. Таким образом, они не только сводят друг с другом контрагентов финансовой сделки, но наравне с ними принимают на себя определенный риск.

Финансовые корпорации могут быть сгруппированы в следующие субсектора:

- Центральный банк;

- прочие депозитные корпорации:

депозитные денежные корпорации, прочие;

- другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;

- финансовые вспомогательные корпорации;

- страховые корпорации и пенсионные фонды.

Определенную сложность представляет вопрос о включении Центрального банка в тот или иной сектор. Дело в том, что Центральный банк - это, с одной стороны, государственная организация, основной функцией которой является организация денежного обращения в стране, контроль над денежной массой, эмиссия, часто - хранение золотого запаса государства, с другой стороны, Центральный банк - это финансовое учреждение, которое также как и прочие банки, выдает кредиты и проводит другие операции на финансовом рынке. Поэтому, строго говоря, его можно относить либо к сектору государственных учреждений, как поступает, например, Великобритания, либо к сектору финансовых корпораций, как поступают большинство других стран. Сейчас общая рекомендация СНС - включать Центральный банк в сектор финансовых учреждений, но считать стоимость услуг не так, как это предусмотрено для расчета услуг финансовых посредников, а так, как считаются услуги государственных учреждений (подробнее об этом будет говориться в последующих лекциях).

О других институциональных единицах, включаемых в этот сектор, коротко можно сказать следующее.

Депозитные денежные корпорации - это финансовые корпорации, которые имеют пассивы в форме вкладов, выплачиваемых по требованию, переводным чеком или используемых для платежей иным способом. Такие вклады включаются в концепцию денег в узком смысле.

Прочие депозитные корпорации - это практически то же, что и депозитные денежные корпорации, но они могут иметь пассивы в форме вкладов, не всегда позволяющих их оперативный перевод, то есть в форме таких финансовых инструментов, как краткосрочные депозитные сертификаты, являющиеся ближайшими заменителями денежных вкладов, и которые включаются в концепцию денег в широком смысле. В эту группу включаются сберегательные банки, кредитные кооперативы, а также ипотечные банки и строительные сообщества.

Субсектор прочих финансовых посредников, кроме страховых организаций и пенсионных фондов, включает те финансовые организации, которые занимаются финансированием инвестиций или накопления капитала, например, инвестиционные корпорации, корпорации, занятые финансовым лизингом, корпорации по продажам в рассрочку и другие корпорации, занятые предоставлением личного финансирования и потребительского кредита.

Финансовые вспомогательные корпорации тесно связаны с финансовым посредничеством, но сами не выступают в роли посредников. Это брокеры ценных бумаг, фондовые брокеры, страховые брокеры и т.д.

Страхование в СНС также относится к финансовому посредничеству. Однако специальные программы по социальному обеспечению для определенных общественных групп, составляющие часть более общей программы социального обеспечения, не включаются в эту группу.

Пенсионные фонды рассматриваются в секторе финансовых корпораций в том случае, если они созданы для обеспечения реализации негосударственных программ социального обеспечения и существуют независимо от институциональных единиц, которые их образовали. То есть считается, что домашние хозяйства доверяют независимым финансовым учреждениям деньги, которыми те распоряжаются, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста вернут эти средства домашним хозяйствам. При этом пенсионный фонд только распоряжается денежными средствами домашнего хозяйства, но прав собственности на него не имеет. Государственные программы социального страхования и внебюджетные фонды социальной направленности (пенсионный фонд, фонд социального страхования), которые находятся под контролем государства, не включаются в сектор финансовых корпораций.

Сектор государственных учреждений включает институциональные единицы, основными функциями которых являются принятие ответственности за предоставление нерыночных услуг обществу или индивидуальным домашним хозяйствам и финансирование этого процесса в основном за счет налогообложения, а также распределение доходов и богатства посредством трансфертов. Государственные единицы обычно совершают расходы трех различных типов:

• расходы на бесплатное предоставление коллективных услуг обществу, таких как государственное управление, оборона, поддержание правопорядка, поддержка фундаментальных научных исследований и т.д., которые в результате невозможности их реализации на рынке должны быть организованы коллективно государством и финансироваться за счет общего налогообложения;

• расходы на бесплатное или по ценам, которые не являются рыночными, предоставление продуктов или услуг индивидуальным домашним хозяйствам, например, расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт и т.д. Эти расходы производятся преднамеренно и финансируются из налогообложения или другого дохода государства для осуществления его социальных или политических задач, хотя с отдельных людей может взиматься плата за их использование;

• расходы на осуществление некомпенсированных трансфертов, выплачиваемых другим институциональным единицам, в основном домашним хозяйствам, для того, чтобы перераспределить доход или богатство (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).

Государство может полностью или частично контролировать предприятия, занятые производством рыночных продуктов или услуг. Тот факт, что государственные единицы предоставляют домашним хозяйствам бесплатно или почти бесплатно не только коллективные услуги, не означает, что государственная единица должна производить их сама. Производиться товары или услуги могут на рыночном предприятии, но государство в той или иной форме может принимать участие в управлении этими рыночными предприятиями. При этом сами рыночные производители, контролируемые государством, как уже отмечалось выше, будут отнесены к сектору нефинансовых корпораций, к субсектору государственных нефинансовые корпораций. К сектору государственных учреждений должна быть отнесена только та государственная единица, например соответствующее министерство, которое осуществляет контроль над производственной корпорацией. Например, уборку городских улиц может осуществлять фирма, которая контролируется (пусть даже на 100%) муниципалитетом, но к сектору государственных учреждений будет отнесен только собственно муниципалитет. В некоторых случаях, если производственная единица является неотъемлемой частью государственной единицы, она тоже будет включена в сектор государства. Например, в воинской части может быть пекарня, которая выпекает хлеб для военнослужащих этой части. Такая пекарня должна быть отнесена к сектору государственных учреждений. Сектор государственных учреждений включает в себя:

- все государственные единицы центрального, регионального и местного уровней управления;

- все фонды социального обеспечения на каждом уровне управления;

- все нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государством.

Предлагается выделять следующие субсектора сектора государственных учреждений:

- центральные государственные учреждения;

- региональные государственные учреждения;

- местные государственные учреждения;

- фонды социального обеспечения.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяется как совокупность всех резидентных НКО за исключением НКО, являющихся рыночными производителями, и нерыночных НКО, контролируемых и в основном финансируемых государством. Сектор НКО, обслуживающих домашние хозяйства, включает следующие виды НКО, предоставляющих продукты или услуги их членам, третьим лицам или группам лиц бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения:

• профессиональные союзы, профессиональные или научные общества, ассоциации потребителей, политические партии (за исключением однопартийных государств) и

т.д.;

• церкви или религиозные общества (включая и те, которые финансируются государством), социальные, культурные рекреационные и спортивные клубы;

• благотворительные общества, фонды помощи, финансируемые добровольными взносами.

К последней группе НКО относятся предприятия, которые выступают как благотворительные организации по отношению к собственным работникам, предоставляя им бесплатно или почти бесплатно жилье, места в финансируемых этими предприятиями санаториях, домах отдыха, детских садах и т.д. В современной России эта разновидность НКО с каждым годом утрачивает свое значение, однако она Нее еще доминирует, наравне с профсоюзами, которые, хотя и перестали быть унитарными и потеряли значительную часть своих активов и собственности, но все еще достаточно богаты.

Очень важное место в СНС занимает сектор «Домашние хозяйства». Под домашними хозяйствами в СНС понимают небольшую группу людей, живущих в одном жилище, объединяющих весь свой доход и имущество или его часть и совместно потребляющих определенные типы продуктов и услуг, главным образом, жилищные услуги и продукты питания. Тут важно обратить внимание на следующее: домашнее хозяйство - это экономическое понятие. И в этом главное отличие домашнего хозяйства от семьи. Семья - понятие демографическое. Национальное счетоводство интересуют доходы и расходы, а демографию, в основном, численный состав, размещение и воспроизводство населения. Поэтому в домашнем хозяйстве могут быть, например, несколько женщин или несколько мужчин. Если двое молодых людей в складчину снимают комнату и закупают продукты, они - домашнее хозяйство, но отнюдь не семья.

- Помимо приведенного примера к институциональным домашним хозяйствам, например, относятся:

• члены религиозных орденов, живущие в монастырях, общинах и аналогичных заведениях;

• долгосрочные пациенты в больницах, особенно в психиатрических больницах;

• заключенные, отбывающие длительные сроки заключения;

• люди, постоянно живущие в домах для престарелых.

С другой стороны, люди, поступающие в больницы или тюрьмы на короткий срок, относятся к тем домашним хозяйствам, из которых они прибыли. Домашняя прислуга также не относится к тем семьям, в которых она живет и на кого работает, даже если часть своего содержания она получает в виде бесплатного питания и проживания.

Основная экономическая функция домашних хозяйств - конечное потребление. Домашние хозяйства только в очень небольшой степени сами производят продукты и услуги, учитываемые в СНС в рамках производства. Основные доходы домашние хозяйства получают в виде компенсаций за отработанное время в качестве наемных работников на предприятиях других секторов. Даже если члены домашних хозяйств выступают владельцами корпораций, то получаемый ими предпринимательский доход будет трактоваться как доход от собственности, получаемый от других секторов. И только в том случае, если речь идет о производстве продуктов и услуг, предназначенных либо для собственного производства, либо для продажи непосредственно в домашних хозяйствах (хотя, возможно, и в сотрудничестве с другими домашними хозяйствами), когда производственную деятельность и расходы на нее технически почти невозможно отделить от потребления и расходов на потребление, такую производственную деятельность относят к сектору "Домашние хозяйства". Например, если помимо эксплуатации автомобиля для личных нужд тот же автомобиль используется в качестве такси, практически невозможно отделить одно от другого. Поэтому оказание услуг по «частному извозу» в этом случае рекомендуется учитывать в секторе "Домашние хозяйства". С другой стороны, производство в фермерских хозяйствах, основанных на использовании труда членов семьи, будет отнесено к сектору нефинансовых корпораций.

Что касается товаров и услуг, произведенных для собственного конечного использования, то только два их вида относятся в СНС к сектору домашние хозяйства, а именно:

• услуги по проживанию в собственном жилище; считается, что жильцы-владельцы являются владельцами некорпорированных предприятий, которые производят жилищные услуги для их собственного потребления;

• домашние услуги, производимые оплачиваемыми работниками; считается, что домашние хозяйства владеют некорпорированными предприятиями домашних хозяйств с наемным оплачиваемым персоналом домашней прислуги, поваров, садовников и т.д. для производства услуг, предназначенных для собственного потребления.

Более подробно вопрос о некорпорированных предприятиях, принадлежащих домашним хозяйствам, будет рассматриваться в лекции, посвященной неформальной экономике.

Итак, домашние хозяйства, как правило, довольно мало производят, основные доходы получают в виде компенсаций наемным работникам и доходов от собственности, но они также активно участвуют в процессе распределения вторичных доходов. Они платят налоги и разнообразные взносы и получают денежные и натуральные трансферты от государства и некоммерческих организаций. В результате их располагаемые доходы сильно отличаются от первичных.

Что касается конечного потребления, то, по определению, все конечное потребление осуществляется домашними хозяйствами. Определенная тонкость заключается только в том, что часть потребления осуществляется индивидуальными домашними хозяйствами, а часть осуществляется домашними хозяйствами коллективно, то есть обществом. Мы уже немного говорили о коллективных услугах, когда обсуждали проблемы сектора государственных учреждений. К этим услугам относятся услуги государственного управления, обороны, обеспечения правопорядка.

Доля сектора в сбережении сейчас не очень велика. Хотя, конечно, такое положение вещей может измениться, если вырастет жизненный уровень и домашние хозяйства начнут активнее вкладывать свободные средства в жилищное строительство и в прирост финансовых активов.

Наконец - сектор «остальной мир». В СНС сектор "остальной мир" состоит из всех нерезидентных институциональных единиц, вступающих в операции или имеющих иные экономические связи с резидентными единицами. "Остальной мир" включает определенные институциональные единицы, которые физически могут быть расположены в пределах границ страны. Например, иностранные анклавы, такие как посольства и военные базы.

Сектор "остальной мир" активно участвует в формировании национального дохода и располагаемого дохода экономики, а также показателей конечного использования ВВП (в части экспорта и импорта), финансовых активов, несколько в меньшей степени - конечного потребления (в части потребления резидентных домашних хозяйств за границей и, наоборот, потребления нерезидентных единиц в России).

Лекция 5. Национальные счета как система.

Счета потоков и счета накопления. Консолидированные счета.

Секторальные счета. Балансовые таблицы национального богатства.

Общая схема системы счетов.

Дополнительные, разработочные и аналитические таблицы.

Как художник, работая над картиной, видит ее целиком, постепенно углубляясь в детали, так и мы, прежде чем перейти к рассмотрению отдельных счетов и показателей, должны представить себе СНС в целом.

Мы уже выяснили, зачем нужна СНС - чтобы смоделировать экономический процесс за определенный отрезок времени, например за год. Экономический процесс в самом общем виде - это преобразование тех ресурсов (активов), которые были в начале года, в те, которые имелись в его конце. В процессе преобразования создается так называемая добавленная стоимость, то есть численно активы на конец года должны быть больше активов на начало года. При этом созданная в данном году добавленная стоимость, постепенно преобразовываясь и принимая то одну, то другую экономическую форму, в виде потока активов меняет своих владельцев, перетекают от одного сектора к другому. В результате суммарная стоимость активов в конце года не только численно отличается от той, которая была в начале, но и распределены активы будут между институциональными секторами по-другому. Значит, следует статистическими методами описать, какими были ресурсы на начало года у каждого из участников экономического процесса, как они выросли в результате производства и как перетекали из сектора в сектор, на что в конечном итоге были использованы и к чему это привело.

Рассуждая дальше, мы придем к выводу, что для того, чтобы достигнуть поставленных целей, нам необходимо как минимум построить счета, которые отражали бы наличие активов на начало и на конец года, счета, моделирующие потоки этих активов в

ходе экономического цикла, и счета, которые увязывали бы между собой таблицы активов на начало и на конец периода, то есть счета накопления.

Таким образом, для того, чтобы СНС соответствовало своему назначению, в её состав должны входить таблицы активов, счета потоков и счета накопления. Так оно и есть на самом деле.

С таблицами активов все более или менее ясно. Это таблицы, в которых должна быть указана стоимость активов по определенной классификации. Напомним, кстати, что активы бывают финансовыми и нефинансовыми, и внутри каждого из этих видов много других, более дезагрегированных. Стоимость активов - это моментный показатель, то есть таблицы должны составляться на определенную дату. Например, на начало и на конец года. Если таблицы активов будут по сопоставимой методологии составлены на начало и на конец года, то появится возможность сопоставлять показатели этих таблиц между собой и таким образом видеть прирост (положительный или отрицательный) в течение периода.

Счета потоков строятся несколько иначе, чем таблицы активов. Что значит смоделировать поток? Это значит указать, от кого актив поступил, кому он поступил и каков размер этого актива. Поток может быть охарактеризован только интервальным показателем, то есть нельзя указать, например, сумму выплаченного налога на 1 июля. Можно посчитать сумму выплаченных налогов за полугодие, то есть с 1 января по 30 июня. Кроме того, очень важно понимать следующее: если необходимо указать, от кого актив поступает и кому он поступает, то эта операция должна быть разнесена по счетам двух участников этой операции. У одного из них она будет указана в ресурсной части счета (сектор-получатель актива), у другого - в части использования (сектор, который передает актив). Причем речь идет об одной и той же величине, то есть в обоих счетах одно и то же число будет показано как бы с разными знаками.

Таким образом, счета должны строиться для каждого из секторов. Это так называемые секторальные счета. Помимо того, для экономики в целом строят так называемые консолидированные счета. Поскольку новая (добавленная) стоимость создается только один раз на стадии производства, а затем она только распределяется и перераспределяется между секторами, не изменяясь численно на уровне экономики в целом, то после того, как в первом счете - счете производства - на макроэкономическом уровне впервые будет показана величина ВВП (это та же добавленная стоимость), затем во всех последующих консолидированных счетах потоков практически речь будет идти все о той же величине ВВП. Единственное отличие, весьма незначительное численно, будет относиться к обмену первичными и вторичными доходами с сектором "остальной мир". В тоже время секторальные показатели каждого из счетов будут различны.

Наконец, счета накопления показывают разницу между показателями активов из таблиц активов на начало и на конец года. К счетам накопления относятся также счета, которые отражают изменение объема активов в результате войн, стихийных бедствий и т.д., а также изменение стоимости активов в результате инфляции. То есть если на начало года в распоряжении одного из секторов были активы стоимостью в 100 усл. единиц, в течении года была создана определенная добавленная стоимость, которая в результате всех распределительных и перераспределительных операций была распределена таким образом, что в распоряжении этого сектора оказался располагаемый доход,

например в 20 усл. единиц, из которых 12 ушло на конечное текущее потребление, то в счетах накопления будет показано оставшиеся 8 усл. единиц, которые были направлены на увеличение стоимости тех или иных активов. Таким образом, в таблице активов на конец года по данному сектору суммарная стоимость должна составить 108 усл. единиц. Конечно, это сильно упрощенная схема СНС, однако она в общих чертах соответствует заложенной в основу СНС идее.

Вернемся теперь от общей компоновки СНС к ежедневной экономической деятельности какой-либо простейшей институциональной единицы, например домашнего хозяйства. Пусть это домашнее хозяйство состоит из нескольких человек, каждый занят некоторыми экономическими операциями как самостоятельно, так и в составе всей институциональной единицы. Поскольку все эти люди живут в одном доме и сообща потребляют товары и услуги, которые оплачивают из совместного бюджета, то речь идет именно об институциональной единице, то есть о единой экономической ячейке.

Итак, представим себе, что речь идет о достаточно состоятельной семье. Основу ее доходов составляют доходы главы семьи - бизнесмена, который является одним из соучредителей и владельцев корпорации, например торговой. В своей фирме глава семьи получает оклад как вице-президент, но помимо этого, главную часть - как дивиденды со своей доли вложенного капитала. Его супруга тоже работает, но на государственной службе, например врачом. Единственный сын - студент государственного университета, он не только не платит за обучение, но и получает стипендию, пусть и символическую. Есть еще неработающие члены семьи пенсионного возраста, которые тем не менее регулярно трудятся на приусадебном участке, выращивая овощи, которые затем потребляются внутри домашнего хозяйства.

Задача предельно проста - построить счета данной институциональной единицы в соответствии с требованиями СНС. Начнем с таблицы активов. На начало года домашнее хозяйство имело, например, квартиру в Москве стоимостью 100000 усл. единиц, дачу стоимостью 20000 усл. единиц, автомобиль стоимостью 10000 усл. единиц, запасы различного имущества еще на 10000 усл. единиц. Кроме того, оно владело наличными денежными средствами - 1000 усл. единиц, депозитными вкладами в банке - 5000 усл. единиц и ценными бумагами - 3000 усл. единиц. Доля главы семьи в возглавляемой им фирме оценивается в 100000 усл. единиц. Таким образом, финансовые активы домашнего хозяйства составили 109000 усл. единиц, а нефинансовые активы - 140000 усл. единиц. Все эти данные следует внести в таблицу активов на начало года.

Обратимся теперь к счетам потоков, которые должны показать движение стоимости во время экономического цикла. Экономический цикл начинается с производства. Поэтому ряд счетов потоков открывается счетом производства. Непосредственно производителями в данном домашнем хозяйстве являются только неработающие члены семьи пенсионного возраста, которые выращивают овощи на даче. В соответствии с правилами оценки, принятыми в СНС, мы должны оценить выращенные овощи по рыночным ценам (даже если они были потреблены в том же домашнем хозяйстве, в каком были произведены). Затем мы должны вычесть из стоимости выпуска (стоимости выращенных овощей) стоимость так называемого промежуточного потребления (затраты на семена, удобрения и т.д.), а разница будет добавленной стоимостью. Допустим, было произведено 100 кг картофеля по цене 2 усл. единицы за кг, и 25 кг моркови по цене

3 усл. единицы за кг. В то же время расходы на семена, удобрения и т.д. составили 75 усл. единиц. Тогда добавленная стоимость составит 200 усл. единиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но существует еще один вид услуг, которые оказывают сами себе домашние хозяйства, и который мы, согласно базовой концепции СНС, должны включить в границы производства. Это услуги собственного жилья. Если бы семья снимала жилье, оно оплачивала бы его по рыночным ценам. Но семья живет в собственном доме и, понятно, никому ничего не платит. Однако услуги по проживанию в собственном жилище все равно потребляет. Если есть потребление услуги, должно быть и ее производство, потому что нельзя потребить то, что не было произведено. Поэтому услуги по проживанию в собственном жилище оцениваются точно так же, как если бы они были произведены рыночным производителем и куплены по рыночной цене владельцем жилья у самого себя. Допустим, что стоимость услуг по проживанию в городской квартире и на даче составили 450 усл. единиц, добавленная стоимость (за вычетом промежуточного потребления) - 300 усл. единиц. Итого общая добавленная стоимость, произведенная этим домашним хозяйством, составила 500 усл. единиц.

Но реально это домашнее хозяйство получает намного большие деньги, прежде всего потому, что и глава семьи и его супруга работают. Доходы, которые они при этом получают, называют первичными доходами, то есть речь идет о факторных доходах, полученных непосредственно в результате производственной деятельности. Эти доходы получают все участники производственного процесса - предприятия, наемные работники и государство, которое имеет свою долю, потому что обеспечивает условия для нормального протекания производственного процесса. При этом предприятия имеют прибыль (в СНС это называется оперативная разница или валовая прибыль экономики), наемные работники - компенсации за затраченный труд в виде заработной платы и отчислений на социальное страхование, а государство - налоги на производство.

Процесс образования и распределения первичных доходов отражается в СНС в счете первичного распределения доходов. Этот счет состоит из двух субсчетов - счета образования доходов и счета размещения первичных доходов. Первый из субсчетов показывает, каким образом созданная добавленная стоимость распадается на компоненты первичных доходов, то есть, другими словами, он показывает первичные доходы, которые выплачивает непосредственный производитель, и те доходы, которые остаются у него в виде прибыли. Второй субсчет показывает, сколько первичных доходов приходит в данный институциональный сектор помимо тех, которые оказались в его распоряжении непосредственно в результате собственного производства.

В нашем примере, поскольку домашнее хозяйство не пользуется наемным трудом и не платит налогов на производство, в счете образования доходов мы должны будем показать, что прибыль от производственной деятельности равна добавленной стоимости, то есть 500 усл. единицам. Прибыль, получаемая некорпорированными предприятиями, принадлежащими домашним хозяйствам, в СНС называется «смешанный доход». Смешанным этот доход называется потому, что он содержит в себе как элементы заработной платы, так и элементы прибыли, потому что индивидуальные производители работают сами на себя и вроде как сами себе платят заработную плату.

Основные доходы, получаемые описываемым нами домашним хозяйством, будут отражены в счете распределения первичных доходов, потому что в основном деньги за

рабатывают глава семьи и его супруга.

Супруга получает заработную плату как врач, скажем 3000 усл. единиц в год, плюс еще начисления на социальное страхование - 30. Зато глава семьи, как топ-менеджер получает 24000 усл. единиц (240 - отчисления на социальное страхование). Помимо этого, как совладелец фирмы, он получает часть ее распределяемого дохода, то есть вид дохода от собственности. Пусть это будет еще 20000 усл. единиц. Другой вид полученного домашним хозяйством дохода от собственности - проценты, начисленные на сумму, лежащую на депозитном счете в банке. Это 150 усл. единиц. Еще столько же было получено в виде дивиденда по ценным бумагам. Таким образом, домашнее хозяйство получило за год разнообразных первичных доходов, включая смешанный доход, заработную плату, отчисления на социальное страхование и доход от собственности, на сумму 48070 усл. единиц.

Это солидная сумма, но пока мы не можем сказать, что именно ее исследуемое нами домашнее хозяйство может потратить на собственные нужды. Дело в том, что кроме первичного распределения есть еще вторичное распределение доходов, то есть обмен трансфертами между различными секторами. Если первичные доходы - это, по существу, трансакция, то есть домашние хозяйства продают свой труд, получая в обмен денежную компенсацию, то вторичные доходы - это односторонний поток.

В ходе вторичного распределения домашнее хозяйство получает пенсии неработающих членов семьи пенсионного возраста, стипендию сына-студента и платит подоходный налог, а также взносы на социальное страхование. Правда, на самом деле работники в нашей стране взносов на социальное страхование не платят. За них платит предприятие. Так у нас принято и этот порядок утвержден законом. Но в развитых странах работники сами выбирают пенсионный фонд и страховую компанию, платят туда взносы и получают оттуда трансферты. Поэтому российская статистика, ориентируясь на мировые стандарты, сначала показывает взносы на социальное страхование, которые предприятия реально выплачивают за своих работников в составе заработной платы работников, а потом еще раз показывает их же уже как трансферт от домашних хозяйств фондам социального страхования.

Пусть суммарная пенсия неработающих членов семьи пенсионного возраста равна 3000 усл. единиц. Стипендия молодого человека - 600 усл. единиц. Таким образом, полученные вторичные доходы домашнего хозяйства равны 3600 усл. единиц. Подоходный налог со всех доходов домашнего хозяйства равен 525 усл. единиц. Помимо этого отчисления на социальное страхование, которые мы раньше посчитали в составе первичных доходов, теперь мы должны показать как якобы выплаченные в соответствующие фонды. Отчислений, напомню, было 270 усл. единиц. Таким образом, все вторичные расходы составили 795 усл. единиц. Сальдо вторичных доходов, то есть доходы минус расходы - 2805 усл. единиц. Располагаемый доход нашего домашнего хозяйства, то есть та сумма, которую домашнее хозяйство может потратить на конечное потребление и сбережение, не используя для этого финансовые активы, накопленные за предыдущие годы, равен сумме первичных и вторичных доходов, то есть 48070 + 2805 = 50875 усл. единиц.

На что домашнее хозяйство тратит свои доходы? Прежде всего, на текущее конечное потребление. Люди должны есть, пить, одеваться, ездить на автобусах и летать

л

на самолетах. Причем за все это люди, как правило, платят деньги из своего собственного бюджета. Есть исключения и особые случаи, но мы не рассматриваем их сейчас. Просто мы должны констатировать, что исследуемое нами домашнее хозяйство определенную сумму денег истратило на приобретение товаров и рыночных услуг, предназначенных для конечного потребления.

Сколько же семья потребила? Прежде всего, она, конечно, с удовольствием съела то, что вырастили на даче неработающие члены семьи пенсионного возраста. Вспомним, что стоимость выращенных овощей составила 275 усл. единиц. Конечно, на самом деле никто никому за них не платил, но в СНС принято, что стоимость потребления продукции собственного производства мы должны оценить по средней рыночной цене на эти продукты, то есть мы должны как бы представить, что домашнее хозяйство продало эти овощи само себе.

Кроме того, нам известно, что семья жила в квартире и на даче, то есть как бы оказывала себе услуги по проживанию в собственном жилище. Стоимость этой услуги выше была нами оценена в 450 усл. единиц. Итого, с учетом выращенных овощей, 725 усл. единиц.

Но, конечно, основная часть потребления обеспечивается за счет покупки товаров и услуг. Учитываются все рыночные услуги, включая, например те, которые были потреблены за границей во время туристических поездок. Пусть суммарная стоимость купленных товаров и услуг составила 25000 усл. единиц. Значит, суммарное конечное потребление, включая потребление продукции собственного производства и покупной продукции, составило 25725 усл. единиц.

Дальше следует простой расчет: если располагаемый доход составил 50875 усл. единиц, а расходы на конечное потребление - 25725 усл. единиц, то валовое сбережение домашнего хозяйства составило 25150 усл. единиц.

Показатели, касающиеся конечного потребления, составляют счет использования доходов. Показатель валового сбережения является балансовым показателем этого счета.

Из этой суммы, то есть из суммы валового сбережения, осуществляется накопление институциональной единицы, например жилищное строительство и прирост запасов имущества. Показатели накопления содержит счет капитала. Пусть в текущем году наше домашнее хозяйство жилищного строительства не вело, но стоимость его имущества увеличилось на 20000 усл. единиц. Остается 5150 усл. единиц. Это - чистое кредитование или прирост финансовых активов.

Распределение прироста финансовых активов содержится в показателях финансового счета. Сумма распределилась следующим образом: на 3000 усл. единиц были куплены ценные бумаги, на 1000 усл. единиц увеличился депозитный счет в банке, а 1150 усл. единиц остались на руках в виде прироста наличных денег.

Могло быть и наоборот. То есть располагаемого дохода могло не хватить на текущее потребление и на накопление, например при строительстве нового дома, и тогда пришлось бы «проедать» финансовые резервы прошлых лет - наличные деньги или депозиты или принимать на себя финансовые обязательства, то есть влезать в долги. Тогда итог финансового счета был бы отрицательным и показатель чистого кредитования превратился бы в показатель прироста чистого долга.

Таким образом, на конец года домашнее хозяйство имело нефинансовых активов на сумму 160000 усл. единиц (140000 на начало года + 20000 прироста) и 114150 усл. единиц финансовых активов (109000 на начало года + 5150 прироста) - это показатели таблицы активов на конец года.

Конечно, мы рассмотрели самый простой случай. Мы приняли, что в экономике, в которой существует исследуемое нами домашнее хозяйство, нет инфляции, то есть активы на конец года стоят столько же, сколько они стоили на начало года. Если бы инфляция была, мы должны были бы построить счет переоценки, в котором отразили бы изменение стоимости активов за счет этого фактора. Кроме того, мы приняли, что в течение года дом не сгорел от пожара, а машину не угнали. Если бы пожар, другое стихийное бедствие, война или политический катаклизм, повлекший за собой национализацию либо приватизацию, изменили стоимость принадлежащих домашнему хозяйству активов, пришлось бы строить еще один счет - счет других изменений в активах. Но никаких напастей в этом году не случилось. Поэтому ограничимся только теми счетами, которые были перечислены выше.

Запишем теперь все показатели в табличной форме, то есть в виде тех самых счетов, о которых мы все время говорим. Итак, счета исследуемого нами домашнего хозяйства имеют следующий вид:

1. Счет производства

Использование Ресурсы

Промежуточное потребление 225 Выпуск 725

Добавленная стоимость 500

2. Счет образования доходов

Использование Ресурсы

Оплата труда наемных работников Добавленная стоимость 500

Налоги на производство

Прибыль (смешанный доход) 500

3. Счет распределения первичных доходов

Использование Ресурсы

Смешанный доход 500

Оплата труда наемных работников 27000

Отчисления на социальное страхование 270

Доходы от собственности полученные 20300

Итого первичных доходов 448070

4. Счет вторичного распределения доходов

Использование Ресурсы

Отчисления на социальное страхование выплаченные 270 Первичные доходы 48070

Подоходный налог 525 Пенсии 3000

Стипендии 600

Располагаемый доход 50875

5. Счет использования доходов

Использование Ресурсы

Расходы на конечное потребление 25725 Располагаемый ДОХОД 50875

в том числе: покупка продуктов и услуг 25000

потребление продуктов и услуг собственного производства 725

Валовое сбережение 25150

6. Счет операций с капиталом

Использование Ресурсы

Валовое накопление Валовое сбережение 25150

в том числе: накопление основного капитала

прирост запасов 20000

Чистое кредитование 5150

7. Финансовый счет

Использование Ресурсы

Финансовые активы 5150

наличные деньги 1150

депозиты 3000

ценные бумаги 1000

Балансовая таблица активов

На начало года Счет капитала Финансовый счет Счет переоценки Другие изменения в активах На конец года

Нефинансовые активы 140000 20000 160000

Финансовые активы 109000 5150 114150

ИТОГО 2 3 9000 20000 5150 274150

Вот и все. Домашнее хозяйство, которое мы выбрали для примера, успешно прожило еще один год, а мы также успешно построили его счета. Теперь мы разобрались, какие показатели входят в счета, в какой последовательности они следуют друг за другом и как связаны между собой.

Правда, счета одного только домашнего хозяйства - это еще не национальные счета. Но из счетов отдельных институциональных единиц складываются счета институциональных секторов, а секторальные счета должны слиться в консолидированные. Напомним, что для каждого из секторов составляется полный набор счетов.

Классическая схема представления материала, при которой показатели сводятся в небольшие по размерам счета, не является единственной. Те же показатели могут быть скомпонованы в большую интегрированную таблицу с разбивкой по секторам, которая позволяет очень наглядно иллюстрировать межсекторальные связи и потоки. Любители матричной формы представления данных могут построить соответствующую матрицу, которая в международной практике называется социальная матрица. В любом случае речь идет практически об одних и тех же показателях, которые просто по-разному скомпонованы.

Однако, помимо собственно счетов, хорошо разработанная система должна содержать еще довольно много дополнительных таблиц, которые детализируют показатели национальных счетов, позволяют анализировать их с различных точек зрения. Так, большой интерес представляет, например, отраслевая структура ВВП. Поэтому показатели счета производства можно представить в детальной отраслевой разбивке. Дальнейшим развитием этого направления анализа может стать построение таблиц «Ресурсы - использование» и «затраты - выпуск», а также модель межотраслевого баланса, о котором подробно мы будем рассуждать в одной из последующих лекций.

Очень большое значение имеют таблицы, которые показывают динамику показателей СНС в сопоставимых ценах. Как правило, среди пользователей наибольшей популярностью пользуются те таблицы, которые имеют наибольшую степень детализации индексов, а также соответствующие индексы цен.

Таким образом, современная СНС с одной стороны, основана на достаточно жестком стандарте, с другой стороны - многовариантна. Ее окончательный вид зависит и от конкретных потребностей пользователей, и от квалификации и возможностей компонующих ее статистиков.

Лекция 6. Счет производства.

Показатели счета производства. Выпуск. Особенности методологии определения выпуска в различных секторах и отраслях экономики.

Промежуточное потребление. FISIM. Валовая добавленная стоимость.

Валовой внутренний продукт. Основные и рыночные цены. Потребление

основного капитала.

Рассмотрев в предыдущих лекциях общие принципы построения показателей СНС, а также конфигурацию системы в целом, обратимся теперь к более подробному изучению наиболее важных счетов и показателей в отдельности. Начнем со счета производства.

Счет производства занимает центральное место в СНС по многим параметрам. Прежде всего, он относится собственно к производству, то есть к той части экономического цикла, который создает основу для всех остальных частей - образованию и распределению доходов, потреблению, накоплению. Распределить и потребить можно только то, что произведено, если конечно, не рассматривать серьезно возможность жить всегда в долг. Именно поэтому расчет ВВП производственным методом рассматривается в современной системе национальных счетов как основополагающий.

Так было не всегда и не везде. Многие страны в своих расчетах ВВП идут не от производства, а от доходов или расходов. Например, в США долгое время ВВП производственным методом вообще не рассчитывался. Здесь основу расчетов показателей ВВП составляет метод доходов. Отчасти это связано с тем, что именно по доходам в этой стране собирается самая лучшая информация. Все знают, как серьезно американцы относятся к сбору налогов, а собрать налоги без хорошей информации о доходах невозможно.

В других странах основным методом расчетов ВВП является метод расходов. Как правило, именно этим методом начинают действовать статистики развивающихся стран, когда впервые приступают к составлению национальных счетов. Основу расче- . тов по этому методу составляет информация, собираемая путем обследования домашних хозяйств. Люди, как правило, всегда охотнее рассказывают о своих расходах, чем о доходах. Такие обследования проводятся на выборочной основе и организовать их легче, чем хорошую систему сбора информации от предприятий, необходимую для расчетов по производственному методу.

В нашей стране производственный метод расчета макроэкономических показателей всегда был основным. Экономическую статистику в СССР прежде всего интересовали показатели производства, затем — потребления. Доходы интересовали в последнюю очередь.

С этой точки зрения можно сказать, что СНС-93 ближе к советской статистике, чем к американской. Правда, со всех остальных точек зрения, приоритет американцев очевиден.

Помимо того, что счет производства содержит ключевые показатели системы национальных счетов, он еще и самый трудоемкий из всех счетов. Не будет большим преувеличением сказать, что на составление этого счета обычно затрачивается при-

мерно столько же сил и средств, сколько на составление всех остальных счетов системы.

Но вернемся к показателям счета производства. На этом счете отражается, по существу, только одна операция. Какая-то институциональная единица производит продукты или услущ которые обладают определенной стоимостью. Вместе с тем на производство этих продуктов или услуг были затрачены другие продукты и услуги (например, сырье и транспорт). Разница между стоимостью произведенных продуктов и услуг и стоимостью продуктов и услуг, затраченных на производство, — это добавленная стоимость. Соответственно, показателей в счете тоже только три:

- выпуск, то есть стоимость произведенных продуктов и услуг;

- промежуточное потребление, то есть стоимость затраченных в процессе производства продуктов и услуг;

- добавленная стоимость, то есть разница между двумя перечисленными выше показателями.

Выпуск показывается в ресурсной части счета, промежуточное потребление и добавленная стоимость - в части использования, причем добавленная стоимость - это балансовая статья.

Как и другие балансирующие статьи, добавленная стоимость показывается в счете на валовой (то есть с включением потребления основного капитала) и на чистой (то есть без включения потребления основного капитала) основе. Объяснение последнего, то есть наличия в счетах как валовых, так и чистых показателей вполне утилитарное. В принципе, поскольку добавленная стоимость предназначена для измерения стоимости, вновь созданной в процессе производства, а стоимость потребленного основного капитала только переносится на продукт, но не создается вновь в данном цикле, добавленная стоимость должна измеряться на чистой основе. Однако, как это будет более подробно рассмотрено ниже, потребление основного капитала на практике бывает трудно измерить и не всегда можно дать удовлетворительную оценку его величины. Поэтому очень часто при практическом анализе макроэкономических показателей останавливаются именно на анализе валовой добавленной стоимости как наиболее надежного показателя. Тем не менее система рекомендует и здесь, и в других счетах показывать все балансирующие статьи как на валовой, так и на чистой основе

Счет производства выглядит следующим образом:

Использование Ресурсы

Промежуточное потребление Выпуск продуктов и услуг

Валовая добавленная стоимость

Потребление основного капитала

Чистая добавленная стоимость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим все показатели последовательно. Выпуск исчисляется для всех видов деятельности, включаемых в границы производства. Мы уже говорили об этом достаточно подробно, когда разбирались с общими принципами, положенными в основу СНС. Сейчас вспомним, что в границы производства включается как рыночное, так и нерыночное производство. Причем к рыночному производству относится не только выпуск товаров и услуг, продаваемых на рынке по ценам, сложившимся на основе соот-

ношения спроса и предложения, но также и товары и услуги, производимые и обмениваемые по бартеру, предоставляемые работникам в виде оплаты за труд, производимые и используемые для дальнейшего производства другим заведением в рамках одной институциональной единицы, а также продукты, произведенные и предназначенные для продажи, но не проданные в данном периоде и поэтому направляемые пока в запасы.

Та часть произведенных рыночных товаров и услуг, которая была реализована на рынке в течение исследуемого периода, оценивается по ценам ее фактической реализации, то есть по рыночным ценам. Другая часть оценивается условно, но в основе этой оценки все равно лежат рыночные цены.

Важно помнить несколько общих правил:

1. Временем учета продажи считается время передачи права собственности на продукт, но время производства не всегда совпадает с временем продажи. Выпуск определяется по формуле: выпуск = продажа или иное использование + изменение запасов. Изменение остатков незавершенного производства также относится к запасам оборотных средств.

2. Стоимость продаж определяется суммами, причитающимися к получению производителем, то есть начисленными, а не фактически выплаченными.

3. Когда выплаты производятся в качестве аванса, или платежи не произведены вовремя, суммы не должны включать в себя проценты, штрафы или другие начисления на продавца или покупателя. Такие начисления учитываются как отдельные операции.

4. В том случае, если продукты не были проданы на рынке, а обменены по бартеру, или переданы в форме оплаты труда, или использован^ каким-либо другим способом, то они должны быть оценены по рыночным ценам на данный продукт в тот момент, когда право собственности на них перешло от производителя получателю.

Допустим, предприятие произвело в данном месяце 100 единиц товара. Средняя цена за месяц на данный товар составила 50 рублей за единицу. Средняя цена в следующем месяце поднялась до 60 рублей за единицу. Из 100 произведенных единиц товара в текущем месяце удалось продать только 70, причем деньги были получены за 60. Еще 10 были обменены по бартеру. Остальные 20 единиц пришлось отправить на склад, и они были проданы в следующем месяце, но не по 50, а по 60 рублей за единицу. Зато в текущем месяце были наконец получены деньги за проданные в прошлом месяце изделия, то есть еще 800 рублей. Требуется оценить выпуск в текущем месяце.

На самом деле, несмотря на довольно сложное и запутанное условие, решение у задачки довольно простое: 100 х 50 = 5000 рублей. Именно так оценивается производство в текущем месяце. Все остальные операции найдут отражение в других счетах, но не в счете производства.

Оценка рыночных услуг в принципе не отличается от оценки рыночного производства товаров, с той только разницей, что услуги нельзя направить на склад. Они либо оказываются, либо нет. Поэтому суммы, начисленные покупателями производителям в оплату за услуги, и будут равны стоимости выпуска.

Обратимся теперь к нерыночному производству товаров и услуг. Напомню, что к нерыночному производству относится производство товаров и услуг, предназначенных для бесплатного или почти бесплатного предоставления другим институциональным

единицам, а также для собственного конечного потребления или накопления производителями .

Проблема здесь заключается в том, что если товары и услуги предоставляются бесплатно, не ясно, каким образом должен быть найден денежный, стоимостной эквивалент их выпуска.

Общая рекомендация состоит в том, чтобы оценивать нерыночные товары и услуги по средним ценам на аналогичные товары и услуги, которые являются рыночными. Однако выполнить такую рекомендацию удается крайне редко. Дело в том, что рыночные и нерыночные товары и услуги редко полностью совпадают по всем параметрам. Например, если один и тот же врач оказывает платные и бесплатные услуги пациентам, можно предположить, что качество платных и бесплатных услуг может быть различно. Помимо этого, значительная часть нерыночных услуг по определению не может иметь рыночных аналогов. Например, коллективные услуги, оказываемые правительством или общественными организациями, услуги по национальной обороне и т.д.

Поэтому, наряду с общей рекомендацией имеется еще одна, которая гласит, что если нет возможности подобрать для оценки нерыночных товаров и услуг цены на аналогичные рыночные товары и услуги, их следует оценивать по текущим затратам на их производство. К текущим затратам на производство относятся:

• промежуточное потребление;

• оплата труда работников;

• потребление основного капитала;

• налоги на производство, если таковые выплачивались.

Как видно из приведенного перечня, капитальные затраты, то есть затраты на накопление основного капитала, к текущим затратам не относятся.

Правда, как и в большинстве других правил, в этом правиле есть исключение: закупки вооружений для нужд национальной обороны, военное строительство, если это не строительство объектов двойного (военного и гражданского) назначения, относятся к текущим затратам и включаются, таким образом, в стоимость выпуска обороны

Конечно, нюансы есть всегда. Например, как быть, если государственные учреждения и некоммерческие организации одновременно занимаются рыночным и нерыночным производством. Довольно часто случается, что какое-нибудь государственное учреждение, помимо своей основной деятельности оказывает платные консультации или другие рыночные услуги. Самый распространенный пример - сдача в аренду части занимаемых помещений. За счет этого источника российская наука в трудные для себя времена получает весьма значительные доходы. Каким образом оценивать выпуск в этом случае? СНС рекомендует либо разделять единицы на рыночную и нерыночную и отдельно рассчитывать показатели для каждой из них, либо, если это невозможно, рассматривать рыночное производство как случайную продажу. В этом случае стоимость выпуска всей институциональной единицы будет оцениваться по текущим затратам.

Говоря об оценке выпуска, нельзя не упомянуть о рыночных и основных ценах. Основная цена — это цена производителя без учета налогов и субсидий на продукты, то есть та цена, которую назначил бы на рынке производитель, если бы налогов на продукты и импорт и субсидий на продукты не было бы вовсе. Этот вид оценки применяется в национальных счетах, когда требуется исключить влияние субъективного

фактора (а налогообложение и субсидирование — это субъективные факторы) на структуру производства. Например, на водку существуют очень высокие акцизы, которые относятся к налогам на продукты. Если мы будем оценивать выпуск водки по рыночным ценам, включающим акциз, удельный вес отрасли будет искусственно завышен. Напротив, удельный вес субсидируемых отраслей, например некоторых видов городского транспорта и жилищного хозяйства, неоправданно понизится. Чтобы этого избежать, отраслевую структуру выпуска в счете производства обычно показывают в основных ценах, а чистые налоги на производство и импорт (то есть налоги за вычетом субсидий) добавляют к сумме отраслевых итогов отдельной строкой. Именно таким образом построены практически все публикации Госкомстата России, содержащие отраслевой разрез.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются как затраты на производство. Некоторые затраты появляются снова после того, как они были трансформированы и включены в выпуск продукции. Например, зерно может быть превращено в муку, которая, в свою очередь, будет превращена в хлеб. Другие материалы потребляются или используются полностью, как например топливо. Промежуточное потребление не включает в себя потребление основного капитала.

Для правильной оценки промежуточного потребления необходимо помнить, что и здесь, также как и в других операциях, действует принцип - операция должна оцениваться в тот момент, когда она произведена и по тем ценам, которые существовали на момент осуществления этой операции. Например, если кусок металла был куплен месяц назад за 100 рублей, а пущен в переработку только сегодня, когда аналогичный кусок металла стоит уже 120 рублей, в составе промежуточного потребления он должен быть учтен по цене 120 рублей. Этому правилу с большим трудом удается следовать на практике, но с теоретической точки зрения оно совершенно справедливо.

Некоторые товары и услуги, покупаемые предприятиями, не входят сами напрямую в процесс производства, но потребляются работниками, участвующими в этом процессе. Например, спецодежда или униформа, специальные еда и напитки, необходимые и обусловленные условиями работы, обязательный медицинский осмотр, умывальники, душевые и бани и т.д. Такие товары и услуги должны включаться в промежуточное потребление. С другой стороны, часть товаров и услуг, которые предприятия предоставляет своим работникам, можно трактовать как часть оплаты труда в натуральной форме, и тогда стоимость этих товаров и услуг войдет уже не в промежуточное, а в конечное потребление. На практике бывает достаточно трудно отделить одно от другого, поэтому прибегают к условностям. Принято считать, что если работник может использовать тот или иной товар, полученный на работе в нерабочих целях, например, офицеры могут носить форменную одежду во внеслужебное время, причем добровольно, то это - оплата труда. Если же требование добровольности не выполняется или использование данного товара является непременным условием производственного процесса, то это - промежуточное потребление.

Определенные сложности возникают и при разграничении промежуточного потребления и накопления Например, текущий ремонт машин и оборудования входит в промежуточное потребление. А капитальный ремонт - в накопление. Проблема в том,

что довольно трудно сказать, где заканчивается текущий ремонт и начинается капитальный. Общее правило состоит в том, что, если в результате ремонта меняются технические параметры машины или продлевается срок ее работы против нормативного, то это - капитальный ремонт. Однако на практике применить этот простой критерий часто бывает невозможно уже потому, что предприятия не хотят платить дополнительные налоги и всегда, если это только возможно, спишут на текущие затраты любой ремонт - капитальный или некапитальный.

Трудности могут возникнуть при отнесении к промежуточному потреблению некоторых видов исследовательских работ. Например, научные исследования, если они направлены на перспективу, относятся к инвестициям в нематериальные активы. С другой стороны, если речь идет, например, о текущих маркетинговых исследованиях, то их можно отнести к промежуточному потреблению. На практике ввести четкий критерий для разграничения подобных затрат бывает достаточно трудно. Поэтому условно все услуги по текущим конструкторским изысканиям, обучению персонала, исследованию рынка рассматриваются как промежуточные затраты, хотя некоторые из них могут принести выгоду в будущем. Закупки вооружений для нужд обороны рассматриваются как промежуточное потребление.

Прежде чем перейти к рассмотрению добавленной стоимости хотелось бы вернуться немного назад и коснуться одного тонкого вопроса — расчета стоимости услуг банковского сектора и использования стоимости этих услуг в качестве промежуточного потребления другими отраслями.

Банк является финансовым посредником. Главная его функция - помочь инвестору и инвестируемой институциональной единице найти друг друга. То есть банк аккумулирует деньги, принимая на себя финансовые обязательства, а потом инвестирует их, используя как собственный финансовый актив. В качестве платы за выданные им кредиты банк берет определенный процент. В то же время часть этой суммы он вынужден будет отдать своему собственному вкладчику, то есть тому, кому на самом деле принадлежат инвестируемые банком финансовые активы. Разницу между процентами, получаемыми банком за выданные им кредиты, и процентами, которые сам банк должен выплатить, в СНС называют условно исчисленной продукцией финансовых посредников. Английская аббревиатура этого длинного выражения — ИБШ. Именно ИБШ составляет основную часть стоимости выпуска финансового сектора. Плюс, конечно, стоимость собственно оказываемых финансовыми учреждениями рыночных услуг - платы за инкассацию, ведение счетов, консультации и т.д.

Стоимость выпуска банковского сектора довольно трудно рассчитать, но еще труднее разобраться с тем, кто потребляет эти услуги. Очевидно, что потребляют клиенты банков, причем как вкладчики, так и инвестируемые предприятия. Но отношения всех трех контрагентов в этой ситуации бывают весьма запутаны, в каких соотношениях они делят между собой доходы - тоже не вполне ясно, и совсем уже тяжело предложить конкретную статистическую процедуру распределения Е1Б1М между потребителями этой условной услуги.

Было бы довольно тяжело объяснить это здесь, тем более что сами статистики -авторы СНС еще до конца не решили, как можно провести эту операцию. Поэтому для распределения условно исчисленной величины услуги финансовых посредников все

страны, включая Россию, применяют еще более условную процедуру. Договорились, что вообще не будут распределять величину ЕГБШ между промежуточным потреблением отдельных отраслей. Всю стоимость выпуска услуг банков списывают на промежуточное потребление некой условной отрасли, которой на самом деле не существует.

Прямое следствие этой операции состоит в следующем. Стоимость выпуска услуг финансовых посредников оказывает влияние на структуру добавленной стоимости, а значит и ВВП, но никак не влияет на его номинальное и реальное значение. Это довольно трудно понять, не занимаясь специально теорией и практикой расчетов показателей национальных счетов, но это действительно так. Деятельность банков численно не меняет ВВП, потому что вся стоимость их услуг автоматически списывается в промежуточное потребление придуманной условной отрасли и поэтому не доходит до добавленной стоимости. Очень многие известные экономисты ошибались подобным образом, рассуждая о влиянии развития банковского сектора на динамику ВВП России и даже ссылаясь на якобы произведенные ими расчеты.

Валовая добавленная стоимость, как уже отмечалось, рассчитывается как разница между показателями выпуска и промежуточного потребления. Очень важно то, что сумма валовой добавленной стоимости по всем отраслям экономики дает величину валового внутреннего продукта - важнейшего макроэкономического показателя Можно достаточно долго рассуждать об аналитической пользе этого показателя, и мы еще сделаем это в другой лекции, здесь же отметим только, что считать его при условии, что правильно рассчитаны показатели выпуска и промежуточного потребления, совсем не трудно.

Гораздо труднее рассчитать показатель потребления основного капитала. Суть этого расчета должна сводиться к следующему: в отличие от промежуточного потребления, когда сырье и материалы, а также некоторые услуги целиком в течение одного производственного цикла переносят свою стоимость на стоимость выпуска, элементы основного капитала переносят свою стоимость на продукт частями. Требуется определить, какую именно часть своей стоимости перенесли элементы основного капитала на продукт в течение данного производственного цикла. Совершенно ясно, что точно это посчитать невозможно. Требуется вводить определенные условности.

Прежде всего, для расчета потребления основного капитала хочется использовать величину начисленной амортизации. Но не надо забывать, что амортизация - это бухгалтерский показатель, предназначенный, прежде всего, для целей налогообложения. То есть, во-первых, он рассчитывается на основании балансовой, а не среднегодовой стоимости основных фондов, во-вторых, он рассчитывается с использованием довольно условных коэффициентов амортизации, в-третьих, предприятиями могут применяться различные приемы вроде ускоренной амортизации, которые вполне логично выглядят в общем контексте налогообложения, но ничего общего с потреблением основного капитала не имеют.

На практике показатели амортизации, конечно после внесения в них самых очевидных поправок для исчисления потребления основного капитала, применять приходится. Точнее, применяется не сам показатель амортизации, а коэффициенты амортизации, которые накладываются на величину среднегодовой стоимости основного капи-

тала. Проблема, однако, во многом как раз и сводиться к корректному определению этой самой среднегодовой стоимости.

В мире для этих целей строят специальные модели, которые называются моделями непрерывной переоценки. У нас таких моделей пока нет. Но, даже если бы они и были, проблему условности расчета показателя потребления основного капитала это до конца никак не снимет.

Именно поэтому, повторюсь, СНС рекомендует всюду, где это возможно, строить как валовые так и чистые показатели, то есть показатели, как учитывающие, так и не учитывающие потребление основного капитала. И, по-видимому, совсем не случайно, что показатель ВВП — валовой показатель, что исключает возможность влияния на него возможной ошибки при исчислении потребления основного капитала.

* * *

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методологические положения по статистике. - М.: Госкомстат России,

1996.

2. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа. / Под ред. Иванова Ю.Н. - М.: Финстатинфарм, 1996.

3. Рябушкин Б.Т., Хоменко Т.А. Система национальных счетов. - М.: Финансы и статистика, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.