Научная статья на тему 'ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ САСПЕНСА В НОВЕЛЛАХ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО'

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ САСПЕНСА В НОВЕЛЛАХ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саспенс / состояние тревоги / прием ретардации / техника нагнетания / новелла / Эдгар Аллан По / метафора / сравнение / эпитет / гипербола / олицетворение / suspense / state of anxiety / delay / amplification / short story / Edgar Allan Poe / metaphor / simile / epithet / hyperbole / personification

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евстафиади Ольга Вячеславовна, Сидорук Софья Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме художественной коммуникации, в частности анализу языковых способов эмоционального воздействия автора литературного произведения на читателя. Одним из приемов организации текстового пространства, нацеленных на удержание адресата в состоянии напряженного предвкушения и, как следствие, в ожидании завершения внутрисюжетного конфликта, признается саспенс. В работе предпринята попытка проанализировать роль лексических средств выразительности в реализации данного эффекта в жанре малой прозы. Цель исследования заключалась в выявлении лексико-стилистических средств создания саспенса в новеллах Эдгара Аллана По. В статье приводится краткий теоретический обзор научных работ, в которых рассматривается понятие «саспенс» и техника его создания в художественном тексте на уровне композиции и стиля. Проведен лингвостилистический анализ психологических и мистических новелл американского писателя Эдгара Аллана По “Berenice”, “The Pit and the Pendulum”, “The Fall of the House of Usher”, в результате которого были выявлены два способа актуализации эффекта саспенса при помощи лексико-стилистических средств (метафор, тактильных, зрительных, звуковых и антропоморфных эпитетов, сравнений и гипербол): создание эмоциональносимволических образов, связанных с опасностью и нежелательными последствиями, и детальное описание нестабильного эмоционального состояния персонажей, испытывающих стресс и чувство подавленности, обусловленные пережитым потрясением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Евстафиади Ольга Вячеславовна, Сидорук Софья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICO-STYLISTIC MEANS OF CREATING SUSPENSE IN EDGAR ALLAN POE’S SHORT STORIES

The article is devoted to the problem of artistic communication, in particular, to the analysis of linguistic ways the author of a literary text uses to make an emotional impact on the reader. Suspense is recognized as one of the methods of organizing the text space which is aimed at keeping the addressee in the state of anxiety and anticipation, as a result, in the state of looking forward to a denouement. The paper attempts to analyze the role of lexical expressive means in creating this effect in the genre of “small” prose. The purpose of the study is to identify lexical stylistic means of creating suspense in Edgar Allan Poe’s short stories. The article provides a brief theoretical overview of scientific papers that consider the concept of suspense and techniques of its creation in a literary text at the levels of composition and style. A stylistic analysis of psychological and mystical short stories by an American writer Edgar Allan Poe “Berenice”, “The Pit and the Pendulum”, “The Fall of the House of Usher” was carried out, as a result of which two ways of making the narration suspenseful were identified. By means of such lexical stylistic devices as metaphors, tactile, visual, sound and anthropomorphic epithets, similes and hyperboles the author creates emotional and symbolic images which are associated with danger and undesirable consequences and provides a detailed description of the characters’ unstable emotional state: their stress and depression due to the shock they have experienced.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ САСПЕНСА В НОВЕЛЛАХ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО»

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42) ЕВСТАФИАДИ Ольга Вячеславовна и другие

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066 ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ...

УДК 81'38 Г7А~7ГйСП52023 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

у А14 01 JO |(сс) tjJCgj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 01 18 lfcae3MI^ehttps://cieativecoinmons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

лексИко-стИлИстические средства создания саспенса

В НОВЕЛЛАХ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО

© Автор(ы) 2023

ЕВСТАФИАДИ Ольга Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка

Оренбургский государственный университет 460018, Россия, Оренбург, olga.evstafiadi@gmail.com

SPIN: 1724-1046 AuthorlD: 634048 ResearcherlD: AAD-9958-2021 ORCID: 0000-0002-7597-1333

СИДОРУК Софья Николаевна, студент

Оренбургский государственный университет 460018, Россия, Оренбург, sofsid@mail.ru

ORCID: 0000-0002-1481-1723

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме художественной коммуникации, в частности анализу языковых способов эмоционального воздействия автора литературного произведения на читателя. Одним из приемов организации текстового пространства, нацеленных на удержание адресата в состоянии напряженного предвкушения и, как следствие, в ожидании завершения внутрисюжетного конфликта, признается саспенс. В работе предпринята попытка проанализировать роль лексических средств выразительности в реализации данного эффекта в жанре малой прозы. Цель исследования заключалась в выявлении лексико-стилистических средств создания саспенса в новеллах Эдгара Аллана По. В статье приводится краткий теоретический обзор научных работ, в которых рассматривается понятие «саспенс» и техника его создания в художественном тексте на уровне композиции и стиля. Проведен лингвостилистический анализ психологических и мистических новелл американского писателя Эдгара Аллана По "Berenice", "The Pit and the Pendulum", "The Fall of the House of Usher", в результате которого были выявлены два способа актуализации эффекта саспенса при помощи лексико-стилистических средств (метафор, тактильных, зрительных, звуковых и антропоморфных эпитетов, сравнений и гипербол): создание эмоционально-символических образов, связанных с опасностью и нежелательными последствиями, и детальное описание нестабильного эмоционального состояния персонажей, испытывающих стресс и чувство подавленности, обусловленные пережитым потрясением.

Ключевые слова: саспенс, состояние тревоги, прием ретардации, техника нагнетания, новелла, Эдгар Аллан По, метафора, сравнение, эпитет, гипербола, олицетворение.

LEXICO-STYLISTIC MEANS OF CREATING SUSPENSE IN EDGAR ALLAN POE'S SHORT STORIES

© The Author(s) 2023

EVSTAFIADI Olga Vyacheslavovna, candidate of philological sciences, associate professor, associate professor of the department of English philology and the English language teaching methods

Orenburg State University 460018, Russia, Orenburg, olga.evstafiadi@gmail.com SIDORUK Sofya Hikolaevna, student Orenburg State University 460018, Russia, Orenburg, sofsid@mail.ru Abstract. The article is devoted to the problem of artistic communication, in particular, to the analysis of linguistic ways the author of a literary text uses to make an emotional impact on the reader. Suspense is recognized as one of the methods of organizing the text space which is aimed at keeping the addressee in the state of anxiety and anticipation, as a result, in the state of looking forward to a denouement. The paper attempts to analyze the role of lexical expressive means in creating this effect in the genre of "small" prose. The purpose of the study is to identify lexical stylistic means of creating suspense in Edgar Allan Poe's short stories. The article provides a brief theoretical overview of scientific papers that consider the concept of suspense and techniques of its creation in a literary text at the levels of composition and style. A stylistic analysis of psychological and mystical short stories by an American writer Edgar Allan Poe "Berenice", "The Pit and the Pendulum", "The Fall of the House of Usher" was carried out, as a result of which two ways of making the narration suspenseful were identified. By means of such lexical stylistic devices as metaphors, tactile, visual, sound and anthropomorphic epithets, similes and hyperboles the author creates emotional and symbolic images which are associated with danger and undesirable consequences and provides a detailed description of the characters' unstable emotional state: their stress and depression due to the shock they have experienced.

Keywords: suspense, state of anxiety, delay, amplification, short story, Edgar Allan Poe, metaphor, simile, epithet, hyperbole, personification.

ВВЕДЕНИЕ вами, состояние беспокойства и тревожного ожидания

В эпоху антропоцентрической парадигмы научного [4], как утверждают Р.А. Альжанов [5] и В.Ф. Познин знания ученых все чаще привлекают проблемы, связан- [б], традиционно ассоциируется с кинематографом, од-ные с интерпретацией текста не только в аспекте его по- нако в последнее время все чаще встречаются научные рождения, но и в аспекте его эмоционально-эстетическо- работы, в которых исследуется саспенс как художе-го воздействия на читателя. Для осуществления функ- ственный эффект - особый вид протяженного состояния ций управления процессом восприятия текста читателем тревоги в сознании человека при прочтении произведе-автором применяются различные приемы, позволяющие ний жанров хоррор (А.А. Баталов, Е.А. Туленцова [7], M. актуализовать и направить опыт переживаний реципиен- Anastasova [8; 9; 10]), триллер (И.Г. Жогова, Е.В. Кузина, та. Согласно N. Carrol [1], J. Prieto-Pablos [2] и R. Baroni, Л.Г. Медведева, Е.Ю. Надеждина [11], L.V. Bogdanova F. Revaz [3], одним из форматов текстовой организации, [12], G. Tukhtayeva, M.B. Ahmedova [13]), фэнте-создающих нарративную напряженность, является са- зи (И.С. Николаева [14]) и нуар (Е.В. Михайловская,

спенс. Термин «саспенс» (от англ. suspense), иными сло- А.Ю. Рыбачок [15])._

EVSTAFIADI Olga Vyacheslavovna and others LEXICO-STYLISTIC MEANS OF CREATING SUSPENSE ..

Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

В научной литературе отмечается, что саспенс формируется на уровне композиции и стиля. Yu. Iwata полагает, что в первом случае применяется прием ретардации (delay) [16], т.е. стратегического откладывания развязки за счет включения в повествовательную линию внесюжетных элементов, таких как детальных описаний природы, портретных характеристик, лирических отступлений и т.п. Так, основной вопрос о том, кто является злодеем, и одержит ли он победу, беспокоит читателя до конца произведения [1; 17]. На языковом уровне саспенс создается при помощи техники амплификации как за счет семантического повтора [11], например, лексем со значением «опасность», «исчезновение», «смерть» [11; 12], так и, по мнению Т.Б. Кузёмы [18] и Е.А. Туленцовой [19], при помощи разноуровневых стилистических средств (аллитерации, ономатопеи, синтаксического параллелизма, риторических вопросов, парцелляции, умолчания).

Несмотря на возрастающий научный интерес к проблемам текстопорождения и текстовосприятия и наличие работ, посвященных отдельным аспектам изучения эффекта саспенса в художественной литературе, потенциальные возможности средств выразительности в создании атмосферы эмоционального напряжения в жанре малой прозы изучены недостаточно, что и определяет актуальность настоящего исследования.

МЕТОДОЛОГИЯ

В нашей статье мы обращаемся к новеллам американского писателя Эдгара Аллана По, которые характеризуются напряженностью повествования, безупречностью содержащихся в них логических построений и лаконизмом. Цель исследования заключается в выявлении лексико-стилистических средств создания саспенса в новеллах Эдгара По.

В качестве основного метода исследования был использован метод лингвостилистического анализа текста, с помощью которого были проанализированы три новеллы Эдгара Аллана По "The Fall of the House of Usher" [20], "The Pit and the Pendulum" [21], "Berenice" [22].

РЕЗУЛЬТАТЫ

В проанализированных нами новеллах были выявлены два способа актуализации эффекта саспенса при помощи тропов:

1) создание эмоционально-символических образов, связанных с опасностью и нежелательными последствиями, что провоцирует тревожное состояние, которые испытывает читатель;

2) детальная характеристика неустойчивого эмоционального настроения героев, их реакции на происходящее и депрессии, вызванной стрессом.

Рассмотрим подробно реализацию каждого способа.

1. В новелле "The Fall of the House of Usher" Эдгар По использует прием амплификации в описании природного пейзажа. Образ склепа и образ темного леса, вызывающие ассоциации со смертью, возникают благодаря повторяющимся эпитетам dark, soundless, quiet, с помощью которых воспроизводятся зрительные и звуковые образы (образ тьмы и образ тишины): "dark and soundless day", "dark and quiet lake", "dark turnings", "dark coverings" [20]. Данная обстановка вокруг дома угнетает читателя, он будто погружается в готическую жуткую атмосферу и ему становится не по себе.

Антропоморфные эпитеты "empty eye-like windows" [20], "dead trees" [20], "no healthy" [20] позволяют Эдгару По описать дом Ашера, как места, лишенного признаков жизни - пустого и безмолвного. Читатель пребывает в состоянии тревоги и беспокойства, так как чувствует мистическую и опасную среду вокруг него. Он переживает и за протагониста, находясь в ожидании угрозы.

Повествователя привлекает интерес не только жуткий пейзаж окрестностей дома, но и заброшенное помещение внутри. Создается впечатление, что он хочет поскорее покинуть это место, поскольку оно ассоциируется у него со смертью и призраками. Его внимание при-

ковано к небольшой картине, на которой изображен подвал: "One of these pictures may be told, although weakly, in words. It showed the inside of a room where the dead might be placed, with low walls, white and plain. It seemed to be very deep under the earth. There was no door, no window; and no light or fire burned; yet a river of lightflowed through it, filling it with a horrible, ghastly brightness" [20].

Картина удачно завершает весь образ дома Ашера. Подземный склеп - это символ мистического в рассказе Эдгара По. Тем самым, как и главный герой, читатель оказывается в ловушке замкнутого пространства, и становится жертвой обстоятельств.

В новелле "The Pit and the Pendulum" образ тюрьмы создается при помощи метафор: писатель сравнивает темницу с могилой: "lest I should be impeded by the walls of a tomb" [21] и загробным миром: "in this subterranean world of darkness" [21].

Эдгар По умело использует тактильные эпитеты, чтобы показать, как главный герой стремится поскорее вылезти из этого беспросветного помещения, отыскивая пути для бегства, осязая холодные скользкие стены: "It was a wall, seemingly of stone masonry - very smooth, slimy, and cold' [21], "treacherous with slime" [21].

В результате контраста рождается образ колодца, который воспринимается, на первый взгляд, как место, позволяющее вырваться из сложившейся ситуации. В противовес этому, колодец представляет собой замкнутое пространство для главного героя, который рассчитывает сбежать. Ему кажется, что он вселяет в него надежду на новую жизнь, может уберечь от страданий, но его огромная глубина приводит героя в отчаяние, и образ колодца становится воплощением всех ужасов ада благодаря приему реминисценции (the terrors of the hell), использованному в сочетании с метафорой: "resolving there to perish rather than risk the terrors of the wells" [21].

Образ сна, в который проваливается протагонист, эксплицитно изображен как замкнутое пространство. Герой обеспокоен своим существованием и сопоставляет сон со смертью: "A deep sleep fell upon me - a sleep like that of death" [21].

Привидения - основной атрибут «страшных» рассказов, в кульминационном моменте новеллы "The Fall of the House of Usher" Эдгар По использует метафору, намекая на сходство привидений с обильным потоком, который смывает все на своем пути: "... now colorless, a ghastly river of ghosts, laughing but no longer smiling, rushes out forever" [20].

В новелле "Berenice" читатель испытывает ощущение приближающейся опасности, когда знакомится с деталями внешности главной героини, в описании которых присутствуют эпитеты white, ghastly, disfigured, вызывающие неприятные ассоциации с трупом: "the white and ghastly spectrum of the teeth" [22], "a disfigured body" [22].

2. Лексические средства выразительности были применены Эдгаром По также для обозначения психологического состояния протагониста, неустойчивого эмоционального настроения и реакции на происходящее. В новелле "Berenice" страх и внутреннее смятение рассказчика демонстрируются через метафоры: "the blood of my body become congealed within my veins" [22], "a sense of insufferable anxiety oppressed me" [22].

Глубокое отвращение героя к своей кузине, страдающей от эпилепсии, и ужас, который он испытывает, передаются благодаря использованию гиперболы: "Yet its memory was replete with horror - horror more horrible from being vague, and terror more terrible from ambiguity" [22] и олицетворения: "the hairs of my head erect themselves on end" [22]. Сам Эгей оценивает Беренику как чудесную девушку, отличающуюся изумительной красотой, однако у нее развивается эпилепсия. Если прежде рассказчик любовался девушкой, не в состоянии отвести взгляд, то теперь подобное явление не вызывает у него наслаждения. Его охватывает страх, его переполняет

86

OECD: 6.02 Languages and literature; ASJC: 3310; WoS Subject Categories: OY

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1(42)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

ЕВСТАФИАДИ Ольга Вячеславовна и другие ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ...

чувство отвращения, он бы никогда не подумал, что такое может случиться с девушкой, в которую он влюблен.

В новелле "The Fall of the House of Usher" описание прибытия рассказчика к дому Ашера провоцирует состояние беспокойства и ужаса, которое сравнивается с тяжелой ношей. Для этого Эдгар По прибегает к использованию метафоры "There was a coldness, a sickening of the heart, in which I could discover nothing to lighten the weight I felt" [20] и сравнения "a feeling of horror lay upon me like a heavy weight" [20].

Ряд метафор создают образ битвы со страхом как с врагом, в которой не всегда разум становится победителем:

- "Sleep did not come - while the hours passed. My mind

fought against the nervousness'' [20];

- "... and fear without reason caught my heart" [20].

- "I feel that the time will soon arrive when I must lose my life, and my mind, and my soul, together, in some last battle with that horrible enemy: fear!" [20].

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнивая полученные результаты с теми, которые были описаны в работах И.Г. Жоговой, Е.В. Кузиной, Л.Г. Медведевой, Е.Ю. Надеждиной, Т.Б. Куземы и Е.А. Туленцовой, можно утверждать, что, поскольку язык является мощнейшим средством эмоционального воздействия на читателя, авторы художественных произведений используют универсальный набор стилистических приемов для того, чтобы держать реципиента в напряжении и состоянии тревожного ожидания. На лексическом уровне к таким приемам относятся метафора, олицетворение, эпитет, сравнение и гипербола. Однако в зависимости от жанровой принадлежности текста отличаются те образы, которые формируются при помощи этих средств. Так, например, в произведениях жанра триллер, как отмечено И.Г. Жоговой, Е.В. Кузиной, Л.Г. Медведевой, Е.Ю. Надеждиной, главную роль в реализации эффекта саспенса выполняют компаративные тропы, которые создают анималистические образы, актуализирующие контраст между жертвой и хищником [11]. В остросюжетной детской литературе, согласно Е.А. Туленцовой, аналогичный эффект воспроизводится в детальных описаниях эмоционального состояния протагониста, испытывающего страх перед лицом опасности, ведущую роль при этом играют олицетворения и эпитеты с отрицательной коннотацией [19]. Наше исследование показало, что в жанре малой прозы, а именно, в психологических новеллах Эдгара По, образы, созданные при помощи тропов, приобретают гротескный характер и обнажают самые глубокие страхи человека: образы, связанные с замкнутым пространством, - образ склепа, могилы и образ преисподней, образы, ассоциирующиеся со смертью, - мертвые тела и призраки.

ВЫВОДЫ

Психологическая новелла Эдгара По - одна из значимых составляющих его творческого наследия, герои которой испытывают чувство страха перед реальностью. Их ужасает не сама действительность, а те нравственные и прочие стандарты, которые утвердились во всей области бытия в буржуазной Америке, те властные механизмы, что навязывают эти эталоны личности, разрушая и ущемляя ее. Э. По верил, что наиболее существенным в новелле является формирование мощнейшего эмоционального воздействия на читателя, которое он именовал "totality effect" [23]. В результате лингвостилистическо-го анализа новелл Эдгара По мы пришли к выводу, что эффект саспенса реализуется при помощи эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и гипербол, формирующих эмоционально-символические образы, связанные с опасностью и нежелательными последствиями - образ склепа, образ темного леса, образ тюрьмы, образ колодца, образ призрака. Помимо этого, напряженная атмосфера в произведениях создается в детальных описаниях эмоционального состояния героев, находящихся в ожидании надвигающейся катастрофы, и читатель, сопере-

живая им, испытывает аналогичные чувства - чувства тревоги, страха и ужаса, которые не отпускают его даже после того, как «страшные» и психологические новеллы уже прочитаны.

Перспективы дальнейшего исследования нам видятся в изучении языковых способов создания эффекта са-спенса в детективных новеллах Эдгара По. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Carrol N. The Philosophy of Horror or Paradoxes of the Heart. New York: Routledge, 1990. 269 p.

2. Prieto-Pablos J.A. The Paradox of Suspense //Poetics. 1998. № 26 (2). P. 99-113.

3. Baroni R., Revaz F. Narrative Sequence in Contemporary Narratology. Columbus: The Ohio State University Press. 2016. 238 p.

4. Scott A.F. Current Literary Terms. London: Macmillan, New York: St. Martin's Press. 1965. 324p.

5. Альжанов Р.А. Наука саспенса в искусстве кинематографа // Вестник казахского национального женского Педагогического университета. 2019. № 2. С. 319-323.

6. Познин В.Ф. Жанр хоррор в современном российском кино // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2020. Т. 10, №2. С. 248-265.

7. Баталов А.А. Туленцова Е.А. Языковые средства реализации категории саспенса в детской литературе жанра хоррор (на примере повестей Р.Л. Стайна). 2021. № 3 (29). С. 224-235.

8. Anastasova M. The Hedge Animals as a Suspense Motif in Stephen King's the Shining//Езиков свят. 2015. Т. 13. № 13-1. P. 61-66.

9. Anastasova M. Patterns of Creating Suspense in Stephen King's The Shining //English Studies At NBU. 2016. Т. 2. № 1. P. 43-58.

10. Anastasova M. Room 237 as a Gradually Developed Suspense Motif in Stanley Kubrick's the Shining //Езиков свят. 2016. Т.14. № 1. P. 60-67.

11. Жогова И.Г. Кузина Е.В., Медведева Л.Г., Надеждина Е.Ю. Языковые средства создания саспенса в произведениях жанра «триллер» и способы их актуализации (на материале романов англоязычных авторов) //Язык и культура. 2018. № 43. С. 46-57.

12. Bogdanova L.V. Linguistic Means of Suspense Creation in the Science Fiction Story "A Subway Named Mobius" by A.J. Deutsch // Глобальный научный потенциал. 2022. № 3 (132). С. 244-246.

13. Tukhtayeva G., Ahmedova M.B. Specific Features and History of Thriller Genre // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. 2019. № 1 (5). С.70-71.

14. Николаева И.С. Создание саспенса через предзнаменование в произведении жанра фэнтези (на примере романов К. Арден) // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 4-8 (72). С. 166-169.

15. Михайловская Е.В., Рыбачок А.Ю. Лингвостилистические особенности выражения точки зрения персонажа в кинематографической прозе (на материале романа Грэма Грина «Конец одной любовной связи») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 1. С. 90-96.

16. Iwata Yu. Creating Suspense and Surprise in Short Literary Fiction: a Stylistic and Narratological Approach. Birmingham. 2008. 297 p.

17. Dove G.N. Suspense in the Formula Story. Ohio: Bowling Green State University Popular Press. 1989. 139 p.

18. Кузёма Т.Б. Suspense Study Linguistic Analysis // E-SCIO. 2020. № 12 (51). С. 432-439.

19. Туленцова Е.А. Лингвистические средства реализации категории саспенса в детской остросюжетной литературе // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 5 (44). С. 201-208.

20. Poe E.A. The Fall of the House of Usher [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://liteka.ru/english/library/1047-the-fall-of-the-house-of-usher — (дата обращения: 18.12.2022)

21. Poe E.A. The Pit and the Pendulum [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://madbook.org/view?book=234&page=1 — (дата обращения: 18.12.2022)

22. Poe E.A. Berenice [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://poestories.com/read/berenice — (дата обращения: 17.12.2022)

23. Pope-Hennessy U. Edgar Allan Poe: A Critical Biography. New York: Haskell House Publishers. 1971. 342 p.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 03.01.2023 Revised date: 22.01.2023 Accepted date: 29.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.