Научная статья на тему 'Флэшмоб-культура и ее отражение в субкультурном лексиконе'

Флэшмоб-культура и ее отражение в субкультурном лексиконе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
541
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / ЛЕКСИКОН СУБКУЛЬТУРЫ / LEXICON / КОНЦЕПТОСФЕРА / НОМИНАТИВНАЯ ПЛОТНОСТЬ / NOMINATIVE DENSITY / CONCEPTSPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреев Вадим Константинович

Статья посвящена исследованию «языка» флэшмобберов. Дается подробное описание номинативной сетки, формирующей структуру лексикона данной молодежной субкультуры. Выявленные тематические доминанты отражают черты менталитета носителей субкультуры, наиболее значимые фрагменты субкультурной концептосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF THE FLASHMOBBERS AND ITS REFLECTION IN SUBCULTURAL LEXICON

The article is devoted to the investigation of flashmobbers' «language». A detailed description of the nominative net, forming structure of the lexicon of the given youth subculture is presented here. The found thematic dominants reflect the features of the mentality of representatives of the subculture. They also reflect the most significant fragments of the conceptsphere of this subculture.

Текст научной работы на тему «Флэшмоб-культура и ее отражение в субкультурном лексиконе»

УДК 801.3

В. К. Андреев

флэшмоб-культура и ее отражение

в субкультурном лексиконе

Статья посвящена исследованию «языка» флэшмобберов. Дается подробное описание номинативной сетки, формирующей структуру лексикона данной молодежной субкультуры. Выявленные тематические доминанты отражают черты менталитета носителей субкультуры, наиболее значимые фрагменты субкультурной концептосферы.

Ключевые слова: субкультура, лексикон субкультуры, концептосфера, номинативная плотность.

V. К. Andreev

the culture OF THE FLASHMOBBERS AND ITS REFLECTION in subcultural lexicon

The article is devoted to the investigation of flashmobbers' «language». A detailed description of the nominative net, forming structure of the lexicon of the given youth subculture is presented here. The found thematic dominants reflect the features of the mentality of representatives of the subculture. They also reflect the most significant fragments of the conceptsphere of this subculture.

Key words: subculture, lexicon, conceptsphere, nominative density.

Флэшмоб (варианты написания: флешмоб, флэш-моб, флеш-моб), моб, ФМ — социально-культурное явление, объединяющее молодых людей (флэшмобберов, мобберов), которые собираются в заранее назначенное время в указанном месте и совершают одновременно определенные (со стороны кажущиеся бессмысленными) действия с целью удивить и озадачить прохожих. Например: «участники берут из дома любой пульт дистанционного управления, собираются у большого рекламного видео-табло и пытаются переключать каналы. Приветствуются газеты с программой телепередач, попкорн, возгласы «Опять одна реклама!». Через десять минут все расходятся» [3, с. 91].

По мнению А. А. Панова, «флэшмоб-акции направлены на борьбу с замкнутостью, закомплексованностью, стереотипностью поведения в современном мегаполисе, излишней рациональностью мышления, мешающей ежедневно испытывать яркие эмоции и без стеснения их проявлять» [6, с. 350]. Вот высказывание одного из флэшмобберов: «Смысл флешмоба в том, чтобы на пространстве мегаполиса создавать ситуацию, вероятность которой ничтожно мала, но в принципе возможна. Участники получают от создания такой ситуации массу всевозможных эмоций, невольные зрители — пищу для размышления» [Там же].

Первые флэшмоб-акции состоялись в 2003 году в Нью-Йорке и уже через два месяца в Москве. В то время движение воспринималось как «коллективная забава».

Некоторые работы начала XXI века по социологии не отмечают флэшмоб как субкультурное явление [5, 7, 12]. Социологи, видимо, считают, что невозможно гово-

рить о групповой идентификации сообщества без четко определяемых границ членства (а представительство флэшмобберов в группе неопределенно). Однако взгляды на флэшмоб (и на субкультуры в целом) меняются. «Ускорение процесса обмена информацией, формирование своего личного социального пространства, возможность экспериментировать в конструировании собственной идентичности, наконец, анонимность виртуального мира открывают дорогу новым формам социальности, и в конечном итоге могут послужить причиной колоссальных перемен в самой структуре общественных отношений» [6, с. 346]. В настоящее время развитие средств массовой коммуникации приводит к тому, что молодежные субкультуры могут не быть территориальными объединениями, а становятся, как считает Б. Андерсон, «воображаемыми сообществами»: их участники могут быть лично не знакомы с большинством своих единомышленников, однако «...в умах каждого из них живет образ их общности», т. е. принадлежность к данному сообществу опосредована «воображением», групповой идентичностью [1]. Поэтому социологи все чаще говорят о субкультуре флэшмобберов как о «порождении современной постиндустриальной урбанистической цивилизации», отмечая, что «сообщество имеет выработанную в процессе существования идеологию, сформировавшиеся традиции, обладает способностью к воспроизводству, набором базовых ценностей и осознанием своей идентичности, т. е. выделением себя из общего социокультурного фона...» [6, с. 379].

Наблюдается формирование лексикона флэшмобберов (наличие особого «словаря» и фольклора, как известно, «служит наиболее яркими и легко фиксируемыми признаками существования субкультуры, а часто и ее единственными внешними проявлениями» [13]).

Лексикон флэшмобберов отражает базовые понятия субкультурной концепто-сферы.

Наибольшим числом номинаций вербализуется концепт «акция флэшмоба» (флэшмоб, флэшмоб-акция, ФМ-акция, моб, акция). Для участников субкультуры важны различные аспекты характеризующие акцию: она может быть построена «на первичных основах идеологии движения» (классика), может носить экспериментальный характер (икс-моб, х-моб); она может проходить в реальном городском пространстве или в сети Интернет (интернет-моб, имоб, и-моб, 1-тоЬ) с использованием различных средств коммуникации: с помощью ICQ-рассылки (iсq-моб), с помощью электронной почты (емайл-моб), с помощью чат-коммуникации (чат-моб), или в пространстве мобильной связи посредством СМС-рассылки (СМС-моб); она может проводиться с различными целями: познакомить участников акции (датинг-моб), вызвать улыбку и подарить хорошее настроение прохожим (смайл-моб), доставить им эстетическое удовольствие (моб-арт), шокировать (треш-моб), заставить задуматься (интеллигент-моб), рассмешить (фан-моб); она может быть рассчитана на различные виды деятельности: видеосъемка (кино-моб), голосование (вотинг-моб), езда на автомобилях (авто-моб). Флэшмоб-акции могут различаться по длительности: лонгмоб, L-моб проходит в течение длительного срока, мини-моб — короткая акция с привлечением небольшого количества участников; акции чаще всего планируются заранее, но могут быть и спонтанными (спант-моб); они могут проходить в пределах одной страны или носить международный характер (интермоб) и т. д. — всего около сорока наименований.

Такое большое количество номинаций одного фрагмента действительности обозначается термином «номинативная плотность» и является достаточно характерным для молодежных субкультурных лексиконов. «Неравномерная концептуализация различных фрагментов действительности проявляется в виде номинативной плотности — одни явления действительности получают детальное и множественное однословное наименование, ... в то время как другие явления обозначаются общим недифференцированным знаком» [4, с. 111].

Для того чтобы акция состоялась, необходимо придумать, на чем она будет основана, какие действия будут совершать флэшмобберы. Основная идея флешмоба называется сценарий, или сцен. К этому аспекту акции предъявляются достаточно жесткие требования: сценарий не должен повторять того, что уже было использовано в других флэшмобах. В противном случае, он получает резко отрицательное обозначение ыбло. «Слово «ыбло», видоизмененная форма слова «было» — один из наиболее распространенных жаргонизмов встречающихся на форуме сайта flashmob. ru. По легенде, слово «ыбло» появилось в результате реальной описки на форуме» [6, с. 369].

Желание поделиться друг с другом впечатлениями от прошедшей акции привело к возникновению такого явления, как афтерпати, или афтермоб. Это встреча участников флэшмоб-акции после её завершения с целью обсудить прошедшее действо. Многие представители субкультуры называют такие встречи «опошлением акции», «обессмысливанием идеи флэшмоба», а потому считают недопустимыми и презрительно именуют их послемобьем.

Важным для флэшмоб-культуры является понятие «представитель субкультуры, участник флэшмоб-акции».

Участники флэшмоб-движения (флэшмобберы, мобберы) — это, как правило, молодые люди, которым надоели привычные развлечения: поездки на природу, клубные тусовки и т. д. Будучи по преимуществу людьми веселыми, неординарными, они ищут приключений, ждут новых знакомств, пытаются проявить свою индивидуальность. Вот несколько ответов, характеризующих мировоззренческие установки флэшмобберов: «Для меня флэшмоб — это способ показать себе и окружающим, что я выше их. Что я могу выйти за границы установленных рамок», «это возможность переступить через границы обыденности и расширить свое восприятие жизни, окунуться на некоторое время в мир беззаботности и сделать то, что удивит других», «для меня флэшмоб — это просто то, чего мне раньше не хватало... Это — самовыражение! Это — хорошее настроение. Это — много новых знакомых и не только!» [11]. В последнее время флэшмобберы могут получить обозначение по тому виду флешмоба, в котором они принимают наиболее активное участие. Так, участника арт-моба называют арт-мобер, участника социал-моба — социал.

Флэшмобберы бывают опытными (мобстеры) и начинающими, неопытными (моблики). Флэшмоббера, который постоянно участвует в подготовке и проведении акций, называют активистом. В ходе флешмоб-акции ее участники могут выполнять различные функции: агент раздает участникам акции листовки с инструкциями, смотрящий выявляет присутствие на месте проведения акции представителей СМИ и других нежелательных посетителей и принимает решение о начале акции или ее отмене; маяк, или кепка, — флэшмоббер, задача которого подать участникам акции условный сигнал о ее начале.

Каждый флэшмоббер должен знать правила поведения во время акции (приходить и уходить поодиночке; не разговаривать с другими мобберами и прохожими; не смеяться, не улыбаться, не дурачиться; не создавать точечных скоплений в группы; покидать место проведения акции сразу по ее завершении; не вступать в контакты со СМИ; быть трезвым; выполнять только действия, предусмотренные сценарием) и безукоснительно соблюдать их. Флэшмоб-сообщество крайне негативно относится к тем, кто нарушает эти правила, «всеми силами превращает хороший сценарий в цирк» [10], презрительно называя их парускерами. смайлсами, гастарбайтерами или элвисами. Даже слово креативщик ('флэшмоббер, вносящий в ход ФМ-акции что-либо от себя') в лексиконе субкультуры обладает отрицательной оценочностью, считается, что «присутствие таких людей на акции не желательно» [8].

Негативное отношение проявляется по отношению к тем, кто, зная о предстоящем флэшмобе, пришел на него посмотреть из любопытства. Таких людей называют зрибберами или пингвинами. Не менее негативно оцениваются обсерверы, или па-парации, занимающиеся неофициальной (то есть без согласования с автором акции) фото- или видеосъемкой, и антимобберы, люди пытающиеся помешать проведению ФМ-акции.

Акция флэшмоба не могла бы состояться, без тех, для кого она задумывается и на кого рассчитана, т. е. случайных прохожих. Их в субкульуре называют кузьмичами или фомичами. Причем некоторые флэшмобберы предлагают употреблять эти слова дифференцированно. Alex RWS: «У меня есть предложение классифицировать невольных свидетелей флешмобов. Кузьмичи — зрители, попавшие под влияние проводимой акции, проявившие живой интерес и даже пытающиеся поучаствовать в общем действе, оказать помощь. Позитивные личности. Фомичи — зрители, ставшие свидетелями флешмоба, но проявившие настороженное, а порой и просто агрессивное отношение к участникам акции. Негативные персонажи» [9].

На более поздней стадии развития субкультуры неизбежно появление глаголов, обозначающих базовые действия как участников субкультуры (мобить, флэшмоб-бить, мобиться, пофлэшмобиться), так и субкультурных «изгоев» (зриббить, пинг-винить, попингвинить), появляются также отвлеченные существительные, представляющие субкультурные и «околосубкультурные» практики как процесс (мобберство, зрибберство, парускерство). Пока таких слов немного, но, думается, что их количество будет возрастать.

Таким образом, тематические доминанты лексикона молодежной субкультуры отражают наиболее значимые фрагменты субкультурной концептосферы. Сгруппированный подобным образом лексический материал может найти отражение в тематическом словаре молодежного жаргона, открывающем новые возможности комплексного текстового лингвокультурологического комментирования субкультурной семантики языковых единиц.

Литература

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Sociolog/anders/01.php (дата обращения : 05.09.2014)

2. Брешин А. А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений // Социальная политика и социология. 2004. № 2. С. 58-69.

3. Воронов А. Мгновенное толпотворение // Коммерсантъ Деньги. 2003. № 37. C. 90-92.

4. Карасик В. И. Языковой круг. Личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.

5. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / И. С. Бугаков, В. А. Гущин, А. Э. Лустберг [и др.]; под ред. А. А. Козлова. СПб., 2008.

6. Панов А. А. Флэшмоб в Москве и в России // Молодежные субкультуры Москвы / Сост. Д. В. Громов, отв. ред. М. Ю. Мартынова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. С. 344-385.

7. Серавин А. И. Теория однопараллельных субкультур // Ежегодник Рос. психолог. о-ва: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. Т. 7. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 110-114.

8. Словарик моббера. [Электронный ресурс]: URL: http://fr.aleksandrov.ru/showthread. php?p=74010 (дата обращения: 02.09.2014).

9. Словарик моббера от Свана. [Электронный ресурс]: URL: http://www.flashmob-forever.ru/ viewtopic.php?f=116&t=6077 (дата обращения: 02.09.2014).

10. Флэшмоб в России больше, чем флешмоб. [Электронный ресурс]: URL: http://www. flashmob-forever.ru/viewtopic.php?f=19&t=671 (дата обращения: 20.10.2014).

11. Флэшмобберы. [Электронный ресурс]: URL: http://mcdialog.ucoz.ru/blog/2010-07-25-27 (дата обращения: 20.10.2014).

12. Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: ТГУ, 2005.

13. Щепанская Т. Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. [Электронный ресурс]: URL: http://poehaly.narod.ru/subcult-f.htm (дата обращения: 29.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.