ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №4(46)
УДК 81'373.47
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» КАК ОДНО ИЗ ДОМИНАНТНЫХ ПОЛЕЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА РУССКОГО НАРОДА
© Галина Заварзина
THE LEXICAL SEMANTIC FIELD "PUBLIC ADMINISTRATION" AS ONE OF THE DOMINANT FIELDS OF LINGUISTIC WORLD-IMAGE
OF THE RUSSIAN NATION
Galina Zavarzina
This article is devoted to the comprehensive research into the main tendencies of the evolution of lexical semantic field "public administration", which is identifiable by structural complexity and diversity (lexical and phraseological units) as well as extreme dynamism of its changes in the current period of the Russian language evolution. Special attention is given to the description of the qualitative-quantitative transformations in nuclear, central and peripheral parts of the analyzed language field along with the analysis of the processes of its irradiating impact on other lexical semantic fields of the native Russian language. This phenomenon manifests itself in the appearance of the "moved" or "reoriented" thematic groups in the structure of the mentioned lexical semantic groups formed by logograms and collocations of conceptual spheres, which were not previously connected with the analyzed thematic sphere. A conclusion is made about the fuzzy and blurred boundaries between nuclear, central and peripheral parts of the lexical semantic field "public administration" due to the complexity of semantic relations between the linguistic units of the field associated with the duration of the formation of the state government sphere and its rather intensive development in the modern history of the Russian language and the Russian state atlarge.
Keywords: lexical semantic field, "moved" thematic groups, public administration, thematic group, innovations.
Настоящая статья посвящена комплексному исследованию основных тенденций развития лек-сико-семантического поля государственного управления, отличающегося в новейший период развития русского языка сложностью и многогранностью состава (лексических и фразеологических единиц) и структурно-семантической организации и характеризующегося чрезвычайным динамизмом происходящих в нем изменений. Особое внимание в работе уделяется системному описанию качественно-количественных трансформаций в ядерной, центральной и периферийной частях исследуемого языкового поля, а также анализу процессов его иррадиирующего воздействия на другие лексико-семантические поля национального русского языка, что проявляется в появлении в составе названного лексико-семантического разряда «перемещенных», или «переориентированных», тематических группировок, образованных словесными знаками и устойчивыми словосочетаниями из понятийных сфер, не связанных ранее с анализируемой тематической сферой. В статье делается вывод о нечеткости и размытости границ между ядерной, центральной и периферийной частями лексико-семантического поля «Государственное управление» в силу сложности семантических отношений между языковыми единицами поля, которая связана с длительностью формирования сферы государственного управления и достаточно интенсивным ее развитием в новейший период истории русского языка и российского государства в целом.
Ключевые слова: лексико-семантическое поле; «перемещенные» тематические группы; государственное управление, тематическая группа, инновации.
Как показали проведенные исследования, лексико-семантическое поле (далее - ЛСП) «Государственное управление» представляет собой одно из доминантных полей языковой картины мира русского народа, которое характеризуется
«не только значительным объемом входящих в них единиц (лексем и устойчивых словосочетаний), быстрым количественным ростом и высокой частотностью употребления в разных видах дискурса, но и иррадиирующим воздействием на
другие лексико-фразеологические подсистемы национального языка» [Загоровская, с. 99]. В новейший период развития русского языка в рассматриваемом ЛСП происходят значительные изменения, касающиеся всех его составных частей, в том числе ядра, центра и периферии.
В качестве имени рассматриваемого поля закрепилось словосочетание «государственное управление» (и его лексический вариант «госуправление»), ставшее в настоящее время весьма частотным и получившее статус устойчивой, фразеологизированной единицы.
Ядро ЛСП «Государственное управление» формируют лексические и фразеологические единицы, разные по происхождению и времени возникновения, которые входят в тематическую группу «Наименования органов государственной власти и управления» (ср.: Президент, Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума, Министерство и др.). Основными принципами отнесения русской лексики государственного управления к ядру анализируемого ЛСП являются следующие: высокая частотность, семантическая содержательность, общеизвестность, важность, словообразовательная продуктивность, широта сочетаемости и стилистическая нейтральность [Заварзина, 2015, Русская лексика государственного управления...].
Очевидно, что в настоящее время в ядре ЛСП «Государственное управление» происходят серьезные изменения, связанные, прежде всего, с пополнением лексико-фразеологического состава формирующей его тематической группы «Наименования органов государственной власти и управления и их структурных составляющих» (прежде всего за счет переориентированных номинаций: президент, парламент, мэрия, мэр, полиция, сенат, префект, префектура, департамент, нижняя / верхняя палата, губернатор, Дума, чиновник, департамент и др.), а также с изменением статуса словесных знаков отдельных тематических подгрупп (например, подгруппа «Наименования высших органов партийного политического руководства и управления»). Так, языковые единицы, активно участвовавшие в советскую эпоху в формировании подгруппы «Наименования высших органов партийного политического руководства и управления», в русском языке новейшего периода претерпевают следующие изменения: 1) становятся устаревшими и переходят из ядра в периферийную часть исследуемого ЛСП (ср.: КПСС, Политбюро ЦК КПСС, ЦК КПСС, Генеральный секретарь ЦК КПСС и др.); 2) уходят из ядра поля в центральную часть, пополняя ТГ «Наименования партий
и лиц по партийной принадлежности» (ср.: партия, партийная комиссия и др.) и др.
Исследования показали, что центральная (основная) часть поля государственного управления является наиболее значительной (по сравнению с ядерной частью и периферией) зоной и представлена словесными единицами разнообразной тематической отнесенности: ТГ «Обозначения понятий, именующих особенности организации системы государственного управления»; ТГ «Наименования направлений деятельности государственного управления и их специфика»; ТГ «Обозначения принципов государственного управления», ТГ «Наименования государственно-административных документов», ТГ «Обозначения отрицательных явлений в сфере государственного управления», ТГ «Обозначения способов поощрения и наказания должностных лиц», ТГ «Наименования, связанные с системой выборов должностных лиц государства», ТГ «Наименования партий и лиц по партийной принадлежности». Следует отметить, что в пределах центральной части исследуемого ЛСП также можно выделить лексические и фразеологические словесные знаки, формирующие ТГ «Номинации, формирующие подсистему политико-административного управления», «Номинации, формирующие подсистему экономического управления», «Номинации, формирующие сферу социального управления», которые обусловливают ее четкое деление на три важнейшие подсистемы государственного управления.
Центральная (основная) часть ЛСП «Государственное управление» в новейший период подверглась принципиально важным изменениям, связанным:
1) С весьма значительным ее расширением за счет словесных знаков новых ТГ, сформированных:
а) в результате изменений концептуально-понятийного аппарата системы современного российского государственного управления, произошедших, в первую очередь, по причине ориентированности исследуемой сферы на достижения западной цивилизации (ср.: ТГ «Наименования концепций государственного управления»: сетевое управление, электронное государственное управление, цифровое управление, маркетинговая концепция государственного управления и др.) [Заварзина, 2012];
б) в результате закрепившегося в начале ХХ1 века в законодательных актах подхода к государственному управлению как к системе, реализующейся в нескольких направлениях: политико-административном, экономическом и социальном: ТГ «Номинации, формирующие подсистему
политико-административного управления» (административная реформа, декларировать доходы и др.), ТГ «Номинации, формирующие подсистему экономического управления» (модернизация экономики, вертикаль регулирования рынка, антикризисный пакет и др.), ТГ «Номинации, формирующие сферу системного управления» (адресная помощь, выплаты материнского капитала и др.);
в) вследствие активного взаимодействия государственного управления с различными сферами человеческой деятельности (экономикой, ИКТ и др.): «Наименования экономических явлений и понятий, характеризующих особенности системы нового государственного управления» (ср.: экономика электронного правительства, административный рынок и др.), «Номинации информационно-компьютерных технологий, использующихся в системе нового государственного управления» (ср.: информационные услуги, политические сети и др.), «Наименования явлений и понятий сферы сервисного обслуживания, характеризующих особенности системы нового государственного управления» (ср.: государственные услуги, сервисное общество и др.) [Заварзи-на, 2015, К вопросу о динамических изменениях...., с. 89]. Исследования показали, что экономическая, компьютерная лексика и словесные знаки сферы сервисного обслуживания, образующие свои собственные ЛСП, в настоящее время активно участвуют в формировании центральной части ЛСП «Государственное управление», поскольку номинируют значимые для данной сферы понятия и нередко отличаются тер-минологизированным характером (ср.: электронное правительство, политическая сеть, государственный менеджмент и др.). Подобные словесные знаки участвуют в наполнении состава практически всех ТГ, образующих центр ЛСП государственного управления: ТГ «Обозначения понятий, именующих особенности организации системы государственного управления» (ср.: предпринимательское госуправление и др.); ТГ «Наименования направлений деятельности государственного управления и их специфика» (ср.: модернизация инноваций и др.); ТГ «Обозначения принципов государственного управления» (ср.: оптимизация, планирование и др.), ТГ «Наименования государственно-административных документов» (ср.: инвестпроект, бюджетное послание и др.), ТГ «Обозначения отрицательных явлений в сфере государственного управления» (ср.: теневая экономика и др.), ТГ «Обозначения способов поощрения и наказания должностных лиц» (ср.: выплата бонусов и др.). Лексические единицы «перемещенных» ТГ, участвующие в
образовании нетерминологизированных номинаций переносного характера [Загоровская, Завар-зина, с. 81], как правило, являются включенными в периферийные части тех или иных ЛСП (ср. подобные номинации советской эпохи: звено плановых органов, вычистить из партии и др.).
2) С существенными трансформациями словарного состава известных ранее ТГ, формирующих центр исследуемого ЛСП и связанных в настоящее время: а) с появлением различного рода инноваций практически во всех ТГ центральной части лексико-семантического поля «Государственное управление» (ср.: электронное правительство, политическая сеть, государственные услуги, новое государственное управление, административный ресурс, цифровое управление и др.); б) с перераспределением словесных знаков между активным и пассивным словарным составом в пределах исследуемого лексико-семантического поля (ср.: демократический централизм, единоначалие, социалистическая законность, генеральная линия партии; выходить в отставку, вносить законопроект и др.); в) с переориентацией номинаций с зарубежной действительности на российскую почву [Завар-зина, 2016], что обусловливает их перемещение с периферии исследуемого лексико-семантическо-го поля в его центральную часть (ср.: бюрократизм, коррупция, кризис, протекционизм и др.).
Периферийная часть ЛСП «Государственное управление» в русском языке новейшего периода представляет собой единство разнородных языковых единиц, среди которых целесообразно выделять:
1) Новые слова, входящие в состав известных ранее ТГ «Наименования, связанные с государственным устройством и административно-территориальным делением» (ср.: Субъект Федерации, федеральный округ, город федерального значения и др.); ТГ «Наименования объектов государственного управления» с подгруппами «Наименования материальных объектов, на которые ориентировано государственное управление» (ср.: моногорода и др.) и «Наименования нематериальных объектов, на которые ориентировано государственное управление» (ср.: инновации, ситуация демографическая, индексация пенсий, энергоэффективность, энергосбережение, модернизация и др.), в том числе:
а) неологизмы узкоспециального характера, входящие в состав ТГ «Номинации, формирующие подсистему экономического управления» (ср.: аутсорсинг в органах госуправления и др.), «Номинации, формирующие подсистему политико-административного управления» (ср.: веб-присутствие (органа власти) и др.), «Номина-
ции, формирующие подсистему социального управления» (ср.: ср.: неделимые общественные блага, комплементарные общественные блага; исключаемые общественные блага и др.);
б) неологизмы метафорического и метонимического характера, включенные в ТГ «Наименования органов государственной власти и управления и их структурных составляющих» (ср.: кремлевский начальник, шеф (о Путине), деятели тандема, властная элита, высшие должностные лица государства, верховная власть, первые лица, кремлевская группа; верхушка кабмина и др.), ТГ «Наименования направлений деятельности государственного управления и их специфика» (ср.: коридорность, пирамидальность, настройка правительства, распечатывание госгарантий и др.), ТГ «Обозначения отрицательных явлений в сфере государственного управления» (ср.: бюрократический коридор, замятые поручения президента, грязные избирательные технологии, карманное правительство и др.), ТГ «Наименования государственно-административных документов» (ср.: концепция четырех И, план Путина и др.).
2) Устаревшие наименования, относящиеся к сформировавшимся ранее и представленным в центральной части рассматриваемого поля тематическим группам, а в настоящее время находящиеся в пассивном словаре русского языка и использующиеся его носителями лишь в работах исторического характера.
3) Словесные знаки, привлеченные из не связанных ранее с государственным управлением тематических сфер: ТГ «Номинации рекламных методов и технологий, использующихся в системе нового государственного управления» (ср.: ребрендинг государственного органа, пиар-кампания кандидата и др.), ТГ «Номинации научно-технических понятий, использующихся в системе нового государственного управления» (ср.: инновации, техноград и др.).
Безусловно, границы между ядерной, центральной и периферийной частями ЛСП «Государственное управление» являются нечеткими и размытыми. Отмеченный факт обусловливается сложностью семантических отношений между единицами поля, которая связана с длительностью формирования сферы государственного управления и достаточно интенсивным ее развитием в постсоветский период истории русского языка и российского государства в целом.
Список литературы
Заварзина Г. А. Государственное управление: актуальная лексика русского языка начала XXI века. Словарь-справочник. Воронеж: ВГПУ, 2012. 236 с.
Заварзина Г. А. К вопросу о динамических изменениях в лексико-семантическом поле «Государственное управление» в русском языке новейшего периода // Политическая лингвистика: международ. науч. конференция. Екатеринбург: УрГПУ, 2015а. С.87-92.
Заварзина Г. А. Новые тенденции развития русской лексики государственного управления: монография. Saarbrüken, 2016. 197 с.
Заварзина Г. А. Русская лексика государственного управления: история формирования и современные процессы развития: дис.... д-ра...филол. наук. Воронеж, 2015. 381 с.
Загоровская О. В., Заварзина Г. А. «Перемещенные» тематические группировки в лексико-семантической подсистеме «Государственное управление» в новейший период развития русского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. №12. Ч.4. С.80-82.
Загоровская О. В. Типологические разновидности национального русского языка и формы его существования в начале XXI века // Известия ВГПУ. 2015. Т. 268. № 3. С. 96-101.
References
Zavarzina, G. A. (2012). Gosudarstvennoe upravle-nie: aktual'naia leksika russkogo iazyka nachala XXI veka [Public Administration: Actual Lexis of the Russian Language in the Early 21st Century]. Slovar'-spravochnik. 236 p. Voronezh, VSPU. (In Russian)
Zavarzina, G. A. (2015). K voprosu o dinamicheskikh izmeneniiakh v leksiko-semanticheskom pole «Gosudarstvennoe upravlenie» v russkom iazyke noveishego pe-rioda [On the Issue of Dynamic Changes in the Lexical Semantic Field "Public Administration" in the Russian Language of the Modern Period]. Politicheskaia ling-vistika: mezhdunarod. nauch. konferentsiia Political linguistics: international scientific conference]. Pp. 87-92. Ekaterinburg, UrSPU. (In Russian)
Zavarzina, G. A. (2016). Novye tendentsii razvitiia russkoi leksiki gosudarstvennogo upravleniia: mono-grafiia [Emerging Trends of the Development of Russian Lexis of State Government: A Monograph]. 197 p. Saar-brüken. (In Russian)
Zavarzina, G. A. (2015). Russkaia leksika gosudarstvennogo upravleniia: istoriia formirovaniia i sovre-mennyeprotsessy razvitiia: dis.... d-ra.filol. nauk [Russian Lexis of the State Government: History of Formation and Modern Processes of Its Development: Doctoral Thesis]. Voronezh, 381 p. (In Russian)
Zagorovskaia, O. V., Zavarzina, G. A. (2015). «Peremeshchennye» tematicheskie gruppirovki v leksiko-semanticheskoi podsisteme «Gosudarstvennoe upravlenie» v noveishii period razvitiia russkogo iazyka ["Moved" Thematic Groups in the Lexical Semantic Subsystem "Public Administration" in the Modern Period of
the Development of the Russian Language]. Filologiches-kie nauki. Voprosy teorii i praktiki // Philological science. Questions of theory and practice, 2015, No.12, P.4, pp. 80-82. (In Russian)
Zagorovskaia, O. V. (2015) Tipologicheskie razno-vidnosti natsional'nogo russkogo iazyka i formy ego su-
shchestvovaniia v nachale XXI veka [The Typological Varieties of the Russian National Language and the Forms of Its Existence at the Beginning of the XXI Century]. Izves-tiia VSPU, T. 268, No.3, pp. 96-101. (In Russian)
The article was submitted on 21.11.2016 Поступила в редакцию 21.11.2016
Заварзина Галина Анатольевна,
доктор филологических наук, доцент,
Воронежский государственный педагогический университет, 394077, Россия, Воронеж, Ленина, 86 а. [email protected]
Zavarzina Galina Anatolyevna,
Doctor of Philology, Associate Professor, Voronezh State Pedagogical University, 86 a Lenin Str.,
Voronezh, 394077, Russian Federation. [email protected]