Научная статья на тему 'ДИНАМИКА МОЛОДЕЖНОГО ЛЕКСИКОНА (НА МАТЕРИАЛЕ СУБКУЛЬТУРЫ ПАНКОВ)'

ДИНАМИКА МОЛОДЕЖНОГО ЛЕКСИКОНА (НА МАТЕРИАЛЕ СУБКУЛЬТУРЫ ПАНКОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
326
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ / СЛЕНГИЗМ / СЛОВАРЬ СЛЕНГА / СУБКУЛЬТУРА ПАНКОВ / ДИНАМИКА СУБКУЛЬТУРНОГО ЛЕКСИКОНА / АДАПТАЦИЯ ЗАИМСТВОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриева С.О.

Статья посвящена анализу лексикона панков с целью выявления его динамики. Исследование проводится на материале словарей сленга, постов подписчиков популярных сообществ панков в социальной сети ВКонтакте, текстов песен панк-групп. В составе лексикона панков выделены общемолодежные сленговые единицы, среди которых отмечены новые заимствования из английского языка, оформленные в соответствии с русскими деривационными моделями, показано их функционирование в субкультуре панков. Специальный субкультурный лексикон объединен в тематические группы, включающие наименования представителей субкультуры, субкультурной атрибутики и особенностей образа жизни панков. В рамках тематических групп описаны динамические процессы, характерные для лексикона субкультуры - снижение употребительности определенных сленгизмов и появление новых лексических единиц. Отмечены причины, обусловившие эти процессы. Результаты исследования могут представлять интерес для социолингвистики и сленговой лексикографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE YOUTH LEXICON ON THE EXAMPLE OF PUNK SUBCULTURE IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the punk lexicon in order to identify its dynamics. The study is based on slang dictionaries, posts by subscribers of popular punk communities on VKontakte social network, and lyrics of punk bands. As part of the punk lexicon, general youth slang units are singled out, among which new borrowings from the English language, formed in accordance with Russian derivational models, are noted and their functioning in the punk subculture is shown. The special subcultural lexicon is combined into thematic groups, including the names of the subculture representatives, subcultural paraphernalia and punk lifestyle features. Within the framework of thematic groups, dynamic processes are described that are characteristic of the subculture lexicon - a decrease in the use of certain slang terms and the emergence of new lexical units. The reasons for these processes are noted. The results of the study may be of interest for sociolinguistics and slang lexicography.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА МОЛОДЕЖНОГО ЛЕКСИКОНА (НА МАТЕРИАЛЕ СУБКУЛЬТУРЫ ПАНКОВ)»

УДК 811.161.1 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.5(44).542-545

С.О.Дмитриева

ДИНАМИКА МОЛОДЕЖНОГО ЛЕКСИКОНА (НА МАТЕРИАЛЕ СУБКУЛЬТУРЫ ПАНКОВ)

Статья посвящена анализу лексикона панков с целью выявления его динамики. Исследование проводится на материале словарей сленга, постов подписчиков популярных сообществ панков в социальной сети ВКонтакте, текстов песен панк-групп. В составе лексикона панков выделены общемолодежные сленговые единицы, среди которых отмечены новые заимствования из английского языка, оформленные в соответствии с русскими деривационными моделями, показано их функционирование в субкультуре панков. Специальный субкультурный лексикон объединен в тематические группы, включающие наименования представителей субкультуры, субкультурной атрибутики и особенностей образа жизни панков. В рамках тематических групп описаны динамические процессы, характерные для лексикона субкультуры — снижение употребительности определенных сленгизмов и появление новых лексических единиц. Отмечены причины, обусловившие эти процессы. Результаты исследования могут представлять интерес для социолингвистики и сленговой лексикографии.

Ключевые слова: молодежный сленг, сленгизм, словарь сленга, субкультура панков, динамика субкультурного лексикона, адаптация заимствований

Любая субкультура «содержит в себе социально-культурные признаки — атрибуты, ритуалы,

поведенческие коды, которые закрепляются в определенной системе ценностей, жизненных установок, поведенческом стиле, языке, имидже, сознании» [1]. Именно поэтому субкультуры становятся объектом исследования лингвистов, психологов, социологов, философов и искусствоведов.

По статистическим данным субкультура панков занимает второе место по популярности среди молодежи [2]. Данная статья посвящена исследованию языка этой субкультуры в его динамике.

Как известно, лексика ограниченного употребления всегда отражает идеологию использующей ее социальной группы. Для панков — это анархия, которая принимает форму вседозволенности. Нравственные ценности, моральные устои, этические ориентиры ими отвергаются. Определяющим для панков является безразличное отношение к окружающим и самим себе, установка на совершение действий, подчас на уровне животных инстинктов [3].

Основой панк-философии, зарождение которой исследователи относят к середине 70-х годов XX века, является стремление к самопознанию и самовыражению с помощью необычной внешности: ирокез (прическа в виде гребня) неестественных ярких цветов, куртка-косуха с металлическими цепями и шипами, тяжелые грубые ботинки с металлическими вставками, иногда кеды, английская булавка как главный атрибут образа, обилие татуировок [4]. Современный панк пошел гораздо дальше внешней атрибутики: принцип DIY (от англ. Do It Yourself — сделай сам), которому следуют представители этого движения, предполагает не только протест против нравственных идеалов, установленных норм поведения, политического строя, семейных ценностей, но и смелость, способность взять на себя ответственность за свои поступки, желание действовать и донести до людей, что необходимо познать самого себя, восстановить гармонию души, а не принимать «чужие законы» за чистую монету [5]. Некоторые элементы сленга панков периода активного функционирования субкультуры в России (90-е годы ХХ в. — первое десятилетие XXI в.) находят отражение в словарях молодежного сленга Т.Г.Никитиной [6], О.П.Ермаковой, Е.А.Земской, Р.И.Розиной [7], М.А.Грачёва [8].

Современное состояние субкультуры отражают материалы анкетирования, проведенного Н.Н.Ростовой в 2019 г.: молодые люди, которые относят себя к субкультуре панков, предпочитают проводить время в интернете, прослушивая музыку и общаясь с друзьями, в рамках панк-культуры наиболее активно развивается музыкальное направление — панк-рок. Однако лексикон панк-рокеров еще не подвергался лингвистическому описанию. Эту лексику для сопоставления ее с материалами отмеченных выше лексикографических источников мы отобрали в социальных сетях (панк-сообщества), где обсуждается творчество музыкантов, размещаются их композиции.

Среди многочисленных панк-сообществ источниками материала стали группы с наибольшим числом подписчиков в социальной сети ВКонтакте. К ним относятся:

— Архивы Король и Шут (https://vk.com/kisharhiv) — 308 985 подписчиков;

— Русский рок и панк-рок (https://vk.com/rockandpunk) — 100 941 подписчиков;

— Панк рок (https://vk.com/punk_media) — 96 613 подписчиков;

— Молодость и панк рок (https://vk.com/punk_molodost) — 82 302 подписчиков;

— PunkWay (https://vk.com/punkway) — 31 297 подписчиков;

— Кино-Панк (https://vk.com/vkinopunk) — 18 722 подписчиков;

— Русский Панк-Рок (https://vk.com/punkrussia) — 17 712 подписчиков;

— PunkWay zine (https://vk.com/punkway_zine) — 3 264 подписчиков;

— Панк афиша Санкт-Петербурга (https://vk.com/spbpunkgig) — 2 280 подписчиков;

— Панки (https://vk.com/anarhiyapunk) — 1 102 подписчиков.

При анализе лексики, используемой членами этих панк-сообществ, были выявлены общемолодежные сленгизмы, отражающие особенности времяпрепровождения, общения панков, говоря о которых, мы будем иметь в виду прежде всего панк-рокеров — музыкантов и их фанатов. Во-первых, это глагол тусить — 'собираться, видеться, общаться с кем-либо' [6, с. 352], по происхождению восходящий к уголовной сфере [9]: Панки тусят на коммерческих фестах (https://vk.com/video-116802581_456239223). Материалы интернет-коммуникации и тексты песен панк-групп свидетельствуют о том, что панки часто пребывают в алкогольном опьянении: Бухать, валяться — вся моя работа! Бухать, валяться, домой не появляться (Панк-группа F.G.P., «Бухать», 2006). Глагол бухать 'употреблять спиртные напитки' [8, с. 89] и используемые современными панками его производные, обозначающие алкогольные напитки (бухло, бухалово), также не отличаются новизной и относятся к общемолодежному сленгу. В языке панков встречается и более частотное наименования алкогольной продукции, зафиксированное лексикографами еще в 1999 г. [7, с. 4] алкашка: Серега, под алкашкой каждый ведёт себя тупо (https://vk.com/wall-24724377_164843), а также слово алкаха: Говорить за всех ты не можешь, ибо каждый ведёт себя под алкахой по-разному (https://vk.com/wall-24724377_164843).

В группе оценочной общемолодежной сленговой лексики, используемой панками, более заметны динамические процессы. Здесь покажем использование не зафиксированных словарями конца ХХ — начала XXI века [7, 8] лексических единиц: заимствованное из уголовного жаргона зашквар (в молодежной среде слово утрачивает первоначальный смысл — 'действие, которое приводит к контакту с «опущенным»' и приобретает значение 'позор, что-то постыдное, что портит репутацию'): Для панка доесть за кем-то не зашквар, но идея глубже (https://vk.com/wall-144357500_60289). Для выражения отрицательных эмоций используется новое производное от сленгового кабздец 'плохой конец, катастрофа' — кабзда: Все, кабзда западу, панки предвестники мусульманского нашествия (https://vk.com/wall-24724377_164786). Многозначный сленгизм трэш (< англ. trash) функционирует в дискурсе панк-сообществ в значении 'ужас, безумие, хаос', которое развивается в общемолодежном сленге в последнее десятилетие: Когда вокруг полный трэш, и совершенно не ясно как жить дальше, приходит время для полного пофигизма (https://vk.com/wall-165544882_94). Одно из недавних адаптированных к русской языковой системе английских заимствований в языке молодежи — оценочное прилагательное криповый (из англ. creepy — 'жуткий') — 'вызывающий чувство страха, мерзкий, ужасный' — отмечено и в речи панк-рокеров: Павел, она тут прям криповая..., т.е. страшная, в смысле пугающая (о музыке) (https://vk.com/punx_vk).

Для выражения положительных эмоций современные панки часто используют известное в языке молодежи прошлого века и восходящее к воровскому жаргону и употребляемое в значении междометия, прилагательного, безлично-предикативного наречия оценочное слово ништяк — 'хорошо, отлично, здорово': Чётко сказано, ништяк (https://vk.com/punkway). Для обозначения восторга в среде панков употребляется ставшее популярным в последние годы общемолодежное орать — 'быть в восторге от чего-либо' [10]: Ору с автора и комментаторов (https://vk.com/wall-54690542_177821).

Как и во многих других субкультурах, в среде панк-рокеров положительно или шутливо-иронически оценивается приверженность к традициям субкультуры, принадлежность к старшему поколению, соблюдающему эти традиции. Отражающие эту тенденцию прилагательные олдовый (от англ. old — 'старый', из языка хиппи), олдскульный (от англ. old school — 'старая школа') и раньше использовались молодежью в значении 'старый, старомодный' с разными коннотациями. Современные контексты употребления в среде панк-рокеров подтверждают преобладание положительных оценочных оттенков прилагательных: От себя добавлю, что это обалденный олдскульный панк-рок в духе Dead Kennedys, так что всем любителям жанра обязательно к прослушиванию (https://vk.com/punk_media); Вы много философствуете, но я так понимаю, я первый олдовый живой панк, с которым вы сейчас общаетесь в вашей жизни (https://vk.com/punk_media).

Проанализировав интернет-дискурс, нам удалось выяснить, что к специализированным субкультурных сленгизмам, используемым панками, как и раньше, относятся слова нескольких тематических групп:

— Панк, представитель субкультуры: пунк — 'панк, представитель субкультуры': А я красный пунк, так что накуй мне твой либерализм? (https://vk.com/rockandpunk); панкушка — 'девушка панк' употребляется наравне с панка и пункерша: У меня было пару друзей-панков, да и сам мутил с панкушкой в 2004 году, правда она потом в готы подалась (https://vk.com/wall-33205817_8220); панкующий — 'относящийся к субкультуре панков': А я просто панкующий парень (https://vk.com/punkway).

— Внешний вид панка (прическа и одежда): самые частотные и наиболее стилеопределяющие для панка ирокез — 'прическа в виде гребня': Поэтому за ирокезы и лупили и стригли (https://vk.com/wall-33205817_8220) и косуха — 'кожаная куртка с заклепками': Я сам одно время (не более года) гонял на анархии, косуха, клёпки, нашивки, и меня на районе не трогали (https://vk.com/wall-33205817_8220). Приведенные контексты отражают воспоминания панков, но представленные в них сленгизмы актуальны и для современных представителей субкультуры.

— Образ жизни панка. Наиболее интересным, с лингвистической точки зрения, является слово панковать. В словаре 2013 года [6, с. 562] оно представлено в значении 'быть панком, вести образ жизни панка', которое реализуется и в современных контекстах, например: Когда Пурген уйдет, я точно уже не буду панковать (https://vk.com/rockandpunk), но в последние годы слово приобретает новое значение 'выступать на сцене в стиле панк-рок': Группа «Король и Шут» прокладывает свой гастрольный маршрут по трассе Саратов — Орск — Оренбург — Уфа. В прошлом году они панковали у нас 12 февраля, в нынешнем — 13

(https://vk.com/kisharhiv). Кроме того глагол переходит из специфического словаря панков в общемолодежный сленг в значении 'вести себя каким-либо особым образом; стараться выделяться из общей массы яркой одеждой, непривычным поведением и т. п.', что находит отражение в СМИ, где слово панковать не просто употребляется в медиатексте, но и выносится в заголовок статей: «Как панковать в графике. Правила хардкор-фанзинов для нового дизайна» статья о веб-дизайне в интернет-журнале «SCVOT MAG» (https://skvot.io/ru/blog/kak-pankovat-v-grafike), «Панкуют все: феномен Cyberpunk 2077 и взлет игровой индустрии» статья о видеоиграх, газета «Известия» (https://iz.ru/1098612/aleksandr-morozov/pankuiut-vse-fenomen-cyberpunk-2077-i-vzlet-igrovoi-industrii).

Если же мы обратимся к тематическому словарю 2013 г., где лексикон субкультуры панков представлен по этим тематическим группам [6], то заметим, что из употребления вышли эмотивно-оценочные (пренебрежительные или шутливо-иронические) обозначения представителей субкультуры — гнилушка, зверь, крашеная банка, свинья, что объясняется снижением агрессивности и экстравагантности панков.

Перестали употребляться наименования специфических причесок: панкатура 'прическа панка', дикобраз 'прическа панка в виде длинных слипшихся прядей, уложенных назад', помойка 'прическа панка: густые волосы поливаются липкой жидкостью, треплются во все стороны и высушиваются в таком состоянии', свеча 'элемент прически панка — торчащая вверх залитая лаком прядь волос', язва 'прическа в виде шипов, торчащих в разные стороны': в настоящее время панка с ирокезом, в косухе и цепях на улице сложно встретить. Панк сейчас не образ жизни, как раньше, а скорее состояние души.

Только в текстах об истории панковского движения можно встретить названия направлений этого движения: прикол к нации 'нацистское направление в движении панков', русский панк 'анархистское направление в движении панков'.

Зато на сайтах панк-рокеров как представителей основного современного направления панк-культуры можно встретить новые наименования поджанров панк-рока: хоррор-панк, глэм-панк, синти-панк, стрит-панк и др., прозвища членов музыкальных панк-групп и их фанатов: Козлы, Супера — музыканты и фанаты панк-группы «Суперкозлы»; Красные бригады — музыканты и фанаты панк-группы «Панк-фракция Красных Бригад»; Ломоносовы — музыканты и фанаты панк-группы «План Ломоносова»; Мятный — гитарист группы «Суперкозлы» Павел Чернядьев; Дич — барабанщик панк-группы «Фиги» Юрий Войнич, Алим — гитарист панк-группы «ЯйцЫ Фаберже» Петр Алимов и др.

Заключение. Итак, сленговый лексикон представителей панк-культуры включает как общемолодежные, так и специфические субкультурные сленгизмы. Что касается динамики лексикона панков, то среди используемых ими общемолодежных сленгизмов появляются новые исконные единицы, восходящие к уголовному жаргону, а также заимствования из английского языка, которые адаптируются в соответствии с грамматическими нормами и словообразовательными моделями русского языка. На уровне специального субкультурного сленга динамика определяется эволюцией самой субкультуры. Панки, как и другие некогда популярные субкультуры, уходят с улиц в виртуальный мир, где царят свои законы. Именно поэтому выходят из употребления наименования специфической внешней атрибутики панков — предметов одежды, причесок. Поведение представителей субкультуры тоже изменилось. Теперь их объединяет музыка в стиле панк-рок, а не борьба с системой, не попирание нравственных ценностей, моральных устоев, этических ориентиров общества. Соответственно из лексикона ушли эмотивно-оценочные обозначения представителей субкультуры и названия исчезнувших направлений этого движения, а на смену им пришли новые наименования поджанров панк-рока, прозвища членов музыкальных панк-групп и их фанатов. Эти динамические процессы должны найти отражение в словарях молодежного лексикона, которые являются ценными лингвокультурологическими и социолингвистическими источниками.

1. Петрова Е.А., Эррера Л.М. Психологические аспекты изучения личности и имиджа представителей молодежных субкультур // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 6(82). С. 210-214.

2. Ростова Н.Н. Молодежные субкультуры России и формирование деструктивных тенденций // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021. Т. 2. № 2. С. 24-30.

3. Гундорова Е.Ю., Липатова А.В. Субкультура Панков и мода // Стратегии развития современной науки: сб. науч. ст., М.: Изд-во Перо, 2020. С. 10-14.

4. Музалевская Ю.Е. Философские аспекты, лежащие в основе возникновения субкультуры панков, их отражение в костюмах ее представителей // Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 7(13). С. 57-59.

5. Копейкина М. Субкультура «панков» как способ самовыражения современной молодежи // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2010. № 1(3). С. 344-348.

6. Никитина Т.Г. Ключевые концепты молодежной культуры: тематический словарь сленга. Спб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2013. 864 с.

7. Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались: толковый словарь русского общего жаргона / Под. общ. ред. Р.И.Розиной. М.: Азбуковник, 1999. 320 с.

8. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона. М.: Эксмо, 2006. 672 с.

9. Грачев М.А. Адаптация арготических единиц в общенародном русском языке в XXI веке // Неофилология. 2022. Т. 8. № 2. С. 210217.

10. Доронина П.Д. О языке подростков в социальных сетях // Вестник Рязанского государственного университета. 2017. № 3(56). С. 136-143.

References

1. Petrova E.A., Errera L.M. Psikhologicheskie aspekty izucheniya lichnosti i imidzha predstaviteley molodezhnykh subkul'tur [Psychological Aspects of Studying the Personality and Image of Representatives of youth Subcultures]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta, 2010, no. 6(82), pp. 210-214.

2. Rostova N.N. Molodezhnye subkul'tury Rossii i formirovanie destruktivnykh tendentsiy [Youth subcultures of Russia and the formation of destructive tendencies]. Vestnik obshchestvennykh i gumanitarnykh nauk, 2021, vol. 2, no. 2, pp. 24-30.

3. Gundorova E.Yu., Lipatova A.V. Subkul'tura Pankov i moda [Punks subculture and fashion]. Coll of papers "Strategii razvitiya sovremennoy nauki". Moscow, 2020, pp. 10-14.

4. Muzalevskaya Yu.E. Filosofskie aspekty, lezhashchie v osnove vozniknoveniya subkul'tury pankov, ikh otrazhenie v kostyumakh ee predstaviteley [Philosophical aspects underlying the emergence of the punk subculture, their reflection in the costumes of its representatives]. Nauka i biznes: puti razvitiya, 2012, no. 7(13), pp. 57-59.

5. Kopeykina M. Subkul'tura "pankov" kak sposob samovyrazheniya sovremennoy molodezhi [The subculture of "punks" as a way of self-expression of modern youth]. Traditsionnye natsional'no-kul'turnye i dukhovnye tsennosti kak fundament innovatsionnogo razvitiya Rossii, 2010, no. 1(3), pp. 344-348.

6. Nikitina T.G. Klyuchevye kontsepty molodezhnoy kul'tury: tematicheskiy slovar' slenga [Key concepts of youth culture: thematic dictionary of slang]. St. Petersburg, 2013. 864 p.

7. Ermakova O.P., Zemskaya E.A., Rozina R.I. Slova, s kotorymi my vse vstrechalis': tolkovyy slovar' russkogo obshchego zhargona [Words we've all met: An explanatory dictionary of Russian common jargon]. Moscow, 1999. 320 p.

8. Grachev M.A. Slovar' sovremennogo molodezhnogo zhargona [Dictionary of modern youth jargon]. Moscow, 2006. 672 p.

9. Grachev M.A. Adaptatsiya argoticheskikh edinits v obshchenarodnom russkom yazyke v XXI veke [Adaptation of Argotic Units in the Common Russian Language in the 21st Century]. Neofilologiya, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 210-217.

10. Doronina P.D. O yazyke podrostkov v sotsial'nykh setyakh [About the language of teenagers in social networks]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 3(56) , pp. 136-143.

Dmitrieva S.O. The dynamics of the youth lexicon on the example of punk subculture in Russia. The article is devoted to the analysis of the punk lexicon in order to identify its dynamics. The study is based on slang dictionaries, posts by subscribers of popular punk communities on VKontakte social network, and lyrics of punk bands. As part of the punk lexicon, general youth slang units are singled out, among which new borrowings from the English language, formed in accordance with Russian derivational models, are noted and their functioning in the punk subculture is shown. The special subcultural lexicon is combined into thematic groups, including the names of the subculture representatives, subcultural paraphernalia and punk lifestyle features. Within the framework of thematic groups, dynamic processes are described that are characteristic of the subculture lexicon — a decrease in the use of certain slang terms and the emergence of new lexical units. The reasons for these processes are noted. The results of the study may be of interest for sociolinguistics and slang lexicography.

Keywords: youth slang, slangism, slang dictionary, punk subculture, dynamics of subcultural lexicon, adaptation of borrowings.

Сведения об авторе. Софья Олеговна Дмитриева — аспирант, ассистент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного; Псковский государственный университет, факультет русской филологии и иностранных языков; ORCID: 0000-0002-5488-1822; kuznetsova_sonya@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.08.2022. Принята к публикации 01.09.2022.

Ссылка на эту статью: Дмитриева С.О. Динамика молодежного лексикона (на материале субкультуры панков) // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 5(44). С. 542-545. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).542-545

For citation: Dmitrieva S.O. The dynamics of the youth lexicon on the example of punk subculture in Russia. Memoirs of NovSU, 2022, no. 5(44), pp. 542-545. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).542-545

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.