Научная статья на тему 'ЛЕКСИКОН НОВЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР: ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО НЕФОРМАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ'

ЛЕКСИКОН НОВЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР: ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО НЕФОРМАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежная субкультура / неформальные художники / сленг субкультуры / фразеологизм / цифровое рисование / youth subculture / informal artists / subculture’s slang / phraseologism / digital drawing

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочелаева Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются тематические доминанты и способы пополнения лексикона новой молодежной субкультурынеформальных художников – артеров. Приводятся основания, на которых субкультуру можно считать виртуальной, показана ее специфика, отражающаяся в лексике и фразеологии. Выделены тематические группы лексикона – наименования собственно сообщества, его представителей – художников, рисунка и этапов его создания, используемых материалов, инструментов. Большое внимание уделено субкультурным наименованиям, относящимся к основным художественным техникам – цифровому и «традиционному» рисованию. Показаны как нейтральные (в большей степени заимствованные из английского языка), так и эмоционально окрашенные сленгизмы. Фразеологические обороты также объединены в группы по денотативной соотнесенности с действующим субъектом, процессом рисования и оценкой результата. Даны толкования лексических и фразеологических единиц, приводятся примеры их функционирования в речи. Выявлен тематический параллелизм лексикона артеров и других творческих субкультур. Результаты исследования могут быть использованы при исследовании динамики языка молодежи и функционирования и эволюции молодежных субкультур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEXICON OF NEW YOUTH SUBCULTURES: INTERNET COMMUNITY OF INFORMAL ARTISTS

The article analyzes the thematic dominants and replenishment sources of the lexicon of a new youth subcultureinformal artists. Author gives the reasons to consider it virtual, shows its specificity, reflected in vocabulary and phraseology, groups the lexicon units thematically – the names of the community itself; its representatives – artists; drawing and stages of its creation; materials and tools used. Much attention is paid to subcultural names related to the main artistic techniques – digital and "traditional" drawing. Both neutral (mostly borrowed from English) and emotionally marked slangisms are shown. Phraseological combinations are also grouped according to their correlation with the acting subject, the drawing process and the result evaluation. The definitions of lexical and phraseological units are given, alongside the examples of their functioning in speech. The thematic parallels of the lexicon of artists and other creative subcultures are elicitated. The results of this study can be used to explore the dynamics of youth language and the functioning and evolution of youth subcultures.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИКОН НОВЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР: ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО НЕФОРМАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ»

ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.1(52).156-167 Специальность ВАК: 5.9.5

УДК 811.161.1'276.3-053.6 ГРНТИ 16.21.27

Кочелаева И. С.

ЛЕКСИКОН НОВЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР: ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО

НЕФОРМАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются тематические доминанты и способы пополнения лексикона новой молодежной субкультуры - неформальных художников - артеров. Приводятся основания, на которых субкультуру можно считать виртуальной, показана ее специфика, отражающаяся в лексике и фразеологии. Выделены тематические группы лексикона - наименования собственно сообщества, его представителей -художников, рисунка и этапов его создания, используемых материалов, инструментов. Большое внимание уделено субкультурным наименованиям, относящимся к основным художественным техникам - цифровому и «традиционному» рисованию. Показаны как нейтральные (в большей степени заимствованные из английского языка), так и эмоционально окрашенные сленгизмы. Фразеологические обороты также объединены в группы по денотативной соотнесенности с действующим субъектом, процессом рисования и оценкой результата. Даны толкования лексических и фразеологических единиц, приводятся примеры их функционирования в речи. Выявлен тематический параллелизм лексикона артеров и других творческих субкультур. Результаты исследования могут быть использованы при исследовании динамики языка молодежи и функционирования и эволюции молодежных субкультур.

Ключевые слова: молодежная субкультура, неформальные художники, сленг субкультуры, фразеологизм, цифровое рисование.

Для цитирования: Кочелаева И. С. Лексикон новых молодежных субкультур: интернет-сообщество неформальных художников // Ученые записки НовГУ. 2024. 1(52).156-167. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.1(52). 156-167

Лексикон современных интернет-сообществ все активнее исследуется как в русле общих языковых и социокультурных тенденций [Михайличенко, 2016; Данилова, Рябов, 2013; Какорина, 2007], так и с целью выявления специфики интернет-коммуникации в самых разных группировках пользователей: деструктивных интернет-сообществах [Орлов, 2021; Козлова, 2023], материнских интернет-форумах [Клименко, 2021], виртуальных субкультурах («граммар-наци» [Костикова, Григорян, 2022], «фанфикшен» [Платонова, Сайкина, Хусаинова, 2020]), музыкальных (кей-поп, хип-хоп) и спортивных (футбольные фанаты) субкультурах, студенческих сообществах [Андреев, Дмитриева, Никитина, 2023], гендерных радикальных интернет-сообществах [Красиков, 2020], этнических интернет-группах [Ягафова, 2023].

Именно молодое поколение наиболее активно дополняет реальное общение виртуальным, используя социальные сети, где согласно интересам пользователей формируются группы различного масштаба - достаточно устойчивые сетевые сообщества (виртуальные комьюнити), которые можно характеризовать как виртуальные молодежные субкультуры [Курбатов, Волков, Воденко, 2019, с. 88]. Их можно определить как формальные (официальные структуры, деятельность которых обычно направлена на социально значимые цели), либо неформальные (возникают самостоятельно, представляют собой форму коллективной самодеятельности по интересам и предпочтениям, часто противопоставлены традиционной культуре и общепринятым нормам) [Курбатов, Волков, Воденко, 2019, с. 91]. И те, и другие формирования порождают особый языковой код, отражающий интересы

современной молодежи, обеспечивающий ее потребности (общение, самовыражение, поиск единомышленников). В данной статье в лингвистическом и социокультурном аспекте рассматривается пример неформальной интернет-субкультуры.

В настоящее время в интернет-среде пользуется популярностью субкультура художников, или арт-субкультура, арт-комьюнити. Она объединяет людей, занимающихся рисованием на уровне увлечения или, реже, способа заработка. Значительную часть этого сообщества составляют непрофессиональные художники, однако присутствуют и те, кто получил или получает образование в профильных учебных заведениях. К участникам субкультуры можно применить наименования: интернет-художники, неформальные художники, интернет-иллюстраторы, артеры. Также к арт-субкультуре примыкают зрители, не занимающиеся рисованием самостоятельно, но интересующиеся творчеством других и вникающие в творческий процесс.

Арт-субкультуру можно причислить к виртуальным, поскольку соцсети позволяют показывать результаты своего труда тем, для кого недоступно участие в выставках. Сеть способствует творческому развитию пользователя, давая возможность не только создать, но и быстро распространить результаты своего творчества на большую аудиторию [Косякова, Ткачева, 2017, с. 20]. Этой возможностью и пользуются художники-непрофессионалы, невхожие в официальные творческие круги и объединения, особенно создатели цифровых работ, не имеющих физического оригинала. Творческая активность в социальных сетях развивается в различных группах художников, где через свое творчество молодые люди проявляют свою активность [Курбатов, Волков, Воденко, 2019, с. 92]. Русскоязычные группы артеров появляются прежде всего в соцсети «ВКонтакте», мессенджере «Telegram» и на видеохостинге «YouTube» (эти интернет-платформы и стали источниками нашего материала: далее ВК, ТГ, YT). Публичные страницы (паблики), блоги и каналы могут принадлежать отдельным личностям, показывающим свою творческую жизнь, или создаваться группой лиц в целях формирования сообщества: здесь можно выкладывать свои работы, участвовать в общей активности для саморазвития (арт-челленджах), находить материал для вдохновения (все это собирают и организуют администраторы групп). Так появились понятия арт-паблик, арт-блог (и арт-блогер), арт-канал и даже арт-Ютуб (художественное сообщество площадки «YouTube»), арт-Телеграм (то же в «Telegram»). Именно они дают почву для изучения мировоззрения неформальных художников и их лексики.

Важный аспект картины мира этой субкультуры - отличные от традиционной академической школы подходы и даже некоторое противопоставление себя академистам, несколько пренебрежительное отношение к правилам. Больше, чем соответствие рисунка определенным канонам, ценятся собственный стиль, оригинальность задумки, необычное исполнение.

Творчество представителей субкультуры чаще всего подразумевает рисование не пейзажей или натюрмортов с натуры, а персонажей в каких-либо ситуациях. В связи с этим расширило свое значение слово иллюстрация - для арт-субкультуры оно обозначает не только рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение

или поясняющий содержание [Кузнецов, 2000], но и в целом изображение некой ситуации, имеющей сюжетный смысл. Современные исследователи художественной интернет-среды отмечают, что иллюстрации получили большую самостоятельность как художественные произведения. Они все так же связаны с каким-либо сюжетом, информацией, призваны облегчать восприятие какой-либо идеи, но между тем изображение уже не настолько подчинено тексту. Иллюстрация может быть легко воспринята самостоятельно, без наличия текста, а иногда способна и полностью замещать собой текст [Пешина, 2018]. Также для иллюстрации характерны небольшой формат и использование графических материалов и техник.

Отметим, что, поскольку творчество представителей арт-субкультуры предполагает воплощение собственной идеи и рисование с нуля (из головы), как недопустимые оцениваются срисовывание (срисовка), рисование поверх фотографии или другого рисунка (обмазка, фотообмазка / фотообмазон), обведение контура фотографии или другого рисунка (обводка). Два последних способа возможны при использовании техники цифрового рисования, которую называют диджитал (англ. digital - 'цифровой, электронный') или дидж; а также CG (англоязычная аббревиатура: computer graphics, т.е. компьютерная графика) или ее русскоязычная транскрипция -сиджи; используется наименование цифра.

Поскольку электронные способы создания изображения являются инновационными, прежние техники с использованием карандашей, красок, бумаги и т.д. стали называться традиционными, как и сами эти материалы. В языке интернет-художников это прилагательное используется в англоязычном варианте: традишинал (англ. traditional - 'традиционный'), отсюда - сленговое традишка (иногда традиша или традиш). Некоторые художники выбирают для себя одно направление -исключительно цифровое или традиционное - и имеют низкий навык в противоположном, мало знаний о его приемах и материалах; другие успешно пользуются обоими способами. Порой в интернет-обсуждениях возникают споры о том, какая из техник лучше, и нередко участники проявляют снобизм, защищая более близкое для себя направление. Так, работы, выполненные в диджитале, называют «бездушными», не несущими художественной ценности, а технику традишки -устаревшей, излишне затратной по усилиям, пространству и материально. Достоинствами цифрового рисования признаются легкость исправлений, широкий выбор инструментов в компьютерной программе; «традиционного» - удовольствие от использования «живых» материалов и ощущение «теплоты» ручной работы.

От названий направления образуются и наименования художников: тех, кто использует цифровые техники, называют диджиталистами, цифровиками, сиджишниками. Для «традиционных» художников существуют обозначения традишник, традиционалист. Основное общее название для представителя субкультуры - артер, созданное от корня арт- (англ. art - 'изобразительное искусство') присоединением заимствованного суффикса -ер. Это слово ошибочно принимается за англоязычное заимствование: в английском языке художнику соответствует artist, однако оно не используется артерами, вероятно, из-за сходства с общеупотребительным артист. Кроме этого, в речи представителей субкультуры фигурируют сленговые наименования рисуйщик, рисовака. Они имеют скорее

пренебрежительную коннотацию и употребляются комментирующими в обсуждениях, а также художниками по отношению к самим себе в качестве самоиронии.

Центральное место в поле деятельности артеров занимает, разумеется, продукт творчества - рисунок. Нейтральное название законченного рисунка - арт (англ. art). Первоначально оно применялось к работам, выполненным в диджитале, как соответствующее чему-то более современному, а «традиционные» произведения по-прежнему именовались рисунками. Однако постепенно слово арт более прочно вошло в лексикон субкультуры и стало общим. Для обозначения небольших рисунков или набросков существуют слова порисулька, почеркушка (часто в форме множественного числа, также: порисули, почеркули). Они используются для выражения иронии или самоиронии, могут употребляться и как обозначение рисования как занятия. Ср.: Покажу вам порисульки [рисунки] за вчера и сегодня (ВК, 2022); Мама считает, что я должна медиком стать, а порисульки [занятие рисованием] - это несерьезно (YT, 2023).

Завершенный и проработанный рисунок называется «полноценным», или полноценкой. Особенно часто это слово употреблялось на заре развития субкультуры, когда критерии признания рисунка полноценным были очень строгими - так называли только работы крупного формата с высоким уровнем детализации, с тщательной тоновой и цветовой обработкой, с выраженным сюжетным наполнением. Со временем подход сменился: каждый вправе самостоятельно определять степень завершенности работы в рамках собственного стиля и техники.

Три составляющие готового рисунка - это подготовительный эскиз, контур, нанесение цвета. В сленге неформальных художников они получают наименования: скетч (англ. sketch - 'набросок, эскиз, зарисовка') - предварительный набросок для визуализации идеи, композиции; готовый небольшой рисунок без тщательной проработки; тонкий, слабо заметный рисунок на чистовом листе для будущей полноценки; лайн (англ. line - 'линия') - контур всех деталей, нарисованный поверх скетча контрастным цветом); покрас (этап или процесс нанесения цвета на рисунок поверх скетча и/или лайна). Скетч и лайн также могут считаться названиями этапа или процесса соответствующей части работы: на этапе скетча, в процессе лайна. Некоторые художники пропускают лайн в своей технике - не наносят четкий контур на изображение - или выполняют его после покраса. Делать это можно разнообразными способами: чернилами или тушью с помощью пера, перьевой ручки, кисти; тем же материалом, которым произведен покрас: акварелью, гуашью и т.д. с помощью кисти, а также - специальным инструментом: капиллярной ручкой с тонким наконечником, которая называется линер (более часто) или лайнер (скорее всего, наименования образованы от линия или лайн соответственно, ср.: в английском языке liner имеет другое значение, однако есть fineliner, которое обозначает именно такую ручку и является новым, возможно, и оно стало исходным для усечения.

Отметим, что все это характерно не только для «традиционных» техник, но и для цифрового рисования, в котором, однако, используются и собственные уникальные инструменты. Прежде всего, это графический планшет, или просто планшет. Более ранняя его версия, на данный момент считающаяся устаревшей, - планшет без экрана,

который подсоединяется к компьютеру. Пользователь водит специальной ручкой (она называется перо) по рабочей поверхности планшета, а процесс рисования и управления программой отображается на экране компьютера. Субкультурное наименование такого планшета - доска (он выглядит как прямоугольная дощечка из пластика однородного цвета). Новые модели, ставшие в последнее время очень популярными - так называемые экранные планшеты, или экранники. Внешне они напоминают планшетные компьютеры, а рисование осуществляется также с помощью ручки (ее чаще называют стилус) прямо на экране, что делает процесс похожим на «традиционную» технику.

Кроме графического планшета, художнику необходима компьютерная программа для рисования. Их сленговые названия происходят от официальных: редактор «Paint Tool SAI» называют саи, «Krita» - крита, «Procreate» - прокриэйт / прокриейт и т.д.

Использование наименований фирм-производителей материалов и инструментов в сленговой номинации - частый способ образования субкультурных лексических единиц. Например, графический планшет фирмы «Wacom» называют ваком. Карандаши фирмы «Faber-Castell» и ее линеек «Polychromos», «Albrecht Dürer»; «Derwent» - это соответственно фаберы, полихромосы, дюреры, дервенты. Художественные маркеры компании «Copic» - копики, акварель «Winsor&Newton» -винзор.

Заслуживает внимания не только лексика, свойственная данной субкультуре, но и отражающие ее мировоззрение фразеологизмы - устойчивые, образные, эмоционально заряженные обороты, используемые для краткой, яркой, эмоциональной оценки происходящего [Атарщикова, Калитвенцева, Головченко, 2017, с. 1]. Известно, что их употребление характерно в большей степени для устной речи, общение же виртуальной субкультуры художников происходит главным образом в письменном виде - это записи (посты) и комментарии в социальных сетях. Однако язык интернет-коммуникации, как известно, сохраняет разговорные черты, представляет собой смешение литературного и разговорного вариантов языка, характеризуется наличием иноязычных и просторечных экспрессивных элементов [Косякова, Ткачева, 2017, с. 20]. Сленг арт-сообщества также характеризуется наличием образных, экспрессивных устойчивых сочетаний разной степени идиоматичности. Следует отметить, что некоторые из примеров скорее можно считать частотными образными словосочетаниями, чем собственно фразеологизмами.

Устойчивые обороты в языке субкультуры можно соотнести с использующим их говорящим - художником или зрителем (зрителем становится и художник, оценивающий работы других авторов).

Образные обороты речи художников можно классифицировать тематически: это наименования, относящиеся к процессу или результату творчества. При описании собственной творческой работы художники часто говорят о препятствиях или трудностях на трех этапах деятельности: этап, предшествующий процессу рисования, непосредственно процесс работы над рисунком и этап оценки результата. Примером описания первого этапа является фразеологизм страх белого / чистого листа, т.е. боязнь приступить к работе, неспособность оценить рабочее пространство бумаги и

сделать первое движение: Чтобы побороть страх белого листа, попробуйте залить его краской, поиграть с эффектом брызг, соли. Он больше не белый, его уже не страшно испортить (ВК, 2023).

На уровне процесса рисования художники сталкиваются со следующими трудностями: глаз замылился / проблема замыленного глаза, что означает привыкание к предмету рисования и потерю способности замечать недостатки: Хотела закончить за один день, но пришлось отложить на завтра, глаз замылился, ничего уже не воспринимает (ВК, 2021). В процессе я постоянно переходила от одной части к другой, так что проблема замыленного глаза почти не возникала (УТ, 2020).

Другое препятствие возникает при переходе от карандашного рисунка к работе красками: скетч поплыл. Слово скетч в данном случае означает первоначальный рисунок карандашом на чистовом листе. При покрытии красочным слоем этот рисунок может смазаться или стать менее заметным, из-за чего художник не может больше на него опираться при проработке деталей, повышается вероятность ошибок: Первоначальный скетч получился удачным и очень нравился мне, но под акварелью он уже немного поплыл, и получилось не совсем так, как задумывалось (УТ, 2023).

Далее появляется оценка художником собственного результата и недостатка, который для сторонних зрителей может быть неочевиден: замылить (иногда замучить) рисунок. Речь идет о чрезмерной проработке, из-за которой пропадает ощущение легкости, «воздушности», «звонкости» рисунка: Стремясь к идеалу, следите за тем, чтобы вовремя остановиться. Иначе вы рисунок замылите, и будет он у вас «замученный», перестанет «дышать» (ВК, 2021).

Еще одно выражение употребляют художники в качестве оправдания неудач в достижении наилучшего результата: у меня лапки. Здесь происходит сравнение человека с домашним котом: а) человек как бы имеет вместо рук конечности животного, что не позволяет им исполнять требуемые функции; б) снимается ответственность, т.к. к животному не предъявляется требований. Это устойчивое словосочетание используется и в общемолодежном современном языке для оправдания за неспособность что-либо сделать или в чем-либо разобраться (приготовить пищу, исправить неполадки в технике, освоить компьютерную программу). У интернет-художников оно обозначает якобы неумение держать рабочий инструмент, из-за чего рисунок не получается таким, каким его хочет видеть автор: Я тут пыталась в перспективу, но у меня лапки, поэтому затея провалилась (ТГ, 2022). Такое употребление общемолодежного фразеологизма в характерных для данной субкультуры ситуациях позволяет говорить о том, что его значение начинает специализироваться.

Для субкультуры художников ключевую роль играет возможность показывать свое творчество широкой публике с помощью Интернета. Реакция зрителей в этом случае может быть положительной и отрицательной, однако негативное комментирование дает больше возможностей обнаружить образные сочетания. Так, к технической стороне рисунка относится негативно оценочное пропорции поплыли, характеризующее конструктивную базу работы, когда, например, при изображении человека смещаются черты лица или пропорции тела: Неплохо, но пропорции поплыли куда-то, анатомию изучайте (ВК, 2020).

Следующий недостаток проявляется в основном при рисовании с помощью цифровых устройств и касается нанесения цвета: мыльные тени. В процессе придания предмету объема художник может излишне сгладить границу между тенью, полутенью и светом, так что изображение будет выглядеть лишенным текстуры, размытым внутри контура. Очевидно, эта нечеткость, ощущение расфокусированности ассоциируется с мылом, чем-либо мыльным: Покрас грязный, тени мыльные, автору совет: поработай над светотенью (В^ 2022).

Еще одно замечание касается скорее эстетической привлекательности рисунка, его аккуратности: волосатый лайн. Слово лайн, как уже отмечалось, означает в языке неформальных художников контур нарисованного предмета. Его создание требует усидчивости и терпения, иначе при слишком резких движениях рисующий может выходить инструментом за нужную границу, отклоняясь от нее, и тогда от основной линии ответвляются небольшие черточки, похожие на волоски, придающие ей вид «ворсистости». Лайн волосатый получился, неаккуратно смотрится (ВК, 2023).

Зрители склонны не только указывать художнику на кажущиеся объективными недостатки и ошибки, но и выражать свое эмоциональное состояние после увиденного рисунка с помощью экспрессивных выражений, например: кровь из глаз. Таким образом зритель говорит о крайне низком уровне исполнения, о нарушенных нормах изображения - неправильных пропорциях, резкой цветности - которые как бы наносят рану его глазам, причиняют боль: Помогите кто-нибудь, у меня кровь из глаз течет от такой анатомии (YT, 2022).

Фраза мыло в глаз попало передает неприятное впечатление от нечетких, размытых теней (мыла): комментирующий, фигурально выражаясь, намекает, что его раздражает «мыло», свойственное данному рисунку: Ууу, в тенях мыла сколько, аж в глаз попало (ВК, 2023).

Для представителей субкультуры важно постоянно повышать свой уровень. Для отображения этой субкультурной идеи используется общеупотребительное набить руку и схожее с ним по значению выпрямить руки, свойственное именно художникам. Он противопоставлен сочетанию кривые руки, которое в сленге артеров обозначает неумелого художника. «Кривые» руки нужно «выпрямить», т.е. приобрести достаточное количество опыта и профессиональных знаний. Словосочетание прямые руки, таким образом, относится к тем, кто обладает высоким уровнем навыков рисования и вызывает благодаря этому уважение: Чтобы такое нарисовать, мне надо выпрямить руки сначала (В^ 2022). Вот это я понимаю - сразу видно, руки у

художника прямые (ТГ, 2023).

Bit w значении повысить уровень навыков художники используют и устойчивое

выражение, пришедшее в общемолодежный сленг из лексикона геймеров (любителей

компьютерных игр) - прокачать скилл с заимствованным из английского языка skill -

'навык': Участие в этом челлендже поможет развить привычку рисовать каждый

день и, конечно, прокачать скилл (ВК, 2022).

Следует упомянуть еще одно словосочетание, относящееся к стереотипам о процессе рисования с помощью цифровых средств: кнопка «сделать красиво». Интернет-иллюстраторы употребляют его, говоря о восприятии их творчества людьми, не входящими в субкультуру и не разбирающимися в инструментах и различных

деталях. Под кнопкой «сделать красиво» подразумевается кажущаяся легкость рисования в компьютерной программе, в отличие от работы «традиционными» материалами (карандашом, красками и т.п.): Обычно люди думают: если ты на компе рисуешь, у тебя там кнопка есть - «сделать красиво!». И ничего уметь не надо, ничему учиться не надо (ВК, 2021). Нет у нас никакой волшебной кнопки «сделай мне красиво», неужели кому-то непонятно (ТГ, 2023).

Таким образом, ключевым фактором существования виртуальной субкультуры неформальных художников является возможность для каждого, вне зависимости от образования или уровня навыка, демонстрировать свое творчество и получать внимание аудитории. Такую возможность предоставляет сеть Интернет, посредством которой в основном и происходит общение участников, представляющее собой обсуждения художественных материалов, идей рисунков, процесса работы и обучения. Немаловажной частью подобных обсуждений являются комментарии, содержащие объективную оценку и субъективное, личное мнение. Поскольку в общении неформальных художников уже функционирует множество характерных слов и выражений (по нашим данным, их более 150), можно говорить о сформированном и постоянно пополняющемся лексиконе арт-субкультуры.

Что касается тематики лексикона артеров, то она определяется спецификой субкультурной деятельности и обнаруживает параллелизм с другими творческими субкультурами [Андреев, 2010, 2011, 2015], где тематическими доминантами являются: деятель, процесс деятельности, инструменты деятельности и ее результаты.

Среди способов номинации, используемых артерами, наряду с традиционными для молодежных субкультур заимствованиями из английского языка и суффиксальным словообразованием на исконном и заимствованном материале, можно отметить характерную для данной субкультуры специализацию значений общенародных слов и фразеологизмов.

Результаты исследования лексикона артеров, представленные выше, могут использоваться при изучении динамики языка молодежи, функционирования молодежных субкультур, при разработке словарей молодежного сленга. В качестве перспективы исследования намечен углубленный анализ лексико-фразеологического запаса данной субкультуры с привлечением более обширного материала и его лексикографической интерпретацией.

Литература

Андреев В. К. (2010). Язык русского граффити - английский или русский? Вестник Волгоградского

государственного университета. Серия 2: Языкознание, 1 (11), 80-85. Андреев В. К. (2011). Номинационная деятельность как лингвокреативная составляющая современной молодежной культуры хип-хоп. Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. Т. 2, 4, 261-265.

Андреев В. К. (2015). Флэшмоб-культура и ее отражение в субкультурном лексиконе. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 1, 149153.

Андреев В. К., Дмитриева С. О., Никитина Т. Г. (2023). Динамика лексикона молодежных субкультур (по материалам интернет-форумов). Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. Т. 22, 2, 36-48.

Атарщикова Т. Н., Калитвенцева А. А., Головченко А. Н. (2017). Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности. Молодой ученый, 22.1, 1-3.

Данилова А. С., Рябов С. В. (2013). Роль языка интернет-сообщества в процессе глобализации. Ученые записки Ульяновского государственного университета, 1 (17), 121-123.

Какорина Е. В. (2007). Язык интернет-сообществ. Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий. Megaling. Материалы международной научной конференции (Киев, 19-20 ноября 2013 г.). 217-218.

Клименко Н. С. (2021). Язык материнских интернет-форумов как проявление фемининной субкультуры XXI века. Культура и текст, 2 (45), 227-233.

Козлова И.В. (2023). Подростки и насильственный экстремизм в интернет-пространстве. Социология и право. Т. 15, 3, 345-354.

Комишка, традишка, коллаб: терминология современного художника. URL: https://ficwriter.info/stati/61-kak-opublikovat-knigu-q/oformlenije-q/7233-modern-artist-terminology.html (дата обращения: 30.11.2023).

Костикова Ю. В., Григорян М. И. (2022). «Граммар-наци» как представители интернет молодежной субкультуры. Социология, 1, 193-198.

Косякова Я. С., Ткачева В. Р. (2017). Языковая личность в Интернете. Молодой ученый, 22.1, 19-22.

Красиков В. И. (2020). Гендерная ненависть в рунете: маскулисты и радфемки. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. Т. 4, 3 (15), 235-244.

Кузнецов С.А. (сост. и гл. ред.) (2000). Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1536.

Курбатов В. И., Волков Ю. Г., Воденко К. В. (2019). Молодежная субкультура в сетевых сообществах: приоритеты молодежи в социальных сетях и трансформация социально-информационного поведения. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 10, 87-97.

Михайличенко Е. С. (2016). ^циальные сети как особый вид интернет-коммуникации: лексический аспект. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. Т. 2 (68), 1, 166-171.

Орлов И. А. (2021). Язык деструктивных интернет-сообществ в юрислингвистическом аспекте. Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы XLV научно-практической конференции, посвящённой 25-летию Миасского филиала Челябинского государственного университета (Миас, 21 апреля 2021 г.). 292-296.

Пешина Ю. С. (2018). Современная иллюстрация в контексте развития цифровых технологий. Цифровая культура открытых городов: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Екатеринбург: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт), 426-432.

Платонова Е. В., Сайкина В. В., Хусаинова Д. В. (2020). Жаргон субкультуры фанфикшен. Современные исследования социальных проблем. Т. 12, 4-3, 170-182.

Словарь художника. [Электронный ресурс]. URL: https://pixel.one/educational-artides/109/slovar-hudozhnika (дата обращения: 30.11.2023).

Ягафова Е. А. (2023). Этническая идентичность в глобальной сети: чувашские группы в социальной сети «Одноклассники». Социально-экономический и гуманитарный журнал, 4 (30), 241-250.

References

Andreev V. K. (2010). Yazyk russkogo graffiti - angliyskiy ili russkiy? [The language of russian graffiti - English or Russian?] Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie, 1 (11), 80-85.

Andreev V. K. (2011). Nominatsionnaya deyatel'nost' kak lingvokreativnaya sostavlyayushchaya sovremennoy molodezhnoy kul'tury khip-khop. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy [Nominative activity as a linguocreative component of modern hip-hop youth culture]. Seriya: Gumanitarnye nauki. T. 2, 4, 261-265.

Andreev V. K. (2015). Fleshmob-kul'tura i ee otrazhenie v subkul'turnom leksikone [The culture of the flashmobbers and its reflection in subcultural lexicon]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki, 1, 149-153.

Andreev V. K., Dmitrieva S. O., Nikitina T. G. (2023). Dinamika leksikona molodezhnykh subkul'tur (po materialam internet-forumov) [The lexicon of youth subcultures in dynamics (exemplified by Internet forums)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie. T. 22, 2, 3648.

Atarshchikova T. N., Kalitventseva A. A., Golovchenko A. N. (2017). Frazeologizmy kak sredstvo aktivizatsii rechevoy deyatel'nosti [Phraseological units as a means of activation of speech activity]. Molodoy uchenyy, 22.1, 1-3.

Danilova A. S., Ryabov S.V. (2013). Rol' yazyka internet-soobshchestva v protsesse globalizatsii [The role of the language of Internet community in the process of globalization]. Uchenye zapiski Ul'yanovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1 (17), 121-123.

Kakorina E. V. (2007). Yazyk internet-soobshchestv [The language of Internet communities]. Gorizonty prikladnoy lingvistiki i lingvisticheskikh tekhnologiy. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 217-218.

Klimenko N. S. (2021). Yazyk materinskikh internet-forumov kak proyavlenie femininnoy subkul'tury XXI veka [The language of mothers' Internet-forums as a display of feminine subculture in XXI century]. Kul'tura i tekst, 2 (45), 227-233.

Kozlova I.V. (2023). Podrostki i nasil'stvennyy ekstremizm v internet-prostranstve [Adolescents and violent extremism in the online space]. Sotsiologiya i pravo. T. 15, 3, 345-354.

Komishka, tradishka, kollab: terminologiya sovremennogo khudozhnika [Commission, tradition, collaboration: the terminology of a modern artist]. Available at: https://ficwriter.info/stati/61-kak-opublikovat-knigu-q/oformlenije-q/7233-modern-artist-terminology.html (accessed: 30.11.2023).

Kostikova Yu.V., Grigoryan M.I. (2022). «Grammar-natsi» kak predstaviteli internet molodezhnoy subkul'tury ["Gramar-nazi" as representatives of the internet youth subculture]. Sotsiologiya, 1, 193-198.

Kosyakova Ya. S., Tkacheva V.R. (2017). Yazykovaya lichnost' v Internete [Language personality in the Internet]. Molodoy uchenyy, 22.1, 19-22.

Krasikov V. I. (2020). Gendernaya nenavist' v runete: maskulisty i radfemki [Gender hatred in runet: masculists and radical feminists]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. Vol. 4, 3 (15), 235-244.

Kuznetsov S. A. (sost. i gl. red.) (2000). Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Large explanatory dictionary of the Russian language]. SPb.: Norint, 1536.

Kurbatov V. I., Volkov Yu. G., Vodenko K. V. (2019). Molodezhnaya subkul'tura v setevykh soobshchestvakh: prioritety molodezhi v sotsial'nykh setyakh i transformatsiya sotsial'no-informatsionnogo povedeniya

[Youth subculture in online communities: youth priorities in social networks and transformation of social-informational behavior]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 10, 87-97.

Mikhaylichenko E. S. (2016). Cotsial'nye seti kak osobyy vid internet-kommunikatsii: leksicheskiy aspect [Social networks as a special type of Internet communication: lexical aspect]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Vol. 2 (68), 1, 166171.

Orlov I.A. (2021). Yazyk destruktivnykh internet-soobshchestv v yurislingvisticheskom aspekte [The language of destructive Internet communities in the legal linguistic aspect]. Nauka XXI veka: problemy, poiski, resheniya. Materialy XLV nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu Miasskogo filiala Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 292-296. Peshina Yu.S. (2018). Sovremennaya illyustratsiya v kontekste razvitiya tsifrovykh tekhnologiy [Modern illustration in the context of development of digital technologies]. Tsifrovaya kul'tura otkrytykh gorodov: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. Ekaterinburg: Munitsipal'noe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Ekaterinburgskaya akademiya sovremennogo iskusstva» (institut), 426-432. Platonova E.V., Saykina V.V., Khusainova D.V. (2020). Zhargon subkul'tury fanfikshen [The jargon of fanfiction

subculture]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. Vol. 12, 4-3, 170-182. Slovar' khudozhnika [Artist's dictionary]. Available at: https://pixel.one/educational-articles/109/slovar-

hudozhnika (accessed: 30.11.2023). Yagafova E.A. (2023). Etnicheskaya identichnost' v global'noy seti: chuvashskie gruppy v sotsial'noy seti «Odnoklassniki» [Ethnic identity in the global network: chuvash groups in the Odnoklassniki social network]. Sotsial'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal, 4 (30), 241-250.

Статья публикуется впервые.

Поступила в редакцию 25.12.2023.

Принята к публикации 10.02.2024.

Об авторе

Кочелаева Ирина Сергеевна - младший научный сотрудник, Псковский государственный университет, институт образования и социальных наук; ORCID: 0009-0002-1240-7150; e-mail: pta-rimma@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kochelaeva I. S.

THE LEXICON OF NEW YOUTH SUBCULTURES: INTERNET COMMUNITY OF INFORMAL ARTISTS

Abstract. The article analyzes the thematic dominants and replenishment sources of the lexicon of a new youth subculture - informal artists. Author gives the reasons to consider it virtual, shows its specificity, reflected in vocabulary and phraseology, groups the lexicon units thematically - the names of the community itself; its representatives - artists; drawing and stages of its creation; materials and tools used. Much attention is paid to subcultural names related to the main artistic techniques - digital and "traditional" drawing. Both neutral (mostly borrowed from English) and emotionally marked slangisms are shown. Phraseological combinations are also grouped according to their correlation with the acting subject, the drawing process and the result evaluation. The definitions of lexical and phraseological units are given, alongside the examples of their functioning in speech. The thematic parallels of the lexicon of artists and other creative subcultures are elicitated. The results of this study can be used to explore the dynamics of youth language and the functioning and evolution of youth subcultures.

Keywords: youth subculture, informal artists, subculture's slang, phraseologism, digital drawing.

For citation: Kochelaeva I. S. The lexicon of new youth subcultures: Internet community of informal artists. Memoirs of NovSU, 2024, 1(52), 156-167. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.1(52).156-167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.