Научная статья на тему 'ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ СЕМАНТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО СЛОВА: СПОСОБЫ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ DREAM (НА МАТЕРИАЛЕ НОВЕЛЛ И КРИТИЧЕСКИХ ЭССЕ Э. А. ПО)'

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ СЕМАНТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО СЛОВА: СПОСОБЫ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ DREAM (НА МАТЕРИАЛЕ НОВЕЛЛ И КРИТИЧЕСКИХ ЭССЕ Э. А. ПО) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПОЭТИКА / КАТЕГОРИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД / АССОЦИАТЫ / DREAM / Э. А. ПО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мальнева Екатерина Юрьевна

Возникновение на рубеже тысячелетий новых гуманитарных дисциплин интегративного типа, в частности, когнитивной поэтики позволяет переосмыслить некоторые подходы к экспликации семантики индивидуально-авторских номинаций, среди прочих - уникальной авторской категории Dream, пронизывающей творчество американского романтика, отца американской новеллы Эдгара Аллана По. Исследование творчества «великого математика чувств» обладает непреходящей актуальностью, поскольку вся западная культура, без преувеличения, несет на себе отпечаток личности поэта-сновидца, и именно его творчество в высшей степени демонстрирует релевантность применения парадигматического метода, метода текстовых ассоциаций, при анализе специфики авторского слова в целях объективации концептуального содержания значимых для творчества автора категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мальнева Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REEVALUATION OF TRADITIONAL APPROACHES TO THE SEMANTIC ANALYSIS OF AUTHORIAL DICTION: MEANS OF EXPLICATION OF THE DREAM CATEGORY CONCEPTUAL MEANING: (AS EXEMPLIFIED IN THE E. A. POE’S SHORT STORIES AND CRITICAL ESSAYS)

The new areas of study in the domain of the Humanities, that have emerged at the turn of the millennia, specifically cognitive poetics, provide tools for the reevaluation of approaches to the explication of semantics of individual authorial nominations, namely, the unique Dream category, which pervades the whole corpus of texts by Edgar Allan Poe, an American Romantic icon and the father of the American short story. The study of Poe’s legacy, the writer, who was dubbed “the sublime mathematician of the soul,” holds singular relevance, since, it is believed, the entire Western culture is imprinted by the constructs, which have originated in the conceptual sphere, the mind of the astounding Dreamer Poet. Moreover, his work is exceptionally fitting for the employment of the paradigmatic analysis, the method of textual associations when scrutinising the semantics of the author’s diction, with the ultimate objective being the explication of the conceptual meaning of the categories indispensable for the author’s creative oeuvre.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ СЕМАНТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОГО СЛОВА: СПОСОБЫ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ DREAM (НА МАТЕРИАЛЕ НОВЕЛЛ И КРИТИЧЕСКИХ ЭССЕ Э. А. ПО)»

Переосмысление традиционных подходов к анализу семантики индивидуально-авторского слова: способы экспликации концептуального содержания категории Dream (на материале новелл и критических эссе Э.А. По)

Мальнева Екатерина Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет E-mail: ekaterinamalneva@gmail.com

Возникновение на рубеже тысячелетий новых гуманитарных дисциплин интегративного типа, в частности, когнитивной поэтики позволяет переосмыслить некоторые подходы к экспликации семантики индивидуально-авторских номинаций, среди прочих - уникальной авторской категории Dream, пронизывающей творчество американского романтика, отца американской новеллы Эдгара Аллана По. Исследование творчества «великого математика чувств» обладает непреходящей актуальностью, поскольку вся западная культура, без преувеличения, несет на себе отпечаток личности поэта-сновидца, и именно его творчество в высшей степени демонстрирует релевантность применения парадигматического метода, метода текстовых ассоциаций, при анализе специфики авторского слова в целях объективации концептуального содержания значимых для творчества автора категорий.

Ключевые слова: когнитивная поэтика, категория, концептуальный анализ, парадигматический метод, ассоциаты, Dream, Э.А. По.

о

U

со

см

см

со

Z

224

Введение

Язык талантливых писателей всегда был стержнем истории литературного языка; стилистика индивидуального творчества, по сути, является основой понимания принципов языковой эволюции [3, с. 57]. Вследствие этого, представляется совершенно необходимым изучать стили тех мастеров, которые опередили свое время, определив лицо не только своей эпохи, но и будущего словесности. Таким мастером является Эдгар Аллан По.

Первый и последний «проклятый поэт» и символист Нового Света, человек, умерший в нищете и забвении, - и словно бы в награду за непонимание и насмешки современников удостоенный поистине невероятной посмертной славы [13], - Эдгар По. Без него, как отмечают литературные критики, немыслимо появление французских «темных» символистов и школы современной «готической» культуры. Как сумел один-единственный человек определить ход мирового литературного процесса - понять невозможно, однако он сделал именно это.

В свою очередь, когнитивный вектор многих лингвистических исследований современности, позиционируемый как новая продуктивная методология, позволяет переосмыслить традиционные вопросы филологии, равно как и создать новые траектории поиска и анализа междисциплинарного характера, открывающие дорогу синергии смыслов и методик в языкознании.

На рубеже тысячелетий, в частности, возникла новая филологическая дисциплина интегратив-ного толка когнитивная поэтика, которая по определению стремится дать ответы на вопрос о способе репрезентации мира в художественной литературе (художественный текст, по сути, и есть акт создания мира [11, с. 330]), выходя за рамки исключительно лингвистических категорий и имманентных лингвистических исследований. Как отмечает М. Фримен, стоящая у истоков этой науки, «когнитивная поэтика служит мощным инструментом раскрытия и объяснения когнитивных процессов и стратегий, лежащих в основе формирования и интерпретации художественного текста как продукта познающего разума в контексте физического и социо-культурного миров его, текста, создания и восприятия» (Freeman 2000) [цит. по 4, с. 379].

Языковая деятельность как модус когниции

По сути, современное направление лингвистических изысканий рассматривает языковую деятельность в качестве одного из модусов когниции, составляющего вершину айсберга, в основании которого лежат когнитивные способности, не являющиеся чисто языковыми [7, с. 306]. Один из центральных постулатов когнитивизма - постулат о примате когнитивного (А. Н Баранов., Д.О. Добровольский), согласно которому когнитивные структуры определяют функционирование любых компонентов языковой системы (лексических, грамматических, стилистических, текстовых), - предопределяет рассмотрение любого факта языка и речи (например, художественного текста) в направлении от ментальных феноменов к способам их вербализации, от единиц концептуальной системы - к их языковому воплощению.

Аналогия с айсбергом прослеживается повсеместно в трудах последних лет, посвященных лексической и когнитивной семантике. Метафора «Айсберг» оказывается чрезвычайно продуктивной при описаниях сложного ментально-языкового целого, каким является, например, индивидуально-авторское значение слова. Принцип айсберга, предлагаемый, в частности, И.А. Стерниным [10] для описания лексического значения, как, собственно, и концептуального содержания, предполагает выявление как ядерных, так и периферийных значений лексических единиц, которые представляют собой проекцию исследуемых ментальных сущностей - концептов.

Методология семантических исследований в когнитивном аспекте. Специфика парадигматического метода применительно к анализу концептуального содержания

Методы интерпретации концептов, уже ставшие традиционными, такие как компонентный анализ (который является достижением семасиологии XX века, науки, переживающей настоящий бум с середины прошлого столетия, когда было установлено, что значение слова не есть монолитная единица, но дискретная, разложимая на составные части структура), контекстологический и ряд других, безусловно, заслуженно пользуются широкой известностью и популярностью, однако применительно к художественному тексту не всегда могут быть расценены как полностью адекватные в силу специфики авторского слова и того, что за этим словом стоит, - мировоззрения писателя, индивидуально-авторской картины мира.

В лингвокогнитивных исследованиях современности повсеместно используется концептуальный анализ, метод, восходящий к работам французского лингвиста Эмиля Бенвениста, заслуженно называемого провозвестником когнитивного направления в лингвистике. Вышеупомянутый метод был разработан в фундаментальном труде ученого «Общая лингвистика». Ядро методики суть семантическая реконструкция. Согласно гипотезе, значение лингвистической формы определяется всей совокупностью ее употреблений, ее дис-

трибуцией и вытекающими из них типами связей. (В свою очередь, дистрибутивный анализ - это метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом значении этих единиц). Реконструкция базируется на внимательном изучении совокупности контекстов, где может быть употреблена исследуемая форма [1, с. 32]. Таким образом, концептуальный анализ как таковой основывается на сопоставлении совокупности словоупотреблений лексем, реализующих тот или иной концепт, с последующей интерпретацией смысловых различий в употреблении.

Сегодня метод концептуального анализа как способ толкования концептов, понимаемый очень широко, не подразумевает наличия какой-то одной конкретной техники. В рамках концептуального анализа художественного текста, применяемого в разных школах, наличествует, например, парадигматический метод, понимаемый, как отмечает З.К. Тарланов, еще в его доструктуралистской интерпретации (в структурализме же, как замечает исследователь, термин парадигматика специализируется как обозначение ассоциативного плана языка вообще, в том числе и лексики) - вплоть со времен античности (от греч. пара - подле, возле, рядом и бе^а- проявление, признак) и используемый для анализа поэтического идиостиля и художественных картин мира. Парадигматический метод предполагает описание семантических отношений между лексемами, вербализующими исследуемые концепты, и рассмотрение форм выражения этих отношений, когда происходит подмена определенных единиц в художественном тексте; в последнем часто находится «соответствие между двумя явлениями (единицами) языка, нередко переходящее в тождество (отождествление)» [15, с. 56].

В результате этого, при сходном общем семантическом объеме и функциональной роли в тексте членами парадигмы могут выступать фактически разные слова, которые по-разному репрезентируют одно архетипическое значение. В основе поэтической парадигматики художественной речи лежит, с одной стороны, «принцип многообразия словесно-образного воплощения авторской идеи», а с другой - «принцип разнообразных «прочтений» или индивидуальных ассоциативно-смысловых вариаций одного и того же слова-образа» [цит. по 12, с. 121].

Ассоциативные отношения суть отношения парадигматические. Парадигматические текстовые группировки слов (ассоциативные поля, лексико-тематические группы) могут рассматриваться как лексические средства экспликации авторских концептов. Подобный подход к толкованию индивидуально-авторских концептов отражен в работах представителя Томской школы коммуникативной стилистики проф. Н.С. Болотновой. Ассоциативное значение слова, которое, в част-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ности, может пониматься как индивидуально-авторские семы, привносимые в семантемы художником, «принадлежит не только слову, но и сознанию коммуникантов, так как имеет лингвистическую основу и экстралингвистическую обусловленность» [2, с. 16].

В психологии термин «ассоциация» трактуется как связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. В лингвистическом аспекте правомерно рассматривать «ассоциации как актуализируемую в сознании читателя связь между элементами лексической структуры текста и соотнесенными с ними явлениями действительности или сознания, а также миром других слов» [ibid, с. 23]. Борис Пастернак писал о «силе сцепления, заключающейся в сквозной образности всех ... частиц мира» [цит. по 5, с. 322]. Согласно этой концепции мира, все отражается во всем, любая вещь может стать отражением и подобием любой другой вещи, все они превращаются друг в друга, и превращения эти ничем не ограничены.

В ассоциации (как психологической, так и сугубо языковой) заключается совмещение отдаленнейших смысловых рядов, возведенная в принцип многозначность слова [5, с. 326]; проявляется повышенная суггестивность слова, то есть способность его вызывать неназванные представления (от франц. suggestion - внушение). Б.Н. Томашев-ский определяет суггестивность как возможное значение [ibid, с. 327].

Критерием типичности (узуальности) или уникальности текстовых языковых ассоциаций, как отмечает Н.С. Болотнова, является фиксация их вербальных маркеров в различных словарях (толковых, словарях синонимов и антонимов и т.д.), отражающих коллективный языковой опыт. Соответственно, первым этапом анализа предстает именно лексикографический этап экспликации узуальных ассоциатов исследуемого конструкта.

Ассоциативные неузуальные номинации категории Dream в произведениях Э.А. По

«Сон переносит нас в отдаленные состояния человеческой культуры и дает нам в руки средство лучшего их понимания. <...> так, как нынешний человек умозаключает во сне, в бодрственном состоянии размышляло все человечество в продолжение многих тысячелетий» (Ницше, «Человеческое, слишком человеческое») [цит. по 16, с 38). Исследование категорий не само по себе, не ради исключительно расширения познания и границ ноосферы, но ради установления преемственности в поступательном движении человеческой мысли и цивилизации - в этом заключается смысл отбора 5 когнитивных категорий на настоящем этапе ста-g новления когнитивной лингвистики, когда в центре S3 внимания - вопрос об экзистенциальной значимости S и смысле существования человеческой цивилиза-

со ^

z ции как таковой (в контексте революционных проры-

вов в сфере развития нейросетей и искусственного интеллекта, вполне способного заменить Человека разумного в ряде все расширяющегося спектра деятельности, даже в областях, традиционно считавшихся прерогативой исключительно Homo sapiens).

Более того, исследование семантики воображаемого как такового, в равной степени, как и способности человеческого разума создавать миры силой творческого воображения, представляет собой одно из актуальных направлений в когнитивной поэтике, и в этой связи природа творческого обретает особый исследовательский резонанс, особенно применительно к современной художественной литературной критике [19].

В данную проблематику, в исследование природы человеческого воображения и фантазии неоценимый вклад внесли писатели-романтики, в первую очередь, Э.А. По. Некоторые исследователи берутся утверждать, что сама современная западная культура несет на себе отпечаток личности американского романтика, всей своей структурой неизбывно напоминая о великом создателе сновидческой реальности, являя собой сюрреальное смешение поэзии, чувства, символизма, экзистенциализма и «Башни из Слоновой Кости» [18].

Э.А. По - более чем какому-либо иному художнику - свойственно было создавать произведения, в которых он мог «созвучиями слов сближать понятия, для обыденного восприятия несочетаемые, и находить родственность там, где обычное зрение не обнаружит ни близости, ни переклички, и рушить межевые столбы, разделяющие будничное и воображаемое, действительное и грезящее, бытие и небытие» [9, с. 34].

Его поэтические и прозаические произведения демонстрируют «изменения значений, вызванные пребыванием слов в контексте произведения, где они взаимодействуют на расстоянии, синтаксически даже не соприкасаясь» [5, с. 346].

Итак, до выявления собственно авторских ассоциатов манифестаций исследуемого когнитивного конструкта, а именно DREAM, на первом этапе необходимо определить те единицы, которые так или иначе связаны с исследуемой лексемой изначально, то есть те, что зафиксированы в толковых словарях и словарях синонимов соответствующего периода, и, соответственно, в общественном языковом сознании. Ассоциат определяется как смысловой коррелят к стимулу, соотносимый в сознании воспринимающего текст субъекта с реалией художественного мира или сознания, а также с другими словами. В первых двух случаях можно говорить о референтных и когнитивных текстовых ассоциациях, а в последнем - о языковых текстовых ассоциациях [2, с. 24].

Толковый словарь американского варианта английского языка под редакцией Ноя Уэбстера за 1847 г. содержит следующий список синонимов существительного DREAM: Fancy, Phantasy, Imagination, Vision, Image, Illusion, Reverie, Delusion, Chimera, Whim, Conceit, Vagary, Caprice, Contrivance [23].

Синонимы лексемы, выступающей именем концепта, в данном случае концепта DREAM, являют собой проекцию концептуального поля, то есть определенного сегмента концептосферы, а именно, концептосферы Ирреальное, Умозрительное, Воображаемое, Метафизическое. Исследователь И.А. Тарасова отмечает, что совокупность ассоциативных линий представляет собой фиксацию интерконцептуальных связей в индивидуально-авторской концептосфере [14].

Контекст - ключевое понятие для анализа в рамках когнитивной поэтики (Stockwell). Учет особенностей контекстуальных употреблений имени концепта в новеллах По позволяет нам расширить данный список, составить перечень индивидуально-авторских ассоциатов и занести туда те лексемы, которые не отражены в словарных статьях, например, как в данном случае, осознание DREAM как Passion:

"I live continually in a reverie of a future. ..<.. .> My life has been whim - impulse - passion." (Letter to James R. Lowell) [21].

Актуализация в имени Passion потенциальной семы «Мечтательность» (вследствие последовательного расположения лексем Reverie (собственно синоним DREAM) и Whim (также являющейся одним из способов актуализации концепта - существительного, в семный состав которого входят семы «фантастичное» (fanciful), «причудливое» (capricious)) делает синонимичными слова, которые за пределами творчества По таковыми не являются.

Известный филолог Роман Якобсон отмечал, что "ассоциация по смежности является основой поэтического мышления" [17, c. 329]; соответственно, представляется корректным говорить о том, что сополагаемые в художественных текстах элементы обладают некоторым общим семантическим компонентом. В следующем примере из новеллы Э.А. По параллелизм как синтаксическая фигура еще более усиливает эффект сопричастности, позволяя отнести Extravagance к концептосфере Ирреальное, Умозрительное, Воображаемое, Метафизическое:

"...him whose follies (said his parasites) were but the follies of youth and unbridled fancy - whose errors but inimitable whim - whose darkest vice but a careless and dashing extravagance?" (William Wilson) [20].

В данном случае Fancy (лексема, репрезентирующая концепт DREAM) ассоциативно соотносится с экстравагантностью, что в переводе с латинского буквально означает «блуждание за пределы обычного, привычного»; характеристика Extravagance как явления гиперболизированного, экстраординарного, страстного (см. Extravagance, n.: "Excess of affection or passion; in general, any access or wandering from prescribed limits; irregularity, wildness" [23, c. 429]) проецируется и на феномен DREAM, который априори не способен пребывать в границах дозволенного; все привычное, условности и нормы не совместимы с творческим характером DREAM.

В текстах Э.А. По повсеместно актуализируются уникальные маловероятные ассоциаты DREAM, такие как:

Ignes Fatui of Superstition, Fairy Land, the Wild Dominions of Monastic Thought, a Melody more than Mortal, Assumptions and Aspirations which Mortality Had Never Known Before и большое количество иных, рассмотрение которых составит предмет рассмотрения в рамках отдельной статьи.

Проанализируем лишь еще пару примеров, которые могут служить яркой иллюстрацией своеобразия идиостиля Э. По, которое, помимо прочего, заключается в его оппозитивности. В ряде контекстов семантика DREAM обогащается обертонами, противоположными, антиномичными по своей сути. Чрезвычайно интересен, к примеру, вариант авторского переосмысления феномена DREAM и осознания последнего не только в виде характерного свойства человеческого воображения, но и как составного элемента сферы человеческой логики, рассудка:

".I had seen her not as the living and breathing Вегепюё, but as the Beren^ of a dream; not as a being of the earth, but as the abstraction of such a being; not as a thing to admire, but to analyze." (Berenice) [20].

Будучи расположены подряд и представляя собой единую линию рассуждений, лексемы выстраивают цепочку ассоциативных смыслов: Dream = Abstraction = Ratiocination, т.е. DREAM приравнивается к логическому рассуждению, что, конечно же, противоречит толкованиям слова в лексикографических источниках, поскольку основной концептуальный признак DREAM, вычленяемый из словарных статей, - это признак «Фантазия». Тем не менее, общая сема, позволяющая объединить все эти лексемы в одно ассоциативное поле и представить их контекстуальными синонимами, - это сема «Идеальное», иначе «Умозрительное», «Нематериальное».

Подобные ассоциации формируют лейтмотив в логических новеллах и космогоническо-философском трактате По о строении Вселенной «Эврика» (Eureka):

• "It was during one of these reveries or pauses of apparent abstraction, that." (The Assignation) [20].

• "For many minutes of a dreamy and trembling abstraction, I busied myself in vain, unconnected conjecture" (The Pit and the Pendulum) [20].

• "Have we any right to inferences - have we any ground whatever for visions such as these?" (Eureka) [20].

• "These ideas - conceptions such as these -unthoughtlike thoughts - soul-reveries rather than conclusions or even considerations of the

intellect." (Eureka) [20].

Следующий пример индивидуально-авторских ассоциатов DREAM представляет собой неортодоксальную перифрастическую номинацию, которая соотносит Воображение (один из способов актуализации концепта DREAM) не только с «Вол-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

шебной страной» (Fairy Land), но и с совершенно идиосинкретическим конструктом «Необъятные владения аскетической мысли и эрудиции» - The Wild Dominion of Monastic Thought and Erudition: "Thus awaking from the long night of what seemed, but was not, nonentity, at once into the very regions of fairy land - into a palace of imagination - into the wild dominions of monastic thought and erudition." (Berenice) [20].

Не только столь неортодоксальная концептуализация когнитивного феномена DREAM приписывает последнему нетривиальную ассоциацию monastic (spartan, austere, ascetic), она также уравнивает в правах воображение и знание, эрудицию, интеллект; более того, Э. По принадлежит парадоксальное утверждение, что полету фантазии в наибольшей степени способствует именно знание:

"Nothing so well assists the fancy as an experimental knowledge of the matter at hand" (How to write a Blackwood Article) [21].

Подобная позиция определенным образом отсылает к доктринам отца философии Нового времени, Рене Декарта, который писал, что существует «та часть человеческого ума, которая более всего помогает математике, а именно воображение ...» [6, c. 21]. Э. По, в свою очередь, был убежден, что быть поэтом - обладателем воображения априори - абсолютно необходимо для того, чтобы быть хорошим математиком:

"As poet and mathematician, he could reason well; as mere mathematician, he could not have reasoned at all" (The Purloined Letter) [20].

Выводы

Таким образом, вследствие проведенного лингво-когнитивного анализа можно постулировать, что в художественном континууме Эдгара Аллана По смыкаются два полюса: Разум (Рассудок, Логика) и Фантазия, две разновекторные человеческие способности. Это отнюдь не парадокс, вернее, парадокс, весьма характерный для философско-эстетической концепции По. Его собственный ум сочетал в себе силу воображения с аналитическими способностями. Сам поэт говорил, что люди с настоящим воображением не могут не быть аналитиками: "It will be found, in fact, that the ingenious are always fanciful, and the truly imaginative never otherwise than analytic" [20, c. 4]. Эдгар По является родоначальником аналитического, интеллектуального направления в американской литературе, который сумел соединить настоящее искусство и аналитические (дедуктивные) способности человеческого ума. Эмоциональное и Интеллектуальное для него - родственные понятия. «Великий математик чувств» - так называл его Николай Гумилев. Шарль Бодлер отмечал, что По была свойственна порази-s тельная способность добиться гармонии непогре-g шимой логики и глубочайшего абсурда (Ш. Бодлер) м [цит. по 8, c. 10].

еЗ В итоге, можно утверждать, что анализ новелл ^ Э.А. По в русле когнитивной поэтики, в частности

с позиций семантической парадигматики и с учетом индивидуально-авторских текстовых ассоциаций, позволяет раскрыть особенности авторского миропонимания и мироощущения, которое можно охарактеризовать, как диалектическое единство внешне противоположных сущностей - Разума и Чувств, Логики и Абсурда, Эмоций и Интеллекта, что находит отражение в его творческом методе, который в одном из своих проявлений состоит в материальной фантастичности и максимальном правдоподобии предельно фантастичного повествования.

Литература

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенве-нист. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.

2. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте / Н.С. Болотнова; Томский гос. пед. ин-т. -Томск: Изд-во ТГПУ, 1994. - 212 с.

3. Виноградов В. В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

4. Воробьева О.П. Художественная семантика: когнитивный сценарий / О.П. Воробьева // С любовью к языку: Сб. науч. трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. - М.; Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский госуниверситет, 2002. - С. 379384.

5. Гинзбург Л. Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - М.: Интрада, 1997. - 408 с.

6. Декарт Р. Сочинения / Р. Декарт; пер. с лат. и фр. С.Ф. Васильева и М.А. Гарнцева. В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.

7. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В.З. Демьянков // Язык и наука конца XX века. - М.: Институт языкознания РАН, 1995. - С. 239-320.

8. Зверев А.М. Вдохновенная математика Эдгара По / А.М. Зверев // По, Эдгар. Избранное: Сборник. На англ. яз. Сост. Е.К. Нестерова. -М.: Радуга, 1983. - 416 с.

9. Злобин Г. Эдгар По - романтик и рационалист / Г. Злобин // Э. По. Рассказы; пер. с англ. Комм. М. Беккер. - М.: Правда, 1979. - С. 3-18.

10. Левицкий В. В., Стернин И.А. Экспериментальные методы в семасиологии / В.В. Левицкий, И.А. Стернин; Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. -192 с.

11. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - Текст - Семиосфера - История / Ю.М. Лотман, У. Эко, М.Л. Гаспаров; [Предисловие В.В. Иванова]; Тартус. Ун-т. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 447 с.

12. Мирзаева Т.В. Полисемантический потенциал слова вода в поэзии Вячеслава Иванова / Т.В. Мирзаева // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2007. № 3. - С. 119-126.

13. Николюкин А.Н. Эдгар Аллан По // По Э.А. Мистификация: Новеллы; Повесть; Эссе: / Пер. с англ. Э.А. По - Книги на все времена М.: ООО «Издат-во АСТ, 2003. - 384 с.

14. Тарасова И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (на материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского): Дисс. .д-ра филол. наук / Тарасова И.А. - Саратов, 2004. - 484 с.

15. Тарланов З.Г. Методы и принципы лингвистического исследования: Учеб. пособие для вузов / З.К. Тарланов; Петрозавод. гос. ун-т. -Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 1995. - 188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Юнг К.Г. Символы трансформации / К.Г. Юнг; пер. и вступ. ст. В. Зеленского. - М.: Пента График, 2000. - 496 с.

17. Якобсон Р.О. Работы по поэтике / Сост. и общ. ред. М.Л. Гаспарова; Вступ. Статья В.В. Иванова. - М.: Прогресс, 1987. - 460 с.

18. Blackmur R.P. Afterword / R.P. Blackmur // E.A. Poe The Fall of the House of Usher and Other Tales; with an afterword by R.P. Blackmur. - New York: New American Library, 1960. - 384 p.

19. Brandt P. A., Hobbs J. Elements in Poetic Space: A Cognitive Reading // Cognitive Semiotics, 2008. Issue 2 (Spring) [Electronic Resource]. - URL: http://www.cognitivesemiotics.com [Accessed 15.08.2023].

20. Poe E.A. Complete Stories of Edgar Allan Poe / E.A. Poe. - International Collectors Library American Headquarters; Garden City, New York: Dou-bleday & Company, 1966. - 737 p.

21. Poe E.A. The Works of Edgar Allan Poe: In IV vol. / Edited by John H. Ingram. - London: A. & C. Black, Soho Square, 1899; Vol. IV: Autobiography, Criticisms, and Index. - 576 p.

22. Stockwell, P. Cognitive Poetics: An Introduction / P. Stockwell. - London: Routledge, 2002. - 193 p.

23. Webster N. An American Dictionary of the English Language / N. Webster; Rev. and enlarged Ch.A. Goodrich. - Springfield; Mass.: G & C. Mer-riam, 1847. - 1367 p.

THE REEVALUATION OF TRADITIONAL APPROACHES TO THE SEMANTIC ANALYSIS OF AUTHORIAL DICTION: MEANS OF EXPLICATION OF THE DREAM CATEGORY CONCEPTUAL MEANING: (AS EXEMPLIFIED IN THE E.A. POE'S SHORT STORIES AND CRITICAL ESSAYS)

Malneva E. Yu.

Pacific National University

The new areas of study in the domain of the Humanities, that have emerged at the turn of the millennia, specifically cognitive poetics, provide tools for the reevaluation of approaches to the explication of semantics of individual authorial nominations, namely, the unique Dream category, which pervades the whole corpus of texts by Edgar Allan Poe, an American Romantic icon and the father of the American short story. The study of Poe's legacy, the writer, who was dubbed "the sublime mathematician of the soul," holds singular relevance, since, it is believed, the entire Western culture is imprinted by the constructs, which have originated in the conceptual sphere, the mind of the astounding Dreamer Poet. Moreover, his work is exceptionally fitting for the employment of the paradigmatic analysis, the method of textual associations when scrutinising the semantics of the author's diction, with the ultimate objective being the explication of the conceptual meaning of the categories indispensable for the author's creative oeuvre.

Keywords: cognitive poetics, category, conceptual analysis, paradigmatic method, associations, Dream, E.A. Poe.

References

1. Benveniste, Émile. General Linguistics. Moscow: Progress Publishing House, 1974.

2. Bolotnova, N.S. The Lexical Structure of the Literary Text: The Associative Aspect. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University Publishing House, 1994.

3. Vinogradov, V.V. The Language of the Belles-Lettres. Moscow: Nauka Publishing House, 1980.

4. Vorobyova, O.P. The Literary Semantics: The Cognitive Scenario // With Love for the Language: Dedicated to E.S. Kubry-akova. Moscow, Voronezh: The Institute for Linguistics of the Russian Academy of Sciences, 2002.

5. Ginsburg, L.Y. On Lyric. Moscow: Intrada Publishing House, 1997.

6. Descartes, René. The Collected Works; Translated from Latin and French by S. Vasiliev and M. Garntsev. In 2 vol. Vol. 1. Moscow: Mysl Publishing House, 1989.

7. Demiankov, V.Z. The Major Linguistic Theories at the End of the 20th Century // Language and Science of the End of the 20th Century. Moscow: The Institute for Linguistics of the Russian Academy of Sciences, 1995.

8. Zverev, A.M. The Sublime Mathematics of Edgar Poe // Edgar Poe. The Selected Works. Moscow: Raduga Publishing House, 1983.

9. Zlobin, G. Edgar Poe: Romantic and Rationalist // Edgar Poe. The Selected Stories; Transl. from English. Moscow: Pravda Publishing House, 1979.

10. Levitsky, V. V., Sternin, I.A. Experimental Methods in Semasiology. Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 1989.

11. Lotman, Yu.M. Inside the Thinking Worlds: Man - Text - Semio-sphere - History; Preface by V.V. Ivanov. Moscow: Languages of the Russian Culture Publishing House, 1996.

12. Mirzaeva, T.V. The Polysemantic Potential of the Word Water in Vyacheslav Ivanov's Poetry // Issues of Cognitive Linguistics. 2007. No. 3. P. 119-126.

13. Nikolyukin, A.N. Edgar Allan Poe // Edgar A. Poe. Mystification: Short Stories, Essays, and a Novel; Transl. from English. Moscow: AST Publishing House, 2003.

14. Tarasova, I.A. Poetic Individual Style: The Cognitive Aspect (Based on G. Ivanov's and I. Annensky's Poetry); Doctoral Dissertation. Saratov, 2004.

15. Tarlanov, Z.G. Methods and Principles of the Linguistic Analysis: Student's Book for Undergraduate Students. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publishing House, 1995.

16. Jung, K.G. The Symbols of Transformation; Transl. and Introduction by V. Zelensky. Moscow: Penta Graphic, 2000.

17. Jacobson, R. Questions de Poetique; Ed. by M.L. Gasparov, with an Introduction by V.V. Ivanov. Moscow: Progress, 1987.

18. Blackmur R.P. Afterword / R.P. Blackmur // E.A. Poe The Fall of the House of Usher and Other Tales; with an afterword by R.P. Blackmur. - New York: New American Library, 1960. - 384 p.

19. Brandt P. A., Hobbs J. Elements in Poetic Space: A Cognitive Reading // Cognitive Semiotics, 2008. Issue 2 (Spring) [Electronic Resource]. - URL: http://www.cognitivesemiotics.com [Accessed 15.08.2023].

20. Poe E.A. Complete Stories of Edgar Allan Poe / E.A. Poe. - International Collectors Library American Headquarters; Garden City, New York: Doubleday & Company, 1966. - 737 p.

21. Poe E.A. The Works of Edgar Allan Poe: In IV vol. / Edited by John H. Ingram. - London: A. & C. Black, Soho Square, 1899; Vol. IV: Autobiography, Criticisms, and Index. - 576 p.

22. Stockwell, P. Cognitive Poetics: An Introduction / P. Stockwell. -London: Routledge, 2002. - 193 p.

23. Webster N. An American Dictionary of the English Language / N. Webster; Rev. and enlarged Ch.A. Goodrich. - Springfield; Mass.: G & C. Merriam, 1847. - 1367 p.

сз о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.